Но возникает вопрос... (Или: Не прыгайте на верхушку дерева!)
Шрила БВ Нарайана Махарадж
Но возникает вопрос...
(Или: Не прыгайте на верхушку дерева! )
13 сентября 2004 г .
Волгоград, Россия
--------------------------------------------------------
По просьбе непосредственно самого Шрилы Гурудева публикуем его Хари-катху, которую он сказал только что, на сентябрьском фестивале в Волгограде. Вскоре она появится в печатном виде (по его просьбе, ради блага всех его учеников в России и странах СНГ). Эта необычайно важная лекция была самой первой из всех его лекций на фестивале, и в ней Шрила Гурудев очень тактично, но строго и уверенно разбивает известные заблуждения некоторых его учеников как российских, так и западных. Как Шрила Гурудев эмфатически выразился по этому поводу: Я хочу всем вам сказать, что это ложная идея! ( I want to tell you all that this is a wrong idea! ). И несколько раз повторял: Будьте очень осторожны в отношении этого . Являясь представителем Гуру-парампары, он и не мог бы представить данный вопрос как-то иначе, ведь он никогда не вступил бы в противоречие с предыдущими Ачарьями Гоудия-вайшнава сампрадаи, такими как Шрила Джива Госвами, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж (Парам-Гурудев), Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж и др.
----------------------------------------------------------------
Шрила Гурудев: Прежде всего, я от всего сердца приношу поклоны лотосным стопам моего Гурудева, Ом Вишнупад Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа, и такие же поклоны я приношу лотосным стопам моего шикша-гуру, Ом Вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. Скорее всего, вы знаете, почему я приехал сюда из Вриндавана, который находится так далеко от этой страны, России. Когда я прилетел в Москву, чиновники на границе в аэропорту очень плохо с нами обошлись. Тогда я дал себе обещание, что больше никогда не приеду в Россию. Но сейчас я вижу здесь больше шестисот преданных они так тепло встречали меня, так приветствовали; и поэтому я забыл о том, как с нами поступили в аэропорту. Вы знаете, зачем я приехал сюда:
шри чайтанйа мано-бхиштам стхапитам йена бхутале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
[ Когда же Шрила Рупа Госвами даст мне прибежище у своих лотосных стоп? Он понял сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху и поэтому был способен утвердить в этом мире Его миссию, ведь он так дорог Господу . Шри Према-бхакти-чандрика, Нароттам Дас Тхакур]
Шрила Рупа Госвами знал настроение Шри Чайтаньи Махапрабху. Махапрабху вдохновил его из сердца в том, что Он желал ощущать Сам и раздавать другим из-за чего Он пришел с Голоки-Вриндаваны в этот мир. В Прайаге Шри Чайтанья Махапрабху передал в сердце Шрилы Рупы Госвами Свою миссию, Свою цель. Затем, в Пури, Он попросил Шри Нитьянанду Прабху, Шри Сварупу Дамодара, Шри Райа Рамананду и всех Своих личных спутников даровать милость Шриле Рупе Госвами, чтобы тот смог утвердить в этом мире миссию, исполняющую самое сокровенное желание Господа. Благодаря вдохновению Чайтаньи Махапрабху и Его милости Шрила Рупа Госвами написал такие книги, как Бхакти-расамрита-синдху , Уджвала-ниламани , Лалита-мадхава , Видагдха-мадхава и многие другие.
Шри Чайтанья Махапрабху это не просто Чайтанья Махапрабху, но Сам Шри Кришна, который принял красоту и сокровенные настроения Шримати Радхики. Всё, что Он не мог дать в Своих играх как Кришна, Он дал как Шачинандан Гоурахари.
Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир с Голоки-Вриндаваны, с Голоки-Шветадвипы. Его целью было дать Кришна-прему. Анарпита-чарим чират карунайаватирна калау...
У Господа Кришны было три причины для прихода сюда. Он желал понять любовь Шримати Радхики и вкусить этой любви. Кроме того, хотя Он так красив и сладостен, Он не мог насладиться Собой в той степени, в какой могла это делать Она. Шри радхайа пранайа махима кидришо ванайаива...
Он желал познать и ощутить все настроения Шримати Радхики. Шри радхайа пранайа махима... Он хотел узнать славу Её любви, Он хотел узнать что же в Нём есть такого, что сводит Её с ума, и Он также хотел узнать, какое счастье Она испытывает в памятовании о Нём. Таким образом, то настроение, которое Он ощущал, называется уннатоджвала-паракийа-бхава.
Он хотел дать Свою милость: карунайаватирнах калау самарпайитум уннатоджвала-расам сва-бхакти-шрийам. Сва-бхакти-шрийам означает манджари-бхава. Он дал её, но (возникает вопрос): если Он хотел дать только этот один дар, тогда почему же Шрила Рупа Госвами написал так много книг, таких как Бхакти-расамрита-синдху и Упадешамрита ? Почему он (Рупа Госвами) не писал для всего мира и для всех преданных только на темы о манджари-бхаве? Только манджари-бхава, только это, берите весь мир, все преданные! Вот в этом весь вопрос и состоит.
Затем возникает также еще один вопрос: почему Шрила Рупа Госвами не написал только одну книгу, сказав при этом: Вы все манджари ? (Подумайте: ) все преданные находятся на одной и той же стадии бхакти или все находятся на разных стадиях? Существуют миллионы категорий преданных и разных стадий, и одна из категорий это манджари-бхава. Эта манджари-бхава, несомненно, является нашей высшей целью, но не следует считать, что все уже на этом уровне. Шрила Рупа Госвами написал в своей Бхакти-расамрита-синдху :
шраваноткиртанадини ваидха-бхакти удитани ту
йанй ангани ча танйатра вигйейани манишибхих
[ Те, кто глубоко сведущ в трансцендентном знании (вигйейани манишибхих) хорошо знают, что все различные анги бхакти, такие как шраванам, киртанам, Шри Гуру-падашрайа и др., уже описанные в связи с ваидхи-бхакти, являются полезными и необходимыми также и в рагануга-бхакти. Рагануга-бхакты должны следовать им также .]
(Шрила Гурудев просит Аранью Махараджа объяснить этот стих.)(Аранья Махарадж объясняет: ) Те, кто осознал Шри Кришну, очень глубокомысленны и хорошо знают философию (сиддханту). Они заключили, что для тех, кто желает следовать рагануга-бхакти, или пути спонтанной преданности, правильным будет следовать всем ангам ваидхи-бхакти, начиная со слушания, воспевания и памятования. Все практикующие рагануга-бхакти обязаны следовать правилам и предписаниям, которые относятся к ваидхи-бхакти, за исключением всего лишь нескольких предписаний. Например, они не должны практиковать мудры, пранайаму и медитировать на игры Рукмини и Сатьябхамы с Кришной в Двараке, поскольку всё это будет противоречить развитию их внутреннего настроения.
Шрила Гурудев: Шрила Рупа Госвами написал в Бхакти-расамрита-синдху (1.2.295):
сева садхака-рупена
сиддха-рупена чатра хи т
ад бхава-липсуна карйа
враджа-локанусаратах
[ Возвышенный преданный, склонный к спонтанному любовному служению Господу, должен следовать по стопам какого-то определённого спутника Кришны во Вриндаване. А на внешнем уровне он должен исполнять служение как обычный преданный, продолжая совершать свое внутреннее служение согласно своему самоосознанию. Таким образом, он должен совершать преданное служение как внешне, так и внутренне .]
Ему необходимо будет следовать рупануга-вайшнавам, в их образах практикующих садхаков (садхака-рупена) и в их образах полностью совершенных спутников Шри Шри Радха-Кришны (сиддха-рупена). Мы обязаны следовать учению Шрилы Рупы Госвами относительно анг (составляющих) бхакти то есть, относительно правил и предписаний. С одной стороны, рупануга-бхакти не появится от одного только чтения шастр или от одного только следования правилам и предписаниям; но вы должны знать, что для того, чтобы обрести лобху (лаульям, сильное стремление) к рагануга-бхакти, необходимо следовать предписаниям шастр, соблюдать правила, указанные в шастрах. Вам придётся быть послушными шастрам (священным писаниям), иначе вы будете лишь приносить другим беспокойства.
шрути-смрити-пуранади
панчаратра-видхим вина
аикантики харер бхактир
утпатайаива калпатэ
Так называемое преданное служение, которое игнорирует авторитетные ведические писания, такие как Упанишады, Пураны и Нарада-панчаратра (где содержатся правила, видхи, преданного служения), приносит лишь беспокойство всем окружающим в обществе .
Вы должны знать смысл слов сева садхака-рупена сиддха-рупена чатра хи. Рагануга- или рупануга-бхакта будет следовать правилам и предписаниям бхакти, как внешне следовал этому Шрила Рагхунатх Дас Госвами, внутренне следуя своему настроению Рати Манджари. Те, кто не имеет лобхи (лаулйам), то есть ещё не находятся на уровне бхава-бхакти, не смогут следовать ему (в этом).
Следуйте всем наставлениям, которые даны в Упадешамрите. Если вы бойкотируете Упадешамриту, то ваше бхакти будет всего лишь иллюзорным (воображаемым) и обманет вас. Постарайтесь следовать Шрилы Рупе Госвами, который является акханда-гуру-таттвой, полным неделимым принципом Гуру. Вы должны знать, что не все находятся на одном и том же уровне бхакти. Все находятся на разных стадиях. Если это ещё совсем неофит и даже не имеет шраддхи (веры), разве ему можно говорить: Ты манджари, и ты должен забронировать себе билет только до станции манджари-бхава и никуда больше? Я хочу сказать всем вам, что это ложная идея! Мы должны постараться понять всё по-настоящему и затем следовать истинному значению рупануга-бхакти. Существуют определённые признаки у того, кто имеет лобху (лаулйам), сильное стремление к этому:
кшантир авйартха-калатвам
вирактир мана-шунйата
аша-бандхах самуткантха
нама-гане сада-ручих
асактис тад-гунакхйанэ
притис тад васати-стхале
итй адайо нубхавах сйур
джата-бхаванкуре джанэ
[ Когда созревает семя экстатической любви к Кришне (бхава), в поведении такого человека проявляются девять признаков: он терпелив, он не тратит ни секунды впустую, он отречен от всего материального, он не горделив и не стремится к престижу, он имеет надежду на милость Господа, он горит желанием служить Господу, он имеет сильный вкус к повторению святого Имени Господа и привязанность к слушанию о божественных качествах Господа, он имеет любовь к тем местам, где проходили игры Господа. Это называется анубхава, вспомогательные признаки экстатической любви. Они видны в том человеке, в сердце которого начало созревать семя любви к Господу . БхРС 1.3.25-26]
Нитьянанда Прабху проповедовал повсюду. Когда он проповедовал Джагаю и Мадхаю, они напали на него, поранили Ему голову, и у Него потекла кровь. Но несмотря на это, Он дал им Кришна-прему. Нитьянанда Прабху проповедовал по всей Бенгалии. Что же Он проповедовал всем? Разве Он проповедовал так: О, послушайте: вы все манджари! У вас у всех должна быть манджари-бхава и ничего больше? Нет, он никогда так не делал.
Нитьянанда Прабху это акханда-гуру-таттва. Имеет Он настроение манджари или нет? Да, конечно, имеет. Он Ананга Манджари, но Он не проповедовал манджари-бхаву. Кто-то может подумать: У Нитьянанды нет настроения манджари и Он не проповедовал его значит, он не Гуру. Я не буду повиноваться Ему. Я буду повиноваться только Рупе Госвами . Человек, который думает таким образом, ничего не соображает и является оскорбителем лотосных стоп всех представителей Гуру-парампары. Мы должны повиноваться Гуру-парампаре. Чистые проповедники святого Имени Кришны знают настроение манджари (манджари-бхаву), но просто не все достойны слышать об этом от них.
Будьте очень осторожны относительно этого. Не совершайте оскорблений лотосных стоп Вайшнавов. Если кто-то заявляет: Между Шрилой Гурудевом и Араньей Махараджем есть разница в некоторых вопросах, и я буду следовать за Араньей Махараджем, а не за Гурудевом , то как это назвать? Это называется гуру-авагйа [бросать вызов авторитету Гуру, считая его обычным человеком]. Какой бы то ни было Махарадж [последователь Гурудева] знает о Рупе Госвами и о манджари-бхаве только благодаря Гурудеву. Если вы придерживаетесь такой ложной идеи [т.е. принимаете какое-то мнение ученика Гурудева, при этом отвергая мнение самого Гурудева], вам следует поправить своё понимание иначе все ваши настроения исчезнут как дым. Кто ваш Гурудев?
Все должны быть очень осторожны насчет этого! Я сказал это всем вам, поскольку в наши дни можно видеть, что ветер дует в таком направлении: Мы будем следовать только настроению манджари и ничему другому . Не думайте так! Это неправильно. Если в ваше сердце приходит настоящая трансцендентная лобха (лаулйам) служить Шри Шри Радха-Кришне, Божественной Чете, то у вас должны появиться все признаки этого:
кшантир авйартха-калатвам
вирактир мана-шунйата
аша-бандхах самуткантха
нама-гане сада-ручих
асактис тад-гунакхйанэ
притис тад васати-стхале
итй адайо нубхавах сйур
джата-бхаванкуре джанэ
[перевод см. выше]
Арадхйо бхагаван враджеша-танайас-тад-дхама-вриндавана…
Шримад-Бхагаватам - это безупречная прамана, свидетельство, о божественных играх Господа Кришны. Но разве в Шримад-Бхагаватам где-нибудь напрямую описывается манджари-бхава? Нет, она там не описывается, хотя во многих местах и есть косвенные указания на неё. В Бхагаватам нет прямого упоминания даже имён Шримати Радхика , Лалита и Вишакха . Почему? Разве Шрила Вьясадев или Шрила Шукадев Госвами не знали их имён? Наоборот, Шрила Шукадев Госвами просто терял сознание, когда произносил имя Радхи.
Поскольку Шримад-Бхагаватам не провозглашал манджари-бхаву открыто, мы тоже не должны делать этого. Ведь мы не являемся более великими, чем Бхагаватам , Шрила Вьясадев, Шрила Шукадев Госвами, Шрила Рупа Госвами и Шри Чайтанья Махапрабху. Мы должны хранить это чувство в своём сердце, подобно женщине, которая имеет любовника (упапати), - она всегда старательно заботится о том, чтобы её муж не узнал об этом. В Индии это именно так, не на Западе, конечно. Западные люди могут иметь больше одного мужа (или жены) одновременно по два, три, десять, двадцать четыре.. Для них это не составляет проблемы. Но в Индии если кто-то имеет любовника (любовницу), то это создаёт очень большие проблемы.
Итак, я прошу вас если вы чувствуете, что у вас есть стремление к настроению манджари, храните это глубоко в своём сердце, чтобы никто не мог почувствовать ни малейшего запаха этого. В противном случае [если вы раскрываете это повсюду], очень скоро за один-два дня всё это выветрится из вас, и вы станете пристанищем оскорблений. Вы будете заниматься мирской любовью с любовниками (упапати). Храните это чувство внутри себя, как хранят камфору. Если камфору держать на открытом воздухе, то она вся выветрится, но если её держать в закрытом помещении, то она будет только усиливать свой аромат. Если у кого-то есть настоящая лобха (лаулйам), это очень хорошо. Я ценю это, и мои сердечные благословения вам, если у кого-то из вас это есть. Но если вы считаете, что у вас это есть, храните это в сердце и не беспокойте других, иначе так получится, что вы наберёте множество подружек и будете заниматься так называемой паракийа (упапати)-бхавой [будете вовлечены в незаконные и аморальные отношения с противоположным полом]. Моя просьба к вам: не сходите с ума от идеи стать манджари . Вначале постарайтесь научиться следовать Шри Упадешамрите и затем уже всем остальным книгам Шрилы Рупы Госвами. Тогда вы сможете постепенно подняться на вершину древа бхакти. Манджари-бхава находится на самом верху. Не пытайтесь тотчас же запрыгнуть на верхушку дерева, иначе вы просто упадёте, поломав себе руки и ноги, свернув себе шею и разбив голову. Будьте осторожны.
На вечерних встречах мы начнём наши лекции с объяснения стиха анйабхилашита шунйам (определение чистого бхакти), Шримад-Бхагаватам и затем перейдём к сладостным играм Кришны.
[Во время своей вечерней лекции того же дня Шрила Гурудев продолжил тему: ]
Шрила Гурудев: Тот, кто проявил Шримад-Бхагаватам , его автор, - Махамуни Вьяса, Сам Кришна. Поэтому в Бхагаватам нет ничего неправильного. Он провозгласил 1-й главе 1-й Песни: нигама калпа-тарор галитам пхалам. Вьяса повествует Бхагаватам , и Шукадева повторяет за ним. Шримад-Бхагаватам - это Сам Кришна. Это писание представляет собой суть всей ведической литературы Вед, Веданты, Упанишад. В Бхагаватам нет ничего, что можно было бы отвергнуть. Бхагаватам подобен зрелому плоду, который пришёл сюда из трансцендентного Враджа-Вриндавана, через Гуру-парампару, через Шукадеву Госвами. На этом плоде нет кожуры, в нем нет косточек, в нем нет ничего лишнего. Так удивительно! И он попал из того мира сюда, не разбившись, хоть и наполнен расой, сладким соком.
Мы должны слушать Бхагаватам весь полностью, от начала и до конца, от 1-й до последней Песни. Если кто-то думает: Нам нужно слушать только 10-ю Песнь, Гопи-гиту и т.п. , это значит, что такой человек не повинуется Шриле Вьясадеву. Такой человек делает что-то не так, совершает нечто оскорбительное. Сам Вьясадев говорит: Вы должны слушать весь Бхагаватам , пейте этот нектар . И пить его нужно ушами, а не ртом.
Кто-то думает: Зачем мы будем слушать о Дхруве, о Прахладе и других это ведь не настроение Гопи?! Зачем нам слушать о различных аватарах Кришны? Нет, мы будем слушать только Гопи-гиту . Джайати те дхикам... Нет, ваше представление ложно. Вы должны слушать обо всём (что связано с Кришной), потому что Кришна это и Нрисимхадев, и Ваманадев, и Рамачандра и все остальные (аватары). Сам Кришна желает слушать о славе тех Своих преданных, у которых есть мамата (любовное чувство обладания) по отношению к Нему. Все преданные Нрисимхадева, Ваманадева и др. это также и преданные Кришны, поскольку Он пара-таттва. Итак, я уже сказал вам о том, что никакой частью Бхагаватам вы не должны пренебрегать. Всё в Бхагаватам - плод расамайи. Например, Хануман преми-бхакта, у него такая огромная мамата к Раме! А кто такой Рама? Это Сам Кришна. В этом случае Он проявил Себя как Рама, чтобы установить марьяду, каноны идеального поведения. Поэтому Кришна это Рама. И, по сути, нет никого, кроме Кришны. Он есть всё. Поэтому преданные всех других проявлений Кришны это также преданные Кришны. Так почему же мы будем пренебрегать ими? Мы не должны ими пренебрегать. Мамата вот критерий, которым определяется уровень бхакти. Если нет маматы, нет и бхакти, а значит нет и парама-дхармы (высшей религии).
... Дхрува, Прахлада, Читракету, Читрака, Патрака и др., друзья Кришны Шридам, Субал и др., Яшода, Нанда Махарадж все они относятся к парама-дхарме. Но особенно служение Гопи Вриндавана, и прежде всего служение Шримати Радхарани, - это парама-дхарма. Однако следовать по стопам тех, кто служит в этом настроении, по стопам Гопи, - это встречается очень-очень редко. Поэтому и сказано: нашта-прайешв-абхадрешу... - когда все анартхи уходят, за исключением лишь небольшого процента (остается лишь лёгкий запах анартх); когда преданный служит двум бхагаватам книге Бхагаватам и чистому преданному; тогда он вскоре обретает бхакти. Это уровень ништхи. Очень редко встречается тот, кто обретает ништху. Так подумайте теперь: как далеко от этого находится Гопи-бхава! Во всем мире столь редко встречается тот, кто имеет это. Вам так повезло, что вы соприкоснулись с преемственностью Шрилы Рупы Госвами, Шри Чайтаньи Махапрабху. Вы что-то уже слышали от враджа-расика вайшнавов, что-то читали об этом. Но загляните в своё сердце имеется ли у вас там ништха? Если там присутствует хоть какое-то материальное желание, это значит, что ништхи у вас нет, наиштхика-бхакти нет. И посмотрите, есть ли у вас настоящая лобха, лаулйам? Утром мы перечислили все признаки лобхи (лаулйам к рагануге) кшантир авйартха калатвам. Есть ли у вас эти признаки? Я знаю, что вы хотите этого, некоторые из вас. Я ценю это, несомненно, но, пожалуйста, держите это глубоко в сердце, как хранят камфору, в закрытом виде. Это и есть бхакти. Будьте осторожны. Это не темы для проповеди на каждом углу, на каждой базарной площади , это не для всех и каждого. Это нужно скрывать глубоко в сердце. (…) Кришна Адхокшаджа, Он за пределами нашего разума. Никаким материальным чувством мы не можем коснуться Кришны и Хари-катхи. Бхакти должно быть ахайтуки (не имеющим материальных мотивов) и апратихата (непрерывным, как льющийся мёд). Только тогда наша душа будет счастлива, а иначе нет.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж