?

Лекция: Шри Брахма-самхита.

 (голосов: 1)
   Журналист: Дойал Хари дас. Просмотров: 1842. Опубликовано: 2-05-2012, 18:48

 

Шрила Прабхупада
Шри Брахма Самхита, 3 января 1973 года

 

 

Преданные: ... говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами.

 

Прабхупада: Спасибо. Итак, говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Эти стихи Брахма-самхиты составлены Господом Брахмой. Поэтому в ведической литературе они называются “самхита”.  Самхита означает  часть ведической литературы.  Господь Брахма описывает Кришну. Иногда  задают глупый вопрос: “Кришна появился пять тысяч лет назад. Как Он стал Богом?” В действительности это не так. В Брахма-самхите Господь Брахма описывает то, что было в самом начале творения. Брахма - первое живое существо в этой вселенной. И он описал Кришну так, как он Его понял на своем опыте, как он  Его осознал.

 

В Веданта-сутре Кришна описывается как джанмадйасйа асйа йатах: Он является Верховной Личностью, от которой всё произошло. И Кришна подтверждает это в Бхагавад-гите: ахам адир хи деванам. “Деванам”  означает, что Кришна существовал до Брахмы, Вишну, Махаишвары. И Кришна является “ади”  - изначальным,  также по отношению ко всем этим девам. Ахам адир хи деванам. Ахам сарвасйа прабхаво. “Всё произошло из Меня”.

 

ахам сарвасйа парбхаво

маттах сарвам правартате

ити матва бхаджанте мам

будха бхава-саманвитах

 

Кришна - ади-пуруша. Арджуна также подтверждает  это. После того как Арджуна понял Бхагавад-гиту, он заявляет:

 

парам брахма парам дхама

павитрам парамам бхаван

пурушам шашватам двйам ади

 

Ади-девам” -  изначальная личность. Как, например, в нашем генеалогическом древе - в каждой семье есть предок - у него есть сын, у того сына свой сын, внук, правнук. Таким образом,  семья расширяется. Подобным образом,  это творение берет свое начало от Кришны. В чатух-шлоке  Бхагаватам тоже говорится: ахам эва асам эва агре: “ Я существовал до творения”. Даже Шукрачарйа, имперсоналист, тоже говорит: нарайано паро авйактат: “Верховная Личность Бога, Нарайана, находится вне этого материального творения”. Нарайанах парах авйактад. Авйактад анда-самбхвах. Из авйакты, непроявленной материальной махат-таттвы, возникло это материальное творение. До материального творения, за пределами материального  творения находится Кришна. Поэтому в Брахма-самхите Господь Брахма описывает Кришну в каждом стихе: говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Говиндам ади-пурушам. Он  - изначальная личность.

 

Кришна также говорит: маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа. Нет больше пара-таттвы, высшего источника помимо Кришны. Поэтому мы, это движение сознание Кришны, пытаемся представить цивилизованному человеческому обществу этого ади-пурушу, изначальную Верховную Личность Бога. Они ищут Бога. Есть так много обществ - теологическое общество, теософическое общество - они ищут Бога. Почему бы вам не обратиться к Ведической литературе? Информация о Боге есть в ведической литературе и Бог Сам появился и рассказал о Себе в Бхагавад-гите. И Бога принимают не только сейчас, но и пять тысяч лет назад все великие мудрецы, святые, великие риши признавали в Кришне Верховную Личность Бога тогда, когда Он присутствовал на земле. Нарада, Девала, Вйаса. Это объясняется в десятой главе. Все вы знаете Кришну -  парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван, пурушам. Он не безличен. Пурушам означает индивидуальное живое существо. Т.е. (Он) не женского рода. Пурушам означает мужской род. Пурушам шашватам. Шашватам -  изначальный; адйам - первый. И Арджуна тоже ссылается на мнение всех великих мудрецов.  В то время Вйасадева всё еще присутствовал. “Вйасадева принимает Тебя, Нарада принимает Тебя, Асита, Девала, значительные, очень значительные великие мудрецы признают Тебя Верховной Личностью. Ты  Сам лично говоришь об этом и я осознал, что Ты  - Верховная Личность Бога”. Это Кришна. Кришна не какая-то подделка.  Как в наши дни стало модно выбирать Бога голосованием. Нет. Бога невозможно создать. Бог есть Бог. Богом становятся не при помощи мистической силы или при помощи,  так называемой,  медитации или при помощи магии. Нет. Бог есть Бог. Никто не может стать Богом. Асамаурдхва. В Бхагавад-гите Кришна описывается как асама урдхва прапитамаха ча. В одиннадцатой главе вы можете найти эти слова. Брахма  называется питамаха, потому что Он - отец отца. Если вы будете изучать генеалогическое древо этой вселенной, особенно человеческого общества, тогда вы будете следовать следующему порядку: я был зачат моим отцом, мой отец был зачат его отцом,  а  он  - его отцом  - так вы будете продолжать. Затем, в конечном счете, у вас не останется терпения, чтобы продолжать исследования, тогда вы можете  обратиться к шастрам, там вы найдете нужную информацию. Изначальным отцом этой вселенной является Господь Брахма; поэтому  к нему обращаются, называя его “питамаха”. Но есть также отец Брахмы: Гарбходакашайи Вишну. Гарбходакашайи Вишну является экспансией Каранодакашайи Вишну, изначального Вишну и Каранодакашайи является экспансией Санкаршаны. Санкаршана является экспансией Нарайаны. Нарайана  - это экспансия другого Санкаршаны и тот Санкаршана  - экспансия Баладевы. А Баладева - экспансия Кришны. Об этом вы можете  узнать в шастрах. Поэтому Кришна - изначальная личность. Говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Это не так, что какой-то художник изобразил привлекательным образом Кришну,  и мы поклоняемся Ему. Нет. Кришна - это изначальная личность. Он описывается в Самхитах, в Ведах, в Риг-Веде: ом тад вишнох парамам падам сада пашйанти сурайах. Это объясняется также в комментарии к Веданте-сутре, в Шримад-Бхагаватам: джанмадасйа асйа йатах. Потому что Веданта-сутра начинается с афоризма: джанмади асйа йатах.

 

Шримад Бхагаватам является изначальным объяснением Веданта-сутры. В комментарии на Веданта-сутру, Шримад-Бхагаватам, говорится:

 

джанмади асйа йатах анвайат итараташ ча артхешу абхигйах сварат

тене брахма хрида ади-кавайе мухйанти йатра сурайах

 

 

Такое описание. Ади-кави означает Брахма.  Брахма означает шабда-брахман, ведическая литература.  Кришна дал наставления, вложил их в сердце Брахмы. Поскольку на заре творения Брахма был единственной личностью, единственным живым существом.  И может возникнуть вопрос: “Как Брахма получил ведическое знание?” Это объясняется: тене брахма. Брахмаа. Брахмаа означает ведическая литература. Шабда-брахман. Информация о Боге, Его описания - это тоже Брахман. Брахман абсолютен. Нет разницы между Брахманом и литературой, описывающей Брахман. То же самое, например, можно сказать  о Бхагавад-гите - между Бхагават - Гитой  и Кришной нет разницы. В противном случае, почему этой книге поклоняются с давних пор, уже пять тысяч лет назад, если она не является Кришной? В настоящее время издано так много литературы, так много книг.  Проходит год, два года, три года - конец. Никто ей не интересуется. Никто ей не интересуется. Какую бы литературу вы ни рассматривали в мировой истории, никакая книга не может существовать пять тысяч лет и постоянно изучаться многими, многими учеными, религиоведами и философами, всеми. Почему? Потому что это Кришна. Нет разницы между Бхагавад-гитой и Бхагаваном. Шабда-брахман. И Бхагавад-гиту невозможно воспринимать как  обычную литературу  и пытаться объяснять её при помощи так называемого фундаментального знания.  Это невозможно. Негодяи и глупцы пытаются объяснять Бхагавад-гиту с помощью своего, так называемого,  элементарного знания. Но это невозможно. Это шабда-брахман. Оно будет явлено личности, которая обладает преданностью Кришне. Йасйа деве пара бхактир йатха деве. Это ведические наставления:

 

йасйа деве пара бхактир

йатха деве татха гурау

тасйаите катхита хи атхах

пракашанте махатманах

 

Оно будет явлено. Это  не так, что я понимаю её благодаря вашему фундаментальному знанию. Я могу купить Бхагавад- гиту и раз я знаю грамматику, то я могу понять. Нет. В Брахма-самхите говорится - ведешу дурлабха. Вы можете  изучить всю ведическую литературу, будучи ученым человеком,  и имея литературоведческие познания - дуралабха, это невозможно. И вот почему те объяснения, которые пытались давать личности, опиравшиеся на свою ученость, никого не интересуют. Они не могут даже одного человека сделать преданным Кришны. Это вызов. В Бомбее есть так много людей, которые объясняют Бхагавад-гиту  в течение многих лет,  но ни не могут сделать даже одного человека чистым преданным Кришны. Это наш  вызов. Но теперь эта Бхагавад-гита объяснена так,  как она есть и тысячи, тысячи европейцев и американцев, чьи предки или члены семьи никогда не знали о Кришне, становятся преданными. В этом секрет успеха. Но эти  глупые люди, они не знают этого.  Они думают, что интерпретируя Бхагавад-гиту на основе их никуда негодного знания,  они могут раскрыть смысл Бхагавад-гиты. Это невозможно. Нахам пракашах сарвасйа йогамайа самавритах. Кришна не является перед этими глупцами и негодями.  Кришна никогда не является (перед ними). Нахам пракашах сарвасйа. Это не что-то дешевое, чтобы Его могли  понять эти глупцы и негодяи.  Это невозможно. Кришна говорит: нахам пракашах сарвасйа йогамайа-сама...

 

 

Итак, если мы хотим понять Кришну, то мы  должны следовать: махаджано йена гатах са пантхах. Эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух - так говорит Кришна. И Кришна также говорит: бхакто ‘си прийо ‘си  рахасйам этад уттамам. Кришна говорит Арджуне: “Эта наука о Боге, Бхагавад-гита, Кришна-таттва.” Чаитанйа Махапрабху сказал: йеи кришна-таттва ветта сеи гуру хайа. Гуру не становятся просто так. Гуру - это не что-то дешевое. Необходимо знать Кришна-таттву. Необходимо знать кто такой Кришна. Кришна также говорит:

 

манушйанам сахасрешу

кашчид йататти сиддхайе

йататам апи сиддханам

кашчид ветти мам таттватах

 

Никто не знает Кришну. Они могут размышлять. Они не могут даже единственного человека побудить стать преданным Кришны. Это невозможно. Их могут обмануть. Это описывается в Шримад-Бхагаватам: сва-вид-вараха-уштра кхараих самстутах пурушах пашух. Непреданный описывается словом пашух, животное. И такое животное восхваляется, прославляется  другими животными. Кто это? Собаки, верблюды, ослы  и свиньи. Сва-вид-вараха-уштра кхараих самстутах пурушах пашух. Там есть такое описание. Поэтому если мы хотим понять Кришну, мы должны следовать этим махаджанам. В Индии махаджаном считается тот, кто может дать вам взаймы деньги. Он называется махаджан. Но имеется в виду не это. Это слово вкладывается другой смысл. Махаджан означает чистый преданный Господа. Махатма означает чистый преданный Господа. Садху означает преданный, но  не эти уличные просители милостыни. Садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи... Кто они?

 

Садххур жва са мантавйах

апи чет су-дурачаро

бхаджате мам ананйа-бхак

садхурэва са мантавйах...

 

Он Садху. Даже в жизни преданного есть какая-то несогласованность. Например,  эти европейцы и американцы. Они - преданные. Они - чистые преданные Кришны. Почему? У них нет других желаний. Они просто хотят удовлетворить своего духовного учителя и Кришну. Поэтому они чистые преданные. У них никакого другого занятия.  Они пожертвовали всем. Они родились в богатых семьях, богатых нациях, они образованы, у них есть всё. В их стране нет ни в чем недостатка. Всего сполна. Но всё равно, ради Кришны они оставили всё.  Это чистая преданность.

 

анйабхилашита шунйам

гйана-кармади-анавритам

анукулйена кришшнану

шиланам бхактир уттамам

 

Тех, кто пытается ухватить здесь что-то и здесь, Чаитанйа Махапрабху называет кхара джати абата . Один преданный Чаитанйи Махапрабху, Мукунда, был Его очень сокровенным слугой. Он был также школьным товарищем Чаитанйа Махапрабху.  И он ходил иногда в одно общество, иногда в другое, иногда в третие. И Чаитанйа Махапрабху очень разгневался на него и назвал его: кхара джати абата. Кхара джати абата: “ Не позволяйте ему приходить сюда”. Он вел себя очень строго. И Мукунда сильно опечалился: “Чаитанйа Махапрабху сказал не приходить в Его общество”. И он спрашивал других преданных: “Мне не позволят войти?”  И ему отвечали: «Как  мы можем позволить тебе?» Чаитанйа Махапрабху запретил тебе приходить”. “Не спросите ли вы, наступит ли время , когда я смогу снова вернуться?”  И какой-то преданный спросил у Чаитанйи Махапрабху: “Мукунда очень сожалеет. Ты запретил ему приходить. Но он спрашивает, настанет ли какой-то день в будущем, когда ему будет разрешено снова придти?”  И Чаитанйа Махапрабху сказал: “Через три тысячи рождений. Через три тысячи рождений ему будет разрешено вернуться”. И Мукунда спросил: “Задали ли вы Господу Чаитанйе мой вопрос?” - “Да, но Он ответил, что через три тысячи рождений тебе будет позволено приблизиться к Нему”. И он начал танцевать. “О,  это значит мне когда-то будет разрешено!  Ничего страшного, три тысячи рождений. Ничего страшного ”.  И Чаитанйе Махапрабху сообщили: “Он танцует теперь, потому Ты разрешил ему вернуться к Тебе через три тысячи рождений”. Чаитанйа Махапрабху был очень доволен этим и попросил его привести его немедленно.

 

Если мы действительно хотим понять это, то мы должны быть -  эка ништха. Бхаджанти мам ананйа-бхак. В этом заключается квалификация.  Если вы хотите знать Кришну, то в этом нет ничего трудного. Не отклоняйте своё внимание ни на что другое. “Нет, я буду поклоняться этому полубогу, я буду поклоняться тому полубогу”. Тогда ваше знание уходит от вас. Это описывается в Бхагавад-гите: камаис таис таир хрита-гйанах йаджанте анйа-деватах. Анйа-деватах: “другие полубоги”. Кришна - девата, но другие являются полубогами.

 

экале ишвара кришна ара саба бхритйа

йаре йаичхе начайа се таичхе каре нритйа

 

 

Бог один - Кришна. Экам эвадвитийам. Все остальные являются слугами. Таково наше заключение. Таково заключение шастр. Брахман не может быть во множественном числе. Парам брахма парамам бхаван. Поэтому Арджуна обращается к Нему, называя его “бхаван” - “Сам”. Он не говорит: “У Тебя есть много соперников”. В наше время, например, на каждой улице мы можем найти Бога; одна улица - один Бог, другая улица - другой Бог, так много богов. Нет. Бог - один. Экам эва адвитийа. И это - Кришна. Кришнас ту бхагаван свайам.

 

И это сознание Кришны. И если мы хотим узнать что-то о Кришне, тогда нам нужно следовать пути махаджан, великих личностей. Например,  Брахма представляет Брахма-самхиту, Вйасадева представляет Шримад Бхагаватам. Ом намо бхагавате васудевайа. Сам Бхагаван описывает Себя в Бхагавад-гите. И в чем же трудность понять Бхагавад-гиту или Бхагавана? Мы  не видим в этом никакой трудности.  В чем трудность? Махаджаны есть, шастры есть, Гуру есть, Веды есть. И почему мы должны проводить исследования, пытаясь понять,  кто такой Бог? Что это за глупость? Всё есть. Ведаиш ча сарваир ахам эва ведйам. Цель Вед - познать Кришну. Джанмади асйа йатах. Атхато брахма-джигйаса, спрашивать о Брахмане. Нет никакой необходимости исследовать Бога. Вы просто попытайтесь усвоить то, что уже есть. Есть Бхагавад-гита. Все ачарйи принимали её. Они писали комментарии на Бхагавад-гиту, опираясь на  ведическое знание.  Абсолют - кришнас ту бхагаван свайам  - принимается повсюду всеми  ачарйами. Эта Бхагавад-гита и эта Брахма-самхита описывают Кришну и Его обитель:

 

адваитам ачьютам анандим ананта-рупам

адйам пурана-пурушам нава-йауванам ча

ведешу дурлабхам адурлабхам атма-бхактау

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

 

Адваитам ачьютам анадим ананта-рупам. Количество Его форм -  ананта-рупам. Они бесчисленны. Потому в каждой, в каждой, в каждой брахманде есть аватара Кришны. Например, в этой брахманде аватара Кришны появлялась пять тысяч лет назад.  Этот пример я приводил вам много раз: солнце находится в небе, но мы видим его, когда оно находиться прямо перед нами. На самом деле солнце всегда в небе.  Подобным образом,  Кришна всегда здесь, но когда Он нисходит, воплощается, Он становится видимым для нас, точно также как солнце. Сейчас вечер. Солнца не видно. Но с течением времени, скажем, через восемь часов или десять часов, утром, солнце можно будет увидеть. Подобным образом есть план,  в соответствии с которым Кришна проявляется на этой планете, в этой вселенной. И существует бесчисленное количество вселенных.  Поэтому  игры Кришны называют нитйа-лила. Нитйа-лила означает вечные игры. Кришна известен как Яшода-нандана и Деваки-нандана. Появившись на свет, Он немедленно стал расти. Но это рождение происходит и  на других планетах и в других вселенных. Например, в 6:30 солнце видно на этой планете или в этом городе, но опять-таки в 6:30 оно видно в другом городе и также в 6:30 оно видно в городе расположенном еще дальше. Это не очень сложно понять. В этом городе шесть тридцать.  В том городе шесть тридцать.  Каждая минута и секунда,  словно никогда не кончаются.  Вы просто должны знать, где это происходит. Вы можете немедленно попытаться узнать, позвонив по телефону в другой город или в другую страну. В этом городе вам сообщат, что в шесть тридцать или семь тридцать или двенадцать тридцать солнце восходит или заходит, и в другом  городе, позже, вам сообщат то же самое. То же самое касается явления Кришны, Его развлечений, всё это непрерывно продолжается: иногда в этой вселенной, иногда в другой вселенной. Таким образом,  всё это продолжается. Поэтому лила Кришны называется нитйа-лила. Вечная. Не только в  то время,  когда Кришна появляется здесь. Эта нитйа-лила такая,  какой мы видели её на этой планете, она снова произойдет. Например, мы видели солнце днем. Теперь его не видно, но со временем мы снова его увидим; завтра утром мы увидим солнце. Точно также мы снова увидим Кришну и эта период в соответствии с ведическими подсчетами длиться сорок три кроры лет. Такое объяснение мы находим в ведических шастрах.

 

Кришна-лила, это не что-то выдуманное, это не так, как - будто мы поклоняемся Кришне как чему-то воображаемому, как какой-то картине художника. Нет. Это нитйа-лила. Кришна реален. Говиндам ади-пурушам. Он - ади. Адваитам ачьютам адйам пурана-пурушам. Пурана-пурушам. Самая древняя личность. Пурана означает самый древний. Пурушам означает личность. Нава-йауванам ча. Вы никогда не увидите изображение  Кришны, на котором Он выглядит старым, где у Него выросла большая - больщая  борода. Нет. Таким Кришну вы никогда не увидите. Кришна выглядит как двадцатилетний юноша.  Нава-йауванам ча.  Ведешу дурлабхам адурлабхам атма-бхактау. Его нельзя найти в Ведах. Он есть там, но мы не можем воспринять Его. Кришна есть в Риг Веде, в Атхарва Веде. Но обычный человек не может Его найти. Например, есть люди, которые читают Бхагавад-гиту, но не понимают Кришну. Есть так много таких людей; они горды тем, что читают Бхагавад-гиту каждый день, но они не понимают Кришну. Все их попытки заканчиваются лишь одним - они не находят там Кришну. Они говорят обо всем, они говорят  о всяком вздоре, только и всего. Такое у них видение. Потому что ведешу дурлабха. Для недалекой личности, для негодяя, Кришна - дурлабха. Адурлабха атма-бхактау. Но  Кришна доступен и Его могут видеть Его преданные. Поэтому Кришна говорит Арджуне: “Снова объясняю Я тебе эту Бхагавад-гиту, потому что бхакто ‘си  прийо ‘си  рахасйам хи этад уттамам. Бхагавад-гита содержит в себе удивительную тайну,  и ты поймешь это, потому что ты мой преданный. Ты очень дорог Мне”. Итак, для того, чтобы понять Кришну, необходимо сначала стать великим преданным, дорогим другом Кришны. Такой человек может понять. В противном случае - ведешу дурлабхам адурлабхам атма-бхактау.

 

 Брахма-самхита описывает Кришну. Брахма - махаджан. Я  уже говорил вам: махаджано йено гатах са пантхах. В шастрах говорится о двенадцати махаджанах:

 

свайамбхур нарадах шамбхух

кумарах капило манух

прахладо джанако бхишмо

балир вайасаки вайам

 

Ямарадж объясняет своим слугам, что эти  личности являются махаджанами. Кто? Свайамбхур, Брахма. Свайамбхур нарадах. И Шамбхух, Господь Шива. Свайамбхур нарадах шамбхух кумарах. Кумары , четыре Кумара: Капила, Капиладева, Господь Капила. Ману, Свайамбхува Ману. В Бхагавад-гите он также признается: имам вивасвате йогам проктаван ахам авйайам, вивасван манаве праха. Это Ману. И поэтому  нам нужно обратиться к нужной личности, эвам парампара-праптам, которая находится в цепи преемственности, идущей от Брахмы, от Шивы, от Нарады.  Таким образом, мы должны принять гуру, находящегося в цепи ученической преемственности, которая называется парампара, гуру-парампара. Тогда мы можем понять кто такой Кришна. В противном случае - нет. Сейчас так много людей комментируют Бхагавад-гиту. Если вы спросите одного из них: “Кто ваш гуру?”. Ему будет сложно ответить, потому что у него нет гуру. Он сам гуру. Но что он может понять в Бхагавад-гите?  Попытайтесь понять Бхагавад-гиту , слушая истинного  учителя и  следуйте принципам, правилам и предписаниям, воспевайте Харе Кришна мантру. И ваша жизнь будет успешной.

 

Спасибо вам большое. 

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Свами Прабхупада