"Гуру-таттва".



Гуру-таттва
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Россия, Москва, 30.07.2000г.
Только что мы закончили петь киртан: шри гуру чарана падма, кевала бхакати садма, вандо муи савадхана мате. Что означают эти слова? Мы должны постараться понять значение и осознать, что Шрила Нароттама дас Тхакур говорит здесь, как он выражает своё почтение и какое настроение у него имеется по отношению к своему духовному учителю. Шри гуру чарана падма, кевала бхакати садма. Шьямарани сейчас это объяснит.
Шьямарани д.д.: Шри гуру чарана падма, кевала бхакати садма. В этой песне Шрила Нароттам дас Тхакур прославляет своего Гуру Махараджа, Шри Локанатха даса Госвами, и всех гуру в гуру-парампаре. Чарана, стопами. Опираясь на стопы – ходят. Так, наши дикша- и шикша-гуру являются нашими первыми шагами в нашей связи со всей гуру-парампарой. Шри гуру чарана падма кевала бхакати садма. Садма означает "обитель", а кевала означает "единственная". Он – единственная обитель бхакти. Какого бхакти? Есть три вида бхакти: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Он – обитель какой према-бхакти? Маданакья маха-бхавы. Это наивысшая форма премы из всех возможных. Это единственная према, с помощью которой можно служить Божественной Чете, Шри Шри Радхе-Кришне.
Люди удивляются могуществу и мудрости истинного гуру. Шрила Нароттам дас Тхакур не оставляет никаких сомнений в его могуществе. Только по одной его милости можно освободиться от миллионов рождений, грехов и оскорблений, пересечь океан материального существования и достичь обители Кришны.
Ш.Б.Нараяна Госвами: Вы должны понять, кто такой истинный гуру (уттама-адхикари). Он – обитель бхакти, и он обладает всеми настроениями служения по отношению к Радхе-Кришне и Махапрабху. Он может дать садхана-бхакти, и рати высшего типа. Если он квалифицирован, чтобы дать даже према-бхакти Голоки Вриндавана, любовь к Божественной Чете, может ли он пасть? Никогда! Насколько же он должен быть квалифицирован, чтобы отправить всех баддха-джив к Кришне? Если он сам периодически падает, тогда никакой он не гуру. Вы достаточно разумны, чтобы разобраться в этих вещах и понять, кто такой истинный гуру.
Писания, особенно «Шримад-Бхагаватам», говорят: тасмад гурум прападйета («Шримад-Бхагаватам», 11.3.21). Что это значит? Истинный гуру может дать супружескую любовь к Шри Шри Радхе и Кришне. Он будет экспертом во всех настроениях Вед, Упанишад, «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиты», будет знатоком всех Пуран, он всеведущ. Он будет знатоком всех видов знания и будет глубоко понимать их. Вдобавок, он будет свободен от всех мирских желаний и удовольствий. Все его чувства всегда заняты только служением Кришне. Тело, ум, душу, настроение, всё он направляет на Него. Он – обитель бхакти и в этом нет сомнений. Вообще никаких сомнений. Он никогда не пойдёт обучаться в разнообразные атеистические университеты. Никогда! Почему? Потому что он имеет полную уверенность в словах своего гуру. Поэтому он скорее поступит в Университет Шрилы Харидаса Тхакура, всегда совершая шравану, киртан и памятуя о Бхагаване. Такой человек имеет полную веру в святое имя, полную веру в слова своего учителя, он обладает ништхитой в слова священных писаний, таких, как «Шримад-Бхагаватам». Как он поступит в такие (атеистические) университеты? Какой в этом толк?!
Эти университеты – нонсенс! По словам вашего Гурудева (Ш.Бхактиведанты Свами Прабхупады), преподаватели в них – негодяи. Зачем нам туда поступать? Эти университеты как скотобойни, переполненные майявади. Шрила Свами Махарадж приехал и разбил в пух и прах все доводы майявади и нирвишешавади. Зачем его ученикам поступать туда? (Почему же некоторые из его учеников, даже получившие санньясу, поступают в такие университеты?) Так происходит потому, что они не имеют веры в слова своего Гурудева, потому, что сами они вовсе никакие не гуру. Они изначально падшие. Они не достигли положения в бхакти, с которого они упали бы. Те, кто неспособны повторять святое имя день и ночь, те, кто не могут понять настроение гопи, враджаваси и Шри Кришны, те, кто не погружает все свои чувства в лилы Кришны, – никакие не гуру. Они неспособны помочь нам. Они никогда, никогда, никогда не дадут нам Кришну.
Теперь мы видим, что те, кто раньше принял прибежище у истинного гуру, настоящего гуру, такого, как Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, теперь бросили его и пошли к бабаджи на Радха-кунду к сахаджиям. Эти сахаджии ещё большие негодяи. Они не могут дать Кришну, потому что не следуют принципам подлинного бхакти. Они не свободны от мирских желаний и удовольствий, живут с вдовами и совершают аморальные поступки. Как они могут помочь настоящим преданным? Поэтому вы должны знать, какова квалификация истинного гуру.
В шастрах сказано, что мы по недоразумению могли выбрать гуру до того, как узнали обо всех этих возвышенных качествах. Волей-неволей, по незнанию мы приняли такого «гуру», который никакой не гуру. Поэтому, узнав от шикша-гуру от других учителей и из писаний, мы должны разобраться, правильно ли мы поступили. Если нет, мы должны оставить такого «гуру» и прийти к истинному гуру (уттама-вайшнаву). Тогда он сможет помочь вам, и вы сможете развить сознание Кришны. Иначе такая возможность никогда вам не представится.
Если эти лже-гуру не могут дать бхакти, тогда как такие падшие гуру из лже-системы ритвиков могут помочь преданным?! Падшие гуру сейчас становятся ритвиками. Держитесь от них подальше. Не объединяйтесь с ними и всегда избегайте их общества. Система ритвиков не поможет, так как она связана лишь с жертвоприношениями. (В «Истинной концепции гуру-таттвы» Шрилы Б.Нараяны Махараджа утверждается: «Начиная от ведического периода и до Двапара-юги, многие великие императоры достигали желаемого с помощью безупречного совершения жертвоприношений. Обычно, все эти жертвоприношения совершались для исполнения материальных желаний, главным из которых было достижение райских планет. После завершения ягьи, ягьяман (устроитель) платил определённое вознаграждение ритвикам, и отсылал их прочь. Между ягьяманом и ритвиком нет никаких вечных взаимоотношений»).
В нашей линии есть гуру, есть шикша-гуру, есть чайтья-гуру, есть шравана-гуру, есть патха-прадаршака-гуру – так много гуру! Зачем идти к этим самозванцам, – ритвикам? Держитесь от них подальше. Будьте осторожны с ними. Нам надо беречься от майявади, сахаджиев, и всех нирвишешавади. Вам известно, что в нашей гуру-парампаре Брахма никогда не падал, Нарада никогда не падал, Шри Вьяса и Шри Шукадева тоже никогда не падали. Вы знаете Мадхавендру Пури и Ишвару Пурипада? Они никогда не падали. Вам известно, что Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Джива Госвами и все другие из Шестерых Госвами, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, Шрила Нароттам дас Тхакур, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати, мой Гурудев – Ом Вишнупад Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, и мой шикша-гуру Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж – никто из них никогда не падал. Они не могут пасть. Они – истинные гуру! Нужно выбрать такого гуру, как они. Хотя, если вы ещё этого не сделали, можете хорошенько об этом призадуматься.
Мы пришли в сознание Кришны не для того, чтобы вступить в какое-нибудь общество. Мы пришли служить Божественной Чете, Радхе-Кришне и Шриману Махапрабху. В этом наша цель. Зачем оставаться там, где цель не выполнена? Шрила Свами Махарадж пришёл с миссией, и эта миссия была полностью исполнена. Все присоединились, но те, кто пренебрёг его наставлениями, – пали. Мы должны уяснить всё это.
Истинный гуру – это уттама-маха-бхагавата, как Нарада Госвами и Шукадев Госвами. Они могут возложить руку вам на голову, чтобы благословить вас словами: «Бхакти, приди!» И оно придёт. Есть три вида уттама-бхагават. Первый – это Нарада на первой стадии (в его предыдущем рождении, после того, как Господь Вишну удостоил его своим мгновенным даршаном). Он осознал Кришну своим сердцем, и все анартхи и несовершенства сразу же исчезли. Он осознал Кришну, свои отношения с Кришной и своё служение Кришне. Однако, в то время его тело состояло из энергии прошлой деятельности. Поэтому он известен как мурччхита-кашайа-маха-бхагавата. Что означает мурччхита-кашайа? Некоторые несовершенства имеются, но в данный момент они находятся в дремлющем состоянии.
Шрила Шукадев Госвами является примером второго типа уттама-бхагаваты. Он – нирдхута-кашайа. Что такое нирдхута-кашайа? Все несовершенства ушли у такой личности вместе с анартхами и невежеством.
Третий вид уттама-бхагаваты (Бхагават-паршад-дэха-прапта) ещё более возвышен. Пример это – Шри Нарада Госвами на второй стадии своего развития, когда он получил тело вечного спутника Кришны (сиддха-парикара). На этом уровне он не имеет смертного тела. Он имеет духовное тело для служения Кришне, сиддха-шарира. Если гуру таких видов поместят руки на чью-то голову, или благословят взглядом – према придёт к такому человеку мгновенно, и преданный попадёт на Голоку Вриндавана. Вот насколько они могущественны!
Может вы знаете, что Шри Нарада Госвами имел тысячи учеников: Дхруву, Прахладу, Читракету, Вальмики, Вьясу и Рагхунатху. Они стали квалифицированными только по его милости. Вы также знаете Шри Шукадеву Госвами. Практически все в мире были его учениками, но он никогда никого не инициировал. Почему? Потому что он понял, что «все служат Кришне, а я – нет». Он – маха-бхагавата высокого уровня. По его милости все, кто слушали его хари-катху на собрании Парикшита Махараджа получили освобождение и отправились на Голоку Вриндавана. Это замечательно, но такие гуру очень редки, особенно в Кали-югу.
Каково же средство для нас? Кто нам поможет? Только мадхьяма-адхикари. (Какой мадхьяма-адхикари?) Шри Гурудев (уттама-адхикари) должен действовать на уровне мадхьяма-адхикари (спустившись с высокого уровня). Према маитри крипопекша йах кароти са мадхйамах («Шримад-Бхагаватам», 11.2.46). Мадхьяма-адхикари существуют трёх категорий: мадхьяма-каништха, мадхьяма-мадхьяма и мадхьяма-уттама. Мадхьяма-каништха не может действовать как гуру. Однако мадхьяма-мадхьяма и мадхьяма-уттама могут, потому что они находятся в линии своих гуру, всегда повторяют харинаму, проповедуют и памятуют об играх Шри Кришны, повторяют с расой. Их анартхи практически ушли. Остался лишь ничтожно малый след таковых, оскорблений практически нет: ни вайшнава-апарадх, ни нама-апарадх, ни сева-апарадх, ни дхама-апарадх. Они совершают киртан и памятуют. Они всегда находятся в линии своего гурудева. Хотя они ещё не совсем реализованы, они всё же могут помочь нам. В нашем мире есть такие преданные, и они могут помочь. Но вы должны знать, что маха-бхагавата может снизойти до уровня мадхьяма-адхикари, и после этого он начинает проповедовать и принимать учеников. Так мы можем принять два вида гуру, и они в силах помочь нам. Мадхьяма-адхикари-гуру способен привести нас к уттама-адхикари, и так мадхьяма-гуру и их ученики (пребывая у стоп маха-бхагаваты) разовьют своё сознание Кришны.
Мы не можем сказать, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур – мадхьяма-адхикари. Мы не можем сказать, что мой Гурудев (Ш.Бхакти Прагьяна Кешава Госвами) был мадхьяма-адхикари. Мы не можем согласиться с тем, что Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж был вайшнавом среднего уровня. Они все были истинными уттама-адхикари. Они просто снизошли и приняли учеников лишь для того, чтобы помочь преданным. Они могут снизойти до уровня мадхьяма-адхикари и затем проповедовать. Иначе они не станут проповедовать и инициировать. Поэтому они очень, очень милостивы. По приказу Шримати Радхики, чтобы исполнить желание Божественной Четы, они приняли это положение, иначе, они бы никогда этого не сделали. Никто из гуру в нашей линии (бхагават-парампары, где все гуру являются совершенными), принимавших учеников, не является мадхьяма-адхикари. Все – уттама-адхикари; но они снизошли для пользы всего мира.
В шастрах сказано очень чётко и недвусмысленно о том, что должен сделать ученик, если он принял «гуру», который не находится в линии подлинной преданности, который не является самоосознавшей душой (сиддха-вайшнавом) и который не является даже мадхьяма-адхикари. После того, как ученик понял, что его «гуру» не может помочь ему развить преданность в служении Шри Шри Радхе и Кришне, если этот «гуру» падший, не повторяет харинаму и не памятует о Бхагаване, если он не находится в линии своего Гурудева (не следуя его наставлениям), ученик должен немедленно оставить его и принять другого гуру. Если кто-нибудь хочет служить Кришне, и не имеет других мотивов, кроме развития сознания Кришны, он должен совершить пранаму и сказать: «О, гурудев, я хочу общаться с вайшнавом высшего класса. Пожалуйста, дайте мне своё одобрение». Если гурудев позволит, как это делали гуру Шьямананды Прабху, Шри Нароттамы даса Тхакура, и другие, значит этот гуру – мадхьяма-адхикари. Но если он говорит: «Нет, тебе нельзя общаться с вайшнавами высшего класса, иначе ты отправишься в ад», тогда это вообще не гуру, это кен-гуру. Он может сказать: «Если ты ослушаешься меня и пойдёшь к вайшнаву высшего класса, то отправишься в ад». Такой лже-гуру пойдёт в ад первым, а его ученик (если последует его запрету) – за ним следом.
Мы пришли только ради возвышенного общения, и некоторые преданные, которые пришли к нам, оставили своих жён, богатство, знатные семьи, многие имеют очень хорошее образование. Мы должны задуматься об этом, и попытаться развить наше сознание Кришны. Если вы не следуете этому процессу и не знаете всех этих истин, вы не сможете развить своё сознание Кришны на протяжении лакхов и лакхов или тысяч и тысяч рождений. Вы утратите всё. Поэтому я считаю, вы должны знать, что делать.
Бхакти подобно реке, потоку. Никто не может оставаться по 20 – 30 лет на одном и том же уровне. Если мы считаем, что наше сознание Кришны не развивается, мы должны узнать, почему поток остановился. Я должен понять, в ком проблема: в моём гуру или во мне. Если гуру прав, тогда проблема во мне, и я должен решить её. А если проблема в гуру, тогда я должен предложить ему вечную пранаму: «О, Гурудев, мне не нужна ваша милость. Мне нужна милость преданного высшего уровня».
Если гуру не знает значения мантр, таких, как брахма-гаятри, если он не знает, кто является Иштадевом, божеством мантры, если он не знает, на кого мы должны медитировать, кто должен прачодаят, явиться в нашем сердце (даровав милость), если он не знает значения гопал-мантры, кама-гаятри, гаура-мантры и не практикует их утром, в полдень, и вечером, если он ничего не понимает, как он может быть гуру?! Он обязан понимать все эти вещи. Если в его сердце есть бхакти, он может дать его другим. Но если он ничего этого не делает, и в его сердце нет бхакти, то как же он может дать его другим? Вот в чём суть. Вот почему мы не развиваемся. Но с подлинным гуру поток преданности потечёт всё дальше, дальше и дальше, прямиком к Шри Кришне.
На этом наше занятие закончено, и я хочу, чтобы вы хорошенько осознали всё это. Завтра мы продолжим объяснение других строк песни «Шри гуру чарана падма».
…………………………………………………
Перевод: Вамшивадан д.
Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж