?

Экадаши - основа чистого бхакти.

 (голосов: 2)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1913. Опубликовано: 3-12-2011, 18:43

«Экадаши - основа чистого бхакти»

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж 

Февраль 1997, Муруиламба, Австралия

 

 Сегодня – экадаши-врата, и я думаю большинство из вас соблюдают её. Следовать Экадаши так, как это делал Амбариша Махарадж, редко кому удаётся. Мы должны стараться, но на нас влияет нынешний век, Кали.

 Махарадж Амбариша жил в Сатья-югу, и он был настолько силён, что мог поститься год, без сна, стоя на одной ноге, без воды, и даже не дыша. В Кали-югу мы не настолько сильны и продвинуты; но мы удачливы. Шри Чайтанья Махапрабху объяснил, что в Экадаши, если мы голодны, мы можем есть фрукты, овощи или пить молоко. Но мы не должны есть постоянно. Мы не должны, если голодны, выпить литр одного сока, через полчаса – литр другого сока, ещё через полчаса – литр третьего сока, а ещё через полчаса съесть варёный картофель или другие овощи, ещё через полчаса напиться воды, съесть полкило панира с сахаром и запить рабри. Мы должны есть ровно столько, чтобы не заснуть и поддержать силы.

 Бодрствуя весь день, мы должны проводить Экадаши в повторении святых имён и размышлениях о Кришне, как Амбариша Махарадж. Он был правителем всего мира, семьянином, и внешне занят мирскими заботами. Дурваса Муни был брахманом и йогом высшего класса. Он мог проклясть на смерть, и вернуть к жизни. Он был Брахма-риши, могущественным брахмавади. Он думал: «Я родился в семье брахманов в династии Шанкары (Шивы). Я – проявление Шивы, сын Атри и Анасуи, которые являются высоко учёными уттама-бхакта вайшнавами. Мои родители дали так много наставлений Сите-деви, которая не кто иная, как Сама Лакшми, когда Она и Рама посетили обитель моих родителей. Я – самый могущественный и величайший человек в этом мире. Я могу в один миг совершить что угодно!» Однако, Дурваса Муни никогда не соблюдал Экадаши!

 Однажды, в своём дворце в Мадхуване, в Матхуре, Амбариша Махарадж соблюдал маха-двадаши, без воды и сна. Он погрузился в круглосуточное повторение, памятование, в молитвы и служение Божествам. На следующий день, поклонившись Шри Кришне, он готовился вот-вот прервать пост, но тут к нему во дворец пришёл Дурваса Муни.

 Дурваса был как Бог, брахмавади, достигший наивысших реализаций, но он не соблюдал Экадаши. Амбариша Махарадж предложил ему прервать Экадаши, приняв маха-двадаши паран, после чего он сам смог бы почтить прасад. Дурваса Муни ответил: «Да, но сперва я должен совершить омовение, неподалёку, в Ямуне. Я скоро вернусь».

 Его не было так долго, что до времени прерывания поста Экадаши осталось несколько минут. Амбариша Махарадж думал: «Что же делать? Ко мне пришёл Брахма-риши, сиддха-маха-йог. Он – необычный человек. Я должен оказать ему почести, сначала предложив маха-прасад ему, и лишь затем принять его сам. Иначе, я совершу пренебрежение ведической культурой и могу попасть в ад. Но, с другой стороны, я обязан следовать экадаши-врате, которая не является мирской деятельностью. Она трансцендентна, и если я буду пренебрегать ею, и не приму маха-прасад в положенное время, я могу утратить своё бхакти. Что же делать? Оказать почтение этому брахману или бхакти

 После долгих раздумий, он принял взвешенное решение оказать почтение бхакти: «Я никак не могу пренебречь бхакти, даже если мне придётся пожертвовать чем-то мирским (процветанием), или отправиться в ад. Я прерву пост Экадаши в положенное время». И он выпил каплю воды, сперва предложенной Кришне, называемой чаранамрита

Если соблюдать Экадаши без сока или воды, то прерывать пост можно чаранамритой. Но если употреблялись вода, фрукты, сок, молоко или овощи, Экадаши следует прерывать зерновыми. Иначе, Экадаши будет считаться невыполненным. 

Амбариша Махарадж подумал: «Я не пил даже воду, когда соблюдал Экадаши, поэтому, выпью-ка я чаранамриту. Так, не съев зерновых, я тем самым окажу почтение брахману».

 Но как только он выпил каплю чаранамриты, появился Дурваса Муни. Он воскликнул: «Я знал! Никакой ты не бхакта! Я – сиддха-брахман! Ты знаешь моё происхождение! Тебе известно моё великое могущество, и всё равно ты осмелился проявить ко мне неуважение! Я испепелю тебя!»

 И он вырвал прядь своих волос, бросил её оземь, повелев ей стать огнем. И этот демон огня понёсся к Амбарише Махараджу, намереваясь сжечь его дотла. Но тут появилась Сударшана-чакра: Шри Кришна приказал Своей чакре всегда защищать вайшнавов, тех, кто принял Его прибежище. Сударшана уничтожила демона огня и направилась к Дурваса Риши, который пустился наутёк. Он вопил: «Спасите! Помогите!»

 Когда демон огня приблизился к Амбарише Махараджу, царь воспевал святые имена и был бесстрашен. Он думал так: «Погибну я или останусь в живых, зависит только от Шри Кришны». Он полностью полагался на Шри Кришну, и Сударшана-чакра спасла его. Однако Дурваса Муни, хоть и был могущественным брахманом и йогом высокого класса, боялся смерти и сбежал. Сначала он попытался обрести защиту у своего отца, Господа Шивы. Но тот, завидев его приближение, крикнул: «Не приближайся! Уходи отсюда! Я знаю, почему ты бежишь. Ты замахнулся на вайшнава. Я знаю, как могущественны вайшнавы, и я всегда страшусь оскорбить их. Если я спрячу тебя, чакра убьёт и меня!»

Тогда Дурваса Муни отправился к Брахме, но тот тоже отказал ему. Тогда он пришёл к Вишну и взмолился: «О Вишну! Спаси меня от Своего оружия! Я спрячусь у Тебя!»

Господь Вишну сказал: «Я бессилен помочь тебе. Я подчиняюсь своим бхактам. Они преданы Мне, и Моё сердце у них во власти».

шри бхагаван увача

ахам бхакта парадхино хй асватантра ива двиджа садхубхир

граста-хридайо бхактаир бхакта джана-прийах

Всевышний Господь сказал брахману: "Я нахожусь во власти Моих преданных. У Меня нет независимости. Мои преданные не имеют никаких материальных желаний, и Я нахожусь в их сердцах. Что уж говорить о Моём преданном, и даже о тех, кто является преданными Моего преданного! Они очень дороги Мне" («Шримад-Бхагаватам», 9.4.63).

 Если заноза в ступне, то эта заноза и в уме. Чтобы не думать о ней постоянно, её надо вытащить из ступни. Поэтому Господь Вишну говорит: «Вайшнавы для Меня – всё. Моя обязанность защищать их. Если ты хочешь спастись, немедленно ступай к Амбарише Махараджу. Не думай, что он простой семьянин или царь-кшатрий. Не думай о нём свысока. Он в Моём сердце. Окажи ему почтение».

 Мирские люди думают: «У меня такое образование, я так богат и влиятелен. Эти вайшнавы ни на что не годны, они лишь повторяют Харе Кришна, и бездельничают». Не думайте так. Лучше станьте настоящим, искренним вайшнавом. Тогда Шри Кришна защитит вас и дарует вам кришна-прему.

 По приказу Господа Дурваса Риши помчался к Махараджу Амбарише. Дурваса взмолился: «Пожалуйста, спаси меня от Сударшана чакры! Её жар обжигает меня!» Тогда Амбариша вознёс молитву: «О, Господь! Если я когда-нибудь совершал преданное служение Шри Кришне, тогда, пожалуйста, спаси этого брахмана!» И в следующий же миг Сударшана чакра остыла и вернулась к Господу Вишну.

 Пока Дурваса Риши спасался от оружия Господа, прошёл целый год. И за этот год Амбариша Махарадж ничего не ел. Фактически, когда он вновь предстал перед Амбаришей Махараджем, царь с большим смирением принёс ему свои извинения. Он сказал: «Я – ничто. Я – не преданный. Я проявил к тебе неуважение, прервав пост». Дурваса Муни простёрся на земле перед лотосными стопами Амбариши Махараджа, и тот обнял его.

 Амбариша Махарадж попросил его смилостивиться и почтить маха-прасад. После этого Дурваса поделился своим новым пониманием - того, что преданные ещё могущественнее, чем Сам Кришна. Кришна наделил вайшнавов всем Своим могуществом. Но они скрывают это и «обманывают» других, преподнося себя как «падших». Тринад апи суничена. Хоть они и невероятно могущественны, они так добры, смиренны и вежливы.

 Дурваса Риши с радостью принял маха-прасад, после чего Амбариша Махарадж также почтил прасад вместе со всей своей семьёй.

 Будьте такими же: смиренными, с сильной верой в преданное служение Шри Кришне и Экадаши. Мы можем посвятить свой ум, жизнь и душу соблюдению Экадаши. Экадаши защитит нас, ибо это – основа према-бхакти.

 Шрила Бхактивинода Тхакур написал: мадхава титхи бхакти джанани джатане палана кори. Экадаши – это мадхава-титхи, Сам Кришна. Священные дни вроде Экадаши – это бхакти джанани, мать према-бхакти. Мы должны стараться следовать ему насколько это возможно чисто, избегая многократного приёма пищи и воды в течение дня.

 Если возможно, соблюдайте Экадаши даже без употребления воды (нирджала), или принимайте немного прасада раз в день, если это невозможно для вас. Много немощных стариков могут соблюдать нирджала-экадаши, так почему бы этого не делать вам, молодым и сильным? Постарайтесь соблюдать его таким же образом. Однако, если в результате такого поста у вас кружится голова и клонит в сон, какая от этого польза? Старайтесь думать о Кришне, общаться с вайшнавами, читать священные писания и день и ночь возносить молитвы. Вот одна из таких молитв:

хе кришна каруна синдху дина бандхо джагат пате

гопеша гопика канта радха канта намо сту те 

«Я предлагаю свои бесчисленные молитвы Тебе, о Кришна! Ты – океан милости, друг падших, повелитель творения, и главный среди пастушков. Ты – Гопи-канта, возлюбленный гопи, и прежде всего, Ты – Радха-канта, возлюбленный Шримати Радхики.

Соблюдение Экадаши даёт больше духовной силы, чем брахма-гьяна (знание о духе, отдельном от материи) и брахма-йога-самадхи (растворение в имперсональном сиянии Господа).

………………………. 

Перевод: Вамшивадан д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж