?

Ещё раз по поводу "раса-лила-катхи".

 (голосов: 2)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1756. Опубликовано: 22-12-2011, 22:14

Шрила БВ Нарайана Махарадж

Ещё раз по поводу "раса-лила-катхи"

 

Из Харикатхи Шрилы БВ Нараяны Махараджа 1 июля 2000 г., Англия:

 

Вожделение - это ужасная болезнь мирских людей. Никто не способен  избавиться от нее. Даже Брахма, Шива и Нарада - освобожденные души - не могли управлять своим вожделением. Но победу над ним могут легко одержать только такие преданные, как Шрила Харидас Тхакур, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рай Рамананда и другие преданные такого уровня. Каким образом? Постоянно памятуя об этих играх, воспевая и слушая о них с почтением.

Мы не имеем права подражать Кришне, даже в уме. Но мы должны с глубоким почтением слушать обо всем этом. Это очень ясно объясняется в Шримад-Бхагаватам и Шри Чайтанья-чаритамрите. В Ади-лиле (3.34) говорится "ануграхайа бхактанам".

"Кришна проявляет Свои вечный, человекоподобный образ и совершает Свои игры, чтобы оказать милость преданным. Услышав об этих играх, человеку следует заняться служением Ему".

И в следующем стихе говорится: "Слово "бхавет" стоит здесь в повелительной форме, и это говорит о том, что это следует делать обязательно. Если человек не делает этого, такой отказ считается пренебрежением обязанностями".

Существует такой глагольный корень "бхавет". Что означает "бхавет"?
"Вы должны слушать. Если вы не слушаете, то это оскорбление. Вы обязаны повиноваться этому указанию." Вы должны слушать, но – с почтением и от возвышенных преданных. Если вы не слушаете, вы убиваете самого себя. Таково значение слова "бхавет".

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, являющийся рупануга-вайшнавом, говорит об этом в Шри Чайтанья-чаритамрите: "Вы должны слушать, но не подражать".

Нас предупреждают не читать Говинда-лиламриту и об играх раса-лила из Шримад-Бхагаватам. Но мы знаем, что многие преданные в ИСККОН сами читают "Говинда-лиламриту" и другие подобные произведения. Хотя даются предостережения особенно относительно этих книг, они все равно читают их. У многих есть "Говинда-лиламрита" и "Кришна-бхаванамрита" Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Они сами читают, а другим говорят: "Вы не должны читать". О чем это говорит? Мне кажется, что лучше им было бы не читать, а слушать  об играх Кришны  от возвышенных вайшнавов.

На протяжении всего месяца Карттик мы поем: "намамишварам саччидананда-рупам ласат-кундалам гокулебхраджаманам / йашода-бхийолукхалад-дхаваманам парамриштам атйам тато друтйа гопйа".

Что это такое? Дамодара-лила. Откуда она? Из Дасам Сканда, из Десятой Песни. Почему же мы поем это? Потому что вся наша парампара делает это.
Шрила Вишванатха Тхакур дал объяснение следующей шлоке (Ш.Б.10.33.39):


викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишну
шраддханвито 'нушринуйад атха варнайед йах
бхактим парам бхагавати пратилабхйа камам
хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах

["Серьезный человек, с верой и постоянно слушающий  от своего гуру  о любовных играх Господа Шри Кришны с юными гопи Враджа, и впоследствии рассказывающий о них, очень скоро обретет пара-бхакти (према-бхакти), чистое преданное служение Верховному Господу и избавиться от болезни в сердце - болезни вожделения."]

Что это означает? Объясни самую суть слов Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура. Он писал  о значении слова "дхира"  в этом стихе. Это значит, что вы должны слушать с верой, с почтением. Если у вас нет почтения, то вам необходимо обрести где-то это почтение.

"Кришна-бхакти раса бхавита мати".
 

---------------------

 

 

Из лекции Шрилы Гурудева  по "Вену-гите" (21.01.01 Мурвилламба, Австралия):

 

"Кто такие Гопи? ...Это никто иной как Сам Кришна. Господь "разделился" на двух, на Радху и Кришну, и эти Гопи являются проявлениями Самой Шримати Радхики. Мы должны следовать этим возвышенным спутникам Господа. Они пришли в этот мир для того, чтобы научить нас чему-то. Будьте привязаны к Кришне так же, как они. Тогда все другие привязанности быстро оставят вас.

...Нам следует постараться извлечь самую суть из этих шлок ("Вену-гиты"),    увидеть насколько Гопи погружены [в мысли о Кришне]. Если бы мы могли так же... Я объясняю вам все эти вещи только ради того, чтобы показать какую глубокую привязанность имеют Гопи к Кришне. Днями и ночами они ведут такие беседы, и даже не знают, день на дворе или ночь... Если мы сможем следовать по их стопам, все наши проблемы разрешаться навсегда, и мы обретём любовь и привязанность к Кришне.

Однако вначале научитесь следовать тому, о чем я говорю сейчас на утренних лекциях [по первым стихам "Упадешамриты"]. Следуйте всем этим правилам и предписаниям. И когда появляется возможность слушать возвышенных Вайшнавов, не упускайте ее, слушайте их Хари-катху. Почему мы не привязаны к Кришне? Мы хотели бы быть такими, но эта глубокая привязанность не появляется у нас. В чем причина?

Здесь, в нашем сердце, много нежелательных вещей. Некоторые приходят на эти встречи, но потом в них просыпается желание покинуть нас и вернуться на свои старые пути. Кто-то именно так и делает. Им не нравится оставаться среди преданных, потому что их сердце полно мирских желаний, стремления наслаждать свои чувства и т.д. Поэтому и не приходит к ним привязанность к Кришне, хотя они пытаются слушать об этом.

Но когда сердце очистится от всех этих вещей, то, послушав о Кришне лишь немного, вы будете видеть, что    сразу проявляется такая привязанность к Господу. Она должна проявиться, как это было в случае с ягья-патни (женами брахманов). Они с нетерпением ожидали: "Когда же мы сможем увидеть Кришну? Когда мы встретимся с Ним? Когда мы сможем служить Ему?"

 

--------------------------

Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами говорит в своей лекции о том, что мы  никогда не должны принимать Лилы Радха-Кришны дёшево:

"У Господа    Чайтаньи были тысячи последователей, и... Он не обсуждал это даже в кругу пятерых... Шри-кришна-чайтанья прабху-нитьянанда шри-адвайта гададхара шривасади... Нитьянанда, Адвайта, Гададхара, Шривас и Он Сам, пятеро... Когда Он жил в Навадвипе, Он не обсуждал это даже с Ними, что и говорить об остальных. Он Сам показал пример, чтобы в будущем люди были очень осторожны с этим. Ведь если человек не понимает, кто такой Кришна, как он сможет понять Лилы Кришны?

Обсуждения раса-лилы - это высшее в сознании Кришны. Это не что-то заурядное. В этом нет ничего материального. Но поскольку мы еще не до конца освободились от материальной концепции жизни, мы можем подумать, что кришна-лила - это нечто подобное материальным взаимоотношениям. Так мы совершаем оскорбление. Осознание раса-лилы - это высшая цель, но чтобы действительно понять ее, вам придется подождать, вам нужно постараться стать более совершенным в сознании Кришны".
 

-------------------------------

Однажды Шрила Парам-Гурудев, Нитья-лила правишта Ом Вишнупад Шри    Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж, увидел, как один из его молодых учеников пытается изучать книги, в которых рассказывается о лилах Радха-Кришны, о самбхога-расе (Их встречах). Он строго сказал своему ученику: "Квалификация слушать о таких темах придет, когда шри-нама-санкиртана очистит сердце от анартх, и там проявилась шуддха-саттва (трансцендентная благость). В противном случае ты будешь считать, что трансцендентные Лилы Шри Радха-Говинды это нечто подобное отношениям мирских любовников, и это породит в тебе ложные представления.
Концепцию Расы правильно воспринимать можно только достигнув духовного совершенства, в сиддха-дехе. Находясь в материальном теле, воспринять шрингара-расу нельзя. Обсуждать самбхога-расу достоин только тот, кто свободен от мирских наслаждений и достиг уровня бхавы".
 

-------------------------------------

Шрила Бхактипрамод Пури Госвами Махарадж пишет в "Воспоминаниях о  Шриле Прабхупаде (Сарасвати Тхакуре):

"Шрила Прабхупада в комментарии  к стиху "ануграхайа бхактанам" (10.33.36) объясняет, что эти темы  [сокровенные Лилы Радха-Кришны] не предназначены для сентиментальных  преданных-неофитов, поскольку их не так легко понять - они происходят по воле внутренней энергии Господа. Сахаджии и незрелые преданные  воспринимают эти Лилы как нечто ограниченное и нечто подобное  материальным наслаждениям. Поэтому они склонны неправильно  интерпретировать слова тат паратвена нирмалам и тат паро бхавет.

...Обусловленная джива, отвернувшаяся от Господа Хари, истолковывает все эти шлоки по-своему, в соответствии со своим греховным желанием  чувственного наслаждения. Получив ложные представления о настоящей  духовной жизни и её цели, такая джива, к несчастью, становится жертвой поверхностного понимания, сахаджии. Слово бхавет, хотя и означает должествование, но относится не к материалистичным гедонистам [людям, склонным к наслаждениям] и не к тем, кто наполнен самыми разными анартхами и материальными желаниями. ...Человек должен полностью подняться над обычным материальным измерением сознания, чтобы прийти к этому возвышенному уровню (лаулйам, рагануга-бхакти).

 ...Наставления Прахлады Махараджа в "Бхагаватам" являются свидетельством могущества чистой преданности. ...Шрила Прабхупада писал, что в отношении 64-х анг преданного служения следует принимать во внимание как ваидхи-, так и рагануга-бхакти. ...По милости олицетворенного святого Имени мы сможем подняться на высший уровень любви в преданности. ...Верующий, разумный человек, наделенный всеми добродетелями, исключительно по милости святого Имени получает счастливую возможность слушать от истинного Учителя о сокровенных играх Господа, которые Господь никогда не раскрывал даже Самой Лакшми-деви.

Таким образом, за очень короткое время преданный обретает высшую преданность и освобождается от всех анартх и вожделения в сердце. Этот трудный путь (рагануга-бхакти) означает полную покорность в следовании вечным обитателям Враджа, и он совершенно невозможен для сухих логиков и ученых. Таково объяснение стиха "викридитам враджавадхубхир". Именно поэтому Шрила Прабхупада предостерегал нас против неавторитетных обсуждений таких возвышенных тем, и советовал больше стремиться к полному преданию святому Имени.

Хотя человек должен с чистой верой совершать служение Гуру и быть  погруженным в воспевание святого Имени, в самой глубине сердца он должен постоянно медитировать на то, чтобы достичь необходимой квалификации для спонтанного преданного служения (рагануга-бхакти). Шрила Прабхупада предписывал, что каждый должен повторять ежедневно по одному лакху святых Имен [64 круга], не совершая оскорблений. К несчастью, нам трудно завершать каждый день и одну четверть лакха [то есть, 16 кругов]. Нам трудно повторять с полным вниманием даже эту четверть лакха, и в таком положении с нашей стороны было бы наглым бесстыдством пытаться обсуждать самые возвышенные Лилы Господа и медитировать на них!"

Еще кое-что из воспоминаний Шри Шримад Бхактипрамод Пури Госвами Махараджа о Шриле Прабхупаде Сарасвати Тхакуре:

 "Он настаивал на том, что нельзя поощрять пение [о лилах Кришны] тех людей, которые не преданы Господу и опьянены гордостью. Такое пение - словно мертвое тело, в котором нет жизни. Шри Шрила Прабхупада совсем не одобрял   неавторитетные обсуждения возвышенных тем. Постоянное памятование о   Кришне является производным чистой преданности. Любовь к Богу достижима только чистым воспеванием святых Имен без оскорблений.

...Если Прабхупада видел, что кто-нибудь, движимый желанием получить   выгоду, славу и престиж, одевает на себя маску спонтанной чистой   преданности, он называл это лицемерием и не мог терпеть этого. Он часто говорил: мадхавендра пури бхава-гхоре чури/ на корило кобху садаи джанабо ["Всегда помни, что Шрила Мадхавендра Пури никогда не имитировал бхаву, он был полон неподдельной бхавы". 'Бхава-гхоре чури' означает "воровать бхаву".]

Великие души говорят: виддхи-марге браджа-бхава пайте нахи шакти, невозможно обрести спонтанную преданность одной лишь практикой ваидхи-бхакти. Бесценный дар спонтанной преданности приходит только благодаря сильному желанию обрести ее (лаулйам), а также от благословенного общения с истинным Учителем, вечным жителем святой Дхамы. Но искусственное подражание действиям осознавших себя душ, приносит лишь беспокойство в   обществе, поскольку такие люди, будучи еще неквалифицированными,   принимаются обсуждать возвышенные темы. Преждевременные попытки   практиковать спонтанную преданность (рагануга) бесполезны. Тогда можно спросить, а каков же реальный метод достижения цели? Ответ дал Господь Гоуранга, прося Своих близких спутников глубоко принять в сердце такие слова: нама-санкиртана калау парама упай/ иха хойте сарва-сиддхи хоибе сабай. С полной верой нужно принять святое Имя, и это обязательно приведет воспевающего к полному совершенству.

В стихе "викридитам враджа-вадхубхир идам..." (ШБ 10.33.39) слово   "шраддханвитах" указывает на веру, которая приводит к спонтанной   преданности. Шриман Махапрабху убеждал всех в том, что святое Имя   исполнено всего трансцендентного могущества, будучи неотличным от   Верховного Господа. ...Чистой спонтанной преданности можно достичь лишь с помощью процесса исключительного самопредания лотосным стопам святого Имени, сердечной молитвы, обращенной к Нему, и принятию обета повторять святое Имя, решительно следуя ему.

(!!!!)...Слово "шраддханвитах" никак не относится к неверующим или к   тем, кто упорно продолжает совершать оскорбления святого Имени.

...Шрила Прабхупада (Сарасвати Тхакур) никогда не одобрял обсуждений возвышенных тем неквалифицированными людьми, всегда отдавая приоритет воспеванию святого Имени.

Слова Бхактивиноды Тхакура в этой связи тоже поучительны для нас: виддхи-марга-рото джоне свадхината-ратна-дане / рага-марге корайа правеш ("Тот, кто с верой старательно следует ваидхи-бхакти, постепенно обретает сокровище духовной свободы и вступает на путь рага-марга").

...В комментарии к 7-му стиху "Упадешамриты" Шрила Прабхупада пишет: "Начинающий преданный должен укротить свой неугомонный ум, с решимостью воспевая святое Имя Господа... Вместе с этим следует практиковать слушание и памятование о качествах Господа. По мере того, как привязанность к этому будет усиливаться, сами собой придут необходимые качества для практики спонтанной преданности... Важно помнить, что преждевременная практика возвышенных уровней преданности может привести к усилению низших [половых] побуждений в человеке, что заставит его сойти с   духовного пути".

Обычные люди, под влиянием некоего заблуждения,   пытаются петь о высших настроениях преданного служения (в мадхурья-расе), и это приводит лишь к расабхасе (смешению противоположных настроений), чего так не мог терпеть Шрила Прабхупада (Сарасвати Тхакур). ...Как только он замечал любое   отклонение от учения о чистой преданности, это побуждало его тотчас же опровергать такие ложные суждения. У него была поразительная способность мудрыми и огненными высказываниями заставлять всех оппонентов тут же замолкать. Его личность внушала страх всем, кто осмеливался идти на компромисс с идеалами чистой преданности. ...В своем поведении он был всегда строг, следуя наставлению Шримана Махапрабху "асат-санга-тьяга эи вайшнава ачар" (Вайшнав избегает общения с материалистами, удовлетворяющими свои чувства, и с безбожниками, непреданными)".

 

------------------------------------------
 

Из Харикатхи Шрилы БВ Нараяны Махараджа 10 октября 2001, в день явления Шрилы Пури Госвами:

 

"В 1947 я был необычайно впечатлен его (Шрилы Пури Госвами) даршаном, и мой Гурудев занял меня служением ему. ...Я смиренно задавал ему много вопросов (парипрашна), и он обычно отвечал на все мои вопросы с огромной любовью. ...Я не могу забыть той милости, которую он на меня проливал на протяжение всей моей жизни.

...Шрила Прабхупада (Сарасвати Тхакур) был необычайно доволен его постоянством, его полным преданием, его любовным служением, наполненным бхавой, и особенно его умением и талантом писателя. ...Таким образом он служил своему Гурудеву (Джагадгуру Шриле Прабхупаде Сарасвати Тхакуру) внутренним служением, манобхишта севой, исполняя его самые сокровенные желания.

...Всякий раз, когда я ездил в Шридхам Вриндаван, Шридхам Майяпур или   Калькутту, я имел удачу получать даршан его лотосных стоп. Я показывал ему новые книги, которые мы печатали в нашем Матхе на хинди... Он был очень рад получать от меня в подарок все эти книги, и в ответ на это он вдохновлял меня и давал наставление печатать еще больше книг по Гоудия-вайшнава-сиддханте.

...Шрила Пури Госвами Махарадж был полностью предан Шриле Прабхупаде (Сарасвати Тхакуру) и был одним из его самых близких спутников. ...Он в своей Харикатхе проявлял настолько глубокое осознание бхакти-таттвы и раса-таттвы, что все слушающие его были очарованы этим. Он был воплощением слов, произнесенных Махапрабху, "тринад апи суничена". Он был парам-бхагавата и гуна-грахи (мог видеть и глубоко ценить достоинства других). Я никогда не видел, чтобы он кого-то критиковал, и он давал вдохновение и оказывал почтение даже такому незначительному человеку как я, совершенно лишенному бхакти.

...За сорок пять дней до его божественного ухода я приезжал к нему. Тогда он уже вообще ничего не говорил, и его глаза были закрыты. Я взял его лотосные стопы и сказал: "Я ваш самый незначительный слуга, Нараяна Махарадж".

...Он был опытен во всех аспектах сиддханты и был чистым преданным в преемственности Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады. Я ощутил так много вдохновения от его благословений и заповедей. Теперь, когда он ушел в божественную апракат-лилу, я лишен прикосновения его руки, которая обильно дарила мне благословения и энтузиазм. Без его присутствия (в этом мире) я чувствую глубокую печаль.

...Я предлагаю шри шри пушпанджали лотосным стопам такого парама-нишкинчана махабхагаваты, как Шри Шри Бхактипрамод Пури Госвами Махарадж. Пусть же он смилостивится и прольет на меня свою беспричинную милость"
 

--------------------------------------------------

[Лекции по Вену-гите (к которым было написано предисловие и из которых в 1995 г. была составлена книга) Шрила Гурудев читал в Матхуре еще до того, как поехал на Запад в 1996, причем он давал эти лекции по Вену-гите небольшой группе преданных, которые были инициированы уже 20 (а то и более) лет и все эти годы старательно практиковали ваидхи-бхакти. Это подтверждается и словами Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура: "Те, кто повторяет Харинам уже 15-20 лет, должны знать об этих вещах. Начинающим преданным нет необходимости слушать об этих темах - они все исказят в своем понимании. Об этих темах могут слушать только уважаемые (вишишта) преданные, в которых есть дух служения (севонмукха), это не для всех.

И также говорится "апона бхаджана котха на кохибе джотхатотха" - "Не раскрывайте свой бхаджан другим". Если вы пренебрегаете эти указанием наших предыдущих ачарьев, вы можете навсегда упасть из царства преданного служения (бхаджана)". Таким образом, эти темы - не для всех. Нет необходимости популяризировать раса-катху и делать ее доступной для всех и вся, делать достоянием "масс". Иначе: "Если вы пренебрегаете эти указанием наших предыдущих ачарьев ("Не раскрывайте свой бхаджан другим"), вы можете навсегда упасть из царства преданного служения (бхаджана)"].

Вот что Шрила Гурудев говорил на этот счет тогда, в 1994-м, ученикам Свами Прабхупады:

"Рагануга-бхакти - не для проповеди любому и каждому. Чайтанья Махапрабху не проповедовал раганугу всякому и каждому, и никакой из наших предыдущих ачарьев не делал этого. Проповедь предназначена для широких масс. Люди должны знать лишь это: "я - Кришна-дас (слуга Кришны), и иллюзорная энергия, майя, не может дать мне ничего". Мы должны совершать кришна-бхакти. Какого рода бхакти? Просто бхакти и все, в целом. Это существенно важно. Но когда у человека появится вкус, тогда он будет читать "Бхакти-расамрита-синдху", "Джайва-дхарму" и др. Тогда он начнет задумываться какого рода бхакти нужно совершать.

Вначале необходимо с верой проповедовать, что не надо следовать Шанкарачарье, или любому другому карми, гьяни или йогу. Нужно следовать пути бхакти. Свамиджи делал прежде всего это [проповедовал таким образом]. В "Гите" нет такой расы… Хотя все-таки там есть какая-то раса. Но не так много. Там есть прежде всего самбандха-гьяна. И в проповеди можно давать людям только самбандха-гьяну. А те, кто квалифицирован и имеет какое-то лаульям (стремление), только они должны слушать все эти вещи [о раса-таттве]. Все остальные не должны. Те, у кого еще нет самбандха-гьяны, будут думать об этих вещах так же, как они думают о мирском вожделении и половых отношениях. Поэтому такие вещи не предназначены для проповеди.

Понимаете? Я объяснил это Гирираджу Свами таким образом. [Шрила Бхактиведанта] Свамиджи хотел дать все [сокровенное], что есть в "Шримад-Бхагаватам", "Бхакти-расамрита-синдху", но тогда у него не было возможности дать все это. Кому он смог бы дать это? Он не мог тогда делать этого. Он дал что-то из этого в своих книгах, которые должны были распространяться в западных странах. Но как он мог бы дать эти (сокровенные) вещи широким массам? Он прятал все это. Если я так опасаюсь рассказывать об этих вещах [о раса-таттве] даже этим преданным здесь [которые уже много лет практикуют бхакти], что же тогда говорить о широкой публике?! Я объяснил [Гирираджу Свами] таким образом. В "Шримад Бхагаватам" сказано: найтат самачаредж джату манасапи хй анишварам (10.33.30) - это предупреждение о том, чтобы не раскрывать такие вещи всем и каждому, обычным людям. Это предназначено только для квалифицированных личностей. Кришнадас Кавирадж Госвами тоже написал таким образом, Джива Госвами тоже, Нароттам Тхакур тоже.

Нужно крайне осторожно подходить к этим вещам… Теперь мы будем продолжать чтение "Вилапа-кусуманджали" Шрилы Рагхунатха Даса Госвами. Я сегодня скажу кое-что о 23 стихе. Я объясню лишь кое-что, в общих чертах, не буду говорить вам все…".
 

------------------------------------------------

[Последние годы Гурудев дает лекции, в основном, в расчете на большую, разноплановую, если так можно выразиться, "разноадхикарную" аудиторию. Вот, например, его (Шрилы БВ Нараяны Махараджа, а не кого-то другого!) Харикатха 3 декабря 2002 (всего 16 месяцев назад):]

"Демоны, такие, как Камса, Джарасандха, Дурьйодхана, Путана, Бакасура, Агхасура, Кеши, Чанура и Муштика видели того же Кришну, но они видели в Нём беспощадного, сильного и опасного врага. Они не видели и не чувствовали Его сладости. Знаете, почему я говорю об этом? Эти демоны ненавидят Кришну. Поэтому вместо Его сладости они чувствуют вкус своей ненависти. Мы тоже не почувствуем сладости Кришны, если не достигнув стадии рати, будем думать, что медитируем на ашта-калия-лилу Кришны. Мы, скорее, почувствуем свою похоть и материальные желания. В этом смысле, Камса и другие демоны олицетворяют наши материальные желания. Кришна и постижение Его сладости - это наша цель, но не пытайтесь "запрыгнуть на вершину дерева". Начните подниматься от основания, тогда вы достигнете своей цели. Нужно следовать истинному процессу бхакти, с самого его начала. Адау шраддха татах садху-санго 'тха бхаджана-крийа...

...Я знаю и вижу, что повсюду, на Западе и Востоке, многие преданные, особенно женщины, хотят войти в ашта-калийа-лилу (см. прим. 1), даже не зная, что это такое. Мы должны быть крайне осторожны. Наши Госвами предостерегают нас от чрезмерного углубления в этот предмет. Несомненно, эти темы являются нашей целью, но достичь её мы сможем только следуя правильному процессу продвижения в бхакти.

Предположим, мужчина или женщина стараются думать об играх Радхи-Кришны в полночь. Предположим, они размышляют о том, как гопи ушли из домов и встретились с Кришной наедине. Более того, как ночью Кришна ушёл от гопи и вместе со Шримати Радхикой уединился в кундже, где они предавались играм. Что тогда женщина или мужчина будут думать обо всём этом? А если они встретятся ночью, чтобы обсуждать эти темы, к чему, в итоге, приведёт такая их "любовь"? Они почувствуют вожделение, и их умы выйдут из под контроля. Они погубят и себя и свою духовную жизнь. Понимаете, о чём я говорю? Мы не должны даже думать на эти темы.

Молод человек или стар, он может помнить следующий стих: прамада-мадана-лилах кандаре кандаре те...

В этом стихе подразумевается, что Радха и Кришна вместе, они обнимают друг друга. Если не очень возвышенный преданный попытается медитировать на это, у него неизбежно всплывут материальные представления. Поэтому всегда будьте осторожны.

Шри Шукадева Госвами, маха-махабхагавата, был настолько отрешён от материальных представлений и чувства собственности, что даже не носил ни дору, ни каупину (набедренную повязку), и у него не было бхаджана-кутира. Он полностью отречён. Для него нет разницы между прекраснейшей обнаженной женщиной и высохшим деревом. Его совершенно не интересуют отношения мужчин и женщин; но даже он предлагает раса-лиле и ашта-калия-лиле проникнутые почтением пранамы. Служить такому Кришне, мадхура Кришне, как служат Ему гопи - это наша цель. Но мы, на нашем уровне сейчас, не должны думать, что мы близки к этому.

...Мы должны быть предельно осторожны. На широкой публике нельзя обсуждать сокровенные темы о Шри Шри Радхе-Кришне. Будьте осторожны, иначе женщины, особенно они, будут привлекаться вашими рассказами, будут плакать, будут бегать за вами, и вы погубите себя.

...Кешава, в данном случае, означает Враджендра-нандана Шри Кришна. Он и есть тот, к кому мы стремимся, наша цель - служить Ему, как служат Ему гопи. Но будьте очень осторожны, иначе вы пойдёте путём Путаны, Агхасуры, Бакасуры и Камсы и станете такими, как они. Шри Шукадева Госвами рассказал о бхакти начиная с первых её ступеней, а также о том, как достичь различных ступеней бхакти. Затем, Одиннадцатая Песнь раскрывает то, как Нарада Муни объяснил Васудеве наставления, которые Нава-Йогендры дали Махараджу Ними. Например, Нава-Йогендры рассказали о 24 гуру, в число которых входит воздух и земля. У воздуха можно научиться отрешённости, а у земли - терпимости. Там же объясняется, как достичь высшей цели, раскрытой в Десятой Песни.

...Остерегайтесь запрыгивать на вершину дерева стоя у его корней. Не бросайтесь в огонь; иначе вы сгорите. Мало правильно говорить о философских истинах (сиддханте) и практике бхакти - старайтесь осознать это. Если вы не будете следовать, вы не сможете реально продвинуться в сознании Кришны. Возьмём, к примеру, ученика, который всегда прославляет Кришну и Его сладостные игры. Этот ученик всегда повторяет Святое Имя, но у него нет глубокой веры в своего гуру. Предположим, он каждый день повторяет один лакх Святых Имён, всегда читает об играх Кришны и прославляет Его. Но он не всегда следует указаниям своего гурудева. Порой он следует своему бесконтрольному уму, а не процессу и наставлениям, данным Шрилой Рупой Госвами и Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами, Шрилой Бхактивинодой Тхакуром и Шрилой Прабхупадой - он не делает то, что хочет его гуру.

Что ждёт такого ученика? Он не достигнет совершенства".
 

-----------------------------------------------

Из катхи Шримати Вишакхи деви даси (Англия) 19.09.03 в Москве (в той катхе она напрямую сказала, что Россия - это "цитадель сахаджии", то есть - место весьма подходящее для развития сахаджийства, потому что люди весьма сентиментальны в отношении Бхакти):

Цитата:

"Когда некоторые начинающие ученики спрашивают Гурудева о сокровенных темах раса-таттвы, он иногда отвечает так: "Ты хочешь вкусить плоды моего бхаджана, который я совершаю уже 60 лет в этой жизни?! За одну секунду ты хочешь получить это, просто спросив у меня об этом?! То, что я обрел за долгие годы моей санньясы, то, что я осознал за все эти годы бхаджана и служения моему Гурудеву, - ты хочешь так запросто получить себе это, вот так за одну секунду?! Ты хочешь, чтобы я отправился в магазин, купил расагулу, принес ее, разжевал бы ее, а вкус этой расагулы ты хочешь получить сам? Нет. Никогда в жизни ты не получишь эту сладость таким образом".

И потом она добавила к этим словам Гурудева: "Гурудев совсем не эгоистичен. Но он хочет поставить нас на истинный путь, чтобы мы получили настоящее осознание (true realization). Если у нас нет ни вкуса, ни любви к Харинаму, то проблема в нас самих. Мы должны принимать лекарство. Повторение Харинамы - это и есть лекарство. Никакой ребенок не любит принимать лекарства. Если у нас нет вкуса (аппетита), то решение этой проблемы не в том, чтобы есть как можно больше "сладостей". Это сделает нас только еще более больными.

Если у нас нет любви и вкуса к Харинаму, но "мы хотим" наслаждаться возвышенными лилами Радха-Кришны, все равно мы увидим, что нет вкуса к Харинаму. Несмотря на свою духовную убогость, мы будем думать: "Я должен слушать даже еще больше этих сокровенных вещей (о лилах Радха-Кришны)". Но если в нашем сердце еще нет основы, фундамента, то через некоторое время эти башни наших "высоких устремлений" обрушатся на землю". Поэтому, прежде чем строить башню, вначале нам необходимо позаботиться о возведении прочного фундамента".
 

---------------------------------------------

Из "Бхаджана-рахасьи", "Пратхама-йама-садхана", 10 текст, перевод и комментарий Шрилы БВ Нараяны Махараджа (новое издание 2003 г.):

"Процесс постепенного развития кришна-бхаджана описывается в Шри   Шикшаштаке. Игры Кришны постепенно проявляются в сердце садхаки, который следует этому процессу.

Во-первых, человек должен практиковать (садхану) согласно правилам бхаджана, указанным в первом стихе (Шикшаштаки). После этого, если он с верой следует второму, третьему и четвертому стиху, его бхаджан постепенно станет зрелым.

Когда он достиг этого, он должен совершать бхаджан согласно настроениям, содержащимся в пятом стихе, и созерцать свое вечное, совершенное духовное тело (сиддха-деха), которое развивается постепенно благодаря принятию исключительного прибежища у лотосных стоп Шримати Радхики. Если он постоянно совершает бхаджан таким образом, все его анартхи будут устранены, и он получит квалификацию для обретения своей сиддха-дехи. Пока еще присутствуют анартхи, человек никогда не сможет обрести свою сиддха-деху.

Разум тех, кто пытается медитировать на свою "сиддха-деху" не имея на то достаточной квалификации, становится испорченным из-за того, что у них еще не хватает (духовной) силы, и таким образом весь их бхаджан становится разрушен. Это называется сахаджия-бхава, и это полностью противоречит чистому бхаджану. Если у человека есть честное желание достичь совершенства, он должен осторожно и внимательно принять постепенный процесс бхаджана, как о нем уже упоминалось прежде, и следовать пути Шри Рупы Госвами и других махаджан, опытных в бхаджане".
 

-----------------------------------------------

(дополнения)

 

Адхикар служить в Расе

-----------------------------------------

"Да, Джайадев Госвами написал состоящую из двенадцати глав поэму "Гита-говинда", Шрила Рамананда Рай написал "Джаганнатха-валлабха-натаку", Рупа Госвами составил "Видагдха-мадхава", Чханди Дас и Видйапати написали множество песен, Прабодхананда Сарасвати написал "Радха-раса-судха-нидхи", а Рагхунатх Дас Госвами составил "Вилапа-кусуманджали". Кришнадас Кавирадж написал "Говинда-лиламриту", а Вишванатх Чакраварти Тхакур - "Кришна-бхаванамриту".

Вы будете способны читать эти книги лишь тогда, когда станете пригодными для погружения в божественную любовь, что царит в вечных темах этих книг. И пригодность эта проявит себя когда вы полностью избавитесь от власти тех помыслов, что приводят к появлению мирских желаний. Эта сокровищница благословений будет вам открыта, и тогда вы станете настоящими восприемниками ее сокровищ. Когда ваша приверженность служению Кришне абсолютна, тогда ваши естественные, вечные взаимоотношения с Кришной в одном из пяти видов Божественного Родства, открыты для вас. Но, не будучи освобожденным, никто не имеет полномочий служить Кришне".

(Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада, Харикатха "Всеохватное служение Богу")

 

-------------------------------------------

"Раса-катха должна быть предназначена только для тех, кто имеет адхикар (квалификацию) обсуждать такие темы. Прежде чем осмеливаться свободно обсуждать интимные лилы Кришны с Гопи, мы должны оценить состояние своего ума. Полностью ли мы внимательны к Наме Прабху (святому Имени Господа)?

Или когда попугай взлетает на дерево, в то время как мы повторяем джапу, наш ум тотчас взлетает на дерево вместе с ним? Если это происходит, то адхикара у нас нет. Если мы видим красивую женщину, возникает ли в нашем уме привлеченность ею? Если да, то адхикара у нас нет. Когда мы слышим о том, как Кришна возлагает Свою руку на грудь Гопи, какого рода интерес у нас возникает при этих описаниях? Если даже хоть небольшое вожделение, хоть малейший намек на вожделение, присутствует внас, это означает, что адхикара у нас нет".

(Шри Шримад Бхактипрамод Пури Госвами Махарадж)

 

-------------------------------------------

"Шpила Бхактисиддханта Саpасвати Тхакуp основал матх в Майяпуpе, и оттуда миссия pаспpостpанилась по всей Бенгалии. Повсюду в Бенгалии он совершил pеволюцию, все пpивлекались им, особенно молодое поколение. Так, по всей Бенгалии, а затем и по всей Индии, люди присоединялись к нему.

Сейчас, по его милости, эта религия Гоудия-вайшнавизма pаспpостpаняется по всему миpу, и мы гоpдимся этим. ...Сначала будьте бpахмачаpи и следуйте всем пpавилам и пpедписаниям. Досконально изучите все таттвы, такие как кpишна-таттва, джива-таттва, майа-таттва и дpугие философские истины, а затем, если вы хотите жениться, вы можете стать квалифициpованным гpихастхой. После этого, если вы хотите, можете пpинять жизнь ванапpастхи или санньяси, или можете пеpейти пpямо из бpахмачаpи в санньяси. Это законный пpоцесс.

Если вы не знаете самых основ таттвы и сpазу хотите стать паpамахамсой и пpебывать в настpоении гопи, то это нелепость, абсурд. Если вы попытаетесь делать так, вы погpязнете в самой разной дурной деятельности.

Шpила Бхактисиддханта Саpасвати Тхакуp спас весь миp, совершив свою революцию, и поэтому сейчас мы можем слушать о тpансцендентной жизни в её истинном значении. Бабаджи, у котоpых по пять-шесть подруг (вдов) и котоpые заняты разным вздором, амоpальной деятельностью, тоже пытаются выступать пеpед публикой, но никто из людей уважаемого, цивилизованного общества не будет их слушать.

...Шpила Саpасвати Тхакуp спас нас, и мы должны стаpаться точно и правильно следовать за ним.".

(Харикатха Шри Шримад Б.В.Нараяны Махараджа, "Они порицают Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Прабхупаду" - 16 дек.2001, Германия)

 
 
Материал подготовил
Яшода-кумар дас Брахмачари

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж