?

"Разнообразие планетных систем", часть 2.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 64. Опубликовано: 14-06-2024, 19:43

Разнообразие планетных систем

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада

Из книги «Лёгкое путешествие на другие планеты»

Часть 2

 

Мы – представители лишь незначительной части живых существ, населяющих многочисленные вселенные материального мира. Пребывание в материальном мире и в материальном теле – это наказание. К примеру, заключённые в тюрьме осуждены правительством, но они составляют лишь незначительную часть всего населения. Всё население страны не может оказаться в тюрьме. В тюрьмах содержат только некоторых, неповинующихся закону. Так же и обусловленные души материального мира – лишь малая часть всех живых существ в творении Бога.

В этот материальный мир отправляются те, кто ослушался Бога – нарушил волю Кришны. Благоразумные и пытливые должны задаться вопросом: "Почему я попал в эту обусловленную жизнь? Я не хочу страдать".

Существует три вида страданий, и один из них – страдания, вызванные телом и умом. На Гаваях, напротив моего дома один человек держал животных и птиц, предназначенных на убой. Я приводил этот пример своим ученикам: "Вот стоят эти животные, и если вы скажете им: Милые, что же вы стоите? Уходите! Вас отправят на бойню", – они никуда не пойдут. У них нет разума".

Тот, кто не осознаёт своих страданий и не ищет путей избавления от них, ведёт животный образ жизни. Если человек не понимает, что страдает, и думает, что всё прекрасно, у него сознание животного, а не человека. Человек должен сознавать, что на этой планете неизбежны тройственные страдания. Ещё ему нужно знать, что он обречён на муки рождения, смерти, старости и болезней. Поэтому человек должен искать способа избавиться от них. Вот в каком направлении нужно проводить исследования.

Не успев появиться на свет, мы уже испытываем страдания. В течение девяти месяцев человеческий зародыш находится в стеснённом положении в герметической сумке брюшной полости своей матери. Он не в состоянии даже пошевелиться и защищаться от насекомых, которые его кусают. Наконец ребёнок рождается, но его страдания продолжаются. Мать, разумеется, заботится о нём, но дитя, несмотря на это, страдает и потому плачет. Ребёнок плачет от укусов клопов, от боли в животе, – а мать не знает, как его утешить. Его страдания начинаются ещё во чреве матери. Он рождается, подрастает, и его ждут новые страдания. Он не хочет ходить в школу, но его принуждают к этому. Он не желает учиться, но ему задают уроки.

Проанализировав нашу жизнь, мы увидим, что она полна страданий. Так зачем же мы приходим сюда? Обусловленные души неразумны. Мы должны задаваться вопросом:

"Почему я страдаю?" – и если есть средство, которое избавит нас от страданий, то им надо воспользоваться.

С Верховным Господом нас связывают вечные узы. Но каким-то образом теперь мы оказались в материальном мире, исполненном скверны. Поэтому нам необходим метод, с помощью которого можно вернуться в духовный мир. Этот метод восстановления нашей связи с Господом называется йогой. Слово "йога" означает "соединение".

Сейчас, разлучённые со Всевышним, мы представляем собой величину отрицательную – "минус Бог", но, если мы переменим этот знак на плюс, наша человеческая жизнь станет совершенной. Нужно стремиться к этому совершенству на протяжении всей своей жизни, а в момент смерти – оставления материального тела – это совершенство должно быть реализовано. Нужно быть готовым к смерти. К примеру, учёба в колледже занимает от двух до пяти лет, а экзамен служит окончательной проверкой полученных знаний. Успешно сдав экзамен, студенты получают диплом. Изучая предмет жизни, мы тоже должны готовиться к экзамену, который нам предстоит выдержать в момент смерти, и если сдадим его успешно, то перенесёмся в духовный мир. Всё проверяется в момент смерти.

Как гласит известная бенгальская пословица: что сделано на пути к совершенству, будет проверено в момент смерти. В "Бхагавад-гите" объясняется, что нужно делать в преддверии смерти (покидая нынешнее тело). В следующих стихах Шри Кришна говорит о дхьяна-йогах (медитирующих йогах):

йад акрашам веда-видо ваданти

вишанти йад йатайо вита-рагах

йад иччханто брахмачарйам чаранти

тат те падам санграхена правакшйе

сарва-дварани самйамйа

мано хриди нирудхйа ча

мурдхнй адхайатманах пранам

астхито йога-дхаранам

"Великие мудрецы, знатоки Вед, произносящие омкару и ведущие отречённый образ жизни, войдут в Брахман.

Стремясь к этому совершенству, человек даёт обет безбрачия. Теперь Я опишу тебе путь, ведущий к освобождению. Находиться в йоге значит отказаться от привязанности к любой чувственной деятельности. Закрыв все двери чувств, сосредоточив ум на сердце, а жизненный воздух – в верхней части головы, человек погружается в йогу" («Б.-г.», 8.11-12).

В системе йоги этот процесс носит название пратьяхары, это специальный термин, который означает "противоположное". Сейчас наши глаза прикованы к внешней красоте, но нужно отвлечь их от наслаждения этой красотой и сосредоточить на красоте внутренней.

Это и есть пратьяхара. Подобно этому следует сосредоточить внутренний слух на звуке омкары, идущем изнутри.

ом итй экакшарам брахма

вйахаран мам анусмаран

йах прайати тйаджан дехам

са йати парамам гатим

"Утвердившись в йоге и произнося священный звук ом, высшее сочетание букв, человек, который, покидая тело, думает о Верховной Личности Бога, несомненно попадёт на духовные планеты" («Б.-г.», 8.13).

Как указано, нужно прекратить всю внешнюю деятельность чувств и сосредоточить ум на вишну-мурти, облике Господа Вишну. В этом заключается совершенство йоги. Наш ум очень беспокоен, поэтому необходимо сосредоточить его на сердце. Когда ум удерживается в сердце, а жизненный воздух перемещён в верхнюю часть головы, человек может достичь совершенства в йоге.

Затем совершенный йог решает, куда ему отправиться. Количество материальных планет бесконечно, а за их пределами простирается духовный мир. Йогам известно об этом из ведических писаний. К примеру, прежде, чем приехать в Америку, я прочитал о ней в книгах. Аналогично этому, в ведической литературе описаны высшие планеты и духовный мир. Всё это известно йогу, способному перенестись на любую понравившуюся ему планету без помощи космического корабля.

Учёные-материалисты трудятся уже не первый год и могут продолжать свои попытки ещё сотню или тысячу лет, но им никогда не достичь ни одной из планет. Возможно, с помощью науки один или два человека попадут на какую-нибудь планету, но этот метод никогда не будет общедоступным. Универсальный же метод путешествий на другие планеты – практика йоги или гьяны. Но бхакти вообще не ставит своей целью путешествовать ни на одну из материальных планет. Тех, кто занят преданным служением Кришне, Верховному Господу, не интересует ни одна из планет материального мира, так как они знают, что какой бы планеты ни достиг человек, жизнь на них неизбежно подчинена четырём материальным законам. На некоторых планетах продолжительность жизни значительно выше, чем на Земле, но и там есть смерть. Однако те, кто находятся в сознании Кришны, возвышаются над материальной жизнью с её рождением, смертью, старостью и болезнями.

Духовная жизнь подразумевает избавление от этих беспокойств и страданий. Поэтому разумные люди не пытаются достичь материальных планет. Люди стремятся на Луну, и, хотя попасть на эту планету очень нелегко, если мы всё-таки добьемся этого, то продолжительность нашей жизни увеличится, но разумеется, не в этом теле. Попади мы на Луну в нынешнем теле, нас ожидала бы немедленная смерть.

Чтобы попасть на какую-нибудь планетную систему, нужно иметь соответствующее условиям этой планеты тело. Все планеты населены живыми существами, тела которых приспособлены к условиям жизни на ней. Например, в этом теле мы можем погрузиться в воду, но не можем жить в ней. Мы можем находиться там, быть может, пятнадцать или шестнадцать часов, а то и все двадцать четыре, но не более того. Обитатели же вод имеют особые тела, позволяющие им находиться там всю жизнь. Если рыбу вынуть из воды, она не проживёт и нескольких минут. Нетрудно понять, что даже на этой планете существуют различные виды тел, приспособленные к соответствующим условиям жизни. И по аналогии с этим, если мы хотим достичь другой планеты, то должны получить соответствующее тело.

Тот, чья душа с помощью метода йоги переносится на Луну, получает возможность жить гораздо дольше. Один день на высших планетах равен шести нашим месяцам, и, как утверждается в ведической литературе, их обитатели живут 10 000 лет. Так что, без сомнения, можно намного увеличить продолжительность жизни, но и на этих планетах смерть неизбежна. Через десять или двадцать тысяч лет или даже спустя миллионы лет (не имеет значения, сколько) наступает смерть.

На самом же деле мы бессмертны. Об этом говорится в самом начале "Бхагавад-гиты" (2.20): на ханйате ханйамане шарире. Мы – духовные существа и потому вечны. Тогда почему же мы рождаемся и умираем? Разумный человек задаётся этим вопросом. Те, кто находится в сознании Кришны, по-настоящему разумны, потому что не стремятся попасть на планеты, где есть смерть, как бы велика ни была там продолжительность жизни. Напротив, они хотят получить такое же, как у Бога тело.

Ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах - тело Бога – сач-чид-ананда. Сат означает "вечное", а чит – "исполненное знания", ананда – исполненное блаженства" («Брахма-самхита», 5.1).

В нашей брошюре "Кришна – источник наслаждения" объясняется, что если мы перенесёмся в духовный мир – на планету Кришны или на любую другую духовную планету – то получим тело, подобное телу Бога, то есть сач-чид-ананда – вечное, исполненное знания и блаженства.

Таким образом, те, кто находится в сознании Кришны, преследуют иную цель, чем те, кто пытается подняться на лучшие планеты материального мира. Господь Кришна говорит:

мурдхнй адхайатманах пранам

астхито йога-дхаранам

"Совершенство йоги заключается в том, чтобы попасть в духовный мир" («Б.-г.», 8.12).

Духовная душа – крохотная частица, заключённая в теле, и мы не можем увидеть её. Человек занимается йогой, чтобы суметь поднять её в верхнюю часть головы.

Йог практикует этот метод на протяжении своей жизни, достигая совершенства тогда, когда ему удаётся поднять её в верхнюю часть головы, а затем вырваться из тела. После этого он может перенестись на любую из высших планет по своему выбору. Таков совершенный йог.

Если йога интересует Луна, он может, как путешественник, отправляющийся в Европу, Калифорнию, Канаду или любую страну на этой планете, сказать: "Дай-ка я посмотрю, что представляет собой Луна, а потом поднимусь и на более высокие планеты". С помощью йоги можно перенестись на разные планеты, но всюду действует система виз и таможен. Чтобы попасть на другие планеты, необходима определённая подготовка.

Тех, кто находится в сознании Кришны, не привлекают планеты, существование которых временно, даже если продолжительность жизни на них очень высока. Если в момент смерти йог сможет произносить ом – краткую форму трансцендентной вибрации и одновременно мам анусмаран – помнить Кришну (Вишну), то он достигнет совершенства. Цель йоги – сосредоточить ум на Вишну. Имперсоналисты воображают, что видят форму Вишну, то есть Господа. Персоналисты же видят Верховного Господа не в воображении, а в действительности. В любом случае, сосредотачивает человек свой ум с помощью воображения или реально видит, ум должен быть сосредоточен на форме Вишну. Мам означает "на Верховном Господе Вишну".

Каждый, кто, покидая тело, сосредоточит свой ум на Вишну, достигнет духовного царства. Настоящие йоги не стремятся ни к каким другим планетам, так как хорошо знают, что на планетах, которые не вечны, жизнь не вечна, и потому это их не привлекает. Так считают те, кто разумен.

В "Бхагавад-гите" (7.23) говорится, что те, кого удовлетворяет временное счастье, временная жизнь и временные удобства, неразумны. Антават ту пхалам тешам бхаватй алпа-медхасам – "Скудоумных привлекает преходящее". Так утверждается в "Шримад Бхагавад-гите". Я вечен, так почему же меня должно привлекать временное? Кому нравится временное существование? Никому. К примеру, мы сняли квартиру, а хозяин просит её освободить. Это печально, но мы не огорчаемся, если нас ждёт более удобная квартира. Вот к чему мы стремимся. Мы не хотим умирать, потому что мы вечны.

В материальной атмосфере мы лишаемся вечности. В "Шримад-Бхагаватам" говорится: "От восхода и до заката солнце сокращает продолжительность нашей жизни". Наша жизнь сокращается с каждым днём. Если солнце взошло в половине шестого утра, то к половине шестого вечера наша жизнь стала короче на двенадцать часов. Нам никогда не вернуть этого времени. Мы можем просить учёных: "Возьмите двенадцать миллионов долларов, но только верните мне эти двенадцать часов". Но они ответят: "Это невозможно". Учёные бессильны сделать это. Поэтому в "Бхагаватам" говорится, что наша жизнь сокращается от утренней до вечерней зари.

Время – прошлое, настоящее и будущее – называется калой. Завтра настоящее станет прошлым, а будущее – настоящим. Но эти прошлое, настоящее и будущее относятся только к телу, мы же принадлежим вечности. Поэтому нужно думать о том, как достичь вечности. Человек – существо с развитым сознанием и потому не должен тратить свою жизнь на удовлетворение животных потребностей в еде, сне, сексе и самообороне. Он должен посвятить своё время поискам пути, ведущего к вечной жизни.

Говорится, что солнце ежеминутно, ежечасно, ежедневно сокращает нашу жизнь, но время, которое мы посвящаем повествованиям об Уттама-шлоке, то есть повествованиям о Господе, у нас никто не отнимет. Время, проведённое в храме Сознания Кришны, не может быть отнято. Это записывается в наш актив, это – наш плюс, а не минус. Время нашей жизни, если иметь в виду тело, может быть отнято у нас, и как бы ни старался человек сохранить его, это никому не удастся. Но солнце не может отнять у нас духовных знаний, полученных в сознании Кришны. Они останутся с нами, невзирая ни на что.

Повторение маха-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – несложный процесс. Время, которое это займёт, не будет потеряно в отличие от времени, потраченного на удовлетворение потребностей тела. Пятьдесят лет назад я был молодым человеком, но это время ушло, и его не вернуть. Однако духовные знания, полученные от моего духовного учителя, невозможно отнять и они останутся со мной даже тогда, когда я покину это тело, и если они были совершенны в этой жизни, то приведут меня в вечную обитель.

Материальный и духовный миры принадлежат Кришне. Мы не владеем ничем. Всё вокруг – собственность Верховного Господа, подобно тому как правительству принадлежит в государстве всё – и находящееся в тюрьме, и за её пределами. Обусловленная жизнь подобна тюрьмам материального мира. Заключённый не может свободно переселяться из одной камеры в другую. На свободе можно переселиться из одного дома в другой, в тюрьме же это невозможно, так что приходится оставаться в своей камере. Планеты этого мира подобны камерам. Мы пытаемся отправиться на Луну, но делать это с помощью механических средств нецелесообразно. Всем нам – американцам, индийцам, китайцам, русским – суждено жить на этой планете. И мы не можем покинуть её, хотя существуют миллионы и миллиарды других планет, и у нас есть соответствующие летательные аппараты, чтобы их достичь.

Не можем, потому что обусловлены законами природы, законами Бога. Человек, которого посадили в определённую камеру, не может поменять её по собственному желанию, без разрешения вышестоящих властей. В "Бхагавад-гите" Кришна говорит, что нет никакого смысла пытаться переходить из одной камеры в другую. Это никому не принесёт счастья. Если заключённый думает: "Сейчас я нахожусь в этой камере, а если уговорю начальника тюрьмы перевести меня в другую, то там буду счастлив", – он ошибается.

Пока человек находится в тюрьме, он не может быть счастливым. Меняя камеры – от капитализма к коммунизму, – мы пытаемся найти своё счастье. Но цель должна быть иной – освободиться от всех этих "измов". Человек должен искоренить в себе "изм" материализма, и только тогда он станет по-настоящему счастливым. Такова цель сознания Кришны.

Мы следуем указаниям Верховной Личности. Кришна говорит: "Дорогой Арджуна, ты можешь достичь самой высокой планетной системы. Она носит название Брахмалоки. Многие стремятся попасть на неё, потому что продолжительность жизни там очень велика". Нам даже не удастся рассчитать продолжительность хотя бы половины суток Брахмалоки. Это просто не поддаётся вычислению. Но и там тоже есть смерть. Поэтому Кришна говорит: "Не трать зря время и не пытайся достичь других планет или перенестись с одной на другую".

Люди, которых я встречал в Америке, очень непоседливы. Они переезжают с квартиры на квартиру, из страны в страну. Эта непоседливость присуща нам потому, что мы ищем свой настоящий дом. Переезды с места на место не приведут нас к вечности. Вечная жизнь возможна только рядом с Кришной. Поэтому Кришна говорит нам: "Мне принадлежит всё, и у Меня есть превосходнейшая обитель, которая называется Голокой Вриндаваной". Тому, кто хочет отправиться туда, достаточно осознать Кришну и постараться понять, как Он приходит в наш мир и покидает его, и какое на самом деле занимает положение Он, а какое мы, какие у нас с Ним взаимоотношения и как нужно жить. Просто попытайтесь проанализировать эти вопросы с научной точки зрения. В сознании Кришны всё научно.

Это не причуда, не фальсификация, не сентиментальность, не фанатизм и не фантазия. Это истина, факт, реальность. Мы должны по-настоящему понять Кришну. Хотим мы или нет, нам придётся оставить своё тело. Настанет день, когда мы должны будем подчиниться законам природы и расстаться со своим телом. Даже президент Кеннеди, когда пришёл его черёд, должен был подчиниться этому закону природы и сменить своё тело на другое. Он не мог сказать: "Я же президент, мистер Кеннеди, я не хочу этого делать". Законы природы неумолимы.

Наше развитое человеческое сознание предназначено для того, чтобы понять, как действует природа. Не только люди, но и собаки, кошки, черви, деревья, птицы, звери и все другие живые существа обладают сознанием. Но наше сознание не должно быть таким, как у них. В "Шримад-Бхагаватам" говорится, что мы получили человеческое тело после многих и многих жизней. И теперь мы должны правильно распорядиться им. Воспользуйтесь, пожалуйста, этой человеческой жизнью, чтобы развить в себе сознание Кришны, и будьте счастливы.

…………………………………………………..

Редакция: Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Свами Прабхупада