?

Шри Навадвипа дхама.

 (голосов: 2)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 2034. Опубликовано: 26-12-2011, 01:29

Шрила БВ Нарайана Махарадж

Шри Навадвипа дхама

(13 Марта 2000, Навадвипа, утро)

 

 В течение многих лакхов жизней нужно было накапливать сукрити (духовные благочестивые деяния) и самскары (впечатления в сердце от совершения духовной деятельности) чтобы попасть на эту святую землю, которая неотлична от Голоки Вриндаваны. Нам выпала удача быть здесь. Любой, кто приходит сюда, очень скоро овободится из этого мира и обретет враджа-прему. Без милости Гаура-Нитая мы не сможем обрести прему Радхи-Кришны или достичь Голоки Вриндаваны. Если вы не поклоняетесь Навадвипе, ваше поклонение Вриндаване будет бесполезным:

 

арадхитам нава ванам враджа кананам те

нарадхитам нава ванам враджа ева дуре

арадхито двиджа суто враджа нагараста

на радхито дийа суто на тавеха кришна

(Шри Навадвипа-аштакам, Шрила Прабходананда Сарасвати)

 

Поклоняясь Навадвипе, вы поклоняетесь Врадже. Если вы не совершаете поклонения Гаурачандре, тогда чтобы вы не делали, в том числе все ваше преданное служение, будет бесполезным. Кришна будет очень далек. Но в тоже время, если вы поклоняетесь Гауранге и земле Навадвипы, Кришна будет очень близок. Всегда помните Гаура-Нитая, потому что они очень милостивы. Имя Кришны и дхама Кришны учитывают оскорбления, но Махапрабху и Нитьянанда нет. Поэтому мы должны совершать поклонение Вриндавану, поклоняясь Господу Чайтанье и Его спутникам.

 

 

НАВАДВИПА, ДЖАГАННАТХА ПУРИ И ГОДАВАРИ

 

Тема Шри Рая Рамананда Самвада является остовом, жизненной сутью Шри Чайтанья-чаритамриты. Во время этой беседы Шри Чайтанйа Махапрабху явил Рамананде Райе Свою Расараджа-махабхава-сварупу, объединенный образ Радхи-Кришны. Там же Райа Рамамананда сказал, что единственный способ обрести гопи-прему, это быть под руководством гопи: «До тех пор пока преданный не будет следовать по стопам гопи, он не сможет обрести служения лотосным стопам Кришны, сына Нанды Махараджа. Если преданнный находится под влиянием знания о величии Господа, ему не обрести лотосных Господа, несмотря на то, что он совершает преданное служение». (Ч-ч. Мад.8.230) Чтобы быть под руководством гопи, преданный должен быть под руководством Шрилы Рупы Госвами. У Кави Карнапура есть стих прославляющий Шрилу Рупу Госвами:

 

прийа-сварупе даита-сварупе

према-сварупе сахаджабхирупе

ниджанурупе прабхур эка-рупе

татана рупе свавиласа-рупе

(Ч-ч. Мад.19.121)

 

«Шрила Рупа Госвами, чьим дорогим другом был Сварупа Дамодара, являлся точным подобием Шри Чайтаньи Махапрабху, и был очень и очень дорог Господу. Шрила Рупа Госвами был воплощением исполненной восторга любви Шри Чайтаньи Махапрабху, поэтому он естественно был черезвычайно красив. Он с великим тщанием следовал принципам возвещенным  Господом и был достойной личностью способной правильно объяснять игры Господа Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху пролил Свою милость на Шрилу Рупу Госвами и благодаря этому он оказывал служение, создавая трансцендентные произведения».

Кришна пришел в этот мир чтобы насладиться тремя вещами. Это три сокровенные причины Его прихода как Шри Чайтаньи Махапрабху, и Он насладился ими в Джаганнатха Пури в Гамбхире.

 

шри-радхайах пранайа-махима кидришо ванайаива-

свадйо йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах

саукхйам часйа мад-анубхаватау кидришам вети лобхат

тад-бхавадхйах самаджани шачи-гарбха-синдхау хариндух

(Ч.ч. Ади. 4.230)

 

«Чтобы понять и насладиться славой любви Радхарани, чтобы постичь и вкусить сладость Своей лилы, вену, рупы и премы так, как этим наслаждается только Она, и чтобы пережить то счастье, которое Она переживает в Своем наслаждении этими четырьмя сладостями, Кришна родился из лона Шачи Маты как Шри Шачинандана Гаурахари».

Шри Чайтанья пришел в Навадвипу и явил там Свои игры. Говорится,  что после того как эти игры были завершены, Он принял санньясу и отправился в Пури. Позже Он пошел в Южную Индию, где встретил Шри Рамананда Рая и явил ему Свой облик Шри Шри Радхи-Кришны вместе. Это расараджа-махабхава, Расараджа и Махабхава так же были описаны в Шримад Бхагаватам — как игры Радхи и Кришны. Кришна это Расараджа (царь всех, кто наслаждается трансцендентными вкусами), а Радхика это Махабхава-сварупа (высочайшее сосредоточие любовных чувств к Кришне).

В Навадвипе, в Своей нарават-лиле (подобной играм обычных людей) Шри Гауранга вместе со Своими друзьями являл лилы сакхья-бхавы. Некоторые люди утверждают, что после принятия санньясы в Навадвипе, Он ушел в Пури и явил там более возвышенные игры, а после встретил Рамананда Рая на берегу Годавари и постиг от него как чувствовать Кришну в еще более глубокой разлуке. Но неправильно считать Пури и Годавари выше Навадвипы, это неправда. Так же неправда, что Шри Шачинандана Гаурахари когда-либо покидает Навадвипу.

Говорится что Махапрабху смог насладиться тем, ради чего Он пришел в этот мир только после встречи с Рая Раманандой, который является Вишакхой в Кришна-лиле. От него Он постиг как насладиться Радха-бхавой. Вы знаете почему Он учился у Рая Рамананды, а не у Шрилы Сварупы Дамодары, который в Кришна-лиле является  Лалитой деви? Лалита деви это первое проявление Радхарани,  а Вишакха деви — второе. Но Вишакха родилась в один день со Шримати Радхарани, поэтому у них одинаковый характер.  У них практически одни и те же качества и одинаковый облик. Кришна не смог бы научиться у Лалиты деви поскольку ее настроение это прагалбха, дерзкое и настойчивое. Хотя Шримати Радхика и Шримати Вишакха также как и Лалита деви принадлежат к гопи левого крыла, они схожи как две капли воды. Обе они — мадхья-наика (возлюбленные, чье настроение совмещает прагалбху и мугдху(восхищенное). Поэтому Махапрабху учился тому как насладиться Радха-бхавой у Рамананды Рая. И поскольку это происходило на Годавари, некоторые говорят что Годавари возвышенее Навадвипы. Но это не так. Навадвипа является высочайшей обителью и включает в себя Годавари и Пури. Мы можем понять это проводя сравнительное изучение айшаварья-майи-лилы и мадхурья-майи-лилы (майи означает «состоящий из»). В чем разница между айшварьей и мадхурьей? Айшварья-лила открывает такое величие, которое не может быть повторено ни кем из живых существ. Мадхурья-лилы это те игры, которые очень походят на людские, даже если в них проявляется невообразимое величие. Если там нет величия эти деяния будут просто мирской деятельностью. Там может быть величие но, несмотря на это, лила остается сладкой и походит на человеческие, и потому называется мадхурьей. Независимо от того, явно ли присутствует величие или нет, в мадхурья-лиле это не выглядит величием.

Из Кришна-лилы мы видим, что во Вриндаване больше айшварьи чем на Вайкунтхе, в Двараке или Матхуре. Тем не менее это величие покрыто таким количеством сладости, что его не возможно почувствовать. На Голока Вриндаване величие скрыто.

Мадхурья-лила Кришны включает в себя айшварью. Когда Кришна поднял холм Говардхана, постушки подумали, что Он должно быть устал. Они рассудили так: «Мы тоже поможем держать Говардхан нашими палками». Другие думали: «Благодаря аскезам Нанда Махараджи Господь Нараяна вошел в тело Кришны. На самом деле это Господь Нараяна держит холм Говардхан». Гопи грозно смотрели на Говардхан и говорили ему: «Если ты упадешь на Кришну, мы проклянем тебя». Эти игры совсем как у людей. Когда Кришна был маленьким он показал Маме Свою вселенскую форму. Все было у Него во рту, все  воплощения, все вселенные, все элементы и чувства и многое другое. Но, несмотря на это, Яшода-майа не решила что ее сын  это Господь.

 Шри Чайтанья Махапрабху это Сам Кришна, а Его дхама, Шри Навадвипа, это  Вриндаван. В Навадвипе Его знают как Шачи-путру и Шачинандану, сына Шачи-маты и Джаганатхи Мишры. Его также зовут Вишнуприя-пати, супруг Шримати Вишнуприи деви. Почти никто не знал, что Он Верховный Господь. В то время Его друзьями были Джагадананда Пандит и Сварупа Дамодара. Когда Шачинандана пошел в школу Гангадаса Пандита, они все учились вместе и являли там мадхурья-лилу. Есть много знающих в мирском отношении ученых или пандитов, и жители Навадвипы считали Шачи-путру или Нимая Пандита очень хорошим пандитом. В имени Нимай Пандит нет айшварьи. Это нарават. Когда Кешава Кашмири, Дигвиджая, логик, вызывающий всех на спор, пришел в Навадвипу, чтобы одержать верх над местными пандитами, они решили избрать своим представителем Нимая Пандита. Они считали его всего лишь юношей. Если бы он проиграл, они бы просто сказали: «Он слишком молод». Но если бы он одержал победу, для них это стало бы триумфом Навадвипы — их ученый мальчик выиграл спор.

И Джагадананда Пандит и Нимай Пандит учились в школе Гангадаса Пандита, там они часто, по-дружески, устраивали между собой поединки в логике. Порой их спор касался определения мукти. Джагадананда Пандит цитировал стих, начинающийся строкой: «атьянтья дукха нивритти...», освобождение значит избавление от невзгод майи. Но Нимай Пандит возражал: «Нет. Истинное определение мукти таково — мукти хитва аньята рупам, сварупена вьявастити — мукти, это состояние, в котором человек осознает свою сварупу и сварупу Кришны, а также свои отношения с Кришной. Избавление от ложных представлений о себе возможно лишь когда человек на самом деле знает кто он. Когда он предается лотосным стопам Радхи и Кришны и служит им своим трансцендентным телом и чувствами, это и есть мукти. В противном случае это не полное мукти». Такова нарават-лила, как у людей — друзья спорят друг с другом.

В то же время в Джаганнатха Пури было множество игр в айшварье, величии, которое не могло быть явлено ни кем из людей, это было очевидно для всех. К примеру, когда Махапрабху бросился в океан, и затем рыбак вытащил Его в сетях, Его тело было очень длинным, все суставы были отделены на 20 сантиметров друг от друга. Это и есть величие, оно невероятно возвышенно и трудно для понимания. После того, как Махапрабху закончил беседы с Рамананда Райем, Он наслаждался их плодами в Гамбхире. Только три с половиной человека могли быть с Ним там: Шри Рамананда Райа, Шри Сварупа Дамодара, Шикхи Махити и его сестра Шримати Махави деви.

Дварака изобилует величием. Там не счесть дворцов, слонов, коней и колесниц. Также и в Джаганнатха Пури все преданные Махапрабху пребывают в великом благоговениии перед Ним, и никто не осмелится заявить Ему что-либо. Но в Навадвипе, Кхолавече Шридхара спорил с Нимаем Пандитом, а тот даже крал его овощи.

Во Врадже к Кришне относятся как к обычному пастушку, а в Навадвипе к Шри Чайтанье Махапрабху относятся как обыкновенному сыну брахмана. В Навадвипе никому и в голову не прийдет называть Его «Махапрабху». Только когда он пришел в Пури, к Нему стали обращаться так.  В Навадвипе Он сосет грудь Шачидеви, играет с девочками, которые поклоняются Шива-линге, чтобы получить хорошего мужа, а порой ведет себя как озорной ученик. Поэтому Его лила называется мадхурья-майи-лила. Кто-то может этому возразить, полагая, что Он явился в Навадвипе как Господь Нрисимхадева и Господь Вараха. Это верно, но вряд ли кто-то в Навадвипе скажет нечто подобное. Почти все без исключения преданные всегда считают Его просто Шачи-путрой (сыном Шачи). Лишь несколько тех, кто пребывает в настроении преклонения, подобные Мурари Гупте (Хануман в Рама-лиле) или Шривасу Пандиту (Нарада Муни), понимают, что Шачинандана — Верховный Господь.

 

 

СРАВНЕНИЕ ТРЕХ АСПЕКТОВ

 

Можно провести сравнение между тремя аспектами Чайтаньи Махапрабху и тремя аспектами Шримати Радхарани. Есть изначальная Радхика. Изначальную Шримати Радхику называют Вришабхану-нандини Радхикой. Она никогда не покидает Вриндавана, и всего на несколько часов, когда Он уходит пасти коров, разлучена с Кришной и тоскует по Нему. Вришабхану-нандини Радхика всегда наслаждается нитья-лилой или аштакалия-лилой с Кришной, все 24 часа в сутки, с утра и до утра. На самом деле Она никогда не разлучается с Кришной. Существует только абхиман, или представление того, что Они время от времени разлучаются.

У Вришабхану-нандини есть два проявления, одно это Вийогини Радхика — когда Кришна в Матхуре или Двараке, Она тоскует по Нему в Уддхава Кхьяри. Другое проявление — на Курукшетре, это Самйогини Радхика. Именно Самйогини Радхика встречается с Кришной на Курукшетре. Также как Дваракадиша-Кришна и Матхуреша-Кришна всегда пребывают в пурнаттама (самом завершенном) Враджендранандане Шри Кришне, так и два проявления Вришабхану-нандини Радхики пребывают в Ее изначальном облике. Изначальная Радхика тоже переживает разлуку, но лишь временами. Например Она просыпается утром и думает: «О, что за ужасный сон у меня был — Кришна уехал в Двараку и женился там на бесчисленных принцессах». Иногда Ей может показаться, что Кришна ушел, но потом Она понимает, что Он здесь. В праката-лиле эти представления становятся стхула-мурти, реальностью, обретают форму.

Все три аспекта Шримати Радхики, Вришабхану-нандини, Вийогини и Самйогини, описаны в Санат Кумара Самхите. Также как у Нее есть три аспекта, есть они и у Шри Шачинанданы Гаура-хари. Шри кришна-чайтанья радха-кришна нахи анья — Махапрабху никто иной как Радха и Кришна вместе. Когда Шримати Радхика разговаривает со шмелем в Уддхава Кхьяри, это Вийогини Радхика.

 

мадхупа китава-бандхо ма спришангхрим сапатньях

куча-вилулита-мала-кункума-шмшрубхир нах

вахату мадху-патис тан-манининам прасадам

йаду-садаси видамбьям йасйа дутас твам идрик

(ШБ 10.47.12)

 

«О, черный шмель! Не прикасайся ко мне. Я знаю, тебя послал Кришна из Матхуры, и ты хочешь завоевать снисхождение. Но я никогда не пойду на уступки Кришне. Я знаю, что красная пудра на твоих усиках это та самая кункума, что на груди Его возлюбленных. Когда Кришна обнимал их, кункума осталась на Его гирлянде, а с нее попала на твои усики».

В этом настроении трасцендентного безумия пребывает Вийогини Радхика, и сравнивается это с настроением Чайтаньи Махапрабху в Пури. Шри Чайтанья-чаритамрита объясняет, что в Гамбхире Чаятанья Махапрабху всегда пребывает в настроении, которое Шримати Радхика явила Уддхаве.

«Вриндавана паритьяджа на падам экам гаччхати», — Кришна никогда не покидает Вриндавана и Шачинандана тоже никогда не покидает Навадвипы.

В Годавари Чайтанья Махапрабху явил Свою Расараджа-Махабхава Сварупу. Там же Он обсудил все таттвы — раса-таттву, према-таттву, радха-таттву. Но кто присутсвовал при этом? Только Рамананда Райа. Явление Расараджа-Махабхавы не было обычным событием. Ни кто другой не смог бы проявить себя как Радха и Кришна. В этом присутсвует величие, присутствует айшварья, а потому эта лила не самая высшая.

Частичные настроения и формы Шримати Радхики присутствуют в Ее изначальной форме, то же самое справедливо и в отношении Шри Чайтаньи Махапрабху. В лилах Махапрабху Джаганнатха Пури сравнивается с Дваракой. Когда Он был в Гамбхире, Он переживал ту же разлуку, что и Радхика, в настроении Вийогини Радхики, переживала, когда Кришна был в Двараке. Когда Махапрабху в Годавари, Он подобен Самйогини Радхике.  Эта Шримати Радхика встречается с Кришной на Курукшетре, чтобы привести Его обратно во Вриндаван. Оба этих аспекта Махапрабху присутствуют в Навадвипе.

В Дхаганнатха Пури никто не упоминает имени Шачинандана и подобных имен. Там все благоговеют перед Махапрабху. Сарвабхаума Бхаттачарья осознал: «Здесь Сама Верховная Личность Бога. Я никогда не встречал подобной личности». Чайтанья-чаритамрита (Мадхья 6.9-13) описывает: «Осматривая тело Шри Чайтаньи Махапрабху. Сарвабхаума заметил, что тот не дышит и тогда величайшее беспокойство охватило его. Он взял несколько волокон хлопка и поднес их к ноздрям Махапрабху. Когда он заметил слабое колебание волокон, надежда проснулась в нем. Сидя перед Махапрабху он думал: «В теле Махапрабху явлена необычайная, восхитительная адхируддха-бхава. Насколько же это удивительно! Возможно ли это в человеческом теле?»»

 

 

СКРЫТЫЙ ВРИНДАВАН

 

Навадвипа это гупта (скрытый) Вриндаван. Хотя двенадцать лесов Вриндавана присутсвуют в скрытом виде в Навадвипе, здесь их расположение иное. Шрила Бхактивинода Тхакур описал это как ачинтья, непостижимое. Он объяснил, что такова особенность этой дхамы. Она скрыта и причудливо изогнута и потому не может располагаться как обычно. Такова природа скрытой премы.

Недалеко от Девананда Гаудия Матха находится Радха-кунда.  Поскольку там Говардхан, там же должны быть Радха-кунда и Шьяма-кунда. Мой Гуру Махараджа, Нитья-лила Правишта Ом Вишнупада Парамахамса Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махараджа исполнил глубоко лелеемое желание Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Махараджи и Шрилы Бхактивиноды Тхакура, основав в долине Говардхана этот храм.

Время от времени Чайтанья Махапрабху останавливался в этом месте и являл Свои игры. В Чайтанья-чаритамрите описывается лила, в которой юные девушки предлагали Шива-лингаму подношения из фруктов, цветов и других параферналий. В это время Нимай Пандит силой захватил все подношения и объявил девушкам, что не стоит им зря тратить свое время на поклонение Господу Шиве. Он заявил: «Я Верховная Личность Бога. Вы должны поклоняться мне. Все полубоги и полубогини мои слуги. Если вы не будете поклоняться мне, я прокляну вас и у вас будут уродливые, старые мужья, у которых уже будет по пять жен». Вот так они шутили. Девушки не верили тому, что Он Верховный Господь.

В Навадвипе есть все игры Вриндавана. В том месте, где мы сейчас находимся, на Коладвипе, в Девананда Гаудия Матхе, находится Говардхан и Раса-стхали. Здесь Кришна танцует вместе с гопи. Кто-то может сказать, что в Навадвипе самое возвышенное место это Йогапитха в Маяпуре, ведь там явился Шри Чайтанья Махапрабху. На самом же деле, Коладвипа стоит выше. Мы должны обратиться к сиддханте (конечной истине). Сравним Навадвипу и Вриндаван. Кришна явился в Матхура-Гокуле. Он явился одновременно в двух местах, как Васудева в Матхуре, и как ребенок в Гокуле. Но место, где мы находимся, Коладвипа, это Говардхан, где Кришна явил Свой изначальный и наиболее полный облик, Свою кишора-рупу, Свой облик Радха-Кришна-йугала. Здесь же проходит раса-лила, высочайшая из лил.  Заключением, поэтому, является то, что место это намного возвышеннее остальных.

Шрила Рупа Госвами подтверждает это в своей Упадешамрите: «Святое место известное как Матхура, в духовном отношении стоит выше Вайкунтхи, трансцендентного мира, поскольку там явился Господь. Выше Матхура-пури стоит трансцендентный лес Вриндавана, потому что там проходит раса-лила Кришны, а выше леса Вриндавана холм Говардхана, поскольку Кришна поднял его Своей рукой и он является местом самых разных любовных игр Кришны. Но выше их всех стоит ни с чем не сравнимая, прекрасная Шри Радха-кунда, потому что она переполнена сладостной, нектарной премой Господа Гокулы, Шри Кришны. Найдется ли после этого разумный человек, который не пожелает служить божественной Радха-кунде, что у подножия холма Говардхан?»

 

 

ПОСЛЕ ХАРИ-КАТХИ

 

Этим же вечером, рядом с комнатой Шрилы Нараяны Махараджи, ученик спросил его: «Сегодня утром вы сказали, что в Навадвипе не проявлено величие. Но Чайтанья Махапрабху явил в Навадвипе Свою вират-рупу, вселенский облик». Шрила Махараджа ответил: «Да, но всего нескольким, Шривасу Тхакуру, который никто иной, как Нарада Муни».

Другой преданный спросил: «На лекции вы сказали, что Джаганнатха Пури олицетворяет Двараку, а Годавари — Курукшетру. Как Годавари может быть Курукшетрой?»

Шрила Махараджа: Годавари не то же самое что Курукшетра. Это сравнение дается потому что в обеих местах было явлено величие.  Когда Шримати Радхика в первый раз встретилась с Кришной на Курукшетре, Она видела необычайное величие, кони, колесницы, слоны, и Кришна был в роскошных нарядах принца. Подобным образом, когда Махапрабху явил Свой трансцендентный облик Расараджа-Махабхавы, в этом было ни с чем не сравнимое величие. Другой момент заключается в том, что счастье, которое Шримати Радхика испытала, когда после столь долгой разлуки встретилась с Кришной на Курукшетре, было всего лишь мимолетным. Когда Она поняла, что Их встречи и отношения не могут быть теми же, что во Вриндаване, Ее настроение сменилось печалью. Точно также величественное проявление Расараджа-Махабхавы Махапрабху было мимолетным.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж