?

"Бхагавад-Гита", 10.1. Великолепие Абсолюта.

 (голосов: 2)
   Журналист: Дойал Хари дас. Просмотров: 1209. Опубликовано: 1-03-2012, 11:35

Шрила Прабхупада
"Бхагавад-Гита", 10.1. Великолепие Абсолюта
 Нью-Йорк, 7 декабря 1966 года

 

 шри бхагаван увача

 бхуя эва маха-бахо шрину ме парамам вачах

 ят те 'хам прияманая вакшьями хита-камьяя

 

Верховная божественная личность сказал: "Слушай дальше, о сильнорукий Арджуна. Ты - Мой дорогой друг, и Я буду говорить еще, для твоей пользы открывая тебе знание, лучшее, чем то, которое Я уже поведал.

Бхагаван - это очень важное слово. Вы должны понять, что оно значит. Бхага - "богатство", бхагаван - "Тот, кто обладает богатствами". В грамматике санскрита существует суффикс "ват", что означает "обладание". Когда есть чувство обладания, тогда применяется суффикс "ват". Бхага + ват означает "Тот, кто обладает богатствами". Это бхагаван.

Что такое богатство. У вас есть какое-то понимание этого. Богатство: состоятельность, сила, влияние, слава, красота, знание, отречение. Эти шесть достояний называются богатствам. Человек, достаточно богатый, привлекателен. Он привлекает бедного. Это объект привлечения. Иногда мы также обращаемся к очень богатым людям: "Дайте нам пожертвования", хотя мы находимся в сознании Кришны.

Так, богатые люди привлекательны. Вы не можете отрицать это. Конечно, для служения Кришне мы можем сделать все. Так или иначе если человек очень богат, он привлекателен.

Итак, эти шесть богатств привлекают. Если человек очень силен, он также привлекателен - бхава. Сильный человек, благодаря своему влиянию или телесной силе, привлекает. Сильным мужчиной привлекаются многие женщины. Поэтому сила - также одно из привлекающих качеств. Богатство, сила, и затем слава.

Например, если какие-то очень известные в мире люди зайдут в эту комнату, тысячи людей сбегутся сюда.

Во времена Ганди я читал в одной из индийских газет новости о том, что в каком-то итальянском городе, на станции, собралась большая толпа людей, и никто не мог понять для чего. И когда спросили их об этом, они ответили, что слышали, будто Ганди приехал. Махатма Ганди был очень известным политиком.

На самом деле, в газете было написано, что прибыл некий мистер Глэнди, и люди приняли его за Ганди. Я хочу подчеркнуть, что известный человек привлекателен. Таково влияние богатства, силы, славы...

Затем красота. Красота также привлекает. Есть много красивых мужчин и женщин, но не только; есть красивые цветы, картины. Они также привлекательны.

Знание. Люди, обладающие большими познаниями, например, великие ученые, философы, религиозные деятели, учителя, также очень привлекательны.

Отречение. Это тоже одно из качеств привлекательности. Если человек ведет отреченный порядок жизни, он привлекателен. Отречение означает, что хотя человек обладает всеми этими достояниями: силой, славой, богатством, знанием и красотой, тем не менее он отрекается от них ради какой-то высшей цели.

Например, в нашей стране ради национального движения многие богатые люди отрекаются от всего. Есть один мистер С.Р. дас. Он зарабатывал 50 000 долларов в месяц, но отрекся от всего и присоединился к этому движению. Скорей всего Вы слышали имя Неру. Он был сыном очень богатого человека. Не было ни одного дня, когда бы он не зарабатывал по 500 долларов. Но он отрекся от этого. То, чем обладал его отец, он отдал национальному движению. Затем он попал в тюрьму по вине правительства.

Отречение также привлекательно. Таким образом, все это качества Кришны. Бхагаван. Мы должны знать, кто такой Бог. Санскритское определение Верховной Личности Бога таково: "Тот, кто обладает всеми достояниями: всей силой, всем богатством, всем знанием, всей красотой, всей славой и всем отречением.

Отречение подразумевает непривязанность ко всему тому, чем обладаешь. "Я не хочу" - это называется отречением. Если вы взглянете на историю человечества, то обнаружите, что Кришна существовал как мужчина, личность, но все Его достояния были с Ним. Поэтому Его признают Богом. На утренней лекции мы обсуждали признаки инкарнаций. Они даются в духовных писаниях. Кто же является Бхагаваном - Верховной Личностью Бога? Это также говорится в шастрах. Кришна означает "всепривлекающий", поскольку Он обладает всеми этими богатствами в полной мере и следовательно Он привлекает.

Например, мы обсудили, что красота, богатство, знание, слава, сила и отречение привлекают. А Кришна обладает всеми этими качествами в полной мере, поэтому он привлекателен в наивысшей степени. Кришна означает "Верховная привлекательность". Таково назначение Кришны, поэтому Он является Бхагаваном. Здесь говорится: "Бхагаван увача". Вьясадева пишет: "Бхагаван говорит".

Что Он говорит? Мы уже закончили 9 главу. Он сказал: Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру. "Просто стань Моим преданным, постоянно занимай мысли Мной, поклоняйся Мне, выражай Мне почтение". Если вы постоянно закрепляете мысль на Кришне, значит вы становитесь постоянно сознающим Кришну. Как думать о Кришне; как о враге или как о друге? Когда мы думаем о Кришне как о враге: "О, этот враг может войти, Он становится очень силен", это не бхакти. Это шастра. Что означает бхакти? Это преданность, ану шиванам - культивирование знания о Кришне, положительного благоприятного.

Иногда с целью убить своего врага мы, например, в лаборатории размышляем о производстве атомной бомбы. Это также вид мышления, но это не бхакти. Бхакти означает "благоприятное". Если вы думаете о Кришне, чтобы убить Его, как, например, Камса, будучи дядей по матери, хотел убить Своего племянника, Кришну, это неблагоприятный вид мышления. Это не мышление в бхакти.

Постоянно думать о Кришне не значит думать о Нем как о враге. Напротив, вы думаете о Нем как о друге. Ман мана бхава мад-бхакто. Вы должны быть постоянно готовы на любое служение Кришне. Таким должен быть ваш образ мысли.

Поклоняйтесь Кришне и предлагайте ваши поклоны Ему. Кришна говорит Арджуне: "Если ты следуешь этим четырем принципам, ты непременно вернешься ко Мне". Это уже объяснялось в последнем стихе 9 главы.

В 10 главе Господь говорит: бхагаван увача бхуйа эва маха-бахо шрину ме парамам вачах. "Я уже сказал тебе, в чем заключается процесс сознания Кришны, теперь слушай Меня дальше".

Поскольку Кришна и Арджуна находились в дружеских отношениях, Господь сказал: Йат те хам прийаманайа вакшйами хита-камйайа. "Так как ты - Мой дорогой друг, Я говорю тебе...". Это значит, что Бхагавад-гита, о которой здесь говорится, не предназначена для каких-то обычных людей, а для тех, кто немного продвинулся в сознании Кришны. Тот, кто принял Кришну как Верховную Личность Бога и сознает Его, получит наслаждение от чтения Бхагавад-гиты. Например, у вас есть маленький сын и вы постоянно думаете о нем, приговаривая: "О, мой ребенок сегодня утром играл так-то, он так танцевал..." Но другим это может доставлять беспокойство. Почему? Потому что это не их ребенок, и у них нет к нему любви, поэтому им не нравится слушать о нем. Поэтому говорится, что путь, описываемый здесь, предназначен для людей, немного продвинутых в сознании Кришны. Например, сокровенные темы обсуждаются с самыми близкими друзьями и родственниками. И эта глава немного более сокровенна, чем девятая. "Поскольку ты - мой дорогой друг, Я расскажу тебе..." Друг своему другу всегда желает блага. Что здесь говорит Кришна? Если Кришна становится чьим-то другом, благожелателем, чего еще желать тому человеку. Мы уже описывали, что Кришне принадлежат все богатства, все знание, вся сила, вся красота, слава и все отречение. Поэтому если Он становится вашим другом и доброжелателем, тогда что вам еще желать? Если вы имеете друга самого богатого и могущественного, вам не требуется ничего больше. Друг может пожертвовать всем для друга, а Кришна - друг, не имеющий никакого ограничения в богатствах, Он не ограничен в Своей благосклонности.

Здесь Господь Кришна объясняет, что все знание Он передает Арджуне для его же блага. Если вы становитесь сознающим Кришну вы становитесь связанным с Кришной в пяти различных трансцендентальных вкусах. Преданный может иметь с Господом нейтральные отношения, то есть сознавать, что Кришна очень велик. Принятие этого принципа также является преданностью. Преданный не делает чего-либо для Господа, но признает Его великим. Это нейтральная преданность - шанта. И когда человек больше продвигается, он начинает желать что-то сделать для Кришны. Например, вы думаете, что кто-то очень велик и у вас появляется желание сделать что-либо для этого человека, это умонастроение называется дасья - деятельность. Когда человек совершает продвижение в осознании величия Господа, превосходит шанта-расу, он желает что-то делать для Кришны, это означает начало сознания Кришны. Здесь, в материальном мире, мы можем делать очень много для Кришны. Что именно? Если вы хотите сделать что-либо для конкретной личности, вы должны знать, как удовлетворить ее. В противном случае, если вы будете делать что-то, не зная, что желает личность, это бесполезно. Нужно знать желание того, кому вы хотите служить.

Итак, что Кришна хочет. Это объясняется в Бхагавад-гите в различных местах. В 15 главе Кришна говорит:

 

мамаивамшо джива-локе
   джива-бхутах санатанах
   манах шаштханиндрийани
  пракрити-стхани каршати

 

Все живые существа являются Моими неотъемлемыми индивидуальными частицами. Например, ваш сын или дочь -неотъемлемая частицы вашего собственного тела.

Аналогично, все мы являемся неотьемлимыми частичками Господа.Мы все Его сыновья. Как это понять? Об этом говорится в 14 главе:

 

сарва-йонишу каунтейа
муртайах самбхаванти йах
тасам брахма махад йонир
ахам биджа-прадах пита

 

Господь Кришна говорит Арджуне: "Существуют 8 400 000 видов жизни, и все живые существа - Мои сыновья. Я - отец, дающий семя". Он принимает каждое существо, будь то человек, животное или птица, за Своих сыновей.

Эти живые существа страдают здесь. Они так или иначе попали в контакт с этой материальной природой. И все они ведут тяжкую борьбу за существование, но под чарами иллюзорной энергии думают, что счастливы, хотя они несчастны день и ночь. Их желания не исполняются. Они чего-то хотят, но их силой заставляют принимать то, что противоречит их желанию. Так продолжается эта суровая битва за существование. Никто не удовлетворен. В этом мире постоянно происходят разрушения. Сегодня я - ваш друг, завтра - враг, сейчас я - ваш муж или жена, а в другое время наоборот.

Так продолжается эта битва. Я желаю чего-то, но я вынужден насильно принять то, чего не хочу. Поэтому Кришна несет это послание для всех живых существ, которые несчастливы в этом материальном мире, находясь под влиянием материальной энергии. Находясь в невежестве, они думают, что счастливы.

Например, животные не знают, как они несчастны. Они спокойно едят траву перед тем, как их отведут на бойню, не ведая, что произойдет в следующий момент их жизни.

Аналогично, когда человеческое общество находится под влиянием гуны невежества, оно не знает, что есть несчастье. Они бьются за существование и поэтому несчастны. Люди никогда не удовлетворены, они полны беспокойств. Несмотря на все это, они утверждают, что продвигают свою цивилизацию. Это невежество и глупость.

Для тех, кто сознает Кришну, и желает служить Ему, первое дело - рассеять невежество человечества. Это лучшее служение. Люди могут создавать множество филантропических, благотворительных обществ, госпиталей, но если кто-то из них может дать людям сознание Кришны, это лучшее служение человечеству.

Вслед за нейтральными отношениями приходит любовь к Господу, поскольку Он великий. Но одной любви недостаточно. Вы должны служить Кришне. Например, Арджуна служил Кришне как воин. Кришна желал, чтобы битва на Курукшетре состоялась, но поначалу Арджуна не хотел сражаться, поскольку это была битва с его родственниками. Но после того, как он услышал Бхагавад-гиту, он стал сознающим Кришну. Он осознал, что так как Кришна желал этого, бой должен продолжаться. И так Арджуна воевал вопреки собственным умозаключениям. Это сознание Кришны. Человек должен действовать. Это лучше. Просто думая, что Господь - это Тот, кто снабжает хлебом насущным ,это хорошо, но лучше, когда вы думаете о том, как служить Кришне.

Если Господь дает вам ежедневный хлеб, вы не должны возвращать Ему это. Он дает хлеб несмотря на то, желаете вы этого или нет. Он дает хлеб кошкам и собакам, животным и даже муравью, почему же Он не будет давать вам, человеческому существу? Не беспокойтесь, Господь пошлет вам хлеба, где бы вы ни находились. Вы можете находиться в Америке, Европе или Индии, где бы вы ни были, вы будете получать свой ежедневный хлеб.

Поэтому вы должны подняться в своем положении и думать о том, как служить Господу. Это настоятельная потребность современной цивилизации. Люди, страдают по причине забвения Господа. Если вы хотите служить вашему обществу, вашей стране, попытайтесь поднять свой уровень, станьте сознающим Кришну и просто распространяйте в мире эту философию. И тогда вы будете счастливы. Тогда наступит мир, и все будут счастливы.

Спасибо большое.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Свами Прабхупада