?

Кому верить? Часть 3.

 (голосов: 1)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1667. Опубликовано: 30-09-2011, 19:25

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

"Кому верить?"

(часть третья)

Перт, Австралия, 27 декабря 1998 г.

 

Садхана - это процесс практики бхакти-йоги. Когда с помощью садханы появляется немного трансцендентной любви и преданности, но в незрелой форме, по достижении чистого совершенства (саттвы - гуны благости), ее называют бхава-бхакти. В бхава-бхакти душа может частично понять Kришна-прему, так же как свои отношения с Кришной и свое служение Ему. Тогда, через некоторое время проявится према.

Према (чистая любовь к Богу) - едина, но у нее есть пять стадий: шанта, сакхья, ватсалья и мадхурья. Шанта означает любовь и преданность к Богу без личного любовного служения Ему. В шанта-расе каждый думает « Бог является безграничным , а мы - Его крошечные неотъемлемые частички. Мы должны поклоняться Ему и выражать Ему наше почтение . Он очень милосерден.» Шанта-раса приходит, когда у дживы в сердце нет никакой привязанности к этому миру. Если есть материальные желания , то достичь шанта-расы нельзя. Шанта-раса может придти только после того, как джива обрела освобождение. Пример - четыре Кумара: Санак, Санандана, Санатана, и Саната Кумары. У них не было никаких мирских привязанностей, но они также не имели никакого личного любовного служения и преданности Богу.

Затем - настроение дасья-раса, служение Богу как своему Господину. Преданный в дасья-расе думает о Kришне так:

«Ты - мой Господин. Ты - основа всей вселенной, ее создатель и разрушитель.» Кроме того, в дасья-расе есть служение, как например в случае с Хануманом, который находится в настроении слуги. Мы можем служить Богу как он.

Затем - настроение сакхья-расы, служение Kришне как другу. Преданный в сакхья-расе думает так: «Бог - мой друг.» Если вы думаете также, вы можете относиться к Богу как к другу и служить Ему как друг. Есть два вида друзей; друзья в Айодхье (обители одного из воплощений Шри Кришны - Шри Рамы) и друзья во Врадже ( Личная обитель Шри Кришны). Друзья в Айодхье имеют дружеские отношения, но они покрыты трепетом и выражением почтения: «Бог выше, чем я». Рама со своими спутниками такими, как Сугрива, Лакшман и Сита, находятся в этих отношениях. У Шри Кришны есть друзья во Врадже, но эти друзья - очень близкие друзья. Кришна и Его друзья всегда проявляют преданность друг к другу на равных. Они могут спать на одной кровати. Они могут предложить остаки прасада Кришне, и Кришна также может поделиться остатками своей еды с ними. Они не думают, что Кришна -Бог. Это - мадхурья, сладость.

Можно думать и так: « Кришна - мой сын», или «Бог - мой сын». (Во Врадже, родители Kришны не знают, что Он - Бог. Они знают Его только как своего сына.) Эти отношения (ватсалья-раса) превосходят даже предыдущие отношения, которые я описал раньше. Если мы видим Бога как отца, мы не сможем служить ему, потому что отец служит сыну. Сын не служит отцу. Если мы хотим служить Богу в родительском настроении, то мы можем служить Ему как Его собственные родители. Отец возьмет этого сына на свои колени, обнимет Его и даст Ему сладости. Даже если отец стар, он все равно будет служить своему сыну.

Мы не должны считать Всевышнего Господа своим отцом. Эта идея противоречит
нашему желанию бескорыстного любовного служения Ему, потому что, если Бог - отец, то Он должен нам служить. Мы говорим нашему отцу: «О, отец, дай мне воды, дай мне хлеба и масла» . Но, если мы думаем, что Бог - это наш сын, то тогда мы сможем служить Ему. Это настроение называют ватсалья-бхава - отцовство или материнство. Это еще прекраснее и сладостнее дружбы.

Выше ватсалья-расы - стоит мадхурья-раса (супружеская любовь). Мадхурья-раса имеет два вида настроения. Те женщины, которые замужем за Kришной согласно ведическому закону и Кришна - их муж, находятся в свакия-бхаве. Примеры этих отношений - Рукмини и Сатьябхама. Женщины в другом настроении, не-супружеской любви, (паракия-бхаве), не имеют никакой иной причины для любовных отношений, кроме как самой любви. Их высшая стадия любви не зависит, от того были они сочетаемы браком или нет. Гопи Враджа - тому пример.

В связи с этим, было огромное разногласие между ачарьями из сампрадайи, таких как Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишнусвами, Нимбадитья и Валлабхачарья. Они не признавали любовь гопи Враджа. Они признают любовь только тех, кто был замужем за Кришной - любовь Рукмини и Сатьябхамы.

Во Врадже, гопи не замужем за Кришной, но они всегда думают о своей любви к Нему в настроении паракия. Внешне находясь замужем за кем-то другим, с самого рождения и всю оставшуюся жизнь гопи всегда думают о Кришне как своем Драгоценном Возлюбленном. Шри Чайтанья Махапрабху и чистые преданные в Его линии, такие как Шри Мадхавендра Пури, Шри Ишварапури-пад и другие, принесли нам знание о паракия-расе с Голоки Вриндавана. Другие сампрадая-ачарьи не хотят признать это.

В свое время, Шрила Джива Госвами имел два вида учеников: тех, кто хотел следовать настроению, что Бог может быть возлюбленным, и тех, кто полагал, что возможна только супружеская любовь - они считали « Кришна - Всевышний Господь, и Он не может нарушать законы шастр (священных писаний). Я не могу принять это. Он не сделал бы этого».

Вот какие два вида учеников были у Шрилы Дживы Госвами.

Шри Кришна воплотился в форме Шри Чайтаньи Махапрабху, взяв красоту и настроение, присущее Шримати Радхике. В этой форме Он проповедовал в этом мире через киртан - воспевание Святых Имен Бога:

 

«Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

 

Шри Чайтанья Махапрабху пришел , чтобы показать путь чистой спонтанной преданности (рагануга-бхакти). Для тех учеников, которые были Вайшнавами высшего уровня, идущими путем рагануга-бхакти, Шрила Джива Госвами написал один вид литературных произведений, а для другой группы - другой. Он хотел постепенно подвести вторую группу к пониманию и осознанию настроения чистой любви между Кишной и гопи.

После ухода Дживы Госвами, среди его учеников возник спор о том, какое настроение более возвышенно - свакия-бхава или паракия-бхава. Они видели различие между ними, хотя в действительности нет никакой разницы. Джива Госвами давал настроение свакия с точки зрения таттвы (сидханты - абсолютной истины). С точки зрения духовного знания или философии, все и всё принадлежит и произошло от Krsna, таким образом нет никого, кто не принадлежит Ему - паракия (принадлежащий другому). Гопи - это проявления Его сварупа-шакти, Шримати Радхики. Они не отличаются от Шримати Радхики. Из этого следует, что нет никакой паракии - все - свакия. * (См. Примечание 1)

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Рагхунатха дас Госвами приняли и объяснили паракия лилу (духовные игры ) или раса-таттву, трансцендентную сладость. Так, они оба правы. Джива Госвами принял нижеследующее утверждение из Шримад-Бхагаватам, и это также объяснил Рупа Госвами :

 

пати-сутанвайа-бхратр-бандхаван
ативилангхйа те 'нти ачйутагатах
гати-видас таводгита-мохитах
китава йошитах кас тйаджен ниши

 

Дорогой Ачьюта, Ты прекрасно знаешь, почему мы пришли сюда. Только такой хитрец, как Ты, может оставить молодых девушек, которые пришли среди ночи чтобы увидеть Тебя, очарованные сладкозвучной песней Твоей флейты. Только, чтобы увидеть Тебя, мы полностью отреклись от своих мужей, детей, предков, братьев и других родственников.

(Гопи гита, стих 16)

 


на парайе 'хам ниравадйа-самйуджам
сва-садху-кртйам вибудхайушапи вах
йа мабхаджан дурджайа-геха-шрнкхалах
самвршчйа тад вах пратийату садхуна

 

Я не в состоянии отплатить за ваше идеальное служение Мне, даже в течение целой жизни Брахмы. Ваша связь со Мной - безупречна. Вы поклонялись Мне, отрекаясь от всех родственных и семейных отношений, оставить которые чрезвычайно трудно. Поэтому, пожалуйста, пусть ваши превосходные деяния послужат вашей наградой за него.

(Шримад-Бхагаватам, 10.32.22)

 

Настроение паракия прекрасно просматривается в большом количестве стихов Шримад-Бхагаватам. Паракия присутствует и на Голоке Вриндавана, иначе откуда бы она появилась в праката-лиле (проявленных играх Шри Кришны) во Врадже? Есть различие только во мнениях некоторых учеников Дживы Госвами, но фактически, никакой разницы нет. Есть очень много вещей, которые я хотел бы объяснить, но теперь уже поздно.

Мы должны принять бхакти-йогу; сделать это очень легко. Вы можете воспевать Святое Имя Бога днем или ночью, будь Вы индусом, мусульманином или христианином, или последователем какой-нибудь другой религии. Даже животные могут услышать, как Вы громко поете, и также достичь освобождения. Вы можете повторять имя Харе Кришна, будучи как бедным, так и богатым. Вы можете воспевать совершив омовение, до или после еды, сидя, лежа - в любых условиях. Это не зависит от богатства или положения. Мантра Харе Кришна - суть всех священных ведических писаний. Поэтому мы должны попробовать спеть:

 

«Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

 

Мы изобрели разделения, основанные на различии « Это - Индия, это - Америка, это - Австралия». Мы создали паспорта и визы. Но Бог один - он неделим. Бог - один, и мы можем воспевать Его и молиться Ему, чтобы Он пролил Свою милость на нас. Это воспевание Святого Имени Бога - наивысший процесс для достижения совершенства жизни. Таким образом, мы должны стараться практиковать повторение Святого Имени.

 

* Примечание 1: « Шрила Джива Госвами и Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур в своих комментариях по Шри Уджжвала-Ниламани представили детализированное обсуждение свакии и паракии. Оба заключения являются истинными. Единственное различие - их угол видения. Шрила Джива Госвами одобрил свакию с точки зрения таттвы, тогда как Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур поддержал паракия-бхаву с точки зрения лилы.» (Рага-вартма-чандрика, с. 93-94) 

То, что гопи являются сварупа - шакти Шри Кришны, Его собственными личными экспансиями, есть установленная истина, следовательно, они - свакия Шри Кришны, то есть Его собственные. [слово «сва» - « собственный», и слово пара - « другой».] Нет никакой возможности того, что они были женами кого-то другого. Однако, мы видим, что в паракия-лиле, гопи действительно кажутся чьими-то женами, но это - только обманчивое суждение, созданное Йогамайей.

В утверждении Шри Дживы Госвами есть тайное значение, которое, если его обнаружить, автоматически развеет все сомнения. Уважаемый Шри Джива Госвами, выдающийся последователь Шрилы Рупы и Санатаны Госвами, является таттвачарьей гаудиа-Вайшнавов. Кроме того, он - манджари в Кришна-лиле. Поэтому, нет никакой истины, неведомой ему. Те, кто не понимает его сокровенных намерений, устраивают споры и отвергают его идеи, представляя свои собственные выдуманные интерпретации. Согласно учению Шри Рупы-Санатаны, нет никакого различия между паракия и свакия лилами. Они идентичны». (Рага-вартма-чандрика, с. 95-96).

 

Перевод:

Сурати д.д.

Редакция:

Вамшивадан дас

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж