?

"Разнообразие планетных систем", часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 62. Опубликовано: 14-06-2024, 19:40

Разнообразие планетных систем

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада

Из книги «Лёгкое путешествие на другие планеты»

Часть 1

 

В наши дни, когда люди пытаются достичь Луны, неверно считать сознание Кришны чем-то устаревшим. Мир стремится к Луне, а мы поём Харе Кришна. Но было бы заблуждением утверждать, что мы отстаём от современного научного прогресса. Путь научного прогресса нами уже пройден. Из "Бхагавад-гиты" явствует, что человек уже не первый раз пытается достичь высших планет. Газеты пестрят заголовками "Первые шаги по Луне", но репортёры не знают, что миллионы людей уже побывали на Луне и вернулись назад. Это случалось неоднократно, ещё в древнейшие времена. В "Бхагавад-гите" (8.16) недвусмысленно говорится: абрахма-бхуванал локах пунар авартино 'рджуна – "Дорогой Арджуна, даже если ты отправишься на высочайшую планетную систему – Брахмалоку, тебе придётся вернуться назад". Таким образом, межпланетные путешествия не новы. Преданным сознания Кришны хорошо известно о них.

Поскольку мы находимся в сознании Кришны, то всё, сказанное Кришной, считаем абсолютной истиной. Как утверждается в ведической литературе, существует много планетных систем. Наша планетная система называется Бхурлокой. Над ней расположена Бхуварлока, а ещё выше – Сварлока (Луна относится к этой планетной системе). Выше Сварлоки находится Махарлока, над ней – Джаналока, а ещё выше – Сатьялока. Существуют и низшие планетные системы. Планеты этой вселенной подразделяются на четырнадцать типов, и Солнце – главная из них. Вот как Солнце описано в "Брахма-самхите" (5.52):

йач-чакшур эша савита сакала-граханам

раджа самаста-сура-муртир ашеша-теджах

йасйагйайа бхрамати самбхрита-кала-чакро

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

"Я поклоняюсь Говинде (Кришне), изначальному Господу, по воле которого Солнце получает колоссальное могущество и жар и следует по своей орбите. Солнце – главная из всех планет – это глаз Верховного Господа".

Мы можем гордиться своим зрением, однако без солнечного света невозможно увидеть даже того, кто находится у нас под боком. Люди с вызовом спрашивают: "А вы можете показать мне Бога?" Но что они способны увидеть? Чего стоит их зрение? Бог не так доступен, чтобы Его мог увидеть любой. Без солнечного света мы вообще ничего не можем видеть, не говоря уже о Боге. Без солнца мы слепы, и ночью, когда его нет, мы вынуждены пользоваться электричеством.

Наше Солнце – не единственное в космическом проявлении: существуют миллионы и триллионы солнц. В "Брахма-самхите" (5.40) об этом сказано так:

йасйа прабха прабхавато джаганданда-коти-

котишв ашеша-васудхади-вибхути-бхиннам

тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Духовное сияние тела Верховной Личности Бога, Кришны, называется брахмаджйоти, и в этом брахмаджйоти находится бесчисленное множество планет. И, как в солнечном сиянии рассеяно огромное количество планет, так и в сияющем излучении тела Кришны – бесчисленные планеты и вселенные. Нам известно о существовании многих вселенных, в каждой из которых есть своё солнце. То есть существуют миллиарды вселенных и миллиарды солнц, лун и планет. Но Кришна говорит, что тот, кто пытается попасть на любую из них, даром тратит своё время.

Вот кто-то полетел на Луну, но что это даёт человечеству? Какой смысл десятилетиями тратить энергию, силы, деньги, чтобы просто дотронуться до Луны? Или там можно остаться и пригласить к себе друзей? Даже если кто-то и попадёт туда и сумеет там остаться, какую он принесёт этим пользу? До тех пор, пока мы находимся в материальном мире – на этой планете или на другой – нас будут преследовать всё те же страдания: муки рождения, смерти, старости и болезней. Мы не в силах избавиться от них.

Если мы собираемся жить на Луне (допустим, что это возможно), даже с кислородной маской, то как долго сможем задержаться там, и что это нам даст? Быть может, проживём немного дольше, но и там мы не сможем жить вечно. Это в принципе невозможно. А что нам дадут несколько лишних лет жизни? Таравах ким на дживанти: разве деревья не живут по многу лет? В лесу, неподалёку от Сан-Франциско, я видел дерево, которому семь тысяч лет. Ну и что из этого? Тому, кто гордится, что семь тысяч лет простоял на одном месте, это не делает чести.

Как совершить путешествие на Луну, как вернуться оттуда и так далее – длинная история, и всё это рассмотрено в ведической литературе. Этот способ не нов. Но наше Общество сознания Кришны преследует иную цель. Мы не собираемся тратить впустую своё драгоценное время.

Кришна говорит: "Не трать напрасно своё время в попытках достичь той или иной планеты. Что ты этим выиграешь? Куда бы ты ни отправился, материальные страдания будут следовать за тобой". Очень хорошо об этом сказал автор "Чайтанья-чаритамриты" (Ади. 3.97):

кеха папе, кеха пунйе каре вишайа-бхога

бхакти-гандха нахи, йате йайа бхава-рога

"В материальном мире кто-то наслаждается, а кто-то нет, но на самом деле страдают все, хотя одни думают, что наслаждаются, а другие осознают, что страдают".

Страдают все. Кого в этом материальном мире не мучат болезни? Кому не приносит страданий старость? Кто здесь не умирает? Никто не хочет стареть и страдать от болезней, однако это происходит со всеми. В чём же тогда наслаждение? Все эти наслаждения – вздор, так как в материальном мире их быть не может. Их рисует наше воображение.

Не стоит думать: "Это – наслаждение, а то – страдание".

Здесь нет ничего кроме страданий! Поэтому в "Чайтанья-чаритамрите" говорится: "Потребность в еде, сне, сексе и безопасности будет существовать вечно, но проявляться по-разному". Например, американцы родились в Америке, потому что в предыдущих жизнях совершали благочестивые поступки. В Индии люди страдают от нищеты, но, хотя американцы едят хлеб, как следует намазанный маслом, а индийцы не видят масла совсем, тем не менее питаются и те, и другие. Несмотря на нищету, население Индии не умирает с голоду. Четыре основные потребности тела – в еде, сне, сексе и безопасности – можно удовлетворить при любых обстоятельствах независимо от того, рождается человек в благоприятных условиях (благодаря благочестивым поступкам) или в неблагоприятных (в результате греховных поступков). Проблема в том, как освободиться от этих четырёх основных причин наших страданий – рождения, смерти, старости и болезней.

В этом заключается проблема, а не в том: "Что же я буду есть?" У птиц и зверей такой проблемы нет. С наступлением утра птицы сразу начинают чирикать. Они знают, что получат свою еду. Никто не умирает от голода, и перенаселения как такового не существует, потому что Бог устроил так, что все обеспечены всем необходимым. Могут быть только качественные различия, но более изысканные материальные наслаждения – это ещё не всё в жизни.

Истинная проблема заключается в том, как освободиться от рождения, смерти, старости и болезней, и её не решить с помощью бессмысленных путешествий по этой вселенной. Эту проблему невозможно разрешить даже на высочайшей планете материальной вселенной, потому что везде нас ожидает смерть.

В Ведах говорится, что продолжительность жизни на Луне равна 10 000 лет, а один день продолжается шесть наших месяцев. Таким образом, жизнь на Луне длится 10 000 х 180 лет. Но земляне не могут жить там так долго.

Это противоречило бы всем ведическим писаниям. Можно пытаться попасть на Луну, но жить мы там не сможем. Так утверждается в Ведах. Поэтому мы не горим желанием отправиться на ту или иную планету. Мы хотим попасть сразу на ту планету, где пребывает Кришна. Он говорит в "Бхагавад-гите" (9.25):

йанти дева-врата деван

питрин йанти питри-вратах

бхутани йанти бхутеджйа

йанти мад-йаджино 'пи мам

"Человек может отправься на Луну или даже на Солнце и на миллионы и триллионы других планет, а если его материальные привязанности слишком сильны, он может остаться здесь. Но Мои преданные придут ко Мне".

Такова наша цель. Посвящение в сознание Кришны гарантирует ученику, что в конце концов он попадёт на высочайшую планету – Кришналоку. Мы не сидим без дела, мы тоже пытаемся достичь других планет, но не тратим своё время на бессмысленные занятия.

Здравомыслящий человек не мечтает попасть ни на какие материальные планеты, потому что там его ждут всё те же четыре формы материальных страданий. Из "Бхагавад-гиты" можно узнать, что, даже попав на Брахмалоку, наивысшую планетную систему данной вселенной, мы обнаружим и там эти четыре причины страданий. Из "Бхагавад-гиты" известно, что один день на Брахмалоке продолжается миллионы наших лет. И это не подлежит сомнению.

Можно достичь даже наивысшей планетной системы – Брахмалоки, но по утверждениям учёных, если лететь со скоростью ракеты, полёт займёт сорок тысяч лет. Кто готов сорок тысяч лет путешествовать в космосе? Из ведической литературы мы знаем, что, пройдя определённую подготовку, можно попасть на любую планету. Тот, кто подготовит себя к путешествию на высшие планетные системы (про которые говорится, что на них обитают полубоги), сможет отправиться туда. С таким же успехом можно отправиться и на низшие планеты, или при желании остаться здесь. И наконец, тот, кто к этому стремится, может достичь планеты Верховной Личности Бога. Всё зависит от подготовки. Однако планетные системы нашей материальной вселенной не вечны. Продолжительность жизни на некоторых из них может быть очень большой, но рано или поздно все живые существа, находящиеся в материальной вселенной, умирают, чтобы опять получать новые тела. Существуют разные типы тел. Человеческое тело рассчитано на сто лет, а тела некоторых насекомых – всего на двенадцать часов. Таким образом, продолжительность существования тел относительна. Но тот, кто поднимется на Вайкунтхалоку, духовную планету, обретёт вечную жизнь, исполненную блаженства и знания. Человек может достичь такого совершенства, если он приложит некоторые усилия. Это подтверждается в "Бхагавад-гите" словами Господа: "Каждый, кто обладает истинным знанием о Верховной Личности Бога, способен достичь Моей обители".

Многие провозглашают: "Бог велик", но это просто избитая фраза. Мы должны понять в чём заключается Его величие, и это можно узнать из авторитетного писания. В "Бхагавад-гите" Господь говорит о Себе так: "Я рождаюсь здесь как обыкновенный человек, но на самом деле Моё явление трансцендентно". Бог так милостив, что приходит к нам как обыкновенный человек, но Его тело отлично от человеческого. Негодяи, ничего не знающие о Нём, считают Кришну одним из людей. Об этом сказано в "Бхагавад-гите" (9.11):

аваджананти мам мудха

манушим танум ашритам

парам бхавам аджананто

мама бхута-махешварам

"Глупцы смеются надо Мной, когда Я нисхожу в образе человека. Они не знают Моей трансцендентной природы и того, что Я – верховный владыка всего сущего".

Мы сможем узнать о Кришне, если будем читать необходимую литературу под надлежащим руководством, и если мы поймём природу Бога, то одно это уже принесёт нам освобождение. Мы – люди и не можем до конца постичь Абсолютную Верховную Личность Бога, но с помощью "Бхагавад-гиты", поведанной Верховной Личностью Бога, и духовного учителя можно узнать о Нём максимум того, что позволяют наши способности. Если мы действительно познаем Его, то сразу после оставления этого тела сможем войти в царство Бога. Кришна говорит:

тйактва дехам пунар джанма

наити мам эти со 'рджуна

"Тот, кто обладает знанием, покидая это тело, больше не возвращается в материальный мир, так как попадает в мир духовный и приходит ко Мне" («Б.-г.», 4.9).

Цель нашего движения сознания Кришны – донести эту высокую научную истину до сознания каждого. А метод очень прост: произнося святые имена Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, человек очищает своё загрязнённое сердце и осознаёт, что он – неотъемлемая частица Верховного Господа и его долг – служить Ему. Это очень приятный процесс: мы поём мантру Харе Кришна, ритмично танцуем и едим прекрасный прасад. Наслаждаясь этой жизнью, мы вместе с тем готовимся к следующей – в царстве Бога. Это не выдумки, а реальность. И хотя мирскому человеку это кажется вымыслом, тому, кто искренне хочет познать Бога, Кришна открывает Себя изнутри. Искренняя душа получает помощь от Кришны и духовного учителя. Духовный учитель – это внешнее проявление Бога, пребывающего в сердце каждого как Сверхдуша. Тому, кто очень серьёзен в своём намерении постичь Верховную Личность Бога, Сверхдуша незамедлительно оказывает помощь, направляя его к истинному духовному учителю. Ищущий духовного знания получает таким образом поддержку как изнутри, так и извне.

Как утверждается в "Бхагавата-пуране", процесс осознания Высшей Истины осуществляется в три этапа: сначала человек осознаёт безличный Брахман, то есть безличный Абсолют, затем Параматму, локализованный аспект Брахмана. Параматма напоминает нейтрон, входящий в состав атомного ядра, потому что тоже находится в каждом атоме. Это описано в "Брахма-самхите". Но в конечном счёте Высшее Божественное Существо осознаётся как верховная всепривлекающая личность (Кришна), обладающая всеми непостижимыми энергиями: всем богатством, всей силой, славой, красотой, всем знанием и всей отрешенностью. Эти шесть совершенств полностью проявляют Шри Рама и Шри Кришна, когда нисходят к нам. Не все люди, а только чистые преданные, руководствуясь авторитетными богооткровенными писаниями, могут узнать Кришну. Остальных же вводит в заблуждение материальная энергия. Следовательно, Абсолютная Истина является Абсолютной Личностью, с которой никто не может соперничать и которой нет равных. Безличное сияние Брахмана – это излучение Его трансцендентного тела, подобное свету, излучаемому Солнцем.

В "Вишну-пуране" материальная энергия называется авидьей, неведением, и проявляется в кармической деятельности, то есть в деятельности, направленной на удовлетворение чувств. Но хотя живое существо и склонно впадать в иллюзию и в погоне за чувственными наслаждениями попадает в ловушку материальной энергии, оно относится к антиматериальной (духовной) энергии. В этом смысле живое существо – положительная энергия, тогда как материя – отрицательная. Материя не развивается, пока не вступит во взаимодействие с высшей, духовной (антиматериальной) энергией, которая непосредственно является неотъемлемой частью духовного целого. Конечно, обыкновенному человеку очень трудно понять природу духовной энергии, проявляемой живыми существами, и потому это всегда остаётся для него загадкой. Иногда с помощью несовершенных чувств он получает о ней частичное представление, а иногда и вовсе не в состоянии понять её, поэтому лучше всего внимать наивысшему авторитету, Шри Кришне или Его преданному, представителю Господа, стоящему в цепи ученической преемственности.

Цель движения Сознания Кришны – постичь Бога. Духовный учитель, являясь представителем Кришны, помогает извне, а Кришна в форме Сверхдуши – изнутри. Жизнь живого существа, занимающегося духовной практикой под таким руководством, может увенчаться успехом. Того, кто хочет понять суть этого движения, мы адресуем к авторитетным источникам. Нами опубликованы "Бхагавад-гита как она есть", "Учение Шри Чайтаньи", "Шримад-Бхагаватам", "Кришна, Верховная Личность Бога", "Нектар преданности". Кроме того, на многих языках мы ежемесячно издаём журнал "Бэк ту Годхед" ("Обратно к Богу").

Наша миссия – вывести человечество из заколдованного круга: повторяющихся рождений и смертей.

Каждый должен стремиться прийти к Кришне. В журнале "Бэк ту Годхед" мы опубликовали статью "За пределами вселенной". В ней в соответствии с информацией, содержащийся в "Бхагавад-гите", описывается то, что находится вне этой вселенной. "Бхагавад-гита" очень популярна, она неоднократно издавалась и в Америке, и в Индии. К сожалению, на Запад проповедовать "Бхагавад-гиту" приезжают главным образом жулики. По другому их не назовёшь, так как они сознательно обманывают людей, скрывая от них истинные факты. Достоверное же описание духовной природы дано в нашей "Бхагавад-гите как она есть".

Космическое проявление именуется "природой", но есть иная, высшая природа. Космос – это проявление низшей природы, которая может находиться как в проявленном состоянии, так и в непроявленном, а за её пределами существует другая природа – санатана, вечная. Нетрудно понять, что всё проявленное здесь – временно. Наглядный пример тому – наше тело. Положим, кому-то сейчас тридцать лет. Итак, тридцать лет назад его тело ещё не было проявлено, а лет через пятьдесят оно снова вернётся в своё непроявленное состояние. Таков закон природы.

Тело проявляется и уничтожается, подобно набегающим и откатывающимся волнам прибоя. Но материалисты заботятся только об этой преходящей жизни, которая может в любой момент закончиться. Более того, вселенная – гигантское материальное тело – как и наше тело, будет уничтожена. Так что счастливы мы или несчастны, где бы мы ни находились – на этой планете или на другой – всему придёт конец. Так чего ради зря тратить время, путешествуя на планеты, где всему придёт конец? Мы должны стремиться попасть на Кришналоку. Это духовная наука, и нужно постараться понять её, а поняв, передать это послание всему миру. Сейчас все находятся во тьме. Люди ничего не знают, но очень горды собой. Но можно ли считать великим научным достижением полёт на Луну, когда подготавливавшаяся десять лет экспедиция возвращается назад с несколькими булыжниками? Космические путешественники преисполнены гордости: "О, я дотронулся до Луны".

Но что это им даёт? Даже если мы и смогли бы там жить, то очень недолго. В конце концов всё будет разрушено. Постарайтесь найти такую планету, с которой не придётся возвращаться, где жизнь вечна и где можно танцевать с Кришной. В этом заключается смысл сознания Кришны. Отнеситесь к этому движению серьёзно, так как сознание Кришны даёт возможность прийти к Кришне и танцевать с Ним в вечном танце. Из ведической литературы мы знаем, что материальный мир – это всего лишь одна четвёртая творения Бога, остальные же три четверти приходятся на духовный мир. Мы встретим это и в "Бхагавад-гите", где Кришна говорит: "Этот материальный мир – всего лишь незначительная часть целого". Как бы далеко мы ни старались заглянуть, даже если мы смотрим в небо, наш взор всегда будет ограничен пределами одной вселенной. Но внутри того, что называется материальным миром, существует бесконечное скопление вселенных. А за этими скоплениями бесчисленных вселенных находится духовное небо. О нём Господь тоже упоминает в "Бхагавад-гите". Он говорит, что есть другая, вечная природа, и она находится вне материального мира, у неё не было начала и нет конца. "Вечное" это то, что не имеет ни начала, ни конца. Ведическая религия называется вечной, потому что невозможно проследить историю её возникновения. Христианская религия имеет двухтысячелетнюю историю, ислам – свою историю, но если вы попытаетесь проследить развитие ведической религии, то не найдёте в истории её истоков. Поэтому она называется вечной религией.

Мы можем утверждать, что Бог создал материальный мир. Это справедливое утверждение говорит о том, что Бог существовал ещё до сотворения мира. Само слово "создал" указывает на то, что Господь существовал до сотворения космического проявления. Следовательно, Бог не подчиняется творению. Если бы Бог подчинялся творению, как бы Он мог творить? В таком случае Он Сам был бы одним из объектов материального творения. Но Бог не подчинён творению: Он – творец и потому вечен.

В духовном небе бесчисленные духовные планеты и бесчисленное множество духовных существ, тех же, кто недостоин жить в духовном мире, отправляют в материальный мир. Мы приняли это материальное тело по собственной воле, но нам не следовало этого делать, потому что на самом деле мы духовные существа. Невозможно проследить, когда и как мы получили материальное тело. Никто не может точно определить, когда обусловленная душа впервые получила материальное тело. Существует 8 400 000 форм жизни, из них 900 000 видов живых существ обитают в воде, а 2 000 000 относятся к растениям. К сожалению, эту ведическую науку не преподают ни в одном университете.

Это подлинные факты, и ботаники с антропологами могут исследовать это. Наибольшее внимание в учебных заведениях уделяется, конечно же, дарвинской теории эволюции органической материи. Но в "Бхагавата-пуране" и других авторитетных писаниях, имеющих огромную научную ценность, есть сведения об эволюции живых существ в различных телах. Сейчас господствует теория Дарвина, но её идея не нова – ведическая литература содержит колоссальный объём информации об условиях жизни в материальном мире.

…………………………………………

Редакция: Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Свами Прабхупада