?

О славе и почестях. Ари Мардан Прабху.

 (голосов: 3)
   Журналист: admin. Просмотров: 2158. Опубликовано: 10-12-2012, 10:47
О славе и почестях. Ари Мардан Прабху.

   О славе и почестях
(Лабха, пуджа и пратиштха)


    Шри Кришна

    шри-бхагаван увача
    абхайам саттва-самшуддхир  джнана-йога-вйавастхитих
    данам дамаш ча йаджнаш ча  свадхйайас тапа арджавам
    ахимса сатйам акродхас  тйагах шантир апаишунам
    дайа бхутешв алолуптвам  мардавам хрир ачапалам
    теджах кшама дхритих шаучам  адрохо нати-манита
    бхаванти сампадам даивим  абхиджатасйа бхарата

«Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей, наделенных божественной природой» («Бхагавад-гита» 16.1–3).


   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

 Вопрос: Как надо жить в своем доме?
    Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Хорошо жить в своем доме, когда есть желание служить Господу. Тогда можно служить Господу правильно. Но это невозможно для домохозяина, который находится в иллюзии, привязан к деньгам, противоположному полу, известности и славе.
    Вопрос: В чем разница между слабостью и лживостью, или лицемерием?
    Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: «Я обману ачарью. Я одурачу врача. Я спрячу ядовитых змей своих дурных наклонностей в темной яме лицемерия, и никто не узнает о них. Притворившись святым, я обрету известность и славу среди других людей». Подобное умонастроение - это не признак слабости, а признак ужасной лживости.
    Те, кто стремятся к чувственным наслаждениям и в то же время, жаждут снискать славу и известность, прослыв святыми, - просто притворщики. Материалисты обычно говорят что-то теряя: "Бог дал, Бог взял", но это ещё не истинное предание.
    Вопрос: Кто такой гуру?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Гуру - это тот, кто открывает нам богооткровенную истину. Постигая эту истину, мы становимся смиреннее травы и терпеливее дерева. Гуру делает нас почтительными по отношению к другим, избавляя от желания почестей для себя.


    Душта мана
    - Кто истинный верующий? –

душта мана, туми кисера вайшнава
    пратиштхара таре, нирджанера гхаре,
    тава хари-нама кевала кайтава (1)

О порочный ум! Какой же ты вайшнав? Ты повторяешь святое имя в уединении только ради славы и почета. Такое воспевание — ни что иное как лицемерие.

джарера пратиштха, шукарера виштха,
    джано на ки таха майара вайбхава
    канака-камини, диваса-йамини,
    бхавийа ки каджа, анитйа се-саба (2)

Такая мирская пратиштха подобна свиному навозу. Разве ты не знаешь, что это проявление майи? День и ночь ты думаешь лишь о женщинах и деньгах. Какой смысл размышлять о том, что преходяще?

пратиштхаша-тару, джара-майа-мару,
    на пела равана йуджхийа рагхава
    вайшнави-пратиштха, та’те коро ништха,
    таха на бхаджиле лобхибе роурава (4)

Желание славы подобно миражу в пустыне иллюзорной материальной энергии. Равана жаждал занять место Господа Рамы, что бы насладиться этим миражом, но был убит в сражении с Ним. Поэтому утвердись в положении слуги вайшнавов, которое они даровали тебе. Иначе тебя ждет ад Раурава.

хариджана-двеша, пратиштхаша-клеша,
    коро кено табе тахара гоурава
    вайшнавера пачхе, пратиштхаша ачхе,
    та’те кабху нахе анитйа-вайбхава (5)

Почему ты думаешь, что зависть по отношению к преданным и стремление к почестям делают тебе честь? Желание духовно возвыситься легко исполнить, став преданным Господа. Слава неизменно сопутствует подлинно верующему человеку, и у нее нет ничего общего с обычным мирским величием.

се хари-самбандха, шунйа-майа-гандха,
    таха кабху нойа джарера кайтава
    пратиштха-чандали, нирджаната-джали,
    убхайе джанихо майика роурава (6)

Истинная слава состоит в преданности Господу Хари, в ней нет и тени майи. Тот, кто ради славы выдает себя за вайшнава, подобен собакоеду. Его уединенный бхаджан — один лишь обман. Знай, что тот, кто избрал один из этих путей, уже пребывает в аду иллюзии.

томара пратиштха, шукарера виштха,
    тара саха сама кабху на манава
    матсарата-ваше, туми джара-расе,
    мадже’чхо чхарийа киртана-соуштхава (8)

Но твоя слава подобна свиному навозу. Может ли она сравнится со славой Шри Мадхавендры Пури, подлинного святого? Из зависти ты обрек себя наслаждаться мирской расой и отказался от возвышенной красоты киртаны.

канака-камини, пратиштха-багхини,
    чхарийачхе джа’ре, сеи то’ вайшнава
    сеи анасакта, сеи шуддха-бхакта,
    самсара татхайа пайа парабхава (11)

Стремление к деньгам, женщинами и тому чтобы тебя почитали подобно тигрице. Те, кто отказался от них, - истинные верующие Бога. Только они чисты и свободны от материальных привязанностей и могут преодолеть самсару, океан материального бытия.

се-йукта-вайрагйа, таха то’ саубхагйа,
    тахаи джарете харира вайбхава
    киртане джахара, пратишха-самбхара,
    тахара сампатти кевала кайтава (13)

Удачливы те, кто утвердился в истинном отречении. В этом материальном мире они олицетворяют славу Господа Хари. Но те, кто прославляет Шри Хари ради того чтобы их почитали, лишь обманывают себя.

враджа-васи-гана, прачарака-дхана,
    пратиштха-бхикшука та’ра нахе шава
    прана ачхе та’ра, се-хету прачара,
    пратиштхаша-хина кришна-гатха саба (18)

Жители Враджа — единственные истинные проповедники в этом мире, поскольку обладают сокровищем кришна-премы. Они не ищут мирского признания. Они живут лишь своей любовью к Кришне. Когда они говорят о Нем, их слова чисты, ибо незапятнанны стремлением к славе.


    Рагхунатха дас Госвами

    Манах-шикша «Наставления уму»
    (стих 7)

пратиштхаша дхришта швапача-рамани ме хриди натет
    катхам садху-према спришати шучир этан нану манах
    сада твам севасва прабху-дайита самантам атулам
    йатха там нишкашйа тваритам иха там вешайати сах

    «Мой дорогой брат - ум, презренное желание материального почета и уважения подобно бесстыдной и низкорожденной проститутке, питающейся собачьим мясом. И все же она вызывающе танцует в моем сердце. Как же тогда изначальная любовь и чистая преданность Шри Кришне найдет себе место в моем сердце? Тебе нужно просто служить чистым преданным Господа, которые являются Его близкими спутниками и надежными помощниками. Только они могут выгнать эту проститутку и возвести на троне моего сердца чистую любовь к Богу».


    Шрила Бхактивинода Тхакур

    Из «Шаранагати»

    астхира сиддханте рохину моджийа
    хари-бхакти роило дуре
    э хридойе матро пара-хамса мада
    пратиштха сатхата спхуре

«О Господь Хари, я одержим накоплением богатств и жаждой материальных приобретений. Я увлечённо беседую на темы никак не связанные с Тобой и всегда готов заниматься тем, что не имеет отношения к моим непосредственным обязанностям. Я привык к общению с мирскими людьми и склонен умствовать на темы философии. Поэтому преданность Тебе остается для меня недосягаемой. В моём сердце живет лишь зависть и ненависть к другим, ложная гордость, лицемерие, обман и стремление к славе и почестям.

э саба аграха чхатире нарину
    апама дошате море
    джанама бифала хоило амара
    экхона ки кори хари

Я не смог избавиться ни от одной из этих привязанностей. В итоге они стали причиной моего падения. Моя жизнь в человеческом теле прожита зря. О Господь Хари, что мне теперь делать?»

гурудев!
    крпа-бинду дийа, коро'еи даше,
    трнапекха ати хина
    шакала шахане, бала дийа коро',
    ниджа-мане спрха-хина

«О Гурудев! Даруй мне, твоему слуге, хоть каплю милости. Даже травинка достойнее меня. Помоги мне и дай мне силы. Пусть же я, подобно тебе, освобожусь от желаний и стремления к почестям».

 

Из «Гитавали»

    хоиле-о сарва-гуне гуни махашойа
    пратиштхаша чхади' коро амани хридойа   (5)

Став благодаря этому методу махатмой, человеку следует полностью отказаться от желания славы и почестей и глубоко понимать свою полную зависимость от общества ваишнавов.

кришна-адхиштхана сарвадживе джани' сада
    короби саммана саве адаре сарвада   (6)

Осознавая, что Кришна в форме Параматмы находится в сердце каждой дживы, необходимо почитать всех без требования ответного почтения к себе.


    Из «Кальяна-калпатару»

«ами то’ вайшнава» — э буддхи хоиле, амани на ха’бо ами
    пратиштхаша аси’, хридойа душибе, хоибо нирайа-гами (стих 2)

«Если я буду считать себя настоящим верующим человеком, я никогда не стану смиренным. Мое сердце осквернится стремлением к почестям, и я, несомненно, отправлюсь в ад

«нидже шрешха» джани’, уччхишхади дане, хо’бе абхимана бхара
    таи шишйа тава, тхакийа сарвада, на лоибо пуджа ка’ра (4)

Если я буду думать, что превзошел других, что я - гуру и могу давать другим остатки своей пищи, то моей духовной жизни очень скоро придет конец. Поэтому позволь мне всегда помнить, что я твой ученик, и не принимать почести и прославления в свой адрес.

амани манада, хоиле киртане, адхикара дибе туми
    томара чаране, нишкапае ами, кандийа луибо бхуми (5)

Тогда я избавлюсь от стремления к славе и почестям и смогу оказывать почтение каждому. Катаясь по земле и рыдая у твоих стоп, я искренне молю: надели меня способностью чисто повторять святое имя Господа» («Крипа коро вайшнава тхакура»).


    Из «Шри Навадвипа Бхава-Таранги», стихи 36-40

    э душта хридайе кама ади рипу чхайа
    кутинати пратиштхаса сатхйа сада райа
    хридайа-садхана ара кришнера васана
    нрисимха-чаране мора эи то камана   (1)

«В моем греховном сердце, возглавляемом вожделением, уже очень давно проживают шесть врагов: двуличность, желание славы, хитрость и другие. Находясь возле лотосных стоп Господа Нарасимхадева, я надеюсь, что Он милостиво очистит меня и дарует мне желание служить Шри Кришне».


    Шри Чайтанья Махапрабху

Из «Шикшаштаки»

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна
    аманина мана-дена киртанийах сада харих (стих 3)

«Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами, став терпеливее дерева, которое отдает все, что имеет, и ничего не требует взамен, не ожидая почтения к себе и выражая почтение каждому согласно его положению, следует постоянно повторять святое имя Шри Хари».


    Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада

    «Смиренным называют того, кто не стремится к славе и почестям. Материальные представления о жизни заставляют нас искать почета и уважения, но для того, кто обрел совершенное знание и осознал, что он отличен от материального тела, почет или бесчестье, относящиеся к телу, не имеют никакого значения. Человек не должен гоняться за призраком материального почета. Не имея никакого представления о законах религии, но желая прослыть религиозными, некоторые люди присоединяются к какому-нибудь культу, последователи которого не соблюдают заповедей религии, и затем объявляют себя духовными наставниками» (Комм. на «Бхагавад-гиту», 13.8-12).
    «В материальном мире люди стремятся к почестям, оказываемым материальному телу, и болезненно реагируют на унижения, однако человек, достигший трансцендентного уровня, одинаково безучастно относится и к преходящей славе, и к позору. Он выполняет свои обязанности в сознании Кришны, и ему все равно, почитают его люди или хулят. Он принимает только то, что помогает его деятельности в сознании Кришны» (Комм. на «Бхагавад-гиту», 14.22-25).
    «Свобода от иллюзий, порожденных гордыней, - это первое условие, которое необходимо выполнить, чтобы предаться Господу. Тот, кто всегда ожидает почестей в материальном мире, никогда не сможет покориться Верховной Личности. Гордость порождена иллюзией» (Комм. на «Бхагавад-гиту», 15.5).
    «Почести или оскорбления, голод или сытость, сон или бодрствование, которые являются проявлениями действия трех гун материальной природы, не могут повлиять на махабхагават (великих преданных), хотя они и действуют среди людей» (Комм. к «Шримад-Бхагаватам» 1.11.38).
    «Люди, занятые кармической деятельностью, изо всех сил добиваются богатства, женщин и мирских почестей, но тех, чей ум сосредоточен на высшей реальности, не интересуют эти иллюзорные ценности. Для них все это - напрасная трата времени» (Комм. к «Шримад-Бхагаватам» 2.1.3).
    «Сексуальное желание принимает три формы: стремление к выгоде, желание быть объектом обожания и желание почестей. Все обусловленные души одержимы этими проявлениями сексуального влечения, и каждый может сам судить, насколько он свободен от подобного рода материальных желаний, основанных в первую очередь на сексуальном влечении (Комм. к «Шримад-Бхагаватам» 2. 2.12).

 

Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж

«Разве проповедь ведётся только ради того, чтобы дать инициацию? Прежде всего, задачей проповеди должен быть акцент на собственном поведении, только таким образом можно изменить сердца других людей, чтобы они оставили свою обычную склонность наслаждаться мирским. Именно так ученики постепенно осознают важность посвящения в харинаму. Лишь тогда их стоит инициировать. Это и будет настоящим служением сампрадае. Иначе, будет совершено девятое оскорбление, нама-апарадха, - учить неверующего человека славе святого имени, а проповедник (дающий инициацию) превратится в пратиштхаша-ками - жаждущего славы и почёта. Чтобы поддерживать чистоту хари-бхаджаны, каждому нужно быть осторожным, свободным от жажды славы и почёта. В противном случае, процесс посвящения в харинаму не будет иметь цену» (Ш.Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, из журнала «Бхагавад-дхарма», спецвыпуск от 2010г.).


    Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

«Если мы привязаны к таким мирским объектам, как апартаменты, богатство, женщины, к желанию того, чтобы нас почитали и славе, тогда нужно понять, что у нас нет надежды — мы не вайшнавы. Мы должны стать вайшнавами» («Вспоминая Шрилу Прабхупаду»). 
    «На санскрите стремление к славе и почестям называется пратиштхаша. Даже когда все остальные анартхи (препятствия) уходят, оно может оставаться. Именно из этой анартхи возникают и развиваются все виды обмана и лицемерия. Это желание называют бесстыдным, так как, хотя оно — корень всех анартх, оно не  дает  нам  признать  это.  Стремление  к  пратиштхе также сравнивают с собакоедкой, ибо оно питается собачиной славы.
    Пока садхака не избавится от стремления к пратиштхе, в нём  будет  сохраняться  склонность  к  обману,  а  не  избавившись от склонности к обману, он никогда не обретет чистую, безраздельную прему (любовь к Богу)» (Комм. на стих 7 «Манах-шикши»).
    «Предположим,  мы  потратили  сотни  тысяч  рупий  на  то,  чтобы устроить  праздник  в  честь  Божества,  и  целый  месяц  готовились  к нему.  Мы  приготовили  прасад  на  много  тысяч  людей,  роскошно украсили храм и подготовили богатую, праздничную пуджу. Но если за всем этим стоит стремление к славе и почестям, наша пуджа будет бесполезной.  Божество  просто  не  примет  ее.  Если  мы  совершаем пуджу ради славы, Тхакурджи не примет наше поклонение» (Из книги «За пределы Вайкунтхи»).
    «Даже если человек готов оставить все мирское — свою жену и семью, — он не всегда способен оставить желание пратиштхи. Это желание у нас в крови, но если мы получим особую милость гуру, вайшнавов и Бхагавана, мы сможем его преодолеть, а иначе это невозможно» (Из книги «Бхакти-расаяна»).
    «Допустим, вы занимаетесь бхаджаном так, как описывается здесь, но бхава еще не пришла к вам. Если в это время вы не будете избегать асат-санги, дурного общения, тогда к вам придут пратиштха (стремление к славе и почестям) и кути-нати (лицемерие),  и  вы  сойдете  с  этого  пути.
    Если  вы  сгорите  в  пожаре, вас сожрет тигр или ужалит змея, это не разрушит ваши  бхакти-самскары  и  не  причинит  вам  такого вреда, как общение с похотливыми женщинами или мужчинами, как пратиштха, богатство и материальные желания, которые могут с корнем вырвать все ваши бхакти-самскары. Поэтому асат-санга очень опасна» (Из книги «Секреты бхаджана»).

 

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж: Нам нужно пережить полное преображение, заключающееся в том, что мы будем осознавать себя слугами, а не господами. Это касается и славы. Имя и слава, пратиштха, являются наиболее утонченными, наиболее опасными врагами. Это главные, и в тоже время самые неуловимые враги. Пратиштха: принимать имя, славу и почести для самого себя, не отдавая это Гурудеву – вот величайший враг, который только может существовать, и его очень трудно распознать.

Три аспекта особенно опасны для преданных: канак, камини и пратиштха – деньги, женщины и слава.

 Преданный: Как мы можем распознать в себе пратиштху?

Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж: Это приходит с развитием внутреннего совершенства и  постоянного чувства признательности Гурудеве. Необходимо понять и прочувствовать, что все приходит свыше: "У меня ничего нет. Я ничего не значу. И поэтому моё нынешнее положение всегда зависит от милости моего Гурудевы. Это может быть отнято у меня в любое мгновение. Мои качества не есть нечто постоянное. Я обладаю этим не по праву, но лишь по оказанной мне милости. Если это у меня отнимут, я тот час же окажусь нигде. Всё это – сварупа-шакти Кришны. Я же татастха-шакти и лишён капитала. Я действую на средства своего Владыки. У меня нет собственного капитала". Нам необходимо стараться придерживаться такого хода мыслей и сознавать, что: "Без Его помощи, без Его милости, я пребываю во тьме. Темён мой удел. Моя способность видеть пропорциональна степени оказанной Им милости. Если свет исчезает, глаз становится беспомощным".

Нам следует осознать ту истину, что это не принадлежит нам по праву рождения. По своему рождению мы суть татастха-шакти, промежуточная энергия, и всё, чтобы мы ни обнаружили, есть милосердное распространение на нас сварупа-шакти. Наш гуру и вайшнавы – собственники. Это их богатство и собственность. Это всё принадлежит им.

В тоже самое время, гуру и вайшнавы никогда не отлучат верного им от своей благодати. Такая жестокость невозможна. Напротив, они заняты распространением сферы своего воздействия и никогда не уходят прочь; в этом наше утешение. Но это не вопрос права, на основании которого мы можем предъявлять какие-то требования. Требований и вызова не должно быть. Дух вызова по отношению к вайшнавам следует искоренить навеки. Мы существуем по их милости — их прасадам.

................................................
    Компиляция ссылок:  Ари Мардан д.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи