Шрила Б. Нараяна Махарадж раскрывает сварупу Шрилы Б. Свами Прабхупады.
Предоставлено группой «Бхактибандхав»
Цитаты из книг и лекций Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
Книга «Гаура-вани-прачарине»
1.«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур описан в его пранама-мантре как гаура-вани-мурти. Мурти означает «воплощение»; он был воплощением гаура-вани, и Шрила Свами Махарадж находится в его линии. Он неотличен от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Термин прабхупадануга надуман. Шрила Прабхупада Бхактиведанта Свами Махарадж и Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур являются последователями Шрилы Рупы Госвами, и потому они – рупануги. Следуя им, все мы являемся рупанугами» (стр. 42).
2. «В пранама-мантре к нему [Шриле Сарасвати Тхакуру Прабхупаде] обращаются как к гаура-вани шри-муртайе, воплощению или олицетворению гаура-вани, тогда как Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж – гаура-вани-прачарине, тот, кто проповедует гаура-вани. Мы должны глубоко размышлять над этими пранама-мантрами, чтобы постичь их сокровенный смысл. Гаура-вани – это то, что проповедовал Господь Гаура (Шачинандана Гаурахари), что Он вложил в сердце Шрилы Рупы Госвами. Гаура-вани – это прославление настроения гопи и Шримати Радхики… Гаура-вани – это то, что Шри Чайтанья Махапрабху обсуждал со Шри Раем Раманандой и Шри Сварупой Дамодарой в Гамбхире, особенно когда Он раскрывал сокровенный смысл первого и двух последних стихов «Шри Шикшаштаки». Гаура-вани – это любовь, описанная Шрилой Рупой Госвами в «Шри Бхакти-расамрита-синдху», «Шри Удджвала-ниламани», «Шри Видагдха-мадхаве» и «Шри Лалита-мадхаве»» (стр. 64).
3. «Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж пришел в западный мир, чтобы дать людям рупануга-бхакти, а также рассказать о вайдхи-бхакти. Он не ограничивался вайдхи-бхакти, но в то время он не мог раскрыть своим ученикам рупануга-бхакти во всей ее полноте, поскольку большинство из них не поняли бы ее истинную славу. Даже сейчас, хотя я прилагаю столько сил, чтобы объяснить вам этот предмет, лишь немногие понимают его. Когда Шрила Свами Махарадж приехал в Америку, он не мог открыто проповедовать эту истину, ибо не было никого, кто мог бы ее воспринять. Ему сначала нужно было дать людям основы духовной жизни, поэтому большую часть времени он потратил на «вырубание джунглей» философских заблуждений. Но он жаждал дать людям рупануга-бхакти» (стр. 89).
4. «Иногда я сталкиваюсь с заблуждением, что Шрила Свами Махарадж был в сакхья-расе и поэтому не мог дать мадхурья-расу. Это неправда. Он пришел распространить учение Шрилы Рупы Госвами по всему миру. Он объяснил это учение в своих переводах и комментариях и этим доказал, что глубоко понимает его и способен дать его людям» (стр. 94).
5. «Не думайте, что Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада открыл что-то новое, и поэтому вы – прабхупадануги. Некоторые думают: «Есть вайшнавы-рупануги, а мы – прабхупадануги». Это – полное невежество. Все наши ачарьи учат нас следовать рупануга-вайшнавам» (стр. 102).
6. «Ваш Шрила Прабхупада рассказывал о разных проявлениях Шри Шри Радхи-Кришны, о Джаганнатхе, о Шри Кришне и Балараме. Но из его писем, книг и личных бесед ясно, что его почитаемым Божеством была Шримати Радхика, и Шри Кришну он видел как Ее возлюбленного» (стр. 108).
7. «Шрила Свами Махарадж входил в самадхи с желанием помогать Шримати Радхике в Ее служении Шри Кришне. В это время он пребывал в настроении Ее служанки и попросил моей помощи» (стр. 109).
8. «Таким образом Радхика вспоминает Свои игры с Кришной и преисполняется чувства благодарности за то, что Шри Рупа Манджари с помощью знаков, слов и намеков (уддипан) усиливает Ее чувства (бхаву). Самое лучшее служение совершает тот, кто помогает своему гуру служить Шри Рупе Манджари или Шримати Радхике. Я не знаю, почему Шрила Свами Махарадж оказал мне милость дать ему уддипану, когда он входил в самадхи. Я сделал это, украсив его тилакой и нанеся сандаловой пастой определенные священные мантры ему на грудь. Эти особые знаки указывали на его личное служение своему возлюбленному Божеству, Шримати Радхике» (стр. 109).
9.«Незадолго до ухода он попросил меня спеть бхаджан Шрилы Нароттамы даса Тхакура «Шри Рупа-манджари-пада»:
(1) шри-рупа-манджари-пада, сеи мора сампада, сеи мора бхаджана-пуджана
«Лотосные стопы Шри Рупы Манджари – мое истинное богатство. Они – объект моего поклонения и бхаджана».
(2) сеи мора прана-дхана, сеи мора абхарана, сеи мора дживанера дживана
«Ее лотосные стопы – мое богатство, которым я дорожу больше собственной жизни. Они – мое украшение, смысл всего моего существования».
Это самое лучшее прославление Шри Рупы Манджари. Оно может даровать служение Радхике. Я пел этот бхаджан и видел по лицу Шрилы Свами Махараджа, как одно его трансцендентное настроение сменялось другим. Потом я попросил моего брахмачари Шешашайи Прабху подпевать мне. Я пел этот киртан для Шрилы Свами Махараджа так же, как и для моего Гурудева, когда он входил в самадхи. У Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа, моего дикша-гуру, и Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа было много общего» (стр. 109).
10. «Благодаря этому вдохновению я узнал, что многие его ученики не понимали его положение в духовном мире. Они считали его пастушком, другом Кришны. Когда я услышал это, мое сердце сжалось от боли: я понял, что они ничего не знают о своем Гурудеве. Моим долгом было дать им полное понимание его положения в мадхурья-расе. Сакхья-раса присутствует в мадхурья-расе, поэтому он испытывал также и сакхья-бхаву» (стр. 110).
11. «Я подчинился воле Шрилы Свами Махараджа, и мне посчастливилось принять скромное участие в его сокровенной миссии. Если мне удастся вдохновить преданных на рагануга-бхакти, значит, я исполнил наказ, который он дал мне. Это – лучшее служение, какое я мог бы предложить его лотосным стопам. Обретя рагануга-бхакти, вы сами увидите его отношения со Шри Шри Радхой и Кришной в гопи-бхаве и сможете глубоко размышлять о его служении Божественной Чете в никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи. Он каждый день пел: джайа радха-мадхава кунджа-бихари гопи-джана-валлабха гири-вара-дхари» (стр. 112).
12. «Шрила Свами Махарадж обладал сильнейшей трансцендентной жаждой служить Кунджа-вихари. Мальчик-пастушок не испытывает таких чувств и не имеет столь возвышенных философских представлений» (стр.112).
13. «Имя Гопи-джана-валлабха, упомянутое в этой песне, содержится также в нашей гопала-мантре. Оно и наполняло сердце Свамиджи. Он желал служить Гопи-джана-валлабхе, как это делают гопи. Он видел, что в этом мире лишь единицы достойны этого дара, их можно сосчитать по пальцам. Чтобы постепенно поднять своих слушателей на необходимый уровень понимания, он проповедовал о Господе Джаганнатхе и устанавливал Божества Шри Ситы-Рамы и Шри Кришны-Баларамы» (стр. 114).
14. «Возможно ли, чтобы Шрила Свами Махарадж приехал на Запад только ради проповеди вайдхи-бхакти? Я знаю Шрилу Свами Махараджа с 1946 года – о нем нельзя этого сказать. Мне доподлинно известно, что его целью была не вайдхи-бхакти. Он проповедовал рупануга-бхакти» (стр. 90).
Из книги «Мой шикша-гуру и дорогой друг»
15. «Некоторые почему-то не считают его обет санньясы чем-то важным, достойным внимания. Но на самом деле это чрезвычайно важно. Я думаю, что если бы Шpила Свами Махаpадж не принял санньясу, он, возможно, не смог бы достичь того, чего достиг в странах Запада. Он сам пишет в своих книгах, что отречение от мира способствует проповеди. В Индии санньяси пользуются всеобщим уважением. Приняв санньясу, человек что-то оставляет, но взамен обретает все. В «Шримад-Бхагаватам» сказано: мукунда-сева-вpата. Санньяси думает: «Я люблю только Кришну и Шримати Радхарани. Больше я ничего не знаю». Санньяса-мантpа очень помогает в достижении кpишна-пpемы, которую нам хотели дать Шрила Рупа Госвами, Шрила Рагхунатха дас Госвами и все другие Госвами» (стр. 31).
16. «В свои последние дни Свамиджи просил всех преданных: «Отвезите меня на Говардхан. Я хочу поехать туда прямо сейчас. Я не поеду на машине. Я хочу поехать на повозке, запряженной быками, как ездят Нанда, Яшода, гопи и все остальные жители Враджи». Я знаю, что он хотел этого. Но он не смог поехать туда. На самом деле он отправился туда в своем духовном теле. Он вечно пребывает там в обществе Шри Рупы, Санатаны, Рагхунатхи, следуя этим вечным жителям Вриндавана, обладающим спонтанной привязанностью к Шри Кришне (тад-ануpаги-джананугами, «Нектар наставлений» 8). Таково было его последнее желание» (стр. 43).
17. «Самые возвышенные из преданных – те, кто вечно живет на берегах Радха-кунды в своем духовном теле и служит Радхе и Кришне под руководством Рупы Манджари и Рати Манджари. Мы хотим следовать за такими преданными. Таково настроение Шри Рупы и Рагхунатхи даса Госвами, и таким же было настроение Свамиджи.
На самом деле это высшее прославление Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджи. Тот, кто не понимает этого, неудачлив: он не способен постичь истинное величие Свамиджи. Такой человек не может по-настоящему прославить его. Надо прославлять Свамиджи именно за эти самые возвышенные качества, особенно за его огромную любовь и привязанность к Шримати Радхике. Не следует низводить преданных высочайшего уровня, уттама-бхагавата, на уровень каништха-адхикари. Я знаю, что Свамиджи желал вечно пребывать там, на Говардхане, и служить Радхе и Кришне. Он воистину осознал суть этой поэмы Шрилы Рупы Госвами («Шри Упадешамриты»)» (стр. 45).
Лекции
18. «Новичок в сознании Кришны может без устали танцевать 24 часа в сутки, но это еще не говорит о его бхакти. Гораздо важней настроение. Танец Шрилы Свами Махараджа был не прихотью, а выражением настроения гопи, в котором он находился. Именно это настроение он и хотел дать. Вот главное, что нужно понять. В нем заключалась его миссия, и я хочу дать вам то же самое» (4 июня 2002 г., Баджер, Калифорния).
19. «Это был день Вишварупа-махотсава [в сентябре 1959 г.], и в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе собралось много старших вайшнавов, в том числе учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. В тот день мой Гурудев дал Шриле Свами Махараджу санньяса-мантру. Повторение этой мантры – не просто формальность. Ее повторяют, чтобы обрести служение гопи, войти в их настроение. Шрила Свами Махарадж был настоящим рупануга-вайшнавом» (Отрывок из беседы в Бхактиведанта Мэноре, Англия, 17 мая 1996 г.).
20. «Свамиджи был истинным рупануга-вайшнавом. Но во время его пребывания в этом мире он не успел дать все, что хотел. Вырубать джунгли кармы, йоги, гьяны, майявады и буддизма не было его настоящей миссией.
К тому времени, как Свамиджи вырубил все эти джунгли, Кришна сказал ему: «Много служения сделано. Сейчас Я нуждаюсь в твоем служении. Идем! Идем!» И Кришна позвал Свамиджи назад, и Свамиджи вернулся на Голоку Вриндавана служить Божественной Чете – Шри Радхе и Кришне» (17 мая 1996 г., Шрила Гурудев посещает Бхактиведанта Мэнор, Англия).
21. «В свои последние дни в этом мире он просил меня петь: шри рупа манджари-пада, сеи мора сампада, сеи мора бхаджана-пуджана, и я пел этот бхаджан перед ним. Все в это время плакали. Даже когда Свамиджи физически присутствовал на этой планете, я пел для него киртаны, когда встречался с ним. Я пел такие киртаны, как: гауранга болите хабе пулака шарира / хари хари болите найане ба’бе нира/ джая радха, джая кришна, джая вриндавана шри говинда, гопинатха, мадана-мохана» (26 июня, 1996, Нью-Врадж).
22. «У Говардхана есть два глаза, Радха-кунда и Шьяма-кунда, и они являются лучшими. В этом месте проходили самые сладчайшие, самые восхитительные игры Шри Шри Радха-Кришны. Свамиджи хотел пойти на Говардхан, поскольку там проходит лучшая из Их игр – раса-лила» (25 октября, 2000 г.).
23. «Преданные знают, что Гирирадж Говардхан может даровать ту самую прему, которой наслаждаются Шри Шри Радха-Кришна и которую пришел распространить Шри Чайтанья Махапрабху, и которой хотел насладиться сам. Поэтому Свамиджи, как и Рупа Госвами, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада и мой Гурудев, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, тоже хотел жить рядом с Говардханом. Говардхан – это лучшее место во Врадже, как для садхак, так и для сиддх. Если садхака, у которого еще нет премы, будет совершать здесь свой бхаджан, он обретет прему. А если сюда придет совершенный преданный, он насладится нитья-лилой Радха-Кришны. Это невозможно получить где-либо еще» (25 октября 2000 г.).
24. «В этой игре Кришна так замечательно сыграл роль лодочника, что в этот самый момент Радхика так сильно перепугалась, что ухватилась за него. Это было как раз то, чего хотел Кришна. Вот такая восхитительная кришна-лила произошла на Гирирадже Говардхане. И я молюсь: «О Гирирадж, пожалуйста, выполни мое желание видеть эти игры».
Свамиджи с той же самой мыслью хотел пойти на Говардхан. Главной целью его жизни и главным желанием было даровать эту прему всему миру. Но сначала он должен был очень много времени потратить на то, чтобы рубить джунгли и проповедовать вайдхи-бхакти. Он хотел перевести весь «Шримад-Бхагаватам» и в особенности очень подробно описать игры, рассказанные в Десятой Песни. Но Бхагаван не был согласен. Он позвал его к себе обратно в свою нитья-лилу. Пожалуй, Кришна не хотел, чтобы Свамиджи оставался разлученным с Ним. Поэтому желание Свамиджи пойти на Гирирадж Говардхан было выполнено Бхагаваном, который позвал его обратно на Гирирадж Говардхан на Голоке Вриндавана. Гирирадж Говардхан – это наше основное прибежище, поскольку здесь присутствует самая высшая према-бхава. Свамиджи пришел насладиться вершиной кришна-премы и распространить это людям этого мира» (25 октября 2000 г.).
25. «В этом мире мы не встретим описанных в этом стихе трансцендентных эмоций. Их можно обнаружить только на Голоке Вриндаване. Мы должны молиться, чтобы однажды мы могли служить под руководством гопи, особенно как служанки Шримати Радхики, помощницы Лалиты, Вишакхи и Рупы Манджари. Вот что такое гаура-вани.
Шрила Бхактиведанта Свами Махараджа проповедовал это, но сначала ему пришлось прорубать джунгли майявады, философии пустоты и сахаджии. Он видел: для того чтобы сделать почву плодородной, потребуется время. Поэтому он поместил все эти истины в свои трансцендентные книги. Он думал, что, когда кто-то из его учеников станет достойным углубиться в эти истины, он найдет их там. Он хотел говорить об этих истинах, но редко можно было встретить того, кто мог бы постичь это учение в глубину. Большинство из его учеников не могли следовать ему, вот почему многие из них упали, оставили даже санньясу. Они всячески оскорбили его, и сейчас их сжигает огонь адского существования» (28 мая, 2001 г. Алачуа, Флорида).
26. «Вы должны знать это вани во всей глубине, решительно проповедовать его и тем самым нести славу вашего Прабхупады. Гаура-вани-прачарине. Кришна послал его для этого» (28 мая, 2001 г. Алачуа, Флорида).
27. «Шрила Прабхупада часто говорил: Мы – настоящие шакты». Под шактами обычно подразумеваются те, кто поклоняется Кали, Дурге и другим воплощениям. Итак, мы настоящие шакты, потому что истинное шакти – это Шримати Радхика» (18 июня, 1996 г., беседа в храме, Лос-Анджелес).
28. «Когда Свамиджи давал лекции по «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам» в Матхуре, многие ученые люди приходили послушать его. Тогда он просил меня: «Спой киртан». Мой голос был сладок в то время и ему очень нравилось мое пение. Я пел: «хари харайе намах кришна йадавайа намаха; джайа радхе джайа кришна джайа вриндавана, и шри рупа-манжари-пада сеи мора сампада». Свамиджи очень нравилась песня шри рупа-манжари-пада сеи мора сампада, потому что он последователь Шрилы Рупы Госвами» (Отрывок из беседы в Бхактиведанта Мэноре, Англия, 17 мая, 1996 г.).
29. «Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж много времени потратил, чтобы вырубить джунгли атеизма и имперсонализма, но он приходил не только для этого. Его вдохновенная проповедь учения Шрилы Рупы Госвами, его «Нектар наставлений» подтверждают, что он – истинный рупануга-ачарья. Слушайте внимательно, тогда вы сможете понять настроение этого выдающегося ачарьи, рупануга-вайшнава – Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа» (Отрывок из лекции по книге Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады «Нектар наставлений»).
30. «Некоторые так и делают: они думают, что Прабхупада был личностью, отделенной от ученической преемственности Рупы Госвами и Махапрабху. Они хотели утвердить его в… Я не знаю, в чем… Но я знаю, что они погубят себя, если попытаются утвердить Свамиджи как того, кто не принадлежит к гуру-варге.
Мы находимся в чайтанья-париваре (семье Шри Чайтаньи Махапрабху). У древа Махапрабху может быть много ветвей, но все эти ветви не могут существовать отдельно от самого дерева. Если их срубить, они засохнут.
Вы можете думать: «Свамиджи такой же, как мы. Он повторяет харинаму, как мы. А также он смертный – как и мы». Представляя Свамиджи обычным смертным, вы будете думать: «Я отлично его знаю». Но такая идея абсолютно неприемлема! Это настроение очень оскорбительно. Вы не должны так думать.
Вместо этого думайте: «Он пришел с Голоки Вриндаваны по приказу Шримати Радхики и Кришны, чтобы передать Их послание всему миру. В «Бхагавад-гите» нигде не говорится, что послание Кришны предназначено только для индусов, мусульман или представителей других религий. Послание «Бхагавад-гиты» для всех. Подобным образом, послание Свамиджи для всего мира». Думайте так и осознайте славу Свамиджи. Постарайтесь понять славу Шри Радхи-Кришны и Их дорогих спутников» (18 мая, 1996 г., Англия).
31. «Шрила Прабхупада Бхактиведанта Свамиджи, наш Гурудев и наша ученическая преемственность всегда прославляли гопи» (23 мая, 1996 г., Рэдлетт).
Из книг и лекций Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады
32. «Мы – гаудия-вайшнавы, известные как рупануги. Рупануга означает «последователь Рупы Госвами». Почему нужно становиться его последователем? Потому что говорится: шри чайтанья мано-бхиштам стхапитам йена бхутале – он распространил учение Шри Чайтаньи Махапрабху» (Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 5.5.2, Хайдарабад, 13 апреля 1975 г.).
33. «Рупа Госвами и Санатана Госвами – самые возвышенные преданные Шримати Радхарани и Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. А те, кто преданно служат им, известны как рупануги» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.246, комментарий).
34. «Тем, кто стремится обрести духовное тело (сиддха-деху) и вернуться домой, в трансцендентное царство Бога, на Голоку Вриндавану, следует жить на берегах Радха-кунды под покровительством приближенных служанок Шри Радхи и все время служить Ей, следуя их указаниям… Каждый день нужно омываться в этом озере и, отказавшись от всех материальных представлений, найти полное прибежище у Шри Радхи и Ее помощниц, гопи. Делая это на протяжении всей жизни, человек в момент смерти вернется к Богу, чтобы служить Шри Радхе так, как он представлял себе это, живя на берегах Радха-кунды» («Нектар наставлений», стих 11, комментарий).
35. «Удачливые преданные, жаждущие спонтанного служения Господу, рагануга-бхакти, и склонные к мадхурья-преме, идут по стопам близких спутниц Шримати Радхарани и их помощниц, манджари» («В поисках высшей цели жизни», гл. 32).
36. «В мадхурья-расе, супружеской любви, преданный может стать гопи, подобной Шримати Радхарани, Ее подругам, таким как Лалита, и служанкам (манджари), таким как Рупа и Рати. В этом – суть всех наставлений, касающихся преданного служения» («Нектар наставлений», стих 8, комментарий).
37. «Нет ничего плохого в том, чтобы рождаться снова и снова, но только в семье вайшнава. Это должно быть нашим единственным желанием. К счастью, мой отец был вайшнавом, который с любовью заботился обо мне. Он молился Шримати Радхарани, вечной возлюбленной Шри Кришны, чтобы я стал Ее слугой. Поэтому сейчас я совершаю это служение» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья, 1.24, комментарий).
38. «Не став рупанугами, вы не поймете философию гаудия-вайшнавов» (лекция по «Нектару преданности», Вриндаван, 18 октября, 1972 г.).
39. «Пока вы не найдете прибежище у лотосных стоп Господа Нитьянанды, радха-кришна паите наи, вам трудно будет достичь Радху-Кришну». Это Движение сознания Кришны призвано помочь достичь Радху-Кришну и танцевать с Верховным Господом в Его возвышенном и блаженном танце. Поэтому Нароттама дас Тхакур советует: «Если ты действительно желаешь войти в танец Радхи-Кришны, найди прибежище у лотосных стоп Нитьянанды» (комментарий к бхаджану «Нитай-пада-камала», Лос-Анджелес, 21 декабря 1968 г.).
40. «Преданное служение – это дорога домой, назад к Богу, но все идут по ней в разном настроении. Господу можно служить в настроении слуги (дасья-раса), друга (сакхья-раса) или родительской любви (ватсалья-раса), но это не поможет обрести служение в настроении возлюбленных. Такое служение доступно только тому, кто идет по стопам гопи в настроении сакхи-бхавы. Только так можно познать трансцендентный вкус мадхурья-расы» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.204-205, комментарий).
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж