?

Уровни преданности.

 (голосов: 2)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1471. Опубликовано: 8-12-2011, 12:29

Шрила Б.В. Нарайана Махарадж

Уровни преданности.

Германия 8 июля 2007.

 

“Наивысшим занятием (дхармой) для всего человечества является такое занятие, с помощью которого человек может достигнуть любви в преданном служении трансцендентному Господу. Такое преданное служение должно быть немотивированным и непрерывным, чтобы полностью удовлетворить душу.” (Шримад-Бхагаватам 1.2.6)

 

Шрила Сута Госвами объяснил:


са вай пумсам паро дхармо

йато бхактир адхокшадже

ахайтукй апратихата йайатма супрасидати

 

[“Наивысшим занятием (дхармой) для всего человечества является такое занятие, с помощью которого человек может достигнуть любви в преданном служении трансцендентному Господу. Такое преданное служение должно быть немотивированным и непрерывным, чтобы полностью удовлетворить душу.” (Шримад-Бхагаватам 1.2.6)]

Попробуйте стать похожим на Махараджа Парикшита, который был проклят мальчиком-брахманом, и должен был поэтому умереть через семь дней. Он забыл, что такое прасадам, и не пил вообще даже воды в течение этого семидневного периода. Он не спал совсем, поскольку был занят днем и ночью слушанием Хари-катхи. Именно поэтому после семи дней он оставил свое тело без каких-либо страданий и попал на Голока Вриндавану. Попробуйте слушать с такой же самой концентрацией внимания, как Махараджа Парикшит.

 

[Шрила Нараяна Махараджа затем обращается к Шрипаду Падманабхе Махараджу с просьбой рассказать об уттама-бхакти, после чего он сам добавил:]

“Если вы хотите знать больше, вы должны прочитать Бхакти-расамрита-синдху-бинду Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Вы обязательно должны прочитать эту книгу. Там Вы найдете систематическое изложение темы чистого бхакти. Вы сможете понять правритти-мулака, нивритти-мулака, т.е. позитивные и негативные действия в преданном служении [*Смотрите сноску 1] и многое другое. Есть так много моментов, о которых необходимо сказать”.

 

анйабхилашата-шунйам

гйана-кармади-анавритам

анакулйена кришнану-

шиланам бхактир уттама

(Бхакти-расамрита-синдху 1.1.11)

 

Слово анукульена относится к тем действиям, которые являются благоприятными для продвижения в преданности. Мы должны отклонить те методы, которые неблагоприятны. Мы должны принять те действия, которые являются благоприятными для служения Кришне. Не только необходимо понравиться Ему - мы должны, понравиться Ему, но еще должны и действовать для Его истинного блага. Мать Яшода заставляет Кришну плакать, но ее деятельность - чистое бхакти.

Вы должны знать, что бхакти включает в себя все стадии, начинающиеся с самого низшего уровня - шраддхи (веры). Что же представляет собой шраддха? Это - убеждение в том, что, если Вы стремитесь к Кришна-бхакти, то ваша жизнь обязательно будет успешной. Стремление оставить все, кроме желания служить Кришне - это и есть шраддха. От чего приходит к нам шраддха? Это желание трансцендентно и оно приходит только через садху-санга и от Гурудева, по милости Кришны. Оно находится в сердце спутников Кришны, и оттуда входит в сердце устремленного преданного.

Внешний признак шраддхи - большая вера в слова Кришны, в слова священных писаний, например Шримад Бхагаватам, и в слова Гуру. Если Вы не имеете никакой веры в священные писания, то у вас нет никакой шраддхи. Если преданный не имеет сильной веры в слова Гуру, он не имеет никакой шраддхи. Если он не имеет никакой веры в слова Кришны в Бхагавад-Гиту и особенно в Шримад-Бхагаватам, он не имеет никакой шраддхи.

После этого преданный входит в общение с чистым преданным второго ранга [*Смотрите Сноску 2], т.к. он понимает, что необходим Гуру. Без Гуру, нельзя войти в царство бхакти.. Мы должны принять посвящение от любого добросовестного Гуру. Здесь, в этом мире, есть тысячи и тысячи мошенников в виде Гуру. Они обманывают других людей. Они принимают учеников только для собственного обогащения. Они не могут удалить сомнения и невежество их учеников. Они не могут вложить бхакти в сердца их учеников. Мы должны делать все возможное, чтобы избежать таких мошенников.

Начинающие бхакты являются гуру-падашрайа, т.е. принимающие прибежище у лотосных стоп гуру через процесс инициации, они принимают шикшу (наставления) от Гурудева, и вишрамбхена гуру-сева, т.е. те, кто несет глубокое служение Гуру. Невозможно продвинуться в бхакти, не служа добросовестному Гуру:

 

тад виддхи-пранипатена

парипрашнена севайа

упадекшйанти те гйанам

гйанинас таттва-даршинах

 

[Истину следует постигать, только приблизившись к духовному учителю. Смиренно задавайте ему вопросы и служите ему. Самореализованная душа может дать вам знание, потому что она видит истину. (Бхагавад-гита 4.34)]

Если мы будем получать указания от Гурудева, но не служим ему, то наше слушание не принесет никаких плодов. Мы должны служить ему и следовать ему; тогда ништха (устойчивость в преданности) возрастет, и после этого, ручи (вкус) и асакти (привязанность к Кришне) прибудет. После асакти, шуддха-саттва (чистая добродетель), рати проявится. Рати - трансцендентная сущность самвит, духовной потенции знания Кришны и хладини шакти, Его духовной потенции наслаждения на основе трансцендентного бытия (сандхини), Его духовного существования.

Бхакти существует двух видов. Один вид - вайидхи-бхакти, и другой - рагануга-бхакти. Мы должны начать с вайидхи-бхакти. Тогда, слушая о сладких играх Кришны от истинного Гуру или садху, можно развить жадность к служению игр о Кришне в качестве Его друзей-пастушков, например Судам, Шридам, Мадхумангал, Субал, или в качестве Его родителей - Нанда Бабы и Яшода Майи, или в значительно более возвышенной расе, в качестве гопи; или даже в самом наивысшем проявлении, в качестве палйия-даси Шримати Радхики, манджари. Эта жадность возрастает постепенно.

Сущность бхакти - служение Радха-Кришне, и это охватывает самые высокие стадии премы, снеха, мана, пранайа, рага, анурага, бхава, махабхава, рудха, адхирудха, модана и затем маданакхйа. Самое высокое настроение любви в служении Кришне (махабхава) присутствует у всех гопи. Это частично проявлено также в Дварака-пури, у цариц Двараки, таких как Сатьябхама и Рукмини. Однако, более высокая стадия махабхавы, такая как адхирудха, имеется только у гопи.

Мохан, чувства разделения любви с возлюбленным в махабхаве, может также немного присутствовать у Чандравали и других, таких как она, но самое высокое развитие мохан - только у Шримати Радхики. В мохан есть также читраджалпа [*См. Сноску 3] и все другие экстатические признаки в настроении разделенности, и это может присутствовать, до некоторой степени, у Лалиты или Вишакхи. Маданакхья-махабхавы нет у Чандравали, или даже у Лалиты или Вишакхи. Самое высшее проявление настроения, маданакхья-махабхава, проявляется только у Радхики, во время её встреч. Может быть, что, когда Кришна и Радика сидят и говорят вместе, Радхика думает: "Где - Кришна? Где - Кришна?” Она начинает жаловаться и спрашивать, “Где? Где? Где?” Это - маданакхья-махабхава. Это отсутствует у кого-либо еще, но есть только у Шримати Радхики. Бхакти охватывает все стадии до этого уровня.

 

------------------------------

 

[*Сноска 1 - “Из шестидесяти четырех составляющих бхакти, которые описаны в Бхакти-расамрита-синдху, первые десять, начиная со шри-гуру-падашрайи, принятия прибежища у лотосных стоп духовного мастера, означают деятельность (чешта-рупа) в садхане, которая приводит к развитию бхакти через усилия, которые начинаются с совершения позитивной деятельности (правритти-мулака). Эти десять составляющих - являются начальной формой бхаджана. Последующие десять составляющих описывают действия, которые должны быть оставлены (нивритти-мулака).. Они включают отказ от взаимоотношений с непреданными, стремление избегать совершение оскорблений в процессе преданного служения (сева-апарадха) и оскорблений Святого Имени (нама-апарадха), и так далее. Воздерживаться от таких неблагоприятных действий - это, что и имеется в виду, стремится культивировать бхакти через усилия, связанные с предотвращением совершения негативной деятельности (нивритти-мулака). Нужно действовать таким образом, чтобы исключить все эти нежелательные моменты.

Значение слова анушилана было, таким образом, определено, как в терминах усилий, деятельности или чешта-рупа двух видов, правриттиатмака и нивриттиатмака, так и в терминах чувств или духовных эмоций, которые возникают в связи с такими усилиями, бхава-рупа. Когда такое культивирование постоянной целенаправленной практики, или деятельность (анушилана) – совершается непосредственно по отношению к Шри Кришне или для Его удовольствия, это называют бхакти. (Бхакти-расамрита-синдху-бинду, стих 1, Шри Бинду-викасини-вриттиi, Комментарий)]

 

[Сноска 2 - Садху-санга - корень бхагавад-бхакти (Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа-лила 22.83). В Шримад-Бхагаватам (11.20.8) Верховный Господь сказал: “На основании благоприятных последствий предыдущих рождений, те, в ком пробуждена шраддха в Мою лила-катху, приобретают способность достичь бхакти”.

Шрила Джива Госвами, в определении слова йадричхайа (стихийно, спонтанно или в соответствии с их собственным желанием), используемого в этой шлоке, сказал: “Общаясь с в высшей степени чистыми преданными Бога, как следствие милосердия, полученного от них, каждый получит большое благо (саубхагйа). Это самое саубхагйа становится необходимым условием достижения бхакти.”

Смысл шаухагья состоит в том, что общение с садху в предыдущих жизнях и милость, полученная от них, оставляют очень глубокие впечатления (самскары), которые формируются в уме или в сердце. Когда их поддерживают снова в существующей жизни, они трансформируются и проявляются в форме шраддхи. Эта шраддха - причина пробуждения бхакти. В этой связи в Шримад-Бхагаватам (3.25.25) сказано:

 

сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати

 

“В общении с чистыми преданными каждый услышит описания Моих героических поступков, которые являются очень сладостными для слуха и сердца. Такие описания даруют реальное знание Моих трансцендентных качеств. В результате регулярного слушания и созерцания в медитации подобных тем, каждый освобождается от незнания, В результате чего последовательно достигает сначала шраддхи, рати (бхава-бхакти) и затем према-бхакти ко Мне.” (Бхакти-расамрита-синдху-бинду, стих 3, Шри Бинду-викашини-вритти, комментарий)]

 

[*Сноска 3 - “Читраджалпа - цветистая речь; это - экстатический признак, появляющийся в мохана-махабхаве. Уджджвала-Ниламани (14.174, 178-80) определяет это следующим образом: ‘Это экстатическое смущение, замешательство фактически возникает только у Шримати Радхарани. Она достигла особенной стадии этого замешательства, поразительное состояние, которое напоминает заблуждение, иллюзию и известно, как дивйонмада. Оно имеет множество аспектов, которые приходят и протекают нестабильно, неустойчиво, и одно из этих проявлений - читра-джалпа. Эта сбивчивая речь, которая была вызвана у Шримати Радхики вследствие созерцания Ее возлюбленного, внешне была наполнена гневом и включала много различных экстазов. Это состояние достигает своей наивысшей точки, кульминации в Ее интенсивном, беспокойном, наполненном пылом состоянии. Читра-джалпа имеет десять частей: праджалпа, париджалпа, виджалпа, уджджалпа, санджалпа, аваджалпа, абхиджалпа, аджалпа, пратиджалпа, и суджалпа”]

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж