?

"Вершина бескорыстной любви".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 109. Опубликовано: 29-10-2022, 17:59

Вершина бескорыстной любви

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

14 мая 1996г. Ден Хааг, Голландия

 

Прежде всего я склоняюсь к лотосным стопам моего духовного учителя нитья-лила-правишта ом вишнупада Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Я также склоняюсь к лотосным стопам моего шикша-гуру и духовного брата по санньясе, нитья-лила-правишта ом вишнупада Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. Я также склоняюсь перед джагад-гуру нитья-лила-правишта ом вишнупада Шри Шримад Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами Тхакуром.

Я очень рад, что, приехав в Голландию, встретил здесь так много преданных. Благодаря общению с ними, я особенно вдохновился.

Прежде чем отправиться в западные страны, такие как Голландия и Англия, я думал: «Я говорю по-английски не так хорошо, как на языках Индии. Как я буду рассказывать там прекрасную хари-катху и общаться с преданными?» Но общение с преданными здесь меня очень вдохновило. Мой дорогой Навадвипа Прабху очень помог мне. Он мой репетитор по английскому языку. Он помогает во многих отношениях. Он перевёл много моих книг. Его помощь будет продолжаться и в будущем. Я хочу, чтобы мои книги, изданные на английском, были такими же аутентичными, как книги Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Шрилы Прабхупады. Но мой английский плохой и хромой, поэтому я не могу сделать это самостоятельно. Мне придётся ехать на плечах Навадвипы Прабху. Мой английский хромает, но Навадвипа Прабху не слепой, как тот человек в известной аналогии, он «взял меня на свои плечи».

Я очень рад, что приехал сюда. Думаю, что моя миссия здесь увенчалась успехом. Я очень рад видеть здесь старших преданных Свамиджи (Ш.Б.Свами Прабхупады), потому что в последние дни своих проявленных игр он приказал мне помогать его ученикам. Свамиджи сказал мне: «Ты должен помочь моим ученикам развивать их сознание Кришны. Ты должен поддерживать и вдохновлять их». В этом разговоре он использовал для описания некоторых своих учеников одно особое (неприятное) слово, которое мне не хотелось бы повторять. Однако, я надеюсь, что преданные не поймут меня неправильно, если я повторю это слово. Свамиджи сказал мне: «Я собрал очень много обезьян. Они склонны драться друг с другом. Проповедуя мою миссию, они могут пойти в неправильном направлении. Мне нужна твоя помощь. Этим преданным нужно помогать и подпитывать их, чтобы они могли идти по правильному пути. Они не должны быть введены в заблуждение».

К сожалению, по стопам Свамиджи следуют всего несколько преданных. Во время моего пребывания здесь я хотел посетить местный центр преданных, но, к несчастью, дверь там для меня была закрыта. Это было очень больно. Любой майявади (имперсоналист) может прийти туда, любой карми (материалист). Их там встретят должным образом и окажут почтение, но преданных туда не пускают. Как же это больно!

Я хочу, чтобы с этими нарушениями этикета было покончено. Они должны научиться должным образом уважать преданных. Хотя я не чистый преданный, но я считаю себя верным псом Свамиджи, поэтому ко мне следует относиться хорошо и проявлять уважение, потому что я очень много служил ему. Я думаю, что никто другой не служил Свамиджи так много, как я, с самого начала его проповеди. Возможно некоторые из вас не знают, как я служил ему, но Свамиджи любил моё служение с самого начала, ещё до того, как он принял санньясу. Я служил Свамиджи с первых дней нашей встречи и до последних дней его проявленного пребывания в этом мире. Но кое-кто говорит, что меня следует избегать. Такая ложная пропаганда не вредна для меня, но она вредна для преданных, которые распространяют эти безосновательные обвинения. Я молюсь Прабхупаде, Шри Радхе-Кришне и Шри Чайтанье Махапрабху, чтобы Они простили этих людей за это и чтобы эти люди научились почитать каждого вайшнава. Вайшнав может быть учеником любого истинного гуру. Если вайшнав со всей искренностью принял прибежище у лотосных стоп Чайтаньи Махапрабху, Нитьянанды Прабху и Божественной Четы (Шри Радхи-Кришны), то мы должны почитать его. Мы должны стараться почитать преданного, даже если он не инициирован.

Поэтому вы не должны следовать за преданными, которые нарушают вайшнавский этикет. Вы должны стараться почитать всех вайшнавов, воспевающих харинаму, независимо от того, приняли они посвящение: первое или второе. За любого, кто действительно служит Свамиджи, мы можем отдать свои головы, свои жизни. Мы всегда должны стараться служить им. Если собака скажет: «Я связана со Свамиджи и хочу продолжать своё служение», то услышав это, я обниму эту собаку и окажу ей почтение. Если вы хотите прогрессировать в повторении харинамы и стремитесь достичь чистой бхакти, то вам придётся научиться уважать всех вайшнавов.

тринад апи суничена тарор ива сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих

«Тот, кто считает себя ниже травы, кто терпеливее дерева, кто не ожидает почестей в свой адрес, но всегда готов оказать почтение другим, может с лёгкостью воспевать святое имя Господа постоянно» («Шикшаштака», 3).

Я не знаю, какое оскорбление лотосных стоп Свамиджи я совершил, что некоторые преданные так встревожены в отношении меня. Во всяком случае, я очень рад встретиться со всеми вами. Я хотел бы подарить всем вам свои многочисленные настроения любви и преданности, но из-за нехватки времени я не смог этого сделать. Я хотел объяснить наставления Шри Чайтаньи Махапрабху Шриле Рупе Госвами (рупа-шикшу) и Шриле Санатане Госвами (санатана-шикшу), а также объяснить беседу между Шри Рая Раманандой Прабху и Чайтаньей Махапрабху(1). Эти темы очень, очень высокого уровня. Без знания этих бесед о бхакти, вы не сможете быть истинным вайшнавом. Поэтому, если вы хотите быть истинным вайшнавом и искренне служить лотосным стопам Прабхупады, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Рупы Госвами, и особенно Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды Прабху, и тем более Божественной Четы, Шри Радхи и Кришны, то вы обязаны знать все аспекты духовных дискуссий о чистой, беспримесной бхакти.

Есть люди, которые говорят: «Вы не квалифицированы слушать эти беседы». Тогда для кого написаны эти обсуждения? Те, кто пропагандируют это представление о недостойности, вводят других преданных в заблуждение. Слушая об этих играх, у вас проявится жажда служить как вечные спутники Шри Радхи и Кришны. Но как у вас возникнет эта жадность, если вы принимаете решение не слушать об этих играх? Как вы научитесь служить?(2)

В детстве ходят в школу, чтобы учиться. Но если сказать учителю: «Я не квалифицирован ходить в школу и изучать алфавит», согласится ли учитель с таким заявлением? Учитель скажет: «Давай, напиши букву А, потом Б, В, Г, Д».

Но чему вы научитесь, если будете говорить: «Я неквалифицирован выучить буквы А, Б, В, Г, Д. Я неквалифицирован». Как вы будете продвигаться в своём образовании? Мы должны стараться идти по стопам Свамиджи и практиковать то, что он говорил. Свамиджи никогда не говорил: «Вы должны бесчестить, унижать вайшнавов». Писал ли Свамиджи об этом где-нибудь? Никогда! Свамиджи был истинным гуру и вайшнавом. Мы должны точно следовать его наставлениям. Свамиджи, возможно, сказал что-то, что внешне может показаться неправильным сомневающемуся уму. Например, Свамиджи говорил своим определённым ученикам не приближаться к некоторым преданным. Вот почему Свамиджи сказал мне в последние дни своего физического пребывания: «Я делал это только в интересах проповеди». Я ответил: «Вы не сделали ничего плохого. Вы сделали то, что должны были сделать с учётом тех обстоятельств. Вы чистый вайшнав и очень близкий друг моего Гурудева. Хотя он дал вам санньясу, близость которую вы имеете с ним, возможна только у близких друзей. Вы дорогой друг моего Гурудева. В моём сердце вы мой шикша-гуру. Кроме того, вы – мой очень близкий друг».

Итак, постарайтесь следовать за Свамиджи глубоко и внутренне, а не только внешне. Я желаю, чтобы преданные, покинувшие ИСККОН из-за плохого поведения, снова вернулись. Они должны быть вдохновлены своим служением так же, как во времена Свамиджи. Собравшиеся здесь преданные должны широко транслировать моё послание о помощи и возвращении преданных, покинувших ИСККОН. Им нужно помогать развиваться в сознании Кришны. Вы должны чтить и уважать друг друга. Вы все должны иметь любовь и привязанность друг к другу. Особенно следует уважать тех, кто воспевает

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

Таковы мои наставления и суть моего послания всем вам.

Постарайтесь узнать о беседе Рая Рамананды Прабху и Шри Чайтаньи Махапрабху. У меня есть много бесценных сокровищ, которые я хотел бы дать вам, но сейчас уже у нас нет времени.

Я хотел бы объяснить одну шлоку из «Шримад-Бхагаватам». Я не могу закончить изложение беседы Рая Рамананды Прабху и Махапрабху, поэтому вместо этого объясню эту шлоку из «Шримад-Бхагаватам».

тасам рати-вихарена шрантанам ваданани сах
прамриджат карунах премна сантаменахга панина

«Мой дорогой царь! Видя, что гопи утомились от супружеских наслаждений, милостивый Кришна любовно обтирал их лица Своей дарующей облегчение рукой» («Шримад-Бхагаватам», 10.33.20).

Эта шлока из Десятой песни «Шримад-Бхагаватам». Смысл её в том, что когда Кришна танцевал с гопи, Он оказывал им большое почтение. Он говорил каждой из них: «О, ты так устала. Жемчужины пота скатываются по твоему лотосному лицу». Сказав это, Кришна брал Свою питамбару (верхнюю накидку жёлтого цвета) и Своими руками вытирал капельки пота, выступавшие на лицах гопи».

Во время Своего нежного обращения с гопи Кришна также говорил: «Ты устала? Можно я помассирую тебе стопы? Я вижу, что твои ножные колокольчики ослабли, пока мы танцевали». Кришна Своими руками завязывал ножные колокольчики гопи. Он танцевал с каждой из них. Он танцевал не только со Шримати Радхикой. Танцуя с Кришной, гопи думали: «Мы саубхагини». В чём смысл слова саубхагини? Это слово имеет особое значение. Когда муж находится под контролем жены, жену называют саубхагини. Теперь все гопи контролировали Кришну. Кришна оказывал каждой гопи бесконечное почтение, поэтому гопи являются саубхагини, они очень удачливы! Таким образом, каждая гопи начала думать: «Я очень дорога Кришне. Я – Его самая любимая гопи. Я особенная!»

Итак, гопи обезумели от гордости. Каждая из гопи думала: «Кришна любит меня больше всех. Его любовь ко мне несравненна и непревзойдённа». Гопи были очень горды собой. Шримати Радхика увидела эту картину и подумала: «Кришна танцует со Мной, а также с каждой гопи. Он танцует со всеми, но каждая из них думает, что Кришна танцует только с ней одной».

Итак, Шримати Радхика погрузилась в ман (трансцендентная заносчивость, высокомерие). Ранее Кришна пообещал Шримати Радхике: «Ни одна из гопи не сравнится с Тобой. Я хочу исключительно только Тебя». Но Кришна не сдержал Своего слова. Теперь Он танцевал со Шримати Радхикой и одновременно с другими гопи. Тогда Шримати Радхика остановила Свой танец и стала манавати (погрузилась в ман). Другие гопи думали: «Кришна любит меня больше всех». Они стали чрезвычайно гордыми. Шримати Радхика стала манавати и подумала: «Я не хочу этого. Я не хочу ни с кем делиться Кришной». Но факт в том, что Шримати Радхика хочет, чтобы все гопи встречались с Кришной. Но сейчас Шримати Радхика была в мане.

После того, как Шримати Радхика покинула арену танца раса, Кришна подумал и понял: «Если Шримати Радхика не принимает участие в танце раса, то раса-лила уже не имеет смысла. Что же Мне сделать, чтобы порадовать Её?» Когда Шримати Радхика исчезла, Кришна с тревогой начал думать: «Где же Радха? Где Радха?!» Нигде не увидев Шримати Радхику, Кришна поднёс к Своим губам флейту и начал звать: «Радхе! Радхе!» Но ни одна из гопи не услышала, как Кришна звал Её. Ни одна из гопи не заметила, что Шримати Радхика покинула танцевальную арену. Тогда Кришна тоже покинул это место, сосредоточенно разыскивая Свою возлюбленную.

Все гопи начали отчаянно искать Кришну. Единственной мыслью, царящей в их умах, было: «Где Кришна? Где Кришна?!» Они начали рыдать и совсем обезумели от разлуки с Ним. В своём трансцендентном безумии они спрашивали деревья: «Вы видели нашего возлюбленного?» Но деревья не отвечали им.

Гопи подошли к растению Туласи-деви и сказали: «О, ты кришна-прия, Кришна очень сильно любит тебя. Ты, должно быть, знаешь, где Он находится, потому что ты так счастлива от Его прикосновения! Твои манджари трепещут от восторга, и твоё блаженство не знает границ. Пожалуйста, скажи нам, куда ушёл Кришна?»

Не услышав от Туласи ответа, гопи решили: «Она пребывает в восторге от касаний Кришны. В состоянии трансцендентного безумия она не способна нам ответить».

Затем гопи подошли к лианам и увидели, что те усыпаны множеством цветов. Гопи сказали друг другу: «О, они смеются, потому что встретили Кришну. Кришна также сорвал с них несколько цветов». Гопи спросили у цветов: «О джати! О малати! О маллика! Вы все такие счастливые! Вы, несомненно, встретились с Кришной. Пожалуйста, расскажите нам, куда пошёл Кришна? Он определённо прошёл мимо вас». Лианы и цветы тоже ничего не ответили. Тогда гопи сказали: «Эти лианы неблагосклонны к нам».

Затем гопи подошли к деревьям кадамба, манго, бакула и другим большим деревьям. Эти деревья были усыпаны сочными фруктами и красивыми цветами. Увидев деревья, гопи подумали: «О, эти деревья такие высокие! Должно быть, они видели, каким путем пошёл Кришна». Гопи спросили деревья о местонахождении Кришны, но деревья не ответили.

Гопи становились всё более и более угрюмыми и печальными. Затем они начали подражать движениям Кришны. Одна из гопи думала: «Я – Кришна», а другая сакхи думала о себе как о демонице Путане. Гопи разыгрывали лилу, в которой Кришна высосал жизненный воздух из Путаны, когда сосал её грудь. Одна гопи думала: «Я убиваю Путану». При этом сакхи, игравшая роль Путаны, была не настоящей сакхи, а проявлением Йога-майи Деви. Гопи непрерывно разыгрывали все лилы Кришны, одну за другой. Лилы, разыгрываемые гопи, представляют собой очень высокий тип махабхавы. Эти настроения проявляются крайне редко.

Наконец гопи увидели на земле отпечатки стоп Кришны. Тут же они пошли по этим следам. Пройдя некоторое расстояние по ним, они увидели рядом с Его отпечатками ещё одну пару отпечатков красивых стоп, принадлежащих очень нежной и доброй девушке. Эти следы принадлежали очень красивой девушке. Гопи начали думать: «Чьи это следы?»

анайарадхито нунам бхагаван харир ишварах
йан но вихайа говиндах притойам анайад рахах

«О, эта гопи, несомненно, поклонялась Верховному Господу и по Его милости Она стала так близка и дорога Кришне, что Кришна следует за Ней» («Шримад-Бхагаватам», 10.30.28).

Но Лалита, Вишакха и другие гопи из группы Шримати Радхики знали, что эти следы принадлежат их Госпоже (свамини), Шримати Радхике. Они очень обрадовались, увидев эти следы, в то время как подруги Чандравали сильно огорчились. Они думали: «Кто же эта девушка?» Они не могли определить, какой девушке принадлежали эти следы. Теперь их гордость просто улетучилась.

Гопи думали: «Эта девушка, которая сейчас находится наедине с Кришной, безусловно, превосходит всех других гопи. Что поделать, нам не повезло, как ей. Кто же эта девушка?!» Лалита, Вишакха и другие гопи из группы Шримати Радхики были очень рады видеть отпечатки стоп Радхики рядом с отпечатками стоп Кришны.

Следуя по следам, гопи заметили, что в каком-то месте отпечатки стоп девушки исчезли. Начиная с этого места, на земле глубоко отпечатывались только стопы Кришны. Увидев эти глубокие следы, они подумали и поняли: «Эта гопи устала, поэтому Кришна понес её на Своих руках!»

Гопи пошли по следам дальше и увидели разбросанные на земле цветы. Глядя на разбросанные лепестки цветов, гопи подумали: «Здесь Кришна украсил Шримати Радхику» (Это место называется Шрингара-ват, одно из мест игр во Вриндаване). Но пройдя по тропинке дальше, они увидели Шримати Радхику в полном одиночестве, которая каталась по земле и горько плакала. От переполнявших Её чувств Шримати Радхика потеряла сознание. Все гопи бросились к Шримати Радхике и стали утешать Её. Чтобы оказать помощь Ей, гопи собрались вместе на берегу Ямуны. Их рыдания в разлуке с Кришной известны как «Гопи-гита».

гопйа учух
джайати те 'дхикам джанмана враджах
шрайата индира шашвад атра хи
 дайита дришйатам дикшу тавакас
твайи дхритасавас твам вичинвате

«Гопи сказали: "О возлюбленный! Твоё рождение во Врадже сделало её безгранично прославленной, и поэтому Индира, богиня процветания теперь всегда обитает здесь. Только ради Тебя одного мы, Твои преданные служанки, поддерживаем свою жизнь. Мы повсюду искали Тебя, поэтому, пожалуйста, яви Себя нашему взору» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.1).

Когда гопи пели в разлуке с Кришной, слёзы катились по их лотосным лицам. Слушая их песни о сильнейшей разлуке, Кришна не смог сдержаться и предстал перед гопи.

Увидев Кришну, некоторые гопи разгневались, а некоторые положили лотосные стопы Кришны к себе на колени и стали нежно массировать их. Одни гопи нежно клали руки Кришны себе на плечи, другие служили Ему по-другому. Некоторые гопи, разгневанные на Кришну, искоса бросали на Него свои взгляды из уголков прищуренных глаз. Кто была главная из этих гопи, бросавших на Кришну косые взгляды с ревнивой досадой? Это была Сама Шримати Радхика. А кто была та гопи, которая нежно массировала лотосные стопы Кришны, положив их себе на колени? Это была Чандравали.

Шримати Радхика и Её группа гопи обладают настроением левого крыла (вамья-бхава). Шримати Чандравали и её группа гопи обладают настроением правого крыла (дакшина-бхава). Кришна особенно сильно хочет ощутить вкус настроения гопи левого крыла.

Когда гопи собрались на берегу Ямуны, они устроили для Кришны асану, окрашенную кункумой. Кришна должным образом уселся на предоставленное сиденье. Прося прощения, Кришна сказал гопи:

 – Я поступил неправильно.

Его лицо украшала лёгкая стыдливая улыбка.

Гопи обратились к Кришне:

 – У нас есть к Тебе несколько вопросов. Ты ответишь на них?

 – Да.

Тогда гопи сказали Кришне:

 – Бывает, что один человек сильно любит другого. Этот другой, на которого направлена любовь, тоже любит этого человека и отплачивает ему той же монетой. Они любят друг друга, их любовь основана на взаимном любовном обмене. Это один вид любви.

Второй вид любви характеризуется бескорыстием: человек будет любить другого независимо от того, принимает тот его любовь или отвергает. Эта личность будет испытывать привязанность к человеку, даже если у того отсутствует признательность или почтение.

Третий вид любви символизируется такими личностями, как четыре Кумара. Таким личностям безразличны как ваши сердечные излияния, так и полное отсутствие у вас любви и ласки. Любите вы их или нет, вы не сможете добиться от них взаимности.

Таковы три вида получателей любви и привязанности, существующие в этом мире. Мы просим Тебя, пожалуйста, скажи нам, к какой из этих категорий любви Ты принадлежишь?

Гопи хотели одержать победу над Кришной с помощью Его собственных слов. Слушая речи гопи, Кришна заулыбался. Улыбаясь, Он очень мягко сказал им:

 – Я не принадлежу ни к одной из этих трёх категорий любви. Я трансцендентен ко всем этим категориям. Те, кто любит и желает за свою любовь оплаты, просто занимаются бизнесом.

Например, вы можете дать человеку доллар, и он с готовностью его примет. Но после этой транзакции, в форме отдачи и получения, между дающим и получающим не возникает никаких отношений любви или привязанности. Это просто деловой обмен. Отношения между этими людьми основаны на корысти, а не на бескорыстии. В Свою защиту Кришна сказал: «Я не из этой категории, потому что это не является религией неограниченной любви и привязанности».

Наша любовь и привязанность не должны относиться к этому классу отношений. Вы должны иметь непоколебимый настрой: «Кришна может бросить меня, но я не могу бросить Его». Рамачандра может забыть Ситу или сказать Ей: «Ты должна уйти отсюда и никогда не возвращаться». Однако Сита никогда не сможет отказаться от Рамачандры! Ученики или преданные должны иметь такую же природу(3), они не должны ожидать воздаяния в виде любви (и тем более денег) за своё служение. Если они ожидают воздаяния, то они не являются истинными преданными.

Итак, Кришна сказал гопи: «Я не принадлежу к эгоистичному классу любви и привязанности». Затем Он продолжил: «Есть люди, которые не хотят, чтобы их вознаграждали за их любовь и привязанность. Даже если им никто не служит и не оказывает почестей, они тем не менее продолжают любить другого человека, проявляя свою любовь и привязанность. Кто эти личности? Это отец, мать и гурудев. Если дочь или сын ведут себя неблагодарно по отношению к своим родителям, бесчестят их, не служат им, не любят их, не проявляют к ним нежности, то даже при этих условиях родители будут испытывать к своим детям безответную любовь и привязанность. Гурудев также будет испытывать нерушимую любовь и привязанность к своим ученикам. Но гуру должен быть истинным, а родители должны быть идеальными родителями. Итак, эта любовь достойна похвалы и очень религиозна. Это настоящая прити и привязанность, но Я не принадлежу и к этой категории. Но, все вы принадлежите именно к этому классу. Вы религиозны и оказываете Мне огромное почтение. Ваша любовь и привязанность ко Мне не имеет себе равных. Все вы принадлежите к этой категории любви, но Я не из этой категории».

Затем Кришна заговорил о третьей категории любви. Принадлежащий к этой категории человек безразличен к чьей-либо любви или её отсутствию. Какие личности относятся к этой категории? Это атма-рамы (удовлетворённые своим высшим Я) и апта-ками (чьи желания исполнены). Гуру-дрохи (предавшие своего гуру) и неблагодарные люди также относятся к этой категории.

Вы должны знать все эти признаки различных типов любви и привязанности. Я объясняю всё это для того, чтобы вы правильно понимали данную тему и вели себя соответственно. Каковы признаки преданных высшего класса, маха-бхагават? Вы даже не можете себе представить, на какой стадии любви и привязанности они находятся! Но общаясь с расика- и таттва-гья-вайшнавом, вы сможете развить своё сознание Кришны, и по милости вайшнавов высшего класса вы можете осознать их возвышенную природу(4).

Есть люди, которые молятся только о материальном: «Кришна, дай мне хлеба с маслом! Кришна! Мой сын умирает, Ты должен спасти его, а иначе я утоплю Твоё мурти в море». Некоторые преданные имеют такую природу. Они занимаются поклонением Кришне десять или двадцать лет, а когда их ребёнок заболевает, они молятся: «О Кришна, спаси моего ребёнка». Но если ребёнок умирает, они бросают Божества Радхи и Кришны, или Ладду Гопала в море. Вместе с Божествами они выбрасывают в море свою любовь и привязанность к Господу, свою практику воспевания, памятования и всё остальное, что они впитали за свою жизнь в практике. Так они становятся атеистами. Вы не должны быть такими.

Итак, Кришна даёт понять, насколько возвышенной является природа любви гопи.

Атма-рама. Даже если вы очень сильно любите атма-раму и привязаны к нему, например, к такой личности как Шри Шукадева Госвами или к четверым Кумарам, они не будут отвечать взаимностью на вашу любовь. Они всегда поглощены мыслями о Кришне и не питают ни малейшего желания взаимной любви. У них нет любви и привязанности ни к кому, кроме Кришны.

Апта-кама. Все желания этих личностей исполнились, у них нет ни одного неисполненного желания. Личность этой категории никогда не будет пытаться осуществить свои желания. Если человек, называющий себя апта-камой, чего-то хочет от вас, как он может быть апта-камой? Он не апта-кама. Четыре Кумара – это апта-кама, все их желания исполнены.

Вы знаете, кто такой гуру-дрохи? Гуру-дрохи не уважает своего гурудева и не слушается своего гурудева. Люди, принадлежащие к этой категории, бросили своего гурудева, они больше не занимаются служением ему. Иногда они следуют по стопам учителя только внешне, чтобы удовлетворить свои личные интересы. Но они не следуют за ним внутренне, в глубине сердца. Этих двуличных людей, которые только внешне следуют наставлениям своего гурудева, называют гуру-дрохи.

Что означает акрита-джната? Это значит «неблагодарный». Если человек не чтит своего отца, мать и гурудева, но при этом даже если ничего не делает вопреки их воле, то он неблагодарный.

Кришна сказал гопи: «Я не принадлежу ни к одной из этих категорий любви. Почему? Если бы Я был апта-камой, то почему бы Я со слезами на глазах выпрашивал лепёшки с маслом у мамы? Я плакал даже когда она не кормила Меня грудью! Если бы Я действительно был апта-камой, то почему бы Я призывал на Моей вамши (флейте) имена «Радхе, Лалите, Вишакхе». Услышав, как Я зову вас по имени, вы все собрались здесь. Поэтому Я не апта-кама. Я нуждаюсь в вашей любви, и вы можете утолить Мою жажду, поэтому Я позвал вас сюда. Следовательно, Я не атма-рама и не апта-кама. У Меня много желаний. Я хочу вкусить вашу любовь и привязанность ко Мне. Без вашей любви Я не смогу прожить ни мгновения. Я никогда не смогу забыть вас. Поэтому Я не апта-кама».

Пытаясь доставить удовольствие гопи, Кришна сказал им: «Я хочу танцевать и петь со всеми вами. Я хочу, чтобы вы все были благосклонны ко Мне. Я очень почтительно отношусь ко всем вам, и Я хочу служить каждой из вас. Вот почему Я позвал вас всех сюда. Во время танца раса я вытирал капельки пота, выступавшие на ваших лотосных лицах. Поэтому, как Я могу быть апта-камой? В детстве Я иногда сильно злился и скандалил, разбивая при этом горшки. Я воровал масло. Во Врадже нет ни единого дома, где бы Я его не крал. Следовательно, как Я могу быть апта-камой или атма-рамой? Я также не являюсь гуру-дрохи. Почему? Во-первых, мы должны знать, кто такой гуру-дрохи. Гуру-дрохи не слушается своего гурудева и даже порой пытается убить его! Он причиняет боль своему гурудеву и своим родителям».

Кришна сказал гопи: «Я не являюсь таким отвратительным человеком. Вы это поймёте со временем. Я также не являюсь неблагодарным, потому что сейчас Я пришёл к вам, приняв вашу сторону. Сидя рядом с вами, Я шучу и веду со всеми беседу. Также мы танцуем друг с другом. Поэтому я не являюсь неблагодарным, ведь Я появился перед вами. Почему Я ушёл от вас? Я сделал это только ради того, чтобы увеличить вашу прему ко Мне. Пока вы пели в разлуке со Мной, Я наблюдал за вами, прячась за деревьями, и понял, как все вы обезумели в разлуке».

[Обрыв записи].

Шрила Гурудев: Итак, Кришна даёт наставление всему миру: «Вы должны служить гопи и быть как они. Тогда вы сможете управлять Мною, иначе нет».

Кришна говорит гопи: на парайе 'хам ниравадйа самйуджам – «Я в неоплатном долгу перед всеми вами. За миллионы и миллионы рождений Я не смогу выплатить Свой долг вам за ваше безупречное служение. Вы бросили мужей и остальных родственников. Вы также отвергли стыд, который является богатством каждой женщины. Оставив всё, вы собрались здесь. Я не могу оплатить вам Свой долг. Я не могу бросить ни одного из Своих преданных, но вы отреклись от всех и вся и пришли увидеться со Мной. Поэтому Я никогда не смогу отплатить вам.

О гопи! Если Я вам скажу, что вы можете получить от Меня любое благословение, то Я не смогу дать некоторые из них. Например, если вы скажете: «Ты должен любить только меня, и никого другого». Я не могу оставить Рукмини и Сатьябхаму, Я не могу оставить Арджуну, Я не могу оставить даже муравья, что уж говорить о Моих других преданных? Поэтому Я всегда буду в неоплатном долгу перед всеми вами».

Гопи ответили: «Ты победил нас, признав Свой долг перед нами. Мы также не сможем отплатить Тебе».

То есть Кришна говорит гопи: «Я не могу отплатить вам», а гопи говорят Ему: «Мы не можем отплатить Тебе». После их разговора раса-лила возобновилась.

Итак, вы должны стараться осознать эти лилы силой своего бхаджана и стараться следовать этой линии.

Если кто-то говорит: «Мы не будем слушать об этих играх», тогда как они могут постичь трансцендентную возвышенную любовь? Я лишь немного описал славу такой любви гопи к Кришне. Объясняя славу любви гопи, осознайте, насколько прекрасна и сладка их према! Если вы будете слушать об этих играх, ваше сердце запрыгает от радости. Слава гопи приведёт вас на Голоку, во Вриндаван, и вы окажетесь там, вечно служа Кришне под руководством гопи.

Гаура премананде! Хари харибол!

………………………….…………………..

1)   Рупа-шикша содержится в «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, глава 19. Санатана-шикша содержится в «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, глава 20. Рамананда-Рай-самвад содержится в «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, глава 8. Также Рай-Рамананда-самвад подробно описан в книге Шрилы Б.Нараяны Госвами «Шри-Рай-Рамананда-самвад». Скачать книгу:

http://sampradaya.ru/legacy/book1/snm/1150-shri-ray-ramananda-samvad.html

2)   Некоторые неофиты считают, что хотя они не изучали этих книг, они вполне неплохо, с энтузиазмом служат Кришне и Шриле Прабхупаде. Однако суть не в том, чтобы служить как получится или как нравится. Важно научиться служить в духе Гаудия-вайшнавов, с настроением, которое следует обрести от возвышенных представителей бхагават-гуру-парампары. Это возможно, если обратиться к тем книгам, которые рекомендует Ш.Б.Нараяна Госвами. Без правильной самбандха-гьяны, никто не сможет совершать подлинное служение, абхидхею.

3)   Этот дух известен как ахаитуки-бхакти, беспричинная преданность. Бескорыстие в бхакти – это эксклюзивность Гаудия-сампрадаи и её гордость. Она воспета Шри Чайтаньей Махапрабху в «Шикшаштаке», а также Шрилой Рупой Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», в особенности в стихе анйабхилашита-шунйам (1.1.11). Хотя это настроение активно культивируется чистыми вайшнавами с приходом Шри Чайтаньи Махапрабху, тем не менее, оно раскрыто очень давно, в частности в шлоке из «Шримад-Бхагаватам», 1.2.6.: са ваи пумсам паро дхармо…. 

4)   Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами детально раскрывал эту тему в своей статье: «Следует понимать уровень вайшнава». Ссылка: 

http://sampradaya.ru/legacy/article1/bpkm_a/4956-sleduet-ponimat-uroven-vayshnava-vayshnava-tattva.html

 

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

Пояснения: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж