?

Радхаштами.

 (голосов: 2)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1857. Опубликовано: 7-01-2025, 10:21

Радхаштами

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
30 августа 1968 года, Монреаль (Канада)

 

Сегодня мы празднуем день рождения Шримати Радхарани. Радхарани – это потенция наслаждения Кришны. Шри Кришна – это Верховный Брахман. Просто постарайтесь это понять. Кришна – это Пара-Брахман.

парам брахма парам дхама
павитрам парамам бхаван

(«Б.-г.», 10.12)

Когда парам брахма желает наслаждаться…. У Пара-Брахмана есть желание наслаждаться. В противном случае этого желания наслаждения не было бы у нас, джив. Мы – неотъемлемые частички, поэтому стремимся к наслаждению, но это стремление ныне осквернено материей. Однако, факт остаётся фактом. Поскольку Кришна – наслаждающийся, то у нас тоже есть желание наслаждения, но мы не знаем, как правильно наслаждаться. Мы пытаемся наслаждаться материальным, безжизненной материей. Итак, брахманбрахман сукханубхутйа. Люди стремятся к брахма-сукхе, наслаждению – брахманубхава. Это наслаждение нематериально. Множество йогов оставили свои семьи и царства ради того, чтобы совершать медитацию и обрести счастье Брахмана. Множество брахмачари и санньяси стремятся к счастью Брахмана, и ради этого они отвергают, отбрасывают все материальные наслаждения. Вы думаете, что счастье Брахмана заурядная вещь, что это материальное наслаждение? Если ради обретения крупицы счастья Брахмана они отвергли всё материальное наслаждение… Мы сейчас не говорим о нас, мы – простые смертные. Возьмём исторический пример: Бхарата Махарадж, в честь которого эта планета была названа Бхарата-варша. Бхарата Махарадж был императором всего мира, у него была красивая жена и дети. Но когда он был ещё молод, в возрасте двадцати четырёх лет, он оставил всё.

Хорошо, это конечно случилось очень давно, однако, вы знаете Будду? Он тоже был принцем, не простым человеком, а кшатрием. Он наслаждался общением с прекрасными женщинами. В странах Востока вполне привычное явление так называемые дворцы наслаждений, где в угоду царям и принцам содержали красивых девушек, которые танцевали и услаждали их. У Господа Будды тоже были подобные наслаждения, но он оставил всё и погрузился в медитацию. В истории Индии сотни примеров того, как цари оставляли всё ради счастья Брахмана. Они отрекались от всего. Таков путь.

Тапасья означает добровольное принятие лишений ради высшего счастья. Это называется тапасья. Если ради того, чтобы ощутить крупицу счастья Брахмана отвергают все материальные наслаждения, думаете ли вы, что Верховный Брахман, Господь Кришна, наслаждается материальным счастьем? Разумно ли это? Шри Кришна наслаждается лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам («Брахма-самхита», 5.29), Ему служат сотни тысяч Лакшми. Вы думаете, что Лакшми – это женщины нашего бренного мира? Как смертные женщины могут доставить наслаждение Кришне?! Нет, это заблуждение. 

Ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхис табхирйа эва ниджа-рупатайа калабхих. В «Брахма-самхите» вы прочтёте, что Он распространяет Свою ананда-чинмая-расу, она – суть энергии трансцендентного наслаждения. Гопи – это проявление Его энергии наслаждения, а Радхарани – её центр. Не думайте, что Радхарани это обычная женщина, как ваша жена, сестра или мать. Нет, Радхарани – это энергия наслаждения, и родилась Она не так, как рождаются люди. Отец нашёл Её в поле. Когда он вспахивал поле, он увидел на земле прекрасное дитя. У него раньше не было детей, поэтому он взял Её и пришёл к царице.

– Посмотри, у нас теперь есть красивая девочка.

– Откуда?!

– Я нашёл Её в поле!

Видите, это джанма (рождение) Радхарани. Сегодня джанма Радхи. Это имя не так просто найти в «Бхагаватам». Атеисты утверждают, что имени Шримати Радхарани нет в «Шримад-Бхагаватам». Откуда тогда появилось это имя –  Радхарани?! Но они не знают как увидеть Её имя. Существует слово анаярадхьяте. Существует множество гопи, но говорится, что одна из них Своим служением доставляет Кришне наивысшее наслаждение. Кришна с большей радостью принимает служение этой необычной гопиАнаярадхьятеАрадхьяте. Слово «арадхьяте» означает «поклонение». От слова «арадхьяте» происходит имя «Радха». Имя «Радха» упоминается в других Пуранах, это наш источник (прамана).

Итак, Радха. Радха и Кришна. Кришна наслаждающийся, и Он желает наслаждаться. Он –  Верховный Брахман. Он – атмарама, Ему ничего не нужно для наслаждения. Он может черпать наслаждение в Самом Себе. Поэтому Радхарани – это проявление Его энергии наслаждения. Чтобы получить наслаждение Ему не нужно обращаться к чему-либо внешнему. Нет. Он совершенен, полон Сам в Себе, атмарама. Радхарани – это проявление Кришны (сварупа-шакти). Кришна – обладатель энергии (шактиман), а Радхарани – это совокупная энергия. Вы не можете отделить энергию от обладателя энергии, так же, как вы не можете разделить огонь и тепло. Везде, где есть огонь, есть и тепло, и везде, где есть тепло, есть огонь. Таким же образом, где бы Шри Кришна не оказался, Шри Радха уже вместе с Ним. Где бы ни была Радха, Кришна будет с Ней. Они неразлучны. Но Он – наслаждающийся (пуруша).

В одном стихе Шрила Сварупа Дамодар Госвами описал эту глубокую философию Радхи и Кришны, это замечательный стих:

радха кришна-пранайа-викритир хладини шактир асмад
экатманав апи бхуви пура деха-бхедам гатау тау
чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам чаикйам аптам
радха-бхава-дйути-сувалитам науми кришна-сварупам

(«Ч.-ч.», Ади, 1.5)

Радха и Кришна – это одно Верховное Целое, но ради наслаждения Они разделились. Господь Чайтанья вновь воссоединил Их в Одно Целое (в Себе). Чайтанйакхйам пракатам адхуна. Это – Одно Целое, это Кришна в настроении Радхи. Иногда Кришна пребывает в настроении Радхи, а иногда Радха пребывает в настроении Кришны. Это существует вечно. Главное в том, что Радха и Кришна – это Одно Верховное Целое.

Это высочайшая философия – философия Радхи и Кришны. Она предназначена для понимания на уровне освобождения (на уровне анартха-нивритти). Философия Радхи и Кришны не может быть понята в обусловленном состоянии. Когда мы в нашем обусловленном состоянии поклоняемся Радхе и Кришне, мы на самом деле поклоняемся Лакшми-Нараяне. Вы видели картину, на которой изображены виддхи-марг и рага-марг. Радхе и Кришне поклоняются на уровне чистой любви, а поклонение Лакшми-Нараяне основано на регулирующих принципах. До тех пор, пока мы не пробудили в себе чистой любви, мы должны поклоняться, следуя регулирующим принципам. Есть множество правил и предписаний. Существует по меньшей мере 64 правила и предписания (анги бхакти). Мы будем вводить их постепенно, по мере вашего развития.

В виддхи-марге, когда ещё нет любви к Богу или Кришне, мы должны следовать регулирующим принципам. Такова практика. Это так же, как вы практикуете, играя на мриданге. В начале у вас не получается стройного ритма, однако когда вы, благодаря практике, научитесь держать ритм, вы сможете извлекать прекрасные звуки. Точно так же, когда мы поклоняемся Радхе и Кришне на основе регулирующих принципов, это называется виддхи-марг. Когда у нас уже есть любовь, это называется рага-марг. Будет глупостью пытаться постичь рага-марг немедленно, минуя виддхи-марг. Это глупость. Никто не может получить учёную степень, не окончив перед этим начальной школы и колледжа. Поэтому я не рассказываю о Радхе и Кришне просто так. Сейчас следуйте регулирующим принципам. Постепенно, по мере того, как вы будете очищаться, по мере того, как вы будете утверждаться на трансцендентном уровне, вы поймёте, кто такие Радха и Кришна. Не пытайтесь сразу понять Шри Радху и Шри Кришну. Это очень глубокая тема. Если мы хотим сию минуту понять Радху и Кришну, тогда появится множество пракрита-сахаджий.

В Индии есть пракрита-сахаджии. Они танцуют как Радха и Кришна. Радха и Кришна стали у них игрушками. На картинах изображают как Кришна целует Радху или Радха целует Кришну. Это абсурд. Философию Радхи и Кришны может постичь освобождённая душа, а не обусловленная. Мы должны ждать, пока не настанет счастливый момент, когда мы обретём освобождение (от гун, маха-майи, самсары), тогда мы поймём радха кришна-пранайа-викритир. Причина в том, что Кришна и Радха вне материальных сфер. Постарайтесь это понять. Это анализ Шрилы Дживы Госвами, Кришна – Верховный Брахман. Верховный Брахман не может принять что-либо материальное. Таким образом, Радха вне материальной сферы.

А сейчас мы споём замечательный бхаджан. Если вы будете играть на гармонии, я буду петь. Это бхаджан Шрилы Рупы Госвами («Шри Гитавали», Песня 14):

радхе джайа джайа мадхава-дайите!
гокула-таруни мандала-махите (1)

дамодара-рати вардхана-веше!
хари-нишкута-вриндавипинеше! (2)

вришабхану-дадхи-нава-шаши-лекхе!
лалита-сакхи! гуна-рамита-вишакхе! (3)

карунам куру майи каруна-бхарите!
санака-санатана-варнита-чарите! (4)

Рупа Госвами пел этот бхаджан. Он действительно тот, кто понимает Радху и Кришну. Он восклицает: «Слава Радхарани!» Радхе джайа джайа мадхава-дайите. «Она очень дорога Кришне». Кришна. Все без исключения хотят любить Кришну, но Сам Кришна хочет любить некую личность. Насколько велика должна быть эта личность! Просто представьте! Каждый, весь мир, вся вселенная, всё живое стремится любить Кришну. Кришна-према. Господь Чайтанья говорит: према-пумартхо махан, и Рупа Госвами объясняет: «Ты раздаёшь кришна-прему». Кришна-према столь бесценна, но Кришна стремится к Радхарани. Только посмотрите каково величие Радхарани! Просто постарайтесь понять величие Радхарани. Это причина, почему Она столь велика, и мы должны оказывать Ей почтение. 

Радхе джайа джайа мадхава-дайите. Кто Она? Гокула-таруни мандала-махитеТаруни означает «юные девушки». Посмотрите на картины, на них все юны. Но Она – самая красивая из всех. Она очаровывает даже девушек, так Она красива.

гокула-таруни мандала-махите
дамодара-рати вардхана-веше

Она всегда одевается столь искусно, что Дамодара, Кришна, притягивается к Её красоте. Хари-нишкута-вриндавипинеше. Только Она – избранница сердца Кришны, и Она – царица Вриндавана… Если вы отправитесь во Вриндаван, вы увидите, что каждый поклоняется Радхарани. Рани означает «царица». Они всегда повторяют «Джая Радхе!» и «Радхарани». Все преданные во Вриндаване поклоняются Радхарани.

хари-нишкута-вриндавипинеше
вришабхану-дадхи-нава-шаши-лекхе

Она явилась как дочь царя Вришабхану, а Её спутницы – это Лалита-сакхи, Вишакха-сакхи и другие преданные. Шрила Рупа Госвами возносит молитву от имени чистых преданных Кришны, — карунам куру майи каруна-бхарите, — «О дорогая Радхарани, Ты исполнена милости. Я молю Тебя о милости, Ты легко одариваешь ею. Пролей Свою милость. Молю Тебя».

карунам куру майи каруна-бхарите!
санака-санатана-варнита-чарите!

Кто-то может спросить: «Но ты же образованный человек, учёный. Как такой великий святой как ты может молить о милости обычную девушку?! Как же так?!» Шрила Рупа Госвами на это отвечает: «Она не простая девушка — санака-санатана-варнита-чарите — «Только великие святые, подобные Санаке и Санатане могут описать эту девушку. Она необычна!»

Урок в том, что мы не должны относится к Радхарани как к обычной девушке, а к Кришне как обычному человеку. Они – Верховная Абсолютная Истина. Но в Верховной Истине присутствует энергия наслаждения, которая проявляется в отношениях Радхи и Кришны. Все гопи – это проявления Радхи, а Кришна – это Верховный Господь.

Большое вам спасибо. Повторяйте Харе Кришна!

……………………………………………………………….

Перевод и редакция: Дхаранидхара д., Расасиндху д.,

Ананга Мохан д., Дхира Кришна д., Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Свами Прабхупада