?

Искусство задавать вопросы.

 (голосов: 2)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1746. Опубликовано: 16-07-2012, 21:14


Искусство задавать вопросы

Шрила Гоур Говинда Махарадж

 

брахмана чодито брахман

гунакхйане 'гунасйа ча

йасмаи йасмаи йатха праха

нарадо дева-даршанах

 

Царь Парикшит сказал Шукадеве Госвами: «Внимать Нараде Муни столь же почетно, как внимать самому Гос­поду Брахме. Прошу, поведай мне, к кому обращался ве­ликий мудрец и что он говорил о запредельных, немате­риальных качествах Господа».

 

КОММЕНТАРИЙ: Нарада Муни получил духовное знание от Брахмаджи, а тот воспринял его от Верховного Господа. Поэтому наставления, которые Нарада давал своим ученикам, не отличались от наставлений самого Господа. Так передается ведическая мудрость. Верховный Господь стоит у истоков преемственности духовных учителей, по которой духовное знание нисходит в материальный мир. Ведическое знание нельзя получить от умствующих философов. Нарада Муни повсюду выступает как истинный представитель Бога, и его появление неотлично от появления Самого Господа. Автори­тетной можно считать лишь ту преемственность учителей, в которой свято чтят духовное послание: ее представители дают те же поучения, которые Господь изначально дал Сво­ему преданному. О том, как Нарада Муни передавал учени­кам духовное знание, рассказывается в последующих Песнях «Шримад-Бхагаватам» («Шримад-Бхагаватам», 2.8.1).

В этом стихе и комментарии говорится о многом. Прабху­пада объяснил смысл стиха лишь в общих чертах. Чтобы по­нять его полностью, необходимы дальнейшие разъяснения.

Махараджа Парикшит задает вопросы Шукадеве Госвами. Вопросы это начало. Для чего они нужны? О чем и кого нужно спрашивать. Все это требует разъяснений.

Заблудшую душу всегда одолевают сомнения. Как же их развеять, если не задавать вопросов? И кто даст верные, без­ошибочные ответы на эти вопросы?

 

Счастливая звезда

Париж, Франция 24 июля 1995 г.

 

Шукадева истинный наставник, садху. Такой садху при­надлежит к авторитетной преемственности духовных учите­лей. Когда вы найдете истинного вайшнава, вы должны обра­титься к нему с вопросами. Встретить садху-вайшнава вели­кая удача (субхагйа). Шрила Прабхупада пишет, что Нарада Муни повсюду выступает как представитель Бога и что его появление неотлично от появления самого Господа. Если вам довелось увидеть Верховного Господа и Его представителя, преми-бхакту, преданного, который очень дорог Господу и который всегда хранит Господа в своем сердце, значит, взошла ваша счастливая звезда.

Рождение в облике человека большая редкость:

 

дурлабхо манушо дехо

дехинам кшана-бхангурах

татрапи дурлабхам манйе

ваикунтха-прийа-даршанам

 

«Падшей душе редко удается появиться на свет в облике че­ловека, и человеческая жизнь может оборваться в любое мгновение. Но даже те, кому посчастливилось родиться людьми, редко получают возможность встретиться с чистыми преданными, которые бесконечно дороги Властелину Вайкунтхи» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.29).

Редко кому удается получить манушо деху, тело человека. К тому же, человеческая жизнь очень коротка кшана бангу­рах. Смерть может наступить в любое мгновение. Мы, за­блудшие души, думаем: «Я никогда не умру». Но откуда вам знать: может, смерть придет за вами уже сегодня? Редко кому удается родиться человеком, но еще реже удается по­встречать вайкунтха-прийу, преданного, который очень дорог Верховному Господу. Такого садху встретит только тот, кому очень посчастливится.

Когда Махапрабху пришел в дом Шривасы Пандита, тот воскликнул:

 

аджи мора сакала-духкхера хаила наша

аджи мора диваса хаила паракаша

аджи мора джанма карма - сакала сапхала

аджи мора удайа - сакала сумангала

аджи мора питрикула хаила уддхара

аджи се васати дханйа хаила амара

аджи мора найана-бхагйера нахи сима

танре декхи - йанра шри-чарана сева рама

 

«Сегодня пришел конец всем моим несчастьям! Сегодня пе­редо мной явился Ты, о, Господь! Теперь я знаю, что жил и трудился не напрасно. Сегодня на меня низошла благодать! Се­годня мои праотцы обрели избавление! Сегодня дом мой покрылся славой! Сегодня глаза мои сияют безмерной радо­стью! Сегодня я вижу Тебя, о, Всевышний Господь, чьи стопы лелеет богиня Лакшми! («Чайтанья-Бхагавата», Мадхья, 2.288-291).

Махапрабху Всевышний Бог, однако, придя на землю, Он явил ачарья-лилу.

 

кали-йуге садху паойа душкара джанийа

садху-гуру-рупе кришна аила надийа

 

В Кали-югу очень трудно найти истинного садху. Поэтому, когда Кришна явился в Надии, Он Сам стал садху-гуру (Шрила Джагадананда Пандит, «Према-виварта»).

 

Параматма облекается в тело

 

Махапрабху вершил ачарья-лилу: Он Сам стал садху. Кришна приходит к нам в облике садху-гуру гуру-кришна-рупа хаиа шастрера прамане. Шастры свидетельствуют, что Кришна предстает перед нами в облике Гуру. В седьмом стихе «Гурв-аштаки» (Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура) говорится: сакшад-дхари. Это значит, что садху-гуру неотличен от Господа Хари. Самаста-шастраир уктас татха так гласят все шастры, все ведические писания. Это отнюдь не вымысел.

 

сакшад-дхаритвена самаста-шастраир

уктас татха бхавйата эва садбхих

кинту прабхор йах прийа эва тасйа

ванде гурох шри-чаранаравиндам

 

В «Катха-упанишаде» (1.2.23) также сказано:

 

найам атма правачанена лабхйо

на медхайа на бахуна шрутена

йам эваиша вринуте тена лабхйас

тасйаиша атма вивринуте танум свам

 

«Всевышнего Господа нельзя постичь ни проповедью, ни ра­зумом, ни слушанием. Он откроет Себя лишь тому, кого из­берет Сам. Только Своему избраннику Он явит Свой облик».

Параматма-таттву нельзя постичь, слушая правачаны, разъяснения многочисленных пандитов и гьяни. На медхайа на бахуна шрутена. Ее нельзя постичь ни собственными уси­лиями, ни собственным разумом, ни ученостью. Эта Истина откроется только джигьясу тому, кто искренне стремится ее познать.

 

чатур-видха бхаджанте мам

джанах сукритино рджуна

арто джиджнасур артхартхи

джнани ча бхаратаршабха

 

«О, лучший из Бхарат, те, кто благочестивы, обращаются к преданному служению либо когда страдают, либо когда тер­пят нужду, либо когда жаждут знаний, либо когда стремятся постичь Абсолютную Истину» («Бхагавад-гита», 7.16).

Кришна говорит, что Ему поклоняются те, кто благочес­тивы. Это могут быть арти, артхартхи, джигьясу или гьяни. Арти, страждущий, молит Кришну облегчить его муки. Арт­хартхи, тот, кто терпит нужду, просит Кришну послать ему богатство. И джигьясу, жаждущий знаний, тоже обращается с мольбой к Кришне. Он стремится познать параматма-тат­тву, иша-таттву, джива-таттву и шакти-таттву. Он спрашивает: «Что я такое? Как познать Бога? Что есть Бог? Как я с Ним связан? Каков мой долг? Чего я хочу? В чем ис­тинно нуждаюсь?» Такие вопросы задавал Шукадеве Госвами Махараджа Парикшит. По ним можно узнать сукритиманта-пурушу, того, кто благочестив.

Такой человек молит Кришну: «О, Господь, как мне все это познать? Помоги мне!» Кришна пребывает в сердце каждого. Кришна слышит: «Он слезно взывает ко Мне из глубины сердца. Он хочет познать эти таттвы». Тогда Кришна пред­стает перед ним в облике Гуру нам эваиша вринуте тена лабхйас тасйаиша атма вивринуте танум свам. Параматма, чаитья-гуру, пребывающий в сердце каждого, облекается в тело и предстает перед тем, кто стремится познать Истину. Вот что такое Гуру. Сказано также: гуру-кришна-рупа хана шастрера прамане. Шастры учат, что Гуру неотличен от Кришны. Поэтому, когда вы встретите вайшнава-садху, чис­того преданного, истинного представителя Господа, задавайте ему вопросы.

 

Настоящие вопросы

 

Махаджано йена гатах са пантхах. Санатана Госвами махаджан. Он указал путь, по которому мы должны следо­вать. Санатана Госвами не был обычным человеком. Он был преданным Господа и пандитом. Он знал шастры. И все же, когда Санатана Госвами предстал перед Махапрабху, он спросил: Ке ами «Что я такое?» Кене амайа джаре тапат­райа «Почему на меня обрушиваются несчастья? Почему я терплю страдания адхьятмика, адхибхаутика и адхидайвика? Как стать счастливым? Для чего я живу? Каков мой долг? Чего я хочу и в чем нуждаюсь?» Это настоящие вопросы. Это таттва-джигьяса.

В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.10) говорится:

 

камасиа нендрийа-притир

лабхо дживета иавата

дживасйа таттва-джиджнаса

нартхо йаш чеха кармабхих

 

«Пусть бренные услады не будут смыслом вашего существо­вания на Земле. Ведите здоровую жизнь и заботьтесь только о самом необходимом, ибо предназначение человека в том, чтобы познать Абсолютную Истину. Это должно быть целью всех ваших трудов.

О чем вы будете спрашивать? О том, где достать новый вы­пуск эротического журнала? Нет. Камасйа нендрийа-притир лабхо дживета йавата. Стремиться нужно не к индрийа-прити, все новым и новым удовольствиям. Спрашивать нужно не об этом.

Есть шрейас и прейас. Прейас это путь наслаждений. В материальном мире все ищут наслаждений. Но вы должны задуматься: «Какова цель моей жизни, каково мое предназна­чение?» Увы, узнать об этом стремятся очень немногие. Но люди не должны жить только для того, чтобы тешить свои чувства, не должны уподобляться свиньям, питающимся ис­пражнениями. Нужно знать, какова цель столь редкой чело­веческой жизни. Человек должен жить только для того, чтобы обрести кришна-бхакти. Какой смысл жить ради наслажде­ний (прейа лабхо), которые доступны и другим существам? Если вам доведется встретить настоящего садху, чистого пре­данного, спрашивайте его о цели жизни.

Человеку жизнь дана для самопознания, для таттва-джигьясы. Другим существам это недоступно. Животные не задумываются о смысле бытия на это способны только люди, обладающие более развитым сознанием. Поэтому все ваши усилия должны быть направлены к познанию Истины. И если к вам в дом придет садху, знайте вам выпала редкая удача, не упустите возможности получить его даршан.

Разве глаза даны нам для того, чтобы смотреть непристой­ные журналы? Нет! Наши глаза исполнят свое предназначе­ние, когда будут взирать на прекрасный облик Кришны, Шьямасундары, или на садху, преданного, который очень до­рог Кришне. Шриваса Пандит сказал Махапрабху: аджи мора найана-бхагйера нахи шима «Сегодня на меня низошла бла­годать, ибо мне довелось увидеть Тебя!» Махапрабху Сам Верховный Господь, но Он взял на Себя роль садху-гуру. По­этому Шривас Пандит говорил: «Мои глаза сияют безмерной радостью, ибо я вижу Тебя, о, садху-гуру

Когда нам доведется встретить такого садху, мы должны обратиться к нему с вопросами. Нас всегда одолевают сомне­ния. Мы ничего не знаем о таттве и потому должны стре­миться ее познать.

 

майа-мугдха дживера нахи сватах кришна-джнана

дживере крипаиа каила кришна веда-пурана

 

 «Падшие Души неспособны сами обрести сознание Кришны. Но Господь непостижимо милостив. Он дал им Веды и, в до­полнение к ним, Пураны» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.122).

 

Те, кто видит Истину

 

Кришна обращается к нам со страниц Вед и Пуран. Веды и Пураны это шабда-брахма, трансцендентный звук, несущий знание о пара-таттве, Высшей Истине.

 

тад виддхи пранипатена

парипрашнена севайа

упадекшйанти те джнанам

джнанинас таттва-даршинах

 

«Чтобы познать Истину, иди к духовному наставнику. Сми­ренно обращайся к нему с вопросами и служи ему. Те, кто об­рел знание о душе, посвятят и тебя в ее тайны, ибо они видят Истину» («Бхагавад-гита», 4.34).

Здесь изложены три предмета: пранипата, парипрашна и севая. Пранипата: прежде всего, нужно предаться садху-гуру. Затем сева и парипрашна: нужно ему служить, снискать этим его благосклонность и после этого смиренно обращаться к нему с вопросами (таттва-джигьяса). У нас так много со­мнений и заблуждений. Гуру развеет наши сомнения и даст нам таттва-гьяну, ибо он непосредственно видит Истину таттва-даршинах. Послание Вед и Пуран должно быть воспринято таким, какое оно есть.

 

джанма карма ча ме дивйам

эвам йо ветти таттватах

тйактва дехам пунар джанма

наити мам эти сорджуна

 

Кришна говорит: «Мое рождение, Мое явление и Мои дея­ния не материальны они трансцендентны. Кто познал эту истину, тот, оставив тело, непременно вернется ко Мне. Он никогда более не родится в материальном мире». Нужно верно понять Веды и Пураны. Но кто поможет нам в этом, кто даст нам таттва-гьяну? Только таттва-дарши-гуру: тот, кто видит Истину, кто сам обладает таттва-гьяной, кто вни­мал своему Гуру, своему предшественнику в цепи духовных учителей, только он даст нам таттва-гьяну.

Духовные учителя в нашей гаудия-гуру-варге: шестеро Госвами, а также седьмой Госвами, Бхактивинода Тхакур дали нам таттва-гьяну. Долг истинного Гуру вложить таттва-гьяну в сердце ученика, ибо только тогда ученик по­знает Бога (бхагавата-анувритти). Иначе это невозможно.

Когда Гуру совершает киртан, славит Бога в своей пропо­веди, из его уст исходит шабда-брахма, трансцендентный звук. И шишья, ученик, должен внимательно его слушать. То­гда, по милости Гуру, он получит таттва-гьяну. Истинный садху-гуру бхагавата-крипа-мурти олицетворяет милость Кришны, Бхагавана, приходящую к нам в виде шабда-брахмы. Те ученики и последователи Гуру, которые верны ему и серьезны, непременно получат его милость. Он мило­стиво даст им таттва-гьяну.

Если у вас нет таттва-гьяны, то ваши дела и поступки не­совершенны. Кто по милости Гуру получил таттва-гьяну, тот знает, что такое Брахман, Параматма и Бхагаван. Другие неспособны обрести это знание. Получить его можно, только слушая духовного наставника шрота-парампарья. Духовное послание должно быть услышано. Махараджа Парикшит за­давал Шукадеве Госвами вопросы, и тот на них отвечал. Это начало. Это основа гуру-парампары. Необходимо знать тат­тва-васту: адвайа-джнана-таттва, врадже враджендра кумара сын Махараджи Нанды есть Абсолютная Истина. Те, кому открылась Истина, кто стал таттва-дарши, кто видел, кто всегда видит сына Махараджи Нанды, те настоящие Гуру. Они дадут нам таттва-гьяну, но для этого мы должны слу­шать их послание. Все ачарьи в гаудия-вайшнава-парампаре знают Истину, все они таттва-дарши-гуру. Поэтому наша парампара авторитетная парампара, авторитетная преемственность духовных учителей. Наши ачарьи написали много книг, шастр, содержащих таттва-гьяну. Среди них «Хари-бхакти-виласа», «Лагху-Бхагаватамрита», «Брихад-Бхагава­тамрита» (работы Шрилы Санатаны Госвами), «Шат-Сан­дарбха» (Шрила Джива Госвами), «Бхакти-расамрита-синдху» и «Уджвала-ниламани» (обе от Шрилы Рупы Госвами). Все это таттвика-грантхи, книги, открывающие Истину.

 

Обязанность ученика

 

Ученик, шишья, должен слушать. О чем? О таттве, об Абсолютной Истине и ни о чем другом. Тому, кто получил таттва-гьяну, очень легко служить Кришне. У такого чело­века есть сева-адхикара, все необходимое для преданного служения. Он может отличить атму от анатмы, духовное от материального. Человек, не получивший таттва-гьяну, та­кой способностью не обладает. Таттва-гьяна это сам­бандха-гьяна, знание о наших отношениях с Богом. Это зна­ние ученик получит от истинного Гуру. Тогда он поймет: «Кришна мой вечный властелин. Я Его вечный слуга. Поэтому мой долг служить Кришне». Так ученик постигнет все три таттвы: иша-таттву (Верховного Господа), джива-таттву (вечную душу) и шакти-таттву (энергии Господа).

Он поймет, что в определённом смысле деятель только один Кришна и что все вершится по Его воле. Бхактивинода Тхакура пишет:

 

джива бале,- 'кари ами,' се та' сатйа найа

джива ки корите паре, туми на кариле

аша-матра джива каре, тава иччха-пхале

 

«Душа, подвластная иллюзии, думает, что все делает она, но это самообман! Что могут крошечные души без Твоего вме­шательства? Они могут только желать действовать, но пока Ты не благоволишь исполнить их желание, они ни на что не способны» («Шаранагати», Гоптритве-варана, песня 2).

Заключительное и самое сокровенное наставление, которое Кришна дал в «Бхагавад-гите», гласит: сарва-дхарман пари­тиаджйа мам экам шаранам враджа «Предайся Мне, пре­зрев иные дхармы». Кто безраздельно предался Кришне, тот становится орудием в Его руках. В одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты» рассказывается о том, как Кришна показал Ард­жуне Свой огромный вселенский лик. Чурнитаир уттаман­гаих. Арджуна увидел, как Кришна одну за другой поглощает головы великих маха-ратх Карны, Дроны, Бхишмы. Кришна сказал Арджуне: майа хатамс твам джахи ма вйат­хиштха «Я уже убил их всех, так почему тебя одолевают сомнения и тревоги?» Нимитта-матрам бхава савйа-сачин «Стань орудием в Моих руках!»

На санскрите орудие янтра, а того, кто им пользуется, называют янтри. Янтри это Кришна, и мы должны стать Его орудием. Таким орудием станет только тот, кто безраз­дельно предастся Кришне, кто для Него пожертвует своей свободой. Кто оставляет свободу выбора за собой, тот не пре­дан Кришне. Он великий притворщик. Но тот, кто услышал от Гуру таттва-гьяну, кто по милости Гуру получил тат­тва-гьяну, знает: «Сам я ничего не делаю все делает Кришна. Я должен всецело предаться Кришне и стать ору­дием в Его руках».

Кто по милости Гуру обрел таттва-гьяну, тот видит тат­тва-васту, Абсолютную Истину, Враджендру-кумара и все Его лилы адвайа-джнана-таттва, врадже враджендра-ку­мара. Если у вас нет таттва-гьяны, ваши глаза закрыты:

 

аджнана-тимирандхасйа

джнананджана-шалакайа

чакшур унмилитам йена

тасмаи шри-гураве намах

 

«Я преклоняюсь перед моим духовным наставником. Свето­чем знания он озарил мои глаза и прогнал ослепившую их тьму неведения» («Гаутамья-тантра»).

Тот, кто дал мне таттва-гьяну, кто открыл мои глаза, кто наделил меня гьяна-чакшу, оком знания, такой таттва-ачарья мой властелин. Чакшу-дана дила джеи, джанме джанме гуру сеи. Этим оком знания я увижу Господа Шьямасундару и все Его лилы. Кто не обладает видением таттва-гьяны, тот слеп, его глаза по-прежнему закрыты.

Вначале садхака должен слушать таттва-шраванам. Пока он не познал таттву, у него нет адхикары для шуддха-бхакти и он не получит доступ к чистому преданному служе­нию. На это указывал Шрила Джива Госвами. Прежде всего садхака должен обрести шастрия-шраддху, веру в садху, шастры и Гуру. Такая вера придет к нему только после того, как он будет посвящен в шабда-брахму. Посвященный на все смотрит глазами знания, шастра-чакшу, глазами священных книг. Этим видением, этим знанием его наделил истинный Гуру. Ученик, получивший такое видение, таттва-гьяну, может находиться где угодно. Он может жить во дворце или под деревом, но где бы он ни был, он всегда погружен в шра­ванам-киртанам. У него нет другого занятия. Это плод зна­ния таттва-джнана-лабха. Поэтому нужно стремиться к знанию, (таттва-джигьяса). Нужно обращаться к Гуру с во­просами тад виддхи пранипатена, парипрашнена севайа. Парипрашна это умение смиренно задавать вопросы.

Таттва-дарши-гуру даст таттва-гьяну, знание, тому уче­нику, который настойчиво стремится его обрести. Такой уче­ник радует Гуру своим послушанием и служением и смиренно обращается к нему с вопросами. Его вопросы относятся не к телу и не к уму он спрашивает об атме, душе, о Параматме, Сверхдуше, и о Кришне. Вот что такое умение зада­вать вопросы. И оно необходимо нам, прежде всего.

 

Сат-сампрадая

 

Несколько слов о сампрадае. Сат-сампрадая это трансцендентное знание, которое передается по цепи истин­ных садху, маха-пуруша-гуру. Это шрота-парампарья, метод познания, основанный на слушании. Имперсоналисты и фи­лософы-эмпирики не будут слушать авторитетных наставни­ков: они во всем полагаются на собственный ограниченный разум. Такие люди не способны понять таттву. Узнать таттву можно только от садху. Поэтому Кришна и махад­жаны создали сампрадаю эвам парампара-праптам. Ис­тинная сампрадая ведет начало от Самого Кришны, и только она хранит трансцендентное знание.

Шабда-брахма это вечная Абсолютная Истина, неподвла­стная времени. На нее медитируют все маха-пуруши, все садху – сатйам парам дхимахи. Сварупа-лакшана, главный признак Абсолютной Истины таков: Она существует всегда в прошлом, настоящем и будущем. Сатие пратиштхито кришнах сатйам асмин пратиштхитах. Кришна есть Вер­ховная Абсолютная Истина, Парамешвара. Абсолютная Ис­тина заключена в Кришне. Он ее начало. Это не измышле­ние это сатйа-дхарма. Она исходит от Кришны и не может быть сотворена кем бы то ни было.

 

дхармам ту сакшад бхагават-пранитам

на ваи видур ришайо напи девах

на сиддха-мукхйа асура манушйах

куто ну видйадхара-чаранадайах

 

«Истинные законы религии возвещает Сам Верховный Гос­подь. Этого не могут сделать ни великие риши с высших пла­нет, ни полубоги, ни правители Сиддхалоки, хотя все они пребывают в благости. Что уж говорить о демонах, обычных людях, видьядхарах и чаранах?» («Шримад-Бхагаватам», 6.3.19).

Такова бхагавата-дхарма, вастава-дхарма, истинная дхарма Высшей Реальности. Бхагават-пранйтам: эту дхарма-таттву возвещает Бхагаван, Верховная Личность Бога. В ней все очень ясно и вместе с тем очень сокровенно. Обычные люди не способны ее понять. Поэтому дхарма-таттва нисходит в материальный мир по парампаре, цепи истинных духовных учителей, на благо всех и каждого. Этот метод передачи знания основан на слушании (шрота-пантха), и он называется сампрадаей.

 

шри гуру-парампарагата сад-упадеша ва

парампарайа аватирна упадеша ити сампрадайах

 

«Сампрадая это трансцендентные наставления, нисходя­щие по цепи истинных духовных учителей, а также любые наставления, которые ученик получает нисходящим путем» (Шрила Баладева Видьябхушана, «Говинда бхашья», коммен­тарии к «Веданта-сутре»).

Таково определение сампрадаи. Вы должны всегда ссы­латься на авторитетные источники, иначе вы не станете вайшнавом. Вы будете мнимым, ненастоящим вайшнавом. Вайшнав это шрота-бхакта, или тот, кто всегда указывает на источник, из которого он получил знание. Таково одно из определений вайшнава.

Сампрадая это гьяна, трансцендентное знание, которое передается по цепи истинных духовных учителей. Так оно приходит к шишье искреннему ученику, который верен и предан своему Гуру. Такого ученика также называют шишта, поскольку он безропотно принимает от Гуру любые взыскания. Вот что такое сампрадая. Сампрадая стоит на страже бхагавата-дхармы и поэтому называется амнаях.

Бхактивинода Тхакур в «Даша-мула-шикше» пишет: ам­найах праха таттвам харим иха парамам сарва-шактим ра­сабдхим. Амная это трансцендентное ведическое знание, передающееся по парампаре. Это знание о том, что Господь Хари всемогущ (обладает всеми энергиями сарва-шакти), что Он океан самых светлых и сладостных чувств (расабд­хим). Он средоточие этих чувств (расо ваи сах), и Он их даритель (раса-прадата). Это знание Господь Кришна изна­чально поведал Брахме, первому сотворенному существу.

 

калена нашта пралайе

ванийам веда-самджнита

майадау брахмане прокта

дхармо йасйам мад-атмаках

 

«Неумолимое время разрушило мироздание, и вместе с миро­зданием исчез трансцендентный звук, мудрость Вед. Когда же вселенная была создана вновь, Я передал ведическую муд­рость Брахме, ибо Я Сам есть заповеди религии, провозгла­шенные в Ведах» («Шримад-Бхагаватам» 11.14.3).

    Так было положено начало гуру-парампаре. Брахма ро­дился на цветке лотоса, выросшем из пупка Гарбходакашайи Вишну. Он решил узнать, откуда он появился на свет, но по­терпел неудачу. Вдруг он услышал слово «тапа», которое оз­начало «верши аскезу». Брахма счел это велением свыше и подверг себя суровой аскезе. Довольный его стараниями, Верховный Господь предстал перед ним в Своем изначаль­ном, вечном облике сач-чид-ананда-виграхе. Он показал Брахме Свою обитель, Вайкунтху, и научил его искусству по­клонения, бхаджану. Так зародилась парампара.

 

джнанам парама-гухйам ме

йад виджнана-саманвитам

сарахасйам тад-ангам ча

грихана гадитам майа

 

«Верховный Господь сказал: «Знание обо Мне, которое хра­нится в священных книгах, очень сокровенное, и постигнут его только те, кто идет путем преданного служения. Я Сам рассказал обо всем, что необходимо для успеха на этом пути. Строго следуй Моим заветам» («Шримад-Бхагаватам», 2.9.31).

 

йавам ахам йатха-бхаво

йад-рупа-гуна-кармаках

татхаива таттва-виджнанам

асту те мад-ануграхат

 

«О, Брахма, все, что связано со Мной, Мой изначальный вечный облик. Мое надмирное бытие, цвет Моего тела, Мои доблести и деяния все это откроется тебе в сердце, когда ты истинно познаешь Меня по Моей неизъяснимой милости» («Шримад-Бхагаватам», 2.9.32).

 

ахам эвасам эвагре

нанйад йат сад-асат парам

пашчад ахам йад этач ча

йо'вашишйета со 'смй ахам

 

«О, Брахма, перед сотворением мира был только Я, Бог, Вер­ховная Личность, и не было ничего другого. Не было и мате­риальной природы, дающей начало мирозданию. То, что ты видишь сейчас, это тоже Я, Бог, Верховная Личность, и после того, как мироздание будет разрушено, останусь Я, Бог, Вер­ховная Личность» («Шримад-Бхагаватам», 2.9.33).

 

Самая авторитетная ветвь

 

Таковы были наставления, которые Верховный Господь дал Брахме, тем самым положив начало новой сампрадае. Брахма передал духовное знание Нараде, Нарада Вьясе, а Вьяса Мадхве. Такова наша преемственность духовных учи­телей, наша брахма-мадхва-сампрадая. Впоследствии, когда представитель этой сампрадаи стал духовным учителем Ма­хапрабху, появилось название брахма-мадхва-гаудия-сам­прадая.

 

сампрадайа вихйна йе

мантрас те чишпхала матах

атах калау бхавишйанти

чатварах сампрадайинах

шри-брахма-рудра-санака

ваишнавах кшити-паванах

чатварас те калау бхавйа

хй уткале пурушоттамат

 

«Если мантра получена от гуру, который не принадлежит к авторитетной сампрадае, она не возымеет ожидаемого дей­ствия. В век Кали придут четыре ачарьи, которые станут во главе четырех вайшнавских сампрадай, основанных Шри, Брахмой, Рудрой и Санакой. Эти четыре вайшнава освятят землю. Их сампрадаи изойдут от Самого Верховного Гос­пода в Уткале [Ориссе]» («Падма-пурана»).

Шри-сампрадая ведет начало от Лакшми. Ачарья этой сампрадаи Рамануджа, поэтому ее также называют рама­нуджа-сампрадаей. Брахма-сампрадая ведет начало от Брахмы, и мы принадлежим к этой сампрадае брахма-мад­хва-гаудия-сампрадая. Наш сампрадая-ачарья Мадхва. Основателем рудра-сампрадаи был Рудра, Шиваджи. Это тоже вайшнава-сампрадая. Ее ачарья Вишнусвами. Са­нака- или кумара-сампрадая ведет начало от четырех Кума­ров. Ачарья этой сампрадаи Нимбарка. Таковы четыре ав­торитетные сампрадаи в Кали-югу. Другие сампрадаи не­авторитетны, это апа-сампрадаи. Рамануджачарья жил в двенадцатом веке, а Мадхвачарья в тринадцатом. Время яв­ления Вишнусвами и Нимбарки точно не установлено. У ка­ждого из этих ачарьев была своя философия. Философия Вишнусвами получила название шуддхадвайта-вады, Рама­нуджачарья изложил философию вишиштадвайта-вады, Нимбаркачарья философию двайтадвайта-вады, а Мадхва­чарья философию шуддха-двайта-вады. В философских учениях Рамануджачарьи, Вишнусвами и Нимбаркачарьи есть элементы адвайта-вады, философии монизма. Их нет, од­нако, в философии Мадхвачарьи, называемой шуддха-двайта-вадой. Мадхва был могущественным ачарьей, авата­рой, или воплощением бога ветров Вайю. Он яростно про­поведовал против адвайта-вады и полностью ее разгромил.

Расхождения между философскими учениями этих четырех ачарьев весьма незначительны. Они лишь слегка различаются в своем подходе к двайте и адвайте. Ортодоксальная ад­вайта-вада неверна, так же, впрочем, как и ортодоксальная двайта-вада. Поэтому, согласно «Падма-пуране», чатварас те калау бхавйа хй уткале пурушоттамат в Пурушоттама Кшетре, Джаганнатха Пури, четыре вайшнавские философии будут объединены, и в результате возникнет самая верная и возвышенная философия. Это будет философия ачинтья-бхе­дабхеда-таттва, учение Махапрабху о «непостижимом единстве и различии». В философии каждой из четырех вайшнавских сампрадай есть свой недостаток. Зная об этом, Махапрабху, Бхагаван, Верховная Личность Бога, явил ачарья-лилу. Он взял из этих четырех учений только суть и дал миру самую возвышенную философию философию ачинтья-бхедабхеда-таттва. В «Падма-пуране» было пред­сказано, что это философское учение зародится в Уткале, Ориссе, в Джаганнатха Пури Дхаме, и оттуда распростра­нится по всему миру. Теперь это предсказание исполнилось.

Гаудия-парампара, ведущая начало от Махапрабху, са­мая авторитетная ветвь преемственности духовных учителей. Ваш гуру должен принадлежать к гаудия-вайшнава-парам­паре. Махапрабху щедро раздает кришна-прему, но если ваш гуру не из гаудия-вайшнава-парампары, вы не сможете ее получить. А без премы вы не получите доступа к Кришне. Преме кришна ваша хайа, преме танре бхаджи. Кришна тот, к кому должна быть обращена наша любовь. Кто обрел любовь к Кришне, тот способен Его покорить. Поэтому со­вершать бхаджан и служить Кришне нужно с любовью. Иначе Кришна не примет наше служение.

  Махапрабху учит:

 

киртанийах сада харих.

тринад апи суничена

тарор ива сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

 

(«Шикшаштака», 3)

 

Считай себя ниже соломинки, лежащей на дороге, и будь смиреннее, чем она. Пусть гордыня навсегда исчезнет из твоего сердца. Помни: «Я самое ничтожное существо». Тарор ива сахишнуна. Будь столь же терпеливым, как терпеливы де­ревья. Деревья не ропщут, даже когда их рубят или жгут. Они терпеливо сносят любые напасти. Аманина манадена. Не тре­буй почестей для себя, сам же почитай каждого, ибо в сердце каждого пребывает Кришна. Почитай Кришну, а не тело. Кришна Параматма, Сверхдуша в сердцах всех живущих. Поэтому истинный садху, истинный вайшнав, почитает всех, даже крошечного муравья. Он знает: там Кришна.

Сказано также:

 

эи мата хана кришна-нама лайа

шри-кришна-чаране танра према упаджайа

 

«Если ты произносишь святые имена Господа Кришны со смирением, в тебе непременно проснется любовь к Его лото­соподобным стопам» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 20.26).

Махапрабху Господь, дарующий прему према-прадата. Он маха-ваданьяя-аватара, самая милостивая аватара, ибо Он раздает кришна-прему. Но как ее получить? Стань смиренным: считай себя ниже соломинки, лежащей на до­роге. Помни: «Я самое ничтожное существо». Будь столь же терпеливым, как терпеливы деревья. Не ожидай почестей для себя, сам же почитай каждого. Смиренно повторяй:

 

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

 

Эи мата хана кришна-нама лайа. Воспевай имена Кришны со смирением. Тогда ты непременно обретешь кришна-прему.

 

Два Бхагавана

 

Есть два бхагавана: Гуру и Кришна. Гуру это ашрая-ви­граха-бхагаван, Господь, который служит; его также назы­вают севака-бхагаван. А Кришна это вишая-виграха-бхага­ван, Господь, которому служат, или севья-бхагаван. Главное занятие ашрая-виграха-ачарьи это хари-киртан. Если Шрила Гурудева, ашрая-виграха-бхагаван-ачарья, не будет совершать киртан, мы не сможем познать Кришну, который суть иша-таттва, вишая-виграха Верховное почитаемое Божество. Мы не постигнем имя, облик, качества, окружение и деяния вишая-виграхи-бхагавана, пока ашрая-виграха, Гуру-ачарья не даст нам знание. Когда Гурудева совершает киртан, то есть говорит об имени, облике, качествах, окру­жении и лилах Кришны, все это является нам в звуке, назы­ваемом шабда-брахма. Тогда мы становимся способными по­нять шастра-аватару, священные писания (особенно, бхага­вата-грантха-аватару «Шримад Бхагаватам»), а также по­стичь иша-аватару, Верховного Господа, и узнать, какова наша сварупа, наш духовный облик. Шри-нама и шри-ман­тра низошли в этот мир в виде шабда-аватары, трансцен­дентного звука. Если ачарья-аватара, ашрая-виграха-ачарья, Гурудева не будет совершать киртан, если ученик, шишья, не будет слушать его киртан, то мантра и «Бхага­вата» не окажут на него воздействия. Мантра записана в ша­страх, и кто-то может сказать: «Я возьму мантру оттуда. За­чем мне Гуру?» Но если мантра не сойдет с уст истинного Гуру, ачарья-аватары, она не возымеет действия: она лишена силы. Поэтому нужно обратиться к истинному Гуру, получить от него мантру и слушать его послание. Иначе нельзя обрести таттва-гьяну. Шри-нама, шри-мантра и грантха-бха­гавата все это вишая-виграха. Все они откроются нам, только когда мы будем слушать киртан, который совершает ашрая-виграха. Иначе они никогда не появятся в этом мире. Шри-наму, шри-мантру и грантха-бхагавату нельзя понять, только совершая пуджу, обряды поклонения. Для этого необ­ходимо слушать ачарья-аватару. Вот почему Махапрабху говорил:

 

тринад апи суничена

тарор ива сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

 

«Кто считает себя ниже соломинки, лежащей на дороге, кто терпением превосходит деревья, кто не стремится к почестям, но всегда готов почитать других, только тот сможет беспре­рывно повторять святые имена Господа» («Шикшаштака», 3).

Киртанийах сада харих. Найди истинного Гуру, который принадлежит к гаудия-ачарья-парампаре, и под его руково­дством совершай киртан:

 

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

 

Это киртанакхья-бхакти. Шрила Джива Госвами пишет в «Бхакти-сандарбхе» (173): иадйапи анйа бхактих калау кар­тавйа, тада киртанакхйа бхакти самйогенаива. Хотя в Кали-югу действенны и другие виды бхакти, они должны со­провождаться киртанакхья-бхакти. Другими словами, нужно всегда воспевать святые имена Господа, слушать и переска­зывать повествования о Его деяниях. Иначе мы не поймем сиддханту.

Киртан, который совершает махат-гуру, есть нитья-кир­тана-дхарма он длится в этом мире вечно. И ученик должен его слушать, слушать всегда, вечно, беспрерывно нитья-шравана. Ученик получит таттва-гьяну, если будет слу­шать. Это традиционный метод передачи знания, называемый шрота-парампара. Мы должны как следует это понять, иначе нам не обрести шрота-гьяну, или таттва-гьяну.

Шукадева Госвами был истинным Гуру, садху, в преемст­венности духовных учителей. Махараджа Парикшит обра­тился к нему с вопросами, ибо знал, что Шукадева Госвами даст верные ответы на все вопросы. Это и есть сат-сампра­дая.

_________________________________________________________________________

(глава из книги «Парипрашна»)

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Гоур Говинда Махарадж