О хорошем общении. Мягкое поведение вайшнава.
О хорошем общении
Мягкое поведение вайшнава
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Баджер, Калифорния
Выдержка из лекции Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, предваряющей шестидневное обсуждение «Шри Бхакти-таттва-вивеки».
Вначале попытайтесь отбросить все проявления ложного эго такие, как гнев. Если вы будете сильно гневаться, вы просто не сможете понять темы, касающиеся бхакти. Старайтесь быть смиренными:
тринад апи суничена тарор апи сахишнуна
аманида манадена киртанийах сада харих
«Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами, став терпеливее дерева, отбросив всякую гордыню и выражая почтение каждому согласно его положению, следует постоянно повторять святое имя Хари» («Шикшаштака», 3).
Следует не только читать об этом принципе в «Шри Чайтанья-чаритамрите», его нужно практиковать, он должен войти в ваше сердце. Если вы не следуете этому принципу, а, наоборот, заносчивы, всё время указываете другим: «Вы должны повиноваться мне, а я не буду слушаться вас. Всё, что я говорю – это истина в последней инстанции», - не слушая других, вне зависимости от того, дают ли вам хороший совет или плохой, это не правильно. Нам не следует вести себя так. Старайтесь стать похожими на Шри Чайтанью Махапрабху и Его спутников. Это были люди широких взглядов. Будьте внимательны к желаниям других. Старайтесь осознать их затруднения.
Нам следует постараться понять страдания другого человека. Мы должны не показывать своё собственное настроение, а наоборот, принимать настроение другого человека, прислушиваться к нему. Нам нужно постараться понять счастье и душевные переживания других. Оставить в стороне собственное настроение и внимать настроениям другого человека. Затем, вместе, мы сможем решить что делать. Если мы не прислушиваемся к настроению другого человека, а только выпячиваем своё собственное, то это уже не общение.
У мадхьяма-адхикари четыре обязанности: любовь (према) к Шри Кришне или Шри Чайтанье Махапрабху и дружба с вайшнавами. Нам следует предлагать дружбу и служение тем, кто выше нас, более близкую дружбу равным себе. К младшим мы должны испытывать дружелюбие, смешанное с милостью и состраданием.
Тех же преданных, кто пока не очень возвышен, каништха-адхикари, следует щедро наделять милостью. Всегда рассказывайте им хари-катху. Они могут делать что-то неправильно, но мы должны терпеть. Если доктор собирается оперировать кого-то, а пациент начинает пререкаться с ним, врач, тем не менее, делает всё необходимое с великим терпением. Нам также нужно терпимо относиться к подобному поведению, мы должны следовать этому принципу. Нам нужно постараться не обращать внимания на тех людей, чьё настроение противоречит нашему, кто оскорбляет нас, нам не следует спорить с ними. Мы должны брать пример с Прахлады Махараджа – как он общался с отцом. Манера разговора Юдхиштхиры Махараджа с враждебно настроенным Дурьодханой также должна быть примером для нас. Юдхиштхира Махарадж всегда называл его не Дурьодхана, а Суйодхана. [Дурьодхана относится к плохому человеку, а Суйодхана – к хорошему, - прим. ред.] Он также обращался к демону по имени Душасана «Сушасана».
Нам нужно постараться следовать всем этим принципам. Это фундамент, основа бхакти. Если нет фундамента, то весь поток наставлений [наставлений, которые Гурудев дал в ходе шестидневного обсуждения «Шри Бхакти-таттва-вивеки», - прим. ред.] пройдёт мимо вас. Если ваше эго подобно горе, этот поток просто стечёт по склонам, не задерживаясь на них. Те же кто вежливы, тринад апи суничена, обретут всё; гордые не получат ничего.
…………………………………………
Редакция: Ари Мардан д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж