?

Всё достигается посредством слушания хари-катхи.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 252. Опубликовано: 27-10-2020, 09:47

Всё достигается посредством слушания хари-катхи

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

22 апреля 1994г., Матхура

 

Как можно познать Бхагавана? Только по Его милости. Как обрести эту милость?

гйане прайасам удапасйа наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайашо ’джита джито ’пй аси таис три-локйам

[Господь Брахма восхваляет Шри Кришну: «О непобедимый, в этой вселенной есть те, кто не предпринимает независимых усилий, дабы познать Твою природу, образ и величие. Они просто поддерживают своё существование, оставаясь рядом с Твоими бхактами, слушая и служа своим телом, умом и речью повествованиям о Твоих именах, обликах, качествах и играх, что сами собой исходят из уст Твоих бхакт. Они без труда покоряют Тебя, хотя никто другой во всех трёх мирах не способен победить Тебя».] («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3).

Как может быть покорён практикой гьяны Тот, кого не способен победить никто во всех трёх мирах? Что означает «практика гьяны»? Это означает обуздать склонность ума (читта-вритти). Что такое «обуздать склонность ума»? Майявади, адвайтавади полагают, что это значит на ити (не это) – на ити, на ити. Это их знаменитое высказывание. Они думают: «Разве это брахман (верховный дух)? Нет. (Может быть тогда) Это брахман? Нет. Это брахман? Нет». Они растягивают всё это до максимума и постоянно делают вывод: «Нет, нет, нет, нет – на ити, на ити». Однако подобные усилия никуда не годятся.

Поэтому гйане прайасам удапасйа. Гьяна (знание), джапа* (произнесение мантры Вишну) [*истинное значение термина «джапа» – не повторять мантру, если есть возможность слушать хари-катху от возвышенного вайшнава], далее – тапа (аскетизм), свадхьяя (самообучение), хома (огненное жертвоприношение) – всё это оставьте. Не верьте этим методам, они обманут вас. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: «Итат апи акритва – не прилагай ни малейших усилий ради гьяны».

Что это за гьяна, о которой идёт речь? [Известно, что] нирвишеша-гьяна (культивация знания о безличном аспекте Бхагавана) вредит бхакти. Упомянутый здесь запрет относится не только к нирвишеша-гьяне. Аре! Не стремитесь даже к таттва-гьяне, согласно которой Кришна – это Бхагаван, средоточие вечности, знания, блаженства (сач-чит-ананда), пара-брахма (верховный Брахман) и источник всех аватар (аватари). Всё это оставьте. Такая таттва-гьяна бесполезна для (рагануга) бхакти. Гйана-кармадй-анавритамбхакти не должно быть покрыто гьяной и кармой («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11). Оставьте даже парикраму по местам паломничества. Это тоже не поможет.

Преданный: Но что если у кого-то есть квалификация для этого?

Шрила Гурудев: Вы должны рассмотреть свою квалификацию в свете того, что здесь объясняется.

Преданный: Почему таттва-гьяна запрещена?

Шрила Гурудев: Благодаря таттва-гьяне человек получает понимание о вселенском образе Кришны или о Его нараяна-таттве, исполненной богатств. Настроение очарования обликом Бала-гопала Кришны, украшенного гирляндами лесных цветов, крадущего йогурт и масло из чужих домов, не придёт к человеку, сосредоточенному исключительно на таттва-гьяне. К нему придёт другое настроение – айшварья-буддхи (настроение трепета и благоговения).

Преданный: Разве не требуется самбандха-гьяна (знание о своих отношениях с Кришной)?

Шрила Гурудев: Ничего не нужно. Ничего не нужно.

Преданный 2: Означает ли это, что самбандха-гьяна тоже не нужна?

Шрила Гурудев: Ничего не нужно. Это именно то, что здесь говорится. Ничего не нужно. Всё, что нужно, – это слуховое восприятие хари-катхи [с верой и покорностью]. Всё придёт исключительно через хари-катхутаттва-гьяна, самбандха-гьяна, садхана-бхакти, бхава-бхакти, према-бхакти – всё, что существует. Не стремитесь ни к чему по отдельности.

Какая самбандха-гьяна может быть лучше слушания о Маме Яшоде и Кришне или об отношениях Кришны с Его сакхами? Это действительно сокровище всей самбандха-гьяны, а также всей таттва-гьяны. Таттва-гьяну невозможно обрести никак иначе, как и самбандха-гьяну. Можно ли получить таттва-гьяну, читая «Йога-васиштху» (имперсональный трактат о Бхагаване, составленный Васиштхой Муни)? Или изучая что-нибудь другое? Что ещё можно раскрыть тому, кто с самого начала слушает хари-катху по «Шримад-Бхагаватам»? Поэтому не нужны никакие отдельные усилия. Следует слушать хари-катху с великой шраддхой (трансцендентной верой). Чтобы создать эту шраддху, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур писал: «На тат прайасо картавйам»'. Не стремитесь к чему-то одному. Всего можно достичь только с помощью хари-катхи. А как следует служить хари-катхе? Наманта эва (с покорностью).

Дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам. Садхумауни (молчаливы). Что это означает? Они не ведут грамйа-катхи (мирских разговоров). Если кто-то приходит [чтобы поговорить на эти темы], то садху замолкают. Они не будут с ними об этом говорить. Им неинтересны разговоры на мирские темы. Вот почему их называют мауни. Но как только они видят какого-нибудь «телёнка» – то есть человека со шраддхой, тогда – сан-мукхаритах, они становятся мукхарита, разговорчивыми, провозглашают. Хари-катха начинает сама собой течь из их уст, как это было со Шри Шукадевой Госвами, когда он увидел Парикшита Махараджа.

У Шрилы Санатаны Госвами желание давать хари-катху проявляется, даже когда он не видит «телёнка». Не правда ли? Шрила Рупа Госвами тоже такой. Даже если «телёнка» нет, в их «вымени» настолько много «молока», что оно само собой начинает течь. Это сочащаяся раса – их «Брихад-бхагаватамрита», «Бхакти-расамрита-синдху», «Удджвала-ниламани» и так далее. Сан-мукхаритам бхавадийа-вартам – лила-катха в сердцах садху, пропитанных премой, начинает увеличиваться. Подобно тому, как кипящее молоко переполняет кастрюлю, хари-катха сама собой исходит из садху.

тасмин махан-мукхарита мадхубхич-чаритра-
пийуша-шеша-саритах паритах сраванти
та йе пибантй авитр̣шо нрипа гадха-карнаис
тан на спришантй ашана-трид-бхайа-шока-мохах
 

[«В собрании святых людей бесконечные реки чистого нектара текут из уст великих душ – это повествования о трансцендентных качествах и играх Шри Кришны. Те, кто с пристальным вниманием пьют эту нектарную славу через уши и никогда не пресыщаются, – никогда не подвергнутся голоду и жажде, страху, скорби, иллюзии и другим анартхам»] («Шримад-Бхагаватам», 4.29.39-40).

Что означает гадха-карнах? Я говорил об этом много раз.

Преданный: Это означает «со шраддхой».

Шрила Гурудев: Утром я, сидя в кресле, выглядывал вон оттуда. Иногда я заглядываю. Прихожу нечасто, но иногда всё же прихожу, гляжу и отчасти слушаю, о чём говорится в хари-катхе. Итак, я заглянул [сегодня утром] и увидел, что у части слушателей закрыты глаза и сидят вот так [Шрила Гурудев опускает голову, как будто спит], часть аудитории смотрит туда-сюда, часть смотрит на лектора, но без интереса, а некоторые, как я заметил, слушали очень хорошо [внимательно].

В других местах [храмах] выступающие добавляют перчинки в свою катху. Но здесь мы говорим только чистую хари-катху, и поэтому люди не чувствуют интереса. Если слушать со шраддхой, то [такую хари-катху] можно понять, в противном же случае – нет.

Что означает нрипа гадха-карнах? Слушать хари-катху с чрезвычайно сильным желанием, с жаждой и голодом, выпивая каждое слово через свои уши. Так должно быть.

Если так поступать, то что произойдёт? Голод, жажда, горе, страдания и тому подобное – всё, что бы ни было,  уйдёт, всё закончится. Одновременно с этим внутри сердца автоматически проявится таттва-гьяна, самбандха-гьяна, садхана-бхакти, потом бхава-бхакти, а затем и према-бхакти.

Если человек не делает ничего, просто продолжает слушать хари-катху и предлагать пранамы, падая на землю со шраддхой, кланяясь хари-катхе, лекторам, месту [где произносится хари-катха], книге [по которой произносится катха] и слушателям, и постоянно прославляет их качества, то где бы он ни находился, он сумеет подчинить неподчиняющегося никому Бхагавана. Говорится, что этого невозможно достичь ни тяжело трудясь, сдерживая склонности ума (читта-вритти), ни занимаясь интенсивным изучением шастр – не помогут ни эти, ни другие методы, даже такие, как хома (жертвоприношение) и самоконтроль (сайам). То же самое говорится и о паломничествах.

[Например,] Хари-катха продолжается, но мы приняли обет ежедневно совершать парикраму вокруг Гирираджа Говардхана, Вриндавана и Матхуры. Некоторые здесь совершают парикраму вокруг Тхакурджи во время хари-катхи. Хотя у них есть определённый интерес к Тхакурджи, их не интересует хари-катха. [Так вот, если следовать таким обетам] на протяжении 10-20 рождений, то конечным плодом будет то, что у них разовьётся вкус к хари-катхе. Однако неизвестно, разовьётся ли у них вкус к хари-катхе даже после этих 10-20 рождений. Вкус к харинаме и хари-катхе – это плод сукрити (духовных заслуг), обретаемый за много жизней. Так в чём же смысл совершения парикрамы? Это питает сукрити.

Но там, где практикуют непосредственную ангу [бхакти], то есть там, где звучит хари-катха, происходит гораздо большее, чем простое укрепление, либо обретение сукрити. Однако человеку следует слушать. Если он не слушает хари-катху с глубокой шраддхой, то ему лучше совершать парикраму. Лучше что-то, чем ничего.

 [Гурудев улыбается]

джнане прайасам удапасйа наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайашо ’джита джито ’пй аси таис три-локйам
 

 [Шри Брахма прославляет Шри Кришну: «О непобедимый, в этой вселенной есть те, кто не предпринимает даже незначительных усилий ради познания Твоих природы и облика, Твоих величия и могущества. Они продолжают занимать своё место в обществе, оставаясь рядом с Твоими чистыми преданными, и слушают, служа своим телом, умом и речью рассказам о Твоих именах, образах, качествах и играх, сошедшим с уст Твоих бхакт. Они без труда покоряют Тебя, хотя никто другой во всех трёх мирах не способен победить Тебя».] («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3).

Каков смысл выражения сан-мукхаритам? Самйака рупена мукхарита. Из высочайшей милости садху несёт хари-катху. Такой садху также должен являться чистым (истинным) садху. Кроме того, он должен быть расикой (опытным во вкушении трансцендентной расы) и бхавукой (обладающим бхавой). Если он не таков [если у нас не получится слушать настолько возвышенного садху], тогда – мадхьяма-адхикари, не менее [может принести нам пользу]. Следует принять хари-катху, которую говорит даже он. Общение с человеком, который пытается избавиться от своих собственных анартх (каништха на уровне анартха-нивритти) также полезно.

Стхане стхитах. Кем бы человек ни был – грихастхой, тьяги, учеником, желающим стать домохозяином, наиштхика-брахмачари, ванапрастхой, женщиной, мужчиной, карми или гьяни, йогом, – кем бы он ни являлся, если он продолжает служить хари-катхе [слушая её], то плод этого слушания будет постепенно расти в зависимости от его квалификации.

Более того, если он обладает шраддхой и выражает почтение хари-катхе.... Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что сначала он предложит пранаму тому месту [в котором произносится хари-катха], а затем лектору. Потом он воздаст должное славе хари-катхи: «О, это та исключительная хари-катха, которая способна освободить человека из круговорота рождений и смертей! Только из этой хари-катхи я могу получить кришна-прему, не откуда-то ещё. О, как же прекрасна эта хари-катха! Как славно это место, в котором звучит лила-катха Бхагавана!» Так он станет превозносить качества хари-катхи. Он предложит многократные пранамы слушателям, думая: «Они благословлены, имея возможность слушать такую хари-катху». Таким образом, он предложит всем пранаму. Он может принадлежать к любой варне и ашраму – быть женатым, неженатым, отречённым, семейным человеком, кем угодно, со своего положения он станет чествовать их [саму хари-катху, лектора, место и т.п.].

Дживанти. Хотя он ещё и не достиг Бхагавана, если он просто живёт своей жизнью и продолжает слушать хари-катху, что с ним произойдёт? Тану-ван-манобхир. Когда он продолжает почитать [своим умом, телом и речью] эту сан-мукхарита катху, входящую в его уши – шрути-гатам, то спустя какое-то время – йе прайашо ’джита джито ’пй аси таис три-локйам – непобедимый, аджита, Бхагаван станет джита, окажется в его власти. Как? Почему? Бхагаван проникнет в его сердце посредством хари-катхи и уничтожит в нём всю скверну. Затем сделает сердце чистым, словно вода [в пруду] в осеннюю пору, и проявит в этом сердце Свою прему. Всё будет сделано благодаря слушанию хари-катхи. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур очень красиво описал всё это.

Поэтому [когда звучит хари-катха] оставьте на это время всё прочее. Оставьте даже свою харинаму на время хари-катхи, если её произносит лектор, намного более продвинутый, чем вы, иначе вы не сможете слушать. Если лектор не является более продвинутым, то мы можем слушать что-то из его хари-катхи, при этом повторяя харинаму. Но в случае, когда лектор намного более продвинутый, и хари-катха, которую он даёт, содержит наставления для нас, мы обязаны слушать его хари-катху очень внимательно и сосредоточенно. На это время оставьте также парикраму и что бы то ни было ещё. Совершайте парикраму, но когда? В другое время. Вот это будет правильным. «Сейчас хари-катха не звучит, поэтому я могу совершить парикраму, воспевая харинаму». Можете совершить парикраму вокруг Гирираджа Говардхана, он дарует прему. В том, кто совершает парикраму Вриндавана-дхамы, проявляется према. Там есть Ямунаджи. В том, кто с верой предлагает Ямунаджи пранаму, стути (прославление), омывается в её водах и так далее, проявляется према. Следует совершать всё это, но не во время хари-катхи. Человек, который может делать так [с верой слушать хари-катху описанным выше образом], подчинит себе Бхагавана – Того, Кого не может победить никто во всех трёх мирах.

……………………………………………

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж