?

Шри Радхаштами.

 (голосов: 2)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1649. Опубликовано: 5-01-2012, 19:42

Шрила БВ Нарайана Махарадж

Шри Радхаштами

Удивительно прекрасная и яркая лекция, данная Шрилой Гурудевом в день явления Шримати Радхики, и вошедшая затем в замечательный сборник лекций - книгу "Сокровенные истины Шримад Бхагаватам".

Матхура, Индия: 14 сентября, 2002, утро

 

Шри Кришна-вирахе, радхикара даса, амии то' сахите нари

Йугала-милана, сукхера-карана, дживана чадите пати

 

Я абсолютно неспособен выносить душераздирающее состояние Шримати Радхики, когда она страдает в разлуке с Шри Кришной, но я готов немедленно оставить жизнь ради Их счастливого воссоединения." (Стих 1)

Только под руководством Шрилы Бхактивинода Тхакура мы сможем обрести служение Шримати Радхике. Будучи в настроении служанки Шримати Радхики, Шрила Бхактивинода Тхакур написал, что он не может вынести боль Радхики во время Ее разлуки с Кришной. И ради Их встречи он с радостью охотно отдаст свою жизнь.


Радхика-чарана, тйаджийа амара, кшанеке пралайа хойа
Радхика таре, сата-бара мари, се духкха амар шойа

 

Если бы мне пришлось оставить лотосные стопы Радхики хотя бы на мгновение, я был бы совершенно разбит. Ради Нее я с радостью приму боль и агонию сотен смертей.
(Стих 2)

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: "Я могу оставить все, что угодно. Я могу оставить даже Кришну, но я не могу оставить лотосные стопы Радхики даже на мгновение. Ради служения Радхике я готов умирать сотни и миллионы раз, но я никогда не смогу вынести даже секундную разлуку с ней. Когда же я получу возможность служить Ее лотосным стопам? Как же мне развить преданность Радхике и как обрести служение Ее лотосным стопам?

 

Э хено радхара, чарана йугале, паричарйа пабо кабе

Хаха браджа-джана, море дойа кори, каабе враджа-ване лаибе

 

Когда я смогу служить двум лотосным стопам Радхики? Алас! Я молю всех вас, о жители Враджа, пожалуйста, пролейте же на меня милость. Когда вы возьмете меня в леса Враджа?" (Стих 3)


Виласа манджари, ананга манджари, шри рупа манджари ара
Амаке тулийа, лохо ниджа паде, дехо море виддхи сара

 

О Виласа Манджари! О Ананга Манджари! О Рупа Манджари! Пожалуйста, возвысьте меня до ваших лотосных стоп и так даруйте мне высочайшее совершенство". (Стих 4)

Горько плача, Шрила Бхактивинода Тхакур молится: "О Враджабаси, пролейте на меня милость! Займите меня служением Божественной Чете. И в особенности, я прошу вас, пожалуйста, займите меня служением Шримати Радхике. Когда же настанет тот день, когда Шри Виласа Манджари и другие манджари возьмут меня во Врадж? Я жажду служить им".

Если у нас есть это настроение, очень быстро мы можем достичь успеха в баджане, а иначе – никогда.

 

[После этого преданные поют киртан Шрилы Гаура-Кишора даса Бабаджи Махараджа «Уддешйе Рачита Гита Болийа Прачалита," (Песнь, прославляющая жизнь Шрилы Рагхунатха даса Госвами). Ниже приведен первый стих на бенгали и перевод всех стихов этого бхаджана:]


Котхайа го премамйи радхе радхе
Радхе, радхе го, джайа радхе радхе

 

"Где Она, исполненная премы? Слава Шри Радхе!"

"О Радха! Пожалуйста, даруй мне Свой даршан и спаси мою жизнь. Твой жалкий нищий взывает к Тебе: "Радхе! Радхе!"

"О Радха, Ты наслаждаешься чудесными играми в лесу Вриндавана, чаруя ум Кришны".

"О Радха, Ты — драгоценный камень среди восьми главных сакхи. О Радха, дочь Вришабхану Махараджа!"

Рагхунатха дас Госвами постоянно взывает: "Радхе! Радхе!"

…иногда на Кеши Гхате, иногда на Вамшивате: "Радхе! Радхе!"

…иногда в Нидхуване, иногда в Сева-кундже: "Радхе! Радхе!"

…иногда на Радха-кунде, иногда на Шьяма-кунде: "Радхе! Радхе!"

…иногда на Кусума-сароваре, а иногда на Гирирадже Говардхане: "Радхе! Радхе!"

…иногда он в Талаване, иногда в Тамалване: "Радхе! Радхе!"

Рагхунатха дас Госвами носит простую одежду, грязную оттого, что он всегда катается по земле, взывая: "Радхе! Радхе!"

Он зовет: "Радхе! Радхе!" – и глаза его тонут в потоке слез.

Он бродит по земле Вриндавана, взывая: "Радхе! Радхе!"

Он не знает ничего, кроме Радхи-Говинды, на протяжении дня и ночи. Радхе! Радхе!

"Он отдыхает только 4 данды (1 час 36 минут) и во сне получает даршан Радхи-Говинды. Радхе! Радхе!"

(Шрила Нарайана Махарадж продолжает:) Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами получал наставления от Шрилы Сварупы Дамодары, Шрилы Райи Рамананды, Шрилы Рупы Госвами, и, в особенности, от Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. В данном киртане он представляет всю эту таттву. Одно из имен Шримати Радхики – Говинда-нандини (Та, кто делает Шри Кришну счастливым), и нет ничего выше этого.

В «Чайтанйа-чаритамрите» (Ади-лила, глава 4) Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами описал некоторые из имен Радхики. Итак, одно из ее имен – Говинда-нандини. Говинда повелевает всем. Он – Шри Кришна, предел высочайшей концепции Верховного Господа. Он наделен неограниченным могуществом и сладостью. Но кто доставляет радость Ему Самому? Только одна личность может это сделать – Сам Кришна в облике Шримати Радхики.

Она – Говинда-мохини. Кришна привлекает все живые существа, включая животных, деревья, пресмыкающихся. И в особенности он очаровывает всех гопи Враджа, но Радхика способна очаровать Его Самого! Кришна сбивает с толку всех в этом мире с помощью Своей майа-шакти (иллюзорной энергии), а в духовном мире Он изумляет Всех Своим прекрасным обликом, качествами и развлечениями. Он может смутить и запутать кого угодно, и все же Радхика приводит в замешательство Его Самого.

Радхику называют также Говинда-сарвасйа. Она – все для Кришны. С Нее все начинается и на Ней все заканчивается для Него, и кроме Нее ничего больше нет. 

Шри Радха также Сарва-канта-широмани, главный драгоценный камень среди возлюбленных Кришны. После того, как Кришна исчез с танца-раса, все гопи искали Его. Когда свапакша-гопи Радхики (т.е. гопи из Ее собственной группы) увидели Ее следы рядом со следами Кришны, они сразу догадались, кому они принадлежат, и очень обрадовались. Но гопи из других групп, увидев эти следы, смогли понять лишь то, что эта гопи служила Кришне лучше всех, и потому он покинул танец раса, забрав Ее одну.

Шри Радха Сама воплотилась в Чандравали и всех остальных гопи. У Кришны нет иной возлюбленной кроме Шримати Радхики. Она Сама стала Всеми Лакшми (богинями процветания), и всеми царицами Двараки. Если вы глубоко поразмыслите об этом, вы поймете, каково Ее величие. Сита-деви и все Лакшми – это воплощения Радхи, и она принимает эти обличия, чтобы воплотить желания Кришны.

Она – Кришна-майи; это означает, что она видит Кришну везде – внутри и снаружи Себя. Куда бы ни обратились Ее ум и чувства, все это только о Кришне и для Кришны. Когда Она видит дерево тамал, она думает: «О, там Кришна!»

Еще одно Ее имя – Арадхика, потому что она выполняет все желания Кришны и потому что Он Сам поклоняется Ей. Доказательство тому – раса-лила, во время которой Кришна покинул всех остальных гопи и уединился с Ней одной. Этот факт подтверждают даже випакша-гопи (гопи-соперницы).

Радхика – это пара-девата. Точно так же как и Кришна, она является предметом всеобщего поклонения. Более того, Ей поклоняется Сам Кришна. А если ей поклоняется Сам Кришна, не означает ли это, что все и каждый должны Ей поклоняться?

Однажды Радхика спросила Вринду-деви: «Откуда ты идешь?» Вринда-деви ответила: «Я иду из Радха-Кунды. Я видела там Кришну». Радхарани спросила: «Что он там делал?» Вринда-деви ответила, что Он танцевал. Радха поинтересовалась: «Кто же учил Его танцевать?» Вринда-деви сказала Ей: «Твое отражение, Радхика, которое Он видит повсюду, в каждом дереве».

Вся према, которая существует в мире, исходит из Шримати Радхики. Она – мать всех и каждого, потому что она питает все живые существа, раздавая им прему. Кришна – это изначальное божество всех джив, и Радхика тоже. Это подтверждается в «Брахма Самхите»:


Ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхиш
Табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих
Голока эва нивасатй акхилатма-бхуто
Говиндам-ади пурушам там ахам бхаджами

 

Я поклоняюсь Говинде, первозданному Господу, пребывающему в Его собственной обители Голоке вместе с Радхой, которая полностью идентична Его духовному облику и олицетворяет Собой энергию наслаждения (хладини). Их окружают сакхи – Ее наперстницы, экспансии Ее духовного тела, которые насквозь пропитаны вечно-блаженной духовной расой.

Шри Радхика – Сарва-Лакшми-Майи, это означает, что бесчисленные гопи исходят из Нее, и потому Она является господствующим божеством всех сакхи. Сколько бы ни было у Кришны возлюбленных, Она их божество.

Ее также зовут именем Канти, которое означает, что во время Раса-лилы только Она может исполнить все желания Шри Кришны. Там танцевали сотни миллионов гопи, но когда Радхика ушла, танец-раса прекратился. Кришна является в этом мире как Махапрабху, чтобы вкушать все любовные настроения Радхики. Во Враджа-лиле Он не может этого делать.

О чем думает Кришна в Матхуре, в разлуке с Радхикой? Он молится Ей: «О возлюбленная Радха! Мой ум всегда с Тобой. Я всегда жажду получить пыль с Твоих лотосных стоп. Непостижимым образом в одной из Моих форм Я всегда остаюсь во Вриндаване. Я блуждаю в тех самых лесах, играя на флейте, и ищу только Тебя. О Радхика, я отправляюсь на Ямуну не для того, чтобы принять омовение, а только чтобы встретиться с Тобой. Иначе Мне нет нужды туда идти. Я сижу на берегу Ямуны лишь ради шанса встретиться с Тобой и служить Тебе».

«Увидев впервые Твою красоту, Я загорелся страстным желанием встречи. Я перестал пасти коров и оставил все прочие занятия. Мои глаза метались в поисках Тебя, а ум мой совершенно потерял покой. Я ждал Тебя под деревом кадамба, думая: «Пойдет ли она этим путем?» Я медитирую на Твои качества и на Твою красоту, которая подобна свати-накшатре (созвездию счастья). Птица чакора не будет пить никакую другую воду, кроме капель дождя, которые падают с облаков во время свати, благоприятного расположения звезд. Я жду Тебя в страстном нетерпении, я жажду получить Твой даршан. Твоя красота и Твои качества похитили Мое сердце. Я не хотел, чтобы оно было похищено, но это случилось, и теперь я забыл обо всем в разлуке с Тобой».

Услышав это, Радхика отвечает: «О Прананатха, Господь самого дыхания Моей жизни, Я Твоя вечная служанка, а Ты моя жизнь и душа, единственная любовь Моей жизни. Я предаюсь Твоим лотосным стопам. Ты можешь любить Меня, а можешь пренебречь Мною. Ты можешь покинуть Меня и тем самым заставить страдать. Чего бы Ты ни пожелал, Твое счастье – это Мое счастье, а Твоя жизнь – это Моя жизнь. Мне не нужно ничего, кроме Твоего счастья. Как Ты чувствуешь Мое счастье или горе, так и Я чувствую Твои. Ты радуешься, видя Меня, но, видя Тебя, Я испытываю в миллионы раз большее счастье. Во всех трех мирах нет ничего, что могло бы сравниться с Моим счастьем. Я счастлива только тем, что вижу Твое счастье. И я всегда пребываю в блаженстве, и Я понятия не имею ни о каком другом счастье. Я желаю только, чтобы Ты был счастлив. Я хочу лицезреть Твое счастье с утра и до ночи, и с ночи до утра. 

Ты наслаждаешься, глядя на меня, и потому Я надеваю множество украшений и аксессуаров. Я делаю это только для Тебя. Я делаю это, потому что, видя на Мне все эти украшения, Ты испытываешь огромное счастье. Я посвящаю всю Себя Твоим лотосным стопам с единственной целью – усилить Твое удовольствие и исполнить Твои желания. Меня переполняет счастье, когда Ты говоришь Мне: «Ты Моя возлюбленная, Моя госпожа, Моя жизнь и душа». Никто не в силах понять, какое счастье Я испытываю, ничто в этом мире с ним не сравниться.

Когда ты говоришь Мне: «О Сваминиджи, о Пранешвари Радхике (госпожа Моей жизни), о Моя Канта», тогда Мое сердце переполняется непередаваемой радостью, потому что Ты так счастлив, вкушая слова Радха-Пранешвари и т.д. И даже несмотря на то, что Я смущена слышать это, все же Я очень счастлива. Внешне Я смущаюсь, но внутренне Я невероятно счастлива».

И тогда Кришна отвечает Радхике: «Ты – обитель непревзойденной любви. О Вришабхану-нандини, о дочь Вришабхану Махараджа, Ты – обитель всех рас, а кто Я? Я всегда брожу из одного леса в другой и пасу коров. Я безрассудный и нерелигиозный. Кроме как пасти коров, Я больше ничего не умею. У Меня ни к чему больше нет способностей. Я не знаю правил и секретов любви, только Ты можешь научить Меня этому искусству. Я только и делаю, что бегаю за коровами и играю в прятки и прочие игры, как деревенский мальчишка, в то время как Ты – река премы. Я подобен горячему песку в летний зной, а Ты же подобна реке любви. Как вообще можно сравнивать Тебя и Меня? Когда Ты даешь Мне даршан Своей любви, немедленно Меня переполняет счастье, и ничто не может сравниться с моим счастьем. Когда Ты проливаешь милость и бросаешь взгляд в Мою сторону, Я чувствую, что Я в неоплатном долгу перед Тобой».

Кришна также сказал гопи во время раса-лилы: «У меня нет никаких достоинств. Я – всего лишь нищий, жаждущий Вашей любви».


На парайе хам ниравадйа-самйуджам
Сва-садху-критйам вибудхайусапи вах
Йа мабхаджан дурджара-геха-смринкхалах
Самвришчйа тад пратйату садхана

 

"О гопи, даже в течение всей жизни Брахмы я не смогу отплатить за ваше безукоризненно чистое служение Мне. Ваши отношения со Мной за пределами общественной морали и критики. Ради поклонения Мне Вы разорвали семейные оковы, а это так нелегко. Поэтому, пожалуйста, пусть ваши собственные славные деяния будут вам наградой». (Шримад-Бхагаватам 10.32.22)

Таким образом, Кришна еще раз подтверждает то, что сказал Радхе: «Я в долгу перед Тобой. Как мне расплатиться? Пожалуйста, пролей на Меня милость, ведь Ты обитель милости. Только Ты можешь одарить Меня любовью и исполнить Мои желания».

Услышав это, Шримати Радхика смущенно ответила: «О Шйамасундара, о Ты, чьи глаза подобны лепесткам лотоса, о сын Царя Враджа. Ты похитил Мое сердце. Ради встречи с Тобой я готова пренебречь всеми правилами и предписаниями общества. Я оставлю дом моей свекрови, все представления о стыде, уважении, религии и безбожии. Я хочу придти к Тебе и сделать Тебя Моим. Я бы хотела удержать тебя хотя бы на мгновение, но Я – лишь деревенская девушка. У Меня нет никаких достоинств, и Я не особенно красива. Ты же, напротив, обладаешь всеми достоинствами и невообразимо прекрасен, и Ты – украшение Твоей династии. Во Мне нет расы. Я ничего не знаю о расе, в то время как Ты – обитель расы. Ты также океан милости, поэтому, пожалуйста, пролей на Меня Свою милость. Таково Мое желание».

Без милости Шрила Рупы Госвамипада и Шрилы Рагхунатха даса Госвами, никто не смог бы писать об этих вещах. Осознание того, что именно Радхика – это центр всего, принадлежит исключительно нашей Гаудиа Сампрадае. У нас есть эта особенность, мы знаем, что «Кришна скучает по Радхике». Никакие другие ачарьи не могут писать об этих истинах.

Шрила Гаура-Кишора даса Бабаджи Махараджа возносит молитвы Шриле Рагхунатхе дасу Госвами в киртане, который называется «Уддешйе Рачита Гита Болийа Прачалита». Он говорит, что Рагхуратха даса Госвами всегда скитался, иногда в Нидхуване, иногда в Вамшивате, и взывал: «Радхе! Радхе!»

 

Гаура премананде!

HB HFL{FINFVB

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж