?

Следование по стопам (Анугатья).

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1347. Опубликовано: 14-04-2016, 07:00

Следование по стопам

(Анугатья)

Сборник цитат, собранных из книг и лекций 

Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады

 

Данный сборник цитат из книг и лекций Шрилы Бхактиведанты Свами позволяет понять феномен анугатьи - следования по стопам святых. Хотя Шрила Прабхупада почти не пользовался этим термином, тем не менее, суть его была ясно выражена в его лекциях другими словами. Данный сборник цитат не учитывает ссылки на «Шримад-Бхагаватам», поскольку их количество на эту тему в данной статье и так вполне достаточное. В ходе чтения ссылок, внимательный читатель сможет ответить для себя на следующие вопросы:

 

1)      Что из себя представляет следование по стопам святых?

2)      Как называют человека, не желающего принимать путь святых?

3)      Нужно или уместно ли создавать свой план духовного развития?

4)      По стопам каких вайшнавов следует идти?

5)      По чьим стопам идёт сам Шрила Прабхупада?

6)      Что человек потеряет, если проигнорирует принцип анугатьи?

7)      Можно ли войти в мадхурья-лилу Радхи и Кришны, не следуя по стопам гопи?

8)      Можно ли понять истинный смысл Вед, не следуя по стопам святых? Можно ли понять «Гиту» и «Бхагаватам», пренебрегая анугатьей?

9)      Какой уровень духовного развития должен быть у тех святых, по стопам которых нам рекомендуется следовать?

10)  Какое настроение мы (Гаудии) должны развивать, следуя по стопам Шести Госвами Вриндавана?

11)  Что приобретает преданный, следующий по стопам махаджан?

12)  Связана ли парампара с анугатьей?

13)  По каким причинам людям следует жить принципами анугатьи?

14)  Какую роль играет Шрила Рупа Госвами в анугатье Гаудий?

15)  Можно ли сказать что бхакти и анугатья – это одно и то же?

16)  Можно ли достичь совершенства в бхакти, не приняв принцип анугатьи?

17)  При каких условиях преданный может следовать по стопам враджаваси?

18)  Существуют ли какие-нибудь компромиссы, позволяющие не принимать анугатью?

19)  Можно ли понять природу отношений Радхи и Кришны вне анугатьи?

20)  Является ли пренебрежение анугатьей оскорблением святых?

21)  Помогает ли анугатья определять адхикару вайшнавов?

22)  Должны ли следовать по стопам святых только брахмачари и (или) санньяси?

 

Если вы смогли успешно ответить на эти вопросы, то можно считать, что вы неплохо знаете общие принципы анугатьи.

 

Анугатья

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада

 

«Все, кроме преданных, доставляют Кришне неудобства своими планами. Поэтому их называют "душкритина". Негодяи, самые настоящие негодяи. Не строй никаких планов. Прими волю Кришны. В рамках этого большого плана Кришны можно строить свои планы. Но и эти планы должны быть одобрены Кришной. Не строй своих искусственных доморощенных планов. Пойми, есть большой план и большая схема…. Поэтому мы обязаны следовать по стопам махаджан…. Нас ведёт Твой (Кришны) слуга. Вот как мы должны молиться… Этим путем шли Мадхвачарья, Шри Чайтанья Махапрабху» (Лекция по «Ш.Б.», 6.3.24. Горакхпур, 15.2.1971г.).

 

«Журналист: Но, могу ли я спросить вас, сэр... Каким образом, как вы считали и сейчас считаете, учение о любви к Богу, которое вы практикуете, отличается... и, возможно, лучше, чем учение о любви к Богу, которое уже имело место в этой стране и в Западном мире на протяжении веков?

Прабхупада: Это факт. Потому что мы следуем по стопам Господа Чайтаньи» (Теле-интервью, 29 июля, 1971, Гейнсвилл).

 

«Сад-дхарма-приччхат садху-марга-анугаманам. Сознание Кришны означает, что необходимо следовать по стопам преданных: садху-марга-анугаманам…. Эти двенадцать личностей особенно выделены здесь, махаджаны, они являются авторитетными, истинными гуру, за которыми вам необходимо следовать» (Лекция по «Ш.-Б.», 6.1.16. Денвер, 29 июня, 1975г.).

 

«Поэтому мы должны следовать по стопам мудрецов. "Махаджано йена гатах са пантхах" («Ч.-ч.», Мадхья, 17.186). Нам не постичь более высоких вещей, если мы не будем следовать примеру великих мудрецов» (Лекции по «Б.-г.», 7.2. Сан-франциско, 11 сентября, 1968).

 

«Если хочешь научиться процессу поклонения и любви к Кришне, то просто пытайся следовать по стопам гопи. Гопи. Гопи» (Лекция. Сиэтл, 30 сентября, 1968).

 

«Анусарана. "Садху-марганугаманам". Это бхакти. Мы стараемся идти по стопам самых великих преданных, садху… Самое лучшее - это махаджано йена гатах са пантхах.Ч.-ч», Мадхья, 17.186)…. Постарайтесь следовать примеру Прахлады Махараджа. Это анусарана» (Лекция по «Ш.-Б.», 7.9.5. Майяпур. 25 февраля, 1977).

 

«Надо аккуратно соблюдать регулирующие принципы и следовать по стопам вайшнавов. Махаджано йена гатах са пантхах» (Лекция по «Ш.-Б.», 7.9.7. Майяпур. 27 февраля, 1977г.).

 

«Прахлада Махарадж - это яркий пример, и наш долг следовать по стопам человека, подобного Прахладе Махараджу» (Лекция по «Ш.-Б.», 7.9.8. Майяпур, 28 февраля, 1977г.).

 

«Надо учиться этому тринад апи суничена тарор апи сахишнуна и следовать по стопам Прахлада Махараджа. Тогда Нрисимха-дэв так же примет нас, без сомнения» (Лекция по «Ш.-Б.», 7.9.8. Майяпур, 28 февраля, 1977г.).

 

«Итак, мы должны следовать по стопам Госвами, искать Кришну и Радхарани во Вриндаване или в своём сердце. Таков процесс бхаджана Чайтаньи Махапрабху: ощущение разлуки, випраламбха, випраламбха-сева» (Лекция на Радхаштами, Лондон. 29 августа, 1971г.).

 

«Если человеческое общество не будет следовать по стопам великих ачарьев, святых людей, то у него будут проблемы. И это то, что сейчас происходит» (Лекция в Женеве. 6 июня, 1974г.).

 

«Человек, стремящийся к совершенству, обязан следовать правилам, которым следовали великие наставники. В «Шримад-Бхагаватам» тоже сказано, что каждый должен идти по стопам великих преданных - только так можно достичь духовного совершенства» (Комм. на «Б.-г.», 3.21).

 

«Очень важно следовать по стопам великих ачарьев прошлого, принадлежащих к цепи духовных учителей. Иначе даже самый умный человек не сможет понять, как действовать в сознании Кришны. Вот почему Господь решил лично открыть науку сознания Кришны Aрджуне. И поскольку Aрджуна получил это знание от Самого Господа, любой, кто идет по стопам Aрджуны, никогда не собьется с пути. … Ни один человек не способен создать религию, опираясь на силы своего несовершенного разума. Поэтому мы должны идти по стопам великих преданных, таких, как Брахма, Шива, Нарада, Ману, Кумары, Капила, Прахлада, Бхишма, Шукадева Госвами, Ямараджа, Джанака и Махараджа Бали» (Комм. на «Б.-г.», 4.16).

 

«Люди, которых одолевают сомнения, не способны достичь духовного совершенства. Поэтому мы должны идти по стопам великих ачарьев, принадлежащих к цепи духовных учителей, и тогда наша жизнь увенчается успехом» (Комм. на «Б.-г.», 4.40).

 

«Если человеку посчастливится найти прибежище у чистого преданного и услышать от него о науке самоосознания, то, идя по стопам своего учителя, он сам со временем станет чистым преданным Господа» (Комм. на «Б.-г.», 13.26).

 

«Что же касается нас, то нам нет необходимости совершать такие суровые аскезы, потому что просто идя по стопам великих преданных, авторитетов в ведической науке, мы тоже можем увидеть Бога лицом к лицу. Именно это является совершенством жизни» («Бесценный дар», Глава1).

 

«Деятельность нашего ума должна сводиться к размышлениям о Кришне и о том, как удовлетворить Его, следуя по стопам великих ачарьев и своего духовного учителя» («Нектар преданности», Введение).

 

«Наше движение сознания Кришны основано на авторитете Шрилы Рупы Госвами Прабхупады, поэтому нас обычно называют рупанугами, что значит «те, кто следует по стопам Шрилы Рупы Госвами». Шрила Рупа Госвами составил «Бхакти-расамрита-синдху» (в нашем изложении - «Нектар преданности») как руководство для нас» («Нектар преданности», Предисловие).

 

«Исполнять преданное служение - значит следовать по стопам Радхарани, и преданные во Вриндаване, чтобы достичь совершенства в своём преданном служении, вверяют себя Её заботам» («Нектар преданности», Глава 1).

 

«Шрила Рупа Госвами не хочет вдаваться в подробности, его цель - представить нам только принципы. Он перечисляет следующие основные принципы (бхакти): 1) принять покровительство лотосных стоп истинного духовного учителя; 2) получить посвящение от духовного учителя и учиться у него, как исполнять преданное служение; 3) подчиняться указаниям духовного учителя с верой и преданностью; 4) под руководством духовного учителя следовать по стопам великих ачарьев (учителей); …

Эти десять пунктов являются предварительными требованиями, выполнение которых необходимо, чтобы приступить к регулируемому преданному служению. Если преданный-неофит соблюдает эти десять принципов, ему гарантировано довольно быстрое продвижение в сознании Кришны» («Нектар преданности», Глава 6).

 

«В «Сканда-пуране» преданному даётся совет следовать примеру предшествующих ачарьев и святых, так как, следуя по их стопам, можно достичь желаемого результата без риска впасть в уныние или натолкнуться на препятствия на пути духовного совершенствования» («Нектар преданности», Глава 7).

 

« … мы должны следовать по стопам великих преданных. Если мы не в состоянии заниматься всеми видами преданного служения, то, следуя примеру предшествующих ачарьев, должны стараться заниматься хотя бы каким-то одним из них. Если же мы занимаемся всеми видами преданного служения, подобно Махарадже Амбарише, то каждый из них гарантирует нам достижение совершенства в преданном служении» («Нектар преданности», Глава 14).

 

«Итак, начинать надо со строгого следования регулирующим принципам преданного служения, предписываемым шастрами и духовным учителем. Только полностью избавившись от материальной скверны, преданный может действительно стремиться следовать по стопам жителей Вриндавана» («Нектар преданности», Глава 16).

 

«Таким образом, можно себе представить могущество преданного служения на его высших ступенях, особенно когда преданные собираются вместе и беседуют об играх Верховной Личности Бога. Эти преданные с такой силой выражают свои чувства, что их тотчас охватывает экстаз и трансцендентные признаки появляются на их телах. Тот, кто хочет прогрессировать в преданном служении, должен следовать по стопам таких преданных» («Нектар преданности», Глава 25).

 

«В чистом состоянии преданного служения у человека развивается желание следовать по стопам одного из вечных спутников Кришны, например, Расалы, слуги Самого Кришны на Голоке Вриндаване, или по стопам таких друзей Кришны, как Шридама и Судама, или же следовать примеру Нанды и Йашоды - преданных, связанных с Кришной отношениями родительской любви. Экстатическая любовь к Кришне никогда не проявляется в отношениях непосредственно с Самим Кришной. Преданный должен следовать по стопам вечных спутников Кришны на Голоке Вриндаване» («Нектар преданности», Глава 32).

 

«Чистый преданный следует по стопам гопи и поклоняется им» («Нектар преданности», Глава 44).

 

«Каждому, кто соприкасается со святым человеком, открывается путь совершенствования в духовной жизни, и следуя по стопам такого преданного, человек несомненно разовьёт сознание Кришны, полностью посвятив себя преданному служению» («Учение Шри Чайтаньи», Глава 12).

 

«Однако чтобы должным образом выполнять преданное служение, человеку, как правило, нужно выполнять следующие принципы: (1) принять покровительство истинного духовного учителя, (2) получить от духовного учителя посвящение, (3) служить духовному учителю, (4) задавать вопросы и учиться любви у своего духовного учителя, (5) следовать по стопам святых людей, посвятивших себя трансцендентному любовному служению Господу, …» («Учение Шри Чайтаньи», Глава 12).

 

«Если человек культивирует преданное служение и любовную привязанность, следуя по стопам враджаваси, он достигает рага-марга-бхакти, преданного служения в состоянии привязанности к Господу» («Учение Шри Чайтаньи», Глава 13).

 

«Каждый, кто выполняет принципы преданного служения в состоянии любовной привязанности и следует по стопам одного из преданных Враджабхуми, непременно, достигает высшего совершенства в любви к Богу» («Учение Шри Чайтаньи», Глава 13).

 

«Если человек не пребывает в чистой добродетели, ему очень трудно понять Господа Чайтанью как Верховного Господа. Поэтому чтобы понять Шри Чайтанью, необходимо следовать по стопам Его непосредственных учеников, Шести Госвами, и, особенно, по пути, начертанному Шрилой Дживой Госвами» («Учение Шри Чайтаньи», Глава 17).

 

«Чтобы понять, как посредством преданного служения можно обрести Кришну, обусловленные души, проявляющие интерес к преданному служению, должны следовать по стопам Господа Чайтаньи. Таким образом Сам Верховный Господь учит обусловленные души, как им можно приблизиться к Нему в преданном служении» («Учение Шри Чайтаньи», Глава 17).

 

«Если ученик следует по стопам своего духовного учителя и повторяет святые имена с тем же почтением, он, на самом деле, приходит к поклонению трансцендентному имени» («Учение Шри Чайтаньи», Глава 18).

 

«Невезучие люди приходят в восторг от этих атеистических философий, в результате чего утрачивают возможность постичь истинную природу Абсолютной Истины. Гораздо лучше следовать по стопам великих душ (махаджан) Согласно "Шримад-Бхагаватам" существует двенадцать махаджан, или великих душ: (1) Брахма, (2) Господь Шива, (3) Нарада, (4) Вайвасвата Ману, (5) Капила, (6) Кумары, (7) Прахлада, (8) Бхишма, (9) Джанака, (10) Бали, (11) Шукадева Госвами и (12) Ямараджа. Согласно "Махабхарате", нет никакого смысла спорить об Абсолютной Истине, ибо существует такое множество различных ведических писаний и философских систем, что философы никогда не смогут согласиться друг с другом. Поскольку каждый пытается обосновать свою собственную точку зрения и отвергнуть другие, понять необходимость принципов религии очень трудно. Поэтому лучше следовать по стопам великих махаджан, великих душ, и только тогда можно достичь желанного успеха. Поучения Господа Чайтаньи подобны нектару и содержат в себе всё необходимое. И самое лучшее - это встать на этот путь и неуклонно следовать по нему» («Учение Шри Чайтаньи», Глава 21).

 

«Ни один обычный человек не в состоянии понять экстаз трансцендентной любви Радхарани и Кришны и трансцендентный аромат трансцендентной любви между Кришной и гопи. Но если человек пытается следовать по стопам гопи, он может возвыситься до наивысшей стадии трансцендентной любви. Поэтому тот, кто желает подняться до трансцендентной стадии совершенства, должен следовать по стопам девушек Враджа, помогая служанкам гопи.

Господь Чайтанья явил состояние Шримати Радхарани, когда Кришна поддерживал с Ней связь из Двараки. Никто из обычных людей не способен на такую трансцендентную любовь. Поэтому не следует имитировать высшую стадию совершенства, явленную Чайтаньей Махапрабху. Но если человек действительно желает находиться в таких отношениях, он может следовать по стопам гопи» («Учение Шри Чайтаньи», Глава 30).

 

«Как никто не способен понять распространение духовных энергий Верховного Господа без Его беспричинной милости, так невозможно понять и трансцендентные сексуальные отношения между Радхой и Кришной, не идя по стопам девушек Враджа» («Учение Шри Чайтаньи», Глава 31).

 

«Процесс трансцендентного самоосознания заключается в следовании по стопам спутников Верховного Господа» («Учение Шри Чайтаньи», Глава 31).

 

«Таким образом, слово анупашйати означает, что не стоит воспринимать вещи такими, какими они представляются невооруженному глазу, вместо этого нужно следовать по стопам предыдущих ачарьев» (Комментарий к «Шри Упанишад», Мантра 6).

 

«Если вы хотите научиться поклоняться Кришне и любить Его, просто попытайтесь следовать по стопам гопи, девушек-пастушек из Вриндавана. Любовь гопи — самое совершенное проявление любви к Богу» («В поисках просветления», Глава «Направьте свою любовь на Кришну»).

 

«Если мы попытаемся обнаружить, чьё же утверждение истинно, мы столкнёмся с очень большими трудностями. Поэтому ведические шастры рекомендуют нам следовать за личностями, реализовавшими Бога... Если мы следуем по стопам ачарьев в цепи ученической преемственности, наша дорога ясна» («Диалектический спиритуализм», Том 1, Предисловие. Обсуждение философии Декарта»).

 

«№4) Чтобы рассеять все свои сомнения, разумный ученик задает духовному учителю разумные вопросы. Духовный учитель указывает ему путь, но не по своей прихоти, а в соответствии с принципами, установленными авторитетами, действительно прошедшими по этому пути. Имена этих авторитетов приведены в писаниях, и нужно просто следовать за ними под руководством духовного учителя. Духовный учитель никогда не отклоняется от пути, указанного авторитетами.

№5) Ученик должен стараться всегда следовать по стопам великих мудрецов, практиковавших этот метод и достигших успеха. Это должно стать его девизом на всю жизнь. Нужно не подражать им внешне, а искренне следовать их примеру, учитывая конкретные обстоятельства и время» («Легкое путешествие на другие планеты», стр. 33).

 

«Наш метод заключается в том, что каждый должен выполнять указания великих авторитетов. Махаджано йена гатах са пантхах. Мы должны следовать по стопам великих авторитетов. Это наш долг. В «Махабхарате» говорится: «С помощью сухих рассуждений и доводов невозможно познать истину. Великого человека, точка зрения которого не отличается от точки зрения других, не признают великим мудрецом. Изучать Веды, в которых говорится о самых разных вещах, еще недостаточно, чтобы найти истинный путь, ведущий к пониманию принципов религии. Непогрешимая истина принципов религии скрыта в сердце безукоризненно чистого человека, который познал себя. Следовательно, как подтверждают все шастры, нужно идти тем путём, который указывают махаджаны» («Махабхарата», Вана-парва, 313.117). В этой ведической мантре говорится, что если вы будете пытаться постичь Абсолютную Истину, полагаясь только на свой разум, то столкнётесь с большими трудностями. Это очень трудно сделать с помощью логики и рассудка, потому что они ограниченны. Чувства наши тоже несовершенны. Разнообразие писаний может кого угодно сбить с толку, и каждый философ имеет собственную точку зрения. Если он не опровергает других философов, то его никогда не признают великим философом. Поэтому философские рассуждения не помогут человеку прийти к Абсолютной Истине. Абсолютная Истина окутана глубокой тайной. Как же можно проникнуть в эту тайну? Просто следуйте по стопам великих личностей, которые уже добились успеха. Таким образом, метод философии сознания Кришны заключается в том, что мы следуем примеру таких великих личностей, как Господь Кришна, Господь Чайтанья и великие учителя, принадлежащие к цепи ученической преемственности. В Ведах рекомендуется: признайте авторитет великих учителей и следуйте их примеру. Это приведет вас к конечной цели» («Наука самоосознания», Глава «Практика йоги в наш век»).

 

«Чтобы восстановить свои взаимоотношения с Кришной, мы должны всего-навсего следовать по стопам Господа Чайтаньи и Его ближайших последователей, Шести Госвами: Шри Рупы, Санатаны, Шри Дживы, Гопалы, Рагхунатхи даса и Рагхунатхи Бхатты» («Наука самоосознания», Глава «Совершенство самоосознания»).

 

«Придя на землю, Шри Чайтанья Махапрабху принял образ мыслей и чувств Шримати Радхарани, лучшей из гопи. Таким образом, чтобы постичь миссию Господа Шри Чайтаньи Махапрабху и идти по Его стопам, необходимо со всей серьёзностью следовать по стопам Шести Госвами: Шри Рупы, Санатаны, Бхатты Рагхунатхи, Шри Дживы, Гопалы Бхатты и Даса Рагхунатхи» («Нектар наставлений», Предисловие).

 

«Следуя по стопам Шести Госвами Вриндавана, все свами и госвами должны посвятить свою жизнь трансцендентному любовному служению Господу. В противоположность этому го-дасы служат либо собственным чувствам, либо материальному миру» («Нектар наставлений», комм. на стих 1).

 

«Итак, мы должны всегда держаться общества преданных, следовать регулирующим принципам преданного служения, идти по стопам ачарьев и беспрекословно выполнять все указания духовного учителя. Действуя таким образом, мы сможем успешно заниматься преданным служением и пробудить дремлющее в нас сознание Кришны» («Нектар наставлений», комм. на стих 4).

 

«Человек, который идёт по стопам освобожденных душ, из чьих уст исходят подлинно трансцендентные слова, может достичь высшей ступени преданности и стать маха-бхагаватой. … Чтобы мы как можно скорее достигли успеха на пути преданного служения, Шрила Рупа Госвами советует нам в «Упадешамрите» (стих 3) действовать с воодушевлением и тщательно выполнять указанные в богооткровенных писаниях обязанности, которые возложил на нас духовный учитель. Эта деятельность принесёт нам ещё большее благо, если мы будем следовать по пути освобождённых душ и общаться с чистыми преданными» (Комм. на «Ч.-ч.», Ади, 2.117).

 

«Вайшнавы должны следовать по стопам Адвайты Ачарьи, ибо это позволит им по-настоящему заниматься преданным служением Господу» (Комм. на «Ч.-ч.», Ади, 6.30).

 

«Если мы будем, невзирая на критику завистливых людей, придерживаться наших принципов и следовать по стопам Панча-таттвы, наше Движение легко преодолеет все препятствия, чинимые так называемыми свами, санньяси, религиозными деятелями, философами и учёными, ибо оно духовно по своей сути и потому выше любых материальных соображений» (Комм. на «Ч.-ч.», Ади, 7.24).

 

«Мы проповедуем Движение сознания Кришны, следуя примеру Господа Чайтаньи Махапрабху. Может быть, мы не очень хорошо разбираемся в афоризмах «Веданта-сутры» и не понимаем их смысла, но мы следуем по стопам ачарьев, и, поскольку мы строго и послушно придерживаемся учения Господа Чайтаньи Махапрабху, следует понимать, что мы знаем суть «Веданта- сутры»» (Комм. на «Ч.-ч.», Ади, 7.148).

 

«Мы должны идти по стопам Господа Чайтаньи, и тогда наши усилия непременно увенчаются успехом» (Комм. на «Ч.-ч.», Ади, 7.150).

 

«Тот, кто серьёзно относится к практике сознания Кришны, должен быть готов следовать правилам, установленным ачарьями, и понимать их философию. Шастры утверждают: дхармасйа таттвам нихитам гухайам маха-джано йена гатах са пантхах («Махабхарата», Вана-парва, 313.117). Понять секрет сознания Кришны очень сложно, но тот, кто исполняет наставления ачарьев прошлого и следует по стопам своих предшественников в парампаре, обязательно добьётся успеха. Всех остальных постигнет неудача» (Комм. на «Ч.-ч.», Ади, 8.7).

 

«Те, кто не следует по стопам Господа Чайтаньи Махапрабху и не признает основанную Им ученическую преемственность, не способны отличить дух от материи, а потому все их идеи — это лишь невообразимая мешанина различных проблем. Такие люди в буквальном смысле запутались в сетях Майя Деви» (Комм. на «Ч.-ч.», Ади, 17.45).

 

«В своё время демоны пытались помешать движению санкиртаны, начатому Шри Чайтаньей Махапрабху. Похожие на них демоны делают то же самое в отношении Движения санкиртаны, которое мы распространяем по всему миру, и это доказывает, что наше Движение санкиртаны сохранило свою чистоту и подлинность и что мы идем в этом по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху» (Комм. на «Ч.-ч.», Ади, 17.127).

 

«Мы должны, несмотря ни на что, продолжать идти по стопам Господа Чайтаньи Махапрабху и, если нужно, даже переступать через головы наших оппонентов» (Комм. на «Ч.-ч.», Ади, 17.218).

 

«Любовные отношения Радхи и Кришны, которые называются йугала-пирити, недоступны пониманию мирских ученых, художников и поэтов. Их могут понять только преданные, которые строго следуют по стопам Шестерых Госвами Вриндавана» (Комм. на «Ч.-ч.», Ади, 17.304).

 

«Наше Движение сознания Кришны, следуя по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху и Его ближайших последователей, также пытается проповедовать любовь к Богу по всему миру через пение святых имён Господа — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе» (Комм. на «Ч.-ч.», Мадхья, 2.81).

 

«Вот почему, изучая ведические писания, необходимо идти по стопам великих ачарьев: маха-джано йена гатах са пантхах. В противном случае мы не сможем понять истинный смысл Вед» (Комм. на «Ч.-ч.», Мадхья, 6.147).

 

«Те, кого привлекают любовные отношения Радхи и Кришны, должны следовать по стопам гопи. Только так можно получить возможность служить Господу на Голоке Вриндаване и непосредственно общаться с Радхой и Кришной» (Комм. на «Ч.-ч.», Мадхья, 8.230).

 

«Шри Чайтанья Махапрабху — это Сам Верховный Господь. Никто не может сравниться с Ним или Его энергиями в могуществе. Однако, поскольку мы (Гаудии) идём по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху и тоже повторяем маха-мантру Харе Кришна, наша проповедь оказывает на людей почти такое же воздействие, как в своё время проповедь Господа Чайтаньи» (Комм. на «Ч.-ч.», Мадхья, 9.8).

 

«Шрила Нароттама дас Тхакур, Шриниваса Ачарья, Шри Джаганнатха дас Бабаджи Махараджа, Шри Бхагаван дас Бабаджи Махараджа и Шрила Гауракишора дас Бабаджи Махараджа, а впоследствии и Шри Бхактивинода Тхакур из Калькутты всегда были поглощены нама-бхаджаном и потому в реальности никогда не покидали Вриндаван. Сейчас участники Движения сознания Кришны живут в таких процветающих в материальном отношении городах, как Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Париж, Москва, Цюрих и Стокгольм. Однако мы удовлетворены этим, ибо следуем по стопам Шрилы Бхактивиноды Тхакура и других ачарьев. … Поскольку мы живём в храмах Радхи-Кришны и постоянно проводим харинама-санкиртану, то есть поём мантру Харе Кришна, в действительности мы живём во Вриндаване» (Комм. на «Ч.-ч.», Мадхья, 16.281).

 

«Слово анукара означает «имитировать», а слово анусара — «стараться идти по стопам». Мы не должны пытаться подражать маха-бхагавате или Шри Чайтанье Махапрабху. Все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы, насколько это возможно, идти по их стопам» (Комм. на «Ч.-ч.», Мадхья, 17.31).

 

«Человек, который принял руководство садху, шастр и гуру, действительно следует по стопам великих святых (махаджан) и потому способен достичь в жизни подлинного успеха. Пребывая в иллюзии, нельзя увидеть истинный путь. … Люди, заботящиеся лишь о принятых в обществе обычаях и правилах поведения, не считают нужным следовать по пути, указанному махаджанами. Этим они наносят стопам махаджан тяжкое оскорбление. Порой они считают махаджан слишком консервативными, а иногда провозглашают махаджанами тех, кто им нравится. Тем самым они отрицают принципы парампары, а это приносит неисчислимые беды всем. Если человек не идёт по стопам истинных махаджан, все его попытки стать счастливым обречены» (Комм. на «Ч.-ч.», Мадхья, 17.185).

 

«Для того чтобы понять, кто является махаджаной в нашей Гаудия-сампрадае, необходимо идти по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху и Его представителей» (Комм. на «Ч.-ч.», Мадхья, 17.185).

 

«Поэтому мы постоянно просим членов Международного общества сознания Кришны издавать как можно больше книг и распространять их по всему миру. Так, идя по стопам Шрилы Рупы Госвами, можно стать преданным-рупанугой» (Комм. на «Ч.-ч.», Мадхья, 19.132).

 

«Понять «Шримад-Бхагаватам» можно, лишь идя по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, который сходил с ума по Кришне. … Итак, человек должен получать знания о Кришне из «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты» и идти по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. Те, кто не следует за Шри Чайтаньей Махапрабху, не способны понять ни «Бхагавад-гиту», ни «Шримад-Бхагаватам»» (Комм. на «Ч.-ч.», Мадхья, 24.323).

 

«Движение сознания Кришны проповедует философские выводы Шрилы Вьясадевы и идёт по стопам великих ачарьев, таких как Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишнусвами, Нимбарка (Нимбадитья) и Сам Шри Чайтанья Махапрабху» (Комм. на «Ч.-ч.», Мадхья, 25.56).

 

«Идя по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, мы пытаемся распространить Его учение по всему миру» (Комм. на «Ч.-ч.», Мадхья, 25.264).

 

«Те, кто следуют по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху должны воспринять миссию Господа самым серьёзным образом» («Комм. на «Ч.-ч.», Антья, 3.51).

 

«Посещающие храм, будь то грихастхи, брахмачари или санньяси, должны практиковать жизнь в отречении, следуя по стопам Харидаса Тхакура и Шести Госвами. Иначе, по причине могущества майи в любой момент можно стать её жертвой и пасть с духовного уровня» («Комм. на «Ч.-ч.», Антья, 3.101).

 

«Итак, все мы должны идти по стопам Шрилы Нароттамы даса Тхакура» («Путешествие в глубь себя», Глава «Обретение высшего блаженства»).

 

«Тайна религии хранится в сердцах тех, кто постиг природу своего "Я". Как проникнуть в эту тайну? Махаджано йена гатах са пантхах: вы должны идти по стопам великих духовных наставников. Вот почему мы пытаемся следовать наставлениям Господа Кришны и Господа Чайтаньи. Это путь к совершенству. Вы должны соблюдать предписания Вед и следовать наставлениям истинного духовного учителя. Тогда успех вам будет обеспечен» («Путешествие в глубь себя», Глава «Кришна: мнимый парадокс»).

 

«Когда к нам является Господь Кришна и говорит: «Что вы делаете в этом материальном мире? Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа («Б.-г.», 18.66). Возвращайтесь ко Мне, и Я защищу вас», мы отвечаем: «Я не верю Вам, уважа­емый. У меня здесь более важные дела». Таков удел обуслов­ленной души — забывать. Но память быстро вернётся к нам, если мы будем следовать по стопам духовных учителей» («Раджа-видья», «Знание полученное по парампаре»).

 

«Метод сознания Кришны требует следовать по стопам вели­ких ачарьев, добившихся успеха в духовной жизни. Человек, следующий примеру великих ачарьев, мудрецов, преданных и просвещенных царей, которые жили в соответствии с прин­ципами карма-йоги, также получает освобождение» («Раджа-видья», «Деятельность основанная на знании о Кришне»).

 

«Следуя по стопам таких преданных, как Кунти, мы сможем понять, кто такой Кришна» («Учение царицы Кунти», Глава «Достижение Кришны - всепроникающей личности»).

 

«Те, кто хочет обрести трансцендентное знание, должен идти по стопам махаджан, великих авторитетов» («Учение царицы Кунти», Глава «Чтобы облегчить бремя Земли»).

 

«Шукадева Госвами - один из двенадцати великих духовных авторитетов, по стопам которых мы должны следовать» («Учение царицы Кунти», Глава «Избавиться от невежества и страданий»).

 

Ари Мардан д.

Редакция: Аударья д.д.

Метки: Анугатья.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Свами Прабхупада