?

Почему так необходим вайшнавский этикет.

 (голосов: 2)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1487. Опубликовано: 6-12-2011, 10:19

Шрила БВ Нарайана Махарадж
Почему так необходим вайшнавский этикет
4 июля 2000 г., Уэльс (Великобритания)

 

 

В этом мире есть два типа людей. Человек первого типа не имеет понятия о том, кто Бог и кто он сам; считая себя физическимтелом, он всегда поглощен удовлетворением своих чувств. Такие люди делятся, в свою очередь, еще на две категории: одниподобны животным, а другие — демонам. Демоны всегда восстают против преданности Богу. Люди, подобные животным, не противпреданности, но и не расположены к ней, поскольку ни на секунду не могут оторваться от своего чувственного наслаждения. Онив полном невежестве. Они животные, хотя обликом походят на людей; они постоянно поглощены удовлетворением чувств. Дхарменахина пашубхисамана. Они подобны коровам, свиньям, собакам, верблюдам и самым глупым из животных — ослам. Те, кто неявляются демонами, но не совершают бхаджан, подобны таким невероятно глупым ослам. Ослиха лягает осла задними копытами, ион без конца таскает тяжелые тюки прачечника. Те, кто не совершает бхаджан, относятся к этой категории, даже несмотря нато, что внешне походят на людей.

Тех, кто благоприятно настроен по отношению к преданному служению, также можно разделить на две категории. Первые делаютчто-то для бхакти, но не следует процессу, этикету, правилам и предписаниям преданного служения. Таких людей огромноечисло, в то время как истинных преданных очень немного. И даже во второй категории, меньшей по числу и состоящей изпреданных, есть много подкатегорий. Некоторые получили посвящение, но не совсем правильно. Они, возможно, получилипосвящение у кула-гуру (семейных гуру) или же у падших, так называемых “гуру”, которые не имеют квалификации, или же упсевдо-гуру третьего сорта, почитающих себя за гуру. Последних больше всего. Есть также те, кто получил посвящение удостойного преданного, но эта дикша не была настоящей (видвадрудхи, когда ученик принимает наставления гуру и шастр в своемсердце), а лишь формальной (анустханик). Такой ученик думает: “Для меня провели священную огненную церемонию (агни-хотру),и Гурудева дал мне священный шнур”, а женщины думают: “О, Гурудева дал мне духовное имя!”. Такие преданные обычно носятбольшую тилаку и большие кантхи-малы на шее, но настоящей дикши у них не было. Божественное знание (дивья-гьяна) не пришлок такому ученику, и его дурные греховные привычки не полностью ушли из его жизни. Таких преданных больше, чем настоящих. Ибольшинство из нас относится к этой категории.

Некоторые могут быть выше описанного уровня, но большинство действительно относится к этой категории. У них нет истинныхотношений с Кришной, нет таттва-гьяны о кришна-таттве, джива-таттве или майа-таттве. Они не знают, кто такой Кришна, каковыфилософские истины (таттва-сиддханта) о Кришне, они не знают, что такое преданность и что такое раса. Они ничего этого незнают. Они сидят и шевелят губами и языком, изображая повторение мантры, но сами не знают толком, что делают. Или когдатакой преданный повторяет дикша-мантры, например, гуру-мантру, о чём он в это время думает? Минут через десять он ловитсебя на мысли: “Ой, чем же я занят?” Он понимает, что либо задремал, либо думал о чём-то постороннем. Потом он переходит кповторению гаура-мантры, но опять витает в облаках. Через полчаса он снова ловит себя на мысли: “Чем же я занят?”. Внутринего постоянно идёт такая борьба. Подобных преданных большинство. Скорее всего, мы в этой категории. Когда таким преданнымприходят на ум какие-то мирские вещи, например, мысли о работе или о чём-то подобном, они становятся очень внимательными исобранными. Они только и думают, что о компьютерах, о том, об этом, но когда дело доходит до Харе Кришна маха-мантры, догуру-мантры и других мантр, они не могут посвятить этому свою энергию. Когда к ним приезжают чистые преданные, они вкакой-то степени вдохновляются, но после отъезда вайшнавов даже это вдохновение покидает их. Таких преданных больше, чемнастоящих.

Даже тем, кто уровнем повыше, все равно чего-то не хватает. Они не могут следовать тринад апи суничена тарор апи сахишнунааманина манадена киртанийа сада харих (Шикшаштака, текст 3), не могут следовать даже наставлениям Шрилы Рупы Госвами в “ШриУпадешамрите” (текст 1):


вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам притхивим са шишйат

 

Я полагаю, очень много преданных не понимают смысла этого стиха. Их это не волнует. Можете себе представить, что это запреданные.

Шри Чайтанья Махапрабху сказал Шриле Санатане Госвами в Варанаси: “Ты должен быть бхадра”. Бхадра означает “выглядетьчисто и опрятно”. В то время у Шрилы Санатаны Госвами были длинные волосы и борода, и одежды его были очень грязные. Онвыглядел как нищий мусульманин, идущий в Мекку петь “Аллах Хода!” Махапрабху велел Санатане наставление немедленно пойти наГангу, побриться, хорошо вымыться и нанести тилаку. Санатана тотчас же сделал это и теперь выглядел как вайшнав. Мы можемувидеть здесь очень много преданных, которые не ставят тилаку и не бреются. Они носят один ряд кантхи-мал, которые даже некасаются их шеи [т.е. они прячут их на груди]. Это означает, что у них нет интереса к принципам преданного служения. Они,конечно, приходят на лекции, поэтому можно сказать, что какой-то интерес есть, но они не желают следовать всем необходимым правилам.

Однако правила и определенный этикет есть везде, например в армии — солдаты должны носить военную форму, и если они неделают этого, их тут же наказывают. Они должны бегать по две-три мили в тяжелых сапогах и с тяжелыми автоматами: “Бегоммарш — раз-два, раз-два!”. Вот это дисциплина. Подобным же образом, у вайшнавов тоже должна быть определенная дисциплина.Если мы не можем почитать вайшнавский этикет и следовать ему, как мы обретем возвышенную враджа-прему? Враджа-према даетсяне так легко. В Писаниях сказано, что достаточно повторения даже одного святого имени, чтобы достичь совершенства. Мы жевоспеваем так много имен, но никакого результата. Поэтому необходимо следовать всем этим правилам. Сначала должен бытьвайшнавский этикет, мы можем довольно легко следовать ему. Как мы знаем, Шри Чайтанья Махапрабху, Шри Нитьянанда Прабху,Шрила Рупа Госвами и все спутники Господа были парамахамсы, но тем не менее следовали вайшнавскому этикету. Почему же намне следовать? Просто носить кантхи-малы и четки еще не достаточно. Сперва должно быть следование этикету, и это называетсявайшнава-садачар.

Наш Шрила Рупа Госвами, Джива Госвами, Санатана Госвами и другие ачарьи установили определенные правила и предписания длятех, кто не может по-настоящему следовать [т.е. cовершать бхакти]. Для кого устроены тюрьмы? Для тех, кто не можетследовать закону, для тех, кто причиняет другим беспокойства. У нас нет вкуса [к бхакти]. Как он может прийти? Этопроизойдёт, если мы будем следовать правилам и предписаниям, которые дали нам Рупа Госвами, Санатана Госвами, Шри ЧайтаньяМахапрабху. Но если мы пренебрегаем всем этим, отказываемся следовать этикету вайшнавов, как мы можем надеяться обрестивраджа-прему? Наоборот, в этом случае мы будем наказаны.

Для тех, кто следует этикету, дается указание:


вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам притхивим са шишйат

 

Если вы хотите стать специалистом в какой-то области, вы должны следовать существующим правилам и предписаниям для этого:каждый день сидеть над учебниками, делать домашние задания, которые дает вам учитель или профессор. Нужно ежедневнопосещать занятия, и не только посещать их, но еще и внимательно слушать лекции и проявлять в учебе усердие.

Вачо вегам — умение управлять своим языком. Язык очень трудно поддается контролю. Он бескостный и может как угоднозакручиваться в ту и в эту сторону, может становиться длинным или коротким. Он без костей, и потому неуправляем. Никто неможет контролировать свой язык. Наверное, легче управлять ветром, чем своим языком. И этот язык создает для нас самыеразные проблемы. Драупади была очень возвышенной преданной, следовала всем правилам преданного служения. Она могла всегдасовладать с собой и даже с пятью мужьями. Но однажды она сказала Дурьодхане: “Слепой отец, слепой и сын”. Только это, ноДурьодхана пришел в страшный гнев, и это стало причиной великой битвы, описанной в “Махабхарате”, где были убиты сотнитысяч людей. Другой пример — Сита-деви, супруга Господа Рамачандры. Она тоже не смогла сдержать свой язык, сказав обидныеслова Лакшману, из-за чего произошла битва, описанная в “Рамаяне”.

Поэтому старайтесь контролировать свой язык. Если вы хотите жить в мире и спокойствии и совершать бхаджан, не ссорьтесь сосвоими женами и мужьями, сыновьями и дочерьми, с другими преданными. Я вижу, так много проблем возникает только из-занеобузданного языка. С сегодняшнего дня вы должны пообещать: “Я не буду ссориться со своей женой (или мужем), с детьми, сГурудевом, с другими преданными”. Если вы управляете своим языком, гнев также будет под контролем. Без этого вы не сможетесдерживать свой гнев.
Кроме того, язык постоянно хочет наслаждаться вкусной пищей. Если вы не сдерживаете его, ваше вожделение будетусиливаться. Ваш желудок будет испорчен, и очень скоро вы превратитесь в дряхлого и бесполезного старика. Шрила РупаГосвами в следующем стихе объясняет как контролировать шесть побуждений (Шри Упадешамрита, текст 2):


атйахарах прайасаш ча
праджалпо нийамаграхах
джана-сангаш ча лаулйам ча
шадбхир бхактир винашйати

 

Не ешьте слишком роскошную пищу. Не погружайтесь с головой в деятельность пяти чувств, иначе это тоже будет атйахара.Объясни, что я сейчас сказал.

 

Шрипад Аранья Махараджа: Шрила Гурудев объясняет, что переедание — это не только грех языка. “Перееданием” могут страдатьвсе пять чувств. Если глаза блуждают то здесь, то там, рассматривая материальные объекты, это тоже...

 

Шрила Нараяна Махараджа: К примеру, вы видите очень красивую юную девушку, ваш взгляд упал на нее совершенно случайно. Вэтот момент переведите ваш взгляд на Кришну, на Божество (виграха), на вайшнавов. Если вы будете продолжать смотреть,смотреть и смотреть на эту девушку, у вас появится привязанность к ней, и вы станете ее “дасом”. Вы не сможете удержаться.Это касается всех чувств.

Атйахарах прайасаш... Не пытайтесь стать знатоком астрологии, не читайте ничего, кроме книг о бхакти. Не ходите кхиромантам, которые скажут вам: “Вот это линия твоей жизни, вот линия твоего богатства, а это линия твоего сына идочери...”

Всегда старайтесь вовлекать все свои чувства в кришна-бхакти, в развитие сознания Кришны. Учитесь тому, как удовлетворитьсвоего Гурудева. Этого достаточно. Если вы не учились в школе или колледже, ничего страшного. Вы можете стать счастливымчеловеком, просто воспевая Святое Имя, совершая служение и выполняя указания своего Гурудева. Тому есть очень многопримеров — жизнь Шрилы Харидаса Тхакура и других. Вы не станете счастливыми с помощью материальных усилий. Не старайтесьобрести совершенство в мирских вещах. Старайтесь достичь совершенства в кришна-бхакти, старайтесь воспевать чистое Святое Имя.

Атйахарах прайасаш ча праджалпо... Не болтайте праджалпу. Не говорите о глупых вещах. Говорите только о том, чтоблагоприятно для бхакти. Если вы говорите о Кришне и о кришна-бхакти, это хорошо, но не критикуйте тех, кто подобен Камсе иДжарасандхе. Как поступить с ними? Выбросить из головы, и лишь только прославлять Нанду, Яшоду, гопи, гопов, Кришну и всехпреданных. Держитесь как можно дальше от всех посторонних вещей.

Не беспокойтесь слишком о том, как поддерживать свою жизнь. Если вы преданный низшего уровня, можете делать что-то дляэтого. Однако, когда вы станете более зрелым, вам не нужно будет ничего делать. Всё, что необходимо, будет приходить самособой.

Прайасаш ча праджалпо нийамаграхах... Нужно все время помнить: “Я должен повторять Святое Имя”. Сколько? Один лакх (стотысяч имен, 64 круга). Если не можете, то хотя бы пятьдесят тысяч имен (32 круга), не меньше. Если не можете это, то такили иначе старайтесь повторять по 25 кругов в день. Но если даже на это вы не способны, тогда вам нужно немедленноутопиться в океане. Может быть, в следующей жизни вы сможете повторять Святое Имя. Если вы не можете в этой жизни повторятьхотя бы столько, то несомненно вам нужно броситься в Тихий или Атлантический Океан. Но, я думаю, вы можете повторять СвятоеИмя, ничего трудного в этом нет.

Если вы хотите быть преданным, старайтесь следовать всем этим предписаниям. Если вы повторяете Наму, а в это время вашГурудев или другой возвышенный преданный дает лекцию, что вы должны делать? Продолжать повторение джапы и закончить своикруги или же слушать хари-катху Гурудевы? Что вы должны делать? Вы должны пойти слушать хари-катху. Благодаря этомуслушанию ваше повторение святого имени будет очень хорошим, качественным и, кроме того, вы сможете повторить все своикруги. Вы сможете повторять много кругов. Поэтому не нужно совершать нийамаграхи. Объясни два значения этого слова.

 

Шрипад Аранья Махараджа: Гурудев объясняет значение слова нийамаграха. Нийамаграха означает “не следовать правилам ипредписаниям”. Это хорошо понятно, но есть и второе значение этого слова — чересчур усердствовать в следовании правилам ипредписаниям, настолько, что это не усиливает ваше бхакти, а наоборот, становится препятствием.

 

Шрила Нараяна Махараджа: Если вы хотите развить свое сознание Кришны, обрести вкус к Наме и играм Кришны, вы должныследовать третьему стиху:


утсахан нишчайад дхаирйат
тат-тат-карма-правартанат
санга-тйагат сато вриттех
шадбхир бхактир прасидхйати

(Шри Упадешамрита, текст 3)

 

Когда приходят проблемы, мы опускаем руки и думаем: “Я повторяю так много кругов — больше шестнадцати, и все равно столькопроблем. Больше не буду, брошу я это повторение”. Не думайте так. Утсахат. Утсахат означает “с энтузиазмом”. Если естьэнтузиазм, вы сможете повторять даже больше одного лакха. Нишчайат означает убежденность или вера: “Рано или поздно яобязательно обрету кришна-прему. Я должен обрести ее!”

Если вы хотите кришна-премы, с великой решимостью совершайте шраванам киртанам вишну смаранам пада-севанам, и особенносадху-санга, нама-киртан, бхагавата-шраван, матхураваса и шри мурти шраддхайа сева. Прежде всего это. А уж потом можетеделать что-то для своего поддержания. Святое Имя все устроит для вас.

Утсахан нишчайад дхаирйат тат-тат-карма-правартанат, санга-тйагат... Не общайтесь с дурными людьми, даже если это вашотец, муж или даже гуру. Если вы желаете обрести кришна-прему, вы должны оставить такого “гуру”, что уж говорить о муже,детях и остальных. Кришна спасет вас. Он ваш вечный муж и возлюбленный, совершенный и наивысший.

А такие материальные мужья— обманщики, и такие жены — обманщицы. Они никогда не смогут спасти вас. Муж любит жену лишь только потому, что она,возможно, красива. Но если у жены появится хоть небольшое желание быть с кем-то другим, муж прогонит ее. Или же женаневзрачна и даже страшновата, у неё двое-трое детей, в этом случае муж тоже может оставить ее и взять новую жену. А женыделают то же самое с мужьями. Повсюду такие проблемы.

Санга тйагат сато вритте. Всегда старайтесь следовать правилам и предписаниям вайшнавов, этикету вайшнава-садачара. Иногдапреданным матха приходят в голову такие идеи: “Мы, конечно, преданные, но почему бы нам не начать производство чего-нибудь?изделий? Мы сможем продавать это и одновременно совершать хари-бхаджан.Таким образом нам не нужно будет ходить и проситьпожертвования”. На самом деле вам придется отдавать еще больше сил и энергии, чем если бы вы ходили собирать пожертвования.Если хотите воспевать Святое Имя, вы не сможете производить множество разных изделий. В противном случае все ваши силыбудут уходить в этот бизнес. Поэтому следуйте этикету, который установили для нас Госвами, следуйте их примеру и примерудругих преданных, даже грихастх — как они поддерживали свою жизнь.

 

дадати пратигрихнати

гухйам акхйати приччхати

бхункте бходжайате чаива

шад-видхам прити-лакшанам


(Шри Упадешамрита, текст 4)

 

Всегда оставайтесь вместе с вайшнавами. Всегда. Старайтесь почитать и уважать их в соответствии с их уровнем — каништха,мадхйама или уттама. Если у вас нет вкуса — снова и снова повторяйте Святое Имя. Это лекарство, это диета, и это всё и вся.Не критикуйте вайшнавов. Никогда-никогда. Иначе вы совершите оскорбление, и ваш росток бхакти будет вырван с корнем.


тан-нама-рупа-чаритади сукиртанану-
смритйох крамена расана-манаси нийоджйа
тиштхан врадже тад-анураги джананугами
калам найед акхилам итй упадеша-сарам


(Шри Упадешамрита, текст 8)

 

Немедленно, тотчас же начните следовать этому. Будьте во Вриндаване, всегда следуя руководству расика-,таттвагья-вайшнавов и гуру. Всегда следите за тем, чтобы язык непрестанно воспевал: “Хе кришна каруна-синдхо дина-бандходжагат-пате гопеша гопика-канта радха-канта намо ‘сту те”. Непрестанно воспевайте имена Радха-Рамана, Радха-Расабихари иРадха-Канта. Шри Чайтанья Махапрабху дал нам самую возвышенную мантру, Харе Кришна маха-мантру. В ней есть все имена и всерасы. Сейчас вы не в состоянии понять это, но однажды, если вы станете возвышенными вайшнавами, вы сможете понять. Какиеимена вы должны воспевать? Самые прекрасные и возвышенные: Радха-Рамана, Радха-Расабихари и др. Своим языком всегдавоспевайте, а своим умом постоянно помните о сладостных играх Радха-Дамодары, Радха-Расабихари и Радха-Раманы. Такова сутьвсех наставлений шастр.

Если вы получили посвящение дикша, не пренебрегайте тем процессом повторения гайатри-мантр, который вам дал гуру. Помнитео Божестве мантры, старайтесь предаться Ему, молитесь Ему и стремитесь к атма-ниведанам. Старайтесь полностью понять всемантры, которые дал вам гуру.

Мы пришли сюда в этот мир не только для того, чтобы заниматься менеджментом. Если вы менеджер проповеднического центра,этого еще не достаточно. Зачем управлять таким центром, где вы сами не следуете всем этим принципам? В этом случае нетнужды ни в каком центре. Если вы постоянно ссоритесь между собой и не следуете [бхакти], если вы не можете толком повторятьсвои гайатри-мантры, если вы постоянно заняты только менеджментом и крутитесь в этих делах, как белка в колесе, то тогда ясоветую вам без промедления “подпалить” такой проповеднический центр. Проповеднические центры должны существовать для того,чтобы помогать вам же самим. Если вы не можете развивать свое сознание Кришны, если вы не помогаете самому себе, есливозникает так много проблем — нет нужды в таких проповеднических центрах.

Не создавайте подобных школ или колледжей. Их тоже нужно сжечь дотла. Теперь мы видим, какие серьёзные проблемы у многихдетей, окончивших в своё время такие школы (гурукулы). Некоторые из детей, став взрослыми, подали в суд на преподавателейэтих школ. Школы создавались для того, чтобы дети получали благо, а что получилось из этого? Обратный результат.

Так или иначе, пытайтесь устраивать себе заработок для поддержания жизни и всегда старайтесь развивать свое сознаниеКришны. Не нужно делать “гита-самсару”: “У меня есть Божества, но я ничего не успеваю. Кто будет служить моим Божествам? Уменя нет времени повторять джапу и проводить пуджу. Кто будет менять Божествам одежды и проводить арати три-четыре раза вдень? Кто будет готовить для Них? Наверное, мне нужна красивая жена (муж), чтобы помогать мне”. И что тогда произойдет? Вдоме будут постоянные ссоры и проблемы. Так зачем же все это нужно?

Старайтесь следовать всему, что я сказал. Будьте во Вриндаване.

— О, я не могу быть во Вриндаване.

— Почему? Ты хочешь кришна-премы? Почему тогда не можешь поехать?

— О Гурудева, я не могу поехать.

— Но в чём трудность? Оставь всё и отправляйся во Вриндаван. Тебе мешают только твои чувственные наслаждения?

Старайтесь следовать по меньшей мере первым шести шлокам “Манах-шикши” Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Помните эту первуюшлоку:


гуро гоштхе гоштхалайишу суджане бхусура-гане
сва-мантре шри намни враджа нава йува двандва шаране
сада дамбхам хитва куру ратим апурвам атитара 
майе свантар бхратас чатубхир абхийаче дхрита падах

 

“О мой необузданный ум, самый дорогой и близкий мой друг. Послушай и постарайся следовать тому, что я тебе скажу. Пусть утебя всегда будет рати...” Рати означает не только шраддху, но также и бхава-бхакти — шраддху, ништху, ручи, асакти и затемрати. Ваше рати не должно быть разделено на части — одну жене или мужу, другую маленькому ребенку, который не прекращаеткричать: “Ооо! Ааа! Ооо! Ааа!”, а вы все время пошлепываете его и успокаиваете: “Ну, засыпай, засыпай...” Не делите вашерати, отдавая его женам или мужьям, или чему бы то ни было в этом мире. Пусть у вас будет акханда-рати к вашему гуру[акханда означает “неделимый, единый”]. Истинный гуру очень легко может дать вам вкус и кришна-прему.

Пусть у вас будет рати к тем, кто благоприятен для развития вашей кришна-премы. Это дикша-гуру и шикша-гуру. Места игрКришны называются гоштха, и вы должны питать глубокое почтение к ним. Вы можете приходить туда и кататься по земле, рыдая:“О пыль Вриндавана, ты трансцендентна! Будь благосклонна ко мне. Будь милостива ко мне...”. Точно так же вы можете иногдабыть в Нандаграме, а иногда на Варшане, и особенно на Радха-кунде, Шьяма-кунде, у Гирираджа Говардхана или на берегахЯмуны... Непрестанно плачьте, вспоминая тех, кто там живет — Кришну и Его мать Яшоду, отца Нанду, гопов, гопи, коров,павлинов и всех спутников Кришны. Старайтесь почитать их.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж