?

Прахлада Махараджа. Лекция. Часть 2.

 (голосов: 2)
   Журналист: admin. Просмотров: 1993. Опубликовано: 6-04-2012, 12:26
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

 Итак, Прахлада Махараджа говорит — нишкинчанам на вринита йават — те, кто не принял прибежище лотосных стоп истинных нишкинчана-вайшнавов. Кто такие нишкинчана? Они в совершенстве знают все шастры и знают кто такой Кришна. Они вкушают нектар кришна-бхакти и, в то же время, лишены каких-либо привязанностей к этому миру. Они не стремятся к мирскому и свободны от всех желаний. Особенно от желания богатства, женщин и вина. Будьте осторожны. Приходится находиться в этом мире, но не попадайте во власть богатства, женщин и вина.
    От таких речей Хираньякашипу пришел в бешенство — “Ты что же, научился всему этому от своего гурудева? Мы все глупы и только ты умен, настолько, что учишь меня всему? Я, по твоему, глуп? Я поклонялся 60 000 лет, почти всю свою жизнь, мне уже больше 100 000 лет. Ты что же, думаешь я всю свою жизнь только и делал, что косил сено? Ты знаешь кто мой гуру? Мой гурудев — Шукрачарья! Он великий мудрец! Он может сбрызнуть водой на мертвых и они оживут. Ты знаешь это?! Ты думаешь мой гурудев глуп и я тоже глуп и потому пытаешься учить меня всему этому?”
    Прахлада Махараджа молчал, но затем добавил:

 

шраванам киртанам вишнох
    смаранам пада-севанам
    арчанам ванданам дасйам
    сакхйам атма ниведанам
    ити пумсарпита вишнау
    бхактиш чен нава-лакшана
    крийета бхагаватй аддха
    тан манйе `дхитам уттамам

(Бхаг. 7.5.23-24)


    [Слушать и воспевать трансцендентное Святое Имя, облик, качества, атрибуты и деяния Господа Вишну, помнить Его, служить лотосным стопам Господа, оказывать почтение Господу, поклоняясь Ему с шестнадцатью предметами, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, относиться к Господу, как к своему лучшему другу и все посвятить ему (иными словами служить Ему телом, мыслями и речью) — эти девять действий являются чистым преданным служением. Тот, кто посвятил свою жизнь служению Кришне девятью этими способами, должен быть принят как самый мудрый человек, поскольку обладает совершенным знанием.]
    Он сказал это очень вежливо. Его отец был взбешен, но у Прахлады не было и тени гнева, совершенное умиротворение. Он никогда не оскорблял и не желал оскорбить своего отца. Но тот само-собой оскорбился. Вайшнавы никого не беспокоят. Дурьйодхана, Камса, Джарасандха, Калайавана, Хираньякашипу и Равана сами накликали беды на свои головы. Рама никогда не делал ничего плохого Раване, но тот похитил Ситу. Зачем он это сделал? Хираньякашипу раздул ссору с Прахладой Махараджем, но Прахлада вовсе не желал этого, хотя отец хотел убить его. Затем пришел Нрисимхадев и убил Хираньякашипу. Пандавы никогда не делали ничего дурного Кауравам, те сами разожгли вражду и в итоге погибли.
    Прахлада Махараджа произнес — шраванам киртанам вишнох смаранам. Знает ли кто-то, что мы всегда должны стараться слушать игры Кришны в обществе нишкинчана-вайшнавов и слушать их наставления? Помнить Кришну и Его преданных, поклоняться, совершать паломничество по всем местам игр Кришны и Махапрабху. Что еще? Ванданам. Всегда возносите молитвы, ставы и стотры, совершайте вандану. Затем дасьям. Всегда помните, что вы вечный слуга Кришны.
    Совершайте девять этих видов бхакти. Но как? Прежде всего вручите всего себя, вашу речь, мысли, ваше тело и все чувства лотосным стопам гурудева. Гурудев это тоже Бхагаван. Почему? Потому что он ашрая-бхагаван, а Кришна вишая-бхагаван. Гуру это севака-бхагаван, а Кришна сева-бхагаван.
    Первое что нужно, это прийти к лотосным стопам гурудева. Он милостиво примет нас и поддержит. Прежде всего мы должны постараться посвятить все лотосным стопам гурудева. И только тогда, когда вы будете слушать его или шикша-гуру, и совершать киртанам и все остальное, тогда это будет бхакти. Если же вы не приняли прибежища у гурудева, не вручили ему всего себя, но повторяете, памятуете, занимаетесь различным служением, даже если повторяете три лакха Святых Имен — все это будет равно нулю. Это не принеет вам ничего кроме материального счастья. Вы можете попасть на Сварга-локу или даже обрести мукти и слиться с брахманом, что хуже проклятия и сравни самоубийству. Вы можете получить это. Но будет правильно положить все к стопам, прежде всего, вашего гурудева и стать, кем стать? Нишкинчана-вайшнавом — нет ничего своего, все принадлежит гурудеву и Кришне.

 

манаса дехо гехо джо кичху мора
    арпилу тува паде нанда-кишора

(Шаранагати, Шрила Бхактивинода Тхакур)

“О Кришна, о гурудев, мои дети, жена, братья, сестры, родители и все мое состояние у Твоих лотосных стоп. Я лишь слуга, я забочусь о Твоей собственности, мне ничто не принадлежит, Ты истинный владелец всего этого”.
    Затем вы должны слушать. Что слушать? Наму, рупу, гуну и лилу Кришны, все таттвы, непрерывно. Чем всё время был занят Прахлада Махараджа? Когда во время урока учителя отлучались, он начинал киртан, харинама-киртан, как Кришнадас, а все мальчики сидели вокруг, как вы сейчас. Прахлада Махараджа говорил им: “Давайте петь киртан вместе, как Кришнадас!”
    (Кришнадас прабху поет киртан “Кришна Говинда Говинда Гопала”)
    На следующий день Хираньякашипу узнал об этом и побагровел от гнева. Он созвал всех военачальников, собрал войско и приказал им убить мальчика. Но как они ни старались, они не могли ничего сделать. Их мечи и булавы были бессильны. Прахладу пыталсь отравить, но ничего не вышло, натравливали ядовитых змей, опять неудача, бросали в клетку со свирепыми львами, но те превратились в милых зверей и ласкались к нему. Его бросали под ноги диким слонам, чтобы те растоптали его, но стоило им лишь прикоснуться к нему, как в них, как электрический ток, вошел безумный страх и они ринулись прочь, смяв в своем бегстве множество асуров и воинов. Его отвезли далеко в океан и бросили в пучину, но появился Кришна, взял его к себе на колени и вынес на берег. Прахлада Махараджа заплакал: “Прабху, я всегда хочу быть у тебя на коленях. Я так тоскую по тебе. Не уходи”. Он жил в духовной реальности и иногда смеялся, а порой плакал, возносил молитвы или пел киртан и танцевал. Как он танцевал? Что он пел?
    (Кришнадас прабху поет вместе со всеми преданными Харе Кришна Маха-Мантру)
    Да, вот так, а иногда: (Все поют – Говинда Дамодара Мадхавети)
    Проливая горькие слезы, с тающим сердцем, в одиночестве: “О Прабху, куда же ты ушел?” А порой — Мера Радха Рамана Гиридхари, Гиридхари Шьяма Ванамали. (Все преданные подхватывают – Радха Рамана Гиридхари, Гиридхари Шьяма Ванамали.)
    Хираньякашипу был не на шутку встревожен: “Я пытался убить его, но не смог. Что же делать, что делать?” Он созвал всех советников и спросил: “Что нам делать?”
    — Разве ты не знаешь, твоя сестра получила от деватов благословение? Она не сгорит в огне, но все, что внесет в огонь, обратится в пепел. Огонь не тронет ее. Она выйдет из него невредимой. Почему бы тебе не воспользоваться этим? Позови ее.
    Сестру позвали и она не мешкая явилась во дворец. Хираньякашипу обратился к ней: “Дорогая моя, любимая сестра, только ты сейчас можешь мне помочь. Этот мальчишка сведет меня в могилу. Я столько раз пытался расправиться с ним, но все бесполезно. Сейчас только на тебя надежда, я предаюсь тебе. Тебе ничего не стоит исполнить мой план. Возьми Прахладу на руки и войди в огромный костер, огонь погубит его, ты же выйдешь невредимой, а я тебя за это озолочу”.
    Она была жадной до богатств, а до своего племянника ей не было никакого дела. Она тут же подхватила его на руки… А огромный костер уже полыхал, касаясь огненными языками небес. Пламя было таким огромным, что попади туда слон, от него в одно мгновение остались бы одни угли. Сестра была нарядно одета и украшена, она со счастливой улыбкой взяла Прахладу Махараджу на руки, вошла в огонь и… сгорела дотла, в мгновение ока. А что же Прахлада Махараджа? Он почувствовал, что языки пламени прохладны и приятны как снег. Прахлада запел. Что он пел?
    (Кришнадас прабху поет вместе со всеми – Кришна Говинда Говинда Гопала Нандалала, Гиридхари-дхари Нанда-дулала)
    Хираньякашипу видел всё, страх охватил его и бросил в дрожь: “Что происходит? Как опасен этот пятилетний ребенок! Он и меня может убить! Ни Брахма, ни Вишну, никто во всей вселенной, не сможет убить меня. Но этот мальчик, не мальчик вовсе, а сама смерть”.
    Пришли советники и спросили Хираньякашипу: “Отчего тебя так беспокоит этот маленький ребенок? Это сущий пустяк. Путь прийдет наш отец, Шукрачарья. Знаешь какая у него сила? Стоит ему взглянуть на мертвого человека и тот оживет. Одним движением бровей он может превратить неугодного в пепел. Он в одно мгновение изменит любого”.
    Его звали Шукрачарья. Что означает слово шукрачарья? Шукра означает “семя”. Он мог произвести на свет множество детей, тысячи за раз. Он знал, как зачинать детей и все, что с этим связано, большой эксперт. Если кто-то умирал, он мог тут же вернуть его к жизни. Это называется шукра-ачарья. Он мог скрестить одно дерево с другим и получить третье. Свести мужчину и женщину и получить что ему хочется. Как, например, Вишвамитра. Буйволов не было, но Вишвамитра создал их. Кокосов тоже не было и он создал их. Шукра-ачарья способен на это.
    Советники продолжили: “О Хираньякашипу, дождись прихода отца, он быстро все уладит. Не беспокойся, он разрешит твои трудности”. Вслед за этим Шанда и Амарка повели Прахладу Махараджу в школу и занялись там его воспитанием.
    Однажды им обоим нужно было отлучиться по делам. Они назначили Прахладу Махараджу смотреть за порядком, чтобы ученики не озорничали, и ушли. Мальчики уже начали было играть, но Прахлада Махараджа подозвал их всех и сказал, — “Сегодня я хочу поведать вам что у меня на сердце, а потом можете играть”, — и начал свой рассказ…
    Он рассказал им, что жизнь человека слишком уж редка, чтобы растрачивать ее на материальные удовольствия. Нужно с младенческих лет служить лотосным стопам Господа Вишну, поскольку человеческая жизнь предназначена для этого. Счастье, приходящее от соприкосновения чувств с их объектами, доступно в любой другой форме жизни и зависит от кармы. Такое счастье, также как и несчастье придут к нам без наших на то усилий. Попытки удовлетворять чувства не более чем бесполезная трата сил и времени. Тот, кто в совершенстве знает, как отличить настоящее от ложного, не ждет старости, и пока тело сильно и здорово, направляет свои усилия на достижение высшей цели. Так поступает разумный человек.
    Почему нужно заниматься преданным служением с малых лет? Прахлада Махараджа объясняет, потому что человеку отмерено на жизнь не более ста лет. Если кто-то не может управлять чувствами, он теряет половину своей жизни проводя во сне, в невежестве. Остается лишь 50 лет. В детстве человек несмышлён — так проходит еще десять лет. Другие десять лет отрочества и юности уходят на игры и развлечения, это уже двадцать лет. Когда наступает старость, человек уже ни на что не способен, даже на материальные занятия, так он проживает впустую еще 20 лет. Оставшиеся годы растрачиваются на потакание чувствам, на жену, детей, родственников, домашние дела и добывание денег.
    Может ли человек, чрезмерно привязанный к семейной жизнь, отказаться от нее? Сможет ли понять, что жизнь предназначена для осознания Абсолютной Истины? Если вы только сыграли свадьбу и у вас красавец муж или красавица жена, никто так просто не покинет очаровательного супруга. Если есть дети, вы будете думать: “Кто будет заботиться о них? Я не могу их оставить”. Если ваши родители уже состарились, у вас будет другая забота: “Я должен ухаживать за матерью и отцом. Я не могу их оставить. Вот когда уйдут они в мир иной, так и начну свой бхаджан”.
    Эти люди не способны на подобное отречение. Они не могут расстаться даже со своим любимым псом, потому что привыкли ходить с ним утром на прогулку, мыть его, кормить, баловать. Естественно их беспокоит, кто присмотрит за любимцем после их смерти и их осеняет идея, завещать все свое состояние любимому псу. Очень сложно отказаться от материального и совершать бхаджан.
    Затем друзья Прахлады, сыновья асуров, спросили его: “Как нам совершать бхаджан и откуда ты узнал обо всем этом? Наши учителя никогда не рассказывали об этом, от кого ты узнал это?” Тогда Прахлада Махараджа поведал им свою историю.
    Когда Прахлада был еще во чреве матери, Индра напал на асуров и забрал ее с собой чтобы убить. Почему он хотел этого? Он думал, что в своем лоне она вынашивает великого демона, который будет еще более могущественым, чем его отец. Потому Индра решил, что если прервет жизнь младенца до его рождения, тот уже не будет беспокоить его в будущем. Но на счастье появился Нарада Риши. Он остановил Индру и взял Каядху, жену Хираньякашипу, к себе в ашрам. Там он научил ее духовному знанию. Каядху попросила благословения, чтобы ее сын появился на свет лишь когда муж вернется после аскез. То есть, 60 000 лет в лоне матери. За это время Прахлада поднялся до столь высокого уровня.
    Зачем Прахлада рассказал об этом? Чтобы укрепить веру своих друзей в него. Если у них будет вера, они обязательно последуют его наставлениям: “Прахлада, расскажи, как нам совершать бхаджан? Что за путь?” И Прахлада сказал: “Вsы должны с любовью и в полном предании служить гурудеву. Посвятите всего себя лотосным стопам гурудева”. Если вы оказываете почтение гурудеву, но совершенно не тревожитесь о Вайшнавах, будет ли это преданностью? Нет. Если кто-то служит гурудеву с любовью и преданность, но при этом критикует Вайшнавов, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур сравнивает это с огненным жертвоприношением, при котором огня нет, но гхи (топленое масло) возливают. Если вы служите гуру, но не служите вайшнавам, огня не будет. Это неправильное поведение.
    Господь Шива рассказал Парвати о том, что есть много гуру, охотно дающих наставления и столь же охотно берущих деньги учеников. Санатана Госвами, цитируя Падма Пурану говорит: “Если гуру критикует Вайшнава, не позволяет слушать хари-катху истинного Вайшнава, вы должны немедленно оставить такого гуру”. Будет ли это грехом? Нет, это благо для сознания Кришны. Так называемые преданные облегчают ваш кошелек, но не могут избавить вас от бремени сомнений. Вы можете узнать гуру по тому, что он отвечает на все вопросы ученика и рассеивает его сомнения. Служите такому гуру с любовью и преданностью. Тогда это будет арадхья (поклонение), а иначе — пустой труд. Хираньякашипу размышлял: “Мой мальчик так испортился и испортил всех остальных детей. Теперь все они очень опасны”. Затем приказал позвать Прахладу Махараджу на совет и начал задавать ему вопросы:
    — Прахлада, неужели ты не боишься?
    — Нет.
    — Почему?
    — Потому что Кришна защищает меня, тебя и всех.
    — Где твой Кришна, где он, твой Хари?
    — Мой Хари везде.
    — Хо-хо! Он не боится! Только он его защищает! Я хочу видеть его, где же он?
    — Везде.
    — И в этой колонне?
    — Да, он в этой колонне.
    — Ах так, хотелось бы увидеть. Сейчас я убью тебя, а Он должен прийти и спасти тебя. Вот тогда и посмотрю на него.
    С этими словами Хираньякашипу схватил булаву и разбил колонну на тысячи кусков. Раздался оглушительный грохот. Хираньякашипу озирался вокруг, пытаясь понять, откуда этот, сотрясающий все, звук и вдруг увидел, как из разрушенной колонны появился не человек, и не лев — свирепое существо с головой льва и прекрасно сложенным, невероятно крепким телом человека.
    Почему у него был такой облик? Чтобы не нарушить обещание Брахмы, поскольку тот дал Хираньякашипу благословение, что никто, ни человек, ни животное, ни днем, ни ночью, не убьет его. Но когда все произошло? Это был вечер, как сейчас. Солнце застыло над горизонтом, но еще не село, это сумерки. Благословение гласило: “Ни в доме, ни вне дома”. Где же это случилось? На входе. “Ни в воздухе, ни на земле”, — тогда где же? На коленях Нрисимхадевы. “Никаким оружием, ни стрелой, ни булавой, ни мечом”, — так чем же? Очень длинными, прекрасными ногтями Нрисимхадева разорвал и разметал прочь тело асура. Он украсил себя гирляндой из внутренностей демона, и все вокруг было залито кровью.
    Нрисимхадева был страшно разьярен. Его огненная грива развевалась так, что казалось весь мир объят пламенем, а его огромная разинутая пасть ужасала. Он, подобно Гаруде, схватил Хираньякашипу, но тот был очень силен и вырвался чтобы продолжить битву. Когда полубоги увидели это, возглас отчаянья вырвался у них из груди: “Увы! Увы! Сейчас он сразит Вишну и всех нас вместе с ним”. Волнение полубогов достигло предела. Но тут Вишну, Нрисимхадева, играючи схватил асура и через мгновение все было кончено, тот был мертв.
    Гнев Нрисимхадевы в это мгновение был ужасен. Шанкара, Брахма и все полубоги были там, но держались на большом расстоянии. Они не осмеливались подойти ближе и попросили Прахладу Махараджу: “Ступай и успокой твоего Господа, успокой твоего Прабху”. Прахлада побежал к Нрисимхадеве и взобрался к Нему на колени. Тут же гнев Нрисимхадевы улегся. Он стал спокойным и умиротворенным, слезы покатились у Него из глаз и Он стал гладить Прахладу говоря: “Мой дорогой, я запоздал. Твой отец так сильно беспокоил тебя. Ты через столькое прошел, столько претерпел, поэтому я хочу даровать тебе благословение”.
     
    Прахлада улыбнулся и сказал: “Прабху, я служу тебе не ради благословения. Я не купец, который отдает одно и берет взамен другое. Я не такой. Я служу тебе только чтобы порадовать тебя”.
    — Я доволен тобой, но все же, хочу дать тебе благословение.
    — Я хочу чтобы мой отец, свершивший столько дурного, обрел освобождение.
    — Но твой отец уже освобожден. Те, кто совершают высочайший бхаджан, уттама-вайшнавы, приносят освобождение двадцати-одному поколению своих родственников. Мадхьяма-адхикари освобождают четырнадцать поколений, а каништха-вайшнав — семь поколений, но у него должна быть вера. Поэтому твой отец уже освобожден. Проси любое другое благословение.
    Тогда Прахлада Махараджа сказал: “Если я дорог и близок Тебе, если преданно служа Тебе, я обрел какие-то заслуги, пусть все это пойдет на благо людей всего мира, потому что они страдают и все должны быть освобождены. И пусть в ад вместо них пойду я, и вечно страдать вместо них буду я”. О Прахлада, — сказал Нрисимхадев, — ты покорил мое сердце, теперь я твой. Любой, кто будет слушать твои деяния, рассказывать их или объяснять, обретет освобождение. Такой человек достигнет не только этого, но еще и бхакти, чистого бхакти. Джайа Нрисимхадева!
    Что было потом? Потом не трон, вместо Хираньякашипу, взошел Прахлада Махараджа. Повсюду в своем царстве он проповедовал бхакти, — все должны воспевать, все должны памятовать, все должны петь киртан и слушать хари-катху. Так его царство превратилось в Вайкунтху.
    Гоура премананде!


    Текст в квадратных скобках — превод А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
    перевод Расасиндху дас

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж