Без садху-санги совершать бхаджан невозможно.



Без садху-санги совершать бхаджан невозможно
Письмо Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
к Вишну дасу. Дели-Хьюстон
Из журнала "Лучи хранителя гармонии"
Шри Шри Гуру-Гаурангау джайатах
Шри Кешаваджи Гаудия Матх
Матхура (Уттар-прадеш)
21 мая 1992 г.
Дорогой Вишну дас,
Мои сердечные благословения. Я получил твоё письмо. Мне было приятно читать, как красноречиво ты выражаешь свои замечательные настроения на своём прекрасном языке.
Не так давно сюда приезжали Рамачандра дас и один из его друзей (твой друг). Они были очень рады узнать, что ты написал мне. Рамачандра дас, твои родители, брат и сестра приходят сюда время от времени встретиться со мной и послушать хари-катху.
Ещё больше я был рад узнать о том, что твой ум теперь в порядке, и что ты получил высшие баллы в своём классе. Тебе не следует ни о чём беспокоиться, сосредоточь свой ум исключительно на садхана-бхаджане и учёбе. О том, как обустроить свою семейную жизнь, можно подумать позже. Если садхак разовьёт полную отрешённость от мирской жизни (самсары), то никому не под силу привязать его к ней. А кто не обрёл отрешённость, устроит себе мирскую жизнь где угодно.
[В «Джайва-дхарме»] есть Шри Виджай-кумар и Шри Враджанатх. Враджанатх — неженатый юноша, а Шри Виджай-кумар — семейный человек средних лет. Оба получили таттва-гьяну от одного и того же гуру. После чего юноша женился, а тот, кто был женат, оставил семейную жизнь. То есть Враджанатх женился, а Виджай-кумар отрёкся от семейной жизни, принял парамахамса-вешу (одежды отречённого человека) и стал совершать бхаджан Бхагавану.
Первый урок заключается в том, что бхаджан можно совершать на обоих этапах: будучи и семейным человеком, и отречённым. Но при этом очень важно иметь доступ к садху-санге. В какой бы ситуации вы ни находились, совершать бхаджан без садху-санги невозможно.
Во-вторых, когда вы заняты бхакти, в вас обязательно естественным образом проявится вайрагья (отрешенность). Это обычный второстепенный результат совершения бхакти. Таким образом, когда бхакти достигнет стадии бхавы, человек уже не будет привязан ни к чему мирскому. Когда бхакти Враджанатхи, семейного человека, созреет до бхавы, Враджанатх достигнет полностью отреченного уровня парамахамсы, подобно Виджаю-кумару, вне зависимости от того, живет он дома или нет.
Две разные вещи — обладать знанием (гьяной) или же реализованным знанием (вигьяной). Когда гуру велел Враджанатху вступить на путь грихастхи, тот, безусловно, обладал гьяной, но не квалификацией (адхикарой) для отречения. Его гурудев дал ему такое наставление только после того, как рассмотрел его квалификацию.
В ходе совершения бхаджана в садху-санге пробуждается самбандха-гьяна (знание о своих взаимоотношениях с Кришной). Сначала возникновению самбандха-гьяны помогает разум (буддхи). Далее, благодаря процессу бхаджана, рассеиваются анартхи, и, по милости Шри Гурудева, пробуждается истинная самбандха-гьяна. И тогда человек начинает совершать бхаджан с твёрдой верой. [Постепенно] он достигает уровня ручи (вкуса), затем развивает асакти (привязанность) к бхаджану и к бхаджания-васту (объекту бхаджана), а его ум обретает устойчивость. Хоть и могут появляться причины для беспокойства ума — ум уже не беспокоится. Ни одного мгновения не будет потрачено впустую, без занятия бхагавад-бхаджаном. Человек становится отрешённым от объектов чувств. Он не жаждет прославления и почестей (пратиштхи). В нём всегда есть реальная надежда, что он обязательно достигнет Кришны. Есть жажда достичь Кришны. Развивается исключительный ручи (вкус) к воспеванию святого имени и совершению киртана. Он любит получать даршан лила-стхали Бхагавана и жить там. Проявляется сильное желание служить вайшнавам. Такой человек испытывает огромное наслаждение, слушая и давая хари-катху. Таковы некоторые признаки.
Важно повторять гаятри, гопала-мантру, кама-гаятри и другие особые мантры с любовью и преданностью. Их можно повторять немного больше, чем предписано для трёх сандхий. Например, их можно повторять 108 раз. Но больше всего следует повторять джапу и киртан маха-мантры.
Рагатмика-бхакти существует только в сердцах вечных спутников Кришны: например у Субала, Шридама, Шри Нанды-Яшоды, Лалиты и Вишакхи. Когда в вашей атме естественно и непрерывно протекает анурага к Кришне, такое обогащённое анурагой служение называется рагатмика-бхакти. Удачливый садхак этого мира может развить в своём сердце жадность к обретению такой рагатмика-бхакти. Поэтому, когда он совершает садхана-бхаджан под руководством расика-уттама маха-бхагаваты, это называется рагануга-бхакти. Другими словами, когда человек совершает бхаджан с рагой (горячей привязанностью), это называется рагатмика-бхакти, а когда рага в сердце отсутствует — садхана для её обретения именуется раганугой-бхакти. О гопала-мантре и кама-гаятри сказано в «Джайва-дхарме».
Сообщи мне, что получил это письмо. Прими мои благословения, полные любви.
Твой вечный благожелатель,
Шри Бхактиведанта Нараяна
………………………………………………
Перевод с хинди на английский опубликован 24 декабря 2024 г. на сайте https://www.purebhakti.com/resources/harmonist-monthly/104-centennial-editions-i/1674-without-sadhu-sanga
Перевод на русский: Гаятри д.д.
Редакция: Ари Мардан д., Шамали д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж