?

Чем вы в действительности занимаетесь?

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 872. Опубликовано: 15-12-2017, 12:04

Чем вы в действительности занимаетесь?

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Окланд, Калифорния. 1998 г.

 

Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж: Вы должны знать, что такое карма. Что такое карма? Любые действия ради наслаждения плодами своего труда называются кармой. Если вы воспеваете святые имена, памятуете, прикладываете усилия, но целью вашей практики является обрести плоды вашего труда – это карма. Нет никакой связи с чистой преданностью, только лишь действия, которые предназначены для удовлетворения материальных чувств. Если вы совершаете что-то для себя – это карма.

Например, я принимаю это манго. Для чего? Лично для себя. Это чистая карма, которая не имеет никакой связи с бхакти. Но если вы подумаете: «Я предложу это манго лотосным стопам Шри Кришны, но не отдам себя, а лишь только это манго. Почему? Потому что после предложения смогу принять прасад, отчего обрету очень хорошее здоровье, буду очень сильным». Это называется карма прадхани-бхакти. В этом случае карма является первостепенной, а бхакти – второстепенной. Это относится к карма-мишра-бхакти. Но когда бхакти становится более могущественной, а карма уменьшается, это называется карма-прадхани-бхута-бхакти.

Бхакти занимает первостепенное положение, а карма – второстепенное. Если нет материальных желаний ради удовлетворения чувств, а есть желание удовлетворить духовного учителя, Шри Радху и Кришну, совершая шравану, киртану, смарану, пада-севану, арчану, вандану, дасью, сакхью, атма-ниведану для того, чтобы принести счастье Кришне, – это чистое бхакти, а то, о чём я рассказываю, это карма-мишра-бхакти, которая совершенно не является абсолютной.

Отдайте свою атму, себя, свои чувства, сердце, всё что вы имеете, вначале Гурудеву, а затем Кришне. Всё, что предлагает Кришне тот, кто не обрёл шаранагати, полного предания лотосным стопам духовному учителю, Радха Дамодаре, является очень незначительным. Но всё, что совершает преданный, который отдал себя полностью, без всяких условий: «О Кришна, ты – мой возлюбленный, мой любимый сын, мой лучший друг», всё, чем он занимается, – это чистое бхакти.

Например, один имеет сотни коров и всего литр молока предлагает Кришне, а другой отдал себя полностью, – он нишкинчана-вайшнав. Лишь только остатками прасада он поддерживает свою жизнь и всё, чем он занимается, – это чистое бхакти. Ему даже ничего не нужно предлагать Кришне, потому что он отдал всё, что имел (всю свою жизнь). Что же он ещё может предложить? Это чистое бхакти.

Как быть с тем, кто не имеет шаранагати, а лишь только что-то предлагает формально? Например, богатый человек, будучи учеником, пожертвовал пятьдесят тысяч рупий, а другой ученик ничего не имеет из того, чтобы он мог отдать Гурудеву. Он отдал для служения Гурудеву своё сердце, чувства, тело, – всё, что имел. Из этих двух учеников чьё служение более возвышенно? Того, кто служит духовному учителю день и ночь. Ему уже больше нечего отдать, он уже отдал всё, что имел: свою собственность, жену, детей. А если нет ничего, как например у Ханумана, он не в состоянии что-то отдать (будучи ванаром), но он полностью вручил себя Рамачандре, – это чистое бхакти. Если кто-то имеет шаранагати, полное предание, он хорош, а другой, богатый человек пожертвовал тысячи и тысячи долларов на служение Кришне, но не обрёл полного предания шри гуру, Радхе и Кришне, Божественной Чете, все его действия являются карма-мишра-бхакти.

Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, кто такой карма-мишра-бхакта, – это тот, кто использует плоды своего труда для удовлетворения материальных чувств. Кто-то принимает манго, не предложив плоды Кришне. Это совершенно чистая карма. …Но если он подумает: «Если я приму это манго и не предложу Кришне, это будет считаться большим грехом (несмотря на то, что это вегетарианство*). Вначале я должен совершить подношение Кришне, и когда я освобожусь от греха, тогда приму прасад». Это карма-мишра-бхакти, когда предлагается плод своих действий, но без вручения себя служению духовному учителю и Шри Кришне. Он может думать так: «О Кришна, я совершаю омовение и плоды своих действий отдаю тебе. Всё, чем я занимаюсь, принадлежит тебе». Однако такой человек не обрёл полного предания Всевышнему, у него нет шаранагати.

Я не собирался рассказывать об этом, но я скажу. Арджуна является шаранагата-бхактой. Враджа-гопи также. Даже если они что-то принимают и не предлагают Кришне со специальными мантрами для подношения, это не проблема. Кришна всегда находится перед взором гопи и то, что они принимают, на самом деле, уже с самого начала направлено на служение Кришне. Они уже поднесли Кришне всё, что имеют, и всё, что они совершают, – это шуддха-бхакти.

Если вы предложите какие-то продукты Шриле Шукадеву Госвами, он тот час же почтит их без всякого предложения Кришне, даже не произнесёт специальные мантры. Ему этого не нужно, он шаранагата. И так же враджа-гопи, также Хануман, который является чистым слугой Шри Рамы. Если кто-то пожертвует что-то Шриле Шукадеву Госвами, он тот час же примет. Кто-то заметит: «Он не предлагает Кришне еду, значит он является каништха-адхикари». Враджа-гопи совершают шрингар, очень красиво украшают себя, но не для себя. Всё, что они делают, предназначено для Кришны.

Вначале духовной жизни вы должны обрести шаранагати, отдать всё, что у вас есть на служение духовному учителю. Для грихастх это не совсем просто, но тем не менее – возможно. Например, Пандавы, все враджа-гопи, Амбариша Махарадж, – жили семейной жизнью. Амбариша Махарадж являлся императором величайшего царства, имел очень большую семью, жену, детей, одновременно с этим он являлся шуддха-бхактой. Почему? Потому что он уже всё отдал Кришне, для служения Ему.

Затем, гьяна. Вы должны знать: есть обычная гьяна и гьяна-мишра-бхакти. Я хочу, чтобы вы сказали, что такое гьяна, каково определение гьяны?

Преданный: Знания.

Ш.Б. Нараяна Махарадж: Какого вида?

Преданный: Мирские знания.

Ш.Б. Нараяна Махарадж: Знания, которые касаются освобождения, а также материальные знания для общей массы людей. Тот, кто утратил веру в материальные знания, которые не в состоянии принести истинного счастья в этой жизни и последующих, кто полностью разочаровался, тот желает обрести освобождение от материальных страданий. Конечной целью практики такого человека является освобождение. Он реализовал, что является душой, а не телом. Душа ничего мирского не принимает: ни ест и ни пьёт, лишь только тело нуждается в еде и питье. Когда человек осознаёт это, то начинает медитировать: ахам брахмасми – «Я – Брахман». Целью его духовной практики является освобождение – это нирвишеша-гьяна.

Существует два основных нематериальных вида знаний: нирвишеша-гьяна и таттва-гьяна. Таттва-гьяна указывает путь чистого бхакти (и является частью самой бхакти), а мысли того, кто желает освобождения, являются нирвишеша-гьяной. Каково определение гьяна-мишра-бхакти?

Преданный: Тот, кто обрёл реализацию, что материальный мир переполнен страданиями и желает освободиться, осознал, что без лотосных стоп Бхакти Деви он не в состоянии обрести освобождение. Тогда он начинает следовать некоторым ангам, составляющим бхакти, чтобы достичь освобождения от материальных страданий.

Ш.Б. Нараяна Махарадж: Это гьяна-мишра-бхакти. Тот, кто практикует нирвишеша-гьяну, может реализовать, что бхакти является абсолютным путём истинного освобождения, тогда тот час же он оставит путь нирвишеша-гьяны и встанет на путь чистого бхакти. Например: четверо Кумаров, Шри Шукадева Госвами, оставили нирвишеша-гьяну. По милости Шри Брахмы – четверо Кумаров, а по милости Шрилы Вьясадева – Шрила Шукадева Госвами реализовали прекрасные качества Кришны.

Шрила Шукадева Госвами обрёл качества расика-, таттва-гья-вайшнава, Тот, кто обладает знаниями о Кришне, не являясь шудха-бхактой, не имея истинного духовного учителя, не находясь в садху-санге, оставит путь нирвишеша-гьяны и встанет на путь бхакти. Со временем, находясь в садху-санге, он обретёт духовные знания. Из-за того, что преданный имеет определённые недостатки: слабость сердца, дефицит духовных самскар, он считается каништха-адхикари. Из-за этих недостатков ученик не в состоянии следовать практике шудха-бхакти.

Если преданный совершает бхакти, смешанное с кармой и гьяной, но имеет очень возвышенное общение и следует духовным наставлениям шри гуру, он постепенно оставит неправильное представление (о высшей реальности и майе). При каких условиях? Если он утвердится в своей конечной цели, находясь в линии Шри Чайтаньи Махапрабху, получит инициацию, разовьёт самбандха-гьяну, только тогда, постепенно, он сможет приблизиться к практике шуддха-бхакти.

Один из учеников Нарады риши не мог полностью следовать его духовным наставлениям. Нарада риши хотел помочь ему, но ученик был не в состоянии следовать указаниям своего гуру. Духовный учитель может занимать очень высокое положение (уттама), а его ученик может находиться на низком (каништха) уровне. В нынешние дни можно видеть подобное. Шри Шримад Бхактиведанта Сарасвати Прабхупада, Шри Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж имели тысячи и тысячи учеников, из них может быть один или два человека, принадлежащие к грихастха-ашраму, смогли достигнуть чистого бхакти. О чём это говорит? Если ученик обрёл знание о природе шуддха-бхакти, но не в состоянии следовать ему – это карма-мишра-бхакти.

Вначале имеется определённая связь с кармой, но постепенно ученик может обрести чистое бхакти. Однако, если у шишьи недостаточно духовных самскар, он может даже совершить оскорбление и таким образом отклониться от духовной практики.

Вначале вы должны понять, что такое шуддха-бхакти, карма-мишра-бхакти, гьяна-мишра-бхакти, йога-мишра-бхакти. Имеются определённые уровни служения Богу. Каждый из вас находится на определённой стадии бхакти. Тот, кто следует анйабхилашита-шунйам гйана-кармадй анавритам, – это шуддха-бхакти, то есть сварупа-сидха-бхакти. Но преданный, находясь на низком уровне, не совершает чистого бхакти в начале своего духовного пути. Он может сильно стараться следовать бхакти, возможно даже пообещал во время дикша-инициации своему духовному учителю: «О мой Гурудев, я полностью отдаю себя твоим лотосным стопам и всегда буду следовать твоим духовным наставлениям. Отдам всё, что я имею». Однако на самом деле, он ещё не в состоянии следовать сказанному. Рано или поздно, когда его бхакти станет очень сильным, он поднимется на этот уровень.

Преданный: Шрила Гурудев, во время инициации, проявляя настроение полного предания своему духовному учителю, ученик отдаёт себя лотосным стопам Гурудева, зная о конечной цели. И то, что он совершает – это не карма

Ш.Б. Нараяна Махарадж: Если он обрёл духовную инициацию, самбандха-гьяну**, настроение полного предания, он собирается себя предложить, – нет. Например, я желаю подарить тебе чадар, одновременно сожалея об этом: «О, этот чадар очень хороший, мне жаль его дарить». Как правило, ученик, предлагая себя учителю на словах, имеет в сердце определённые привязанности. Он ещё не осознал должным образом, что всё, что он имеет, уже принадлежит его учителю и Кришне. Он не думает: «Я не являюсь собственником». Он мыслит: «Это – моё и теперь, я предлагаю это моему Гурудеву». Истинный садхака никогда так не думает. Подлинно понимающий размышляет так: «Всё, что я имею, это маха-прасад Кришны, для того, чтобы я мог оказать любовное служение моему Гурудеву. На самом деле мне ничего не принадлежит и никогда не принадлежало. Это тело не моё. И всё, чем я владею – собственность моего Гурудева и Кришны». Тот, кто в таком настроении совершает духовную практику, следует чистому бхакти.

А сейчас киртан на австралийский мотив.

 

………….

* В «Бхагавад-гите», 3.13 сказано:

йагйа-шишташинах санто мучйанте сарва-килбишаих

бхунджате те тв агхам папа йа пачантй атма-каранат

«Преданные Господа избавляются от любых грехов, потому что едят пищу, которая была принесена в жертву. Те же, кто готовит, чтобы усладить свои чувства, поистине питаются только грехом».

** Шрила Джива Госвами дал определение подлинной инициации:

дивйа гйанам йато дадйат курйат папасйа санкшайам
тасмад дикшети са прокта дешикаис таттва-ковидаих

«Знатоки (кави), постигшие Абсолютную Истину, дикшей называют процесс, который дарует трансцендентное знание (дивья-гьяну) и полностью уничтожает греховную жажду чувственных удовольствий» («Бхакти-сандарбха», 868).

 

Транскрипция: Латика д.д.

Редакция: Ари Мардан д.

Редакция русского языка: Латика д.д.

 

Источник: http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvnm_v/8020-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-okland-kaliforniya-1998-g.html

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж