?

Ритвик-вада и шри гуру-таттва.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 920. Опубликовано: 6-04-2017, 12:18

Ритвик-вада и шри гуру-таттва

Сборник выступлений и цитат на тему ритвицизма

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

 

Ритвик-вада и шри гуру-таттва

Из книги «От живого садху» («Из уст садху»)

Вступление

После ухода Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, уттама-бхагавата-ачарьи, у преданных возникло много вопросов относительно его учеников, выступающих в роли гуру. Поскольку многие из них пали, вопросы касались понимания положения гуру и правильного продолжения парампары. Преданные собрались, чтобы обсудить гуру-таттву и ритвик-ваду и понять желание Шрилы Прабхупады, касающееся инициации неофитов. В результате появилось несколько искренних, но противоречивых толкований желания Шрилы Прабхупады. Сторонники ритвик-вады настаивают на том, что Шрила Прабхупада хотел, чтобы его старшие ученики после его ухода выступали в роли ритвик-гуру и давалия посвящение от его имени. Тогда вновь посвящённые будут считаться его учениками.

Шрила Нараяна Госвами Махарадж всегда счастлив раскрыть сиддханту и прославить Шрилу Прабхупаду. Чтобы помочь преданным понять намерения Шрилы Прабхупады и продолжать Движение Сознания Кришны, Шрила Нараяна Махарадж, отвечая на вопросы, представил необходимые доказательства из ведических писаний («Гита», «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамрита», «Упанишады», «Рамаяна»), раскрывающие значение слова «ритвик» и его связь с вечной системой гуру-парампары.

 

Значение слова «ритвик»

Вопрос: Каково значение слова ритвик согласно писаниям?

Ш.Нараяна Госвами Махарадж: тешам риг йатрартхавашена падо-вйавастха - «Ведические мантры, четвёртые части которых передают полный смысл и которые составлены по законам метрики, называются рича или риг» («Паингала-сутра», 2.9.32). Основное заключение Вед, которое раскрывает всю их глубину, - это чистая преданность Враджендранандане, Шри Кришне, которого называют всемогущим (сарва-шактиман), а также океаном всех подобных нектару вкусов (акхила-расамрита-синдху). Однако, на первый взгляд кажется, что Веды повествуют о проведении ягьи, позволяющей исполнить материальные желания (карма-канда), и о поклонении имперсональному Брахману путём накопления знаний (гьяна-канда). «Риг-веда» и «Атхарва-веда» не связаны напрямую с проведением ягьи (жертвоприношений), но «Сама-веда» и «Яджур-веда» непосредственно предназначены для проведения жертвоприношений и необходимых для них ритуалов.

«Ритау йаджтити ритвики». Тот, кто проводит жертвоприношения согласно ведическим мантрам, называется ритвиком. Для проведения ведических жертвоприношений существует шестнадцать типов ритвиков: брахма, удгата, хота, адхварйу, брахмачси, прастота, майтаварун, пратиштхата, пота, пратихарта, ачавак, нештха, агнидхра, субрахманйа, гравастота и унйаита. Ягьяман (человек, который хочет провести жертвоприношение) приглашает для этой цели священнослужителей и платит им. Для жертвоприношения он отбирает эти шестнадцать типов ритвиков. Все они добродетельны, обладают возвышенными качествами характера, сведущи в Ведах и опытны в проведении жертвоприношений и наблюдении за ним. Среди шестнадцати ритвиков наиболее значительными считаются хота, удгата, адхварйу и брахма. 1) Священнослужитель хота, читая мантры «Риг-веды», призывает необходимые божества, чтобы они приняли участие в жертвоприношении, и тем самым совершает ягью. 2) Священнослужитель удгата в знак любви к призываемым божествам громко поёт гимны «Сама-веды». 3) Священнослужитель адхварйу негромко читает прозаические части «Яджур-веды», тем самым исполняя свои особые обязанности. Его участие в ягье довольно важно. 4) В обязанности священнослужителя брахмы входит защищать ягью от внешних помех, исправлять ошибки при чтении и разрешать разногласия в деталях, неизбежно возникающие при проведении ягьи. Он считается главным священнослужителем на ягье. Он наблюдает за ходом ягьи и исправляет ошибки. Поэтому брахма является главным среди всех ритвиков. Следовательно, обязанностью брахмы, который наблюдает за ходом жертвоприношения и несёт за него основную ответственность, является в совершенстве знать три Веды («Риг», «Сама» и «Яджур»).

 

Ритвики, упомянутые в ведической истории

В «Рамаяне» Вальмики можно найти аналогичное описание ритвиков:

на саданга видатрасиннаврато набахушрутах

садасйастасйа ваи рагнйо навада кушала двиджах

«В проведении путрешти-ягьи (жертвоприношения с целью обрести сына), затеянном Махараджем Дашаратхой, его участники, или ритвики, хорошо знали все части Вед. Они хранили целомудрие, часто и сосредоточенно слушали Веды от знатоков и были опытны в философских дискуссиях и суждениях» («Бала-кханда», 14.29).

В описании ашвамедха-ягьи в «Рамаяне» мы найдём другой пример шестнадцати ритвиков:

хайасйа йани чангани тани сарвани брахманах

агнау прасйанти видхивата самастах садашритвиригнх

«Все шестнадцать видов ритвиков начали по порядку предлагать огню жертвенные возлияния, что было необходимой частью ашвамедха-ягьи» («Бала-кханда», 14.38).

 

Ритвиков приглашали, чтобы обрести желаемое

Мы видим, что начиная с ведического периода и вплоть до Двапара-юги многие великие цари достигали исполнения своих желаний благодаря безупречному проведению жертвоприношений. Поскольку эти цари были не очень опытны в знании Вед и правилах проведения жертвоприношений, они становились ягьяманами и назначали ритвиками бескорыстных, добродетельных брахманов, глубоко изучивших Веды и правила проведения жертвоприношений. Иногда даже брахманы, постигшие Веды, совершали ведические жертвоприношения с помощью ритвиков, чтобы достичь исполнения желаний. В основном все эти жертвоприношения проводились ради исполнения материальных желаний, главным из которых было достичь райских планет.

 

Трансцендентное бхакти не входит в обязанность ритвиков

Вопрос: Как писания объясняют взаимоотношения ритвиков и гуру-таттвы?

Ш.Нараяна Госвами Махарадж: Из «Махабхараты» (Пятая Веда), «Рамаяны» Вальмики и Пуран становится ясно, что ритвики не имеют отношения к парампаре, темам, касающимся высшей трансцендентной цели, а именно, атма-таттвы (науки о душе), бхагавата-таттвы (науки о Бхагаване), бхакти-таттвы и т.д. Ритвики не стремятся достичь мукти, освобождения от земных страданий, а по достижении освобождения из круговорота рождения и смерти не ищут вечного служения лотосным стопам Бхагавана. По окончании ягьи ягьяман даёт ритвикам достойное вознаграждение (дакшину) и прощается с ними. Ягьяман и ритвик не имеют вечных взаимоотношений.

В «Шримад-Бхагаватам» и «Махабхарате» можно найти лишь несколько упоминаний о ритвиках. В «Шримад-Бхагаватам» это слово используется лишь в связи с проведением ягьи, но никогда его не встретить в описаниях парампары или высших трансцендентных целей. В знаменитом эпизоде о Пуранджане есть упоминание о том, что царь Прачинабархи с помощью ритвиков провёл бесконечное число жертвоприно- шений. В результате этих жертвоприношений вся восточная часть земли была устлана подстилками из священной травы куша. На этих многочисленных ашвамедха-ягьях в жертву приносили животных, однако ум царя не обрёл покоя. Наконец, благодаря наставлениям девариши Нарады царь осознал тщетность проведения жертвоприношений ради исполнения материальных желаний. Полностью отказавшись от них (и в том числе и от услуг ритвиков), он вступил на путь бхакти. Эта история поведана в Четвертой Песни «Шримад-Бхагаватам».

В Ади-парве «Махабхараты», в истории известной как Кхандавана-дана, истребление леса Кхандавана, есть эпизод о царе Шветаки. Всю жизнь царь Шветака с помощью ритвиков проводил множество жертвоприношений. Несмотря на то, что ритвики получали от царя высокое вознаграждение за своё служение, невзирая на его неоднократные просьбы продолжать проводить ягьи, они не пожелали больше действовать в таком качестве. Потеряв всякую надежду, Шветаки обрёл прибежище у Махадевы Шанкары. В течение долгого времени он поклонялся Шри Шанкаре и удовлетворил его. В качестве благословения царь Шветаки попросил Шри Шанкару занять положение ритвика и завершить начатые им ягьи. Довольный ца- рём, Махадева Шанкара повелел Махариши Дурвасе, своему частичному проявлению, занять пост ритвика и завершить ягью царя Шветаки. Назначив Махариши Дурвасу главным (брахма) ритвиком, царь Шветаки успешно провёл ягью и, в конце концов, достиг Сваргалоки, как того и желал.

Как описано в «Рамаяне» Вальмики, Махарадж Дашаратха совершил ашвамедха-ягью и путрешти-ягью с намерением обрести сына. На место главного ритвика (брахмы) он пригласил Ришьяшринги, познавшего Веды. В результате такого жертвоприношения он стал отцом четырёх сыновей. Впоследствии Махарадж Шри Рамачандра, следуя лока-марьяде (моральные принципы и социальные обычаи царей) с помощью Махариши Васиштхи, Вамадевы и других риши и муни, в совершенстве знавших Веды, провёл множество жертвоприношений, таких как жертвоприношение ашвамедха.

 

Верховный Господь советует искать прибежище у парампары

Отсюда становится ясно, что все подобные ягьи совершаются лишь во исполнение мирских желаний и для достижения Сварги, но их никогда не проводят согласно парампаре, трансцендентному бхакти. Бхагаван Шри Кришна, давая наставления Арджуне в «Гитопанишад», сказал:

трай-видйа мам сома-пах пута-папа

йагнаир иштва свар-гатим прартхайанте

те пунйам асадйа сурендра-локам

ашнанти дивйат диви дева-бхоган

«Те, кто посвятил себя кармической деятельности, что описана в трёх Ведах, поклоняются Мне, совершая ягьи. Они пьют напиток сому, остающийся им после жертвоприношения, избавляются тем самым от грехов и молятся о достижении Сварги. Силой своих благочестивых поступков они возносятся на планету Индры и живут там жизнью полубогов, полной райских наслаждений» («Б.-г.», 9.20).

те там бхуктва сварга-локам вишалам

кшине пунйе мартйа-локам вишанти

эвам трайи-дхармам анупрапанна

гатагатам кама-кама лабханте

«Насладившись райским счастьем и исчерпав запас своего благочестия, они возвращаются в мир смертных. Так люди, жаждущие чувственных удовольствий и идущие путем корыстной деятельности, что предписана в трёх Ведах, обретают лишь бесконечную смену рождения и смерти в материальном мире» («Б.-г.», 9.21).

Другими словами, люди, привязанные к материальной деятельности, упомянутой в трёх Ведах («Риг», «Сама» и «Яджур») поклоняются Мне, совершая ягьи. Вкушая остатки (сома-расы) ягьи, они освобождаются от грехов и молят о достижении рая. В результате своей благочестивой деятельности они достигают Индра-локи и наслаждаются божественными радостями, доступными полубогам. Вкусив величайших райских наслаждений, они вновь падают в материальный мир, потому что со временем запас их благочестия истощается. Таким образом, люди, совершающие ягьи во имя материальных желаний, как это предписывалось в вышеупомянутых трёх Ведах, вновь возвращаются в этот материальный мир. Шри Кришна говорит:

трай-гунйа-вишайа веда нистрай-гунйо бхаварджуна

нирдвандво нитйа-саттва-стхо нирйога-кшема атмаван

«О Арджуна, поднимись над гунами, о которых говорится в Ведах, и утвердись в ниргуна-таттве. Используя дарованный Мною разум, избавься от влияния двойственности, такой как слава и бесчестье, забудь о приобретениях и потерях и возвысься до уровня чистой благости (шуддха-саттвы)» («Б.-г.», 2.45).

Личность Бога, Верховный Господь говорит: О, Арджуна, оставь три гуны, описанные в Ведах и утвердись в ниргуна-таттве, абсолютной реальности, свободной от трёх гун. Лишь Я - Верховная Абсолютная Истина, провозглашённая в Ведах. Нет реальности выше Меня. Чистая преданность Мне, шуддха-бхакти, дарует душе высочайшее благо.

 

Ради вечного трансцендентного блага необходимо обратиться к сад-гуру

Далее Шри Кришна говорит:

тад виддхи пранипатена парипрашнена севая

упадекшйанти те гйанам гйанинас таттва-даршинах

«Обрети эту гьяну, простираясь в поклонах перед гуру, который вложит в тебя духовное знание. Задавай ему уместные вопросы и служи ему. Гьяни, глубоко постигшие послание шастр и осознавшие Абсолютную Истину (таттва-дарши), одарят тебя светом кришна-гьяны» («Б.-г.», 4.34).

Чтобы понять Меня, Верховную Абсолютную Реальность, которая является наивысшим благом для дживы, человеку следует обратиться к уттама-гуру, осознавшему истину. Предлагая ему поклоны, смиренно вопрошая его и служа ему, ученик доставит ему удовольствие. Довольный учеником, гуру наградит его знанием джива-таттвы, пара-таттвы (знанием о Боге) и бхакти-таттвы. Лишь когда ты познаешь это всё, твоя жизнь станет успешной.

Ясно, что таттва-дарши (осознавший себя) гуру наделяет знанием бхагават-таттвы, бхакти-таттвы и атма-таттвы и не имеет отношения к исполнению временных мирских желаний человека.

В «Упанишадах» говорится:

тад-вигйанартхам са гурум эвабхигачхет 

самит-паних шротрийам брахма-ништхам

«Чтобы познать трансцендентные темы, человеку следует приблизиться к духовному учителю. Поступая таким образом, человек принесёт топливо для разведения жертвенного огня. Такого духовного учителя отличает глубокое понимание ведической сиддханты и таттвы, а также постоянное служение Верховной Личности Бога» («Мундака Упанишад», 1.2.12).

Чтобы обрести вигьяну (гьяну с према-бхакти) Верховной Абсолютной Личности, чтобы принести самидха (дрова для жертвоприношения), другими словами, проявить высоту веры, человеку следует обратиться к гуру, который познал всю таттву о Кришне и суть Вед и полностью предаться Ему телом, умом и словами.

Далее в «Шветашватара Упанишад» (6.23) говорится:

йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау

тасйаите катхита хи артхах пракашанте махатманах

«Суть всех Вед раскрывается лишь в сердцах великих святых (маха-бхагават), имеющих трансцендентную преданность (пара-бхакти) Шри Бхагавану и своему гурудеву».

Подобное утверждение можно найти также в «Шримад-Бхагаватам»:

тасмад гурум прападйета джигйасух шрейа уттамам

шабде паре ча нишнатам брахмани упашамашрайам

«Человек, который серьёзно стремится обрести настоящее счастье, должен найти истинного духовного учителя (уттама-адхикари) посредством посвящения (дикши) принять у него прибежище. Квалификация духовного учителя состоит в том, что он обдумал и осознал выводы всех писаний и способен убедить людей в этих выводах. Великие личности, которые обрели прибежище у Верховного Господа и оставили все материальные концепции, считаются истинными духовными учителями» (11.3.21).

Бхакти в форме любовного служения лотосным стопам Шри Кришне является единственно благоприятным путём для дживы. Чтобы вступить на этот путь, ищущий истину садхак (тот, кто постоянно следует этой практике) должен принять прибежище у лотосных стоп сад-гуру. Только тот, кто опытен в понимании шабда-брахмы (заключений Вед), кто осознал высшую абсолютную истину, кто не подвержен влиянию объектов чувственного наслаждения и печали, является сад-гуру. В «Чайтанья-чаритамрите» есть подтверждение тому, что искренние души приходят к уттама-гуру:

брахманда бхрамите кона бхагйаван джива

гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

«Живые существа блуждают по всей вселенной согласно заработанной карме. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются до низших миров. Среди миллионов блуждающих живых существ самые удачливые по милости Кришны получают возможность общаться с истинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя такой человек обретает семя лианы преданного служения (бхакти-лату)» («Ч.-ч.», Мадхья,19.151).

тате кришна бхадже, каре гурура севана

майа-джала чхуте, пайа кришнера чарана

«Если обусловленная душа занята служением Господу и вместе с тем исполняет наставления своего духовного учителя служа ему, она может вырваться из когтей майи и стать достойной прибежища у лотосных стоп Кришны» («Ч.-ч.», Мадхья, 22.25).

 

Роль гуру в сат-сампрадае

Приведённые выше свидетельства из писаний ясно говорят о том, что взаимоотношения гуру и шишьи (ученика) вечны и трансцендентны. Гурудев описывают как сварупу (облик), так и пракашу (проявление) Бхагавана. Поэтому учителю всегда нужно поклоняться, как Бхагавану. Лишь по его милости джива может освободиться из тисков майи и, заняв своё изначальное чистое положение, отдать себя служению Бхагавану. Без милости шри гурудева джива не может обрести высшего блага.

Что же касается ритвиков, то традиционно отношение ягьямана и ритвика временны и основаны на личной  (корыстной) заинтересованности. Они предназначены для исполнения мирских желаний. Их отношения кратковременны. Поэтому с незапамятных времен в писаниях отдаётся предпочтение системе гуру-парампары, которую называют также амная, или сат-сампрадая. Близкие спутники Шри Бхагавана - Шри Лакшми, Шри Брахма, Шри Рудра и Шри Санат-кумар - основали четыре авторитетные цепи духовных учителей. В век Кали Шри Рамануджачарья, Шри Мадхвачарья, Шри Вишнусвами и Шри Нимбадитья стали четырьмя ачарьями и знаменитыми последователями упомянутых выше личностей. Гуру-парампара (истинная цепь духовных учителей) всегда преобладает в линии амная этих четырёх ачарьев. Даже в адвайта-сампрадае (последователи Шанкарачарьи) бережно хранится традиция гуру-парампары.

В четырёх вайшнавских сампрадаях описаны пять типов гуру: чайтья-гуру, патха-прадаршака-гуру (вартма-прадаршака-гуру), шравана-гуру, дикша-гуру и шикша-гуру. Чайтья-гуру является Сам Бхагаван, который из глубины сердца вдохновляет садхака на бхаджан и преданное служение. Вайшнав, который раскрывает основные истины духовной жизни и представляет садхака перед сад-гуру, считается патха-прадаршака-гуру. Тот, кто благодаря своей хари-катхе привлекает садхака к служению Бхагавану и помогает ему в садхана-бхаджане, называется шравана-гуру. Тот, кто посвящает преданного садхака в кришна-мантру и даёт ему самбандха-гьяну, называется дикша-гуру. Тот, кто даёт садхаку особые настав- ления в садхане и бхаджане и помогает ему войти в реальность бхаджана, в разных писаниях называется шикша-гуру или бхаджана-гуру. Шикша-гуру и дикша-гуру одинаково достойны поклонения как бхагават-сварупа, или представитель Бхагавана.

гуру кришна-рупа хана шастрера прамане

гуру-рупе кришна крипа карена бхакта-гане

«Согласно авторитетному мнению всех богооткровенных писаний духовный учитель неотличен от Кришны. Господь Кришна в облике духовного учителя освобождает Своих преданных» («Ч.-ч.», Ади, 1.45).

шикша-гуруке та джани кришнера сварупа

антарйами, бхакта-шрештха, - эи дуи рупа

«Человек должен знать, что наставляющий духовный учитель подобен Личности Кришны. Господь Кришна проявляет Себя как Сверхдуша и как величайший преданный Бога» («Ч.-ч.», Ади, 1.47).

дживе сакшат нахи тате гуру чаитйа-рупе

шикша-гуру хайа кришна-маханта-сварупе

«Поскольку человек не может воочию увидеть Сверхдушу, Господь предстает перед ним в облике освобожденного преданного. Такой духовный учитель - не кто иной как Сам Кришна» («Ч.-ч.», Ади, 1.58).

Шри Чайтанья Махапрабху и Его последователи - Госвами принимали как панчаратрика-гуру-парампару, так и бхагавата-гуру-парампару. На самом деле, обе концепции (парампары) несут один и тот же смысл и имеют одну глубинную цель. И все же бхагават-парампара (где пребывают только совершенные учителя) превосходит панчаратрика-гуру-парампару (где могут проявляться и несовершенные учителя). Бхагават-гуру-парампара основана на уровнях развития бхаджана-ништхи. Поскольку панчаратрика-гуру-парампара входит в бхагават-парампару, привлекательность и превосходство бхагават-парампары достойны бесконечного прославления. Более того, бхагават-парампара не ограничена временем (поскольку целиком духовна).

В нашей сампрадае принято говорить о дикша-гуру, шикша-гуру, бхаджана-гуру, патха-прадаршака-гуру, чайтья-гуру и т.д., но мы не найдём в писаниях ни одного утверждения, рекомендующего принять ритвик-гуру или традицию ритвиков для достижения (через бхакти-садхану) парамартхи, высшей трансцендентной цели. Подобного использования традиции ритвиков мы не найдём даже в Шанкара-сампрадае, не говоря уже о четырёх вайшнавских сампрадаях.

 

Гуру-парампара вечна

Вопрос: Мы видим, что в наше время в некоторых сампрадаях традиция гуру-парампары не сохранилась. Были случаи падения гуру, которые не в силах были следовать своему статусу. Поэтому кажется, что сад-гуру больше нет. Если Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада кратко упомянул о ритвиках в своих письмах и с их помощью давал дикшу, пока был на земле, что плохого в том, что мы примем дикшу посредством такой системы ритвиков или с помощью аудио-кассеты уже после того, как он покинул эту планету?

Ш.Нараяна Госвами Махарадж: В этот век Кали многие люди испытывают раздражение, когда слышат слово «гуру», потому что видят их недостойное поведение и поступки, противоречащие принципам бхакти, они наблюдают падения многих так называемых гуру. Поэтому со временем появилась идея, что Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада был последним сад-гуру. Они говорят: «После его ухода в этом мире нет сад-гуру и никогда не будет, поэтому человеку нет смысла принимать живого гуру». Ритвики провозглашают идею шишья-парампары (последовательность учеников) и готовы дать дикшу с помощью кассеты, на которой записано, как Бхактиведанта Свами читает гаятри-мантру.

Эта концепция полностью надумана и противоречит выводам писаний. Гуру-парампара, или амная, вечна и нерушима весь период творения. Линия гуру-парампары непрерывно существует по сей день и будет продолжать существовать. Говорить: «В этом мире нет живого сад-гуру и никогда не будет», - это атеистическое мнение. Шрила Свами Махарадж - настолько важная фигура в нашей вечной сампрадае, что совершенно очевидно, что он не стал бы провозглашать что-либо против гуру, шастр или садху.

киба випра, киба нйаси, шудра кене найа

йеи кришна-таттва-ветта, сеи 'гуру' хайа

«Будь то брахман, санньяси или шудра - кем бы человек ни был, он может стать духовным учителем, познав науку о Кришне» («Ч.-ч.», Мадхья, 8.128).

Сад-гуру не может насильно кого-либо сделать гуру или ачарьей. Наоборот, продолжая служить своему сад-гуру, становясь всё более сведущим в кришна-таттве, осознавая пара-брахман и всё более освобождаясь от привязанности к объектам материального наслаждения, сад-шишья (подлинный ученик, минимум мадхьяма-адхикари) по милости своего гуру сам становится достойным исполнять обязанности гуру. Для этой цели он не нуждается в какой-то регистрации или штампе. С другой стороны, иногда мы видим падение гуру, избранных продолжать традицию. Хорошо, если сад-гуру провозглашает или назначает на роль гуру достойного преемника, но если он не делает этого, не страшно. Гуру-парампара будет всё равно существовать. Но ни при каких обстоятельствах в сат-сампрадае, или в линии гуру-парампары, не применяется система ритвиков.

 

Возможно ли принимать дикшу с магнитофонной пленки?

Некоторые говорят о принятии дикши посредством аудио-кассет великих личностей после их ухода. В этой теории есть определённые недостатки. Прежде чем дать дикшу, гуру проверяет качество, мысли, намерения и т.д. вдохновлённого кандидата. Подобным же образом ученику тоже необходимо убедиться в гурутве (величии), поведении, бхаджане и положении своего гуру. Когда оба удовлетворены, возможно дать и принять дикшу. Процесс этот невозможен посредством кассет, когда гуру покинул своё физическое тело. Кассета не может проверить ученика прежде чем дать ему дикшу, и точно также ученик посредством кассеты не может оценить величие, поведение и вид бхаджана своего гуру.

В истории нашей сампрадаи известно, что Кришна Двайпаяна Ведавьяса был идеальным святым и гуру Двапара Юги. И все же его сат-шишья Шрила Мадхвачарья получил непосредственный даршан Шрилы Ведавьясы, который жил за пять тысяч лет до него. Хотя Шрила Мадхвачарья обладал высочайшей квалификацией, ему и в голову не приходило, что он может стать учеником Шрилы Ведавьясы без физического присутствия его гуру. Услышав искренние молитвы Шрилы Мадхвачарьи, Шрила Ведавьяса сам явился перед ним и дал ему дикшу. В писаниях мы найдём много подобных примеров. Сад-гуру может проявить себя в любом месте, вняв молитвам сат-шишьи. Для обычных людей процесс получения дикши означает получить кришна-мантру непосредственно от сад-гуру, познавшего кришна-таттву. Но в случае уттама-адхикари очевиден пример бхагават-парампары. Следовательно, ещё далеко не факт, что кассета является истинным посредником для дикши.

Если гуру в определённых обстоятельствах дал дикшу через своих представителей или с помощью кассеты, это не абсолютное правило на все времена. Гуру может дать ученику дикшу через своего представителя или кассету, если тот далеко живёт и в силу обстоятельств не может лично предстать перед гуру. Но это временная ситуация, возникающая в самых экстремальных обстоятельствах. По возможности гуру предпочитает сам давать дикшу.

 

Противоречивость выражения «ритвик-гуру»

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж нигде в своих авторитетных книгах не принимал и не упоминал традиции ритвиков как гуру (в бхакти-йоге). Он не поддерживал традиции ритвиков в своей личной переписке. О чём бы Шрила Свами Махарадж ни говорил, это было явно не «ритвик-гуру», что само по себе является противоречивым выражением. Оно уронило бы его авторитет в глазах знатоков ведических шастр. Если кто-то из его учеников, пользуясь его именем, делает подобное заявление, то после слова «ритвик» ему нужно использовать выражение «представитель гуру». И нужно понимать, что такой представитель - это лишь временная мера. Поэтому садхака, практикующий шуддха-бхакти, изучив и глубоко осмыслив эти факты, не должен отвергать принцип гуру-парампары. Если есть какие-то сомнения, нужно избавиться от них благодаря правильному пониманию (роли, структуры) гуру-парампары. Человеку следует проникнуться мыслями и намерениями гуру, в противном случае он окажется в заблуждении и уклонится от пути шуддха-бхакти.

Как видите, важно понять смысл слова «ритвик» с точки зрения писаний. Это слово используется, когда ягмен устраивает ягью во исполнение своих материальных желаний. Поскольку сам он не знает ведических правил проведения ягьи, он обращается к добродетельным и познавшими Веды ритвикам, чтобы они успешно провели ягью и помогли ему достичь желанной цели.

 

«Ритвик-гуру» - непрактичная выдумка, противоречащая писаниям

Вопрос: Рассматривая этот принцип, можно ли предположить, что гуру, не зная дикша-мантр или их смысла, имеет право прибегнуть к помощи более опытного ритвика, который будет давать дикшу в качестве представителя гуру?

Ш.Нараяна Госвами Махарадж: Некоторые говорят, что Бхактиведанта Свами Прабхупада назначил ритвиков продолжать давать дикшу от его имени. Принять это за истину означает обвинить Шрилу Свами Махараджа в том, что он был скорее невежественным ягьяманом, а не истинным гуру, который во исполнение своих материальных желаний или ради совершенства в духовной жизни воспользовался помощью ритвиков, более опытных, чем сам. Но это абсолютная ложь, потому что это невозможно. На пути к высшей абсолютной реальности, Бхагавану, надуманная концепция ритвик-вады не практична и противоречит священным писаниям.

 

О ритвик-ваде и ритвиках

«Если кто-то думает: «Мне не нужен посредник, я сам приду к Богу, я сам, просто изучая шастры и поклоняясь Божествам, повторяя  святое имя, приду к Кришне», то такой человек, в действительности, не преданный — это на самом деле демон. И в наше время такие демонические личности принимают прибежище в так называемой ритвик-ваде. Они говорят, что просто какой-то жрец сможет соединить их с вечным гуру или Кришной и им не нужен никто другой. В действительности, те люди, которые пали, оставив линию чистого преданного служения, порой даже отвергая свою собственную санньясу, отрешённый образ жизни, и погружаясь в материалистический образ жизни, принимают прибежище в этой ложной философии ритвиков.

Они делают это для того чтобы самим стать ритвиками и таким образом вернуть себе утерянное положение (статус), только уже другим путём. Другими словами, они опять играют роль так называемых гуру, но уже выступая в роли ритвиков. Никогда не верьте этой ложной философии. Нигде в наших шастрах нет ни одного подтверждения этой идеи. В бхакти-йоге не существует ритвиков как посредников между нами и духовным миром, между гуру и Кришной.

У ритвиков в действительности нет истинной веры в Кришну и шастры, где утверждается истинный путь возвращения к Кришне. У них нет веры в ведические писания, «Чайтанья-чаритамриту», они не имеют веры во всё это. Они не обладают истинной верой, поэтому они не могут дать никому бхакти. Как они могут дать бхакти, если у них самих нет бхакти? Как они могут помочь кому-то, если они даже себе помочь не могут?

В действительности, слово «рик» происходит из «Риг-веды, четыре веды «Риг», «Яджур», «Сама» и «Атхарва» и истинный ритвик в соответствии с определением Вед этот тот, кто в совершенстве познал эти четыре Веды. Что касается этих людей, называющих себя ритвиками (IRM), то они вообще ничего не знают, даже азов духовной жизни, поэтому они никому не могут помочь. Поэтому ни в коем случае не верьте в эту ложную философию. Они утверждают, что в наше время нет чистых преданных, которые могут дать посвящение дживе и поставить её на путь чистого преданного служения. Это совершенно ложная идея, она не подтверждается шастрами и не имеет ничего общего с реальностью.

Они видят, что многие вайшнавы в наше время, в Кали-югу, ссорятся друг с другом. На основании этого они делают вывод, что в этом мире нет шуддха-бхакты, нет чистого преданного. Таким образом, они восстают против всей гуру-парампары, которая НИКОГДА не прерывалась. Никогда не верьте в эти современные, новомодные ложные идеи. Без гуру никто никогда не сможет прийти к Кришне даже на протяжении сотен тысяч рождений. Поэтому мы должны принять сад-гуру и служить ему всем сердцем. Тогда все анартхи постепенно будут разрушаться и уходить из сердца. Тогда можно обрести чистое преданное служение. Иначе мы никогда не будем прогрессировать в духовной жизни.

Были в истории человечества такие великие ритвики как Васиштха, Вишвамитра и даже Вьяса, но все они имели гуру (у которых непосредственно, без ритвиков получили посвящение) и были членами гуру-парампары» (Из лекции Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, данной в Москве 19.07.2001г. Аудио-лекция  http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/4241-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-moskva-19072001-g.html ).

 

«Ложные гуру не могут дать нам бхакти. Теперь они принимают ложную систему ритвиков. Падшие гуру теперь становятся ритвиками. Как они могут помочь преданным? Кланяйтесь им издалека и всегда избегайте их. Эта система ритвиков [т.е. когда кто-то заявляет, что он инициирует как представитель ачарьи, уже ушедшего из этого мира] не может нам помочь, потому что понятие «ритвик» имеет отношение только к совершению ягьи» («Враджа-према» №1, стр. 13).

 

«Вопрос: Является ли пример Шри Мадхвачарьи, который обратился к Вьяса-деве, примером того, как ученик может, так сказать, «призвать» уже ушедшего в апраката-лилу ачарью и попросить у него посвящения?

Ш.Нараяна Госвами Махарадж: Мадхвачарья был непосредственно учеником Вьяса-девы. Когда Мадхвачарья был в этом мире, уже прошло 4000 лет со времени ухода Вьясы. Но Мадхвачарья знал, что Вьясадева продолжал существовать и что он вечен. Он молился ему в Бадарикашраме, прося его дать ему даршан и посвящение. Услышав его молитвы, Вьясадева сам предстал перед ним, и Мадхвачарья поведал ему о своём желании получить от него инициацию. После этого Вьяса исчез. Гуру именно таков. Но те, кто не знают правильной сиддханты, те, кто не очень сведущи в этих вопросах, и те, кто не развили своё бхакти до уровня мадхьяма-адхикари или уттама-адхикари, не могут всего этого осознать. И уж конечно, на это не способен каништха-адхикари. Поэтому такие заблуждающиеся люди могут прибегать к теории ритвиков или какой-то ещё идеологии, которая противоречит нашей сиддханте» («Враджа-према», стр. 101-102).

 

«Ш.Нараяна Госвами Махарадж: Возможно ли обрести бхакти, не получив дикшу от истинного гуру? Некоторые люди думают, что смогут духовно прогрессировать, просто изучая книги и самостоятельно совершая шраванукиртанусмарануарчану и так далее, не имея вечной связи с истинным  гуру или надеясь получить такую связь через ритвика.

Аранья Махарадж: А  ритвики могут обрести?

Ш.Нараяна Госвами Махарадж: И ритвик должен принять. Они хотят обрести бхакти и думают, что нет необходимости в принятии гуру. Разве это правильно?» («Враджа-према» №4, стр. 38).

 

«Ш.Нараяна Госвами Махарадж: Есть много разных видов  гуру:  чайтья-гурушикша-гурудикша-гуру, шравана-гуру, бхаджана-гуру… Какой смысл идти к  ритвикам, когда существует столько  гуру? Если наши гуру – это Сама Шримати Радхика, Шри Чайтанья Махапрабху и Шри Нитьянанда Прабху, какой смысл идти к ритвикам?» («Враджа-према» №4, стр.44).

 

«В Калькутте есть большой центр ИСККОН. Вчера, в газете “Индия Таймс”, мы прочли, что там было арестовано свыше семидесяти преданных. В центре были ссоры, побои и угрозы расправы. Кто в этом участвовал? — “Духовные братья”! Они получили посвящение от великой личности, но теперь враждуют друг с другом за влияние над их центром, над преданными.

Один из них стал гуру и держал всё в своих руках. Другая группа, ритвики, не верили в него и хотели сами стоять у власти в ИСККОН. Каждая из сторон утверждала, что они и есть настоящий ИСККОН. Но что такое настоящий ИСККОН? Ни одна из враждующих сторон, как и те, кто был арестован и посажен в тюрьму не являются ИСККОН. Я не хочу, чтобы мы уподоблялись им. С самого начала вы должны избегать шести запрещённых действий. В противном случае вы неизбежно будете заниматься тем же, чем и они. По этой причине я не собираюсь открывать большие центры — в Лос-Анджелесе, Сан-Диего или где бы то ни было ещё» («Две капли нектара». 30 апреля 2001г. Юджин, США).

 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Редакция: Ари Мардан д. Ума д.д.

Подбор материала: Ари Мардан д.

Транскрипция аудио: Камала д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж