?

Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада Лекция по "Шримад-Бхагаватам" 1.2.18

 (голосов: 1)
   Журналист: vaishnava_das. Просмотров: 2068. Опубликовано: 10-08-2013, 10:55

Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада

Лекция по "Шримад-Бхагаватам" 1.2.18
26 сентября 1974, Калькутта

 

нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке бхактир бхавати наиштхики

«Благодаря регулярному посещению лекций по «Бхагаватам» и служению чистому преданному всё, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым» («Ш.-Б.» 1.2.18).

Комментарий: Наиштхики. Ништха. Из ништхи... Ништха означает «прочно утвердившийся».

адау шраддха татах садху-сангах 'тха бхаджана-крийа,
тато 'нартха-нивриттих сйат тато ништха

     Шрила Рупа Госвами объяснял, как человек может прочно утвердиться, ништха. Этот уровень ништха приходит, когда человек освобождается от анартх. Адау шраддха. Также как все вы пришли сюда из-за шраддхи, какой-то веры, говоря: «Давайте пойдём в храм Харе Кришна, посмотрим арати, или послушаем  от свами». Это начало, шраддха. Для того, чтобы сформировать шраддху, немного веры, организованы эти центры. И когда кто-то обретает веру, то он постепенно продвигается. Адау шраддха. И эта шраддха была объяснена Шрилой Кавираджей Госвами («Ч.-ч», Мадхья 22.62), что такое шраддха. Он сказал: шраддха-шабде вишваса кахе судридха нишчайа. Шраддха означает твёрдая вера, вишваса, судридха нишчайа, непреклонная. Что это за судридха нишчайа? кришне бхакти каиле сарва-карма крита хайа. Это начало, шраддха. Шраддха означает…

    Также как в «Бхагават-гите» (18.66) сказано: сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа. Если кто-то  соглашается на это условие, тогда кришне бхакти каиле. Если кто-то соглашается: «Да, если я предамся Кришне, то это будет моим совершенством жизни» – это шраддха. А не так, что «Кришна также хороший, и этот полубог также хороший, вы также хорошие, я также хороший. Вы Бог, я также Бог». Шраддхи нет. Также как целомудренная женщина не может сказать, что каждый мужчина хороший, Она скажет: «Только мой муж хороший». Это целомудрие. Если какая-то женщина скажет, что всякий мужчина хороший… Подобным образом, шраддха означает стать целомудренным, чистым кришна-бхактой. Это шраддха.

шраддха-шабде вишваса кахе судридха нишчайа
кришне бхакти каиле сарва-карма крита хайа

(«Ч.-ч», Мадхья, 22.62)

    Теперь вы можете видеть на практике. Эти американские и европейские парни, они начали с шраддхи. Я сказал им, что Кришна – это Верховная Личность Бога, кришнас ту бхагаван свайам («Ш.-Б» 1.3.28). Они это приняли. Они не представляли, что так много негодяев говорят: «Вот ещё один Бог, вот другой Бог, вот другой Бог». Нет. Кришне бхакти каиле сарва-карма. Они утвердились в своей вере. В этом их удача. У них нет никакой выдуманной идеи. Поэтому они совершают прогресс. Адау-шраддха. Затем садху-санга («Ч.-ч», Мадхья 22.83).

    Это шраддха, эта твёрдая вера в Кришну может быть более твёрдой благодаря садху-санге. Садху-санга означает... Кто такой садху? Садху означает преданный. Садхур эва са мантавйах («Б.-г.» 9.30). Кто такой садху? Садху значит..., это не означает иметь длинную бороду и одежду шафранового цвета. Садху, махатма означает, тот, кто является чистым преданным, это объясняется в «Бхагават-гите» (9.30):

апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах

Он является садху, даже если он су-дурачарах. Также как мы иногда находим этих американских, европейских парней, с нашей точки зрения они немного отклоняются. Но Кришна подтверждает, что даже если он отклоняется, тем не менее, он является садху. Почему? Бхаджате мам ананйа-бхак. "Потому что он не знает ничего, кроме Меня, Кришны». Это заверение, которое даёт Кришна. Садхур эва са мантавйах. Самйак... "О, он может быть садху, но не до конца". Нет. Самйаг вйавастхито хи сах. Он полностью садху. Итак, каковы же его качества? Бхаджате мам ананйа-бхак. Вы можете видеть пример, как они делают бхаджану с помощью поклонения Божествам. Вы никогда не увидите даже в Калькутте такое замечательное поклонение Божествам. Бхаджате мам ананйа-бхак. Они не знают. Все эти парни и девушки, они не знают ничего кроме Кришны. Итак, это квалификация садху.

    Поэтому мы должны общаться с такими садху, у кого есть непреклонная вера в Кришну, и они полностью заняты служением Кришне. Он является садху.

бхаджате мам ананйа-бхак махатманас ту мам партха

даивим пракртим ашритах бхаджанти ананйа-манасах
                                                                                                        («Б.-г.», 9.13)

Это махатма. Мы стремимся к махатме. Кто такой махатма? Са махатма су-дурлабхах. Васудевах сарвам ити са махатма су-дурлабхах («Б.-г», 7.19). Тот, кто принял Кришну как всё в своей жизни, такого махатму редко можно встретить. А так называемые махатмы слоняются по улицам: «Ты Бог, я Бог, все являются Богом». Не такого рода махатмы. Махатма означает бхаджанти – он поклоняется Мне, Кришне. Кришна – это бхаджанийа, а мы слуги. Тот, кто в этом убеждён, тот является махатмой, он садху. Поэтому мы должны общаться с такими садху. Адау шраддха татах садху-сангах («Ч.-ч.», Мадхья, 23.14-15). Чистый преданный Кришны. У них нет никаких других желаний. Анйабхилашита – шунйам джнана-кармадй-анавритам («Б.-р.-с.» 1.1.11). Не покрытые умственными спекуляциями или деятельностью ради плодов, карма-канда. Джнана-кармадй-анавртам («Ч.-ч.», Мадхья 19.167). Не покрытые. Если вы будете смешивать карму с бхакти, если вы будете смешивать гьяну с бхакти, если вы будете смешивать йогу с бхакти, то оно (служение) осквернится. Оно станет не чистым. Чистое преданное служение приводится Рупой Госвами: анйабхилашита- шунйам («Ч.-ч.», Мадхья 19.167). Отсутствие желания деятельности ради плодов или философских спекуляций или йоги, мистической йоги, магии. Нет. Просто для того, чтобы удовлетворить Кришну. Это бхакти. Анукулйена кришнану-шиланам («Ч.-ч.», Мадхья 19.167).

    Анукулйена. Анукулйена означает то, что благоприятно, то, что хочет Кришна. Также как Арджуна – он не хотел сражаться. Он хотел быть очень хорошим, ненасильственным джентльменом. Но Кришна вдохновлял его: «Сражайся». Затем, позднее, он согласился: "Да, каришйе вачанам тава" («Б.-г.», 18.73). Это анукулйена. Кришна хочет этого. Неважно это насилие или ненасилие, Кришна этого хочет. Я должен это делать. Это называется анукулйена, не противоречит желанию Кришны, но для блага Кришны. Это называется анукула, анукула-сева.

    Итак, анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама («Б.-р.-с.»1.1.11) Это бхакти первого класса. А не так что, если мне это понравится, тогда я буду это делать. Это не анукула. Это пратикула. Нравится вам это или нет – это не важно. Кришне это нравится, вы должны это делать. Это анукулйена кришнану-шиланам. Поэтому если мы будем общаться с садху... Садху, махатма значит тот, кто полностью занят служением Кришне. Это садху. Это махатма. Поэтому рекомендуется адау-шраддха татах садху-сангах («Б.-р.-с.» 1.4.15-16). И если вы будете общаться с садху, тогда бхаджана-крийа .... Также, как много тысяч европейцев, американцев, присоединились благодаря садху-санге. Сначала они пришли в храм и слушали несколько дней. Затем неожиданно, они становились обритыми. Нам не надо было просить. Он берёт мешочек и чётки, хотя он не инициирован. Затем через несколько дней он обращается: «Пожалуйста, дайте мне посвящение». Бхаджана-крийа. Это называется бхаджана-крийа. Тогда мы инициируем: «Да, теперь ты заинтересован, мы инициируем». Мы даём ему хари-наму: "Повторяй Харе Кришна мантру" – это первая инициация. «И повторяй 16 кругов, следуй правилам и ограничениям». Затем, когда я вижу, через 6 месяцев или один год, что он всё делает хорошо, тогда мы принимаем его как моего ученика, вторая инициация. Итак, это бхаджана-крийа. Тогда ему дозволяется поклоняться Божествам или готовить для Божеств, и многое другое. Бхаджана-крийа. Адау шраддха татах садху-санго ‘тха бхаджана-крийа тато 'нартха-нивриттих сйат («Ч.-ч.», Мадхья 23.14-15).

    Если есть бхаджана, тогда он будет свободен от всех анартх. Анартха означает нежелательные вещи. Также как один человек курит. Курение не является необходимым для жизни. Если вы не будете курить… Также как мы не курим. Это не означает, что мы умираем. Это анартха. Но всякий, кто научился курить, он не может остановиться. Анартха. Когда результат бхаджаны принесёт результаты, тогда анартха-нивриттих сйат, его больше не интересуют какие-то нежелательные вещи.

    Мы практиковали так много всего нежелательного. В первую очередь незаконный секс, занимаясь столь многими похотливыми делами, без всяких семейных уз, незаконный секс. Это анартха. Почему? Если вы хотите секса, то женитесь в соответствии с шастрой. Нет никаких препятствий. В соответствии с ведической цивилизацией девушка должна быть замужем. Но в каждой стране я вижу, что женское население больше, чем мужское. Тогда как каждая девушка может выйти замуж? Поэтому в Индии разрешается иметь больше, чем одну жену. Теперь это не разрешается. Таково ведическое наставление, канйа дана. Отец должен выдать, найти мужа для своей дочери. Есть много историй, кулина брахмана.

Итак, анартха. Мы не должны создавать в обществе анартхи, ненужные беспокойства. Ненужные беспокойства – это незаконный секс. И мясоедение. Мясоедение… Для чего кому-то есть мясо? Никакой животной пищи. Кришна дал так много всего замечательного. Выращивайте. Кришна говорит в «Бхагават-гите»: «Аннад бхаванти бхутани» («Б.-г.», 3.14). Кришна никогда не говорит: «Мамсад бхаванти бхутани, матсйад бхаванти бхутани». Никогда не говорит. Только аннад, анна. Анна означает зерновые. Производить достаточно зерновых… Пойдите в деревенскую местность, и там вы увидите сотни и тысячи акров земли, которые лежат пустыми. Никто не заинтересован. Теперь они заинтересованы в открытии боен. «Убейте и съешьте бедное животное, но не выращивайте зерновые». Во всём мире происходит это зло. Я путешествовал по многим странам, по всему миру. В Африке есть много пустующей земли. В Австралии так много пустующей земли. Но никто не выращивает зерновые. Они держат немного коров. Они поддерживаются автоматически. Там есть трава. «И они тучные, возьмите их и пошлите на бойню, и съешьте», это сумасшествие. Но земля лежит пустая. Земля лежит пустая. Поэтому люди не следуют правилам и ограничениям, данными Богом, или природой. Они изобрели свой собственный образ жизни. Поэтому они страдают. Теперь мы видим это в Калькутте или любом другом городе… Теперь это проблема. Везде будет проблема нехватки еды и топлива, проблемы с энергией. Это предсказывают много-много великих учёных. Потому что люди совершают так много грехов, поэтому они будут голодать. Это наказание. Эти греховные негодяи будут наказаны. Тан ахам двишатах круран кшипамй аджасрам андхе-йонишу («Б.-г.», 16.19).

    Эти безбожники, двишатах, которые завидуют Богу: "Почему должен быть Бог? Почему Кришна должен быть Богом?» Завистливые... Итак, это всё грязные вещи. Мы начали в этой главе со шлоки («Ш.-Б.», 1.2.17):

шринватам сва-катхах кришнах пунйа-шравана-киртанах
хридй антах стхо хй абхадрани видхуноти сухрит сатам

Абхадрани, грязь, которую они накапливают. Поэтому слушая о Кришне – нитйам бхагавата-севайа («Ш.-Б.», 1.2.18) Вы должны слушать… Не эту странную бхагавата-саптаху. Я не нахожу такой бхагавата-саптахи нигде в «Бхагавате». Но они изобрели какие-то способы для профессионального чтения. В «Бхагавате» не сказано: «саптаха бхагавата-севайа». Но сказано: «нитйам бхагавата-севайа». Вы должны слушать «Бхагаватам» каждый день, регулярно. Таково наставление «Бхагаватам». Вы должны слушать не от профессиональных людей, профессиональных чтецов. А затем после одной такой саптахи, делать все эти грязные вещи и брать какие-то деньги для своего поддержания, чтобы поддерживать свою жену и детей. И брать много зонтиков, много костюмов, много принадлежностей и продавать на рынке, чтобы получить немного денег и поддерживать их. Такого рода бхагавата-сева не поможет. Нитйам бхагавата-севайа. Приказ Чайтаньи Махапрабху – это бхагавата пада гийа бхагавата стхане («Ч.-ч.», Антья 5.131).

    Если вы хотите осознать, что такое «Бхагавата», тогда вы должны пойти и изучать «Шримад-Бхагаватам» от личности, чьей жизнью является «Бхагаватам», не от профессиональных чтецов «Бхагаваты». Итак, кто будет читать «Бхагаватам» каждый день, если он не посвятил свою жизнь Бхагавану? Только бхагавата. Писание – это грантха-бхагавата и личность – бхагавата. Маха-бхагавата. Личность, преданный называется бхагавата. И грантха-бхагавата. Поэтому мы должны служить обоим. Мы должны каждый день слушать «Шримад-Бхагаватам» от осознавшей себя души. Нитйам бхагавата-севайа («Ш.-Б.», 1.2.18).

    Гуру и преданные они – бхагаваты. Итак, мы должны служить, мы должны их удовлетворить. Это также говорится в «Бхагават-гите»: тад виддхи пранипатена  парипрашнена севайа («Б.-г.», 4.34).

    Если вы хотите понять трансцендентные темы, тогда вы должны принять три эти вещи. тад виддхи... В первую очередь предаться. Найти ту личность, которой вы можете предаться. Если не будет предания, то это невозможно. Поэтому вайшнавская философия начинается с предания. Поэтому Кришна говорит («Б.-г.» 18.66): сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа. Это приказ Кришны.

    И в чём заключается разница между Кришной и его представителем? Представитель говорит: «Предайтесь Кришне». Он никогда не говорит: «Предайтесь мне. Я стал Кришной». Это глупость, негодяйство. Поэтому он является представителем Кришны. Кришна лично просит: «Предайся мне», и это долг истинного духовного учителя, гуру сказать своему ученику: «Предайся Кришне». Он никогда не скажет: «Предайся мне. Я стал Кришной. Теперь я осознавшая себя душа. Я стал Бхагаваном». Это негодяй. Поэтому процесс таков, тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа («Б.-г», 4.34). Здесь то же самое говорится по-другому. Это шастра. На самом деле, как Кришна говорит в «Бхагават-гите»... Что такое Веды? Есть четыре Веды и 108 главных Упанишад, затем «Веданта-сутра», затем так много книг. Все они являются Ведами. И какова их цель? ведаиш ча сарваир ахам эва ведйам («Б.-г.», 15.15).

    Прочитайте все Веды, все Пураны, «Брахма-сутру», «Рамаяну», «Махабхарату». Какова их цель? Постичь Кришну! Если вы не поймёте Кришну, тогда всё мирское станет бесполезным. Ваше так называемое изучение Вед бесполезно, шрама эва хи кевалам. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» («Ш.-Б.», 1.2.8):

дхармах сванушчитах пумсам вишваксена катхасу йах
нотпадайед ратим йади шрама эва хи кевалам        

Вы понапрасну тратите вашу энергию… Дхарма... Брахман очень хорошо следует своей брахманической культуре. Это очень хорошо. Кшатрий очень хорошо выполняет свой долг. Это правильно. Вайшья следует долгу… Но проверкой того, является ли он совершенным или нет, или просто работает напрасно, тратит своё время, какова проверка? Это также утверждается Сутой Госвами («Ш.-Б.», 1.2.13):

атах пумбхир двиджа-шрештха варнашрама-вибхагашах
сванутиштхитасйа дхармасйа самсиддхир хари-тошанам      

    Не важно является ли он индусом или мусульманином, или тем, или этим. Ваш долг – это следовать вашим религиозным принципам. Он должен понять, выполняет ли он… удовлетворяет ли он Кришну. Вот что необходимо. Тасмин туште джагат туштам. Поэтому Кришна лично говорит: «Предайся мне». Это единственное занятие. Нет другого занятия. Просто смотреть: «Удовлетворяю ли я Кришну?» Тогда это будет возможным… Здесь говорится: нашта-прайешв абхадрешу («Ш.-Б.», 1.2.18). Не полностью. В нашем сердце есть так много грязных вещей. Если оно сразу же очистится, тогда мы сразу же будем освобождённой личностью. А это невозможно. Постепенно. Постепенно, продолжайте слушать, слушать, шринватам сва-катхах кришнах («Ш.-Б.», 1.2.17). Постепенно, вся грязь будет очищена.

    Итак, нашта-прайешу, почти чистое, не полностью чистое. Даже если оно почти полностью чистое... Как оно очищается? Нитйам бхагавата-севайа («Ш.-Б.», 1.2.18). Служите вашему духовному учителю, представителю Бхагавана, бхагавате, и слушайте «Шримад-Бхагаватам» — эти два вида бхагаваты — и делайте это. Нитйам бхагавата-севайа. Нашта-прайе... Почти, практически чистое… Тогда что это? бхагаватй уттама-шлоке бхактир бхавати наиштхики. Результат будет таков, что вы утвердитесь в преданном служении.

    Уттама-шлока. Другое имя Бхагавана – Он Уттама-шлока. Уттама-шлока означает избранные молитвы. Также как Брахмаджи предлагает молитвы Верховной Личности Бога («Брахма-самхита», 5.29):

чинтамани-пракара-садмасу калпа-врикша-
лакшавритешу сурабхир абхипалайантам
лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами      

    В шастрах есть так много молитв. Поэтому Его имя – это Уттама-шлока. Эти молитвы не составлены обычным поэтом-негодяем. Они составлены очень, очень доблестными, великими личностями, такими как Господь Брахма, Господь Шива, и другие – Сута Госвами, Шукадева Госвами, Вьясадева. Поэтому их называют также - Уттама-шлока, высочайшая поэзия. Поэтому ещё одно имя Бхагавана – это Уттама-шлока. Великие личности предлагают Ему молитвы с помощью избранной поэзии и молитв. Поэтому бхагаватй уттама-шлоке («Ш.-Б.», 1.2.18).

     Если мы на самом деле будем следовать регулирующим принципам, нитйам бхагавата-севайа  («Ш.-Б.», 1.2.18), тогда постепенно наше сердце очистится. Чето-дарпана марджанам («Ч.-ч.», Антья 20.12). Чайтанья Махапрабху сказал.

    Процесс состоит в том, чтобы очистить грязное сердце. На самом деле мы чисты, асанго  хйайам  пурушах («Брихад-аранйака Упанишад»,  4.3.16). Нам нет необходимости быть осквернёнными материальными качествами. Мы не оскверняемся. В Бенгалии мы говорим, теле джале месера. Поместите масло в воду, оно никогда не смешается. Подобным образом, мы являемся духовными душами, ахам брахмасми. Мы не имеем ничего общего с этим материальным миром. Но так или иначе, я соприкоснулся. Поэтому я должен просто освободиться. Это говорит Чайтанья Махапрабху, чето-дарпана марджанам. Как только ваше сердце будет очищено от всей грязи, тогда бхава-маха-давагни-нирвапанам («Ч.-ч.», Антья 20.12), тогда вы сразу же выйдете из этого осквернения, бхава-маха-давагни. Это осквернение означает, что мы находимся в пылающем огне этого материального мира. Пылающий огонь... бхава-маха-давагни. Давагни означает пожар в лесу. В лес никто не приходит для того, чтобы разжигать пожар, но он происходит. Также как мы в Индии думали, что выдворив отсюда британцев, мы будем счастливы. Нет. Давагни таково, что… Это не является лекарством. Лекарство – это бхаваушадхи. Лекарство – это сознание Кришны. Не просто менять этот -изм на тот -изм, эту политическую партию на ту… Это не так. Потому что все несовершенны. Как они могут дать вам совершенное счастье? Это невозможно. Они сами являются андха. Андха означает слепые. Поэтому, если вы будете следовать за слепцом, как вы сможете пересечь океан рождений? Это невозможно. Андха йатхандхаир упанийаманах. Почему они андха? На те видух свартха-гатих хи вишнум («Ш.-Б.», 7.5.31). Они не знают, что конечная цель жизни – это предаться Кришне. Этого они не знают. Они выдумывают свои собственные пути продвижения. Это никогда не будет успешным.

на те видух свартха-гатих хи вишнум
дурашайа йе бахир-артха-манинах

(«Ш.-Б.»,7.5.31)

    Они думают, подстроив под себя этот материальный мир, мы будем счастливы. Это невозможно. Майя, материальная энергия, не позволит вам быть совершенными до тех пор, пока вы не предадитесь Кришне. Таково её занятие. Поэтому в «Бхагават-гите» сказано (7.14):

даиви хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте майам этам таранти те

Таков способ. Поэтому в этом стихе подтверждается… То же самое. В ведической литературе то же самое рассказывается по-другому, при других обстоятельствах. Но конечная цель – это постичь Кришну. Ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах («Б.-г.», 15.15).

    Поэтому если вы будете следовать этому принципу, слушать «Бхагаватам»... «Бхагаватам» означает слова или поступки Бхагавана. Но имперсоналисты думают, что конечная цель, конечная Истина, Абсолютная Истина – это не личность. Поэтому нет никакой деятельности. Если это личность, то у неё есть деятельность. Но если это не личность, пустота, также как небо… В небе, нет никакой деятельности. Единственная деятельность это то, что небо покрыто облаками, и вы не можете видеть солнце. Это единственная деятельность. Поэтому такого рода деятельность не нужна. Поэтому мы должны слушать о Кришне. Вы будете слушать о Кришне, о множестве разнообразных поступков. Вы слушаете «Бхагават-гиту». Там так много деятельности Кришны. Поэтому мы должны слушать об этом. И до тех пор, пока не будет деятельности, о чём вы будете слушать? Просто "Брахман, Брахман, Брахман... ниракара". Как долго вы будете слушать? И как долго вы будете наслаждаться?... Нет никакого наслаждения. Поэтому они, эти брахмавади, эти ниракаравади, хотя с помощью аскез и лишений они поднялись до сияния Брахмана, тем не менее, они падут. Потому что мы являемся живыми существами, мы хотим разнообразных наслаждений. Мы не удовлетворены пустотой, нулем. Это невозможно. Поэтому шринватам сва-катхах кришнах. Человек должен слушать о Кришне, о Его разнообразной деятельности. Разнообразной деятельности, не ниракара, без всякой деятельности. Нет. Эта деятельность отличается от материальной деятельности. Джанма карма ча ме дивйам («Б.-г.», 4.9). Это называется дивйам. Это не обыкновенная деятельность. Она вся трансцендентна, духовная деятельность. Философы майавади не могут этого понять. Поэтому у нас есть достаточно материала, чтобы слушать о Кришне. Шринватам сва-катхах кришнах пунйа-шравана («Ш.-Б.», 1.2.17).

    Если мы будем просто сидеть и слушать, мы будем становиться благочестивыми. И как только мы станем благочестивыми, тогда мы сможем понять, кто такой Кришна, кто такой Бог. Если мы будем заниматься или погрязнем в греховную деятельность, то у нас не будет шанса. Поэтому анартха-ниврттих сйат («Ч.-ч.», Мадхья 23.14-15).

    Благодаря садху-санге, благодаря общению с садху, бхактами и благодаря бхаджана-крийе, будет видно, будет заметно, что человек больше не занимается неблагоприятными вещами. Он заинтересован просто в выполнении преданного служения.

нитйам бхагавата-севайа,
бхагаватй уттама-шлоке бхактир

бхавати наиштхики

(«Ш.-Б.», 1.2.18)

Когда мы будем почти свободны от этого осквернения, тогда мы утвердимся в преданном служении…     

    Бхагаван сказал в «Бхагават-гите»: бахаво джнана-тапаса путах («Б.-г.», 4.10). Путах. Пута означает очищенный. Итак, этот процесс бхакти означает, стать чистым… «Нарада-панчаратра сутра» также это говорит (также в «Ч.-ч.», Мадхья 19.170):

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам
хришикена хришикеша севанам бхактир учйате        

Бхакти можно совершать, когда вы очищены. Сарвопадхи-винирмуктах... Упадхи. Это упадхи: "Я американец», «я индус», «я индиец», «я мусульманин», «я чёрный», «я белый». Это упадхи. Это описание кожи, а не меня. Ахам брахмасми. Я не принадлежу коже. … Потому что я не принадлежу коже, поэтому есть так много описаний кожи... Чайтанья Махапрабху говорит, что Я не брахман, Я не шудра, Я не санньяси, Я не брахмачари. Я не кшатрий. Таким образом, «Не, не, не…». Тогда кто ты? Гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах («Ч.-ч.», Мадхйа 13.80).

    Тогда вы понимаете, что я вечный слуга Кришны. Это очищение. Принимаете ли вы это слепо или благодаря процессу чтения шастр и Вед, вы должны прийти к заключению: васудевах сарвам ити са махатма су-дурлабхах («Б.-г.», 7.19). Тогда вы станете махатмой и ваша жизнь будет успешной.

    Большое спасибо.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Свами Прабхупада