?

"Бесценные наставления. Три лилы", часть 2.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 95. Опубликовано: 14-02-2023, 17:11

Бесценные наставления. Три лилы

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Куала-Лумпур, Селангор, Малайзия

10 декабря 1998г.

Часть 2

 

Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Во время получения посвящения от гуру человек мог быть в неведении относительно основополагающей истины о том, кто такой настоящий гуру (уттама-адхикари). Но со временем он приходит к пониманию: «Я получил посвящение от гуру. Мой гуру воспевает святое имя, и он искренен. Однако у него нет подлинной реализации, и он даже не относится к промежуточной категории мадхьяма-адхикари. Что же мне теперь делать?» Он отправится напрямую к своему гуру и попросит: «Гурудев, пожалуйста, прикажите мне получать общение у другого гуру, у того, кто является очень возвышенным». Если его гуру скажет в ответ: «Я так рад это слышать. Ты должен пойти к такому гуру, и я тоже пойду к нему», то он действительно является гуру, и от него не следует отказываться, ему следует выражать почтение как гуру, указывающего путь бхакти. Такой гуру достоин уважения, но ученик обязательно должен получать общение другого, возвышенного гуру.

Иногда можно обрести очень возвышенного шикша-гуру (гуру, который даёт наставления), преданного высочайшего уровня, такого, как Джива Госвами. Так произошло со Шьяманандой Прабху. Его Гурудев, Хридой-чайтанья, дал ему следующее наставление: «Я воспеваю и памятую, и я удовлетворён. Но если ты хочешь получить больше знаний и больше реализаций, если хочешь обрести чистую бхакти, то должен отправиться к Шриле Дживе Госвами во Вриндаван. Я не знаю всего того, что знает он». И Шьямананда Прабху отправился к Шриле Дживе Госвами. Вместе с ним пошли Нароттам дас Тхакур и Шринивас Ачарья. Их очень вдохновил Джива Госвами — величайший преданный. Под его руководством они изучили все писания о бхакти. Их дикша-гуру были очень довольны этим. Такова система, этикет, которого придерживаются настоящие вайшнавы. И мы тоже должны стараться ей следовать.

Итак, Баладев Прабху убил Ромахаршану.

Сейчас мы подходим к завершению наших классов по «Шримад-Бхагаватам». Поскольку наше время здесь практически подошло к концу, в оставшийся промежуток я хочу немного рассказать об играх Кришны.

Некоторые каништха-адхикари хотят получить доступ к играм Кришны и совершать бхаджан, но думают: «Если мы будем совершать бхаджан Кришне, Он заберёт всё наше имущество, и мы превратимся в нищих попрошаек. Однако если мы станем поклоняться Дурге, Кали, Шиве или Ганеше с длинным хоботом и огромным животом, то они легко дадут нам что угодно: много денег, прекрасную жену или мужа, много хороших, достойных детей. Если мы будем служить Кришне и совершать бхаджан Ему, может случиться так, что мы станем уличными попрошайками без денег». Да, Кришна может сделать это. В «Шримад-Бхагаватам» (10.88.8) сказано:

йасйахам анугрихнами харишйе тад-дханам шанаих
тато ’дханам тйаджантй асйа сваджана духкха-духкхитам

Это означает, что те, к кому Кришна особо благоволит, кому Он дарует Свою чистую милость, быстро становятся уличными нищими и, бродя повсюду, постоянно плачут и восклицают: «О Кришна! О Кришна!» Они не склонны накапливать богатство или активы. Так что некоторые боятся этого [т.е. обрести милость Кришны и потерять всё].

[Относительно этого стиха] Свамиджи, Бхактиведанта Свами, рассказывал мне историю, чтобы предостеречь меня. Он говорил: «Я очень боялся этого стиха из „Бхагаватам“, но никогда не переставал воспевать имена Кришны и памятовать о Нём. Продолжал читать „Бхагаватам“. Прежде я с готовностью очень много трудился, чтобы заработать деньги и быть счастливым со своей семьёй. Но через некоторое время моя фармацевтическая фабрика потерпела неудачу. Тогда я открыл фармацевтический магазин, который стал очень известным. Премьер-министры Индии ходили в этот магазин. Однако, к сожалению, этот бизнес также потерпел неудачу. Затем я открыл медицинское агентство, производившее препараты на продажу. Но это дело тоже провалилось».

Жена сказала ему, что он не способен зарабатывать деньги и теперь не может содержать семью. Его дети отвернулись от него. Он отправился в Матхуру. Там он сказал мне: «Я не мог понять, что всё, что происходит — милость Кришны. Теперь я нищий». Я ответил: «Вы пришли в этот мир не ради всех этих глупостей и дурных вещей. Кришна через вас хочет явить множество чудес. Вы должны принять отречение».

К счастью, по указанию моего Гурудева, Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа, он принял посвящение в отречённый уклад жизни. Как вы хорошо знаете, вскоре после этого он начал проповедовать сознание Кришны, чистую бхакти, по всему миру. Я рассказываю вам это для того, чтобы доказать, что нет нужды бояться.

 

Судама Випра

У Кришны был друг по имени Судама Випра, который жил в Двараке. Он был очень беден. Почему он был беден? Потому что никогда не пытался копить деньги. Он постоянно был занят воспеванием, памятованием, чтением «Шримад-Бхагаватам» и других подобных книг. Он поклонялся Кришне, и поэтому у него не было времени их зарабатывать. Иногда он выходил просить милостыню, замечая, что его жена очень обеспокоена тем, что им нечего есть. Временами кто-нибудь кидал пожертвование в его котомку для подаяний, а иногда он возвращался домой, ничего не собрав.

Его жена была преданной очень высокого класса. Она думала: «Всё, что придёт моему мужу как пожертвование, первым делом я поднесу Богу, и лишь потом отдам этот прасад мужу». Судама был сострадателен, он всегда думал: «Моя жена хоть и молода, но выглядит старой». Он брал один-два кусочка прасада, большую часть оставлял ей. А что думала его жена? «Он оставил это для меня!» — и волновалась за него.

Однажды она сказала Судаме:

 - Я слышала, что Дваракадиша-Кришна, царь Двараки, обладает великими достояниями и богатством. Будучи очень милостивым, Он жалеет несчастных. Он твой друг. Я знаю, что Он испытывает огромное уважение к брахманам и даже Сам лично раздаёт им милостыню. Он поддерживает и кормит как коров, так и брахманов. Поэтому ты должен пойти к Нему.

Судама ответил:

 - Я могу пойти к Нему, но не могу просить у Него милостыню.

 - Просто отправляйся туда. Он увидит, что ты брахман и Его друг, и обязательно даст тебе что-нибудь.

Жена неоднократно просила Судаму об этом. Почему? Разве она хотела чего-то для себя? Нет, только для мужа. Она думала: «Если бы к нам пришло какое-нибудь богатство, то я смогла бы легко служить своему мужу. И мы оба были бы счастливы». Думая так, она неоднократно просила Судаму пойти во дворец.

- Ты настаиваешь, чтобы я пошёл туда. Я не хочу делать это, чтобы просить Его о чём-либо. Но, поскольку мне может выпасть шанс увидеть лотосные стопы моего друга Кришны, я согласен. Но я не пойду с пустыми руками. Ты должна дать мне что-нибудь, что я мог бы отнести Ему.

Жена оглядела дом в поисках чего-нибудь, что можно было бы послать Кришне. Она искала везде по полкам, но ничего не могла найти. Она пошла к соседке и попросила:

 - Дай мне что-нибудь, что мой муж смог бы отнести в дар Кришне.

Соседка вручила ей немного старого, твёрдого колотого риса. Женщина завернула рис в лоскут старой истрёпанной ткани и принесла домой. У них не было чистой одежды, не говоря уже о новой. Поэтому она надёжно обернула рис куском изношенной ткани и передала это мужу.

Он взял узелок и начал воспевать святые имена Кришны: 

кришна говинда говинда гопала нанда-лала

гиривара-дхари мадана-гопала

гиривара-дхари нанда-дулала

кришна говинда говинда гопала нанда-лала 

Хотя Судама был довольно молод, он выглядел старым и худым. Цвет его кожи был тёмным, у него не было хорошей одежды, которую можно было бы носить. Его ступни были все в трещинах, потому что обуви у него не было. Но всё это его совершенно не заботило. Ему был важен только кришна-бхаджан и ничто другое.

Трещины на его ногах были такими глубокими, что долго идти ему было сложно. Вскоре он устал, но знал, что обязан продолжать идти. Каким-то образом он добрался до Двараки и спросил у прохожего: «Как пройти ко дворцу Кришны?» В Двараке каждый знал, где находится дворец Кришны и ему ответили: «Иди туда». Таким образом, за короткое время он добрался до дверей дворца, в котором Кришна жил с Рукмини, главной царицей.

Кришна часто оставался в комнате Рукмини. Она обмахивала Его чамарой [опахалом из хвоста яка] и подносила множество блюд. Она всегда находилась в настроении служения.

Привратники, вооружённые разными видами оружия, увидели, как входит этот брахман. Брахман спросил: «Можете ли вы показать мне, где находится Кришна?» Привратники ответили: «Кришна приказал нам никогда не препятствовать входу брахманов. И мы видим, что ты брахман. Проходи скорее». Они отвели Судаму прямо во дворец Рукмини.

Кришна увидел нищего брахмана ещё издали, из окна дворца. «Идёт мой школьный друг Судама!» Со слезами Кришна побежал к нему. Оставив трон во дворце Рукмини, всё бросив, Кришна воскликнул: «Мой дорогой друг Судама!» Он быстро подбежал к Судаме Випре и обнял его. Затем привёл его во дворец и усадил на постель Рукмини, на которой обычно сидел Сам.

Он сказал всем Своим 16 108 жёнам: «Принесите самую лучшую воду». Какая была нужна вода? Ароматная, чуть тёплая, смешанная с камфорой и другими ингредиентами. Такой водой Кришна лично начал омывать стопы Судамы.

Рукмини, Сатьябхама и другие царицы принесли воду. Другие царицы обмахивали Судаму опахалом из хвоста яка. Все присутствующие стали свидетелями чудесного зрелища: Кришна омывал стопы Судамы не только водой, но и Своими слезами, и делал это очень нежно с радушием.

После этого Судаме принесли поесть, и он лёг отдохнуть. Кришна думал: «Возможно, Судама задаётся вопросом, узнал ли Я его. Он может подумать, что я оказываю ему почести исключительно потому, что он брахман, а не потому, что помню нашу дружбу».

Кришна сказал Судаме: «О друг, помнишь, как однажды жена Гурудева сказала нам: „Сегодня идёт дождь. У нас не осталось сухих дров для кухни. Быстро сходите в лес и принесите сухие дрова“? Я взял тебя с Собой в лес. Тем временем начался сильный ливень, стало темно, будто ночью. Струи дождя напоминали слоновьи хоботы или большие колонны. Всё вокруг быстро затопило. Узкие тропинки погрузились под воду, а на широких дорожках было довольно мелко. Наступила ночь, а мы стояли прямо под проливным дождём, нагромоздив себе на головы кучу дров, чтобы не так сильно промокнуть. Мы простояли так всю ночь, а на утро пришёл наш Гуруджи. Он звал: „О Кришна! О Судама! Где вы?“ — „Мы тут!“ — ответили мы. Гуруджи тут же пришёл с факелом и спас нас. А затем отвёл домой. По прибытии домой Гурудев сказал: „Вам не нужно ничего читать или изучать. По моему благословению все писания — Веды, Упанишады и т.д., а также шестьдесят четыре вида искусств немедленно проявятся в вашем сердце“. Вскоре после этого мы действительно всё это осознали. Помнишь?»

Судама Випра ответил: «Я помню. Но я сомневался, что Ты узнаешь меня — нищего брахмана, связанного с Тобой дружбой. Я задавался вопросом, не был ли приём, который Ты мне оказал, лишь частью Твоего благоволения по отношению ко всем простым брахманам. Теперь я понимаю, что это не так».

Пока Кришна и Судама обсуждали все эти темы, наступило утро. Судама Випра сказал: «Дорогой друг, я хочу вернуться к семье. Брахмани (моя жена) ещё ничего не ела, поэтому мне нужно идти». Кришна сказал ему: «Да, теперь иди». Кришна ничего не давал ему, никакой новой одежды, денег или фруктов. Он просто проводил Судаму до границ Двараки, поклонился и обнял его. В печальном настроении Кришна вернулся в Двараку.

Я забыл упомянуть одну вещь.

Пока Кришна и Судама в ту ночь не спали и беседовали, Кришна спросил: «Мой друг, ты принёс Мне что-нибудь в подарок от Моей невестки? Должно быть, она что-то прислала. Она не могла отправить тебя с пустыми руками». Судама думал: «Кришна такой сладостный и нежный. Если я отдам Ему этот старый дроблёный рис, и Он съест его, у Него будет расстройство желудка. Он привык есть масло, молоко, расагуллы и малпуры. Как мне дать Ему такое? Это не правильно».

Но Кришна знал, что Судама прячет узелок с рисом под мышкой. Судама был очень худым и поэтому у него не получалось как следует его спрятать.

Кришна силой выхватил у Судамы узелок и произнёс: «Какое чудесное угощение прислала Мне Моя невестка!» Развернув свёрток, Он взял пригоршню риса и сразу съел её. После чего собирался взять ещё, но Его жена Рукмини остановила Его. Она сказала: «Ты отдал всё этому брахману. Что же достанется нам, царицам?»

Покидая Двараку, Судама думал: «Кришна так милостив. Если бы Он дал мне много подарков, я бы разбогател и забыл о Нём. Он так милостив, что ничего мне не дал».

Думая таким образом, он постепенно приближался к дому.

Он прибыл на следующий день. Добравшись, он стал искать свою хижину: «Где же мой дом?» — недоумевал он. Он не мог найти его, потому что никакой хижины на этом месте уже не было.

У Судамы была одна корова. Как и жена, корова была худой и выглядела старой, хоть и была ещё молода. У коровы не было молока, потому что не было телёнка. «Где моя корова? — удивлялся Судама. — Где моя хижина? Где моя жена?»

Тем временем он увидел небесных дев, которые выходили из царского дворца. Среди них была одна очень красивая и юная принцесса. Девушки подошли к Судаме Випре, держа в руках светильники и другие церемониальные атрибуты, чтобы поприветствовать его в соответствии с ведической традицией. Он не мог понять: «Почему они подходят ко мне? Кто они?»

Женщины улыбались и пели красивые песни. Они окружили Судаму Випру. Та прекрасная принцесса юных лет подошла к Судаме Випре и прикоснулась к нему. И он тоже стал совсем юным, как принц.

Именно тогда Судама понял: «Всё это пришло по милости Кришны. Эта принцесса на самом деле моя жена. Кришна не превращал меня в принца, пока я не добрался сюда. Потому что приди я домой с великим богатством, здоровый и красивый, моя жена никогда не узнала бы меня. Кришна сделал всё это, потому что, когда я пришёл к Нему, Он подумал: "У Судамы Випры дома ничего не нашлось, чтобы подарить Мне, даже рис он занял у соседей. И хотя у меня так много разных богатств, Я не в состоянии отплатить ему. Отдай Я ему всё, что у Меня есть, или только часть Моего богатства — это не сравнится с рисом, который этот брахман дал Мне [из любви]. Как Мне отплатить ему?“»

Судама думал: «Кришна так милостив. Вот почему Он ничего не дал мне напрямую, в моём присутствии. Он поступил наоборот, дав мне что-то, пока была ночь».

Крестьянин тоже получает все благословения косвенно, ночью. Он вспахивает землю, возделывает её. Если нет дождя, он беспокоится, потому что ничего не может поделать со своим бедственным положением. Кришна так милостив, что поливает поля ночью, а не днём. И на утро крестьянин счастлив, увидев, что прошёл дождь. Он думает: «Все поля покрыты водой!»

Точно так же, Кришна никогда ничего не даёт Своим преданным напрямую. Наоборот, Он даёт так: «Я так обязан вам. Я не могу отплатить вам». И если даёт богатство, как в случае Судамы Випры, то сокрушается: «По правде говоря, Я ничего не дал. То, что Я дал Судаме, не идёт ни в какое сравнение с тем, что он принёс Мне, хотя ему и пришлось занять это. То, что Я ему дал — очень незначительно».

Кришна так милостив. Если вы будете служить Ему, Он дарует вам богатство, славу и всё остальное, причём в большей степени, чем способны дать Дурга, Кали, Ганеша или любой другой из полубогов. Вы не должны бояться. Попробуйте служить Кришне. Он может дать вам всё, что угодно. Он даст богатство, а через некоторое время может дать вам чистую бхакти. Он дал это Судаме Випре. Не бойтесь поклоняться Кришне. Прямо с сегодняшнего дня старайтесь служить Кришне, воспевать Его имена и памятовать о Нём.

……………………………………………..……...

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж