?

Прахлада Махарадж.

 (голосов: 3)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 2008. Опубликовано: 6-12-2011, 10:32

Шрила БВ Нарайана Махарадж

Прахлада махарадж

2 февраля 1998 г., вечер, Малайзия

 

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами МахараджОчень трудно быть настоящим вайшнавом не зная наставлений Прахлады Махараджа и его жизни. Шрила Прабхупада, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, прочел Прахлада-чариту 108 раз, не один или два — сто восемь раз. Он говорил: “Вы должны читать Прахлада-упакхью”.

Итак, в древние времена, в Сатья-югу, жило два брата — Хираньякашипу и Хираньякша. Сила их была необычайна. Такие имена были даны им только потому, что они были очень богаты, сильны и никто не мог убить их или победить. Но они не могли жить без богатства, а богатство это золото, поэтому они думали: “Если у нас будет много золота, мы будем процветать и наслаждаться”. Они утопали в роскоши, жили в сказочных дворцах, у них было все, что можно увидеть в наши дни и даже более того. Стоило им пожелать, и Индра подметал их дворцы. Они повелевали Ваюдевой, а Варунадева приносил им воду. Они все держали в своих руках, все было в их власти.

Те, кто считает, что счастье зависит от богатства, это сыновья и дочери Хираньякашипу и Хираньякши. В те дни были только эти двое, но сегодня появились сотни тысяч Хираньякашипу. Я думаю, что все они потомки первых двух. Если жена старается быть чистой преданной, не ест рыбу, яиц, мяса, тогда муж придет в гнев и будет противиться этому. Он будет чинить препятствия и доставлять беспокойства. Если муж преданный, тогда восстанет жена. Если же оба преданные, тогда воспротивятся их дети. Если дети преданные, тогда ополчатся и мать, и отец, и вся родня. Этот мир наполонен Хираньякашипу и Хираньякшами. Мы видим это каждый день.

Спустя какое-то время Хираньякша был убит Господом Варахадевой, тогда Хираньякашипу стал заклятым врагом Вишну. Он возненавидел Бхагавана Вишну лютой ненавистью. Он хотел убить Его и потому искал повсюду: “Я устрою великую битву с ним и убью его”. Но найти Вишну было очень трудно.

К тому времени у Хираньякашипу было четыре сына и младшего из них звали Прахлада Махарадж. Между ним и его отцом была “холодная война”. Отец не был счастлив, видя, как Прахлада воспевает имена Кришны — Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Постепенно отец все более наливался злобой к своему маленькому сыну. Всеми силами он препятствовал ему повторять хари-наму, — “Он не должен верить в Бога, потому что Бог мой враг. Он убил моего старшего брата. Поэтому Прахлада не должен быть на стороне этого Хари или Вишну”, — так думал великий демон. Но Прахлада Махараджа был очень стоек, его это не беспокоило и он продолжал воспевать.

Затем его послали в школу. Когда через несколько дней он пришел, мать нарядила его, украсила и посадила на колени отцу. Хираньякашипу засветился от счастья: “Какой хороший ребенок, замечательный сын! Ты пошел в школу?” — Да, я пошел в школу.—Чему тебя научили твои учителя?Прахлада мягко ответил: “Отец, в школе я понял, что мир полон страданий и единственное и высшее, чему должна быть посвящена жизнь, это служению Кришне. Нужно отказаться от дурного общения этого мира и идти к Вайшнавам, повторять, памятовать и слушать игры Кришны, тогда жизнь будет успешной. Мир этот подобен колодцу”.

Какому колодцу? Темному колодцу. Что это значит? Это старый, с обсыпавшимися краями колодец, поросший сверху кустарником и лианами так, что его не видно. Это называется темный или слепой колодец. Этот мир подобен слепому колодцу. Почему?

Прахлада Махарадж рассказывает… Человек держит куда-то путь и ему предстоит пройти через дремучий лес. Там громадные деревья, огромные тигры, свирепые львы и медведи. Когда он дошел до середины леса, он вдруг увидел как к нему, рыча, бросился страшный тигр. Спасая свою жизнь путник что есть силы помчался прочь. Стволы деревьев были слишком широки и высоки чтобы забраться на них, но он увидел колодец и, схватившись за лианы, спустился вниз. Он хотел встать на дно, поскольку там не было воды, но вместо воды там были три или четыре смертельно-ядовитых змеи. Что они делали?

 

Преданный: Шипели.

 

Шрила Нараяна Махарадж: Змеи шипят и тут же жалят, а через несколько мгновений человек умирает. Те змеи пытались добраться до несчастного и ужалить. Путник был перепуган до полусмерти. Он понял, что наверху он погибнет, но внутри колодца, на дне его, тоже смерть. Что же делать? Он держался за две лианы, как вдруг из норы в стене появились две крысы и начали очень расторопно грызть лианы. Одна крыса была белой, а другая черной. Через мгновение они свершат свое дело и он упадет вниз. И тут он увидел над собой, на ветви, полные меда пчелиные соты. Мед капал с них красивыми, золотыми каплями. Обеими руками путник держался за лианы, потому он вытянул язык и поймал каплю меда — “О, какая сладость, как приятно”. Он забыл обо всем, о том, что наверху его подстерегает жуткая смерть, внизу тоже смерть, а белая и черная крысы точат лианы. Но вдруг слетелись тысячи пчел и стали жалить его. Со всех сторон ему угрожала смерть. Нигде не было спасения.

Когда он поймал одну каплю меда, он подумал: “Как сладко!”. Как это называется? Этот мир похож на слепой колодец, не правда ли? Мы не знаем когда к нам придет смерть. В жизни столько опасностей. Мы можем умереть в любое мгновение. Мы сейчас сидим здесь, а ветер может принести из глухих джунглей ядовитые испарения и все умрут. Я слышал об этом много раз.

Мы схватились за две ветви. День и ночь. Наш срок отмерен — сто лет. Две ветви это также все плохое и хорошее, что мы сделали. День сменится ночью, пронесется неделя, десять лет, сто, и мы умрем. Что такое этот столь сладкий мед? Это моя красивая жена и чудные дети. Но когда вы состаритесь, они не раздумывая ни секунды бросят вас и устремятся к другой сладости, пробовать все новый и новый мед, мадху. Таков мир.

Вот почему любой разумный человек должен постараться понять: “Кто я? Кто управляет этим миром?” Постараться разыскать эту личность и отдать Ему, Кришне, свою любовь и привязанность. Пойти к Вайшнавам, лучшему классу общества, жить с ними, всегда воспевать, памятовать и служить Кришне. Тогда все будет простым и необременительным. 
От таких слов Хираньякашипу пришел в ярость и сбросил Прахладу Махараджа со своих колен: “Скверный мальчишка! Мы священный род, аристократическое семейство, и как ты только оказался среди нас? Ты просто невыносим! Ты встал на сторону Вишну, нашего врага и все время повторяешь: “Вишну, Кришна, Рама, Харе Кришна Харе Рама”, Я предупредил тебя, но ты продолжаешь”. Хираньякашипу был в страшном гневе, он хотел убить сына, но, немного подумав, снова послал его в школу, а его учителям, Шанде и Амарке, наказал: “Ну, теперь держите ухо востро. Если будете повторять имена Вишну или Кришны, я вас проучу. Это вы, наверное, учите мальчика. Смотрите в оба, чтобы не появился никто чужой, стерегите мальчика. А еще лучше возведите стену, чтобы никто не пробрался. У Вишну есть много шпионов, одного из них я знаю, это Нарада. Будьте всегда настороже, эти ищейки не должны добраться до мальчика”.

А сыну своему, Прахладе, Хираньякашипу сказал: “Я тебя породил. Я тебя растил и воспитывал, все тебе давал, а ты, скверный мальчишка, не считаешь меня своим отцом и принимаешь сторону нашего врага, Хари. Почему?!”

Теперь учителя Прахлады были очень осторожны, они заискивающе спросили его: “О Прахлада, скажи правду, кто научил тебя всему этому?” Прахлада ответил: “Меня никто не учил, это всегда со мной, от рождения”. Но он скрыл от них кое-что. Что же? Сам Нарада Риши, тот самый шпион Вишну, научил его всему. Как это случилось? Прахлада тогда был еще в лоне матери. Знаете сколько он там пробыл? Целых 60000 лет! Теперь Прахлада Махараджа в совершенстве знает все Веды, Упанишады, все Пураны, всё без исключения. Он сказал, что делает это естественно. Он также сказал своему отцу, что никто не может… Какая это шлока? Первая.

 

матир на кришне паратах сватова

митхо `бхипадйета гриха-вратанам

аданта-гобхир вишатам тамисрам

пунах пунаш чарвита-чарвананам

 

[Люди, чрезмерно увлеченные материалистической жизнью, не могут владеть чувствами, вот почему они скатываются к адским условиям существования и вновь и вновь жуют уже пережеванное. У них никогда, ни наставлениями других, ни собственными усилиями, ни сочетанием того и другого, не проснется стремления к Кришне.] (Бхаг. 7.5.30) 
Прахлада Махарадж продолжил. Вторая шлока.

 

на те видух свартха-гатим хи вишнум

дурашайа йе бахир-артха-манинах

андха йатхандхаир упанийаманас

те `пиша-тантрийам уру-дамни баддхах

 

[Люди, крепко запутавшиеся в силках наслаждения материальной жизнью, выбирают своим предводителем или гуру такого же, как и они, слепца, привязанного к в внешним объектам чувств. Такие люди не в состоянии понять, что цель жизни — вернуться домой, обратно к Богу и служить Господу Вишну. Когда одного слепца ведет другой, оба они сбиваются с пути и падают в канаву. Точно также, один материалист идет за другим, но и тот и другой связаны крепкими веревками кармы и блуждают без конца в материальном бытии, страдая от тройственных невзгод.] (Бхаг. 7.5.31)

Затем он сказал:

 

наишам матис тавад урукрамангхрим

спришатй анартхапагамо йад-артхах

махийасам пада-раджо-`бхишекам

нишкинчананам на вринита йават

 

[Пока люди, с головой погруженные в материалистическую жизнь, не покроют себя пылью с лотосных стоп свободного от материальной скверны Вайшнава, у них не может быть привязанности к лотосным стопам Господа, которого прославляют за Его необычайные деяния. Только став сознающим Кришну и приняв прибежище у лотосных стоп Господа можно избавиться от материальной скверны.] (Ш.Б. 7.5.32)

Прахлада Махарадж ответил своему отцу тремя этими шлоками. Он сказал отцу: “О величайший из демонов, матир на кришне паратах свато ва. Желание служить Кришне не придет от учителя, если тот не чистый преданный. Это желание также не появится само собой. Никогда не появится оно и у того, кто постоянно падает или увлечен материальным наслаждением чувств”.

 

матир на кришне паратах свато ва

митхо `бхипадйета гриха-вратанам

аданта-гобхир вишатам тамисрам

пунах пунаш чарвита-чарвананам

 

Те, чье единственное занятие, это наслаждаться мирским, подобны собакам. Чем заняты собаки? Они рыщут повсюду в поисках обглоданных костей, и когда находят, спешат в укромное место, озираясь по сторонам. Их замечают их сородичи и бросаются в погоню. Пять или шесть псов настигают их и начинается драка. Драка за кость. Все псы наседают на того, в чьих зубах кость. Это всего лишь обглоданная кость, но все рвутся к ней и жестоко кусают несчастного пса. Он понимает, что сейчас ему придет конец и бросает свою добычу. Псы продолжают грызться между собой за нее, а он отбегает в сторону и наблюдает за происходящим. Теперь он свободен. Все оставили его в покое, и продолжают осаждать того, кто успел урвать кость, затем другого, третьего и так далее.

Все это материально. Богатство и красота привлекают, женщины столь прекрасны, что мужчины женятся на них. Но вскоре после свадьбы на нее засматривается другой и уводит. Что происходит? Добропорядочный мужчина женат, но затем ему встречается еще более прекрасная, которая вскруживает ему голову, а потом увлекает за собой. В Америке много денег, но это не такая простая страна. Они могут напечатать все деньги и затем приходит финансовый кризис и экономические проблемы. Вы не видите этого, и даже не догадываетесь, откуда этот кризис. Все раздоры из-за этой кости, из-за богатства, красоты и многого другого. Те же, кто, подобно нам, бросили эту кость, счастливы и смотрят на ссорящихся: “Какая удача, что я оставил все это”.

Прахлада Махарадж говорит об этом. Возможно ли, чтобы те, кто вовлечен в подобные склоки были счастливы и могли наставлять в служении Кришне, в знании о Нем, в повторении имен Кришны? Они никогда не будут способны на это. Нужно обратиться к истинному гуру-вайшнаву, потому что в этом мире никто кроме него не сможет помочь нам. Никто не будет счастлив здесь, если не примет прибежища таких нишкинчана-вайшнавов, не покроет себя пылью с их стоп. Только тогда люди могут быть счастливы и без труда обрести замечательное, сладостное служение Кришне, без труда. Они могут жить так, как живем мы. Грихастхи тоже. Это не сложно. Они могут жить дома с отцом, матерью, женой, это нормально. Но вы должны быть как Прахлада Махарадж. Он тоже был женат и Вьяса тоже. Я вижу, что у многих преданных во Вриндаване есть семьи, это нормально. Но вы должны стараться жить как жили они (Прахлада Махарадж и Шрила Вьясадева).

Итак, Прахлада Махарадж говорит — нишкинчанам на вринита йават — те, кто не принял прибежище лотосных стоп истинных нишкинчана-вайшнавов. Кто такие нишкинчана? Они в совершенстве знают все шастры и знают кто такой Кришна. Они вкушают нектар кришна-бхакти и, в то же время, лишены каких-либо привязанностей к этому миру. Они не стремятся к мирскому и свободны от всех желаний. Особенно от желания богатства, женщин и вина. Будьте осторожны. Приходится находиться в этом мире, но не попадайте во власть богатства, женщин и вина.

От таких речей Хираньякашипу пришел в бешенство — “Ты что же, научился всему этому от своего гурудева? Мы все глупы и только ты умен, настолько, что учишь меня всему? Я, по твоему, глуп? Я поклонялся 60 000 лет, почти всю свою жизнь, мне уже больше 100 000 лет. Ты что же, думаешь я всю свою жизнь только и делал, что косил сено? Ты знаешь кто мой гуру? Мой гурудев — Шукрачарья! Он великий мудрец! Он может сбрызнуть водой на мертвых и они оживут. Ты знаешь это?! Ты думаешь мой гурудев глуп и я тоже глуп и потому пытаешься учить меня всему этому?”

Прахлада Махарадж молчал, но затем добавил:

 

шраванам киртанам вишнох

смаранам пада-севанам

арчанам ванданам дасйам

сакхйам атма ниведанам

ити пумсарпита вишнау

бхактиш чен нава-лакшана

крийета бхагаватй аддха

тан манйе `дхитам уттамам

 

[Слушать и воспевать трансцендентное Святое Имя, облик, качества, атрибуты и деяния Господа Вишну, помнить Его, служить лотосным стопам Господа, оказывать почтение Господу, поклоняясь Ему с шестнадцатью предметами, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, относиться к Господу, как к своему лучшему другу и все посвятить ему (иными словами служить Ему телом, мыслями и речью) — эти девять действий являются чистым преданным служением. Тот, кто посвятил свою жизнь служению Кришне девятью этими способами, должен быть принят как самый мудрый человек, поскольку обладает совершенным знанием.] (Бхаг. 7.5.23-24)

Он сказал это очень вежливо. Его отец был взбешен, но у Прахлады не было и тени гнева, совершенное умиротворение. Он никогда не оскорблял и не желал оскорбить своего отца. Но тот само собой оскорбился. Вайшнавы никого не беспокоят. Дурьйодхана, Камса, Джарасандха, Калайавана, Хираньякашипу и Равана сами накликали беды на свои головы. Рама никогда не делал ничего плохого Раване, но тот похитил Ситу. Зачем он это сделал? Хираньякашипу раздул ссору с Прахладой Махараджем, но Прахлада вовсе не желал этого, хотя отец хотел убить его. Затем пришел Нрисимхадев и убил Хираньякашипу. Пандавы никогда не делали ничего дурного Кауравам, те сами разожгли вражду и в итоге погибли.

Прахлада Махарадж произнес — шраванам киртанам вишнох смаранам. Знает ли кто-то, что мы всегда должны стараться слушать игры Кришны в обществе нишкинчана-вайшнавов и слушать их наставления? Помнить Кришну и Его преданных, поклоняться, совершать паломничество по всем местам игр Кришны и Махапрабху. Что еще? Ванданам. Всегда возносите молитвы, ставы и стотры, совершайте вандану. Затем дасьям. Всегда помните, что вы вечный слуга Кришны.

Совершайте девять этих видов бхакти. Но как? Прежде всего вручите всего себя, вашу речь, мысли, ваше тело и все чувства лотосным стопам гурудева. Гурудев это тоже Бхагаван. Почему? Потому что он ашрая-бхагаван, а Кришна вишая-бхагаван. Гуру это севака-бхагаван, а Кришна сева-бхагаван.

Первое что нужно, это прийти к лотосным стопам гурудева. Он милостиво примет нас и поддержит. Прежде всего мы должны постараться посвятить все лотосным стопам гурудева. И только тогда, когда вы будете слушать его или шикша-гуру, и совершать киртанам и все остальное, тогда это будет бхакти. Если же вы не приняли прибежища у гурудева, не вручили ему всего себя, но повторяете, памятуете, занимаетесь различным служением, даже если повторяете три лакха Святых Имен — все это будет равно нулю. Это не принесет вам ничего кроме материального счастья. Вы можете попасть на Сварга-локу или даже обрести мукти и слиться с брахманом, что хуже проклятия и сравни самоубийству. Вы можете получить это. Но будет правильно положить все к стопам, прежде всего, вашего гурудева и стать, кем стать? Нишкинчана-вайшнавом — нет ничего своего, все принадлежит гурудеву и Кришне.

 

манаса дехо гехо джо кичху мора

арпилу тува паде нанда-кишораc


“О Кришна, о гурудев, мои дети, жена, братья, сестры, родители и все мое состояние у Твоих лотосных стоп. Я лишь слуга, я забочусь о Твоей собственности, мне ничто не принадлежит, Ты истинный владелец всего этого”. (Шаранагати, Шрила Бхактивинода Тхакур)

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж