?

В День ухода Шрилы Свами Прабхупады.

 (голосов: 1)
   Журналист: vaishnava_das. Просмотров: 1745. Опубликовано: 26-12-2012, 09:43

В День ухода Шрилы Свами Прабхупады

Отрывок из лекции Шрилы Нараяны Махараджа в Баджере (Калифорния).

 

Куда бы я ни поехал – на Восток или на Запад – повсюду я вижу людей, которых вдохновил Шрила Свами Махарадж. Однажды я посетил поселение «Шаранагати» в горном лесу, в глубинке Канады. Я с радостью обнаружил, что преданные в этой деревне следуют варнашрама-дхарме и принципам бхакти. Еще я был в одной горной деревушке в Австралии. Там часто идет дождь, и царит вечная весна (васанта). Вокруг очень красивые пейзажи. Это место так далеко от Индии, но по милости Шрилы Свами Махараджа,  благодаря его проповеди, там появилось большое поселение преданных. Мужчины, женщины, старики и маленькие дети, – все полны воодушевления. Все носят тилаку и бусы из туласи, все танцуют, поют и памятуют о Кришне.

Такое  воодушевление – редкость даже для Индии, а здесь оно повсюду, и это чудо Шрилы Свами Махараджа. Я даже представить себе такого не мог, пока ни приехал и ни увидел это своими глазами.

Нужно понимать, что за спиной у Шрилы Свами Махараджа стоит его гуру-варга, преемственность учителей: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами, Шрила Сварупа Дамодара, Шрила Рамананда Рай и Шри Чайтанья Махапрабху. Шрила Свами Махарадж приехал сюда не для того, чтобы основать собственную миссию. Он  принес миссию его любимых Радхи-Кришны и Гаура-Нитьянанды, а также миссию Шрилы Сварупы Дамодары, Шрилы Рамананды Рая и Шрилы Рупы Госвами. Он действовал как их правая рука, как инструмент.

Кто такой Шри Чайтанья Махапрабху? Анарпита-чарим чарат карунайаватирнах калау. Шри Чайтанья Махапрабху пришел спустя непостижимо долгое время – один день Брахмы, состоящий из тысячи циклов четырех юг (Сатья, Трета, Двапара, Кали) Он – Сам Кришна, наделенный красотой и настроением Шримати Радхики. Он - расараджа-махабхава. Возможно, вы уже слышали это слово. Оно упоминается в «Шри Чайтанья-чаритамрите»  и заключает в себе сокровенную истину, касающуюся образа Шачинанданы Гаурахари.

Господь Чайтанья родился в Маяпуре, Шри Навадвипа-дхаме, с одной лишь целью – даровать миру самое великое и таинственное сокровище. Даже такие возвышенные преданные, как Санака, Сананда, Санатана и Санат-кумары, Прахлада Махарадж, Нарада и Уддхава не имеют к нему доступа. А Господь Чайтанья пришел раздать его всем собственными руками. У Него не две руки, а сотни и тысячи. Руки Шри Чайтаньи Махапрабху – это все Его чистые преданные.

Спутники Господа не обращали внимания на то, достойны ли живые существа получить Его дар. Они благословляли даже тигров, медведей, змей, лианы и деревья. Каждый, кто видел прекрасный образ Шри Чайтаньи Махапрабху, становился преданным. И каждый, кто слышал, как Он зовет: «О, Кришна, где Ты? Где Ты?», – сразу начинал петь и плакать в восторге любви к Кришне. Шри Чайтанья Махапрабху нисшел в этот мир, чтобы дать прему. Он не  ограничивался проповедью юга-дхармы, защитой преданных и наказанием демонов. Вот что было главной причиной Его прихода:

«Пусть Верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи-деви, Своим появлением озарит самую глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости низошёл на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, что еще не давало ни одно из воплощений Господа, – самый возвышенный и сладостный вкус служения Шримати Радхике в качестве Ее доверенной служанки, манджари-бхаву»[1].

Шри Чайтанья Махапрабху пришел лишь для того, чтобы дать уннатодджвала-расу. Что такое уннатодджвала-раса? Это настроение, с которым служат Кришне гопи, юные девушки Враджа. И прежде всего, Шримати Радхика.

Не думайте, что всякий, кто произносит слово «гопи», – сахаджия. Если так, то к разряду сахаджиев можно отнести и Шрилу Кришнадаса Кавираджа (автора «Шри Чайтанья-чаритамриты»), и Шрилу Рупу Госвами (автора этой шлоки), и Шри Чайтанью Махапрабху (само воплощение «Шри Чайтанья-чаритамриты»). Это главная шлока всей «Шри Чайтанья-чаритамриты».

Уннатодджвала-раса бывает двух видов: 1) настроение Шримати Радхики и Ее подруг - Лалиты, Вишакхи, Читры и др., а также 2) настроение служанок Шримати Радхики (пальядаси). Пальядаси не хотят служить Кришне, если рядом с Ним нет Шримати Радхики. Если Кришна зовет их на встречу в уединенное место, они не идут к Нему. Они не хотят наслаждаться Его обществом. Шри Чайтанья Махапрабху пришел дать дживам настроение, с которым служанки Шримати Радхики, такие как Рупа Манджари или Лаванга Манджари, служат Божественной Чете.

Он не мог дать дживам настроение Самой Шримати Радхики. Это настроение принадлежит только Ей. Кришна, воплотившись в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, сполна насладился тремя Ее настроениями.

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.6) говорится:

«Чтобы постичь величие любви Шримати Радхарани (пранайа-махима), чтобы познать, какими прекрасными качествами в Нем наслаждается Она одна благодаря Своей любви (адбхута-мадхурима), а также чтобы изведать счастье, которое испытывает Она, вкушая сладость Его любви (саукхйам), – Господь проникся настроением Радхарани и явился в этот мир из лона Шримати Шачи-деви, как некогда месяц возник из глубин океана»[2].

Дживам невозможно даровать  блаженство, которое испытывает Шримати Радхика, когда служит Кришне. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху раздавал настроение Ее служанок. Для этого Он и пришел. До Шри Чайтаньи Махапрабху приходили многие ачарьи, такие как Шри Рамануджачарья и Шри Мадхвачарья. Приходили такие воплощения как Господь Рама и Господь Нрисимха. У каждого из Них была особая миссия, но никто не давал ту любовь, ту бхакти-расу, которую Шри Чайтанья Махапрабху дал этому миру через Шрилу Рупу Госвами.

«Когда Шри Рупа Госвами даст мне прибежище у своих лотосных стоп? Поняв сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху, он положил в этом мире начало Его миссии, и потому он очень дорог Господу»[3].

 

Маха-Вишну или Махапрабху?


Ачарьи Шри Гаудия-сампрадаи – начиная с Мадхавендры Пури, Ишвары Пури и Шрилы Сварупы Дамодары и заканчивая Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, Шрилой Бхакти Прагьяной Кешавой Госвами Махараджем и Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем – приходили не для того, чтобы установить вайдхи-бхакти. Они учили, что Шри Чайтанья Махапрабху  принес особую любовь – враджа-бхакти, враджа-расу. Если бы их задача ограничивалась проповедью вайдхи-бхакти, они пришли бы в Шри, Мадхва-, Вишнусвами-, Нимбадитья- или любой другой сампрадае.

Вместе с тем Шриман Махапрабху дал миру и юга-дхарму (нама-санкиртану). Он сделал это с помощью Маха-Вишну, Нараяны и Нрисимхадева, а также других аватар, пребывающих в Его теле. Поскольку Он – прибежище всех аватар, не было необходимости в их приходе, чтобы  распространить юга-дхарму и спасти Джагая и Мадхая.

Кроме того, Он пришел в ответ на зов Адвайты Ачарьи. Воспевая святые имена, Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал и раздавал кришна-прему. Он наслаждался чувствами Шримати Радхики и удовлетворял другие Свои желания. Среди всех Его желаний два считаются основными: 1) дать кришна-прему и 2) насладиться настроениями Шримати Радхики.

«Господь пожелал явиться в этом мире по двум причинам: вкусить нектар према-расы и научить обусловленные души чистому преданному служению, рага-бхакти. Поэтому Он известен как расика-шекхара, лучший из знатоков расы, и океан милости»[4].

Кришна – расика-шекхара. Знаете, что означает расика-шекхара? Это тот, кто наслаждается разными трансцендентными взаимоотношениями (расами). Каждую расу Он пробует на вкус. Он – океан према-расы. У Господа Рамы тоже есть раса, но Его нельзя назвать бесконечным океаном расы. У Господа Нрисимхадева тоже есть определенная раса: Он проявил такую ярость (раудра), что весь мир задрожал от страха. Но Кришну называют расика-шекхарой – безбрежным и бездонным океаном расы.

Обычно этим словом называют Кришну. Но традиция Гаудия-вайшнавов  учит, что Шримати Радхика - еще больший океан расы, прыгнув в который, Кришна не может достать до дна.

На самом деле, «Бхагавата-пурана» была составлена только во славу Шримати Радхики и гопи. Слава Кришны уже была воспета к тому времени во множестве Пуран и других ведических произведений. Поэтому «Бхагавата-пурана» не стремится прославить Кришну. Ее цель – прославить любовь преданных Враджа.

Высшая цель жизни заключается не в Кришне. Наша цель – кришна-према. Камса тоже увидел Кришну, но в его сердце не было любви, поэтому он не смог послужить Ему и порадовать Его. Согласно «Шри Чайтанья-чаритамрите», высшей целью жизни дживы является кришна-према, достигающая своей вершины в радха-преме. Кришна пришел в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы испытать вкус этой любви и дать миру настроение Шри Рупы Манджари, Шри Рати Манджари и других служанок Шримати Радхики.

Дживе недоступно настроение Шримати Радхики, она не способна его вместить. Наивысшим достижением дживы  является настроение служанок Радхики,  присущее Шриле Рупе Госвами, Шриле Рагхунатхе дасу Госвами и другим Госвами. Они постоянно повторяли святые имена и катались в пыли Вриндавана. Иногда они приходили на Радха-кунду и Шьяма-кунду, иногда во Вриндаван или в Бхандирван, а иногда в Нандагаон или на Варшану. Повсюду они горько плакали и взывали: «О, Радхика! Где ты?»

Каждый день они с глубоким чувством воспевали святые имена не менее десяти тысяч (одного лакха) раз. Погруженные в мысли об именах Кришны и Его играх, они ежедневно кланялись Ему сотни тысяч раз и молились: «О, Радха! О, Радха! О, Кришна! Ты – океан сострадания (Каруна-синдху), друг падших (Дина-бандху), и повелитель всего мира (Джагат-пате)!»

Все наши ачарьи были последователями Шрилы Рупы Госвами. Они пришли не для того, чтобы проповедовать вайдхи-бхакти. Однако им приходилось это делать. Чтобы найти понимание, им нужно было, прежде чем давать более глубокие истины, сначала подготовить почву, вырубив джунгли философских заблуждений и установив религию века (юга-дхарму).

Суть всех наставлений

 

Шрила Рупа Госвами пишет:

«Живя во Вриндаване и считая себя последователем вечных спутников Господа во Врадже (таких, как Шри Гуру и Шесть Госвами), обладающих спонтанной любовью к Кришне, нужно постоянно занимать уста и ум прославлением и медитацией на имена Кришны, Его образы, качества и игры. В этом заключается суть всех наставлений»[5].

Непременно прочитайте, как великолепно объяснил этот стих Шрила Свами Махарадж. Он пишет, что Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир, прежде всего, чтобы даровать любовь к Кришне, кришна-прему. Если хотите обрести эту любовь – следуйте наставлениям этого стиха. В нем Шрила Рупа Госвами в кратце изложил суть всего учения Шри Чайтаньи Махапрабху.

Если хотите обрести любовь к Кришне – повторяйте Его имена. Какие? Самые лучшие имена Кришны связаны с Его жизнью во Вриндаване и Его дорогими преданными, враджаваси.

Есть одна замечательная молитва:

«О, мой дорогой Кришна! Снова и снова я кланяюсь Тебе, океану милости, другу падших душ и владыке творения. Ты предводитель пастухов (Гопеша),  возлюбленный гопи (Гопи-канта), но, что превыше всего, Ты – возлюбленный Шримати Радхики (Радха-канта)»[6].

В этой молитве говорится: «О Кришна, Ты очень добр, бесконечно милостив, очарователен и прекрасен. Молю, пролей на меня милость». Без смирения милость Господа обрести невозможно. Она приходит лишь к самым смиренным (дина-хина). Дождь падает и на вершину горы, но не задерживается там, а собирается в низинах и долинах. Низины сравниваются со смиренными преданными, а дождь – с милостью Кришны. Без смирения  невозможно получить милость, даже несмотря на то, что она разливается повсюду.

Поэтому молитва гласит: «О, друг падших (Дина-бандху)! У меня нет никаких достоинств, нет смирения, но Ты милостив ко всем. Дина означает «падший», и я, несомненно, принадлежу к числу самых падших. У меня непомерная гордыня, но я все равно не считаю свое положение жалким. Я погряз в материальном мире, но Ты – владыка всего творения (джагат-пате). Ты поддерживаешь всех во вселенной,  а значит, и меня».

До сих пор в молитве упоминались только имена Васудевы-Кришны, а теперь начинают звучать имена Кришны во Вриндаване. «О,  Гопеша, Ты повелитель гопов и гопи Вриндавана, но я не в их числе». Желая оказаться в их числе, автор молитвы теперь говорит: «Кроме того, Ты дорогой возлюбленный гопи». Это более возвышенное имя, но самое главное имя звучит в конце молитвы – Радха-канта. Оно означает: «Возлюбленный Радхи».

Повторяя эти имена, нужно помнить о связанных с ними играх Кришны.

О чем вы будете думать, произнося имя Дамодара? О том, как мама Яшода привязывает Кришну к ступе, а Он плачет, потому что она ругает Его. Но есть и другой Дамодара – Радха-Дамодара, или Кришна,  очарованный Шримати Радхикой. Поэтому, произнося имя Дамодара, можно думать и о том, как мама Яшода наказывает Кришну, и о том, как Шримати Радхика покоряет Его.

Лучше всего жить там, где происходили все эти игры, то есть во Вриндаване. Если  это невозможно физически, находитесь там мысленно.

Но и это еще не все. Шрила Рупа Госвами учит, что нужно быть под руководством такого вайшнава,  который, осознав внутреннюю природу души и познав суть всех писаний, каждую минуту наслаждается вкусом любовных взаимоотношений с Кришной. Такого вайшнава называют расика-таттва-джна. Без его руководства невозможно продвигаться по пути преданного служения.

 

Слава Шрилы Прабхупады

 

Вдохновляя людей петь святое имя, Шри Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж хотел дать именно эти возвышенные истины. Начинающих преданных он учил вайдхи-бхакти, но его сокровенным желанием было дать самую возвышенную любовь к Кришне.

Как я уже объяснял во Вриндаване, Шрила Свами Махарадж не  был последователем Адвайты Ачарьи. Адвайта Ачарья, или Маха-Вишну, нисходит каждую Кали-югу, чтобы установить религию эпохи (юга-дхарму), которая заключается в воспевании имен Бога. Наивысшей наградой за это является вайкунтха-према, любовь жителей Вайкунтхи. Однако Шри Чайтанья Махапрабху принес святое имя, полное враджа-премы. В этом заключалась Его исключительная милость. Такой же исключительной милостью обладал парама-пуджьяпад Шрила Свами Махарадж. Я провозглашаю, что он принадлежал к линии Шри Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Рупы Госвами. В этом его слава. И вместе с тем он, как и Шри Чайтанья Махапрабху, распространял юга-дхарму. Но он был рупануга-вайшнавом, последователем Рупы Госвами, или Рупы Манджари.

Я объяснял это и раньше, но некоторые преданные так и не поняли меня. Они сказали: «Вы недооцениваете нашего Гурудева». Но он не только ваш Гурудев, но и мой. Я поделился с вами моей любовью к нему,  только чтобы вы обрели еще больше его милости. Он дал мне особую возможность служить ему, и теперь я предлагаю сердечные пушпанджали его лотосным стопам.

Следуя всем наставлениям, которые дал вам Шрила Свами Махарадж, старайтесь развить в сердце такое же настроение, как у него, – любовь жителей Враджа, любовь гопи. Это наша цель. Начните с малого и постепенно оставьте все материальные желания ради удовольствия Кришны.

Я почтительно кланяюсь Его Божественной Милости Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу.

 

Перевод на русский: Таруни даси

Над текстом работали: Джагад-мохини даси, Шанти даси

 


[1]анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау

самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам

харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах

сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах 

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.4).

 

[2] щри-радхайах пранайа-махима кидришо ванайаива-
свадйо йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах
саукхйам часйа мад-анубхаватау кидришам вети лобхат
тад-бхавадхйах самаджани шачи-гарбха-синдхау хариндух

 («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6).

 

[3]шри-чайтанья-мано бхиштам
стхапитам ена бху-тале
сваям рупах када махьям
дадати свападантикам

(Шрила Нароттама дас Тхакур, «Шри Према-бхакти-чандрика»).

 

[4]Према-раса-нирйаса карите асвадана
Рага-марга бхакти локе карите прачарана
Расика-шекхара кришна парама-каруна
Эи дуи хету хаите иччара удгама

 («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.15-16).

 

[5]тан-нама-рупа-чаритади-сукиртананусмритйох

 крамена расана-манаси нийоджйа

тиштхан врадже тад-анураги джананугами

калау найед акхилам итй упадеша-сарам

(«Шри Упадешамрита», 8).

 

[6]хе кришна каруна синдху

дина бандху джагат-пате

гопеша гопика кантха

радха-кантха намо ’сту те

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж