Притча о Бхарате Махарадже.



Чебу, Филиппины, 17января 2009 г.
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
В Сатья-югу, в золотой век, когда люди жили по сто тысяч лет, миром правил царь Бхарата. Царь осознал, что этот мир подобен темному колодцу. Он понял, что здесь нет счастья и что без кришна-бхакти отсюда невозможно вырваться и обрести чистое любовное служение Кришне.
Когда Бхарате Махараджу исполнилось пятьдесят тысяч лет, он отрекся от мира. Оставив жену, детей, огромную империю, богатство, доброе имя - все, что имел, он ушел в лес, чтобы совершать бхаджан.
Что он чувствовал, когда уходил? Когда человек хочет справить нужду и рядом нет туалета, он делает это, где попало, и чувствует огромное облегчение. С таким же облегчением Бхарата покинул жену, детей и царство.
Он пришел в лес, на живописный берег реки, и начал практиковать бхакти-йогу. Как-то раз, когда он пребывал в медитации, из леса вышла беременная лань и стала щипать траву неподалеку. Тут лев стал охотиться за ней. Услышав львиный рык, Бхарата вышел из самадхи и увидел, как беременная лань, спасаясь от хищника, прыгнула через реку. В полете она родила олененка, который тут же упал в реку и стал тонуть. Он то показывался над водой, то исчезал. Его мать умерла, но перед смертью она с мольбой посмотрела на Бхарату Махараджа, словно хотела сказать: «Спаси моего ребенка».
Бхарата Махарадж не мог больше продолжать свою медитацию. Он вытащил олененка из воды и на руках принес в ашрам. Время шло, олененок подрастал, и Бхарата заботился о нем, как о своем ребенке. Он думал: «Для этого олененка я отец, мать и единственный друг. Если меня не будет рядом, что с ним станется? Он умрет».
Олененок рос день ото дня. Когда Бхарата погружался в транс или повторял мантру, олень прыгал к нему на колени и терся об него мордочкой. И Бхарата не мог больше сосредоточиться на мантрах. Так, постепенно, олень завладел всеми его мыслями и стал объектом его бхаджана.
Однажды мимо проходило стадо оленей, и молодой олень понял, что это его семья. Он присоединился к стаду и больше не вернулся. Бхарата начал искать своего питомца. «Где же мой олень? – беспокоился он. – Вдруг его съел лев или тигр?»
Куда исчез Кришна? Бхарата Махарадж давно забыл о Нем и перестал повторять Его имена. Вместо этого он целыми днями думал: «Олень, олень, олень…» И в момент смерти он по-прежнему думал: «Олень, олень, олень…»
И что с ним случилось? В следующей жизни он стал оленем. О ком мы думаем в момент смерти (будь то жена, дочь, сын, богатство, собаки и т.д.), такое тело и получаем в следующей жизни.
(Обращаясь к Враджанатху дасу:) Что было дальше?
Враджанатха дас: В следующей жизни Бхарата Махарадж родился оленем. Эта история показывает, как привязанность и постоянные мысли об объекте привязанности уводят прочь от поклонения Богу, Кришне.
Родившись оленем, Бхарата по милости Кришны, помнил, как в прошлой жизни сбился с пути. Он помнил, как привязался к оленю и оставил духовную практику, как потерял возможность в момент смерти вспомнить о Кришне и, освободившись из оков материального мира, погрузиться в служение Ему. «На этот раз я буду осторожнее, избегая всего, что может удержать меня в круговороте рождений и смертей», – думал Бхарата. Он поселился неподалеку от ашрама мудрецов и всегда думал о том, как потерял…
Шрила Гурудев: Даже в теле оленя он слушал их хари-катху и совершал омовение в Ганге.
Враджанатха дас: Да, ему очень повезло.
В конце концов, он оставил тело оленя и в следующей жизни стал великим святым по имени Джада Бхарата. Он родился в благочестивой семье и с рождения занимался деятельностью, благоприятной для духовной жизни.
Он думал: «Я не хочу опять запутаться в сетях материальной жизни. Если я буду следовать наставлениям отца и братьев, я не смогу избавиться от кармы. Но если я буду постоянно медитировать на Кришну, и при этом вести себя как глухонемой безумец, тогда, может быть, эта жизнь станет для меня последней, и я достигну совершенства».
С тех пор он стал делать все вопреки воле отца. Отец рассудил: «Мой сын не может следовать добрым советам», – и наказал остальным сыновьям: «Всегда заботьтесь о своем брате».
Шрила Гурудев: Вскоре его отец умер.
Враджанатха дас: После смерти отца братья Джады Бхараты подумали: «Наш братец глухой и бестолковый. Пусть сидит в поле, вместо чучела, и охраняет посевы от опасных животных и птиц».
Шрила Гурудев: Чем они его кормили?
Враджанатха дас: Остатками пищи, но Джада Бхарата никогда не жаловался. Он ел все, что давали, и был вполне здоров.
Как-то раз, когда он охранял поле, к нему подошла шайка разбойников, поклонявшихся богине Кали. Они искали, кого бы принести ей в жертву, потому что тот, кого они поймали для этого прежде, только что сбежал. Увидев Джаду Бхарату, они подумали, что он как нельзя лучше подходит на эту роль.
Шрила Гурудев: «По всем признакам это идеальная жертва», – решили они.
Враджанатха дас: Итак, разбойники его схватили, и он им не сопротивлялся. «Я приму все, что уготовил мне Господь, но ни к чему не буду привязываться», – с таким настроением Джада спокойно пошел на жертвоприношение. Разбойники положили его голову на камень, как это следовало во время человеческих жертвоприношений, и уже готовы были ее отрубить, как вдруг божество раскололось на куски, и из него вышла богиня Кали со всеми своими спутницами с огромными мечами в руках, которыми они в мгновение ока обезглавили всех разбойников. Погибли все, кроме Джады Бхараты. Поскольку он был преданным Кришны, Кали не допускала даже мысли о том, что его убьют.
Шрипад Мадхава Махарадж: Кали сказала Джаде: «Прабху, почему ты скрываешься?»
Враджанатха дас: «Почему ты скрываешь свою славу?» – спросила его Кали. Ты великий преданный. Ты должен помогать другим, просвещать их». Услышав эти слова, Джада Бхарата задумался, как ему вести себя дальше, и пока он…
Шрила Гурудев: (Обращаясь к Тамопахе дасу:) Что было потом?
Тамопаха дас: Потом солдаты царя Рахуганы заставили Джаду Бхарату нести царский паланкин.
Шрила Гурудев: А куда направлялся царь?
Шрипад Мадхава Махарадж: Царь Рахугана ехал в ашрам Капилы изучать философию.
Шрила Гурудев: Зачем он ехал в ашрам Капилы?
Тамопаха дас: Он хотел освоить брахма-гьяну (знание о безличном духе за пределами материи).
Шрила Гурудев: Нет, таттва-гьяну (знание основополагающих духовных истин).
Тамопаха дас: Итак, Джада Бхарата вместе с другими носильщиками понес паланкин. Однако, он то и дело останавливался и обходил муравьев, не желая наступать на них, отчего паланкин несколько раз едва не перевернулся. Другие носильщики ругали его, но он продолжал в том же духе. Наконец, царь и министры разозлились.
– Разве ты не знаешь, что я царь? – крикнул ему Рахугана. – Почему ты так себя ведешь? Я могу жестоко наказать тебя за это!
Джада Бхарата ему ответил, у них завязалась беседа, в ходе которой Джада Бхарата произнес очень важный стих:
рахуганаитат тапаса на йати
на чеджйайа нирвапанад грихад ва
на ччхандаса наива джалагни-сурйаир
вина махат-пада-раджо-’бхишекам
(«Шримад-Бхагаватам», 5.12.12)
«О Рахугана, Бхагавана невозможно постичь ценой аскез или пышного поклонения, отречения или идеальной жизни домохозяина, изучением Вед или служением полубогам. Вся эта деятельность не принесет плода, если не умастить себя пылью со стоп великих преданных».
Не стоит даже надеяться постичь Бхагавана, не умастив себя пылью со стоп чистых преданных. Ни аскезы (тапасйа), ни следование обетам санньясы, ни декламация Вед не помогут достичь Всевышнего. Налагая на себя суровые епитимьи, одни йоги сидят зимой в холодной реке, а другие – летом под палящим солнцем в окружении костров. Многие йоги в Гималаях занимаются этим, но не могут достичь совершенства. Единственное, что дарует совершенство, – это пылинка со стоп чистого преданного, возложенная на голову. Таков путь к совершенству.
Джада Бхарата поведал об этом царю, и тот опешил от удивления. Джада Бхарата с его спутанными волосами выглядел как немой безумец, но при этом говорил, словно великий мудрец. Царь понял, что перед ним великая душа.
Шрила Гурудев: Царь спросил его:
– Кто ты?
(Обращаясь к Шрипад Мадхаве Махараджу:) И что он ответил?
Шрипад Мадхава Махарадж: Царь буквально спрыгнул с паланкина и засыпал Джаду Бхарату вопросами:
– Неужели ты сам Капиладев? Или один из нава-йогендр? Я как раз еду познакомиться с их учением. Кто ты?
– Слышал ли ты о Бхарате Махарадже, своем предке? – ответил Джада Бхарата. – Том самом, в честь которого названа вся Бхарата-варша.
– Да, – сказал царь.
– Так это я.
Затем Бхарата поведал царю о том, как покинул царство, жену и детей.
В «Шримад-Бхагаватам» говорится:
йо дустйаджан дара-сутан
сухрид раджйам хриди-спришах
джахау йуваива малавад
уттамашлока-лаласах
(«Шримад-Бхагаватам», 5.14.43)
«Стремясь служить Верховной Личности Бога, Уттамашлоке, великий Бхарата Махарадж в расцвете лет отказался от всего: он покинул прекрасную жену, замечательных детей, верных друзей и огромную империю. От всего этого очень трудно отказаться, но Бхарата Махарадж был столь возвышенной душой, что оставил это без малейших сожалений, как испражнения».
Затем Бхарата Махарадж рассказал, как привязался к олененку и впоследствии оказался в этом теле. Царь Рахугана очень обрадовался встрече с Бхаратой Махараджем и выразил ему глубокое почтение. Так, слушая наставления своего предка, царь достиг совершенства.
Любой, кто желает успешно развиваться в сознании Кришны и достичь высшей цели жизни, должен, прежде всего, знать:
бхакта-пада-дхули ара бхакта-пада-джала
бхакта-бхукта-авашеша, тина маха-бала
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 16.60)
«Пыль со стоп чистого преданного, вода, которой омывали его стопы, остатки его пищи и слова из его уст (хари-катха) обладают неизмеримым могуществом».
Бхакти-пада-дхeли – это пыль со стоп преданных. Кто-то может подумать: «Этот вайшнав – такой же человек, как и я. На его стопах такая же пыль, как на моих, – ведь мы идем рядом. Я знаю лучше его. Почему я должен оказывать ему почтение?»
Вот пример. Если к пище подмешать каплю яда, даже невидимый, этот яд подействует, и вы умрете. Точно так же, если вы случайно окажетесь там, где ступила освобожденная личность, это принесет благо душе, даже без вашего ведома.
Бхакта-пада-джала – это вода, которой омывали стопы преданных. Даже Сам Бхагаван мечтает об этой воде.
Однажды Кришна сильно заболел, и никто не мог Его вылечить. К Нему пришел Нарада Риши и спросил:
– Прабху, как Тебе помочь?
– Я поправлюсь, если Мою голову украсит пыль со стоп Моих преданных.
И тогда Нарада Риши отправился на райские планеты, на Вайкунтху и т.д., но никто не решался дать Кришне пыль со своих стоп. Все боялись за это пойти в ад. . Наконец, Нарада Риши пришел во Врадж, и гопи сразу же сказали:
– Конечно, мы дадим Ему пыль с наших стоп.
– И вы не боитесь пойти за это в ад? – спросил Нарада.
– Нам до этого дела нет, – ответили гопи. – Главное – чтобы Кришна поправился. Ради этого мы готовы множество жизней гореть в аду.
И они дали Нараде пыль со своих стоп.
Нарада Риши принес эту пыль в Двараку, и Кришна умастил ею все тело.
Шрила Гурудев: Говори лаконичнее.
Шрипад Мадхава Махарадж: Остатки этой пыли Кришна высыпал в пруд, и она превратилась в тилаку, или гопи-чандану, которую мы используем.
Третье мощное снадобье – это бхакта-бхукта-авашеша, то есть хари-катха из уст чистого преданного или остатки его пищи. С помощью этого прасада можно победить майю.
Чтобы освободиться от анартх и влияния майи, нужно почитать эти три вещи. Тогда мы будем развиваться в сознании Кришны и достигнем высшей цели жизни. Такова суть учения Бхараты Махараджа. Харе Кришна.
Шрила Гурудев: В этой истории есть два важных урока.
1) Если, решив совершать бхаджан, вы покинули жену, детей и все остальное, то ни к кому больше и ни к чему не привязывайтесь. Будьте привязаны только к имени Кришны, Его красоте и всему, что с Ним связано.
2) Даже живя в семье, не привязывайтесь к дому, работе и т.д. Будьте рядом с близкими, поддерживайте жену, детей и других членов семьи, но только из чувства долга. Таковы ваши семейные обязанности, но перестаньте считать все это «своим». Это очень важно. Не привязывайтесь. Поддерживайте, как можете, свою жизнь и совершайте бхаджан. Если привяжетесь к кому-то, то в следующей жизни станете свиньями, собаками, кошками и т.д. Если у вас есть кошка, не привязывайтесь к ней. Иначе вам придется стать кошкой.
Перевод на русский: Таруни даси
Работа над текстом: Джагад-мохини даси
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж