"Чистое бхакти".



Чистое бхакти
Шуддха-бхакти-таттва
Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж
Джаганнатха Пури. 9 октября 2001г., вечер
В Пури Шрила Нараяна Госвами Махарадж давал катху на английском, хинди и бенгальском. Английская часть представлена здесь как есть, другую часть Шрила Махарадж просил переводить своих учеников.
Вчера я кратко объяснил как Шри Чайтанья Махапрабху, бескрайний океан расы, вложил все истины в подобного облаку Шрилу Рая Рамананду, и как Махапрабху осознал их, услышав теперь от Рая Рамананды. Махапрабху обрёл вигьяну, осознание этих истин. Если вы хотите глубже понять беседу Махапрабху и Рая Рамананды, Рая-Рамананда-самвад, вам нужно будет узнать начальные истины. Те, кто хотят по-настоящему глубоко погрузиться в Рая-Рамананда-самвад и осознать это, должны быть искренними, очень искренними. Они должны знать, что такое совершенное бхакти или сварупа-сиддхи-бхакти, что такое санга-сиддха-бхакти, аропа-сиддха-бхакти и карма-гьяна-мишра-бхакти. Определение чистой сварупа-сиддхи-бхакти – это барометр бхакти, по которому мы можем понять, совершает ли кто-то бхакти или нет и какого оно уровня. Иначе мы не поймём этого. Прежде всего, мы должны объяснить, что такое бхакти.
Шрипад Мадхава Махарадж (переводит): Шрила Гурудев только что объяснил, что до Шри Чайтаньи Махапрабху в этот мир приходило много ачарьев – Шандилья Риши, Парашара Муни, Нарада Муни, Вьяса и другие. Шандилья Риши в своих произведениях дал определение бхакти. Он объяснил, что если у кого-либо есть сильнейшая привязанность к Богу и чувство обладания Им, это называется бхакти. Однако он не сказал, какой именно Бог – Господь Кришна, Господь Рамачандра или какое-то из воплощений Вишну. После Шандилья Риши наш пурвачарья (предшествующий ачарья) Шри Нарада Риши дал в своей «Нарада-панчаратре» следующее определение бхакти:
сарвопадхи-винирмуктам
тат-паратвена нирмалам
хришикена хришикеша-
севанам бхактир учйате
«Бхакти или преданное служение означает вовлечение всех наших чувств в служение Господу, Верховной Личности Бога, Господину всех чувств. Когда душа служит Верховному, это приводит к двум результатам: человек избавляется от всех материальных обозначений, и его чувства очищаются просто благодаря тому, что заняты в служении Господу» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья 19.170; «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.12).
Сарвопадхи-винирмуктам. Вы должны освободиться от всех материальных обозначений: «Я царь, я муж этой женщины или я жена». Тат-паратвена нирмалам. В этом мире существует два принципа, один – это тат-падартха, а другой – там-падартха. Тат значит «Бхагаван», а там – «джива». Тат-паратвена – вы должны быть совершенно погружены в бхаджан Бхагавану, который является сад-васту. реальностью. Тогда ваша жизнь будет чистой. Тат-паратвена нирмалам хришикена хришикеша севанам – после этого, когда ваше сердце чисто, вы должны служить Господу всеми чувствами. Амбариша Махарадж показал нам пример этого. Если вы делаете это, тогда это будет бхакти.
В «Шримад-Бхагаватам» тоже есть определение бхакти:
са ваи пумсам паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата
йайатма супрасидати
«Высшей деятельностью (дхармой) для всех людей будет та, благодаря которой человек может обрести любовное преданное служение трансцендентному Господу. Чтобы душа была полностью удовлетворена, преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.6).
В другой шлоке говорится:
лакшанам хи бхакти-йогасйа
нирганасйа хйудахритам
ахаитукйавйавахита
йа бхактих пурушоттаме
«Когда ум преданного спонтанно привлечён слушанием трансцендентных имён и качеств Всевышнего, который пребывает в сердце каждого, тогда можно видеть проявление чистейшего преданного служения. Так же, как Ганга свободно несёт свои воды к океану, так и восторг преданности, преодолевая любые материальные преграды, устремляется к Господу» («Шримад-Бхагаватам», 3.29.12).
Са ваи пумсам паро дхармо – это лучшая религия для живых существ. Пумсам значит «живые существа». Ахаитуки апратихата йайатма супрасидати – служение должно быть непрерывным, подобно сплошной струе мёда. Если вы начнёте лить мёд из кувшина, он будет течь непрерывной струёй. Подобным же образом ваше бхакти должно быть непрерывным. Слово атма указывает здесь на то, что и душа и Сверхдуша будут счастливы. Если Сверхдуша довольна, тогда и душа естественно будет удовлетворена.
После всех ачарьев, по беспричинной милости Шри Чайтаньи Махапрабху, определение бхакти было дано Шрилой Рупой Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху». Все спутники Махапрабху возликовали, услышав эту шлоку, а Шрила Харидас Тхакур, воздев руки, пустился в пляс. Теперь Шрила Гурудев объяснит определение Шрилы Рупы Госвами.
Рамачандра дас Адхикари (переводит): Шрила Махарадж объяснил: чтобы понять Рая-Рамананда-самвад, прежде всего, нужно узнать, что такое бхакти. Шрила Махарадж объяснил определение бхакти, которое дал Шрила Рупа Госвами. Оно включает в себя определения всех предыдущих ачарьев («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11):
анйабхилашита шунйам
гйана-кармадйанавритам
анукулйена кришнану-
шиланам бхакти уттама
Что является сварупа-лакшаной или самым ключевым признаком (чистого) бхакти? Это анукулйена кришнану-шиланам (3 и 4 пады), преданный постоянно делает что-то для блага Шри Кришны. Мы также должны знать, чего следует избегать. В шлоке (1 и 2 пады) это называется татастха-лакшана или второстепенными признаками бхакти.
Шрипад Аранья Махарадж (переводит): Шрила Махарадж объяснил, что такое ану-шиланам – нивритти-мулака и правритти мулака, непрерывные усилия выражены в том, чтобы избегать всего неблагоприятного для бхакти и принимать всё благоприятное. Когда садхана становится «зрелой», происходит следующее:
мане ниджа-сиддха-деха карийа бхавана
ратри-дине каре врадже кришнера севана
«Есть два способа, которыми преданный может совершать рагануга-бхакти, – внешний и внутренний. Осознавший себя возвышенный преданный внешне ведёт себя, как начинающий, и соблюдает все предписания шастр, особенно касающиеся слушания и воспевания. Но в уме, в своём изначальном, просветлённом, сознающем себя положении, он определённым образом служит Кришне во Вриндаване. Он служит Кришне двадцать четыре часа в сутки, день и ночь» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.157).
Внутреннее служение означает «служение бхавами», как совершали его Шрила Рупа Госвами и Шрила Рагхунатха дас Госвами. В своём определении Шрила Рупа Госвамипад не ограничился только словосочетанием кришнану-шиланам, он использовал ещё одно слово – анукулйена. Какая в нём необходимость? Оно означает отсутствие пратикула-бхавы или неприязни по отношению к Кришне. Некоторые думают, что анукулйена значит «доставлять удовольствие Кришне», но его значение иное.
Ану-шиланам означает постоянные усилия, которые, подобно потоку мёда, совершаются без каких-либо остановок. Ану также значит быть в анугатье, под руководством расика-бхагавата-вайшнавов. Шрила Махарадж сказал: «Не будьте, как Рупа Кавирадж. Он не следовал наставлениям своим старших, не был под их руководством. Он независимо создал свой путь и метод. Это не ану-шиланам».
Каким должен быть ану-шиланам? Анукулйена. Смысл этого слова не в том, чтобы «доставлять удовольствие Кришне». Анукулйена означает отсутствие пратикула-бхавы или неблагоприятствующего настроения.
Почему нам нужно понять это? Шрила Махарадж объяснил: если мы скажем, что это только усилия для счастья Кришны, тогда это приведёт к двум несовершенствам. Первое называется авьяпти-доша, а второе – ативьяпти-доша. Это нужно усвоить очень хорошо. Слово вьяпти означает «покрывать». Определение бхакти должно захватывать всё то, что является бхакти. Если рамки определения слишком узки, оно может не включить что-то, что на самом деле является бхакти – это называется авьяпти-доша, или недостаточностью определения. Другое несовершенство называется ативьяпти-доша. Это означает, что рамки какого-то определения могу быть слишком широки, слишком просторны, поэтому под определение, в таком случае, уже может попасть не только бхакти, но и то, что таковым не является. Это проявление избыточности определения.
Шрила Махарадж показал на примерах, что такое авьяпти и ативьяпти-доша.
Обсудим первый пример для ативьяпти-доши – несовершенства определения, смысл которого в его избыточности и содержании того, что не является бхакти. Пример – это борцы-воины Чанура и Муштика. Когда Кришна с Баларамой пришли к борцовской арене Камсы, Чанура, Муштика, Кошала и остальные борцы были готовы к схватке с Кришной. Они вызвали Его на поединок и пробудили в Нём вира-расу, героическое настроение. Он получил огромное удовольствие, сражаясь с ними. Борцовский поединок порадовал Кришну, но это даже близко не было похоже на бхакти. В умах борцов царила пратикула-бхава, неприязнь к Кришне, их не заботило Его счастье. Они хотели убить Его и, конечно же, совсем не беспокоились о Его благополучии. Они не думали о том, чтобы Его жизнь была успешной и счастливой. Таким образом, хотя схватка доставила удовольствие Кришне и порадовала Его, сами борцы пребывали в пратикула-бхаве.
Анукула значит пратикула-бхава-рохита. Когда практикула-бхавы нет, – это будет анукульена. Поэтому, если кто-то скажет, что анукулйена кришнану-шиланам значит «усилия для наслаждения Кришны», тогда под определение бхакти попадут Чанура и Муштика, у которых не было никакого бхакти в сердце. Такие рассуждения будут проявлением несовершенства, демонстрацией ативьяпти-доши, избыточности определения.
Второй вид несовершенства определения называется авьяпти-доша.
Мама Яшода кормила Кришну грудью, и Кришне это очень нравилось. Вдруг она заметила, что молоко на огне закипело и вот-вот польётся через край, и хотя Шри Кришна хотел сосать молоко, мама Яшода одной рукой положила Его рядом, а сама бросилась спасать молоко. Кришне это не понравилось, он надул Свои губы, и его охватили гнев и разочарование. Из глаз Его полились слёзы. Он был в таком гневе, что схватил кувшин с йогуртом и разбил его.
Всё выглядит так, будто такое кришнану-шиланам Яшода Майи не было явлено для удовольствия её сына. Поэтому, если мы употребим слово анукульена в значении «доставить удовольствие Кришне», тогда то, что сделала Яшода, не попадёт под определение уттама-бхакти. Подобное употребление слова приведёт к несовершенству авьяпти-доши, недостаточности определения.
На самом деле, всё, что делает мама Яшода, – это совершенное и полное бхакти. Ей неведома бхагавата (божественно величие) Кришны, то, что Он Парабрахман. Её беспокоит одно – чтобы Его жизнь была счастливой и благополучной. Она думала: «Что будет, если молоко сбежит? Из своего грудного молока я не смогу приготовить сандеш или кхир. Я не приготовлю так много блюд из грудного молока, а если я не накормлю ими Кришну, он не будет счастлив». Поэтому, отложив Кришну, она побежала к выкипающему молоку. Она так любит Кришну, что порой кажется, что тадия-васту, то, что связано с Кришной, она любит больше Его Самого. Почему? Потому что эти вещи (т.е. тадия) радуют Кришну и несут в Его жизнь счастье и благополучие.
Шрила Махарадж дал ещё один пример. Если Кришна порвёт Свои одежды или потеряет украшения, мама Яшода оттреплет Его за уши и отшлёпает. Она покажет Ему хворостину и пригрозит: «Ну, теперь держись, сейчас тебе достанется от меня». Кришна очень расстраивается от этого. Кришне это не нравится. Так зачем же она это делает? Она думает: «Кришна должен вырасти, стать самостоятельным и научиться правильно Себя вести, тогда Его будет ждать благополучное и счастливое будущее». Её поведение, несомненно, исключительное бхакти, потому что оно пратикула-рохита. Старания могут быть приятны Кришне или неприятны Ему, но, так или иначе, они направлены для Его блага.
Шрила Гурудев (Ш.Б.Нараяна Госвами) сказал ещё об одном. Если у кого-то есть настроение анукульена, то есть у него нет пратикула-бхавы, значит ли это, что то, что его действия попадают под определение бхакти? Нет, даже тогда это не будет бхакти. Это возможно, лишь когда присутствуют обе вещи, анукульена и кришнану-шиланам.
Шрила Б.Нараяна Махарадж: Я рассказал пример Кришны, Баладевы, Судамы, Мадхумангала и остальных друзей-пастушков.
Шрипад Аранья Махарадж: Шрила Гурудева привёл пример истории на Брахманда Гхате. Когда Кришна был маленьким, Его брат Баладев и другие Его друзья сказали Яшоде, что он ел землю. Яшода очень разволновалась. Если ребёнок будет есть землю, он заболеет! Поэтому она пришла и спросила: «Ты ел землю?»
– Мамочка, не ел я никакой земли.
– Баладев и все Твои друзья говорят, что Ты ел. Ну-ка, открой Свой рот!
Кришна открыл рот, и мама Яшода заглянула в него. Она увидела там не только землю, а все планеты и вселенные. Но даже тогда у мамы Яшоды и в мыслях не было, что Кришна – Верховный Господь. Она думала: «Он мой ребёнок и не так важно, нравится Ему, что я делаю или нет. Он должен вырасти и быть счастливым и благополучным в Своей жизни».
Шрила Гурудев объяснил, что лишь отсутствие пратикула-рохиты – это ещё не бхакти. Должны присутствовать обе составляющих: анукульена и кришнану-шиланам. Когда эти признаки будут проявлены, тогда это будет уттама-бхакти, конечно, при условии, что нет (проблем с наличием тататстха-лакшан) анйабхилашита и гйана-кармади-анавритам. Заметьте, что несовершенства ативьяпти и авьяпти – это несовершенства определения, а не мамы Яшоды или Чануры и Муштики.
Шрила Гурудев разъяснил значение слова анукульена, оно стоит рядом со словом ану-шиланам. Когда обе концепции вместе, тогда они показывают нам сварупа-лакшаны, изначальные признаки бхакти. Ни той, ни другой концепции по отдельности будет недостаточно. Если мы используем только слово анукульена, что значит пратикула-рохита или «лишённый неприязни к Кришне», это не будет бхакти. Возьмём для примера глиняный горшок. Горшок не желает ничего дурного Кришне, но мы не можем сказать о нём, что он совершает какое-либо бхакти, потому что он не совершает ану-шиланы. Он вообще ничего не совершает, у него нет севы. Он не может совершать бхакти.
Шрила Гурудев объяснил ещё один момент. Есть преданные, пребывающие в шанта-расе, нейтральном настроении. Если кто-либо в этом настроении увидит, как кто-то осуждает и оскорбляет Кришну, он останется безучастным. Он ничего не скажет и не проявит беспокойств, он будет хранить молчание. Оскорбительные слова о Кришне не затронут его, а потому у него нет достаточной степени ану-шиланы. Гьяни-бхакты находятся под влиянием шанта-расы, примером её может служить Бхишмадев. На Курукшетре Бхишма пускал в Кришну стрелы и ранил Его, пролил Его кровь.
Шрила Махарадж: Почему он делал это? Он считал Кришну Богом, которого невозможно ранить.
Шрипад Аранья Махарадж (переводит): У Кришны трансцендентное тело, которое невозможно рассечь. Он Абсолютная Истина и потому не почувствует никакой боли. Его невозможно ранить, Его невозможно убить, не стоит беспокоиться об этом. Что же тогда получается: Бхашмадев – бхакта или непреданный, если он так поступает с Кришной? Нет. Он преданный. Хотя он и пускал в Кришну свои острые стрелы, у него не было пратикула-бхавы к Нему. Он не желал Ему зла. Его гьяна, знание об айшварье Кришны допускало думать, что он не побеспокоит Кришну тем, что делает.
Шрила Махарадж: В действительности, Бхишма Питамаха не сражался с Кришной и не стрелял в него. Кто это делал? Демон, который находился в нём.
Шрипад Аранья Махарадж: В своём комментарии Шрила Джива Госвамипад объяснил, что в Бхишмадеву вошёл демон и именно он стрелял в Кришну. Отсюда мы видим, что у Бхишмы есть анукульена. У Бхишмадевы не было пратикула-бхавы, но он не совершил служения Кришне. Итак, когда присутствует анукульена, хорошее расположение к Кришне и ану-шиланам или постоянные усилия тела, ума, речи, когда есть позитивные эмоции, и преданный пребывает под руководством чистых преданных (анугатья), тогда это проявление сварупа-лакшан в уттама-бхакти.
Затем Шрила Махарадж сказал, что нам также необходимо знать внешние или второстепенные (татастха) признаки бхакти, которые называются татастха-лакшанами. Строка анйабхилашита шунйам гйана-кармадй-анавритам является определением татастха-лакшан уттама-бхакти.
Анйабхилашита шунйам. Прежде всего, общая идея – это бескорыстие. Преданный служит Шри Кришне, не ожидая ничего взамен для себя. Он являет ану-шиланам не ради своего счастья и без предвкушения плодов. Однако в строке не говорится анйабхилаш-шунйам, полностью свободное от всех желаний. Здесь говорится анйабхилашита шунйам. Суффиксы «ин и та» указывает на то, что преданный в своей свабхаве, изначальном и естественном положении, не должен желать ничего, кроме служения Кришне. Если этот преданный сидит и воспевает святое имя, а вокруг всё спокойно, в это время в его природе нет желаний, кроме служения Кришне. Однако, если на него будет надвигаться беда или катастрофа, или какая-либо серьёзная опасность, или кто-то захочет убить его или избить, тогда в этот момент его обычная природа, свабхава, преобразится. Тогда преданный может закричать: «О Кришна! Спаси меня!» В этом положении преданный просит у Кришны спасения для себя, однако это не является его (внутренним, базовым) настроением. Это не его свабхава при обычных обстоятельствах. Поэтому в слове анйабхилашита суффиксы «ин-та» указывают на определённое допущение. Такой преданный в этом случае всё же попадает под определение уттама-бхакти.
Затем Шрила Гурудев объяснил слово аньябхилаша. Это желание почестей, славы и так далее. У подлинного преданного не должно быть ничего подобного. Он не должен желать чего-либо для себя. Суффиксы «ин-та» используются, чтобы указать, что всех перечисленных вещей нет в свабхаве преданного. Чтобы разъяснить это, Шрила Гурудев дал два примера.
Первый – это Драупади. Она служила Шри Кришне и не хотела ничего взамен себе. Тем не менее, мы видим, что когда Духшасана срывал с неё одежды, она закричала: «Хе Говинда! О Говинда, прошу, спаси меня!» Совершенно ясно, что просила она для себя. Значит ли это, что то, что она делала, не было чистым бхакти? Нет, потому что в своей свабхаве, в своём обычном состоянии, она никогда ни о чём не просила Кришну. Она закричала именно тогда, когда беда настигла её. Поэтому её поступок подходит под определение уттама-бхакти.
С другой стороны, давайте обратимся к примеру Дхрувы Махараджа. Он был в безопасности, но он стоял и воспевал мантру, думая при этом: «Я хочу царства более великого, чем у моего деда (Брахмы)». Дхрува был аньябхилаш. В его свабхаве была корысть, а потому он не входит в категорию уттама-бхакт.
Затем Шрила Гурудев перешёл к гйана-кармади-анавритам. Шрила Рупа Госвамипад никогда не говорил: гйана-кармади-шунйам – «никакой кармы и гьяны». Он сказал: гйана-кармади-анавритам. Ваша карма и гьяна, всё, что вы совершаете, а также знание, которым вы обладаете, не должны покрывать ваше бхакти.
Никто не сможет избавиться от гьяны и кармы на сто процентов. Принимать пищу – это карма, дышать – это карма, ходить – тоже, всё это разные виды материальной деятельности. Мы не сможем без этого жить в теле, мы должны выполнять какие-то обязанности в обществе. Но это нужно делать в таком ключе, чтобы подобная деятельность не покрывала бхакти.
Вы не можете жить совсем без гьяны. Особенно в начале гьяна очень ценна. Мы должны знать бхакти-таттву. Благодаря таттва-гьяне, благодаря знанию сиддханты ум обретает устойчивость, а с устойчивым умом преданный может стать погружённым в практику служения Кришне. Поэтому определённое знание – это хорошо. Это не покроет бхакти, в то время как безличностная гьяна покроет.
Шрила Гурудев дал следующий пример. Когда кто-то умирает, тогда в соответствии с карма-канда шастрой родственники должны провести церемонию шраддхи. Это нужно для умершего. Им нужно будет сделать какие-то подношения. Зачем? Если любой в этом мире совершит что-либо греховное, понимая это или нет, в наказание он должен будет отправиться в ад и страдать. Его родственники совершают церемонию шраддхи, на которой предлагают ему прасад, и благодаря этому он избавляется от страданий.
Однако, если кто-то является вайшнавом, воспевавшим харинаму всю жизнь, есть ли для него какая-либо необходимость в шраддхе? Нужна ли она ему? Может ли он пойти в ад? Будет ли он страдать там? Нет. Вайшнавы либо получат лучшие условия, чем имели, либо вернутся домой, к Богу. Для вайшнавов нет необходимости в шраддхе. Тем не менее, вайшнавы могут проводить шраддху для своих ушедших родственников. Почему? Они пригласят на эту церемонию множество садху и их родственников, там будет харинама-санкиртана, хари-катха и каждого угостят прасадом. Все обретут лишь благо. Но, в то же время, вайшнавы не считают: «Моё бхакти усилится благодаря проведению шраддхи».
Если же кто-то считает, что от проведения шраддхи его бхакти возрастёт или, если он не проведёт шраддху, и тогда его преданное служение пострадает, – тогда эта карма будет аврита, покрывающей бхакти. Когда карма и различные мирские обязанности в этом мире совершаются без убеждённости в их благоприятности или неблагоприятности для бхакти, и совершающий их беспристрастен, тогда эти действия могут принести пользу для проповеди или для бхакти. Такая карма не покрывает бхакти и потому допускается.
Гаура премананде!
…………………………..…………………..….
Подготовка публикации: Расасиндху д.
Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.
Благодарим Шримати Джадурани деви даси за милостиво предоставленные материалы.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж