История Читракету. Голубки.



История Читракету. Голубки
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
4 июня 2009 г. Брайтон, Англия
Две поучительных ведических истории о том, насколько ценна человеческая жизнь, которую разумные люди используют только для познания Абсолютной Истины.
Давным-давно жил-был царь по имени Читракету, у которого было много жён. Несмотря на это, он был очень несчастен, потому что ни одна из них не могла родить ему ребёнка.
Однажды к нему во дворец пришёл возвышенный святой по имени Ангира Риши. Царь оказал ему почести и омыл его стопы. Видя, что царь очень несчастен, Ангира Риши спросил его:
– Твои жёны так прекрасны! У тебя в подчинении армия, ты хорошо с ними обращаешься, и хорошо им платишь. Почему ты так несчастен?
Царь ответил:
– Всё хорошо, за исключением того, что у меня до сих пор нет сына. Кто же унаследует моё царство? Кто займёт мой трон после моей смерти? После того, как я умру, кто проведёт для меня церемонию шраддхи? Кто предложит мне пинду? Из-за этого, я очень несчастен.
Святой мудрец ответил на это:
– Я вижу, что тебе не суждено иметь сына в этой жизни.
– Но я очень хочу сына! Я знаю, что ты обладаешь огромным могуществом и можешь благословить меня на рождение сына.
– Никто не может быть по-настоящему счастлив в этом мире, имея сына или дочь, жену или богатство. Этот мир полон страданий, бесконечной боли, непрекращающихся рождения и смерти. Однажды тебе придётся состариться, покинуть своё тело, и после смерти, ты ничего не сможешь забрать с собой из этого мира, ни единой монеты, – объяснил мудрец. – Ты сможешь стать счастливым, только если обретёшь любовь и преданность к Господу Шри Кришне. Предложи всего себя лотосным стопам Господа и предайся всем сердцем только Ему. Так ты сможешь обрести подлинное счастье. Иного пути нет. Ты должен знать, что ты – не тело, ты – трансцендентная душа. И душа, и Параматма присутствуют в теле. Если с помощью подлинного гуру ты осознаешь это, тогда ты станешь свободным; иначе – нет. Тогда тебе придётся рождаться в этом мире свиньёй, ослом, обезьяной, а также в других многочисленных формах жизни, ты будешь обречён всегда искать счастье, но знай, ты никогда не найдёшь его. Не думай, что, обретя сына, ты станешь счастливым. Не медли и начни поклоняться Шри Кришне.
Царь ответил на это:
– O мудрец, всё же единственное, чего я хочу – это иметь сына. Пожалуйста, даруй мне эту возможность.
Тогда мудрец сказал ему:
– Хорошо, у тебя будет сын, но он станет причиной как твоего счастья, так и горя.
«Ничего страшного, – подумал царь. – У меня будет сын, и я тогда буду счастлив. Даже если он не будет меня слушаться и иногда огорчать – не беда. К тому времени я передам ему царство, а сам уйду в лес, чтобы совершать бхаджан, заниматься духовной практикой».
Великий Ангира Риши дал царю сладкого риса и молвил:
– Отдай этот рис своей самой дорогой, самой любимой царице, пусть она примет его и тогда твоё желание будет исполнено.
Царь Читракету передал сладкий рис своей самой старшей и самой красивой жене по имени Критадьюти, и после того, как прошло десять лунных месяцев, у неё родился прекрасный сын, красивый как луна. День за днём этот ребёнок начал расти подобно тому, как растёт луна.
Когда мальчику было около пяти лет, другие жёны царя начали выражать своё недовольство сложившейся ситуации: «Раньше царь так сильно любил нас, а теперь, после рождения сына, он совсем перестал о нас заботиться. Он занят теперь только своим сыном. Теперь мы стали подобны служанкам. Он перестал дарить нам ароматические масла для купания, подарки, и перестал интересоваться как мы живём. Даже служанки, которые постоянно заняты служением мужу, удостаиваются его внимания. Им не на что жаловаться. Увы, мы стали даже хуже служанок! Мы так несчастны. Причина всех этих несчастий одна, – его сын».
Царицы собрались однажды вместе и, сговорившись решили: «Нужно отравить этого мальчишку. Пусть он умрёт. Тогда на этом все наши несчастья закончатся».
Не зная о смертельном яде, который был подсыпан другими жёнами, царица Критадьюти пришла в покои, где так долго спал её сын, хотя он был уже мёртв. Насторожившись, что её ребёнок всё ещё спит, царица попросила служанку разбудить сына.
Когда служанка приблизилась к бездыханному лежащему ребёнку, она увидела, что его глаза остекленели. В них не было никаких признаков жизни, чувства уже покинули его, и она поняла, что ребёнок мёртв. Увидев это, она громко воскликнула: «Теперь я обречена!» и упала на пол. В истерике, служанка с силой била себя в грудь, горько рыдая. На её крик прибежали все жители дворца. Приблизившись к сыну, царица с ужасом поняла, что жизнь покинула его. Обезумев от горя, они тоже начали громко стенать. Убитая горем мать потеряла сознание и упала на пол. Царицы, которые дали яд принцу, запричитали напоказ, хорошо зная о своём преступлении, чтобы их никто не заподозрил.
Когда царь Читракету услышал о загадочной смерти своего сына, он почти ослеп от горя и плача. Из-за его большой привязанности к ребёнку его скорбь росла как лесной пожар. Когда он пришёл и увидел своего ребёнка мёртвым, то тоже упал в обморок к его ногам. Когда царь, окружённый своими министрами, чиновниками, знатью и учёными брахманами, пришёл в себя, на его глазах были слёзы, и он не мог промолвить ни единого слова. Он забыл о словах и предупреждениях великого Ангиры Риши о том, что его ждёт несчастье.
Никто не мог утешить бедных родителей. Тем временем, во дворец возвратился Ангира Риши. Он пришёл с Нарадой Муни, очень могущественным мудрецом. Такие святые люди, как Нарада могут исполнить любое желание. Например, они могут оживить даже мёртвого человека. Если человек совершил преступление, они могут проклясть его на смерть, и этот человек тут же упадёт замертво.
Ангира Риши спросил:
– Почему вы все плачете? В чём дело? Что случилось?
Сначала никто не мог даже вспомнить, что пришедший святой подарил царю сына. Он задавал свой вопрос несколько раз, но убитые горем люди не отвечали ему.
Наконец кто-то сказал:
– О, этот мальчик покинул нас!
– Куда он ушёл? Когда он вернётся?
– Он ушёл навсегда, туда, откуда нет возврата.
Ангира Риши обратился к царю и его свите:
– Все, кто приходят в этот мир, рождаются и однажды им придётся умереть. Это бесконечный круговорот рождения и смерти, самсара, поэтому начните, не теряя ни минуты, совершать бхаджан, духовную практику.
После того, как Ангира Риши закончил давать свои наставления, Нарада Муни дал царю посвящение в священные ведические мантры. Затем Нарада Муни вернул покойную душу мальчика в тело и велел ему рассказать истину о душе каждому, кто присутствовал в этом месте. Так, просвещённый наставлениями великих брахманов Ангиры и Нарады, царь Читракету стал сведущим в духовном знании. Как слон очищается от грязи в водоёме, так и царь Читракету очистился от темницы семейной жизни. Так он обрёл истинное счастье.
Эта история из шестой Песни «Шримад-Бхагаватам», но есть и другая история, написанная в седьмой Песни, которая иллюстрирует нечто подобное.
Однажды жила пара голубей, у которой было много птенцов. Как-то голуби-родители отправились в лес, чтобы раздобыть пропитание себе и детям. Они сели на ветвь дерева, у подножия которого росла зелёная трава. Они вспоминали то время, когда они встретились и полюбили друг друга. С упоением они целовали друг друга.
Тем временем голубка увидела в траве несколько зёрнышек риса и сказала:
– Любимый, давай спустимся и соберём эти зёрна.
– Здесь нет крестьян, – ответил ей голубь. – Откуда тогда взялся этот рис?! Не ходи. Это похоже на западню, тебя поймает охотник!
– Глупости! – ответила голубка. Она слетела вниз и начала клевать зёрнышки.
За деревом стоял хитрый и свирепый охотник и злобно наблюдал за голубями. Когда они спустились вниз и увлеклись поглощением риса, он дёрнул за верёвку, и голубка сразу попалась в его сети.
Она начала горько взывать о помощи. Голубь увидел это и воскликнул: «Моя жена попала в западню охотника! Теперь он убьёт её!»
Вне себя от горя, он летал над западнёй, рыдая и думая: «Бог так жесток! Почему в западне оказался не я?! Без жены наши дети совсем пропадут!»
Увидев обезумевшего от горя голубя, охотник вышел из-за дерева, натянул тетиву лука и метким выстрелом убил его. Обрадовавшись, он поднял обоих голубей и понёс домой свою добычу. Он сварил их дома и съел.
Смерть всегда рядом. Сегодня, завтра, послезавтра, через пять лет, десять, сто лет, сто двадцать пять или сто пятьдесят лет, вам всё же придётся умереть. Поэтому обязательно постарайтесь понять, кто мы. Мы – не тело. Мы – вечные души, вечные слуги Господа Кришны. Мы забыли Кришну и именно поэтому попали в этот мир. Господь очень милостив. Он дал нам человеческую форму жизни не для наслаждения удовольствиями этого мира, а только для того, чтобы мы смогли осознать, кто мы. Если мы упускаем такую возможность в человеческой жизни, не овладев знанием о душе и Господе, нам придётся снова пасть в круговорот рождения и смерти, но уже родившись собакой или свиньёй. Могут пройти миллионы миллионов рождений, прежде чем мы снова обретём человеческое тело.
Те, кто мудры и разумны, должны совершать бхаджан. Следует постараться узнать: кто мы на самом деле, кто такой Господь, кто создал этот мир, и что из себя представляет личностная природа Создателя. Господь имеет облик. В «Ветхом Завете» «Библии» сказано: «Бог создал человека по образу и Своему и подобию». Он прекрасен, и именно поэтому человечество прекрасно. Оно является Его подобием.
Итак, моё наставление состоит в следующем: если вы хотите быть счастливы в этом мире, тогда вы должны постараться понять эти сокровенные истины. Найдите истинного гуру (уттама-адхикари), и старайтесь практиковать садхану, духовную практику, под его руководством. Таким образом, вы очень скоро обретёте освобождение и вечное блаженство.
Гаура-премананде! Харибол!
……………………………………………………………….
Перевод: Сурати д.д.
Редакция: Вамшивадан д., Ари Мардан д., Латика д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж