?

Наставления Шри Мадхвачарьи об экадаши. Часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 263. Опубликовано: 9-10-2020, 15:38

Наставления Шри Мадхвачарьи об экадаши
Фрагмент из книги «Кришнамрита-махарнава»

Примечания Гададхара Пандит даса
Часть 1

 

Введение

 

Основной (из вторичных правил) акцент экадаши-враты состоит в том, что, прежде всего, в этот день рекомендуется в целом воздерживаться от пищи. Подобные ограничения необходимы, дабы свести материальные запросы тела до минимума, естественно не забывая при этом об основной цели – максимальном сосредоточении на духовной практике. Однако учитывая тот факт, что в наше время, век деградации Кали-югу, люди слабы, подвержены частым болезням и невоздержаны, многие из духовных учителей, находящихся в ученической преемственности Гаудия-вайшнавов (такие как Бхактиведанта Свами Прабхупада) посчитали допустимым некоторое отступление от правил соблюдения строжайшего поста. Вместо того чтобы держать полный пост с запретом даже на воду, они позволили своим ученикам принимать в экадаши лёгкую, предложенную Господу на алтаре пищу, избегая употребления злаков и бобовых. Относясь к данной категории, такая пища не считается запрещенной. Указанный подход весьма практичен, поскольку позволяет вовлекать в соблюдение экадаши даже современных людей, большинство из которых лишены возможности и тем более способности совершать строгие аскетические подвиги.

В действительности допущения, облегчающие правила соблюдения поста, не являются современным нововведением, принятым в культуре Вед. В этой связи в своей посвященной экадаши книге под названием «Dearest to Vishnu» финский ученый-санскритолог Бхригу-муни Прабху приводит следующие цитаты из священных писаний:

В «Маркандея Пуране» говорится: «Детям и пожилым людям разрешается в экадаши вкушать один раз вечером пищу, состоящую из молока, плодов и кореньев».

В писании «Баудхаяна-смрити» мудрец Баудхаяна объявил: «Если кто-то ещё не достиг восьмидесятилетнего возраста, но тем не менее слаб, и пост для него может оказаться непосильным, тогда такому человеку разрешается вкушать на экадаши один раз в день». Далее Баудхаяна сказал: «Вечером в день экадаши разрешается есть тому, кто изнурён болезнью и в чьём теле наблюдается избыток желчи...»

В «Махабхарате» (Удьйога-парве) говорится: «Восемь вещей не нарушают обед поста, и они суть следующие: вода; корнеплоды; фрукты; молоко; хавир – топлёное коровье масло, предложенное Господу; желание брахмана (если по какой-то веской причине священник-брахман просит вас вкусить пищу); приказ гуру (если гуру велит вам принять пищу); какое-либо лекарство».

Кроме того в «Вараха Пуране» говорится: «Если человек начал соблюдать пост, но вскоре почувствовал сильное недомогание, он может попросить поститься за себя свою верную жену, послушного сына, сестру или брата. Таким образом, его обет-врата будет сохранен».

По этому поводу в «Ваю Пуране» сказано: «Тот, кто постится за других, обретает в сто раз большее благо, чем от соблюдения собственного поста-воздержания! Если женщина постится в экадаши за своего мужа, то, как сама она получает полное благо от поста, так и её муж обретает в сто раз большее благо! Так говорят мудрецы, прозревающие высшую истину».

«Кришнамрита-махарнава», 118 говорит, что в «Нарадия Пуране» сказано (2.29.2):

джнатва випрас титхим самйаг даива-джнаих самудиритам
картавйа упавасас ту хй анйатха наракам враджет

«Сута Госвами сказал: “О, брахманы, абсолютно необходимо точно узнать момент наступления экадаши от мудрецов сведущих в астрологии, науке, изучающей время, что движется по воле Господа. Далее, в указанный день нужно соблюдать пост, ибо те, кто не следуют экадаши, рискуют попасть в ад”».


 Примечание: Хотя на санскрите пост обозначается использованным в стихе словом упаваса, его прямое значение вовсе не говорит о пустом желудке. Упа означает «рядом с Богом», васа – «находиться». Таким образом, соблюдение экадаши предполагает не просто воздержание от еды, но, в большей мере, подразумевает сосредоточение на духовных аспектах жизни.

В Ведах говорится о четырёх целях существования человека, среди которых: дхарма – религия; артха – решение актуальных задач, таких как экономическое благополучие; кама – наслаждение чувств; мокша – освобождение. Примечательно, что великие мудрецы и преданные Господа особым образом истолковывают эти четыре устремления. Они утверждают, что религиозным принципам дхармы нужно следовать, чтобы обрести артху, духовную цель жизни, которая, в свою очередь, проявляется в каме –- особом виде желания, выражающемся в стремлении достичь мокши, вечного царства Господа.

В этом заключается смысл жизни духовных людей, но чтобы постоянно находиться в таком сознании, необходимо научиться обуздывать чувства посредством совершения разного рода воздержаний (врат), т.е. аскетических подвигов. Лишь тогда врата в царство Господа действительно откроются для нас.
 Настоящей духовной вратой считается та, которая совершается бескорыстно, без желания обретения материальной выгоды. именно поэтому экадаши считается наиважнейшей из всех врат. Это особый день, в который человеку предоставляется уникальная возможность посвятить служению Господу всё: тело, чувства и ум. В этой связи глубоко символичным выглядит одно из буквальных значений слова экадаши, что переводится как «одиннадцать», ибо в такой день все наши чувства, коих насчитывается именно одиннадцать, могут быть полностью заняты служением Господу. Полный список чувств включает в себя: пять познающих чувств (слух, осязание, зрение, вкус, обоняние), пять органов деятельности (руки, ноги, речь, анус, гениталии) и, наконец, ум, также относящийся к чувствам. Более того, именно ум является главным, одиннадцатым чувством, и здесь скрывается ещё один смысл слова экадаши. В день экадаши человеческий ум должен быть особенно занят глубокими размышлениями о Господе.

Вопрос: Если столь важно знать точную дату соблюдения экадаши, как её определить? Далее следует ответ.

119 «Нарадия Пурана» (2.2.28)
 кшайе ва 'пй атхава вриддхау сампрапте ва дина-кшайе
упошйа двадашй пунйа пурва-виддхам паритйаджет

«Время наступления экадаши (одиннадцатой лунной фазы) варьируется в различные дни годового цикла. Если экадаши начинается позже положенного срока (раннего утра), следует поститься не в настоящий день, а на следующий – двенадцатый день лунного календаря, в священный двадаши».

120
пурва-виддхам пракурвано наро дхарман никринтати
сантатес ту винашайа сампадо харанайа ча

 «Если же кто-то постится на экадаши, «испорченный» контактом с предыдущей десятой фазой луны (дашами), такой человек собственноручно губит плоды своей религиозности. Его пост станет причиной гибели потомства и приведёт к утрате благополучия».

Примечание: В этом стихе дано очень серьезное предостережение, касающееся важности выбора правильного дня соблюдения поста.

Вопрос: Чем же плох экадаши, затронутый дашами?

Ответ даётся в следующем стихе:

121
калав эдхе ту випрендра дашамйаикадашй йади
сурайа биндуна сприштам гангамбха ива сантйаджет

 «О ученый брахман, если экадаши хоть немного затронут дашами, его нужно отвергнуть, как отвергают воду Ганги, оскверненную лишь одной каплей вина».

Примечание: Здесь может возникнуть следующее сомнение. Если большое количество воды осквернено лишь каплей вина, такое осквернение можно считать достаточно условным, и вполне вероятно, что при этом какая-то часть воды останется чистой. Для разрешения возникшей проблемы в следующем стихе приводится другое, более убедительное сравнение.

 122

«Нарада Пурана» (2.2.37)
швадритау панча-гавйам ча дашамйа душитам тйаджет
 экадашим двиджа-шрештхах пакшайор убхайор апи

Панча-гавья – это смесь из пяти продуктов, предоставляемых коровой (молоко, йогурт, топленое масло, моча и навоз). Она считается священной, однако даже её следует считать осквернённой, если она налита в мешок, сделанный из кожи собаки. О, лучшие из брахманов! Подобным же образом, следует отвергнуть экадаши, осквернённый десятой фазой Луны, дашами. Это правило остаётся верным, как при растущей Луне, так и при убывающей.

123

«Нарада Пурана» (2.2.45)
тасмад випра на виддха хи картавйаикадаши квачит
 виддха ханти пура-пунйам шраддхам ча вришали-патих

«О брахманы, поэтому ни в коем случае нельзя поститься на «испорченный» экадаши. Такой пост разрушает плоды (мирского) благочестия. Соблюдать его всё равно, что доверить падшему брахману, женатому на девушке из касты неприкасаемых, совершение шраддхи, священной памятной церемонии по усопшим предкам».
 Вопрос: Если в день экадаши приходится совершать какой-нибудь священный ритуал, например, шраддху – поминание усопших предков, тогда соблюдение поста может стать невозможным. Как быть в таком случае?
 Ответ: В данном стихе подразумевается, что все другие священные ритуалы должны быть отложены, если их правила входят в конфронтацию с правилами соблюдения поста в экадаши.

Вопрос: Но почему соблюдение экадаши имеет большую важность, нежели другие священные ритуалы?

Ответ даётся в следующем стихе.

124
 джаптам даттам хутам снатам татха пуджа крита харех

тат сарвам вилайам йати тамах сурйодайе йатха

«Повторение джапы, милостыня, подношения на жертвенный огонь, ритуальные омовения, поклонение Богу – все эти благие поступки остаются бесплодными, если пост соблюдён на «испорченный» экадаши. Они становятся сродни ночной мгле, исчезающей с восходом Солнца».

Примечание: Кто-то может возразить, что вместо того чтобы изнурять себя постом в день экадаши, наверняка, важнее совершать какие-нибудь иные также приносящие духовное благо виды служения. В этом стихе, однако, утверждается: «Экадаши не просто имеет первостепенную значимость, но более того, без его соблюдения любая другая религиозная деятельность не принесёт ожидаемых плодов».

125
экадашйа йада брахман дина-кшайа-титхир бхавет

упошйа двадаши пунйа трайодашйам ту паранам

«О брахман, если одиннадцатая фаза Луны наступает позднее положенного срока, следует поститься на следующий день, в священный двадаши, и затем прервать пост на трайодаши».

Вопрос: А как вычислить день, пригодный для поста экадаши?

Примечание: В наше время существуют компьютерные программы, с помощью которых по координатам любой географической точки на Земле можно точно вычислить время соблюдения поста экадаши. В дополнение ко всему имеются уже готовые вайшнавские календари с указанием всех праздников и постов по текущему лунному календарю. Информацию о времени наступления экадаши можно легко найти на страницах Интернета. В прошлом люди не имели указанных выше технических средств, и поэтому знание о правилах вычисления экадаши оставалось актуальным для всех без исключения. Однако любому преданному Кришны для того, чтобы глубже осознать смысл и назначение поста, пусть в общих чертах, но будет полезно узнать науку о вычислении времени экадаши.

126
пратипат-прабхритайах сарва удайад удайад равех

сампурна ити виджнейа хари-васара-варджитах

За исключением дня Господа Хари (экадаши), все другие дни лунного календаря с первого по последний считаются сампурна – «полноценными», только в том случае, если их титхи (соответствующая фаза Луны) наступает утром, не позже восхода Солнца. Для того чтобы правильно вычислить день «полноценного» экадаши, в ведической астрологии существует дополнительное правило, сформулированное в следующих стихах.

Примечание: Титхи – это фазы роста и убывания Луны в лунном календаре. Они не совпадают с фактическим наступлением дня, определяемым по восходу Солнца. В этом смысле лунный календарь представляется несколько неудобным. Тем не менее, в ведической астрологии, посвященной предсказаниям, предпочтение в отношении летоисчисления отдано именно лунному календарю. Почему?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно усвоить несколько аксиом, касающихся течения вселенского времени. Так, мы знаем, что в жизни человека различные благоприятные или неблагоприятные ситуации случаются как раз под влиянием времени, движущегося для нас абсолютно неуловимо. Жизнь человека протекает во времени, и потому он совсем не замечает его динамики. В «Шримад-Бхагаватам» приводится следующий пример: несомые ветром по небу облака движутся вместе с потоками воздуха, и потому ветер для них совсем не ощутим, хотя и переносит их с огромной скоростью сквозь небесное пространство.
 В ведических писаниях, посвященных астрологии, говорится, что время движется циклически, и человек, становясь свидетелем круговорота времени, наблюдает неизменную регулярность в смене дней и ночей, а также чередовании сезонов года.

В астрологии существует понятие о так называемом «Кала-пуруше» – незримой форме Господа, воплощающей собой весь цикл вселенского времени. Хотя время само по себе течёт незаметно, все же о его изменениях можно судить по движению планет, перемещающихся по небесной сфере со скоростью, исчисляемой в определенных единицах. Для расчета параметров и характеристик Кала-пуруши («олицетворения цикла времени») астрологи замеряют быстроту прохождения планет по их орбитам либо скорость вращения планет вокруг собственной оси.

Помимо скорости течения времени астрология рассматривает сам характер времени. Его фиксируют, наблюдая, какое влияние на жизнь человека оказывают планеты при прохождении по различным зодиакальным созвездиям. Как в западной, так и в ведической астрологии насчитывается двенадцать знаков зодиака, расположенных внутри небесной сферы. Созвездия, идентичные с астрологическими домами в зодиаке, относительно неподвижны, и их условно считают двенадцатью частями тела Кала-пуруши, олицетворения вселенского цикла времени.

Итак, становится очевидным, что в своей жизни человек испытывает влияние не столько планет или домов гороскопа, сколько зависимость от воли Верховного Господа, проявленной в форме особого Божества времени, Кала-пуруши. Сначала движущееся по вечному циклу время приобретает на каждом участке своего протекания выраженный в конкретных качествах характер, и лишь затем данный астрологический характер вычисляется по определенной комбинации планет и домов гороскопа.

Несколько слов необходимо сказать и относительно Луны. Особенность её движения такова, что она проходит всю небесную сферу из двенадцати знаков зодиака всего за один месяц, тогда как Солнцу требуется целый месяц, чтобы пройти только один из знаков. Благодаря такой динамике своего движения Луна очень быстро проходит по всем звездным домам, воплощающим тело Божества времени Кала-пуруши. Отсюда следует, что по смене месторасположения Луны в гороскопе намного легче вынести суждение о характере движения вселенского времени в целом. Именно в силу этой причины в ведической астрологии отдается предпочтение принципу летоисчисления по лунному календарю, нежели по солнечному. К тому же, Луна ежедневно меняет фазы своего роста и убывания, что позволяет делать калибрированный отсчёт её влияния на повседневную жизнь человека.

Вопрос: А если экадаши пересекается с предыдущей лунной фазой только на рассвете, как быть в таком случае?

Ответ даётся в следующем стихе.

127

«Падма Пурана» (4.15.32)

арунодайа-кале ту дашами йади дришйате

папа-мулам тада джнейам экадаши-упавасинам

 Если же в момент «появления зари» (арунодая) все ещё продолжается дашами-титхи, предыдущая десятая фаза Луны, то следует знать, что пост в этот день будет корнем всевозможного греха для тех, кто вздумает его соблюдать, пусть даже по неведению.

Вопрос: Пост в экадаши, затронутый дашами, порождает грех, но не перекроет ли этот грех благодатное влияние самого дня экадаши?

Ответ приводится ниже.

128
арунодайа-кале ту дашамй йади дришйате

на татраикадашй карйа дхарма-камартха-нашини

Если дашами присутствует при «появлении зари» – арунодая, в этот день ни в коем случае нельзя соблюдать экадаши. Пост, совершенный в подобный день по незнанию, разрушит плоды следования религии, дхарме. Кроме того, такой пост не только лишит человека камы – возможности наслаждаться жизнью посредством не только исполнения желаний, но и благополучия (артхи).

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шри Мадхвачарья