?

Уттама-бхакти.

 (голосов: 3)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 2204. Опубликовано: 20-01-2012, 17:13

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж

Уттама-бхакти

Перевод и комментарии на «Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

 

 

анйабхилашита шунйам

гйана-кармадй анавритам

анукулйена кришнану-

шиланам бхактир уттама

(Б.-р.-с., 1.1.11)

асйартхах — анйабхилаша гйана-кармади-рахита шри-кришнам уддишйанукулйена кайа-ван-манобхир йавати крийа са бхактих.

«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи и сопровождается различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом) и кармы (прагматической деятельности) и не преследует никаких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, — называется уттама-бхакти, чистое преданное служение».

 

Шри Бинду-викашини-вритти.

Комментарии, раскрывающие смысл «Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду».

 

Прежде всего позвольте мне принести бесчисленные поклоны у лотосных стоп моего духовного учителя нитья-лила-правишта ом вишнупада аштоттарашата Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами, у лотосных стоп Шри Рупы Госвами, вечного спутника Господа Гауранги, и всех духовных учителей, которые идут по стопам Шри Рупы Госвами, а также у лотосных стоп Шри Шри Гандхарвики-Гиридхари и Шри Шри Радхи-Винода-бихари. Молясь о беспричинной милости и благословениях, этот низкий и ничтожный слуга начинает «Шри Бинду-викашини-вритти» — перевод и комментарий к священной книге «Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду», которую написал величайший учитель среди последователей Шри Рупы Госвами, — Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур.

 

 

Признаки уттама-бхакти

Мы начнем с того, что перечислим признаки уттама-бхакти. Эти признаки описаны в приведенном выше стихе и делятся на две группы: сварупа-лакшана (внутренние) и татастха-лакшана (внешние). Внутренние признаки (сварупа-лакшана) описаны во второй строке стиха: анукулйена кришнанушиланам бхактир уттама — «Уттама-бхакти означает деятельность, которая благоприятна для Шри Кришны». В этом состоит сварупа-лакшана, внутренняя характеристика уттама-бхакти, раскрывающая сварупу, или неотъемлемую природу бхакти.

Внешние признаки (татастха-лакшана) описаны в первой строке стиха: анйабхилашита-шунйам гйана-кармадй анавритам — «Уттама-бхакти характеризуется отсутствием каких бы то ни было желаний, кроме желания доставить удовольствие Шри Кришне, и полной свободой от влияния гьяны и кармы». Такова татастха-лакшана, внешние признаки уттама-бхакти, не являющиеся частью неотъемлемой природы бхакти.

 

 

Сварупа-лакшана — внутренние признаки

Анушиланам — целенаправленная и постоянная деятельность

Здесь речь пойдет о сварупа-лакшане, внутренних характеристиках уттама-бхакти, начиная с кришнāнушиланам. Глагольный корень (дхату) может иметь много значений, каждое из которых раскрывается, только когда корень используется в составе глагола (крия). И точно также все значения глагольного корня шил, «делать или практиковать», раскрываются в отглагольном существительном анушилана, которое означает «постоянная практика или развитие».

Любой глагольный корень (дхату) имеет два значения: действие, которое он выражает (чешта-рупа), и настроение, сопровождающее это действие (бхава-рупа). Чешта-рупа имеет два аспекта: 1) садхана-рупа — деятельность в садхане с целью обрести бхаву (включает в себя как вайдхи-, так и рагануга-садхану) и 2) карья-рупа — деятельность в результате достижения бхавы, то есть анубхавы. К ним относятся восемь саттвика-бхав, такие, как плач и волосы дыбом, а также анубхавы, такие, как пение и танец. И те и другие служат выражением эмоций, рождающихся в сердце, которое пребывает в вишуддха-саттве.

Садхана-рупа также имеет два аспекта: правритти-мулака (совершать благоприятные действия) и нивритти-мулака (отказываться от неблагоприятных действий).

Правритти-мулака означает положительно направленные усилия тела (кайика), ума (манасика) и речи (вачика). Нивритти-мулака означает отказ от любой деятельности (посредством тела, ума и речи), ведущей к оскорблениям в служении (сева-апарадхам), оскорблениям святого имени (нама-апарадхам) и оскорблениям святых мест (дхама-апарадхам).

Бхава-рупа также проявляется в двух формах: как прити (любовь, или активное состояние стхайибхавы) и вишада (подавленное, или пассивное состояние стхайибхавы). Прити означает проявление стхайибхавы, а вишада — проявление санчари-бхав. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет это в своем комментарии к «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.1). Он говорит, что в бхава-рупе можно выделить два аспекта: 1) стхайибхава-рупа — постоянное чувство в одном из пяти главных видов отношений (шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура) и 2) санчари-бхава-рупа — внутренние преходящие эмоции, которые, подобно волнам, возникают из океана стхайибхавы, обогащают его и снова исчезают в этом океане. Существует тридцать три санчари-бхавы, такие, как нирведа (пренебрежение к себе), вишада (упадок духа) и дайнья (смирение).

Стхайибхава-рупа включает два аспекта: 1) преманкура-рупа — росток премы, то есть рати, или бхава; 2) према-рупа — према, которая достигла уровня снехи, маны, пранаи, раги, анураги, бхавы и махабхавы. Все эти состояния, начиная с бхавы, не имеют никакого отношения к мирским эмоциям. Они трансцендентны и целиком относятся к чистой благости, вишуддха-саттве. Все это будет объясняться дальше.

 

 

Комментарий

Из шестидесяти четырех анг (составляющих) бхакти, описанных в «Бхакти-расамрита-синдху», первые десять, начиная со шри-гуру-падашраи (найти прибежище у лотосных стоп духовного учителя), означают деятельность (чешта-рупу), состоящую из позитивных, благоприятных действий (правритти-мулака). Эти десять составляющих являются первыми ступенями бхаджана. Следующие десять составляющих описывают то, от чего нужно отказаться. Человек должен оставить общение с непреданными, избегать сева- и нама-апарадх и т.д. Воздерживаться подобным образом означает совершать деятельность (чешта-рупу), состоящую из отказа от неблагоприятных действий (нивритти-мулака). Поступать нужно так, чтобы исключить все нежелательное.

В слове анушилана были определены два основные значения: чешта-рупа (действия, которые делятся на правритти-атмаку и нивритти-атмаку) и бхава-рупа (настроение, которое их сопровождает). Когда такая целенаправленная и постоянная деятельность (анушилана) связана со Шри Кришной и предназначена доставить Ему удовольствие, это называется бхакти.

Словосочетание кришнāнушилана подразумевает два вида деятельности (чешта-рупы): совершаемая непосредственно для Шри Кришны и связанная со Шри Кришной. Последняя включает такие составляющие бхакти, как шри-гуру-падашрая, получить у Шри Гурудева дикшу (посвящение), получать от него шикшу (духовные наставления), вишрамбха-бхава-гуру-сева (служить гуру, имея с ним близкие, любовные отношения) и т.д. Включить эти анги в кришна-анушилану — не значит выйти за рамки определения. Другими словами, эти составляющие бхакти несомненно относятся к кришна-анушилане.

Точно также выражение кришна-анушилана подразумевает стхайибхаву (содержащую рати, прему, снеху и т.д.) и вьябхичари-бхавы, составляющие бхава-рупу. Следовательно, здесь тоже нет опасности выйти за рамки определения.

В действительности, анушилану, деятельность для Кришны в форме чешта-рупы (действий) и в форме бхава-рупы (эмоций, таких, как стхайибхава-рупа и вьябхичари-бхава-рупа), возможно совершать только по милости Шри Кришны и Его преданных. Шри Гурудев — это парама-бхагавад-бхакта, поэтому такие составляющие бхакти, как шри-гуру-падашрая и т.п., также относятся к категории кришна-анушиланы. Стхайибхава и сопровождающие ее эмоции, такие, как анубхавы, саттвика-бхавы и вьябхичари-бхавы, тоже связаны со Шри Кришной и потому относятся к категории кришна-анушиланы.

Кришна-анушилана, или бхакти, является особым проявлением (вритти) внутренней энергии Шри Кришны, сварупа-шакти. Тело, ум и чувства обусловленных душ (баддха-джив) не обладают сознанием. Сварупа-шакти не может проявиться в лишенных сознания, неодушевленных теле, уме и речи баддха-джив. Однако по беспричинной милости Шри Кришны или парама-бхагавад-бхакт внутренняя энергия сварупа-шакти проецирует свои свойства (то есть становится тадатма) на тело, ум и речь (даже несмотря на то, что они материальны) преданных, которые нашли прибежище у лотосных стоп Шри Гурудева. Эта тема будет обсуждаться более подробно в последующих частях книги.

Смысл слова тадатмйа можно понять из следующего примера: железный прут не может жечь, но если его положить в огонь и раскалить, он приобретет все качества огня. Огонь передает железному пруту свои свойства, и тот обретает тождество (тадатмью) с огнем. Точно так же по милости Господа тело ум и речь преданных обретают тождество (тадатмью) с бхакти-вритти, проявлением сварупа-шакти, которая начинает действовать через них.

 

 

Кришна

Слово кришна в обсуждаемом стихе указывает на Сваям-Бхагавана Враджендра-нандану Шри Кришну, а также на все аватары Шри Кришны. Следует отметить, что практика бхакти зависит от того, кто является объектом поклонения: сваям-аватари Кришна, источник всех воплощений, или Его аватара. Различные уровни практики бхакти будут объясняться далее.

 

 

Анукулйена

Сварупа-лакшана, внутренняя характеристика бхакти, состоит в постоянной деятельности, направленной на Шри Кришну (кришна-анушилана). Чтобы дать более точное определение, объясним слово анукулйена (доброжелательный). Это качественное прилагательное раскрывает сварупу, или природу бхакти, потому что бхакти невозможно совершать с недоброжелательным отношением.

Некоторые философы определяют значение слова анукулья как поведение или деятельность, которая доставляет удовольствие. Другими словами, они говорят, что бхакти, или деятельность, посвященная Шри Кришне, должна приносить Ему удовольствие. Такая деятельность называются анукулья-вишишта-бхакти, или преданность, которая приносит наслаждение Кришне.

Однако подобное определение бхакти содержит ошибки ативьяпти (избыточности) и авьяпти (недостаточности). Ативьяпти означает, что определение слишком широкое и охватывает не подлежащие описанию понятия. Авьяпти означает, что определение слишком узкое и исключает необходимые для описания понятия.

Например, когда Чанура, Муштика и другие асуры наносили Шри Кришне удары во время борцовского поединка, это доставляло Ему огромное удовольствие. В их обществе Он с великим воодушевлением погрузился в вира-расу (геройство). Если деятельность асуров, когда они били Господа, приносила Ему удовольствие, означает ли это, что действия асуров могут быть приятны Кришне? В ответ приводится часть стиха из «Шримад-Бхагаватам» (1.13.30): манасвинам ива сат сампрахарах — «хотя с точки зрения обычных людей жестокая битва с врагом — причина невыносимых страданий, великим героям она приносит большое удовольствие».

Если неистовые удары асуров считать проявлением бхакти, потому что Кришна находил в этом удовольствие, то в определении бхакти возникает ошибка ативьяпти, избыточности. Иначе говоря, действия асуров целиком идут вразрез с бхакти, но поскольку Кришна находил в них удовольствие, кажется, будто они подходят под определение бхакти.

Другой пример — это Мама Яшода, которая взяла Кришну к себе на колени и стала кормить грудью. В это время на очаге стало выкипать молоко. Мама Яшода оставила Кришну голодным и кинулась спасать молоко. Это не понравилось Кришне, Его губки задрожали от гнева: санджата-копах спхуритарунадхарам (Бхаг., 10.9.6). В этом примере действия Мамы Яшоды не доставили удовольствия Кришне, и потому может показаться, что они не попадают под определение бхакти. Но в действительности это означает, что в определении бхакти есть ошибка авьяпти, недостаточности.

Очевидно, что в приведенных примерах действий асуров и Мамы Яшоды возникают ошибки ативьяпти и авьяпти. Во избежание подобных ошибок в определении бхакти используется слово анукулья, которое означает «не иметь никакой недоброжелательности или враждебности».

Бхакти невозможно совершать, имея какую бы то ни было недоброжелательность к Господу. Согласно этому определению, действия асуров на борцовской арене не расцениваются как бхакти, потому что асуры всегда враждебны по отношению к Господу. Здесь анукулья значит «не испытывать ни малейшей недоброжелательности».

С другой стороны, действия Мамы Яшоды, на первый взгляд, кажутся недоброжелательными, поскольку они вызвали неудовольствие Кришны. Однако у Мамы Яшоды нет никаких дурных намерений. Она живет исключительно интересами Кришны, воспитывая Его и заботясь о Его благополучии. Поэтому определение бхакти полностью применимо к Маме Яшоде.

Для преданных естественно испытывать больше любви к предметам, полезным в служении Кришне, чем к Самому Кришне. Молоко на очаге предназначалось для Кришны. Мама Яшода оставила своего сына и побежала присмотреть за молоком лишь потому, что заботилась о последующем благе Кришны. Вот почему ее действия расцениваются как бхакти.

Можно возразить, что если бхакти характеризуется доброжелательным отношением (анукульей), или отсутствием враждебности (пратикульей), а также деятельностью, благоприятной для Кришны и приносящей Ему удовольствие, то какая необходимость в слове анушилана (внимательное изучение или практика)? Какова его роль в определении бхакти?

Слово анушилана употреблено как раз для того, чтобы развеять это сомнение. Истинная природа бхакти определяется не только отсутствием враждебности. Глиняный горшок тоже не имеет враждебности, но можно ли сказать, что он обладает бхакти? Разумеется, нет. Действительно, горшок не имеет враждебности, так же как и доброжелательности, обозначаемой словом анушилана. Поэтому нельзя сказать, что глиняному горшку присуща бхакти. Таким образом, слово анушилана в определении бхакти имеет важный смысл.

 

 

Татастха-лакшана — внешние признаки

Описав внутренние признаки (сварупа-лакшану) бхакти, рассмотрим теперь ее внешние признаки (татастха-лакшану) и утвердим тем самым исключительное положение уттама-бхакти. Татастха-лакшана выражена в двух первых строчках обсуждаемого стиха: 1) анйабхилашита-шунйам и 2) гйана-кармадй анавритам.

 

Анйāбхилашита-шунйам

Какая деятельность считается благоприятной для Кришны? Человек должен делать то, что способствует развитию бхакти, отказавшись от всех мирских желаний, в том числе от желания вознестись в рай и обрести мистические совершенства путем практики йоги. То же самое утверждается в «Шримад-Бхагаватам» (11.3.31): бхактйа санджатайа бхактйа — «Только бхакти порождает бхакти». Согласно этому утверждению, бхакти (шравану, киртану и другие виды садханы) надо совершать только ради бхакти. Смысл сказанного в том, что садхана- и бхава-бхакти нужно практиковать только с целью достичь према-бхакти. Поэтому отсутствие других желаний, помимо желания бхакти, и есть уттама-бхакти.

Следует отдельно рассмотреть, почему в этом стихе используется выражение анйāбхилашита-шунйам, а не анйāбхилаша-шунйам. В этом сокрыта очень глубокая и сокровенная идея. Шрила Рупа Госвами употребил выражение анйāбхилашита-шунйам после долгих размышлений. Анйāбхилаша означает «желать чего-либо другого». Санскритский суффикс ин, добавленный к этому слову, указывает на врожденный или приобретенный способ жить или действовать. Слово анйāбхилаша с данным суффиксом означает «внутренняя склонность действовать под давлением чуждых желаний». Затем к этому слову прибавляется суффикс та, который указывает на качество или состояние чего-либо. Это значит, что в своем естественном состоянии садхака не желает ничего, кроме бхакти. Однако если садхака попадает в беду (то есть оказывается в неестественном положении) и молится: «О Бхагаван! Я Твой преданный. Пожалуйста, защити меня от этого несчастья», - такое желание не наносит ущерба его бхакти. Естественное состояние садхаки изменилось, когда он попал в беду, и обстоятельства вынудили его молиться неестественным образом. Значит, это желание не было присуще ему от природы.

 

Гйана-кармадй анавритам

Теперь обсудим второй внешний признак (татастха-лакшана). Выражение гйана-кармадй анавритам означает, что деятельность в бхакти должна быть свободна от влияния гьяны, кармы и т. п. Есть три вида гьяны: 1) тат-падартха-гьяна, 2) твам-падартха-гьяна и 3) джива-брахма-айкья-гьяна.

 

Тат-падартха-гьяна — знание о Бхагаване

Шри Кришна — это Абсолютная Истина, парама-таттва. Он недвойственный Парабрахман. Он источник всего, но Сам Он не имеет источника. Он причина всех причин. Он высшее вместилище величия (айшварьи) и сладости (мадхурьи) во всей полноте. У Него нет низших, материальных качеств (пракрита-гуны). Он исполнен всех трансцендентных качеств (апракрита-гуны). Он суть бытие, сознание и блаженство (сач-чид-анандамайя-виграха). Он непостижимым образом владеет всеми энергиями (ачинтья-сарва-шактиман). Он воплощение расы и расики. Другими словами, Он обитель всей расы, и в то же время Он — Тот, кто во всей полноте наслаждается расой в обществе Своих преданных. Он — Сваям-Бхагаван, конечная цель всех Вед и шастр. Он единственный, кого можно назвать Сваям-Бхагаваном. Этот вид знания называется тат-падартха-гьяна.

 

Твам-падартха-гьяна — знание о дживе и ее отношениях с Бхагаваном

Дживы, мельчайшие частицы живого духа, — это не что иное, как чрезвычайно малые лучи Высшего Духа, Шри Кришны. Хотя они неотличны от Господа Хари, вместе с тем между ними и Господом Хари существует вечное отличие. Джива — это бесконечно малое сознание (ану-чайтанья), тогда как Господь — это вездесущее сознание (вибху-чайтанья). Дживы находятся во власти майи, а Господь — повелитель майи. Джива может оказаться под влиянием материальной природы даже находясь на уровне освобождения, потому что она относится к пограничной энергии (татастха-шакти). Джива представляет собой как знание (гьяна-сварупу), так и обладателя знанием (гьята-сварупу). Хотя в ней заложена потенция действовать (картритва), она остается мельчайшим духом.

У дживы есть крошечная независимость, поэтому по природе она вечная служанка Высшей Абсолютной Истины, Шри Кришны. Она также обладает вечным собственным бытием. Иначе говоря, она в одно и то же время независима и зависима. Поскольку джива происходит из татастха-шакти Шри Кришны, ее отношения со Шри Кришной — это непостижимое одновременное единство и отличие (ачинтья-бхеда-абхеда). Кроме того, джива — это частица Господа, и служение Ему составляет ее природу, поэтому ее связывают со Шри Кришной отношения вечного слуги и господина. Такой вид знания называется твам-падартха-гьяна.

 

Джива-брахма-айкья-гьяна — знание о единстве дживы и Брахмана

Между дживой и Брахманом не существует разницы. Освободившись от невежества, джива обретает тождество со сварупой Брахмана. Тогда джива утрачивает собственное бытие. Такой вид знания называется джива-брахма-айкья-гьяна.

Слово гьяна, которое используется в обсуждаемом стихе, относится только к знанию о единстве дживы и Брахмана. Такое знание называется нирвишеша-гьяна, знание о тождестве, или имперсонализм. Нирвишеша-гьяна препятствует бхакти. Однако два другие вида знания, упомянутые выше, — тат-падартха-гьяна и твам-падартха-гьяна — не препятствуют бхакти. Вступая на путь бхакти, человек нуждается в этих двух видах знания. Однако преданность с примесью эмпирического знания (гьяна-мишра-бхакти) считается внешней. От такого вида знания также надо отказаться.

Естественные отношения слуги и господина, которые связывают дживы с Верховным Господом, не могут проявиться из джива-брахма-айкья-гьяны. Это совершенно исключено. Настроение слуги и господина — сама жизнь бхакти. Поэтому безупречная свобода от малейшего налета нирвишеша-брахма-гьяны — это также внешний признак уттама-бхакти.

 

Три вида бхакти

Нужно также помнить, что бхакти бывает трех видов: (1) аропа-сиддха (деятельность, не являющаяся чистой бхакти, но считающаяся бхакти, потому что она совершается как подношение Верховному Господу), (2) санга-сиддха (деятельность, связанная с бхакти или способствующая ее развитию, но состоящая не только из бхакти), (3) сварупа-сиддха (деятельность, которая состоит исключительно из уттама-бхакти).

 

Аропа-сиддха-бхакти — деятельность с элементами бхакти

Деятельность, которая не является чистой бхакти, то есть анукулья-кришна-анушиланой, которую человек совершает, преследуя собственные цели, но при этом предлагая Господу плоды этой деятельности с целью доставить Ему удовольствие, называется аропа-сиддха-бхакти. Другими словами, поскольку действия такого человека направлены (аропа) на Верховного Господа, их можно отнести к категории бхакти».

 

 

Комментарий

Бхакти с примесью кармы, то есть преследующая целью мирские наслаждения, называется сакама-бхакти или сагуна-бхакти. Карма без помощи бхакти не может принести плода. Зная об этом, многие люди исполняют предписанные обязанности как подношение Господу. Они хотят удовлетворить Господа, чтобы Он исполнил их материальные желания. Подобная деятельность не является чистой бхакти, но поскольку плоды ее отдаются Господу, она считается разновидностью бхакти. Такие люди искренне хотят удовлетворить Господа, чтобы Господь исполнил их материальные желания. В таких действиях есть элемент бхакти, поэтому их называют аропа-сиддха-бхакти.

 

 

Санга-сиддха-бхакти — деятельность, связанная с бхакти либо способствующая ее развитию

Существует другой вид деятельности, которая не является чистой бхакти (анукулья-кришна-анушиланой), но имеет сходство с бхакти, потому что способствует ее развитию. Такая деятельность известна как санга-сиддха-бхакти и пример ее приводится в «Шримад-Бхагаватам» (11.3.23 — 25) в словах Шри Прабуддхи Муни, обращенных к Махараджу Ними:

«Человек должен быть сострадательным к живым существам, дружелюбным, выражать другим почтение, учиться чистоте, аскетизму, терпению, молчаливости, изучать Веды, стремиться к простоте, безбрачию, ненасилию и т. д. Он не должен видеть разницы между жарой и холодом, счастьем и страданием. Он должен повсюду ощущать присутствие Господа, жить в уединенном месте, отказаться от семейных привязанностей и довольствоваться тем, что приходит к нему само собой».

Практика бхагавата-дхармы, описанная в этом стихе, не является чистой бхакти, но она способствует бхакти. Поэтому такие виды деятельности рассматриваются как ближайшее окружение (парикары) бхакти. Если из двадцати шести перечисленных качеств изъять бхагавад-бхакти, то оставшиеся сострадание, дружелюбие, терпение, аскетизм и т. д. не будут непосредственно связаны с Бхагаваном. Эти качества приобретают сходство с бхакти, только когда они способствуют ее развитию. Поэтому они известны как санга-сиддха-бхакти.

 

 

Сварупа-сиддха-бхакти — деятельность, являющаяся уттама-бхакти

Деятельность (чешта), такая, как шравана, киртана, смарана и т.д., которая сопровождается духовными эмоциями, пробуждающимися на уровне бхавы, и характеризуется полным отсутствием каких-либо желаний, не связанных со Шри Кришной, и свободой от влияния гьяны и кармы, известна как сварупа-сиддха-бхакти. Другими словами, вся деятельность тела, речи и ума, которая связана со Шри Кришной и предназначена принести Ему удовольствие, которая не имеет примеси никаких других желаний, называется сварупа-сиддха-бхакти.

Поэтому в беседе Рая Рамананды и Шри Чайтаньи Махапрабху, приведенной в «Шри Чайтанья-чаритамрите», аропа-сиддха и санга-сиддха названы внешними.

 

Карма

В этом стихе под словом карма подразумевается вся смарта-карма, то есть повседневные и связанные с определенными событиями обязанности (нитья-наймиттика-карма), упомянутые в смрити-шастрах, а также все виды карма-мишра- и гьяна-мишра-бхакти. Такая деятельность неблагоприятна для бхакти. Карма, деятельность, которая совершается как сева-паричарья (служение Господу, забота о Нем), способствует бхаджану. Такая деятельность связана с бхаджаном и относится к категории кришна-анушиланы.

 

Ади

В выражении гйана-кармāди под словом ади, «остальное», подразумевается пхалгу-вайрагья (отречение, которое не способствует бхакти), аштанга-йога (восьмиступенчатая система йоги), абхьяса-йога (практика постоянной медитации на абстрактный дух), упомянутая в санкхья-шастрах, другие виды практики, а также лень. Подобная деятельность также считается неблагоприятной.

 

Анаврита

Здесь следует обратить внимание еще на один вопрос. Почему в связи с кармой, гьяной и т.д. используется слово анаврита, «непокрытый», а не шунья, «полностью свободный от»? Тем самым подчеркивается, что неблагоприятны карма и гьяна, которые покрывают бхакти. Существуют карма и гьяна, которые питают бхакти. При полном отсутствии кармы и гьяны невозможно поддерживать свою жизнь.

Завеса, покрывающая бхакти, бывает двух типов: 1) страх навлечь на себя грех, перестав совершать нитья-карму (обязательные ежедневные ритуалы), предписанную шастрами, и 2) убежденность в том, что исполняя повседневные и связанные с определенными событиями обязанности (нитья-наймиттика-карму), установленные смрити-шастрами, можно обрести бхакти. Когда человек прилежно совершает предписанную нитья-наймиттика-карму, уверенный в том, что без нее невозможно достичь бхакти, такая карма покрывает бхакти.

Однако когда зрелый преданный ради того, чтобы наставить и дисциплинировать обычных людей, совершает ведические ритуалы, как например, шраддху (подношение предкам), не придавая этому особого значения, это не наносит ущерба его бхакти. Совершая подобную деятельность, он знает, что бхакти от нее не зависит. Поэтому такая деятельность не препятствует шуддха-бхакти и не покрывает ее.

Выражение кришнāнушилана в обсуждаемом стихе подразумевает кришна-бхакти. Оно используется для того, чтобы подчеркнуть: бхакти направлена исключительно на Шри Кришну. Когда бы в «Шримад-Бхагаватам», «Нарада-панчаратре» и других бхакти-шастрах ни встречалось слово бхакти, оно означает бхагавад-бхакти. Смысл этого состоит в том, что слово бхакти используется только по отношению к воплощениям Господа категории вишну-таттва.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж