?

Шива-таттва. Часть 2. У Господа Шивы нет вожделения.

 (голосов: 1)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 2647. Опубликовано: 31-05-2012, 18:54
Шива-таттва. Часть 2. У Господа Шивы нет вожделения.

Шива-таттва

У Господа Шивы нет вожделения

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

 

Внутренняя сила Шивы совершенно уникальна — в нем нет вожделения. Даже будучи обнаженным, держа Парвати на коленях, Шива не испытывает влечения к ней. Обычные юноша и девушка, оказавшись в объятиях друг друга и без одежды, не смогли бы сохранять спокойствие. Но в случае Шивы и Парвати, как бы близки они ни были, падения не происходит.

В «Шримад-Бхагаватам» есть история о том, как однажды Шива обращался с речью к собранию садху, а Парвати восседала на его коленях — и оба они были обнажены. В это время появился Читракету, возвышенный преданный Господа Кришны. С доброжелательной, но ироничной улыбкой на устах, он сказал: «Вот это да! Полюбуйся на себя, в каком виде ты даешь наставления». Несмотря на дружеский тон Читракету, Парвати приняла его слова всерьез; ей было горько слышать, как кто-то косвенно называет ее супруга похотливым. Она прекрасно знала, что сердце Шивы совершенно чисто, и гневно прокляла Читракету.

В действительности Читракету даже не думал обвинять Шиву; он просто шутливо заметил, что в приличном обществе не принято давать наставления, будучи обнаженным и держа на коленях супругу. «Зачем ты прокляла его? — стал ругать жену Шива.— Он не только мой друг, но и возвышенный преданный Бхагавана Шри Кришны. Посмотри, как он велик: имея возможность проклясть тебя в ответ и тем самым противостоять твоим словам, он с радостью принял свою судьбу. Так ведет себя шуддха-вайшнав».

Кама (вожделение) не может коснуться Шивы. Ни сам Садашива, ни его тень — Шанкара (супруг Парвати-деви) — не имеют вожделения в сердце. Когда Камадева (Купидон, Эрот) вознамерился помешать медитации Шивы, великий бог приоткрыл третий глаз и превратил Камадеву в горсть пепла.

Справедливо будет спросить: как же в таком случае могло случиться, что Шива был очарован Мохини-мурти? Ответ прост: Мохини является воплощением Господа Кришны. Кришна Сам вызвал любовное желание в сердце Шивы и предстал перед ним в образе привлекательной молодой женщины.

Майя (иллюзорная энергия) Кришны столь сильна, что иногда даже Баладева, Его старший брат, оказывается в замешательстве. Так, однажды Кришна превратился в сотни тысяч мальчиков-пастушков и телят, и Баладева Прабху, не говоря уже о других враджа-васи, в течение целого года не мог разгадать тайну этого особого воплощения.

 

 

Рамешвара Махадева.

 

В «Рамаяне» и «Пуранах» рассказывается о том, как Господь Рама установил Божество Рамешвары Махадевы в Южной Индии и учредил поклонение ему. Почему Рама поклонялся Шиве? Господь Рама думал: «По милости Шанкары я смогу пересечь океан». В действительности Рама был достаточно силен, чтобы перепрыгнуть через океан и в одно мгновение оказаться на Ланке, в царстве Раваны. Однако, играя роль обычного человека, Он хотел показать простым людям, что по милости Махадевы человек способен совершить невероятное. Обычные люди считали, что Рамешвара Махадева — это «бог Рамы», и во время церемонии установления Божества они говорили об этом. Однако, услышав такие слова, полубоги провозгласили с небес: «Нет, нет, нет! Махадева и Рама равны друг другу. Между ними нет разницы. И тот, и другой — Ишвара, Верховный Бог. Вы, глупцы, считаете, что Шива — это Бог Рамы, но знайте: Рама и Шива — Ишвары». Но как только были произнесены эти слова, Господь Шива сам явился из лингама и провозгласил: «Нет! И вы, люди, и вы, боги, неправы. Попытайтесь понять истинный смысл моего имени. «Рамешвара» означает «тот, чьим Богом (Ишварой) является Шри Рамачандра». Рама — мой Бхагаван!»

 

 

Вичара трая (три точки зрения). Кто же прав: люди, боги или Шива?

 

Существует три понятия, с помощью которых мы можем рассмотреть отношения между Кришной и Шивой. Вичара означает «мнение, точка зрения, способ рассуждения». Один вид вичары называется таттва-гата-вичара. Он подразумевает изучение предмета с позиции философской истины (таттвы). Другой вид вичары — айшварья-гата-вичара. В этом случае игры Кришны изучаются в аспекте айшварьи (богатства, верховенства, божественности). Третий взгляд на кришна-лилу называют мадхурья-гата-вичара. Это означает, что развлечения Всевышнего в точности подобны времяпрепровождению обычных людей.

С позиции таттва-гата-вичары Господь Шива есть кала (часть части Кришны). Это означает, что амша Шри Кришны (его полная часть) есть Садашива, а сам Шива является, соответственно, частью части Кришны. В соответствии с айшварья-бхавой, или принципом айшварья-гата-вичары, Шри Кришна — Верховное Божество, Бог, а Шива — Его слуга. Господь Шива всегда поклоняется Кришне.

Наконец, мы говорим о мадхурья-бхаве, или наравата-гата-вичаре, когда Кришна играет роль человека. В этом случае Он маленький ребенок, лишенный особых сил и сверхъестественных способностей. Яшода-майя кормит Его и заботится о Его благополучии. В это время Господь Шива, Махадева, приходит и благословляет младенца. Поскольку Кришна совершает Свои игры в человеческом облике (наравата-лила), Шива становится объектом поклонения для Него. Есть много игр, относящихся к этой категории. В «Пуранах» говорится о том, что Кришна поклонялся Шиве, желая зачать ребенка в лоне Джамбавати, Своей жены в Двараке. К таким играм относится и повествование о том, как Рама поклонялся Шиве на берегу Индийского океана. Шри Рама считал Себя обычным человеком, и задача, которая стояла перед Ним, казалась непосильной. Поэтому, желая обрести сверхъестественную силу, Он поклонялся Шиве и молил его о милости. Тот, кто не понимает внутренней сути игр Шри Кришны в разных Его воплощениях, не сможет разобраться, кто есть кто. Поэтому необходимо иметь ясное представление об этих трех точках зрения (вичара-трая).

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж