?

"Двуличие или искренность".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 156. Опубликовано: 25-01-2023, 17:01

Двуличие или искренность

Шрила Гоур Говинда Свами Махарадж

Из книги «Према-юга», глава 4

Опубликовано в «Шри Кришна-катхамрита бинду», №2, от 19 апреля 2001г.

 

Чанакья Пандит сказал: «Змея очень зла и коварна. Но она не так опасна, как человек, обладающий демонической приро­дой. Вы можете подчинить себе змею при помощи особых трав, но вам никогда не удастся успокоить человека, охваченного зави­стью».

В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (8.9.19) Шрила Свами Прабхупада пишет: «Двуличный человек более опасен и более же­сток, чем змея. Двуличие, капатья, является величайшим пре­пятствием на пути бхакти. Поэтому, все ачарьи, все шастры и все махаджаны говорят: саралата еи ваишнавата — «Простосердечность — это вайшнавизм». Настоящий вайшнав прост словно ребёнок.

Представим себе такую картину: вайшнавы садятся почтить прасад. Вы тоже садитесь и ждёте пока вас обслужат. Вы голодны, ваш желудок просит еды. Вы хотите съесть очень много, но вам неудобно, вы не хотите, чтобы про вас говорили, что вы — обжора. Вы мирно ку­шаете, но когда вам предлагают добавку, вы категорически отказыва­етесь: «Нет, нет. Спасибо, я сыт». Это и называется двуличие. Вы же голодны! Почему же тогда вам не поесть, как следует? Зачем скрывать свои желания? Простой человек скажет. «Я голоден. Кладите мне добавку». Он простой, искренний человек, ему нечего скрывать от других. Но вы не можете признаться в своей слабости. Вы говорите: «Я сыт». Вы хоти­те показать другим вайшнавам, как вы отрешены.

Приведу вам другой пример. Предположим, учитель матема­тики ведёт урок. В классе много учеников, но далеко не все они об­ладают одинаковыми способностями: некоторые из них более успешны, чем другие, одни всё схватывают на лету, тогда как другим приходится долго думать и им всегда требуется дополнительная помощь. Объяснив новую тему, учитель спрашивает класс: «Всем ли понятны мои объяснения?» Учитель спрашивает каждого уче­ника в отдельности: «Ты понял? А ты понял?» Отстающий ученик не понял объяснений учителя, но он не хочет в этом признаваться. Поэтому он говорит: «Да, я понял». Ему не хочется выглядеть глу­пым, он не хочет, чтобы другие ученики смеялись над ним, поэто­му он говорит неправду. Что ожидает такого ученика? Он не смо­жет двигаться дальше. Он не будет допущен в следующий класс, поскольку он не сможет сдать контрольного экзамена в конце учебного года.

Капатъя, двуличие, желание скрыть свои слабости, помешает вам достичь духовного совершенства. Это огромный камень на ва­шем пути, камень преткновения.

В Бенгалии говорят: начхе басе гхомта таниле хабена. Что оз­начает эта пословица? Девушки учатся танцевать. Они разучивают танцы в стиле одисси или манипури. И вот приходит время продемонстрировать своё умение. Собираются люди в зале, и одна девуш­ка выходит на сцену. Ей нужно изящно двигаться, совершать разно­образные мудры и т.д., но она чувствует смущение, она закрыла ли­цо вуалью и не решается начать свой танец. Как же она будет тан­цевать, как ей удастся «зажечь публику». Поэтому ей говорят: «Раз уж ты пришла танцевать, то танцуй! Нечего смущаться! Смелей! У тебя всё получится!»

Гуру и Гауранга не учат двуличию. Они учат простосердечию, че­стности. Саралата еи ваишнавата. Если ваше сердце будет добрым и честным, тогда вы сможете замечательным образом служить гуру и Гауранге. Знайте: гуру и Гауранга никогда не примут служения, сме­шанного с капатьей, двуличием. Гауранга Махапрабху приказал: джаре декха, таре каха кришна'- упадеша — «Кого бы вы ни встрети­ли, рассказывайте им о Кришне и о том, чему учит Кришна. Не придумывайте ничего. Просто повторяйте слова Кришны и говорите при этом: «Так сказал Кришна». Амара аджнайа гуру хана тара' еи деша — «Я приказываю тебе: стань гуру и освободи весь мир». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал: «Такой приказ полу­чил мой гурупад-падма, и он, в свою очередь, передал этот приказ мне. Поэтому теперь, я исполняю роль гуру». Нам не следует быть двуличными. Нужно просто и искренне исполнять приказ гуру!

День и ночь, двадцать четыре часа в сутки нужно совершать любов­ное служение гуру и Гауранге. И это служение должно быть чистым. Если кто-то лишь притворяется, что служит учителю, он не сможет дол­го скрывать это. Гуру и Гауранга знают его сердце. Он может делать вид, что он «слуга номер один», но гуру и Гауранга знают, что он «ли­цемер номер один». Того, кто спит, можно разбудить с помощью громкого звука, но тот, кто притворяется, что спит, никогда не про­снётся.

Мы готовы на всё ради служения гуру и Гауранге. Если потре­буется пойти в ад, мы сделаем и это. Мы исполним любой приказ, лишь бы не прослыть лицемерами. Лицемер подумает: «Зачем мне идти в ад, если я могу найти себе место получше». Такой человек никогда не достигнет освобождения. Даже если он поднимется на планету Брахмы, он должен будет пасть. Но если человек, который искренен и прост, по какой бы то ни было причине окажется в аду, гуру и Гауранга обязательно сами придут, чтобы спасти его. Поэто­му говорится, что гуру, Гауранга, садху-гуру и махаджаны патита-павана, а не капата-павана. То есть, они спасители падших; они не спасители двуличных. Ловкач может даже достичь Брахмалоки, но ему не удастся остаться там и он не сможет идти выше, к освобождению. Лицемеры всё изменяют, они не способны следо­вать прямым и ясным указаниям(1). Они всегда добавляют к услы­шанному от духовных авторитетов что-то своё. Они всегда видят всё по-своему. Они не сараграхи, они — бхаравахи. Сараграхи — это те, кто принимает суть, а бхаравахи подобны ослам. Ослы носят на себе тяжёлые грузы, то, что им не принадлежит. Бхаравахи прини­мают асат за сат, а сат за асат, то есть, истину они считают ло­жью, а ложь истиной. Такие лицемеры не способны понять того, что хорошо, а что плохо. Постоянно измышляя, они не могут сле­довать наставлениям садху и гуру. Простое они делают сложным. Они избегают прямых дорог. Лицемерие есть великое препятствие на пути обретения чистой преданности. Помните это.

…………………………………………..

1)   Шрила Гоур Говинда Свами Махарадж намекает этими словами на ряд гуру ИСККОН, с которыми он вёл борьбу. Он был против того, чтобы они вносили изменения в стандарты философии и практики, которые были утверждены Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой, основателем ИСККОН. Например, он был против того, чтобы учителей принимали путём голосования. Также он противостоял распространению ложной философии о том, что души (баддха-дживы) упали с Голоки, из игр Кришны.

 

Из книги «Према-юга», глава 4

Редакция: Ари Мардан.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Гоур Говинда Махарадж