?

Лекция: Природа, наслаждающийся и сознание.

 (голосов: 2)
   Журналист: Дойал Хари дас. Просмотров: 1805. Опубликовано: 28-03-2012, 13:44
Шрила Прабхупада   
"Бхагавад-гита", глава 13.

Природа, наслаждающийся и сознание.

тексты 1-2. Бомбей, 29 декабря 1972 г.

 

Прадйумна цитирует тексты:

 

арджуна увача

пракритим пурушам чайва

кшетрам кшетра-гьям эва ча

этад ведитум иччхами

гьянам гьеям ча кешава

 

шри-бхагаван увача

идам шарирам каунтея

кшетрам итй абхидхияте

этад йо ветти там прахух

кшетра-гьях ити тад-видах

 

Перевод: Арджуна сказал: "О, мой дорогой Кришна, я хочу узнать о пракрити (природе), о пуруше (наслаждающемся), о поле и знающем поле, о знании и об объекте знания".

 

Верховная божественная личность сказал: "Это тело, о, сын Кунти, именуется полем: того, кто знает это поле, называют знающим поле".

 

Прабхупада: Кшетра-кшетра-гьям. Например, мы живем в этом помещении, но мы знаем, что "я не являюсь этим помещением, я живу в этом помещении" Люди говорят, что, поскольку Верховная душа или душа живут в этом теле, то тело - это душа. Это не очень хороший аргумент. Так создано Самим Кришной. Идам шарирам каунтея кшетрам итй абхидхияте. Кшетра. "Кшетра" означает "земля" или "место". Итак, идам шарирам каунтея кшетрам итй абхидхияте... Следующая строка?

 

Прадйумна: этад йо ветти там...

 

Прабхупада: этад йо ветти, тот, кто знает это, он - кшетра-гьях. Гьях означает "знание". Итак, мы должны знать, что я не это тело. Это мое тело. Если проанализировать тело, я скажу: "это моя рука", "это моя нога", "это моя голова". Никто не скажет: "Я голова", или "Я - рука". "Я" отличается от этого тела. Я живу в этом помещении, но я не являюсь этим помещением. Но основой современной цивилизации является идея, что "Я - это тело". "Я американец", "Я индиец", "Я брахман", "Я кшатрий", "Я мужчина", "Я женщина". Это ошибочно. Это осквернение.

 

Это точка зрения животных. Животное, собака, не подозревает о душе, которая обладает этим телом собаки. Душа отлична от тела. Это сообщают Веды: асанго ям пурушах. Живое существо, душа, не является этим материальным телом. Асанга. Она не общается с ним. Она попала в эти условия, но она отлична от тела.

Итак, это должно быть ясно понято. Это знание, что я не есть это тело. Что дальше, вторая строка?

 

Прадйумна: Кшетрам итй абхидхияте.

 

Прабхупада: Да. Следующая?

 

Прадйумна: Этад йо ветти там прахух

 

Прабхупада: Этад йо ветти. Итак, если вы изучаете, медитируете на свое тело: "Я это тело, я этот палец". Нет. Ответ таков: "Нет, я не есть это тело. Я... Это мое тело, это мой палец, это моя голова». Это простая вещь. И здесь это подтверждается Самим Верховным Авторитетом, Кришной. И мы можем также провести эксперимент, проверить, каким образом я отождествляю себя со своим телом? Поэтому шастра говорит: йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке. Это тело - продукт трех дхату. По Аюрведической системе капха-питта-ваю. Итак, тот, кто принимает это тело, сделанное из трех элементов, капха-питта-ваю, он не лучше, чем го-кхарах. Са ева го-кхарах. Животное.

 

йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке

сва-дхих калатрадишу бхаума иджья-дхих

ят-тиртха-буддхих салиле на кархичидж

джанешв абхигьешу са ева го-кхарах

 

Го-кхарах. Го означает корова и кхарах означает осел. Люди отождествляют себя с этим телом, но шастра говорит, что такие личности не лучше, чем коровы или ослы. А теперь попытайтесь понять, что есть эта цивилизация. Просто попытайтесь понять. Это сообщество коров и ослов. Потому что каждый отождествляет: "Я - это тело". "Я американец", "Я русский", "Я китаец", "давайте повоюем", "Я хинду", "Я мусульманин". Это продолжается.

 

Отсутствует простое знание. Простое понимание, что "я не есть это тело. Я..». Ахам брахмасми. Язык Вед. Со хам. Со хам значит: "Я такая же духовная душа, как и Сверхдуша, как Кришна. Я качественно един с Ним. Как Кришна есть сач-чид-ананда-виграха, так и я тоже являюсь сач-чид-ананда, неотъемлемой частью. Различие заключается лишь в том, что я очень мал. "Как мы уже несколько раз объясняли, маленькая частичка золота также является золотом. Они неотличны. Маленькая капля морской воды также качественно неотлична от всего моря. У нее тот же химический состав. Аналогичным образом, мы, будучи неотъемлемыми частичками Кришны, не являемся продуктами материальных условий. Но мы попадаем в эти материальные условия. Это называется майа. Мы хотим наслаждаться независимо, отделившись от Кришны. И поэтому мы погружаемся в условия, которые иллюзорны.

 

Это я уже объяснял несколько раз. Ночью мы забываем все это тело. Хотя днем я отождествляю себя, что я американец, индиец или брахман, но ночью, когда я сплю, я забываю, что я американец, индиец, брахман или кшатрий. Это наш ежедневный опыт. Я нахожусь в другом состоянии. Мне снится что-то. Но днем я забываю, что мне снилось ночью. Так иногда мы попадаем в незнакомое место, в очень хорошее место, красивое здание, приятную атмосферу. Но когда сон проходит, я снова оказываюсь в своей постели. Когда я сплю, я забываю. Я уже не в своей постели, я в чудесных дворцах, садах. Это мы можем испытывать каждый день.

 

Итак, поскольку мы желаем имитировать Кришну, кришна-бахирмукха хана бхога ванча каре, Кришна дает нам место, которое иллюзорно. То, что не является фактом. Временное. Иллюзия. Как, например, иногда мы видим воду в пустыне. Это иллюзия. Практически, здесь нет воды. Но мы видим: "О, здесь вода, много воды". Животные бегают за водой. Таким же образом, мы бегаем за этой иллюзией: "Здесь счастье. Здесь счастье". Поэтому здесь нет счастья.

 

Замученные к концу жизни, мы разочаровываемся. Когда мы не можем больше наслаждаться своими чувствами, мы становимся очень подавленными. Старые люди. Вы видели старых людей, тех, которые не склонны к духовной жизни, - они очень мрачны и угрюмы. Мрачны, потому что они не могут больше использовать свои чувства. Они иногда принимают лекарства. Но как это может помочь? Это называется дридха кала аула. Мы находимся в этой иллюзии. Это называется майа. Мы должны понять, что мы не это тело. Мы- не это тело. Наше телесное наслаждение - это иллюзия. В другом месте в "Бхагавад-гите" говорится: сукхам атйантикам йат тад атиндрийам грахйам. Найдите этот стих. Сукхам атйантикам йат тад атиндрийам грахйам. Мы пытаемся наслаждаться жизнью с помощью этих материальных чувств, но это иллюзия, это временно. Временно и иллюзорно. Истинное наслаждение - это наслаждение наших духовных чувств... Ты нашел?

 

Прадйумна:

сукхам атйантикам йат та

буддхи-грахйам атиндрийам

ветти айтра на чайваям

стхиташ чалати таттватах

 

Прабхупада: что это значит?

 

Прадйумна: Здесь объединены несколько стихов вместе... "На стадии совершенства, называемой трансом или самадхи, ум человека благодаря занятиям йогой полностью отвлекается от материальной умственной деятельности. Эта ступень совершенства характеризуется способностью человека осознавать свою сущность чистым умом и черпать радость и блаженство в самом себе. В этом радостном состоянии человек испытывает безграничное трансцендентное счастье, ощущаемое через трансцендентные чувства. Утвердившись на этом уровне, он никогда не отклоняется от истины и, достигнув ее, понимает, что нет больше выигрыша».

 

Прабхупада: Здесь дается вся информация. Если мы действительно хотим счастья, то мы должны очистить материальное сознание... Сознания Кришны можно достичь лишь по милости Кришны... Атхапи те дева падамбхуджа-двайа-прасада-лешанугрихита эва хи. Кришну невозможно понять никаким методом, кроме метода, данного Самим Кришной. Кришна абсолютен. Поэтому, если мы хотим осознать Кришну, мы должны принять метод Кришны. Поскольку Кришна абсолютен, нет различия между Кришной и методом достижения Кришны. Это одно и то же. Метод бхакти означает метод Кришны. Бхакта-бхагаван. И метод достижения Бхагавана называется бхакти.

 

Все это основано на одном корне, бхадж. Бхадж-дхату. Это означает предложение любовного служения Господу. И Кришна говорит: бхактья мам абхиджанати. Бхаджате мам ананья-бхак. Эти слова: садхур эва са мантавьях, апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананья-бхак... Чатур-видха бхаджанте мам. Это слово, бхаджа, - очень важно. От слова бхаджа происходит слово бхакти. Бхаджа дхату укти. Итак, бхакти означает бхаджана. Бхаджате мам ананья-бхак. Махатманас ту мам партха дайвим пракритим ашритах бхаджантй ананья манасах. И снова бхаджанти.

 

Махатманас ту мам партха дайвим пракритим ашритах. Эта бхаджана предназначена для махатм, махатманах, не для дуратм. Или   кшудратм. Тот, кто обладает великой атмой - махатма. Не какой-нибудь калека. Те же, кто мыслят в рамках общества, нации, страны, религии и множества других понятий, не являются махатмами. Они  кшудратмы, - маленькие, с покалеченным умом. Те, кто мыслят широко, как, например, Чаитанйа Махапрабху, Он говорит: притхивите аче йата нагаради грама. Он не мыслил ограниченно... Притхивите аче айта нагаради грама. Как много городов и деревень по всему миру. Он не думал: "Моя деревня, моя страна, мое общество». Каждый думает таким образом. Но те, кто являются истинными махатмами, они думают широко. Притхивите аче йата нагаради грама.

 

Кришна думает обо всех живых существах. Сарва-йонишу каунтея самбхаванти муртайах йах. Все живые существа, во всех видах жизни, во всех формах жизни. Ахам биджа-прадах пита. "Я их отец». Итак, это называется махатма. Кришна мыслит в интересах всех живых существ. Люди говорят, что Кришна - индиец, Бог индийцев. Почему же Бог индийцев? Английский словарь говорит, что Кришна - это Бог индийцев. Но нет. Почему Его так называют в словаре? Он говорит: "Я - отец всех живых существ». Почему Он должен быть отцом индийцев? Он отец каждого. Он Сам так говорит. Но они пишут в словаре: "Кришна - это Бог индийцев». Это неправильная интерпретация. Кришна не говорит такого.

 

Кришна Сам, как Чаитанйа Махапрабху, говорил: притхивите аче йата нагаради грама. "Существует множество деревень и городов, сарватра прачара хайбе мора нама, и Мое имя будет раздаваться в каждом городе, в каждой деревне». Итак, это Движение сознания Кришны не является движением каких-то калек. Это очень широкое движение, призывающее всех живых существ прийти к Кришне, назад, домой, к Богу. Поэтому, мы не должны быть сознающими тело. Кришна говорит здесь: я не есть это тело. Идам шарирам кшетрам. Это поле деятельности. Кшетрам. Поле деятельности, действий. Например, тот, кто находится в телесном сознании, делает множество упражнений. Таким образом, тело становится очень сильным, стройным, и он счастлив. Потому что он думает: "Я - это тело».

 

Аналогично, вы можете сделать ваше тело духовно сильным. Как вы делаете ваше тело материально сильным, подобным же образом вы можете сделать его духовно сильным. Потому что это кшетра. "Кшетра" означает "поле", или "земля". Возделывая, культивируя землю, вы можете произвести и высококачественное зерно, и зерно более низкого качества. Это зависит от того, как вы работаете. Потому что земля находится в вашем владении. Вы владеете землей, и вы можете обрабатывать ее, как вам нравится. Аналогично, это тело является землей, а я - земледелец. Я кришака, или агроном. Используя землю, я могу стать или духовно продвинутым, или материально продвинутым. Это зависит от меня. Духовная продвинутость означает, что постепенно вы забываете, что вы есть это материальное тело. Я принадлежу Кришне. Я Брахман. Это духовная продвинутость. Материальная продвинутость означает: "Я есть это тело". "Я американец", "Я индиец", "Я брахман", "Я кшатрий", "Я мужчина, женщина". Это материальная продвинутость. Таковы два пути. Эта человеческая форма жизни... Поскольку это не животная жизнь. Постоянно помнить, что я не животное. Теперь я человеческое существо, и я могу использовать... Эти вещи будут объясняться в этой главе, как я могу использовать это тело. Есть два пути, которыми можно воспользоваться. Если я просто ограничиваю себя в телесных потребностях жизни... Как животные. Еда, сон, секс и защита. Таковы естественные потребности человеческого тела, а также тел кошек и собак. Но поскольку я - человеческое существо, я могу использовать это тело другим образом, отличным от этого. Кошки и собаки не могут делать этого. Таково различие между человеческим существом и животным. Если я не использую свое тело как человеческое существо, я не лучше, чем кошки и собаки. На самом деле, я кошка или собака. Если вы просто ограничиваете себя, как хорошо поесть, хорошо поспать, как лучшим образом наслаждаться сексом и защитить себя лучшим образом, тогда вы не лучше, чем животное. Это занятие животных.

 

Животных не приглашают стать сознающими Кришну. Это невозможно. Даже если им предложить это, они не будут сидеть, не будут слушать. Поэтому те, кто обладает очень ярко выраженными животными наклонностями, не могут принять участие в Движении сознания Кришны. Такие личности, откровенно говоря, не лучше, чем животные, они не проявляют никакого интереса к движению сознания Кришны. Для них это невозможно.

 

Поэтому Кришна говорит, кто может принять. Он говорит... Мы принимаем все слова Кришны. Вы можете не верить мне. Сам Кришна говорит:

 

йешам тв анта-гатам папам

джананам пунья-карманам

те двандва-моха-нирмукта

бхаджанте мам дридха-вратах

 

Итак, животная жизнь означает греховная жизнь. Животная жизнь. Даже эта человеческая форма жизни греховна, пока мы не приходим на платформу сознания Кришны. Животная жизнь значит греховная жизнь. Если мы совершаем грех, то мы подобны свиньям и собакам. Например, если вы неразборчивы в еде, как свиньи, у них нет никакой разборчивости. Они принимают даже испражнения: "Пойдем, поедим!". И вы получаете тело свиньи или собаки.

 

Но если вы используете это тело в соответствии с шастрами, чтобы очиститься... Поскольку человеческое тело предназначено для очищения. Йасмат шуддхьет саттвам. Это наставление, данное Ришабхадевой. Тапо дивьям путракайасмат шуддхьет саттвам йена шуддхьет саттвам йасмад брахма-саукхьям анантам. Найам дехо деха-бхаджам нрилоке кастам архати вид-бхуджам йе. Он дает наставления своим сыновьям: "Мои дорогие сыновья, не используйте это тело, как свиньи и собаки. Целый день в поисках испражнений, чтобы съесть их». И после того, как они это съедят, их желание секса увеличивается, и затем они занимаются сексом. Такова жизнь свиньи. Мы видим это. Это естественный пример, природный. Они становятся очень толстыми, сильными, питаясь испражнениями. И как только они становятся толстыми, они немедленно занимаются сексом, без всяких различий - с матерью, с сестрой, хоть с кем. Это свиньи. Вы видели этот естественный пример. Собаки и свиньи. Я хочу сказать, что у собак нет никакой вежливости, учтивости или стыда. Они могут заниматься сексом прямо на улице.

 

Итак, человеческая цивилизация идет к этому. Она уже пришла к этому. По крайней мере, в Западных странах это уже существует, в нашу страну это пока еще не пришло. А на Западе это обычные отношения. Молодой человек, молодая девушка обнимаются, целуются и т.п. Иногда они занимаются сексом на морском побережье, в парке. Мы это видели. Итак, практически вы пришли к жизни собак и свиней. Такова наша высокоразвитая цивилизация. Почему? Это происходит лишь в результате телесной концепции жизни. "Я это тело. Я - это тело». Поэтому, прежде всего, нужно понять это. Кришна говорит: идам шарирам каунтея кшетрам итй... Это тело было дано вам, чтобы вы использовали его в различных целях, как вы хотите. Вы можете использовать его как кошки, или собаки, или свиньи, но вы также можете использовать его как девата, как полубог. Это ваш выбор. Мы имеем небольшую независимость. И мы можем использовать ее или пренебречь ею. Но шастра говорит, что это тело не стоит использовать, как кошки, собаки или свиньи. Так говорят шастры.

 

Поэтому Кришна говорит: йах шастра-видхим утшрийа вартате кама-каратах. Тот, кто не обращает внимания на наставления, данные в шастрах... Например, тот, кто не следует законам штата, к какому виду людей он относится? Он является лодырем или бандитом, а не честным гражданином. Точно также и тот, кто не следует шастрам. Шастры предназначены для человеческих существ, а не для кошек, собак или свиней. Как и законы предназначены для людей, а не для кошек и собак. Поэтому мы должны следовать наставлениям шастр.

 

Как Кришна говорит в "Бхагавад-гите", или Вьясадева говорит в Пуранах, в Веданта-сутре, как Господь Чаитанья Махапрабху говорит: анади бахирмукха джива кришна бхули дела, атаева кришна веда-пурана карила. Каково предназначение Вед и Пуран? Мы забыли Кришну, поэтому, чтобы вернуть нас к Сознанию Кришны, существует так много Ведической литературы. Очень много.

 

Итак, эта жизнь предназначена для использования этого тела... Тапо дивьям путрака йена шуддхьед саттвам. Саттва. Сейчас наше существование нечисто. И поэтому мы трансмигрируем из одного тела в другое в соответствии с нашими желаниями, в соответствии с нашей кармой. Это дается природой. Бхрамайан сарва-бхутани йантрарудхани майайа. Мы давали пример мотоцикла. Сейчас у нас есть хороший мотоцикл, это человеческое тело, машина, она движется. Но если мы не используем его как человеческое существо, мы должны будем принять другую машину, как у собак и свиней. Иногда без движения стоя семь тысяч лет, как дерево. Да, это происходит. Итак, самое важное знание - познать, что я не есть это тело.

 

Тело подразумевает, что существуют чувства. Индрияни паранй ахур индриебхьях парам манах манасас ту пара буддхих. Мы должны возвыситься над телесным представлением о жизни. Телесная концепция жизни означает чувственные наслаждения. И все. Поскольку я считаю себя этим телом, я должен наслаждать свои глаза, глядя на что-то красивое. Я должен наслаждать свой язык, вкушая какие-то вещи, запрещенные в шастрах. Но мой язык желает этого. Я должен съесть это. Итак, телесная концепция жизни предназначена для удовлетворения этих грубых материальных чувств. Это телесное представление о жизни. Но постепенно, благодаря сознанию Кришны, благодаря обучению себя, как стать сознающим Кришну, нашим делом станет стремление удовлетворить Кришну.

 

Сейчас мы удовлетворяем свои чувства. Такова телесная концепция материального существования. И когда мы научимся удовлетворять Кришну, тогда мы достигнем совершенства жизни. Это и есть сознание Кришны.  Или вы удовлетворяете свои чувства, или вы удовлетворяете обладателя чувств. Кришну называют Хришикеша. Хришика означает чувства. И Кришну называют Хришикешей. Итак, Хришикеша. Бхакти означает хришикена хришикеша-севанам бхактир учьяте. Хришика означает индрия. В настоящий момент мы удовлетворяем чувства. Мы живем только ради чувств. Мы не имеем более высоких целей. Чувства желают кушать что-то вкусное. Хотя это неблагоприятно для меня с точки зрения здоровья или с духовной точки зрения.

 

Например, есть мясо или принимать интоксикации. Это нехорошо как для здоровья, так и для духовного продвижения. Но поскольку мой язык желает этого, я стану слугой своего языка. Я должен его удовлетворять. Это материальная обусловленность. Поскольку я не хочу служить Кришне, я хочу служить своему языку. Тара мадхье джихва ати лобхамой судурмати та ке джета катхина самсаре. Мы обладаем различными чувствами. Из всех чувств язык наиболее силен. Язык очень силен. Поэтому шастра говорит: атах шри-кришна намади на бхавед грахйам индрийайх. Из-за этих тупых чувств мы не можем осознать Кришну. Мы не можем понять, кто есть Кришна. Что такое имена Кришны, слава Кришны, какова форма Кришны, каковы качества Кришны... Мы не можем понять. Поэтому Кришна говорит:

 

манушьянам сахасрешу

кашчид ятати сиддхае

ятатам апи сиддханам

кашчин мам ветти таттватах

 

Понять Кришну не так просто.

 

Но шастра говорит, что это можно сделать просто. Это можно сделать просто. Как? Севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах,- если вы просто вовлечете свой язык в преданное служение Господу. Это один из методов. Просто займите свой язык служением Господу. И Господь появится.  Господь явит Себя Сам. Вы не можете видеть Бога. Вы не можете видеть Кришну. Но когда Он появляется Сам... Точно так же, как ночью вы не можете видеть солнце. Но когда солнце появляется само, это происходит не из-за ваших усилий. Солнце всходит утром в должный срок. Вы можете видеть солнце, вы можете видеть себя, вы можете видеть весь мир. Итак, попытайтесь действовать так, чтобы Кришна явил себя. Не пытайтесь увидеть Кришну. Потому что вашими глазами, вашими чувствами, этими грубыми материальными чувствами мы не можем видеть... Атах шри-кришна намади...  

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Свами Прабхупада