?

То, что вы не в силах вообразить.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 780. Опубликовано: 2-06-2017, 17:59

То, что вы не в силах вообразить

Обзор «Шикшаштаки» Шри Чайтаньи Махапрабху

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Индия, Говардхан, 7 марта 2004г.

Лекция, данная в ночь после Гаура Пурнимы


В святом имени заключено всё

Шри Чайтанья Махапрабху был полностью погружён в прему, высшую трансцендентную любовь к Богу. По ночам Он не мог спать. В обществе Шри Рамананды Рая и Шри Сварупы Дамодары Он с трудом пережидал ночи, которые казались Ему нестерпимо долгими.

йугайитам нимешена чакшуша правришайитам
шунйайитам джагат сарвам говинда-вирахена ме

«О подруга! В разлуке с Говиндой даже мгновение кажется мне тысячелетием. Слёзы текут из моих глаз, словно потоки дождя, и весь мир кажется пустым» («Шикшаштака», 7).

В разлуке с Кришной каждая секунда тянулась для Шри Чайтаньи Махапрабху сотни тысячелетий, а при встрече с Кришной миллионы тысячелетий пролетали за одно мгновение. Такое же настроение мы видим в Шримати Радхике. Свои последние проявленные игры Шри Чайтанья Махапрабху провёл в Джаганнатха Пури, в Гамбхире, вместе со Шри Раманандой Раем и Шри Сварупой Дамодарой. Именно там, погрузившись в переживания Шримати Радхики, Он составил восемь стихов, известных как «Шри Шикшаштака».

чето-дарпата-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прати-падам пунамритасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам (1)

«Пусть победа сопутствует повторению святого имени Шри Кришны, которое очищает зеркало сердца и полностью гасит бушующий лесной пожар материального бытия! Шри кришнa-санкиртана проливает на джив благодатный лунный свет бхавы, при котором распускается белоснежный лотос их удачи. Святое имя – это сама жизнь Дивья Сарасвати, супруги Господа, являющей божественное знание в сердцах преданных. Постоянно увеличивая океан духовного блаженства, святое имя Шри Кришны позволяет дживе на каждом шагу наслаждаться вкусом божественного нектара во всей полноте, даёт утешение и очищение душе и телу» («Шикшаштака», 1).

Эти восемь стихов «Шикшаштаки» соответствуют ашта-калия-лиле Кришны (играм, происходящим в восемь периодов суток). В маха-мантре восемь куплетов:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

В этих восьми куплетах содержатся шестнадцать имён, в которых заключены настроения разлуки и встречи. Шрила Бхактивинода Тхакур описывает это в «Шри Бхаджана-рахасье». Каждый из вас должен попытаться осознать это. Нет смысла каждый день спрашивать: «Махарадж, уже прошло два года, десять лет, двадцать лет. Что нового вы нам расскажете?» Вместо того, чтобы спрашивать об этом, лучше более внимательно слушайте хари-катху. Если хотите задать вопрос по существу, – задавайте, но не прекращайте повторять святые имена.

Харинама содержит в себе всё – как совершенство (садхью), так и путь к его достижению (садхану). В харинаме присутствует то, что вы не можете даже себе вообразить. Повторяйте святые имена, и вы соприкоснётесь с этим. Кришна вложил в Свои имена все Свои игры. Как пишет Шрила Рупа Госвами:

судиташрита-джанарти-рашайе
рамйа-чид-гхана-сукха-сварупине
нама! гокула-махотсавайа те
кришна! пурна-вапуше намо намах

«О кришна-нама! Ты уносишь страдания тех, кто обрёл твоё покровительство. Ты — исполненное радости воплощение сач-чид-ананды, вечный праздник Гокулы, и Ты пребываешь повсюду. В глубоком почтении я снова и снова склоняюсь перед Тобой» («Шри Кришна-нама-аштака», 7).

Следующие стихи Шрилы Бхактивиноды Тхакура также показывают, что в именах Кришны заключены все Его игры:

йашомати-нандана, враджа-варо-нагара,
гокула-ранджана кана
гопи-парана-дхана, мадана-манохара,
калийа-дамана-видхана

«Кришна — любимый сын Яшоды и возлюбленный девушек Враджа-бхуми. Его ласково называют Кана. Он услада жителей Гокулы и свет жизни гопи. Он неисправимый вор, крадущий сердца всех живых существ, и Он покоритель змея Калии» («Яшомати-нандана», 1).

амала харинам амийа-виласа
випина-пурандара, навина-нагара-вара,
вамши-вадана, сувана

«Чистые святые имена Кришны исполнены сладчайшего нектара Его лил. Он царь лесов Враджа и вечно юный влюблённый. Он одевается в великолепные наряды и всегда носит с Собой флейту» («Яшомати-нандана», 2).

вибхавари-шеша, алока-правеша, нидрачхари’ утхо джива
боло’ хари хари, мукунда мурари, рама-кришна хайагрива (1)

«Ночь подошла к концу, занимается заря. Воспрянь, душа, прерви свой сон! Пой имена: Хари, Мукунда, Мурари, Рама, Кришна и Хаягрива!» («Вибхавари-шеша», 1).

Такова истина о шри харинаме. В упомянутых выше святых именах заключены игры, образы и качества Господа, на которые они указывают. Эти имена сами совершают игры и имеют облики (форму). Всё заключено в харинаме. Повторяя каждое имя, мы молимся о милости.

харинама, тува анека сварупа
йашода-нандана, ананда-вардхана, нанда-танайа раса-купа
(1)

«О харинама, Ты предстаёшь в бесчисленных образах, и прежде всего как любимый сын Нанды и Яшоды, источник безграничного счастья для жителей Гокулы, глубокий колодец расы» («Гитавали», «Шри Намаштака» 5, песня 5, стих 1).

Повторяйте эти имена с великой любовью, находясь под руководством чистых вайшнавов, то есть в анугатьеАну означает всегда оставаться в дхаме, на святой земле, и под правильным руководством. Тогда ваше сознание очистится (чето-дарпана-марджанам), и вы сможете увидеть собственный духовный образ. Уйдут все анартхи, такие как нама-апарадхагуру-апарадха и вайшнава-апарадха. Исчезнут даже лайя, викшепаапратипаттикашая и расасвада [1].

Прежде всего примите прибежище у подлинного гуруГуру должен находиться на высоком уровне (уттама-адхикара). Заручившись полной верой, примите у такого гуру харинаму (первое посвящение) и дикшу (второе посвящение). По завершении стадии анартха-нивритти (очищения сердца), ваше повторение святых имён станет более чистым. Это называется нама-абхаса или тень святого имени, – когда оскорбления рассеиваются, и приближается чистое святое имя. Но сама по себе нама-абхаса не приведёт к совершенству. Лишь абсолютно чистое святое имя дарует вершины самоосознания. Как только оскорбления сойдут на нет, в сердце проявится трансцендентная эмоция, бхава.

нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайам
бхагаватй уттама-шлоке бхактир бхавати наиштхики

«Постоянное слушание «Шримад-Бхагаватам» и служение преданному-бхагавате уничтожают всё неблагоприятное в сердце. Тогда преданное служение Бхагавану Шри Кришне, прославленному в трансцендентных молитвах, становится непоколебимым (найштики)» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.18).

Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет смысл словосочетания чето-дарпана-марджанам в своей книге «Шри Бхаджана-рахасья». Когда практикующий начинает служить подлинному гуру, в его сердце рождается трансцендентная вера (парамартхика-шраддха). Созревая, эта вера перерастает в непоколебимую решимость (ништху), а затем преданный приобретает вкус (ручи). Воспевание на уровне ручи очистит зеркало сердца от пыли (чето-дарпана-марджанам), так ваша душа освободится от грязных покровов материализма.

Нас окружает столько проблем! Жёны бросают мужей, сыновья женятся и уходят из дома, мужья и жёны ссорятся, у кого-то отказывают ноги – всё это называется маха-давагни – пылающий лесной пожар материального существования. Погасить этот всепожирающий огонь может только харинама. Поэтому совершайте бхаджану под руководством гуру и чистых вайшнавов.

Шри Прахлада Махарадж сказал отцу:

тат садху манйе ’сура-варйа дехинам
сада самудвигна-дхийам асад-грахат
хитватма-патам грихам андха-купам
ванам гато йад дхарим ашрайета

«О лучший из асуров, царь демонов! От моего духовного учителя я узнал, что тот, кто получил преходящее материальное тело и живёт преходящей семейной жизнью, несомненно, пребывает в беспокойстве, потому что упал в пустой тёмный колодец, в котором нет ничего, кроме страданий. Человеку следует оставить такую жизнь и уйти в лес, а именно во Вриндаван – царство бхакти, и там обрести прибежище у стоп Верховного Господа Хари» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.5).

 

Шри Гуру способен изменить твою судьбу

Не стоит ждать, что это произойдёт само собой. Под влиянием материальных представлений о жизни мы думаем: «У меня такие-то проблемы. У меня такие-то болезни». Сегодня кто-то мне жаловался, что уже четырнадцать лет не может излечиться от болезни. Однако стоит нам начать повторять харинаму со вкусом (ручи, уровень мадхьяма-адхикары), как мы увидим, что в мире не осталось ни одной неразрешённой проблемы. Вашу судьбу можно переписать. Изменить предначертанное можно при помощи чистой харинамы, которая приходит, благодаря служению гуру и вайшнавам. Шри гуру (маха-бхагавата) изменит вашу судьбу.

Едва родившись, вы начинаете медленно умирать. Но не стоит бояться смерти и проблем. Проблемы будут приходить, но как только воспевание харинамы избавит вас от всех препятствий, вызываемых оскорблениями и прошлыми грехами, лесной пожар материального существования тут же утихнет. Подобно тому, как цветы лотоса (кумудини) распускаются под лунными лучами, так и прекрасные качества, дремлющие в сердце садхаки, расцветают в ходе вышеописанного процесса воспевания харинамы. Поднимитесь на уровень ручи, где вас уже не будут одолевать ни усталость, ни лень. Не будет анартх, препятствующих повторению харинамы.

Видья, или знание, означает бхактиВидья-вадху – это невеста или юная жена, олицетворяющая бхакти.

Бхакти – это стремление служить Шри Шри Радхе и Кришне. Слова видйа-вадху-дживанам указывают на Шри Кришну, который является самой жизнью бхакти. Затем следует анандамбудхи-вардханам – в сердце разовьются такие состояния как према, снехаманпраная и так далее вплоть до маданакья-махабхавы. Вы будете непрестанно купаться в океане блаженства.

Иногда Шри Чайтанья Махапрабху был погружён в настроение разлуки, а иногда – в настроение встречи:

эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа
джатанураго друта-чита учайх
хасати атхо родити раути гайати
унмада-ван нритйати лока-бахйах

«Воспевая святое имя Верховного Господа, преданный достигает любви к Богу. Он утверждается в положении вечного слуги Господа и постепенно развивает сильную привязанность к определённому имени и образу Верховной Личности. Когда его сердце тает от экстатической любви, он очень громко смеётся, плачет или кричит. Иногда он поёт и танцует как сумасшедший, поскольку ему безразлично общественное мнение» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.40).

Почему Шри Чайтанья Махапрабху плакал, смеялся и катался по земле? В этом мире никто не в силах этого понять. Это неведомо никому, кроме расика-вайшнава, способного наслаждаться всем разнообразием рас или трансцендентных вкусов. Обычные люди принимают такого человека за сумасшедшего.

Прати-падам означает, что блаженство растёт с каждым шагом. День за днём оно усиливается. Волны трансцендентного блаженства (ананды) будут носить садхаку по океану премы до тех пор, пока он не утонет в нём. Это утопание и есть совершенство. Теперь преданный отправляется во Вриндаван и достигает той расы, к которой стремился в своей практике.

Но с чего начинается процесс очищения зеркала сердца (чето-дарпана-марджанам)?

намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис
татрарпита нийамитах смаране на калах
этадриши тава крипа бхагаван мамапи
дурдаивам идришам ихаджани нанурагах

«О Бхагаван! Твоё святое имя дарует живым существам все благословения. Поэтому Ты вечно являешь Свои бесчисленные имена, такие как Рама, Нараяна, Кришна, Мукунда, Мадхава, Говинда, Дамодара и другие. В каждое из этих имён Ты вложил все Свои энергии, присущие данному Твоему проявлению. По Своей беспричинной милости Ты не ограничил повторение и памятование святых имён правилами и предписаниями, такими как, например, сандхья-вандана, которых нужно строго придерживаться в определённое время дня. Другими словами, святое имя можно повторять и памятовать о нём в любое время суток. Такова Твоя воля. О Господь! Это Твоя беспричинная милость, направленная ко всем живым существам. Твоё святое имя доступно всем и каждому и дарует величайшее благо, но из-за своих оскорблений я так неудачлив, что не чувствую к нему никакой привязанности» («Шикшаштака», 2).

Могущество Шри Кришны неизмеримо. С помощью различных Брахм Он может в мгновение ока создать и разрушить миллионы вселенных. Он исполнен расы, прекрасен, сладостен и беспричинно милостив.

Не существует никаких ограничений для повторения харинамы. Нет правил, предписывающих воспевать только днём или только ночью, за едой или во время поста, до или после омовения, на чётках или без, сидя или прогуливаясь. Нет никаких правил. Харинама бесконечно милостива, но я так неудачлив, что не могу повторять её.  Дурдаивам означает оскорбления. У вас нет вкуса, потому что вы больны чем-то вроде желтухи. Больному желтухой кажется, что сладкая конфета горчит. Лекарством от желтухи невежества является харинама. Всегда повторяй святые имена и молись Господу Кришне: «Пожалуйста, помоги мне».

Как же освободиться от оскорблений святого имени? Есть ли спасение? Спасение заключается в следующем:

тринад апи су-ничена тарор апи сахишнуна
аманина мана-дена киртанийах сада харих

«Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами, став терпеливее дерева, которое отдаёт всё, что имеет, и ничего не требует взамен, не ожидая почтения к себе и выражая почтение каждому, согласно его положению, следует постоянно повторять святое имя Шри Хари» («Шикшаштака», 3).

Если у вас есть желание повторять харинаму и достичь премы, тогда постарайтесь понять:

йе-рупела-иле нама према упаджайа
тахара лакнайе гуна, сварупа – рама-райа

[Шри Чайтанья Махапрабху:] «О Сварупа Дамодара Госвами и Рамананда Рай! Послушайте же от Меня, как необходимо повторять маха-мантру Харе Кришна, чтобы легко пробудить дремлющую в сердце любовь к Кришне» («Шри Чайтанья-Чаритамрита», Антья-лила 20.20).

Меня просят каждый день: «Расскажите нам что-нибудь новенькое». А я им отвечаю: «Откройте сердце. Слушайте меня с открытым сердцем». Вы говорите: «Хочу стать таким как Вы, Махарадж», но вы даже не пытаетесь стать как я. Вы должны прилагать усилия, чтобы стать смиреннее травинки. Если наступить на травинку, через какое-то время она вновь поднимется. Будьте ещё более смиренными. Станьте таким, как дерево. Если запустить в дерево камнем, в ответ оно даст плоды. Даже засыхая, дерево не просит воды и продолжает дарить тень. Оно отдаст всё: листья, древесину и т.д. Листья дерева ним излечивают от множества заболеваний, из древесной коры делают всевозможные лекарства. Дерево никогда не скажет: «Я ничего тебе не дам». Если вы захотите отнять шерсть или глаза у животного, оно будет спасаться бегством, но дерево никогда не сбегает, если у него хотят что-то взять.

Терпеливо сносите обиды. Не погружайтесь в «чесотку» проблем. Выражайте окружающим почтение в соответствии с их духовным уровнем, помня о том, что Кришна (как Параматма) пребывает в сердце каждого. Ссоры и противостояние возникают из-за личного стремления к почёту. Если бы кто-то оскорбил Шри Шукадеву Госвами, он бы не протестовал. Драупади, даже когда её пытались публично раздеть, ничего не сказала о своих обидчиках. Пусть у человека вообще нет хороших качеств, всё равно в его сердце пребывает Господь, поэтому следует выражать ему почтение.

на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагадиша камайе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твайи

«О Джагадиша! Мне не нужны ни богатство, ни последователи в лице жены, сыновей, друзей и родственников, ни освобождение, ни мирское знание. О Пранешвара! Я молюсь только о том, чтобы жизнь за жизнью с безусловной преданностью служить Твоим лотосным стопам» («Шикшаштака», 4).

На дханам на джанам – не нужно стремиться к последователям, жёнам, родственникам и друзьям. Сундарим кавитам – не думайте: «Вот когда стану великим учёным, тогда буду воспевать святое имя». Нет нужды поступать в Университеты. Вместо этого поступите в институт Шрилы Харидаса Тхакура. Некоторые ученики Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады пошли учиться в колледж, и этим разрушили свою духовную жизнь. Этого повторять не нужно. Какими бы талантами вы ни обладали, используйте их для служения Кришне. Некоторые люди, живущие в матхе, сначала выучились разнообразным мелодиям и ритмам на караталах и мриданге, а потом занялись профессиональной проповедью, но всё это лишь для того, чтобы заработать для себя денег.

айи нанда-тануджа кинкарам
патитам мам вишаме бхавамбудхау
крипайа тава пада-панкаджа-
стхита-дхули-садришам вичинтайа

«О Нанда-нандана! Молю, будь милостив ко мне, Твоему вечному слуге! Запутавшись в сетях кармы, я упал в страшную пучину материального бытия. Позволь мне стать пылинкой на Твоих лотосных стопах, навечно прими меня как Своего вечного раба!» («Шикшаштака», 5).

Вы очень незначительны. Будьте смиренными. Считайте себя не чем иным, как маленькой частицей пыли на стопах Господа. Пусть у вас появится привязанность к пыли со стоп Шри Кришны. Эта пыль очень важна. Не думайте: «В мире так много пыли, какой смысл брать пыль со стоп гурудева?» Мы хотим стать такими, как эта пыль. Не гордитесь своими познаниями. Завтра вы можете умереть. Вы не знаете этого наверняка, поэтому с полной верой повторяйте святые имена под руководством гуру и вайшнавов. Стремитесь стать пылинкой прежде всего на стопах гурудева, а потом он сделает вас пылинкой на стопах Шри Кришны.

Всегда молитесь о преме:

найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-руддхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати

«О Прабху! Когда же при повторении Твоего святого имени слёзы потоком хлынут из моих глаз? Когда от переполняющих меня трансцендентных эмоций мой голос прервётся, а волосы на теле встанут дыбом?» («Шикшаштака», 6).

Повторяя святые имена, всегда взывайте: «О горе мне! О Шри Кришна! О Шри Радха!». Если слёзы не текут из глаз, то взывайте: «О Нитьянанда! О Харидас Тхакур! Горе мне! О Шачинандана Гаурахари! Множество грешников, таких как Джагай и Мадхай, получили Вашу милость. Пожалуйста, дайте её и мне!»

йугайитам нимешена чакшуша правришайитам
шунйайитам джагат сарвам говинда-вирахена ме

«О подруга! В разлуке с Говиндой даже мгновение кажется мне тысячелетием. Слёзы текут из моих глаз, словно потоки дождя, и весь мир кажется пустым» («Шикшаштака», 7).

Когда же мы почувствуем разлуку с Говиндой? Когда одна секунда без Него покажется нам миллионами тысячелетий, а тысячелетия промелькнут за секунду во время Его даршана? Это случится лишь тогда, когда Шримати Радхика прольёт на меня Свою милость.

ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах

«Этот повеса Кришна волен поступать со мной, Своей служанкой, всегда жаждущей служить Его лотосным стопам, как пожелает. Он может крепко обнять меня или разбить мне сердце, исчезнув с моих глаз. Даже обнимая другую у меня на глазах, он останется моим прананатхой, ибо не существует для меня никого, кроме Него!» («Шикшаштака», 8).

В тот момент, когда вы достигнете этого уровня, ваша бхакти коснётся маданакья-махабхавы. Именно к этому уровню относится данный стих.

На нашем же уровне нужно стараться развить подобное настроение по отношению к гуру: «О Гурудев! Если вы желаете дать мне обет отречения, санньясу, я её приму. Если хотите, чтобы я стал голым попрошайкой, я им стану. Но, пожалуйста, не прогоняйте меня от ваших стоп! Вы можете истереть меня в порошок или окружить меня любовью. Или можете больше никогда не показывать, что любите меня. Вы можете полюбить кого-то сильнее, чем меня. Но всё же, что бы Вы ни делали, Вы мой господин».

Вот так совершайте бхаджану. Всё учение Шри Чайтаньи Махапрабху содержится в этих шлоках.

Гаура Премананде!

  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перевод на русский: Таруни д.д.
Работа над текстом: Нандини д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.


[1] Лайя – склонность засыпать во время повторения, слушания и памятования. Викшепа – склонность к материальной болтовне во время повторения, слушания и памятования. Апратипатти – неспособность выполнять элементы практики преданности, даже при отсутствии лайи и викшепы. Кашая – появление старых привычек, таких как гнев, жадность и гордость во время повторения, слушания и памятования. Расасвада – неспособность погрузиться в повторение, слушание и памятование из-за привязанности к чувственному наслаждению.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж