Кто такая Радха?



Шрила БВ Нарайана Махарадж.
Кто такая Радха?
9 июля 2005, Гаага, Голландия.
На фестивале хари-катхи в Голландии, Шрила Гурудев попросил преданных спеть молитву Шрилы Рупы Госвами «Радхе Джая Джая Мадхава Дайите».
Затем он подробно объяснил ее.
радхе джая джая мадхава-дайите!
гокула-таруни мандала-махите (1)
дамодара-рати вардхана-веше!
хари-нишкута-вриндавипинеше! (2)
вришабхану-дадхи-нава-шаши-лекхе!
лалита-сакхи! гуна-рамита-вишакхе! (3)
карунам куру майи каруна-бхарите!
санака-санатана-варнита-чарите! (4)
Здесь поется – Радхе. Что означает это слово? – Арадьяте ити. Шри Радхике поклоняется Сам Шри Кришна, и она тоже поклоняется Ему. Когда во время танца раса Шримати Радхика явилась из левой части тела Кришны, она тут же устремилась к Нему, чтобы служить Ему, а Он устремился к Ней. «Радхе Джая Джая» - О Радха! Слава Тебе! Слава! «Мадхава Дайите» - ты так дорога и близка Шри Мадхаве.
йасьях кадапи васананчала-кхеланоттха-
дханьяти-дханья-паванена критартха-мани
йогиндра-дургама-гатир мадхусудано пи
тасья намо сту вришабхану-бхуво дише пи
Радха-раса-судха-ниддхи, т. 2
«Я приношу поклоны в том направлении, где находится дочь Шри Вришабхану. Когда легкий ветерок, игриво тронув Ее одежды затем касается Шри Кришны, то Он, недостижимый даже для царей и йогов, чувствует, что жизнь Его прекрасна».
Однажды Шри Кришна рассердил Шримати Радхику и Она сидела на одном берегу Радха-кунды, а Он – на другом. Легкий ветерок подул с берега Радхики. Он коснулся Ее вуали, даже не самой Радхики, и наполненный Ее удивительным благоуханием и свежестью Радха-кунды устремился к другому берегу. Лишь только он коснусля Кришны, как тот воскликнул: «Какое счастье! Как я счастлив!».
Многие святые и цари очищали свои умы в медитации. Но даже в их медитации они не могут прикоснуться к лотосным стопам Шри Кришны. И в то же время, все, что связано с Радхикой, даже аромат Ее вуали, вызывает в Кришне неописуемую радость. Такова слава Радхики.
венум каран нипатитам скхалитам шикхандам
бхрашанча пита-васанам враджа-раджа-сунох
йасьях кадакша-сара-гхата-вимурчхитасья
там радхикам паричарами када расена
Радха-раса-судха-ниддхи, т. 39
«Когда я испытаю блаженство служения Шримати Радхике? Кришна теряет сознание, сраженный стрелой Ее тайного взгляда: флейта падает у Него из рук, павлинье перо слетает с головы, а Его желтая накидка соскальзывает с плеч».
Шрила Прабходананда Сарасвати пишет: «Когда же я буду служить Шримати Радхике с расой, манджари-расой – столь возвышенной, что она превосходит трансцендентные уровни снехи, маны, раги и даже анураги».
акхита-расамрита муртих
прасримара-ручи-руддха-тарака-палих
калита-шьяма-лалито
радха-прейах видхур джаяти
Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 8.142
«Слава Шри Кришне, Верховной Личности Бога! Своими бесконечно чарующими качествами Он покорил гопи Тараку и Пали, и завладел умами Шьямы и Лалиты. Он самый прекрасный, Он возлюбленный Шримати Радхики и Он источник блаженства для преданных во всех расах».
Своей игрой на флейте Шри Кришна покоряет всех гопи. Он океан расы. Своей красотой и игрой на флейте он покоряет Тараку, Пали, Чандравали и других гопи, таких, как Бхадра, Шьяма и Лалита. Мелодия Его флейты завораживает даже коров. И все же, когда Шри Кришна видит Шримати Радхику, Его флейта и павлинье перо падают к Ее лотосным стопам.
«Бхрашанча пита-васанам – Он даже на замечает, что Его желтая накидка спала. Он потерял рассудок и вот-вот потеряет сознание». Такова слава Шримати Радхики. Поэтому Шрила Рупа Госвами поет: «Радхе Джая Джая Мадхава Дайите».
В «Шримад Бхагаватам» (10.32.22) Шрила Шукадева Госвами описывает то же настроение:
на парайе хам ниравадйа-самйуджам
сва-садху-критйам вибудхайушапи вах
йа мабхаджан дурджара-геха-шринкалах
самвришчйа тад вах притийату садхуна
«Мои возлюбленные гопи! Ваша встреча со Мной безупречно чиста. Ради служения Мне вы разорвали крепкие семейные узы. Я не смогу отплатить вам за вашу любовь, служение и отречение, даже если у Меня будет невообразимо долгая жизнь, как у полубогов. Поэтому пусть ваше великие деяния станут вам наградой».
Шрила Джаядева Госвами в своей «Гита-говинде» тоже приводит слова Кришны:
смарагарала канданам
мама шираси манданам
Шри Кришна умоляет Шримати Радхику: «О Деви! Держась за мочки своих ушей (См. прим. 1) я молю о прощении. Я был не прав. Обещаю никогда больше тебя не расстраивать. Будь милостива ко мне. Я кладу к твоим лотосным стопам свою флейту и павлинье перо. Без тебя я не проживу ни мгновенья. Я умру. Умоляю, прости меня, прости!»
Шри Джаядева Госвами не решился написать все это (См. прим. 2), но наши Госвами, такие, как Шрила Рупа Госвами, который также является Рупой Манджари, сделали это. Вот она – слава Радхики! Джая Джая Мадхава Дайите – Шри Кришна покорен Радхикой.
Гокула таруни мандала махите – в Гокуле есть очень много гопи. Красота их несравненна, особенно Чандравали, но даже она не сравнится с красотой Радхики. Таруни мандала-махите – нет никого, кто так дорог и близок Кришне, как Радхика.
Дамодара-рати вардхана веше – Дамодара подчиняется Своей маме, но здесь говорится, что теперь тот же Дамодара подчиняется Радхике. Вардхана-веше – Радхика каждый раз предстает в столь привлекательном облике, что любовь Кришны все возрастает.
Хари-нишкута вринда-випинеше – Хари это Кришна, который похищает все сердца, особенно сердца гопи. Его сады во Вриндаване. Там течет Ямуна, танцуют павлины и поют кукушки. Все утопает в цветах бели, чамели и кадамба. Там все вдохновляет. Но Кришна здесь не хозяин, здесь Он не Вришнаванешвара, потому что Вринда подарила Вриндаван Шримати Радхике – это она Вриндаванешвари, хозяйка Вриндавана. Тем более, Шри Кришна не хозяин раса-лилы, Он не Расешвара. Хозяйка раса-лилы Радхика, она Расешвари. Шри Кришна один из участников раса-лилы, а Радхика – все и вся.
Джая Джая – О Деви! Слава тебе! Одари меня каплей милости.
вришабхану-дадхи-нава-шаши-лекхе!
лалита-сакхи! гуна-рамита-вишакхе! (3)
«Словно луна, появившаяся из молочного океана во время пахтания, Ты вышла из океана отцовской любви Махараджа Вришабхану. О неразлучная подруга Лалиты! Своей очаровательной добротой, дружелюбием и верностью Кришне Ты покорила сердце Твоей близкой подруги Вишакхи».
Лалита-гуна сакхи рамита вишакхе – Ты сакхи Лалиты.
дхурте враджендра-танайе тану суштху-вамйам
ма дакшина бхава каланкини лагхавайа
радхе гирам шрину хитам ити шикшайантим
девим гунаих сулалитам лалитам намами
Шри Лалиташтакам, т. 4
«Я выражаю почтение очаровательной Шри Лалите-деви, сокровищнице всех достоинств. Она учит Шримати Радхику: «О Каланкини (неверная жена)! О Радха! Прислушайся к моему совету, он принесет Тебе благо. Враджендра-нандана очень коварен (дхурта). Не будь слишком покорной Ему. Держи Себя с Ним построже и все время возражай Ему».
Шримати Лалита деви так дорога Шримати Радхике, что порой поучает Радхику. Дхурте враджендра – «Враджа-нандана (Кришна, сын Нанды Махараджа) первейший плут. Он тёмен внутри и тёмен снаружи. Он тёмен во всём. Не поддавайся ему. Стой на своем. Не меняй свой гнев на милость!» Радхика уже готова перестать сердиться, но Лалита не позволяет ей. Радхе гирам шрину ити шикшаянти – Лалита это гуру Радхики. Она может дать дасья-прему Радхике любому.
йам кам апи враджа-куле вришабхануджайах
прекшйа сва-пакша-падавим ануруддхйаманам
садйас тад ишта-гхатанена критартхайантим
девим гунаих сулалитам лалитам намами
Шри Лалиташтакам, т. 7
«Я выражаю почтение Шри Лалите-деви, украшенной бесчисленными достоинствами. Увидев во Врадже любую юную гопи, которая хочет служить ее прия-сакхи Шримати Радхике, Лалита сразу же велит Радхике принять ее в Свой круг (сва-пакшу), тем самым исполняя сокровенное желание этой девушки. И Радха слушается Лалиту».
Другая сакхи Радхики, Вишакха, родилась в один день с ней, поэтому и своей красотой и качествами она похожа на Радхику. У нее очень сладкий голос, слаще, чем у Кришны. Она во всем похожа на Радхику. Я молю ее, чтобы она приняла меня в ученицы и научила служить Радхике и Кришне.
карунам куру майи каруна-бхарите!
санака-санатана-варнита-чарите! (4)
В этом стихе Шрила Рупа Госвами говорит, что даже такие возвышенные брахмавади, как Шукадева Госвами (когда он только явился в этот мир) и Четверо Кумаров прославляют Шримати Радхику. Господь Шива рассказал Четырем Кумарам нишанта-лилу (лилу Радхи-Кришны перед рассветом) и другие игры ашта-калия-лилы (лилы Радхи-Кришны в течение всего дня), а они затем описали их в «Брихад-Вамана Пуране». Таким образом, Шрила Рупа Госвами прославляет Санаку, Сананду, Саната и Санатану Камара. Здесь слово «санатана» указывает на одного из Четырех Кумаров – Санатану. Но Шримати Радхику также прославляет и Шрила Санатана Госвами, особенно в «Брихад-бхагаватамрите» и своем комментарии на «Шримад Бхагаватам» под названием «Вайшнава Тошани».
Мы тоже сейчас прославляем Радхику и надеемся, что этот голландский фестиваль будет успешным. Здесь собралось свыше тысячи преданных из разных частей света – Европы, Австралии, Англии, России и других. На фестивале могут быть какие-то трудности, потому что всех удовлетворить невозможно, особенно детей. Если вы столкнетесь с неудобствами, будь то раздача прасада или что-то еще – пожалуйста, наберитесь терпения. Вы все приехали сюда за хари-катхой и мы дадим вам хари-катху. Мы дадим вам ту хари-катху, которую Бхактиведанта Свами Махарадж, Шрила Прабхупада, оставил дать мне. Он сказал мне, чтобы я дал вам это.
Пейте нектар этой хари-катхи вашими ушами, словно чашами. Шрила Шукадева Госвами рассказал обо всем этом, но не открыто, как делаю это я. Он никогда открыто не называл в «Шримад Бхагаватам» имени Радхики, также, как и имен Чандравали, Лалиты и Вишакхи. Но Шрила Бхактивинода Тхакур явил все это. И я, следуя его парампаре, тоже раскрываю вам множество сокровенных личностей – их имена и сладостные игры. Постарайтесь хранить это в своем сердце и по всему миру проповедовать нашу миссию. Не будьте слабыми! Радхе Джая Джая Мадхава Дайите!
Примечания:
1. Когда человек тянет за мочки своих ушей это означает, что он признает свою вину и просит прощения.
2. Шри Джаядева Госвами не решался написать весь стих, потому что у него есть некоторое чувство величия Кришны. Поэтому, когда он отлучился, Кришна, приняв его облик, пришел к нему в дом и дописал стих.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж