?

"Радха, раса и дикша", часть 1.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 112. Опубликовано: 20-02-2023, 12:39

Радха, раса и дикша

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Нью-Джерси, 16 июля 1996г.

Часть 1

 

Преданный: Вы уже много лет живёте в Навадвипе, не так ли?

Шрипад Нарасимха Махарадж: В Западной Бенгалии. В последнее время я жил в Гьяна-даша-кандре, месте рождения Мангала Вайшнава Тхакура, и восстанавливал там храм Шри Радха-Валлабхи, которому поклонялся Мангала Вайшнава Тхакур.

Шрила Гурудев: Мангала Махарадж?

Шрипад Нарасимха Махарадж (на бенгали): Мангала Вайшнава Тхакур был спутником Махапрабху, получившим посвящение у Шрилы Гададхары Пандита. Он поклонялся Шри Радха-Валлабхе, и его местом рождения является Гьяна-даша-кандра, в округе Вирабхума.

Шрила Гурудев (Ш.Бхактиведанта Нараяна Госвами): Вы можете задать мне несколько вопросов, несколько очень простых вопросов, поскольку я не очень высококвалифицирован. Я лишь помню уроки, полученные от моего Гурудева и вайшнавов. Посмотрим, смогу ли я ответить на ваши вопросы.

Преданный: Я читал в «Гаура-ганоддеша-дипике» Шри Кави Карнапура Госвами, что Рамананда Рай – это Лалита, а Сварупа Дамодара – это Вишакха. Вообще-то, всё как раз наоборот. Поэтому мне интересно, почему у Кави Карнапуры другое мнение по этому поводу.

Шрила Гурудев: Существуют разные мнения. Возможно, это связано с тем, что Чайтанья Махапрабху приходил в этот мир не один раз. Он нисходил тысячи и тысяч раз. Махапрабху нисходит сюда один раз в течение каждого дня Брахмы. Итак, даже во время нынешнего Брахмы, чья жизнь уже наполовину прошла, Он приходил не один раз. Таким образом, кое-что может меняться – один день так, другой день иначе и т.д. Мы можем верить в Шрилу Кави Карнапура Госвами, и, в то же время, мы можем верить в других вайшнавов.

(Но есть ещё кое-что) Иногда Шрилу Рагхунатху даса Госвами называют разными именами, в зависимости от его сварупы во Врадже. Некоторые называют Рагхунатху даса Госвами Бхану-мати, некоторые называют его Рати Манджари, а некоторые – Туласи Манджари. В именах есть небольшие отличия. Иногда отличия не очень большие. Также Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур раскрыл много имён Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Шрила Чакравартипад сказал, что его Гурудев, Шрила Нароттам дас Тхакур, – это Виласа Манджари. Шрилу Дживу Госвами называют Виласа Манджари.

Я не думаю, что это важный вопрос. Может прийти первая Виласа Манджари, вторая Виласа Манджари, третья, четвёртая. Пятая, шестая, седьмая, восьмая гопи могут прийти с именем Виласа Манджари, потому что существует бесчисленное множество гопи. Итак, это имя можно принять, и оно может соответствовать многочисленным личностям.

Все вайшнавы, связанные с Кришной или Чайтаньей Махапрабху, являются истинными вайшнавами. Обе точки зрения верны, но мы примем мнение подавляющего большинства вайшнавов. Кави Карнапур Госвами написал «Гаура-ганоддеша-дипику», и мы видим, что очень много преданных приняли этот трактат. Его приняли такие преданные, как Шрила Сварупа Дамодар Госвами, и это особенно важно, потому что он был очень близок и дорог Шри Чайтанье Махапрабху, даже больше, чем Рай Рамананда. Сварупа Дамодар и Рай Рамананда находятся на одном уровне, Лалита и Вишакха находятся на одном уровне. Иногда, судя по их севе, кажется, что Лалита более важна. Иногда кажется, что Вишакха более значима, более близка и дорога Шримати Радхике, потому что они родились в один день. Все качества у них одинаковые. Цвет их тел и другие атрибуты одинаковы.

Преданный: У них разное настроение?

Шрила Гурудев: Нет. У Вишакхи и Шримати Радхики настроение одинаковое. Вишакха не является прагалбха (откровенной в речах), это Лалита – прагалбха. Таким образом, согласно этим размышлениям, иногда Вишакха становится важнее. А иногда, когда Лалита собирается служить Божественной Чете, Радхе и Кришне, то выделяется среди всех остальных гопи. Если служение оказывает Читра, то мы увидим, что Читра доминирует среди всех остальных. Когда Тунгавидья служит, то кажется наиболее заметной. Она может очень сладко петь и очень сладко играть на мриданге, она может красиво украсить Радху и Кришну, когда Они покидают кунджу. Мы не можем судить об этих вещах. Кто мы такие, чтобы судить об этом?

Преданный: Рупа и Рагхунатха были нитья-сиддхами среди Шести Госвами?

Шрила Гурудев: Не говорите так, все Шесть Госвами являются сиддхами. Наш Кришнадас Кавирадж Госвами сказал об этом, что все они являются сиддхами, все они являются истинными вайшнавами. Мы не должны ничего контролировать, смешивать или чего-то добавлять в отношении Шести Госвами. То же самое касается и Кришнадаса Кавираджа Госвами, и всех остальных, вплоть до нашего Прабхупады, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Все они истинные вайшнавы, приходящие из духовного мира. Мы не можем изменять в их произведениях ни единого слова, ни даже буквы. Мы должны иметь твёрдую веру в них. Мы должны примирить, согласовать у себя в сознании все эти вещи. Все вайшнавы говорят разными словами, но они говорят одно и то же.

Преданный: Гаурангера санги гане, нитйа-сиддха кори мане, се джайа враджендра-сута паша. Не помню, где я это услышал.

Шрила Гурудев: Это из «Прартханы» Нароттамы даса Тхакура. Эта песня есть в нашем песеннике. Если человек знает о славе Чайтаньи Махапрабху и о том, что все Его спутники являются нитья-сиддхами, а Шесть Госвами являются нитья-сиддхами, тогда се джайа враджендра-сута паша – «Такой человек отправится к Враджендра-суте, Кришне, и будет служить Ему».

Преданный: У меня есть ещё один вопрос. Мы знаем, что адхикарой для вхождения в рагануга-бхакти-садхану является жадность (лобха), верно? Существуют некоторые разногласия относительно того, когда именно эта жадность начинает развиваться.

Шрила Гурудев: Нет, этот вопрос не следует задавать, поскольку неизвестно, когда эта жадность придёт. Например, человек является похотливым пьяницей, жаждущим всего неправильного и ненужного, однако при этом он каким-то образом имеет доступ к слушанию истинного расика-вайшнава. Сидя где-то в задних рядах собрания, этот пьяница может внимательно слушать о том, как враджаваси служат Кришне. Он слушает о том, как Субал и Шридам играют с Кришной; о том, как Яшода связывает Кришну, а Сам Кришна при этом плачет, Он действительно плачет, не имитирует. Он также слушает о том, как гопи устали, и как Сам Кришна в этом случае им служит. Тогда у этого пьяницы появится желание: «О, так или иначе, в каком-нибудь из рождений я хочу служить Кришне так же, как они». Он будет думать так. Когда это настроение действительно утвердится в нём, тогда все его анартхи сразу уйдут. Тогда он поднимется на уровень ручи, тотчас же это произойдёт. Мы знаем, что у Харидаса Тхакура не было гуру, но он стал преданным ещё в детстве. Так как же он попал в эту ученическую линию?

Преданный: Я всегда задавался этим вопросом...

Шрила Гурудев: Вы знаете о Сварупе Дамодаре? Как зовут его Гурудева? Сварупа Дамодар отправился в Каши и принял там санньяса-вешу. Мы знаем его как Лалиту, но откуда мы это знаем?

Мы должны думать обо всех этих вещах. Вы знаете, что прошлые впечатления (самскары) необходимы. Человек, прошедший сотни и тысячи рождений, будет иметь прошлые впечатления. Должно быть, он слушал не раз из уст истинного расика-вайшнава определённые истины и в этом рождении. И хотя мы можем подумать, что у него нет гуру, на самом деле он уже принял так много гуру: Нитьянанда Прабху – это гуру, Баладев Прабху – это гуру и т.д. Про таких людей сказано, что им не требуется ни (формальной, анустаник) дикши, никакого посвящения, ничего, но они тотчас же обретают такое же настроение. Они слушают сейчас (в этом рождении), а их жадность (лобха) проявляется из их прошлых впечатлений. Им не требуется дикша или другие формальности, и к этой категории относятся такие личности, как Шрила Харидас Тхакур и Шрила Сварупа Дамодар. Вы знаете, кто был гуру Рая Рамананды? Вы не можете этого сказать, не так ли? Это нигде не упоминается. И всё же, он был самым почитаемым человеком, одним из ближайших друзей Шри Чайтаньи Махапрабху. Как он достиг такого уровня?

Эти правила и нормы не для них. Вернее, они существуют только для нас, обычных людей. Возможно, среди нас есть вайшнавы, у которых есть прошлые впечатления от рагануга-бхакти, и у этих вайшнавов есть жадность с самого рождения. Если это так, то они сразу же начинают (по воле Провидения) слушать из уст истинного расика-вайшнава и будут продвигаться по пути бхакти.

Свамиджи (Ш.Б.Свами Прабхупада) не был обычным человеком, он не был неквалифицированным. Он был расика-вайшнавом. Он шутил даже с учениками третьего класса. Я тоже иногда шутил с ним, а он шутил со мной. Мы были с ним как братья, как закадычные друзья. Я знаю его больше, чем вы. Я знаю его больше, чем любой из лидеров ИСККОН.

Мы со Свамиджи иногда сидели на одном сиденье (уровне) и вместе принимали маха-прасад. Мы вместе смеялись, шутили. Никто не может сказать, что он не был расика-вайшнавом, что он не был квалифицированным для гопи-бхавы. Однажды мне сказали, что он – сакха (находится в сакхья-расе), и я тут же встал и сказал: «Вы ничего не знаете. Вы не имеете ни малейшего представления об этих вещах. Вы не можете распознать, кем он был. Как вы можете говорить такое?!» Ещё я сказал, что хоть и не являюсь вайшнавом высокого класса, но всё же кое-что знаю. Свамиджи получил гопала-мантру от своего Гурудева (Ш.Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура). Что такое гопала-мантра? Гопи-джана-валлабхайа сваха. Сваха означает: «Предложить Кришне себя в отношениях гопи-бхавы». Кришна – это Валлабха для Свамиджи.

Мой Гурудев (Ш.Бхакти Прагьяна Кешава Госвами) дал Свамиджи санньясу (отречение). Я знаю, что такое гуру-мантра для уклада санньясы. Вы этого не знаете. Мне известно значение, смысл, суть этого высшего устремления – гопи-бхавы. Я принял гопи-бхаву от своего Гурудева. Шрила Гурудев дал мне гопи-бхаву, и Свамиджи, безусловно, пребывал в гопи-бхаве. В противном случае, он не смог бы написать свои объяснения и комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (толкуя лилы гопи и Кришны). Иногда он пишет как сакха, а иногда в дасья-бхаве. В гопи-бхаве или мадхурья-бхаве есть всё – шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья, все эти вещи есть в гопи-бхаве.

Поэтому вы не можете говорить, что он – сакха. Вы не имеете права так говорить, потому что не являетесь истинным вайшнавом. Вы не читали «Бхакти-расамрита-синдху», поэтому вы не можете говорить такие вещи.

Я знаю, что Свамиджи находится в мадхурья-расе. Без этого он не смог бы проповедовать. Он был настолько могущественным!

Шрипад Нарасимха Махарадж (на бенгали): Является ли сварупа-шакти внутренне присущей дживе-шакти? Или сварупа-шакти должна быть дана дживе извне?

Шрила Гурудев: Вы можете говорить по-английски, чтобы все могли услышать.

[Шрипад Нарасимха Махарадж повторяет свой вопрос по-английски.]

Шрила Гурудев: Я не понял вашего вопроса.

Шьямарани д. д.: Является ли наша вечная сварупа...

Шрила Гурудев: Сначала вы должны прояснить вопрос, а уже затем она будет говорить.

Шрипад Нарасимха Махарадж: Является ли сварупа-шакти внутренне присущей дживе-шакти?

Шрила Гурудев: Вы знаете, что всё произошло из сварупа-шакти, всё, включая джива-шакти, татастха-шакти, майя-шакти. Всё произошло из сварупа-шакти. Кто такая сварупа-шакти? Это Шри Радха. Хладини, самвит, сварупа – всё, все виды субстанции, все виды энергии, все силы исходят из Шри Радхи. Тогда почему Она не включена в джива-шакти? Её энергия присутствует в джива-шакти частично, но не полностью; не во всей полноте, частично Она в ней находится. Её энергия присутствует там как проявление майи, как тень – не напрямую. Эта шакти является прямым Её проявлением.

апарейам итас тванйам пракритим виддхи ме парам
 джива-бхутам махабахо йайедам дхарйате джагат

«Неодушевлённая материальная природа является Моей (Кришны) низшей природой. Знай, что у Меня есть другая, высшая энергия в форме джив, которые приняли этот материальный мир для собственного наслаждения посредством своих кармических действий» («Бхагавад-гита», 7.5).

Джива – это пара-шакти (духовная энергия). У апара-шакти (материальной энергии) существует всего восемь проявлений или элементов (ашта-дхату). Джива – это пара-шакти, также она является вибхинна-амшей, бесконечно малым живым существом. Джива не является сва-амшей, полной экспансией Кришны или Его инкарнацией. Существует огромная разница между сва-амшей и вибхинна-амшей. Сва-амша означает обладание всеми качествами, которые есть у Кришны, т.е. качествами сат, чит, ананда. Если эти качества присутствуют лишь частично, тогда это сва-амша, но это по-прежнему Сам Кришна. Когда Кришна приходит, проявляя все Свои качества, но не полностью, тогда Он становится Рамой, а иногда Нарасимхой, но Кришна присутствует во всех этих аватарах, между Ними нет разницы. Единственная разница заключается в степени проявления Его сил, и в особенности разница заключается в расе.

Но вибхинна-амша означает «отделённая часть». То есть из сварупа-шакти исходит татастха-шакти, а из татастха-шакти, главенствующими Божествами которой являются Баладев, Мула-Санкаршана, Маха-Санкаршана и Каранодакашайи Вишну, – из них уже исходят дживы. Татастха-шакти проявляется из Каранодакашайи Вишну, именно оттуда исходит вибхинна-амша. В джива-шакти присутствует частично сварупа-шакти, не полностью.

Попробуйте понять следующую аналогию. Когда капли дождя во время свати-накшатры (благоприятного созвездия на небосклоне) падают из облаков и попадают в раковину устрицы, тогда появляется жемчуг. Теперь мы можем задаться вопросом: откуда взялась эта жемчужина? Находилась ли она в дождевой воде, упавшей из облаков во время свати-накшатры? Или она была в устрице? Откуда происходит эта потенция (шакти)? Из дождевой воды или из устрицы? Что вы думаете? Где источник этой шакти? В дожде из свати-накшатры или в устрице?

Можно также рассмотреть пример «одинаковой почвы». Например, возьмём Ямуну или Гангу, в которых течёт вода. Также возьмём тысячи и тысячи разнообразных семян: манго, нима, баклажана, помидора, множества разных цветов, множества разных фруктов (горьких, сладких и т. д.). Если все эти семена посеяны на одной и той же почве на берегу реки, если их поливают одной и той же водой, на них светит один и тот же солнечный свет, они дышат одним и тем же воздухом, но из всех этих семян вырастают разные растения. Почему? Почва одна и та же, дождь тот же, вода та же, но почему между плодами существует такая большая разница? Потому что есть нечто в самих семенах, что является причиной этих различий. Что это? Это энергия (потенция), называемая джива-шакти. Однако если к джива-шакти добавляется сварупа-шакти, то возникает особая потенция (шакти), которая называется «шуддха-саттва-вишеша-атма». Эта особая энергия (шакти) исходит из сердец вечных спутников Кришны, таких как Субал, Судама, Нанда Баба, Яшода, гопи. Затем проявляются различные виды расы: мадхурья-раса, сакхья-раса, ватсалья-раса. Если вы находитесь в мадхурья-расе и поддерживаете общение с преданными, находящимися в шанта-расе или сакхья-расе, тогда полного проявления мадхурья-расы не произойдёт.

Вы понимаете ход моих рассуждений? Мой английский недостаточно хорош.

Преданный: Ваш английский очень хорош.

Шрила Гурудев: Та потенция (шакти), которой мы обладаем в своей сварупе, – уже имеется, это семя там есть. «Шри Джайва-дхарма», – вы должны прочитать эту книгу, написанную Шрилой Бхактивинодой Тхакуром. В ней упоминаются Виджая Кумар и Враджанатха, которые были инициированы в одно и то же время, одним и тем же гуру. У них был один гуру, хотя их потенции были разными. Они служили и слушали под руководством одного и того же гуру – подобно тому, как на разные виды семян проливается одна и та же вода, или падает один и тот же дождь, они находятся в одном и том же климате, их согревает один и тот же солнечный свет, и все остальные условия тоже одинаковы, однако при этом, индивидуальная природа каждого семени не меняется. Враджанатху привлекала сакхья-раса, а Виджая Кумар вошёл в мадхурья-расу. Почему? Это не зависит от санги. Это зависит от милости сварупа-шакти и от нашей сварупы.

Если вы прочитаете книги Свамиджи [Ш.Бхактиведанты Свами Прабхупады], вы будете привлечены Рупой Госвами, Рагхунатхой дасом Госвами и Санатаной Госвами. Вы должны прочитать «Брихад-Бхагаватамриту». Без прочтения этой книги никто не может быть истинным преданным. Рупа Госвами взял эту книгу за основу и написал «Бхакти-расамрита-синдху», «Удджвала-ниламани» и все остальные свои книги. Все книги, которые написал Рупа Госвами, основаны на «Брихад-Бхагаватамрите». Шрила Санатана Госвами является Гурудевом Шрилы Рупы Госвами.

Хотя человек может не иметь хорошего академического образования, но благодаря тому, что он много слушал из уст истинных гуру, и особенно от истинных гуру нашей ученической линии (Брахма-сампрадаи), – на самом деле он является высоко учёным человеком. Нам не поможет изучение одного лишь алфавита. Иногда это может помочь при чтении книг, но это не может даровать достойного положения и хороших впечатлений – всё это обретается только в обществе вайшнавов. Если вы хотите подняться выше и развивать своё сознание Кришны, необходимо читать вайшнавскую литературу, обучаясь в университете Харидаса Тхакура, Гаура Кишора даса Бабаджи Махараджа. Я сам хочу поступить в университет Харидаса Тхакура.

Преданный: Гурудев уже является профессором этого университета.

Шрила Гурудев: Я получил общение Свамиджи. Возможно, вы этого не знаете. Свамиджи сделал меня очень разумным. Прабхупада положил в свой карман все ваши сердца.

[Преданному] Я рад вашему общению. Я знаю, что вы истинный вайшнав и получили милость Свамиджи. Я буду рад встретиться с вами снова в будущем. Если вы приедете во Вриндаван, вы обязательно должны прийти ко мне.

Преданный: Махарадж, у меня есть один вопрос. Радха является источником всех шакти. У Кришны есть восемь жён, и эти царицы являются экспансиями гопи.

Шрила Гурудев: Какие царицы?

Преданный: Например, Сатьябхама – это экспансия Радхарани, а Рукмини – экспансия Чандравали.

Шрила Гурудев: Прежде всего, вы должны знать, что все гопи, такие как Чандравали, Лалита, или Вишакха, являются экспансиями тела Шримати Радхи. Сама Радхика проявилась как Чандравали, Падма, Лалита, Вишакха и как все остальные гопи. Таким образом, то, что исходит из Лалиты, Вишакхи или Чандравали – всё это проявления Шримати Радхики.

Сатьябхама, Рукмини и все остальные 16 108 цариц Двараки, даже Лакшми, Сита, и даже супруги (или энергии) Ваманадевы, Тривикрамы и всех остальных экспансий Нараяны, произошли из Шримати Радхики. Можно сказать, что все энергии и супруги Господа проявились из Шримати Радхики.

Преданный: Но в данном, конкретном случае мы говорим, что Рукмини исходит из Чандравали, а Сатьябхама исходит из Радхики.

Шрила Гурудев: Поскольку мы не знаем всех подробностей, то можем сказать так, ничего страшного.

Преданный 2: Я думаю, что об этом упоминается в «Лалита Мадхаве».

Шрила Гурудев: Для обычных людей написано так. Написано, что они имеют свабхаву (природу) Лалиты и Чандравали, но все они являются экспансиями Шримати Радхики. У Шримати Радхики тысячи и тысячи настроений. Каждое из Её настроений принимает форму гопи, а также формы Сатьябхамы и других цариц. Настроение Рукмини подобно настроению Чандравали, настроение Сатьябхамы подобно настроению Шримати Радхики, а настроения других цариц подобны настроениям Лалиты, Вишакхи и других гопи. Шрила Рупа Госвами дал нам логическую связь, чтобы мы могли думать таким образом. В противном случае, мы могли бы разделять их, считая несвязанными друг с другом.

Мы должны прочитать все эти книги под руководством истинного вайшнава, тогда мы сможем понять настроения нашей гуру-варги. Иначе у нас будет множество сомнений, и мы будем принимать во внимание не истинное, а противоположное, ошибочное значение.

йаха бхагавата пада ваишнавера стхане
эканта ашрайа кара чаитанйа-чаране

«Если ты хочешь понять «Шримад-Бхагаватам», ты должен обратиться к осознавшему себя вайшнаву и слушать его объяснения. Ты можешь это сделать, когда полностью примешь прибежище лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 5.131).

Вы должны читать «Шримад-Бхагаватам» под руководством бхакта-бхагаваты. Есть два вида бхагаватгрантха-бхагавата и бхакта-бхагавата. У преданного бхагаваты есть ключ к грантха-бхагавате, без его помощи мы ничего не сможем сделать. Без этой помощи мы вынуждены будем  формировать порой противоположное, ошибочное понимание. Мы можем понять истинное значение только тогда, когда квалифицированы.

Итак, на сегодня достаточно. Я встречусь со всеми вами в следующий раз.

[Преданному]: Я видел тебя раньше, я тебя помню.

Преданный: Вы меня видели в 1978 году.

Шрила Гурудев: Сейчас я должен принять омовение. Я рад встрече со всеми вами.

Преданный: Мы очень рады встретиться с Вами, Махарадж. Мы будем вести с Вами переписку.

Шрила Гурудев: Да, вы можете писать мне письма.

Преданный: У меня много вопросов о шакти и гаура-лиле.

Шрила Гурудев: Вы можете спросить меня, и я отвечу.

Шьямарани д.д.: Гурудев, (показывает на человека) это профессор Эрик Куберман. Он сосед по комнате Прадьюмны Прабху.

Шрила Гурудев: О, а где же Прадьюмна? Он сказал мне, что хочет встретиться со мной.

Преданный: Прадьюмна приезжает завтра.

Шрила Гурудев: Когда он завтра приедет, он должен встретиться со мной.

Преданный: Профессор Эрик Куберман пишет книгу о вирахе (разлуке). У него было несколько вопросов, но сейчас, конечно, время уже вышло. Возможно, он сможет прийти завтра.

Шрила Гурудев: Завтра я постараюсь ответить на его вопросы. Я хочу помочь всем, в меру своих возможностей. Но я знаю, что Прадьюмна – это хороший, истинный вайшнав. Свамиджи приказал ему завершить перевод «Шримад-Бхагаватам», но каким-то образом его служение забрал другой человек, и Прадьюмна был лишён этой севы. Тем не менее, он добросовестный и очень квалифицированный преданный. Он очень хорошо знает санскрит. Я думаю о нём, как о своём друге. Он очень хороший человек.

Преданные: Гаура премананде! Хари Харибол!

Преданный: Что насчёт дикши (в ИСККОН)? Дикша ведь означает самбандха-гьяна...

Шрила Гурудев: Если у них нет самбандха-гьяны, как они могут даровать её своим ученикам?

Преданный: Тогда где же дикша?

Шрила Гурудев: Дикши нет.

Преданный: Таким образом, с самого начала у людей был неправильный адхикар?

Шрила Гурудев: Вы знаете, что очень много людей, принявших отречение, впоследствии пали. Очень много, а не только один, два, три или четыре. Большинство упало. Мы никогда не должны отказываться от линии Свамиджи. Нам придётся довериться ему, и мы должны всегда воспевать и памятовать.

Преданный: Я читал объяснение процесса анартха-нивритти, приведённое в «Према-бхакти-чандрике». Там говорится, что привкус анартх остаётся даже до уровня премы?

Шрила Гурудев: Нет, не премы. Анартхи остаются только до уровня бхавы – до первой стадии бхавы. Последняя стадия бхавы – это абхаса (подобие) премы.

Преданный: Нашта-прайешв абхадрешу

Шрила Гурудев:

нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа
бхагавати уттама-шлоке бхактир бхавати наиштхики

«Благодаря регулярному слушанию «Бхагаватам» и служению чистому преданному (уттама-адхикари), почти полностью уничтожается всё, что беспокоит сердце, и любовное служение Шри Кришне, прославляемого с помощью трансцендентных шлок, становится необратимым» («Шримад-Бхагаватам» 1.2.18).

Это та шлока, которую вы пытаетесь произнести?

Преданный: Может ли человек стать дикша-гуру, если он является анартха-юктой? До того, как он стал анартха-муктой?

Шрила Гурудев: Да, может. Пребывая на уровне бхава-авастхи или асакти, они могут стать гуру, потому что уттама-адхикари не будет давать посвящение. Чтобы инициировать других, ему придётся спуститься на уровень мадхьяма-адхикари, потому что уттама-адхикари невозможно контролировать никакими правилами и предписаниями. Он не имеет никакого отношения к правилам и предписаниям. Даже каништхи не имеют никакого отношения к правилам и предписаниям. Но уттама-адхикари очень возвышенны, а каништхи только начинают идти по пути преданности.

Итак, есть четыре вещи, такие как према, крипа... Вы слышали что-нибудь об этом? Этот уровень предназначен только для мадхьяма-адхикари, и на этом уровне они могут давать посвящение.

Преданный 2: У меня тоже был вопрос по этому поводу. Где же в этих отношениях гурудев? Есть любовь (према) по отношению к Ишваре, и дружба (майтри) по отношению к бхактам, но где же гуру-бхава?

Шрила Гурудев: Эта према не является полностью развитым проявлением премы – это всего лишь рати (бхава), первая стадия премы. Нарада Госвами является маха-бхагаватой, но он спустился до уровня мадхьяма-адхикари и инициировал много личностей, таких как Вальмики, Прахлада, Дхрува и т.д. Нарада давал духовное посвящение преданным, находившимся на разных уровнях, они не принадлежат только к одному уровню. То, что Нарада Госвами дал Дхруве, не было высшей концепцией. То, что Нарада Госвами дал Прахладе, также было гьяна-мишра-бхакти. Но то, что он дал Вьясе, было очень высоким, и именно поэтому Вьяса смог написать «Шримад-Бхагаватам» в таком возвышенном стиле, стиле расика и бхавука.

нигама-калпа-тарор галитам пхалам
шука-мукхад амрита-драва-самйутам
пибата бхагаватам расам алайам
мухур ахо расика бхуви бхавука

«О искушённые и вдумчивые люди, вкусите «Шримад-Бхагаватам», зрелый плод древа желаний ведической литературы. Он изошёл из уст Шри Шукадевы Госвами, отчего стал ещё вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, включая освобождённые души» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.3).

Нарада Госвами сказал Вьясе: «Ты ничего не написал об играх Кришны с гопи и о Его играх с враджаваси». И тогда Вьясадева погрузился в медитацию и получил даршан Кришны.

бхакти-йогена манаси самйак пранихите ’мале
апасйат пурушам пурнам майам ча тад-апашрайам

«Вьясадева сосредоточил свой ум, в совершенстве заняв его связующим процессом преданного служения (бхакти-йогой), в котором нет ни малейшей примеси материального, и увидел Абсолютную Личность Бога и Его внешнюю энергию, полностью находящуюся в Его власти» («Шримад-Бхагаватам», 1.7.4).

Благодаря силе бхакти-йоги Шрила Вьясадева, полностью сосредоточившись в медитации посредством очищенного ума, увидел Шри Кришну, исполненного духовным сиянием, с Его полными проявлениями и Его внутренней энергией сварупа-шакти (Шримати Радхикой). Его внешняя энергия маха-майя, будучи энергией низшей природы, была видна на заднем плане, находясь под Его полным контролем.

Кто такой «пурна-пуруша», о котором говорится в этой шлоке? Это Кришна со Шримати Радхикой. Все Их игры затем были осознаны Вьясой. То, что Нарада Госвами дал Вьясе, было высшей концепцией.

Итак, тот, кто собирается стать уттама-бхагаватой, как, например, Шрила Билвамангал Тхакур, называется садхакой, и на этом уровне он может стать гуру.

Преданный: То есть, такой садхака может стать гуру, но при этом он является бхава-садхакой?

Шрила Гурудев: Он бхава-садхака, не обычный садхака, как многие из нас. Мы не отказались от всех оскорблений, анартх. В наших сердцах так много анартх. Мы не свободны от них, поэтому многие падают.

Преданный: Мукунда Госвами в своём комментарии к «Бхакти-расамрита-синдху» сказал, что тот, у кого есть рати, не должен становиться дикша-гуру.

Шрила Гурудев: Он может стать гуру. Если другого гуру нет, то мы можем принять его. После этого может случиться так, что в своём следующем рождении человек встретит истинного гуру. Тех, кто имеет ложное эго, вожделение, желание зарабатывать деньги, большое количество посторонних желаний, кто несправедливо критикует и совершает оскорбления, – таких людей не следует принимать в качестве гуру. Гуру должен, по крайней мере, не совершать никаких оскорблений и не падать.

...............................................................

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж