?

Могущество или сладость?

 (голосов: 3)
   Журналист: admin. Просмотров: 2542. Опубликовано: 16-02-2012, 18:47

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджа


    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что мы должны знать, в чем разница между айшварьей и мадхурьей. Что такое айшварья?
    Шрипад Гирирадж Свами: Айшварья означает могущество и величие.
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: Речь идет о величии Господа Двараки, Матхуры и Вайкунтхи, Ему поклоняются в настроении благоговения и почтения.
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: А что такое мадхурья?
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: Сладость, которая скрывает его могущество. Это сладость игр Господа.
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Это неполный ответ. Сама по себе сладость еще не называется мадхурьей. В мирской жизни тоже иногда присутствует сладость, но это не мадхурья. В семейных отношениях бывают сладостные моменты, а молодой юноша считает сладостными взаимоотношения с девушкой, - но это не настоящая мадхурья. Потому что в тени мадхурьи обязательно должна быть скрытая айшварья, могущество. Без айшварьи не может быть мадхурьи.
    Знаете, что такое маха-айшварья? Айшварья означает могущество, а маха-айшварья - величайшее могущество. Независимо от того, проявлено величайшее могущество Кришны или нет, до тех пор, пока Его игры проходят в формате нара-лилы (развлечений, схожих с человеческими), - это мадхурья.
    Вы знаете значение слова нара-лила?
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: Мирские игры
    Буриджана дас: Игры, схожие с человеческими.
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Итак, независимо от того, проявлена ли маха-айшварья Кришны, до тех пор, пока Он продолжает нара-лилу, это называется мадхурьей. Если же, благодаря проявлению маха-айшварьи, Кришна осознает: «Я Ишвара, Бог», и Его преданные (бхакты) тоже понимают это, тогда начинаются игры в настроении благоговения и почтения (айшварья-лилы).
    Некоторые говорят: «Если Кришна обладает всем знанием (сарвагьяной) - это указывает на присутствие величайшего могущества (маха-айшварьи), лишенного сладости (мадхурьи). В то время как мадхурья - это просто неведение (мугдхата), в которое Кришна погружается, когда Он отодвигает в сторону Свое могущество (айшварью) и имитирует поведение обычного человека (нара-лила)». Так говорить может только глупец.
    Неважно, проявлена ли маха-айшварья, - если это ничуть не нарушает настроение игр, схожих с человеческими, тогда это называется мадхурьей.  В этом суть мадхурьи и всего, что с ней связано. (Из Рага-вартма-чандрики, Второе толкование).
    Например, мы знаем, что, увидев Вселенскую Форму Кришны перед битвой на Курукшетре, Арджуна сказал Ему: «Я нанес столько оскорблений Твоим лотосным стопам. Я обращался с тобой как с другом и велел Тебе управлять моей колесницей. Но Ты - Бог, Господь, которому я поклоняюсь». Это айшварья-лила, потому что Кришна осознавал свою Божественность и явил Арджуне Свою Вселенскую Форму. Увидев эту Форму, Арджуна уже не мог относиться к Кришне как к другу.    
    Когда, расправившись с Камсой, Кришна и Баладева пришли повидать Васудеву и Деваки, те стали совершать поклонение Кришне и возносить Ему молитвы. В тот момент Кришна пребывал в айшварья-бхаве. Он осознавал Свою Божественность, и все они знали, что Он - Бог.
    Однако жители Вриндавана (Враджаваси) никогда не считали Кришну Богом. Семь дней Он держал Говардхан на одном мизинце (на маленьком розовом пальчике Своей левой руки). Затем спустился Индра и провел Ему роскошную церемонию омовения различными священными жидкостями (абхишеку).
    После этого старшие пастухи (гопы) собрались и стали обсуждать: «Давайте позовем Яшоду и Нанду Махараджа. Давайте скажем им: «Хватит воображать, что Кришна - ваш сын. Не называйте Его воришкой, вруном и прочими обидными словами. Это оскорбление». Они пытались убедить Нанду Махараджа и маму Яшоду, что Кришна, возможно, является воплощением какого-то полубога или даже Самого Нараяны, раз уж об этом говорил Гаргачарья.
    Яшода никогда не думала, что Кришна - Бог. Она была очень довольна, что ее сын в течение семи дней держал Говардхан. «Теперь все превозносят моего мальчика», - думала она, и ее грудь вздымалась от переполнявшей ее гордости. Когда мать слышит прославление своих детей - это доставляет ей огромную радость. Хотя Яшода понимала, что обычному человеку было бы не под силу поднять Говардхан, все же она продолжала считать: «Кришна - просто мой ребенок, мой сын». Это мадхурья.
    Как я объяснял вчера, Уддхава пришел, чтобы утешить гопи, которые страдали в огне разлуки после того, как Кришна уехал в Матхуру. И он подслушал следующий разговор гопи: «Мы слышали от Паурнамаси и Гарга Риши, что Кришна - Ишвара, Бхагаван. И не только в этом рождении, но и в прошлых воплощениях, когда Он приходил как Рамачандра. Но мы знаем, что даже в облике Рамачандры Он совершил много ошибок и был полностью покорен Ситой деви».
    Итак, даже услышав от Паурнамаси и Гаргачарьи, что Кришна - Бог, гопи все равно не считали Его таковым. Такова природа их ишвара-бхавы. Они говорили Кришне: «Подойди-ка сюда. Смотри, с моих стоп стерлась красная краска. Покрась их заново». Они давали Ему множество распоряжений и порой гневались на Него. Если бы они действительно осознавали, что Кришна - Бог, разве могли бы они гневаться на Него?
    Гопи относились к Кришне только, как к возлюбленному. У их ишвара-бхавы была такая особенность, что они не желали знать о Кришне ничего, кроме того, что Он их возлюбленный. Это мадхурья-бхава.
    Итак, игры, в которых и Кришна, и его бхакты знают, что Он - Ишвара, называются играми в айшварья-бхаве. А если Кришна и Его спутники забывают об этом (и, даже если к ним приходит мысль, что Он мог бы быть Бхагаваном, они все равно продолжают относиться к Нему как к возлюбленному), тогда это - мадхурья-бхава.
    Во Врадже Кришна всегда пребывает во Враджа-бхаве. Он всегда находится под контролем премы, то есть Йогамайи, Его внутренней энергии желания. Према управляет всем во Вриндаване. Не думайте, что фраза «Кришна находится под контролем премы» противоречит установленным философским истинам (сиддханте), ведь према и Кришна - это одна и та же Истина. Он  сат-чит-ананда-майя - состоит из вечного бытия, бесконечного знания и неизмеримого блаженства. Таким образом према является неотъемлемой природой Кришны. Вы знаете значение слова свабхава?
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: Можно ли сказать, что према является энергией (шакти) Кришны?
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Можно. Сам Кришна известен как расо ваи сах - океан бесконечного блаженства любовных настроений (расы). Раса - это према (чистая любовь к Кришне), према - это Кришна, а Кришна - это према. И в то же время према - это энергия Кришны (шакти).
    Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура говорит, что во время раса-лилы, Кришна знал все; Он обладал сарвагьяной и понимал: «Все гопи любят Меня и хотят танцевать со Мной». Он знал это и потому распространил Себя в бесчисленное количество Кришн. И в то же время, выполняя желание гопи, Он пребывал в неведении (мугдха) относительно своей айшварьи. В Нем одновременно присутствовали оба качества. Как это возможно? Благодаря Его непостижимой энергии (ачинтья-шакти), которая находится за пределами мирской логики.
    Согласно Шриле Чакраварти Тхакуру, те, кто поклоняются Нараяне, Раме или другому частичному воплощению Кришны, следуя процессу вайдхи-бхакти (основанному на следовании регулирующим принципам), по достижении совершенства отправляются на Вайкунтху.
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: А как насчет поклонения Рукмини-Дваракадишу?
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж:  Я объясню это позже, отдельно. Если преданный следует вайдхи-бхакти и обсуждает темы, связанные с Вайкунтхой, по достижении совершенства он отправляется на Вайкунтху.
    Если же у преданных пока нет сильной жажды (лобхи), но они хотят служить Радхе-Кришне и поклоняются Им, следуя регулирующим принципам вайдхи-бхакти, - куда такие преданные отправятся по достижении совершенства (сиддхи)?
    Буриджана дас: У них нет сильной жажды?
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Нет. Они следуют вайдхи-бхакти.
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: В Двараку.
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Почему в Двараку? Здесь нет никакой связи с Дваракой.
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: Они поклоняются Радхе и Кришне?
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Да, они хотят достичь Радху и Кришну.
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: Но при этом сильной жажды у них нет?
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Сильной жажды нет, но они следуют вайдхи-бхакти. В этом случае они достигнут Голоки. Они ничего не знают об играх Кришны с Радхикой и другими гопи в настроении внебрачной любви (паракии). У них есть представление лишь об играх Шри Шри Радха-Кришны как супружеской пары (свакии). Настроение свакии преобладает на Голоке.
    Планета Голока очень большая, там существует множество разных измерений (пракошей).
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: Уровней.
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Их очень много. Таким образом, если преданный поклоняется Радха-Кришне, следуя вайдхи-бхакти, и не обладает сильной жаждой...
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: ...на Голоку; он отправляется на Голоку.
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: На Голоку. Там, на Голоке, все знают, что Кришна - Господь (айшварья-гьяна), и поклоняются Радха-Кришне как супружеской паре (в свакия-бхаве). Там нет концепции внебрачной любви (паракии); там только настроение супружеской любви (свакия-бхава) - но объектом поклонения являются Радха и Кришна. Это место исполнено всевозможного богатства и роскоши, практически так же, как и планета Нараяны, но Кришна там не принимает форму Нараяны.
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: Я читал Гарга Самхиту, в которой это описывается. И читая, я думал - это как Нараяналока, только с Радхой и Кришной. Эти Радха-Кришна не такие, как во Вриндаване или в Гокуле, о которых мы всегда слышим. Это совсем другое настроение.
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Двадцать-четыре основных формы Нараяны, так же, как и все остальные его формы, пребывают в нижней части Вайкунтхи. Над ней находится Рама-лока, а еще выше - Кришналока. Кришналока начинается с Голоки, которая, в свою очередь, тоже делится на множество частей, таких как Голока, Дварака, Матхура и Врадж. В нижней части Голоки преобладает настроение супружеской любви (свакия-бхава) с осознанием могущества Господа (айшварья-гьяной). Там нет стремления обрести настроение Вриндавана (Враджа-бхаву).
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: То есть, в том месте, где Акрура принимал омовение, когда забирал Кришну и Балараму в Матхуру, Кришна явил жителям Вриндавана видение Голоки.
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Да они увидели только Голоку, а не Врадж, не Вриндаван.
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: Они видели эту самую Голоку?
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Да, эту самую.
    Буриджана дас: Я думал, что Кришна показал Акруре Вайкунтху.
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Под Вайкунтхой здесь понимается как раз эта Голока. Враджаваси он тоже показал не Врадж, а только Голоку. Там присутствовали в своих изначальных обликах все Его спутники, включая Радхику и Яшоду, однако у них не было Враджа-бхавы.
    Предположим, преданный поклоняется Радхе и Кришне, следуя вайдхи-бхакти, а не рага-нуга-бхакти (то есть не под руководством расика-Вайшнава), однако у него есть жажда, страстное желание. Такой преданный достигнет Двараки. [Например, в Брихад-бхагаватамрите сказано, что Гопа-кумар побывал в самых разных местах до того, как достиг Голоки Вриндавана, даже в Двараке. У него была жажда, но без общения с расика-Вайшнавом он не мог сразу попасть на Голоку Вриндавана (Прим. Шрипада Мадхавы Махараджа).]
    Почему он отправится именно в Двараку? Потому что Радхика там проявляется как Сатьябхама, а Чандравали - как Рукмини. А еще потому, что там все обладают знанием о том, что Кришна - Бог (айшварья-гьяной).
    Когда Радха и Чандравали находятся рядом с Кришной в обликах Сатьябхамы и Рукмини, Кришна проявляет качества Дваракадиша. Так Он принимает их служение в Двараке.
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: Какова разница между теми, кто в результате поклонения достигает Голоки, и теми, кто достигает Двараки?
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: На Голоку отправляются те, кто поклоняются без жажды, без сильного желания (лобхи).
    Буриджана дас: То есть разница только в том, что у одних есть жажда (лобха), а у других нет, однако и те, и другие совершают поклонение, следуя вайдхи-бхакти?
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: А есть ли лобха у тех, кто достигает Двараки?
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: У таких преданных есть лобха, но они практикуют вайдхи-бхакти. В этом случае Радхика проявляется как Сатьябхама, Чандравали - как Рукмини, а все остальные - как царицы Двараки. Кришна в Двараке очень похож на Кришну во Вриндаване, но в Двараке Он - молодой Ядава.
    И наконец, те, кто обладает страстным желанием (лобхой) и поклоняются Радха-Кришне, следуя процессу спонтанного преданного служения (рагануга-бхакти) под руководством расика-Вайшнава, обретают Враджа-бхаву. Это понятно?
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: Это очень важно.
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Да, это очень важно. Поэтому я не теряю время. Не понимая этой Истины, мы не сможем осознать суть Враджа и рискуем отклониться от нашей цели. Изначальный духовный облик (сварупа) может проявиться, только если мы находимся под руководством расика-Вайшнава.
    Шрипад Тамал Кришна Госвами: Все это убеждает нас в том, что мы должны стараться следовать тому, чему вы учите - рагануга-бхакти.
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж:  Да, рагануга-бхакти. Но вам придется дать за это пожертвование (дакшину).
    Шрипад Гирирадж Свами: Я отдам все, что угодно...
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Я очень жадный. Мне нужна дакшина.
    Шрипад Гирирадж Свами: Скажите, что вам дать?
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Это я должен сказать тебе?
    Шрипад Гирирадж Свами: Я знаю. Мое сердце.
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Да.
    Это такие возвышенные темы. Несомненно, нам повезло, что мы можем их обсуждать. Даже через сотни тысяч жизней практики бхакти, далеко не у каждого преданного появляется возможность обсуждать эти вещи. То, что мы с вами сейчас это обсуждаем, - это лишь по милости Гуру и Гауранги.
    Еще один важный момент: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур предупреждает, что мы не должны поклоняться Шри Шри Радхе и Кришне отдельно от их игр. Понимаете? Если мы воспеваем «Харе Кришна Харе Кришна», не медитируя при этом на Их игры, мы сможем достичь лишь незначительных результатов. Поэтому Шрила Рупа Госвами сказал, что воспевание имен Кришны необходимо объединить с памятованием о Его развлечениях - тогда мы познаем, что такое раса (нектар взаимоотношений Радхи и Кришны). Например, если сахар и воду держать в отдельных емкостях, не перемешивая, расы не будет (не получится нектарного сладкого напитка). Необходимо смешать их, тогда появится раса.
    На какие игры нужно медитировать? Нужно медитировать на игры Кришны с гопи - если у нас есть стремление обрести именно эти взаимоотношения. Это правда, что Кришна неразлучен со Своей энергией наслаждения (хладини-шакти). Также верно, что Радхика - воплощение Его энергии наслаждения (хладини-шакти), которую также называют Его полной личной энергией (сварупа-шакти). И все же мы не должны медитировать на Радху и Кришну отдельно от их сладостных игр, иначе мы не почувствуем действия хладини-шакти.
    В Храме (Мандире) мы видим лишь то, что Радха и Кришна неподвижно стоят на алтаре. Если это то, на что мы медитируем в процессе воспевания Харе Кришна, мы сможем обрести даршан только Сатьябхамы и Рукмини или Лакшми. Нет никаких гарантий, что мы достигнем Враджа-бхавы, просто поклоняясь Радхе и Кришне в храме.
    Мы должны медитировать на игры Радхи и Кришны, когда манджари служат им под руководством Рупы Манджари и Рати Манджари. И мы должны медитировать на нашего Гурудева как на одну из манджари. Мы должны медитировать на их игры, которые описаны в книгах наших Госвами и в Шримад Бхагаватам.
    Совершая арати Радхе и Кришне, мы тоже должны памятовать об Их играх. О каких именно играх? По утрам мы должны медитировать на утренние игры, в полдень - на полуденные. При этом мы должны представлять себя одной из их служанок, также как и нашего Гурудева. Тогда наш бхаджан можно будет назвать рагануга, а иначе это будет просто вайдхи-бхакти.
    Буриджана дас: Совершают ли гопи и манджари арати? Стали бы они проводить арати Радхе и Кришне?
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж:  Да, но вы должны знать, что за арати они проводят. У них тоже есть прадип...
    Шрипад Мадхава Махарадж: Лампада.
    Буриджана дас: Лампада с гхи (очищенным топленым маслом).
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Но роль гхи  в этом случае выполняет их према, а лампада (прадип) - это их наполненное премой сердце, а кусочек ваты...
    Буриджана дас: Фитиль.
    Шрила Нараяна Госвами Махарадж: Фитиль - это их настроение служения (бхава). Какая именно бхава? Особая бхава. Каждый бхакта обладает особенной неповторимой бхавой. И эта бхава льется из глаз гопи. Гопи поклоняются Кришне уголками глаз, а Кришна Своим глазами принимает их поклонение и прячет в Своем сердце. Вот так гопи совершают поклонение (арчану). А не так как это делаем мы.
    Когда Кришна возвращается домой с пастбищ, Яшода Ма берет лампаду с гхи и прочие параферналии и совершает арати Кришне. Гопи стоят в дверях и незаметно для других тоже совершают поклонение (арчану) - своими глазами, наполненными любовью. Кришна не замечает арати, которое проводит Его мать, поскольку все Его внимание сосредоточено на поклонении (арчане) гопи. Арчана гопи - это лучшее поклонение и лучшее арати. Совершая наше арати, мы должны медитировать на их арати.

    Перевод: Таруни д.д.
    Редакция: Вамшивадан дас

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж