?

"Аскезы в айшварье".

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 188. Опубликовано: 29-01-2023, 05:33

Аскезы в айшварье

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

 

Шрила Гурудев (Ш.Б.Нараяна Госвами): До прихода Шри Чайтаньи Махапрабху, с начала Сатья-юги, настроение вайшнавов было наполнено айшварьей, благоговением и почтением. Кому поклонялся Нарада?

Преданный: Нараяне.

Шрила Гурудев: Кому поклонялся Дхрува?

Преданный: Нараяне.

Шрила Гурудев: Кому поклонялся Прахлада? Нрисимхадева и Нараяна − это одна и та же таттва. Эти проявления Бога обладают всем могуществом. Поэтому обычные люди поклоняются Им. Чаматкара ко намаскара. Обычные люди предаются той личности, которая совершает сверхъестественные деяния. Но как поступает вдумчивый человек? Он предпочитает мадхурью!

Махапрабху учил концепции мадхурьи. Без мадхурьи Господь не побежит стремглав со Своего трона навстречу Своим преданным. Он не будет умолять: «О мама, мама, дай Мне пожалуйста масла!» Господь Нараяна не скажет: «Я голоден». Если кто-то скажет Нараяне: «Я хочу служить Тебе, как Твоя возлюбленная, Твоя жена», это будет невозможно исполнить. Если преданный молится Ему: «О Прабху, я хочу стать Tвоим сакхой», тогда Он скажет: «Да, стань сакхой, как Нарада». И что скажет Нарада? Он скажет: «Я удачлив, что у меня есть мимолётные мгновения бесед с Тобой». Обнимать Его, встречаться с Ним, открывать Ему сердце, кушать вместе − это поведение сакхов. Но в случае Нарады? Нет.

Этот вид мадхурьи присутствует только в Кришне и ни в одном другом проявлении Господа.

Шриман Махапрабху сказал: «Кто является Верховным Господом? Тот, кто обладает наибольшей мадхурьей, наибольшей премой». У Шри Кришны есть и айшварья, и мадхурья. Он явил Свою айшварью Брахме в брахма-вимохана-лиле, в которой все друзья Кришны приняли форму четырёхрукого Нараяны. Даже деревья и растения приняли этот облик. Брахма сначала увидел, как все кругом поклонялись Шри Кришне. Однако, когда после этого, он увидел Кришну в окружении Своих близких друзей, во рту у него сразу пересохло. Немедленно он упал к стопам Кришны. В одно мгновенье он увидел айшварью, а в следующее …

Преданный: Мадхурью.

Шрила Гурудев: Что такое према (любовь)? Это когда кто-то, стоящий на высоком уровне, спускается вниз, а находящийся на низкой ступени – поднимается на тот же уровень. В преме (близких любовных отношениях) нет понятия высшего или низшего. В действительности мадхурья проявляется тогда, когда личность, находящаяся на высоком уровне, спускается на низкий. Хотя Кришна и является Верховным Господом, источником даже Самого Нараяны, тем не менее, Он свободно обнимается с сакхами и смеётся после того, как проигрывает в играх Шридаме. А Шридама заявляет:

− Ты хоть раз победил меня?! Я побеждал Тебя много раз.

− И когда же это было хоть раз?! − парирует Кришна.

− Разве твои плечи не являются доказательством моих побед? Разве они не устали после того, как носили меня так много раз?

Услышав это, Кришна и Его друзья весело вместе смеются.

Каково же теперь Кришне перед всеми гопи и Яшодой?

Это према-мадхури. Вы можете поклоняться Ему в любом настроении. В любом! Поклонение может быть с марьядой или без. Кришна исполняет желания всех Своих преданных. Даже если кто-то приходит к Нему как враг, Он дарует ему освобождение. Суть в том, чтобы иметь отношения с Кришной, пусть даже испытывая гнев …

Преданный:

камад двешад бхайат снехат йатха бхактйешваре манах

авешйа тад-агхам хитва бахавас тад-гатим гатах

«Очень многие обрели освобождение, просто погрузившись в мысли о Шри Кришне и оставив греховные занятия. Глубокая сосредоточенность ума на Господе может быть порождена вожделением, враждебностью, страхом, нежной привязанностью или преданным служением» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 5.35).

камам кродхам бхайа снехам аикйам саухридам эва ча

нитйам харау видадхато йанти тан майатам хи те

«Те, чьё вожделение, гнев, страх, нежность, чувство безличностного единства или дружелюбие всегда направлены на Господа Хари, несомненно погрузятся в мысли Нём» («Шримад-Бхагаватам», 10.29.15).

Шрила Гурудев: …Страх, враждебность, вожделение… Даже если кто-то приходит к Кришне с мирским вожделением, он достигнет Его!

Тогда возникает вопрос: как нам достичь этого? Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснил ступени достижения этого в своей книге «Мадхурья-кадамбини». Если кто-то способен её понять, тогда он сможет оценить, чисто его бхакти или нет – сколько в его практике молока и сколько воды. Эта книга подобна барометру.

Таким образом (благодаря Шриле Вишванатхе Тхакуру), мы можем видеть, что тот, кого восхваляет весь мир, не пользуется большим почётом у нас. Мы лишь чувствуем жалость к нему. Весь мир ему аплодирует, но мы испытываем к нему сострадание и думаем: «Эх, он явно пребывает в ловушке материального мира». Кто-то может быть искренен в начале своего пути, но потом его развитие останавливается. Как мы можем определить это? По барометру (из «Мадхурья-кадамбини»). Мирские люди смотрят линии на руках, но нам этого совсем не требуется. Мы можем сказать о человеке даже без этого. Нам не нужен никакой инженер или учёный (смех).

Поняв эту важную книгу, можно автоматически определить, есть ли бхакти в чьих-то поступках или нет. Предположим, личность является великим проповедником или жертвует многим для Кришны, и всё же его бхакти может не являться чистым. И наоборот, может показаться, что кто-то ничего не делает и говорит: «Не произносите имя Кришны при мне» – и всё же, такой вайшнав может иметь чистое бхакти в сердце.

Какое имя дали гопи Кришне? Гопи не произносят имя «Кришна». Они говорят: «Мы не будем называть Его по имени». Они зовут Его Асита. Сита означает «белый». Что же означает асита? Чёрный. Они не зовут Его чёрным напрямую. Почему? Это может Его обидеть.

Рассматривая это поверхностно, кто-то может сказать: «И это бхакти?! Вы даже не хотите произносить Его имя. Ступайте отсюда».

Так как же нам это понять? Это очень трудно. Понять тонкие таттвы (истины) в бхакти очень сложно. Если по великой удаче вам выпадет возможность служить личности, обладающей чистой бхакти, тогда в ваше сердце войдёт желание служить Шри Кришне, и вы будете стремиться к этому служению. Что говорить о стремлении, (благодаря садху-санге) вы даже посвятите этой цели всю свою жизнь! Таким образом, в первую очередь должно прийти желание служить Кришне.

Мы должны иметь цель в жизни. Вы должны решить: «Это цель моей жизни!» Когда вы предлагаете гирлянду Кришне, думаете ли вы, что Ему может быть холодно вечером от неё? Вы полагаете со своей точки зрения, что, предлагая Кришне гирлянду, вы оказываете Ему некое почтение. Конечно, это нормально, согласно вашему уровню бхакти. Однако о чём думают другие преданные? Предлагая что-то Кришне, они думают, будет ли Он чувствовать Себя удовлетворённым.

Поэтому всегда, на каждой ступени бхакти, вы должны быть очень внимательными. Только тогда вы сможете понять, на каком уровне бхакти вы находитесь, а на каком кто-то другой. Лишь тогда вы сможете почитать людей согласно их уровню бхакти. Если вы невнимательны, тогда вы не сможете “схватить” эти тонкие вещи.

Итак, эта тема исчерпана.

Сколько времени осталось?

Преданный: Время ещё есть.

Шрила Гурудев: Хорошо, тогда сегодня я только затрону следующую шлоку.

До Шри Чайтаньи Махапрабху те, кто поклонялся Господу, делали это в настроении айшварьи. Они полагали, что Господом является Тот, кто воплощает в Себе высший предел айшварьи.

Однако, для достижения Господа в настроении айшварьи и садхана должна быть соответствующей. Что нужно, чтобы удовлетворить богатого человека? Ему нужно оказать достойный приём. А как вы сможете удовлетворить бедняка? Сладко поговорить с ним, дать стакан воды и тому подобное.

Чтобы удовлетворить Господа Нараяну, человек должен совершать аскезы, как Дхрува и Прахлада, и быть очень отречённым. Он должен делать то, чему практически невозможно следовать в этом мире. Он должен совершать поклонение 88 тысяч лет без еды и тогда, возможно, он удовлетворит Нараяну. Например, Нарада совершал аскезы многие тысячи лет!

Преданный 1: Но Дхрува не совершал аскезы так долго.

Шрила Гурудев: Да, Дхрува совершал аскезы в течение шести месяцев, однако насколько суровыми они были! В начале он перестал принимать пищу, затем пить, и, в конце концов, он почти перестал дышать. Сможете ли вы прекратить дышать хотя бы на несколько минут? (смех).

Преданный 2: При этом, он всё это делал, когда ему было пять лет!

Шрила Гурудев: Видишь ли, вопрос не в возрасте, а скорее в характере аскез.

Мы не можем задержать дыхание даже на несколько минут, а Дхрува делал это около месяца. На первый взгляд кажется, что это непродолжительное время, но когда вы попробуете задержать дыхание на такое время, то поймёте, насколько это долго. Такие серьёзные аскезы совершали Васудева и Деваки в прошлом рождении, когда являлись как Кашьяпа и Адити. Их аскеза длилась на протяжении 60 000 лет! И только после этого Нараяна пришёл к ним как их сын.

Таким образом, необходимо совершить множество аскез, чтобы достичь Господа в айшварьe.

Махапрабху пришёл и сказал: «Не совершайте всего этого в Кали-югу. Примите полное прибежище у святого имени Кришны. Считайте Его своим сыном, сакхой или возлюбленным и хорошенько Его кормите. Вот садхана. Сделайте Его членом своей семьи. Достичь Его намного легче с помощью такой премы, чем благодаря чему-то другому. К тому же, Личность Господа, даршан которого вы обретёте, будет (по расе) выше той личности, которую достигли Дхрува, Прахлада или Нарада.

В айшварье нет необходимости. Сидите ли вы, ходите, кушаете или делаете что-то ещё, просто воспевайте харинаму. Чем больше вы будете слушать об играх (Враджендра-нанданы) Кришны, тем больше будет у вас интереса к воспеванию. Таким образом, вы будете продвигаться. День и ночь думайте только о Нём. Можете выполнять любую работу, но о чём следует думать? Вы должны думать: «Как достичь Кришны? Когда я смогу Его достичь? В каком облике Он будет достигнут мною?» Пусть другие люди думают, что вы работаете и приятно разговариваете с ними, но вы-то знаете, что именно происходит в глубине вашего сердца.

Махапрабху дал наставления совершать именно такую садхану.

Сейчас уже поздно. Я буду говорить дальше уже завтра.

Преданный: Эта книга «Мадхурья-кадамбини» на санскрите?

Другие преданные: (смех).

........................................................................................

По материалам сайта: http://bhaktabandhav.com

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж