Благословенная эпоха.



Благословенная эпоха
Перевод статьи «Шри Чайтаньядев и Шри Калкидев»
«Шри Бхагават-патрика», август 1955 года, №3
Вопрос-ответ
Шри Премадасаджи из Дехрадуна, исполненный веры читатель «Шри Бхагават-патрики», задал вопрос в письме и попросил ответить на него. Мы надеемся, этот ответ будет полезен читателям, поэтому публикуем его в «Шри Патрике». Статья была редактирована Шри Шримад Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем.
Вопрос: На десятой странице первого выпуска «Шри Бхагават-патрики» написано: «Эта Кали-юга – не обычная Кали-юга. Предыдущие махатмы нарекли её «дханья-кали» – в эпоху «дханья-кали» нет необходимости в приходе Калки-аватары».
Затем во втором выпуске, на странице 46, в статье под заголовком «Шри Кришна-Чайтанья Махапрабху ка санкиртана анандолана», было написано прямо противоположное: «Чтобы освободить садху от кармы и защитить дхарму, является Шри Хари – Духовный Учитель, Верховный Повелитель и Высшая Душа, свидетель, пребывающий в сердцах всех движущихся и неподвижных существ во вселенной. Поэтому в знаменитом городе Самбхал, в доме брахмана по имени Вишну, происходящего из высшего сословия, Верховный Господь воплотится как Калкидев».
Какая из этих двух статей должна считаться авторитетной и можно ли примирить эти две противоположные точки зрения?
Ответ: Это очень хороший вопрос. В первую очередь чрезвычайно важно понять, что бхакта-бхагавата, грантха-бхагавата и Бхагаван свободны от бхрамы, прамады, випралипсы и каранапатавы.
Иметь ложное представление относительно какого-либо васту (объекта) называется бхрама. Склонность впадать в заблуждение и совершать ошибки называется прамада. Склонность обманывать называется випралипса, а несовершенство чувств называется каранапатава.
Джагад-гуру Ом Вишнупад Шрила Бхактивинода Тхакур – вечный спутник Господa и бхакта-бхагавата. В то же время, он, уважаемый автор статьи «Шри Кришна-Чайтанья Махапрабху ка санкиртана-анандoлана», написал её в соответствии с тем, как это представлено в «Шримад-Бхагаватам». Это было написано главным образом в отношении явления Калкидева в Кали-югу и переведено из стихов «Шримад-Бхагаватам» в этом контексте. Поэтому здесь не должен даже возникнуть вопрос о какой-либо ошибке или недостатке веры ни по отношению к бхакта-бхагавате Шриле Бхактивиноде Тхакуру, ни по отношению к грантха-бхагавате.
Тогда возникает вопрос: как оба эти утверждения могут быть истинными одновременно, и как эти две кажущиеся противоречивыми точки зрения могут быть согласованы?
Это можно очень просто разрешить. Статья «Шри Кришна-Чайтанья Махапрабху ка санкиртана анандалана» и «Шримад-Бхагаватам» описывают ситуацию, которая наступает в обычную Кали-югу. Поэтому говорится, что во время Кали-юги, когда ситуация становится очень плохой, является Шри Калкидев. Это обычное правило.
Тем не менее, особенностью является то, что Кришна не приходит в каждую Двапара-югу, и Шри Чайтаньядев не является в каждую Кали-югу. Одна манвантара состоит из 71-й Чатур-юги, а один день Брахмы состоит из четырнадцати манвантар. Верховный Господь Шри Кришна, источник всех воплощений, приходит на Землю один раз в день Брахмы – во время седьмой манвантары, в 28-ю Чатур-югу, в последний период Двапара-юги, – а в последующую за ней Кали-югу, так же один раз в день Брахмы нисходит Шри Чайтанья Махапрабху. Тот, кто является антах кришно бахир гаурах (внутри Он – Господь Кришна (антах-кришно), а снаружи (внешне) Он золотистого цвета (бахир-гаурах) («Сканда-пурана»)), Верховный Господь, высший источник всех воплощений, Шри Чайтанья Mахапрабху, приходит в этот мир, чтобы одарить живых существ кришна-намой (святым именем) и кришна-премой (чистой любовью к Богу). И хотя каждая Кали-юга – это океан пороков, однако в эту Кали-югу с помощью нама-бхаджана можно достичь полного совершенства!
Слава этого века Кали описана в шастрах: йатра санкиртаненаива сарватхатхо’бхилабxйате («Шримад-Бхагаватам», 11.5.36), киртанадева кришнасйа муктасангах парамвраджет («Шримад-Бхагаватам», 12.3.51). Поэтому эта Кали-юга, в которую Верховный Господь Шри Чайтаньядев дарует вечный нектар шри-харинамы, делая счастливыми живых существ этого мира, эта особенная Кали-юга называется дханья-кали из-за Его прихода. Благодаря могуществу Его явления нет необходимости прихода Калки-аватары в дханья-кали. Шрила Вриндаван дас Тхакур очень чётко выразил это в своей «Чайтанья-бхагавате»:
учча санкиртана тате карила прачара
стхира чара дживера кхандаила самсара
чайтанйаватаре бахе премамрита ванйа
саба джива преме бхасе ‘притxви хаила дханйа
«Учитывая бедственное положение живых существ этого мира, Шри Чайтаньядев проповедовал громогласную санкиртану, обрубая под корень материальные желания всех движущихся и неподвижных живых существ. Таким образом, Он принёс поток кришна-премы, в котором утонул весь мир, и поэтому Земля стала благословенной».
Шри Махапрабху затем объявил, что это движение санкиртаны распространится повсюду:
притхивите ачхе йата нагаради грама
сарватра прачара хаибе море нама
«В каждом городе и в каждой деревне на Земле будет воспеваться слава Моего имени» («Ч.-Б.», Антья, 4.126).
Сегодня мы видим, что эти слова Махапрабху претворяются в жизнь. Постепенно во всех сампрадаях, странах, кастах и сословиях, не считаясь ни с какими различиями, везде распространяется эта харинама-санкиртана. Наступит день, когда бхагавата-дхарма, шри-харинама-санкиртана, распространится по всем самым отдалённым уголкам мира, и благодаря её благоприятным звукам мирские желания живых существ будут уничтожены. Живые существа погрузятся в кришна-прему, чистую любовь к Богу. Шри Чайтаньядев не причинил вреда ни одному живому существу, скорее Он смыл их демонические наклонности и безбожные качества потоком кришна-премы. Эта кришна-према продолжает распространяться в мире по мере развития Кали-юги. Именно поэтому не будет необходимости в явлении Калкидева. Его приход необходим для защиты религии и уничтожения демонов, но когда эта задача уже решена, зачем Ему приходить?
Другой момент заключается в том, что у Бхагавана есть много проявлений, в том числе шактьявеша-аватары. Великая душа, в которой особенным образом проявляется энергия Бхагавана, называется шактьявеша-аватарой. Притху, Парашурама, Калки, Нарада, Вьяса и другие – всё это шактьявеша-аватары. Когда Верховный Господь, источник всех аватар, нисходит Сам, тогда Нараяна, чатур-вьюха, лила-аватары, юга-аватары, манвантара-аватары, шактьявеша-аватaры и т.д. – все они присутствуют в Его Божественной форме, и посредством аватари (источника всех воплощений Господа) решаются все задачи, в том числе проповедь юга-дхармы.
Следовательно, в ту Кали-югу, когда приходит Верховная Личность Шри Чайтаньядев, источник всех инкарнаций, обладающий всеми энергиями и в высшей степени сострадательное воплощение божественной любви, нет больше нужды в отдельном пришествии Калкидева. Таково учение наших предшествующих ачарьев, и такова неоспоримая истина, провозглашённая в писаниях. Поэтому благодаря явлению Шри Чайтаньядева нынешняя Kали-юга описывается как дxанья-кали, благословенная эпоха. В эту эпоху не будет необходимости в такой шактьявеша-аватаре, как Калкидев. Пришествие Калки-аватары, о котором говорится в писаниях, относится к другим, обычным Кали-югам.
.......................................................
Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж