?

Квалификация истинного ученика, часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 110. Опубликовано: 19-10-2022, 16:57

Квалификация истинного ученика

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

14 мая 1996 г. Ден Хааг, Голландия

Часть 1

 

Шрила Гурудев (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами): Вы хотите задать вопросы или послушать о беседе Рая Рамананды Прабху и Шри Чайтаньи Махапрабху? Чего вы хотите?

Преданный: Гурудев, сначала мы хотели бы задать несколько вопросов, а затем Вы можете провести лекцию.

Шрила Гурудев: Вы можете задать несколько вопросов. После ответов, я перейду к Шри Рай Рамананда-самваде. Это прекрасная беседа. Вы пришли сюда за тем, чтобы получить то, что хотел даровать Шри Чайтанья Махапрабху. Сначала вы можете задать несколько вопросов, а затем я продолжу свою лекцию.

[Преданный задаёт невнятно вопрос, поэтому Шрила Гурудев просит другого преданного объяснить его ему].

Преданный: Махарадж, он говорит, что Шрила Гоур Говинда Махарадж заявил, что ачарьи происходят из Бенгалии и Ориссы. Поэтому он спрашивает...

Шрила Гурудев: Он спрашивает, почему Шрила Гаура Говинда Махарадж сказал так?

Преданный: Да.

Шрила Гурудев: Он сказал это, потому что Шри Чайтанья Махапрабху родился в Бенгалии и большую часть Своего времени прожил в Шри Джаганнатха Пури.

Итак, Шрила Гоур Говинда Махарадж сказал: «Все Гаудия-вайшнавы родом из Бенгалии и Ориссы». Шри Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Гададхара Пандит, Сварупа Дамодар, Джагадананда Пандит – эти и большинство других спутников Шри Чайтаньи Махапрабху были выходцами из Бенгалии. Остальные спутники Махапрабху, такие как Шри Рай Рамананда Прабху, Шри Сарвабхаума Бхаттачарья, Махарадж Пратапарудра, Шикхи Махити и Мадхави Деви – были родом из Ориссы. Все они постоянно следовали за Шри Чайтаньей Махапрабху. По этой причине Шрила Гоур Говинда Махарадж так и сказал. Вы должны принимать во внимание, в каком контексте и в каком настроении он это молвил. Многое зависит от настроения ачарьи.

Например, Кришна однажды сказал гопи:

– Не приходите одни в этот лес. Но если уж вы пришли сюда, то вам следует немедленно вернуться в свои дома, потому что сейчас ночь и очень темно. Здесь бродят дикие звери, поэтому вы должны вернуться обратно.

Однако, встретившись со Шри Кришной на Курукшетре, гопи спросили:

 – Когда мы пришли на встречу с Тобой в лес Вриндавана, Ты сказал, что мы не можем остаться с Тобой и должны вернуться к своим мужьям. Почему?

Кришна ответил:

 – Я никогда такого не говорил! На самом деле Я сказал вам всем вернуться к своим мужьям, но ваш муж это Я, поэтому, вы должны были оставаться со Мной. Той же ночью Я сказал вам, что вы окружены густой тьмой. Но лес был хорошо освещён лучами полной луны, и из-за этого кромешная темнота рассеялась. Как же там могло быть темно? Единственные дикие звери, обитающие во Вриндаване – это павлины, олени и другие прекрасные животные. Они очень благожелательны и не опасны для нас.

Услышав речь Шри Кришны, гопи начали смеяться. Таким образом, высказывания той или иной личности зависят от её настроения.

Шри Чайтанья Махапрабху прожил в Навадвипе двадцать четыре года, совершая там Свои лилы как ребёнок, а затем как учитель. В Навадвипе Он совершал Свою наравата-лилу. В Джаганнатха Пури Он вкушал три особых качества любви Шримати Радхики(1). Поэтому Шрила Гоур Говинда Махарадж так сказал. Вайшнавы из Вриндавана также должны быть включены в группу вайшнавов из Навадвипы и Джаганнатха Пури. Но этот факт был скрытым, это была тайна. Те, кто любит Навадвипу и Джаганнатха Пури, должны также любить и Вриндаван, потому что всё сконцентрировано в этой обители.

Где бы вы ни жили в Навадвипе, вы обязаны памятовать об играх Кришны и гопи. Если вы живёте в Джаганнатха Пури, особенно в Гамбхире, вы будете помнить в своём сердце только игры Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху, приняв настроение Шримати Радхики, во время Своего пребывания в Гамбхире думал только о Вриндаване. Поэтому Шрила Гоур Говинда Махарадж сделал это заявление. Вы не должны сомневаться в его словах.

У вас есть ещё вопросы?

Преданный: [Неразборчиво].

Шрила Гурудев: Ты должен сидеть рядом со мной. Зачем ты сел так далеко?

Преданный: Я пытаюсь уступать место другим преданным.

Шрила Гурудев: Ты поступаешь как безумец(2).

Какой у него был вопрос?

Преданный 2: Он сказал одному человеку о том, что Вы приезжаете в Голландию, но тот человек поддерживает идею о том, что преданные не должны приходить к Вам. Поэтому он спрашивает, как ему следует относиться к этому человеку? Должен ли он игнорировать его?

Шрила Гурудев: Вы не должны никого игнорировать и отвергать. Игнорирование – это их дело. Ваша обязанность состоит в том, чтобы почитать всех, обладая широкими взглядами и либеральным отношением, как это являл Сам Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху. Шри Нитьянанда Прабху подошёл к Джагаю и Мадхаю и сказал им воспевать Харе Кришна, несмотря на их упрямство. Они были готовы убить за это Шри Нитьянанду Прабху. Мадхай напал на Нитьянанду Прабху, ударив Его по голове глиняным горшком. Он разбил лоб Нитьянанде, и у Него потекла кровь. Несмотря на нападение, Нитьянанда Прабху умолял Шри Чайтанью Махапрабху простить их. Он сказал: «Пожалуйста, прости их».

Вам следует молиться Нитьянанде Прабху. У тех людей, которые занимаются политикой, возможно, есть какая-то привязанность к Кришне, Чайтанье Махапрабху и вайшнавам, но их сердце ещё не чисто. В них может быть что-то нежелательное, но вы должны терпеть и прощать их. Я молю Кришну и Чайтанью Махапрабху, чтобы эти люди исправились, им должна быть в будущем дарована милость, благодаря которой они будут почитать всех вайшнавов. Придёт день, когда они осознают это и будут рыдать. В противном случае, они не смогут продвинуться ни на дюйм в бхакти. Вы должны молиться: «О Прабху! О Кришна! О Чайтанья Махапрабху! О Нитьянанда Прабху! Даруйте им Свою милость!»

Не пытайтесь отомстить, опозорить или унизить их. Человека можно покорить только любовью и заботой. Их сердца невозможно покорить гневом или жестоким обращением. Если люди, связанные низшими гунами природы, совершают оскорбления, тогда вам следует предлагать им свои пранамы (поклоны) на расстоянии. Вы не должны общаться с ними. Подождите, пока они не изменятся, и их природа не очиститься.

У вас есть ещё вопросы?

Преданный: Махарадж, Вы объясняли, что мы не должны поклоняться Дваракадиш-Кришне, и что мы обязаны поклоняться Нанда-нандане.

Шрила Гурудев: Нет. Я так не говорил. Я сказал: «Те, кто квалифицирован заниматься арчаной Дваракадише, должны поклоняться Ему соответственно. Те, кто имеет адхикару поклоняться Кришне как Брахману, должны поклоняться Ему как Брахману. Те, кто имеет способность служить Рамачандре, должны поклоняться Ему. Вы не должны их ненавидеть. Вы не должны вести себя оскорбительно по отношению к ним. Мы должны их почитать должным образом. Но когда мы будем нейтральными и глубоко поразмыслим, то поймём, что служение Божественной Чете является высшим из всех видов служения. Мы должны помогать таким людям так же, как помогали Чайтанья Махапрабху и Рупа Госвами. Как они им помогали?

Из трёх братьев – Шрилы Рупы Госвами, Санатаны Госвами, и Анупамы Прабху – Анупама Прабху был самым молодым. Но он был привязан к Господу Раме. Он всегда поклонялся Ему. Однажды Рупа Госвами сказал ему: «Кришна – это сваям-бхагаван, Он источник всех воплощений. Он Сарвешварешвара. Рама – это проявление Кришны». Между Рамой и Кришной с одной точки зрения нет никакой разницы. Кришна – это Рама. Когда на Кришну смотрят глазами марьяды (почитания) и богатства, тогда Его видят в образе Рамы.

В разные дни, такие как аштами (восьмой лунный день), навами (девятый лунный день), или дашами (десятый лунный день), видны разные части Луны. Однако, эти луны, видимые в разные дни, не являются тремя разными планетами, это одна и та же Луна. Тень от Земли покрывает Луну, в результате этого видны разные её фазы. Если пройти сквозь покровы атмосферы, то вы увидите, что Луна находится на своём месте, никогда не уменьшаясь в размерах.

Подобно этому, когда вайшнав почитает Кришну и желает служить Ему как Хануман, он увидит Кришну в облике Рамы. Когда Хануман увидит Шримати Радхику и Кришну, он не увидит Их в этих образах. Он увидит Кришну в образе Рамы, с луком и стрелами, а с Его левой стороны Хануман увидит Ситу. Много подобных примеров приведено в «Шри Брихад-бхагаватамрите». Если кто-то обладает квалификацией, и его преданность исполнена марьяды (почтения и благоговения), он увидит Кришну как Раму. Когда степень марьяды уменьшается, но при этом марьяда всё ещё преобладает в сердце вайшнава над мадхурьей (сладостью), Кришна будет воспринят им как Рукмини-Дваракадиша. Преданный с такой квалификацией увидит Кришну восседающим на колеснице с Арджуной. Он обязательно увидит Кришну именно таким образом(3).

Итак, Шрила Рупа Госвами сказал Анупаме Прабху: «У Рамы нет раса-лилы. Он не танцует (с жителями Айодхьи в любовном хороводе). За всю свою жизнь Рамачандра ни разу не станцевал, даже у Себя дома. Он не может танцевать со Своими братьями, Лакшманом, Бхаратой и Шатругхной. Он не танцор».

Кришна может сражаться и побеждать многих демонов, как это делал Рама, но Кришна также может сладостно танцевать со Своими сакхами, такими как Субал и Шридама, и особенно с гопи. Кришна может очень сладко петь, но мы не слышали том, чтобы Рама пел, исполненный мадхурьи. У Рамы нет закадычных друзей (равных Ему). Он не может никого обнять (отбросив Свою царскую бхаву). Он не обнимет ни Вибхишану, ни даже Лакшмана. Если Он и обнимет Ситу, то сделает это ночью, в тихом уединённом месте, в помещении. Он никогда не сделает этого на глазах у других. У Рамы нет таких закадычных друзей, как друзья Кришны во Врадже. Увидев Раму, Вибхишана выразит Ему своё почтение и скажет: «О, Прабху! (Господин)». Однажды Сугрива и Рама совершили огненное жертвоприношение и дали обет, в котором говорилось: «Теперь мы друзья». Но, не смотря на это, Сугрива никогда не сидел на троне Рамы или на Его кровати. Сугрива – это дас, покорный слуга Рамы.

Подобно этому, в играх Дваракадиши, Его спутники, такие как Акрура и Уддхава, также являются Его слугами. Более того, хотя Уддхава является сакхой (другом) Кришны и Его первым министром (мантри), который даёт Ему советы, тем не менее, он не может сидеть с Кришной на одной асане и обнимать Его. Он не может отдавать Кришне остатки своей трапезы. В настроении Уддхавы обязательно будет присутствовать марьяда. Он не может попрать чувство собственного достоинства, которое есть у Кришны, Господина всех господ. Господь Двараки знает всё, Он никогда ничего не забывает. Но во Врадже о всеведении Кришны забывают все, включая Самого Кришну.

Враджаваси, такие как друзья Кришны (сакхи), играют с Кришной. Играя, они валятся друг на друга в одну кучу в своих забавных играх. Они отдают остатки своей еды Кришне. Они всегда ведут себя именно таким образом. Если Кришна спит, то Мадхумангал или Субал, Его дорогие друзья, подойдут и разбудят Его, восклицая: «Эй Ты, соня! Просыпайся давай! Вставай быстрей. Тебя коровы ждут».

Никто из жителей Двараки не может так себя вести с Кришной. В своей кришна-дасье (присущей ей природе служения Кришне) каждая душа имеет индивидуальные, особые отношения с Кришной. По своей сварупе (внутренней природе) каждая душа является слугой Кришны. Субал и Шридам относятся к особому типу слуг. Таковыми являются также Яшода Ма и Нанда Баба. Гопи – это также даси (служанки) Кришны. Хотя Гарга Риши, Шандилья Риши и Сандипани Муни играют роль гуру Кришны в Его лилах, тем не менее, они являются Его вечными слугами. Все дживы являются слугами Кришны. Но в словаре Вриндавана слов "дас" (слуга) и "даси" (служанка) не существует. Там обращаются друг к другу со словами "сакхи", "сакха", "мама" и другими именами, наполненными сладостью.

Если преданный по своему конституциональному положению является слугой Дваракадиши, то он будет решительно утверждён в поклонении Дваракадише. Мы не должны вмешиваться в его поклонение. Мы должны относиться к нему должным образом, как это делал Гопа Кумар. Мы очень сильно уважаем Уддхаву, но мы не хотим быть похожими на Уддхаву. Мы хотим быть служанками Шримати Радхики и служить Ей под руководством Рупы Манджари, Рати Манджари, Лалиты, Вишакхи. В соответствии со своей конституцией некоторые атмы (души) могут быть слугами Рамы. Вы не должны их удерживать от близкого им поклонения.

Итак, Рупа Госвами сказал Анупаме Прабху: «Рама не может танцевать. У него нет друга. В отношениях с Рамой ватсалья-бхава уменьшается уже наполовину, она не полная. Поэтому ты должен стараться служить Божественной Чете – Шри Радхе и Кришне».

Анупама Прабху ответил: «Ты мой гуру и старший брат. С завтрашнего дня я буду поклоняться Шри Радхе и Кришне». Было уже поздно, и он отправился отдыхать к себе домой. Размышляя об объекте своего поклонения, он заплакал. Со слезами на глазах Он думал: «Как же я смогу покинуть лотосные стопы моего Рамы? Если я это сделаю, я сразу же оставлю тело».

Анупама Прабху провёл без сна всю ночь. Утром он подошёл к Шриле Рупе Госвами и упал у его лотосных стоп как палка. Он молвил: «Ты мой гурудев и старший брат. Я хочу всегда слушаться тебя, но я не могу подчиниться твоему приказу. Я не могу оставить служение Господу Раме. Если я оставлю севу Ему, я сразу же умру». Затем Анупама Прабху начал громко плакать.

Рупа Госвами обнял его и сказал: «Ты самый лучший и истинный преданный. Ты не должен отказываться от служения Раме. Ты должен продолжать служить Его лотосным стопам».

Через некоторое время, когда братья шли по пути в Джаганнатха Пури, чтобы встретиться со Шри Чайтаньей Махапрабху, Анупама Прабху подумал: «В этой жизни я не могу отказаться от поклонения Шри Раме, поэтому я должен умереть, и тогда, с самого начала моей следующей жизни я смогу совершенствоваться в поклонении Шри Радхе и Кришне, посредством садху-санги». Исполненный решимости осуществить это, Анупама Прабху оставил своё тело прямо на дороге. Рупа Госвами совершил последний, погребальный обряд для своего брата и отправился в одиночку на встречу со Шри Чайтаньей Махапрабху.

Подобная игра также была проявлена между Чайтаньей Махапрабху и Мурари Гуптой. Шри Чайтанья Махапрабху сказал Мурари Гупте: «Кришна – это корень всех божественных экспансий. Кришна – это сваям-бхагаван. Рама – это проявление Кришны». Чайтанья Махапрабху сказал:

ишварах парамах кришнах  сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах сарва-карана-каранам

«Шри Кришна, известный как Говинда, является воплощением вечности, знания и блаженства. Он Верховный Господь, повелитель всех властелинов и источник всех божественных проявлений. У Него нет начала или источника, но Сам Он является источником всего и причиной всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).

Махапрабху также процитировал «Шримад-Бхагаватам»:

эте чамша калах пумсах
кришнас ту бхагаван свайам

«Все вышеупомянутые воплощения являются либо полными частями, либо частями полных частей Господа, но Господь Шри Кришна – это изначальный Господь» (1.3.28).

Выслушав наставления Махапрабху, Мурари Гупта ответил: «Да, я буду служить Кришне». Однако после принятия этого решения, Мурари Гупта всю ночь не мог сомкнуть глаз. Бессонная ночь сопровождалась непрерывным потоком слёз из его глаз. На следующее утро, встретив Чайтанью Махапрабху, Мурари Гупта сказал: «Я пообещал служить Божественной Чете – Шри Радхе и Кришне, – но я не могу заниматься служением Им, поэтому я немедленно расстанусь с телом. Пожалуйста, прости меня и скажи, что делать. А иначе я пойду к Ганге, брошусь в объятья её волн и расстанусь с жизнью».

Махапрабху ответил ему: «Нет, нет! Я просто испытал тебя. Ты – сам Хануман! Ты явился, чтобы служить своему Прабху, Шри Рамачандре, который всегда пребывает во Мне. Твоё служение превосходно и бесподобно! Ты никогда не должен думать о том, чтобы расстаться с жизнью. Я очень доволен твоей непоколебимой преданностью Раме. Ты должен продолжать служить Ему».

Шривас Пандит был слугой Господа Нараяны. Васудева Випра из Навадвипы был слугой Варахадева. В играх Шри Чайтаньи Махапрабху собрались вместе преданные различных воплощений Господа, а также Сами воплощения. Все служили Шри Чайтанье Махапрабху.

Итак, мы должны почитать преданных разных воплощений Господа, но мы не должны пытаться общаться с ними. Можно я расскажу об этом одну поучительную историю?

Преданные: Да!

Шрила Гурудев: Но разве наше время не закончилось?

Преданный: У вас достаточно времени, Гурудев!

Шрила Гурудев: В своё время Шри Чайтанья Махапрабху и Его спутники, такие как Шрила Рупа Госвами и Санатана Госвами, покинули этот мир и вошли в апракат-лилу, непроявленные игры. Вскоре после их ухода, этот мир также покинул и Шрила Рагхунатха дас Госвами.

Ученики Махапрабху не были такими, как вы. Для вас, чтобы стать учеником, нужно провести огненное жертвоприношение и произнести мантры в ухо. Но ученикам Махапрабху не требуется никаких внешних, формальных ритуалов посвящения (анустаник-дикшы), чтобы считаться учениками.

Итак, кто такой ученик? Каков критерий того, что преданный стал учеником? Шрила Рупа Госвами и Санатана Госвами были учениками Шри Чайтаньи Махапрабху. Рупа Госвами был также учеником Шрилы Санатаны Госвами. Для них огненные жертвоприношения не проводились и мантры в ухо не произносились. Так почему же Рупа Госвами считается учеником? Те, кто всем сердцем следует наставлениям своего гурудева, служа Кришне, несомненно, являются настоящими учениками своего учителя. Ученик, который следует наставлениям гурудева всем сердцем и идёт безоговорочно по его стопам, является видвад-рудхи-учеником (по сути). Его принятие учителя и служение ему являются подлинными. Рупа Госвами – видван (учёный). Все ачарьи нашей ученической преемственности – видваны. Они практически реализовали все виды служения (вигьяна) и выполняют их от всего сердца.

Шрила Бхактивинода Тхакур не является дикша-шишьей (инициированным учеником) Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа. Но по сути, он является единственным и полноправным учеником Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, потому что мог следовать всем его наставлениям и процессу любовного служения Кришне. Если вы искренне пребываете в анугатье, принимая ход мыслей своего учителя, то вы действительно его ученик. Если вы получили посвящение от гуру, но не следуете за ним (не принимаете все его наставления и не можете практиковать так, как он указывает), то вы недостойны называться его учеником. Формально, внешне, вы можете называться его учеником. Глупые, невежественные люди, или каништхи (начинающие преданные) скажут: «Бхактивинода Тхакур не был учеником Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа. Ни Рупа Госвами, ни Санатана Госвами не были учениками Шри Чайтаньи Махапрабху»(4).

……………………………………………..

1)   Три главных мотива Кришны постичь природу любви Шри Радхики таковы («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.230): Праная-махима – Он желал постичь величие любви Шримати Радхики. Адбхута-мадхурима – Он желал познать: какими именно качествами наслаждается в Нём Шримати Радхарани? Саукхьям – Он желал изведать то счастье, которое испытывает Она, вкушая сладость Его любви.

2)   Если преданный планирует быть активным в беседе с проповедником или гуру, если у него много вопросов, тогда он должен садиться рядом с ним.

3)   В данном случае речь не идёт о случайных настроениях вайшнава. Шрила Б.Нараяна Госвами говорит о настроениях, которые воспитываются через регулируемую практику в течение длительного времени. Бог не являет Себя тем, чей ум неустойчив, не обуздан садханой и не воспитан в духе твёрдой веры.

4)   Материалы о подлинной и формальной инициации:

http://sampradaya.ru/current/audio/1560-5-iniciaciya-archa-vigraha-vyvody-2013g.html

http://sampradaya.ru/current/audio/2965-volgograd-ari-mardan-prabhu-2015-g.html

http://sampradaya.ru/current/audio/2030-1-stupen-vayshnavskogo-obrazovaniya-iniciaciya.html

http://sampradaya.ru/current/article/9797-istinnaya-iniciaciya-achyutananda-das.html

http://sampradaya.ru/current/article/1501-process-iniciacii-konspekt-na-osnovanii-stati-shrily-bhaktivinody-thakura-pancha-samskara.html

http://sanga108.blogspot.com/2015/03/blog-post_27.html

 

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Пояснения: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж