"Васанта-панчами", часть 1.



Васанта-панчами
Явление Вишнуприи Деви
Явление Шрилы Рагхунатхи даса Госвами
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Часть 1
Мурвиллумба, Австралия, 17 февраля 2002г.
Благословенный день Васанта-панчами
В Индии проходит много фестивалей, связанных с поклонением Шри Кришне. Год делится на шесть сезонов, каждый из которых длится по два месяца. Среди этих времён года васанта (весна) является самой замечательной. Сезон васанта очень приятен, поскольку погода стоит не слишком жаркая и не слишком холодная. В изобилии распускаются ароматные цветы, такие как бели, чамели, джухи и другие, а такие цветы, как рат-ке-рани (ночная королева) цветут даже ночью. Ганга и Ямуна, отличающиеся в эти дни особенной кристальной чистотой, как будто приглашают Радху и Кришну насладиться играми в своих прозрачных водах. Во многих местах землю покрывает ковёр из сияющих жёлтых цветов. Одежды Кришны тоже жёлтые, потому что у Его самой дорогой возлюбленной Шримати Радхики оттенок кожи тоже золотистого цвета, и Он хочет всегда находиться в Её объятиях.
Сегодня начало сезона васанта, Васанта-панчами. В это время на Говардхане в деревне Парасоули у озера, известного как Чандра-саровара, Шри Кришна наслаждался танцем раса. Гопи танцевали с Кришной на протяжении ночи, длившейся целый день Брахмы – миллиарды лет. В ту ночь луна замерла и оставалась там, откуда ей был лучше всего виден танец Кришны с Радхикой и всеми Её сакхи (подругами). Эти прекрасные игры родились из океана рас, сладостных трансцендентных вкусов, насыщенных безграничным счастьем.
В шарадию (осенью) танец раса проходил во Вриндаване под сенью дерева Вамшиват в начале месяца Картика. В шарадия-раса-ятре участвовали все группы гопи, тогда как в васанта-раса-ятре на Говардхане было позволено участвовать только самым возвышенным гопи. В этой лиле (игре) Кришна открыто показал исключительное положение и превосходство Шримати Радхики.
Во время васанта-раса-лилы Kришна исчез, и гопи горестно взывали: «Где Kришна? Где Kришна?!» Гопи искали Его повсюду, и спустя некоторое время увидели Кришну в четырёхруком образе, стоящим словно статуя. Подойдя поближе, они сказали: «О! Он похож на Кришну, но это не Кришна. У нашего Кришны нет четырёх рук. Где Его флейта, павлинье перо и все остальные украшения? Эта Личность в Своих четырёх руках держит шанкху, чакру, гаду и падму (раковину, диск, булаву и цветок лотоса)!»
Гопи молились Ему: «Мы очень привязаны к Кришне и ищем Его. Без Него мы умрём. Если Ты – Нараяна (1), пожалуйста, скажи нам, в какую сторону пошёл Кришна. Будь милостив, помоги нам найти Его». Помолившись таким образом, они продолжили свой путь.
После того, как гопи покинули это место, туда пришла Шримати Радхика, и лёгкий ветерок, коснувшийся Её вуали, донёс аромат Её тела до Шри Кришны. Он подумал: «О, Моя дорогая возлюбленная рядом!» Он забыл о Своей попытке явить четырёхрукую форму, ибо больше уже не в силах был скрывать Свой изначальный образ. Две руки сразу исчезли, войдя в Его трансцендентное тело, и проявился Его изначальный облик с двумя руками, флейтой и павлиньим пером на голове.
расарамбха-видхау нилийа васата кундже мригакши-ганаир
дриштам гопайитум свам уддхура-дхийа йа сушту сандаршита
радхайах пранайасйа ханта махима йасйа шрийа ракшитум
са шакйа прабхавишнунапи харина насич чатур-бахута
«Перед началом танца раса Господь Кришна шутки ради спрятался в зарослях, и когда гопи с прекрасными, как у ланей, глазами приблизились к Нему, Он, проявив Своё непревзойдённое остроумие, предстал перед ними в прекрасном четырёхруком образе, чтобы они не узнали Его. Но, когда туда пришла Шримати Радхарани, Кришна не смог уже оставаться четырёхруким. Таково несравненное величие Её любви» (Ш.Рупа Госвами, «Уджджвала-ниламани»; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 17.293).
Увидев Радхику, Свою дорогую возлюбленную и олицетворение всей любви и нежности, Шри Кришна позабыл обо всём на свете. Она неотлична от Кришны. Она – Сам Кришна, однако проявляется как Радхика.
Таким образом Кришна вернулся в Свой самый совершенный облик и тут же обнял Радху. Это произошло во время васанта-раса-лилы.
В «Шри Чайтанья-чаритамрите», в главе, называемой «Рай-Рамананда-самвад», Шри Чайтанья Махапрабху спросил Шри Рамананду Рая Прабху: «В чём заключается наша садхья (совершенство) и садхана (процесс достижения этого совершенства)?»
Рамананда Рай стал отвечать, начиная с варнашрама-дхармы. Он сказал Махапрабху: «Согласно мнению сторонников варнашрама-дхармы вести семейную жизнь и следовать варнашрама-дхарме (выполнению дхармических обязанностей для различных слоёв общества и статусов жизни) ради удовольствия Кришны – это лучший процесс».
Махапрабху возразил: «В варнашраме нет чистых взаимоотношений между душой и Кришной».
Тогда Рамананда Рай предположил: «Человек должен предлагать плоды всей своей деятельности лотосным стопам Кришны», – но Махапрабху отстранился и от этого утверждения, сказав: «Это верно, но я хочу услышать о большем». Затем Рамананда Рай произнёс: «Человек должен предаться лотосным стопам Шри Кришны», – и процитировал следующий стих:
сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшаишйами ма шучах
«Оставь все виды религий и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» («Бхагавад-гита» 18.66).
Кришна говорит здесь: «Приняв прибежище у Моих лотосных стоп, ты будешь всегда счастлив». Люди во всём мире думают, что в этом суть «Бхагавад-гиты», однако Махапрабху отверг это как внешнюю, и потому не самую высшую цель жизни. Он сказал Рамананде Раю: «Продолжай, рассказывай дальше». Тогда Рамананда Рай стал говорить о карма-гьяна-мишра-бхакти (преданном служении, осквернённом умственными измышлениями и желанием наслаждаться плодами своей деятельности) и произнёс стих:
брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам
«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу же постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне» («Бхагавад-гита», 18.54).
Махапрабху также отверг идеи карма-гьяна-мишра-бхакти и брахма-бхуты, потому что они не содержат в себе чистой преданности. Затем Рамананда Рай постепенно подошёл к теме према-бхакти. Однако Махапрабху заметил: «Возможно, это уровень совершенства, но, пожалуйста, расскажи о большем». Тогда Рамананда Рай описал дасья-, сакхья- и ватсалья-прему (любовь к Кришне в настроении слуги, друга и родителя), и Махапрабху сказал: «Хорошо, очень хорошо! Но, пожалуйста, продолжай дальше».
В чистой бхакти-расе Кришна не может быть чьим-то отцом или матерью – Он может быть только сыном. Живое существо может служить Кришне в четырёх видах взаимоотношений (дасье, сакхье, ватсалье и мадхурье), однако если мы считаем, что Кришна – наш отец или мать, мы не сможем служить Ему интенсивно, поскольку родители служат своим детям.
Услышав об этих отношениях, Шри Чайтанья Махапрабху сказал Рамананде Раю: «Пожалуйста, говори дальше». Тогда Рамананда Рай произнёс: «Гопи-према (служение Кришне как возлюбленному) – это высшее достижение, и среди всех гопи Шримати Радхика – самая возвышенная». Затем Махапрабху попросил Рамананду Рая привести пример игр, раскрывающих верховное положение Радхики, и Рамананда Рай сначала привёл пример шарадия-раса-лилы. Он сказал: «Все гопи танцевали с Кришной, и казалось, что одна гопи танцевала между двумя проявлениями Кришны, то есть один Кришна танцевал между каждыми двумя гопи. Миллиарды гопи танцевали с Кришной, но внезапно Он исчез. Почему? Чтобы доставить удовольствие Радхике. Он взял Её с Собой, и никто не знал, куда Он или Его возлюбленная отправились».
Тогда Махапрабху выразил сомнение следующим образом: «Поскольку Кришна встретился со Шримати Радхикой после Своего исчезновения с танца раса, кажется, что Он опасался реакции других гопи. Если бы Он открыто покинул общество всех других гопи, уйдя с Радхикой прямо у них на глазах, то это также показало бы, что любовь Радхики – наивысшая». Поэтому Шри Рамананда Рай поведал о васанта-расе. Он сказал: «Кришна танцевал с миллиардами гопи, а тем временем Радхика думала: «Кришна всегда уверяет: «Ты – Моя самая дорогая возлюбленная». Однако Я вижу, что Он танцует со Мной так же, как и со всеми остальными гопи, стало быть, в Его глазах мы все равны». В это время Радхика пришла в мрачное расположение духа и немного разгневалась (по причине того, что Кришна не понимает, что именно Она может лучшим образом удовлетворить Его). Она тут же покинула танец раса, и Кришна последовал за Ней.
Кришна думал: «Если Радхики здесь нет, то и расы нет. Без Неё раса теряет всякий смысл. Я провожу раса-лилу только для Радхики. Она – Моя половинка, Моё целое, Мой гуру и Моя служанка; Она – всё для Меня. Она – сама Моя жизнь». В васанта-расе Кришна открыто заявил об этом».
Тогда Махапрабху воскликнул: «Это чудесно! Я хочу услышать от тебя о кришна-таттве, радха-таттве, према-таттве и раса-таттве». Рамананда Рай начал глубоко описывать эти темы, но в какой-то момент (когда Рамананда Рай уже зашёл далеко, обсуждая невероятно сокровенные темы) Махапрабху остановил его: «Больше не говори. Эти темы так возвышенны, что в этом мире нет никого достойного слушать о них. Если ты продолжишь говорить об этих темах, Я тут же погружусь в настроение Кришны и должен буду оставить этот облик Шачинанданы Гаурахари». Рамананда Рай послушно остановился и не стал продолжать.
Сегодня у нас ежегодное празднование васанта-расы, а для Кришны эта раса длится вечно. Все Его игры вечно проявлены на Голоке, во Вриндаване, и Он проводит их в бесчисленных вселенных, поскольку Он нисходит в одну вселенную за другой (раз в день Брахмы). В васанта-расе Он заявил открыто: «Моя самая возвышенная возлюбленная – это Шримати Радхика». Нет никакого различия между Радхикой и Кришной. Кришна проявил Радхику из Своей левой половины. Если мы сможем сделать Радхику счастливой, тогда Кришна будет доволен, и мы с лёгкостью покорим Его сердце. В этом цель почитания васанта-расы.
День явления Вишнуприи Деви
Сегодня также день явления Вишнуприи Деви – супруги и энергии Шри Чайтаньи Махапрабху. Она – одно из проявлений Шримати Радхики. Она – особое проявление Сатьябхамы, и Она является олицетворением бху-шакти (4) Бхагавана. Она очень любит Шачинандану Гаурахари и много лет была замужем за Ним. Махапрабху всегда был погружён в настроение Радхи, взывая: «О Кришна! О Кришна!», и у Него не было времени разговаривать с Ней. Хотя они были одной семьёй, жили в одном доме, Господь Чайтанья был всегда погружён в экстатические чувства Шримати Радхики, иногда падая и катаясь по земле, плача и громко воспевая, как безумный.
эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа
джатанураго друта-читта уччаих
хасатй атхо родити раути гайатй
унмада-ван нритйати лока-бхахйах
«При воспевании святого имени Верховного Господа в сердце преданного пробуждается любовь к Богу. Он утверждается в непрерывном преданном служении в положении вечного слуги Господа и постепенно развивает привязанность к определённому имени и облику Верховного Господа. Когда сердце такого преданного тает от экстатической любви к Господу, он то плачет, то громко смеётся. Иногда преданный поёт и танцует, как безумный, не обращая внимания на окружающих» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.40).
Шри Чайтанья Махапрабху тоже всё время плакал. Если хотите развить любовь к Кришне, нужно следовать по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху и всегда плакать по Кришне. Мы видим, что в течение всей Его жизни сердце Махапрабху плавилось от слёз. Эти признаки усилились, когда Он ушёл из дома, чтобы принять санньясу и отправиться в Джаганнатха Пури. После встречи с Раманандой Раем настроение випраламбхи достигло своей вершины.
Хотя Махапрабху и был женат на Вишнуприе Деви, Он почти никогда не разговаривал с Ней. После возвращения из Гайи, где Он принял посвящение в харинаму и дикшу от Своего Гурудева Шри Ишвары Пурипада, Он стал особенно отрешённым. С этого времени изменилось Его настроение. Он уже не был тем самым Нимаем Пандитом. Теперь все его знали как Бхавука Нимая – Нимая, всегда погружённого в экстатические настроения кришна-премы. Однако некоторые жители Навадвипы, студенты и Его бывшие школьные учителя стали осуждать Махапрабху и пытались изменить Его настроение. Махапрабху задумался: «Я пришёл в этот мир для того, чтобы даровать каждому высшее лекарство от материальной болезни, но эти люди оскорбляют Меня. Мне надо принять санньясу, чтобы они стали плакать по Мне (5). Таким образом, Я погружу в кришна-прему весь мир, включая майявади, таких как Сарвабхаума Бхаттачарья и Пракашананда Сарасвати».
Это одна из причин, по которым Шри Чайтанья Махапрабху принял санньясу (отречённый образ жизни).
Однажды Вишнуприя Деви отправилась принять омовение в Ганге. По дороге она случайно запнулась о камень и поранила палец ноги. После этого, во время купания, в Гангу упало её колечко для носа, подаренное ей в день свадьбы (символ супружества). Несмотря на тщательные поиски, колечко так и не нашлось. Вишнуприя горько заплакала: «Почему сегодня со мной происходят все эти неблагоприятные вещи?».
Позже, когда она вернулась домой, Шачимата (мать Махапрабху) спросила:
– О дочь моя, почему ты плачешь?
– Сегодня, совершая омовение в Ганге, я поранила ногу и потеряла подаренное в день свадьбы колечко. Я не знаю, что готовит теперь мне моя судьба.
Мать Шачи постаралась утешить её.
Хотя Шри Чайтанья Махапрабху раньше почти не уделял ей внимания, в тот вечер, почтив прасад, Он украсил её волосы и вложил орехи бетеля ей в уста. Ранее утром Он навестил Своих спутников. Он раздобыл немного молока, а также приобрёл локи (разновидность овоща) у Кхолавечи Шридхары, с которым всегда шутливо ссорился. Вечером, вернувшись домой, Он попросил мать Шачи:
– Матушка, пожалуйста, приготовь из всего этого лаклаки, добавь сахар, гхи, камфору и другие специи, и предложи это Кришне.
Позже Он почтил прасад, а затем вошёл в комнату Вишнуприи красиво наряженный, словно на свадьбу. Затем с огромной любовью Он спросил:
– Как ты?
Он украсил её, надел ей на шею красивую гирлянду, вложил в её уста орехи бетеля, и завёл с ней любовную беседу.
Вишнуприя подумала: «Что я вижу? Это подобно ослепительному огню лампады, который пылает особенно ярко, перед тем как потухнуть. Он трещит, издавая разные звуки, – сначала «бак-бак», затем – «так», и после этого становится темно – всё погасло. Я вижу, что моя судьба похожа на этот огонь. Учитывая, что произошло этим утром, и, наблюдая сейчас, как Он щедро украшает меня, даёт мне бетель и нежно говорит: «Моя дорогая возлюбленная!», я озадачена тем, что мне готовит судьба! Почему Он делает всё это?»
Пока Вишнуприя размышляла об этом, явилась Йога-майя (внутренняя энергия Господа) и напустила на неё сон. Вишнуприя не хотела засыпать, но под чарами Йога-майи Она задремала. Взглянув на неё в последний раз, Шри Чайтанья Махапрабху поднялся, чтобы навсегда покинуть дом и принять санньясу.
Как можно безраздельно полюбить Кришну, не оставив всё в этом мире? Как вы полюбите Кришну, если ваша любовь и привязанность разделена между многими людьми, вещами, ситуациями? Мы видели, что в Индии возвышенные преданные, такие как Шрила Рагхунатха дас Госвами и Шрила Рупа Госвами, а также Сам Шри Чайтанья Махапрабху немедленно отвергли своё положение, богатство, репутацию, отца, мать, жену и детей. Они приняли санньясу и вообще не вспоминали о своих домах и семьях, постоянно плача: «Кришна! Кришна! Кришна!»
Выйдя из дома, Махапрабху увидел мать, неподвижную, как статуя, высохшую, и без слёз на глазах. Она не могла даже думать о том, что делать. Воздух входил и выходил из её ноздрей, но она была без внешнего сознания, ибо Махапрабху управлял ей через Свою энергию – Йога-майю. Махапрабху совершил три или четыре раза парикраму вокруг своей матери, коснулся её лотосных стоп и сказал: «Матушка, Я иду искать Моего возлюбленного Кришну».
Затем в холодную непроглядную полночь Он покинул Навадвипу и переплыл Гангу в месте, известном как Нидаяра-гхат. Он прыгнул в Гангу, взывая: «О Кришна!». На другой берег реки Махапрабху вышел в Кантака-нагаре, или Катойе (Катве). Затем Он пошёл к Кешава Бхарате, чтобы принять от него санньясу (отречение).
Отказ от самого дорогого ради Кришны
Приняв санньясу, Махапрабху отправился в Джаганнатха Пури, а из Пури Он вернулся в Навадвипу по пути во Вриндаван. В это время все жители Навадвипы переправлялись на лодках или другими способами, чтобы получить даршан Шачинанданы Гаурахари. Даже слепцы и собаки пришли. Мать Шачи также пришла. Там были все, кроме Вишнуприи. Почему ей не было позволено прийти? Это признак огромной любви к Кришне. Если ради Кришны вы оставите то, что вам дороже всего, значит, вы Его любите. Шри Чайтанья Махапрабху учил этому на Своём примере, и по этой причине Вишнуприи там не было. Всем остальным было позволено прийти, но ей – нет.
Что она делала? Она непрерывно плакала. Она была привязана к Шри Чайтанье Махапрабху больше, чем кто-либо ещё, и отрешена от мирских вещей даже больше, чем Сам Шри Чайтанья Махапрабху. Она поддерживала жизнь в теле, откладывая по зёрнышку риса, одно за другим, и используя их в качестве отсчитывающих бусинок во время постоянного воспевания: харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе.
Каждый раз, когда она заканчивала произнесение этих шестнадцати слов, она брала одно зёрнышко и перекладывала его в кучку. Омывая зёрнышки, одно за другим, своими слезами, она воспевала до полудня, а затем готовила этот рис с небольшим количеством овощей. Затем она отдавала бхогу (блюдо для удовлетворения Божества) Шачи-мате, чтобы та предложила своему Божеству, Нараяне. После Вишнуприя принимала горстку этого прасада, вспоминая об играх Шачинанданы. Её жизнь была полностью поглощена Кришной и Шри Чайтаньей Махапрабху, и она день и ночь воспевала харе кришна. Спустя некоторое время каким-то образом Махапрабху дал ей Божество Самого себя, сделанное из дерева ним, и этому Божеству в Навадвипе поклоняются до сих пор. Вишнуприя поклонялась этому Божеству, безутешно плача и разговаривая со Шри Чайтаньей Махапрабху, и Он в образе мурти отвечал ей.
Шачи тоже всегда думала о Шри Чайтанье Махапрабху. Она предлагала Ему прасад и звала Его прийти домой и покушать. В действительности, Он был обязан прийти, – связанный любовью и привязанностью своей матери Шачи и Вишнуприи.
Если кто-нибудь хочет служить Махапрабху или Радха-Кришне, он должен стать таким, как Вишнуприя. Она была очень отречённой – более, чем кто-либо ещё, включая Самого Махапрабху. Он был отрешён, но не настолько, как она. Кроме того, Он был всегда окружён многими преданными, которые утешали Его (и служили Ему), однако не было никого, кто утешил бы её.
Сегодня день явления Вишнуприи Деви, олицетворения према-бхакти. Она – сама према-бхакти!
Вишнуприя-деви ки – джайа! (Вся слава Вишнуприи Деви!)
Вопрос: Гурудев, Вы сказали, что Вишнуприя Деви – это Бху-шакти. Она подобна Лакшми, супруге Нараяны?
Ш.Б.Нараяна Госвами: Нет, она подобна Сатьябхаме.
Вопрос: Но мы слышали, что Навадвипа неотлична от Враджи.
Ш.Б.Нараяна Госвами: Да.
Вопрос: Как тогда Сатьябхама может находиться во враджа-лиле, участвовать в играх во Врадже?
Шрила Гурудев: Радхика пришла как Гададхар Пандит, а Лалита и Вишакха – как Сварупа Дамодар и Рамананда Рай. Спутники Нрисимхадева, Рамачандры и всех других воплощений Господа тоже пришли в Навадвипу, потому что Шачинандана Гаурахари – источник всех инкарнаций. Все воплощения пребывают (в потенциале) в Нём. Поэтому Сатьябхама могла также прийти в навадвипа-лилу и стать спутницей Шри Чайтаньи Махапрабху.
Вопрос: Это также верно и в отношении Шветадвипы (Навадвипы на Голоке Вриндавана) (6)?
Ш.Б.Нараяна Госвами: Да, они все могут быть также и там. Всё пребывает в Кришне, как говорится в «Веданта-сутре»: вируддха дхармам тасмин на читрам – все противоречия гармонично существуют в играх Кришны, а Шри Чайтанья Махапрабху – это, как известно, Сам Кришна.
Вопрос: Правда ли, что мы поклоняемся Вишнуприи Деви и Шри Чайтанье Махапрабху путём арчаны, то есть следуя принципам шраваны, киртаны, вишну-смараны, пада-севаны (слушания, воспевания, памятования, вознесения молитв и т.д.) в настроении почтения и благоговения?
Ш.Б.Нараяна Госвами: Да, преданный служит Вишнуприи Деви и Махапрабху путём регулируемого поклонения (арчана-марг), а Гаура-Гададхаре он служит путём слушания, воспевания и т.д. в настроении спонтанной любви (рагануга-марг), следуя по стопам гопи (бхава-марг).
День явления Шрилы Рагхунатхи даса Госвами.
Сегодня также день явления Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Если вы хотите стать чистым преданным, вы должны следовать по стопам Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Вы хотите следовать, но вы слабы. Как говорил Шрила Гоур Говинда Махарадж: «Мистер Дог, мистер Хог» [«Господин Пёс, господин Свин» – прим. переводчика], – и действительно, некоторые люди похожи на верблюдов, тигров или медведей. Мы должны стараться следовать по стопам Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Он был из богатой аристократической семьи, но всё оставил ради Кришны и непрерывно взывал: «О Кришна! О Шачинандана Гаурахари!» По милости Нитьянанды Прабху он быстро получил прибежище у Махапрабху. Он почти ничего не ел, но как-то поддерживал жизнь в теле; после ухода Махапрабху он отправился во Вриндаван и жил на Радха-кунде.
Милость Шри Гуру – это суть
Без милости гуру вы не сможете обрести любовь и привязанность к Кришне или Шри Чайтанье Махапрабху. Гуру-крипа (милость гуру) – это суть, а гуру-ништха (вера в гуру) – это основа всех видов бхакти. Когда Шрила Рагхунатха дас Госвами получил милость Нитьянанды Прабху, все его проблемы и препятствия немедленно исчезли. Тогда он смог покинуть дом, чтобы быть со Шри Чайтаньей Махапрабху. Совершать бхаджан дома, продолжая оставаться с отцом, матерью, женой или мужем, – это один из видов бхаджана, но такой бхаджан не сможет принести плод сильной любви к Кришне. Однажды вы должны будете полностью оставить всё это.
Первым признаком истинного бхакти, достигнутого строгим следованием практике воспевания и памятования о Кришне, является беспричинные знание и отречение от этого мира. Будете ли вы вести семейную жизнь или жизнь монаха, вы непременно когда-то станете отрешёнными. Если вы будете воспевать серьёзно и чисто, отречение обязательно придёт. Мы слышали, что когда Гуру Нанак (индийский святой, основавший религию сикхов) был молодым, его отец попросил его: «Сходи на рынок и принеси товаров, которые мы продадим в нашем магазине».
По пути на рынок он натолкнулся на толпу вайшнавов и садху, святых людей. Заметив, что для них не организовано никакого прасада, он быстро пошёл на рынок и купил всё необходимое для того, чтобы устроить для них махотсаву (праздник), и для этого он потратил все деньги своего отца. После он возвратился домой, и отец спросил: «Где товар, который я просил тебя купить? Где рис, дал, гхи и другие продукты?»
Нанак ответил: «Я всё купил, но отдал эти продукты для служения вайшнавам. Таким образом, я сделал некую очень стоящую покупку для моей будущей жизни и на благо всей моей династии».
У него была такая сильная вера в Кришну! Он знал, что если кто-то послужит Кришне, Кришна даст ему всё необходимое. У нас нет такой твёрдой веры (ништхиты), и поэтому нам очень трудно отдать даже копейку. Некоторые могут дать часть своего богатства, но он отдал всё.
Поскольку Шрила Рагхунатха дас Госвами воспевал и памятовал о Кришне, получив духовное вдохновение от Шрилы Харидаса Тхакура и посвящение от Шри Ядунанданы Ачарьи, некий благоприятный результат обязан был проявиться. Юноша стал отрешённым и считал, что Кришна – его отец, мать и всё остальное вместе взятое. Все таттвы (основополагающие философские истины) вошли в его сердце, и он быстро покинул свой дом и красивую жену. Он был единственным сыном своего отца, который был богат как царь, а его жена – прекрасна, как Мисс Вселенная! Для обычного человека было бы трудно расстаться с такой роскошью.
Покинув дом, Рагхунатха дас не пошёл по главной дороге. Скрываясь, он шёл деревенскими тропинками, он почти ничего не ел, кроме горсти дутого риса и пары глотков молока. Путь в один месяц он прошёл за двенадцать дней. В то время не было ни поездов, ни машин, но он быстро бежал, не тратя времени даже на омовение.
Достигнув Джаганнатха Пури, он не стал получать даршан даже Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Он пришёл непосредственно к Самому Шри Чайтанье Махапрабху, который был окружён многими спутниками, такими как Сварупа Дамодар и Рамананда Рай. Кто-то сказал Махапрабху: «Рагхунатха дас пришёл», – и Махапрабху тут же подошёл к нему и обнял его, сказав: «О Рагхунатха, ты только что выбрался из сточной канавы». Ранее Махапрабху наказал ему вернуться домой, но сейчас Он сказал: «Вся мирская жизнь подобна испражнениям, а Кришна так милостив, что освободил тебя от неё».
Затем Махапрабху передал его заботам Сварупы Дамодара, и таким образом Шрила Рагхунатха дас Госвами начал духовную жизнь, всегда слушая Шри Чайтанью Махапрабху, Шри Сварупу Дамодару, Шрилу Рупу Госвами, Шри Пундарику Видьянидхи, Шри Вакрешвара Пандита, Шри Гопал Гуру Госвами и Шри Харидаса Тхакура.
История его жизни – одна из драгоценных жемчужин «Шри Чайтанья-чаритамриты», более того, всё, что Кришнадас Кавирадж написал в «Шри Чайтанья-чаритамрите», он услышал из лотосных уст Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Вы должны стараться помнить о его жизни и качествах. Если вы будете так делать, сила войдёт в вас, и вы сможете стать такими же, как он – неважно, живёте ли вы в миру или живёте жизнью в полном отречении. Постарайтесь быть такими, как Рагхунатха дас Госвами. Мы не можем обойтись без помощи, поэтому мы должны молиться Нитьянанде Прабху, чтобы Он помог нам.
Гаура премананде!
………………………………………………..
1) Жители Враджи поклонялись Шри Нараяне, как Верховному Господу, не ведая, что Сам Кришна является изначальным источником Нараяны. Для них Кришна – это их возлюбленный. Во Врадже нет никакого благоговения и страха – только одна сладость.
2) Блюда, не предложенные Господу, называются бхога, или наслаждающие чувства. После предложения они называются прасад, или милость Господа.
3) В «Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 3.30-31) Махапрабху передал это послание Шачи: «Снова и снова Я прихожу в твой дом, чтобы съесть все сладости и овощи, которые ты предлагаешь».
«Ты знаешь, что Я прихожу и съедаю подношения, но из-за внешней разлуки ты считаешь это сном».
4) У Бхагавана есть три энергии – Шри, Бху и Лила (иногда Нила). Бху – это энергия, которая творит космическое проявление («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 5.27-28 комментарий). Бху-шакти также помогает в проявлении игр Кришны в Бхаума-Вриндаване, месте Его развлечений, когда они разворачиваются на планете Земля в этой вселенной и бесчисленных других вселенных. Богиня этой Земли, Притхиви Деви, также относится к этой энергии. Без энергии Бху у Кришны не было бы места для проведения Его игр.
5) В ведической культуре люди оказывают почтение санньяси.
6) Сокровенная внутренняя область Голоки, трансцендентной планеты Самого Кришны, разделена на две части: Вриндаван (также известный как Врадж или Гокула) и Навадвипа (также известная как Шветадвипа).
Перевод на русский: Сита д.д.
Работа над текстом: Махабала д., Таруни д.д.
Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж