?

Шива-таттва. Часть 5. Приложение к главе "Шива-таттва".

 (голосов: 2)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1815. Опубликовано: 31-05-2012, 19:04
Шива-таттва. Часть 5. Приложение к главе "Шива-таттва".

Шива-таттва.

 Приложение к главе "Шива-таттва".

Предлагаем вниманию читателя цитаты из «Шри Брахма-самхиты» с комментариями Шрилы Бхактивиноды Тхакура, относящиеся к затронутой теме:

 

Текст 8

 

нийатих са рама-деви тат-прийа тад-вашам тада

тал-лингам бхагаван шамбхур джйотирупах санатанах

йа йоних сапара шактих кама-биджах махад-дхарех

 

«Олицетворение духовной энергии Господа, Рамадеви, есть Провидение, возлюбленная супруга Всевышнего. Явленное при сотворении мира сияние, излучаемое частью наделенного полнотой качеств частичного проявления Кришны, суть слабое отражение вечного сияния (джьоти). Оно принимает образ Бхагавана Шамбху — олицетворения мужского начала Божественной природы. Подчиненный силе судьбы, этот символ мужского начала — часть Абсолюта, ответственная за созидание материального мира. Порождаемая провидением, энергия рождения потомства предстает как женское лоно, воплощение низшей энергии (майи). Союз этих двух начал дает жизнь махат-таттве, представляющей собой лишь отражение изначального семени желания (кама-биджи) Всевышнего Господа Хари».

Комментарий: Наделенный желанием творить, Санкаршана — уполномоченная экспансия Кришны — берет на себя инициативу сотворения материального мира. Приняв облик первого проявления Господа-повелителя (пуруша-аватары), возлежащего на причинных водах, Он бросает на майю взгляд, наполненный желанием.

В акте творения этот взгляд является непосредственной причиной, орудием. Туманный, меркнущий образ того отраженного сияния Всемогущего (Каранодакашайи Вишну) — это действующий орган зачатия, Шамбху, соединяющийся с формообразующими аспектами майи — тени энергии по имени Рама. Далее тень изначального семени желания (кама-биджи) принимает образ махат-таттвы — великого вселенского оплодотворяющего начала — и включается в процесс сотворения Вселенной. Первоначальное проявление желания, сотворенное Маха-Вишну, называется хиран-майя махат-таттва; это принцип внутренней готовности к сотворению вселенной.

Суть всего процесса состоит в том, что творение осуществляется Волей Всевышнего (Пуруши), которая принимает формы как отдаленной, так и непосредственной причин.

Отдаленная причина олицетворяется майей, играющей роль женского органа воспроизведения; непосредственная причина существует в облике Шамбху, играю-щего роль мужского органа зачатия, а Маха-Вишну — это Повелитель, Чья воля служит изначальным импульсом творения.

Изначальные компоненты творения (прадхана) суть непосредственная причина, а женское, воспринимающее начало (пракрити) — отдаленная причина. Соединяющая их воля — это Тот, Кто проявляет иллюзорный материальный мир, Повелитель (Пуруша-аватара), уполномоченная экспансия Кришны. Эти три личности осуществляют процесс сотворения вселенной.

Пребывающее на Голоке изначальное семя желания, кама-биджа, — это чистая духовная познавательная способность, а семя желания, существующее в материальном мире, — проявление теневой энергии, существующей в облике богини Кали и ряда других божеств. Хотя изначальное семя желания и выступает прототипом майи, оно бесконечно далеко от майи, а материальное семя желания — всего лишь зыбкое иллюзорное отражение изначального семени.

 

 

Текст 10

 

шактиман пурушах со ‘йам линга-рупи махешварах

тасминн-авир абхул-линге махавишнур джагат-патих

 

«Представляющий вечный прототип мужского достоинства (лингам) Махешвара Шамбху, мужское начало непосредственной причины, соединяется с отдаленной причиной, представленной его энергией — майей. Бросив Свой взгляд, Господь вселенной, Маха-Вишну, частично входит в Шамбху».

Комментарий. В Паравьоме — сфере духовного мира, где царят величие и благоговейное почтение, — правит Шри Нараяна, неотличимый от Самого Кришны. Маха-Санкаршана — это одна из четырех экспансий Шри Нараяны в составе чатур-вьюхи. Таким образом, Он является наделенной полнотой качеств частью Кришны в облике Нараяны. Силой своего духовного могущества наделенная полнотой качеств экспансия Маха-Санкаршаны вечно возлежит на водах реки Вираджи, расположенной на полпути между нематериальным и материальным миром; при сотворении вселенной Он бросает взгляд на удаленную теневую энергию.

В этот момент отражение изначального образа Господа в облике Его божественного взгляда — Шамбху, повелителя прадханы (предвечных материальный элементов), — соединяется с отдаленной причиной — майей; но Шамбху не способен действовать без поддержки Маха-Вишну, непосредственно представляющего духовное могущество Кришны. <…>

С дозволения Маха-Вишну энергия Шивы последовательно создает эго (аханкару) и пять основных элементов (панча-бхут) — эфир и т.д., тонкие формы их качеств (объекты чувств, или танматры) и материальные чувства обусловленной души. Индивидуальные души, дживы, излучаются как корпускулы лучей сияния Маха-Вишну.

 

 

Текст 15

 

вамангад асриджад вишнум

дакшинангат праджапатим

джйотир-ллингамайам шамбхум

курчча-дешад авасриджат

 

«Из левой части Своего тела Маха-Вишну создал Вишну, из правой — Праджапати; из межбровья Он сотворил Шамбху, принимающего образ сияющего лингама».

Комментарий. <…> Вишну — это полна экспансия (свамша-таттва) Маха-Вишну, и, следовательно, Он — Сарва-Махешвара, Всевышний Господь всего сущего; а Праджапати-Брахма и Шамбху — это отделенные части (вибханнамша) Маха-Вишну, божества, наделенные особыми полномочиями. <…>

 

 

Текст 45

 

кширам йатха дадхи викара-вишеша-йогат

санджайате на хи татах притхаг асти хетох

йах шамбхутам апи татха самупайти карййад

говиндам ади пурушам там ахам бхаджами

 

«Взаимодействуя с другим веществом, молоко превращается в простоквашу, и все же простокваша неотлична от молока, из которого она возникла. Подобно этому, я поклоняюсь Тому, Кто для выполнения особой миссии принимает природу «Шамбху», — Предвечному Господу, Говинде».

Комментарий. <…> Тамо-гуна (материальное качество инертности), качество крошечности (присущее пограничной энергии) и ничтожная доля смеси энергии божественного сознания (самвит) и энергии блаженства (хладини) — сочетание этих трех начал приводит к появлению нового качества. Оно представляет собой отблеск Божественности в образе мужского органа, Господа Шамбху, проявления Садашивы; а из Шамбху появляется Рудрадева. <…>

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж