?

Как повторять джапу. Намабхаса и шуддха-нама.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 2451. Опубликовано: 8-09-2016, 14:00

Как повторять джапу

Намабхаса и шуддха-нама

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Девананда Гаудия Матх. Навадвипа. Гаура-пурнима. 15 марта, 1997г.

 

Может ли Нама быть покрытой?

Шрила Нараяна Махарадж:

нама чинтаманих кришнас

чаитанйа-раса-виграхах

пурнах шуддхо нитйа-мукто

‘бхиннатван нама-наминох

 «Святое имя Кришны исполнено величайшего блаженства. Оно дарует все духовные благословения, поскольку неотличимо от Самого Кришны - вместилища всего наслаждения. Имя Кришны полно и совершенно, и является формой всей трансцендентной сладости. Ничто материальное не может осквернить святое имя ни при каких обстоятельствах, и оно так же могущественно, как и Сам Кришна.

Поскольку святое имя не загрязняется материальными качествами, оно никогда не может быть покрыто майей. Имя Кришны всегда полностью независимо и духовно. Поскольку имя Кришны и Сам Кришна – одно и то же, Его имя никогда не обуславливается законами материальной природы» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 17.133).

Преданный: С одной стороны, шастры утверждают, что если мы повторяем Харе Кришна маха-мантру в обществе непреданных, нама не приходит. Но эта шлока говорит: пурнах шуддхо нитйа-мукто ‘бхиннатван нама-наминох – «Имя Господа и Сам Господь – оба пурна – полны, совершенны, исключительно чисты и вечны». Правда ли, что если человек, имеющий анартхи (т.е. каништха-адхикари) или совершающий апарадхи, повторяя святое имя, сможет призвать его к себе в полноте, но нама при этом будет покрыта облаками анартх? Или оно не придёт вообще?

Ш.Нараяна Махарадж: Это будет нама-апарадха или намабхаса. Кабху намабхаса садайа нама-апарадха. Постоянное повторение уничтожит все анартхи, и проявится шуддха-нама (чистое имя). В этот момент садхака получит непосредственный даршан Кришны. Все шестьдесят видов мукти (освобождения от всех греховных реакций) обретаются воспеванием намабхасы, проблеска святого имени прежде, чем его полное сияние взойдёт в сердце. Стадия намабхасы находится между нама-апарадхой (повторением святого имени с оскорблениями) и чистым воспеванием. Существует три стадии воспевания святого имени Господа. На первой стадии (на уровне нама-апарадхи) человек при повторении совершает десять оскорблений. На следующей стадии (т.е. намабхасы) оскорбления почти прекращаются, и человек постепенно, благодаря намабхасе, достигает уровня чистого воспевания. На третьей стадии, когда человек воспевает Харе Кришна маха-мантру без оскорблений, его дремлющая любовь к Кришне немедленно пробуждается. Это и есть совершенство («Шримад-Бхагаватам», 5.24.20).

Преданный: Но говорится, что когда человек повторяет нама-апарадху или намабхасу, нами (Сам Кришна) присутствует, но Он покрыт.

Ш.Нараяна Махарадж: Нет.

Преданный: Но говорится, что нама является пурнах-шуддхо, полностью чистой.

Ш.Нараяна Махарадж: Нама всегда чиста. Это правильно. Но мы не имеем никакого понятия о чистом имени. Наш уровень продвижения зависит от того, как и с какой целью мы воспеваем харинам. Если вы не чисты, нама не придёт. Результатом нама-апарадхи будет материальное положение, репутация, богатство и исполнение других мирских желаний.

Преданный: Но я однажды слышал, что тень (намабхаса) возникает только в присутствии солнца (шуддха-намы), но из-за облаков (анартх) это солнце нельзя увидеть.

Ш.Нараяна Махарадж: С такой логикой можно сказать, что облака – это само солнце. Аналогично, если вы повторяете намабхасу или нама-апарадху, вы можете подумать: «О, это нама». Но это не нама, это лишь облако. Возможно, это даже тьма. Но ни то, ни другое не является намой. Намакнара бахир хайа бате нама нахи хайа. Если воспевание оскорбительно, это вообще не нама. Это просто мирские слоги (намакшар), которые звучат подобно настоящему имени. Так же, как искусственное золото не является золотом, так и подобие святого имени, воспеваемое с оскорблениями, – не святое имя.

Преданный: Если человек тщательно избегает оскорблений, может ли он в таком случае достичь шуддха-намы, просто слушая звуковую вибрацию. Будет ли этого достаточно?

Ш.Нараяна Махарадж: Только если он получит беспричинную милость гуру (уттама-адхикари), или любого возвышенного вайшнава, или Шри Гауранги, или Шри Шри Радхи и Кришны. С такой милостью шуддха-нама легко достижима. В противном случае, достичь Его очень сложно.

Преданный: Получается, что чистое повторение может быть достигнуто только милостью шри гуру и Гауранги?

Ш.Нараяна Махарадж: Да. Есть два вида милости: милость бхакты и милость Бхагавана. Чтобы воспевать шуддха-наму, мы должны получить милость полностью осознавшего себя бхакты Господа, такого как Нарада, Шукадева Госвами, или Шрила Рупа и Санатана Госвами. Иначе, одной нашей практикой невозможно достичь шуддха-намы. Единственный способ приблизиться к ней состоит в том, чтобы постоянно плакать о милости этих вайшнавов и принять у них подлинное (полное) прибежище. Посещение Гаура-дхамы Навадвипы даст нам надежду, но мы должны всегда жаждать, чтобы Шри Кришна помог нам обрести общество чистого вайшнава. И тогда очень легко чистое имя придёт к нам.

 

Вера и милость

Ш.Нараяна Махарадж: Участвовать в Навадвипа-мандала парикраме очень тяжело. Раскалённое солнце светит на нашу голову, земля и песок также очень горячи. Многие преданные, которые обычно не покидают свои дома и не приучены к таким трудностям, проходят за эту парикраму не одну, а до сорока миль в этой обжигающей жаре. Они потеют, их лица становятся красными, их ноги и головы горят, им не хватает воды. Иногда дорога настолько горяча, что их ноги покрываются волдырями. Когда Шри Чайтанья Махапрабху видит, что даже в таком состоянии, они продолжают совершать свои аскезы, Его сердце тает, и Он чувствует Себя обязанным даровать преданным Свою милость. Шри Чайтанья Махапрабху и Шри Нитьянанда Прабху, видя подобное, скажут: «О, у вас столько преданности дхаме». Конечно, в таком случае Они прольют Свою милость. Я видел собственными глазами, как преданные во время такой парикрамы были настолько разгорячены и утомлены, что не могли даже улыбнуться. Тем не менее, они продолжали совершать парикраму в обществе тысяч других преданных, с Божеством Шри Чайтаньи Махапрабху на паланкине, и воспевая харинама-киртан. Шри Чайтанья Махапрабху обязан даровать Свою милость, наградив паломников также и кришна-премой в этой или следующей жизни.

Если есть шраддха, мы, несомненно, будем прогрессировать, несмотря на присутствие анартх. У нас могут быть лакхи (тысячи) и лакхи анартх, также как и множество оскорблений, совершённых бессознательно, но если у нас есть шраддха, они постепенно исчезнут.

Шраддха имеет две разновидности: шуддха-шраддха (чистая вера) и лаукики-шраддха (вера, основанная на обычаях и традициях). Всё зависит от присутствия шраддхи. Существует шуддха-шраддха или парамартхика-шраддха (вера, устремлённая к преме), и абхаса (подобие). Абхаса также бывает двух видов – пратибимба-абхаса (отражённая) и чхайа-абхаса (подобная тени). Из них чхайа-абхаса несколько выше.

Что такое шуддха-шраддха? Это полная вера в то, что если человек служит Шри Кришне, совершает парикраму, воспевает святое имя, и служит гуру и вайшнавам, его жизнь, несомненно, станет успешной.

Духовному развитию с глубокой шраддхой (ништхой) не будут препятствовать анартхи. Но эта шраддха должна быть чистой. Если мы совершаем парикраму ради исполнения мирских желаний, значит наша шраддха не чиста. Каковы признаки парамартхика-шраддхи? Обладающий ею преданный будет думать: «Меня могут разрезать на куски, но я никогда не оставлю воспевания святого имени или исполнение преданного служения. Никогда!»

Преданный: С одной стороны, я слышал, что намабхаса и нама-апарадха – это намакшара, и это поддерживается стихом:

атах шри-кришна-намади

на бхавед грахйам индрийаих

севонмукхе хи джихвадау

свайам ева спхурати адах

 «Никто не может понять трансцендентную природу святого имени, облика, качеств и игр Шри Кришны посредством материальных чувств. Только когда человек духовно возвышается трансцендентным любовным служением Господу, тогда, не имеющие себе равных, – имя, форма, качества, и развлечения Господа открываются ему» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

Эта шлока говорит, что материальный язык и чувства не могут коснуться святого имени. Но, с другой стороны, есть стих:

нама чинтаманих кришнас

чаитанйа-раса-виграхах

пурнах шуддхо нитйа-мукто

‘бхиннатван нама-наминох

(«Ч.-ч.», Мадхья, 17.133)

Святое Имя – пурна-шуддха, исключительно чисто. Некоторые считают, что когда кто-то воспевает харинаму, нама присутствует, даже если воспевающие являются майявади, которые повторяют нама-апарадху. Они говорят, что облака анартх или апарадх в этом случае просто затеняют чистое имя, и поэтому следует оказывать почтение наме, но нельзя оставаться в этом обществе майявади и принимать его ядовитое влияние. Существует представление, что имя присутствует везде, где кто-то воспевает. Таким образом, севонмукхе хи джихвадау свайам ева спхурати адах означает, что если у человека есть желание воспевать, нама появится на его языке, даже при наличии некоторых апарадх или анартх.

 

Два типа намабхасы

Ш.Нараяна Махарадж: Шуддха-нама – это Сам Кришна. Абхиннатван нама-наминох. «Имя Кришны и сам Кришна – неотличны». Когда наши сердца освобождаются от анартх и апарадх, в них появляется шуддха-саттва, которая нисходит с Голоки Враджа. Точнее говоря, шуддха-саттва всегда пребывает в сердцах спутников Кришны, и оттуда она изливается в наши сердца. Шуддха-саттва – это объединенная сущность хладини и самвит. Шуддха-нама появится с приходом в наши сердца шуддха-саттвы. Тогда мы действительно осознаем, что абхиннатван нама-наминохнама (святое имя) и нами (Кришна) – одно и то же. Есть две стадии, предшествующие шуддха-наме,намабхаса и нама-апарадха. Мы должны понять намабхасу. Это – не нама, а намакшара. Она появляется, когда у воспевающего есть некоторая (комала) шраддха, но его сердце всё ещё полно анартх. Есть два типа намабхасы, как это описано в «Джайва-дхарме» и «Харинама-чинтамани» Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Это – пратибимба-намабхаса и чхайа-намабхаса.

Сначала попытайтесь понять пратибимба-намабхасу. Солнце находится высоко в небе. Это – лакхи и лакхи миль от Земли, но его отражение можно увидеть в горшке с водой. Точно также настоящее имя отдалено от нас на лакхи и лакхи миль. А то, что мы воспеваем – только отражение (пратибимба), и это отражение не должно приниматься за чистое (полноценное) имя.

Преданный: Если намабхаса – отражение, то где же шуддха-нама?

Ш.Нараяна Махарадж: Намашуддха-читта сурйа. Оно находится в сердцах чистых преданных, а также на Голоке Вриндавана. Оттуда приходит отражение.

Иногда преданные третьего класса (каништха-адхикари) ошибочно полагают, что пратибимба – это Кришна, но это не так. Отражение солнца не является солнцем, также и пратибимба-намабхаса – не является шуддха-намой. Майявади и другие, подобные им, также повторяют наму. Они видят, что шуддха-бхакты воспевают и получают такое большое удовлетворение от киртаны, и майявади начинают думать: «Мы должны воспевать также, и тогда нам будет легко достичь мукти». Они не признают форму или атрибуты Кришны или любого из Его проявлений. Скорее они считают, что могут воспевать калпана-наму (воображаемое имя с воображаемыми атрибутами). В результате они осознают несравнимо меньше качеств Бога. Эта нама называется пратибимба-намабхаса (отражение). Настоящего имени в таком повторении нет.

Второй тип намабхасычхайа-намабхаса (тень намабхасы). Это очень глубокая тема, послушайте такой пример. В заключительные ночные часы, в 4-5 утра, андхакара, тьма на Востоке начинает таять. Ни солнце, ни его лучи ещё не показались, и нет никакого света, только мягкое рассеивание темноты. Это – абхаса солнца, которое скоро поднимется. Само солнце не взойдёт немедленно – это займёт около часа. Вы наблюдаете нечто  (зарю), что ещё не является солнцем. Вы только собираетесь увидеть солнце. Это – чхайа-намабхаса. Она ближе к солнцу, чем его отражение, но это всё ещё не солнце.

Если кто-то повторяет намабхасу, это не плохо. Чхайа-намабхаса может дать мукти и богатство. Она может дать дхарму (благочестие, верность долгу), артху (деньги), каму (чувственные наслаждения) и мокшу (освобождение). Она может даже открыть путь на Вайкунтху, как показывает пример Аджамилы, но она не может дать кришна-премы.

В низшей области Вайкунтхи есть Брахмалока. Там каждый получает саюджья-мукти (растворение в брахмаджйоти). Есть также четыре более высоких вида мукти (освобождения): сарупья (обретение такой же формы тела, как у Господа), самипья (постоянное пребывание в обществе Господа), салокья (обитание на одной планете с Господом) и саршти (обретение богатства, почти равного богатству Бхагавана). Все эти четыре вида даруются чхайа-намабхасой. У тех, кто повторяет чхайа-намабхасу, есть вера в то, что Кришна имеет облик, атрибуты и могущество. К преданному (на уровне анартха-нивритти), непрерывно (!) воспевающему даже чхайа-намабхасу и не совершающему оскорблений, быстро придёт чистая нама.

Чхайа-намабхаса, однако, тоже не настоящее имя. Когда не видна даже часть солнца, но можно ясно различить некоторое тусклое сияние света, это называется абхаса. Таким образом, на обеих стадиях намабхасы (пратибимба и чхайа) солнце увидеть невозможно. Чистого имени в этом случае нет. На какой стадии намабхасы находится человек, зависит от его шраддхи. Если его шраддха – это пратибимба-шраддха-абхаса, его воспевание будет на уровне пратибимба-намабхасы, и в результате он получит сознание майявади.

А если его шраддха – это чхайа-шраддха-абхаса, тогда его воспевание будет чхайа-намабхасой. Чхайа-намабхаса у тех, кто обретает возвышенную садху-сангу, однажды превратится в чистое имя. Конечно, если они не совершают нама-апарадх. Так же, как спустя час после брахма-мухурты можно будет увидеть солнце, если небо не закроют облака. Когда появляется шуддха-нама, уже не остаётся никаких анартх или апарадх. Поскольку солнце почти неограниченно, его невозможно укрыть облаками. Скорее облака и туман покрывают наши глаза. Таким же образом, анартхи и апарадхи покрывают шраддху души так, что воспевая даже миллионы рождений «коти коти джанме каре йади шравана киртана табута на пайа кришна паде према дхана», если присутствуют эти оскорбления, то невозможно будет достичь желанной цели - кришна-премы. То есть, из-за наличия облаков нельзя будет увидеть солнца. Когда мы видим абхасу света (даже не лучи солнца, а абхасу лучей) в течение брахма-мухурты, мы знаем, что скоро солнце взойдёт. Но пратибимба-абхаса – это когда нет ни самого солнца, ни даже одного его луча, только отражение. То есть, там не будет настоящей кришна-намы.

Преданный: Как проявляется пратибимба? И почему человек повторяет пратибимба-намабхасу?

Ш.Нараяна Махарадж: Потому, что у такого человека нет садху-санги или гуру. Или, даже если он принял настоящего (уттама) гуру, он не может получать его общение. Или, если ученик принимает неквалифицированного гуру (каништха-гуру), не имеющего полного знания, он не сможет получить шуддха-наму, а также ему будут недоступны ясные и глубокие объяснения сиддханты. Поэтому он сможет повторять только пратибимба-намабхасу.

Действительно ли мы воспеваем наму?

Преданный: Кто-то может сказать, что поскольку Кришна абсолютен, то и Его отражение, которое неотлично от Него, также абсолютно.

Ш.Нараяна Махарадж: Да, подобно солнцу, которое является также и солнечным светом. Но ночью мы не воспринимаем солнце, тогда как утром мы видим свет, исходящий от солнечных лучей. Солнце всегда даёт свет и тепло, но ночью мы не почувствуем этого. Точно так же Шри Кришна абсолютен, но наши анартхи, апарадхи и агьяна (невежество), которые подобны облакам, туману и ночи, закрывают Его от нашего взгляда как большая стена.

Преданный: Но как же быть с тем, что нама всегда полна (пурна) и совершенно чиста (шуддха).

Шрила Нараяна Махарадж: Но наша нама – не настоящая нама, хотя мы можем думать иначе. Я привёл два примера в подтверждение этого.

Преданный: Мы не можем сказать, что мы воспеваем нечистую наму. Нама всегда чиста. Это моё сердце нечисто.

Ш.Нараяна Махарадж: Принимать нама-апарадху и намабхасу за чистое имя, всё равно, что показывая на воздух вокруг, говорить: «Этот свет и есть солнце. Это – солнце». Но что это в действительности? Солнце может быть абсолютным, но оно там, в небе. А то, на что мы указываем – это не солнце.

Преданный: Даже если человек повторяет лакхи и лакхи святых имён, неужели только милостью гуру он может получить чистую наму?

Ш.Нараяна Махарадж: Милостью Шри Кришны и шуддха-бхакты, чистого преданного. Из ваших слов ясно, что то, что вы считаете именем – на самом деле не святое имя. Это – не солнце [Ш.Нараяна Махарадж указывает на лампочку]. Те, у кого нет возвышенной (махат) садху-санги, чьи сердца не чисты, кто не получил (полноценной) милости Шри Кришны и не принял (полного) покровительства гуру, не будут способны воспевать шуддха-нам. Для них это только слова из словаря (нама-акшар). Намы в таком повторении нет. Когда нама полноценно засияет в вашем сердце, тогда придёт Сам Кришна. И вы уже не сможете оторвать ваш язык или ум от непрерывного воспевания. Автоматически вы будете повторять харинаму день и ночь спонтанно, как это делал Шри Чайтанья Махапрабху.

Преданный: Гурудев, в это время преданный видит Шри Кришну?

Ш.Нараяна Махарадж: Одна повторённая шуддха-кришна-нама даст прему!

Преданный: Когда мы будем повторять чистую наму, появится ли Шри Кришна перед нами?

Ш.Нараяна Махарадж: Мы не можем заставить Шри Кришну явиться посредством наших усилий в воспевании. Кришна Сам проявится на языке и будет танцевать на нём. Это и есть шуддха-нама. Имея шраддху, вы должны пытаться повторять намабхасу.

Те, кто не читает книги наших Гаудия-вайшнава-ачарьев, таких как Шрила Бхактивинода Тхакур, не смогут объяснить это наглядно. Если ученики лишь плачут: «Гуру, гуру, гуру» (но не изучают сиддханту), они не поймут этого принципа. Если вы думаете, что должны знать только вашего собственного гуру, и что, зная Шрилу Бхактивиноду Тхакура, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, нашего Гурудева – Бхакти Прагьяну Кешаву Махараджа, Шрилу Вишванатху Чакраварти Тхакура, Шрилу Рупу Госвами или Шрилу Санатану Госвами (т.е. представителей бхагават-парампары), вы не сможете понять Кришну, это – оскорбительное мышление.

Преданный: Нужно плакать о милости гуру и подлинных вайшнавов, чтобы обрести способность воспевать чистое имя. Но как нам, обусловленным душам, гордым и полным анартх и апарадх, развить должное настроение плача о милости Господа?

Ш.Нараяна Махарадж: Постоянно служа шуддха-гуру, шуддха-вайшнавам и шуддха-наме (т.е. полноценным представителям Бога), и участвуя в практических видах поклонения, вы в мгновение ока станете чистым преданным. Вы не должны выделять время для анартх и апарадх. Другими словами, вы должны быть настолько заняты, чтобы не было времени, ни пребывать под действием прошлых анартх и апарадх, ни совершать новые. С настроением слуги шри гуру, Шри Кришны и вайшнавов и пониманием, что святое имя является Самим Кришной (т.е. с осознанием нама-таттвы), служите им, воспевая день и ночь. Если мы служим и слушаем тех, кто воспевает шуддха-наму, наша намабхаса уйдёт, и появится чистое имя Кришны.

 

Редакция: Ари Мардан д., Аударья д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж