?

Питри-шраддха-обряд поминовения предков. Раздел 2. Ари Мардан Прабху.

 (голосов: 3)
   Журналист: vaishnava_das. Просмотров: 2237. Опубликовано: 16-07-2013, 11:47

Питри-шраддха

Обряд поминовения предков

Ари Мардан дас

Часть 2 (Окончание)

Превосходство бхакти над кармической дхармой

 

В «Бхагавад-гите», 8.28 сказано:

 

ведешу йагьешу тапахсу чаива

данешу йат пунйа-пхалам прадиштам

 атйети тат сарвам идам видитва

йоги парам стханам упаити чадйам


Перевод Шрилы Прабхупады: «Человек, вступивший на путь преданного служения, не лишается благ, которых достигают изучением Вед, подвижничеством, жертвоприношениями, раздачей милостыни, философскими изысканиями и благочестивой кармической деятельностью. Просто служа Господу, он обретает плоды всех этих видов деятельности и в конце жизни попадает в вечную обитель Господа».

 

    Перевод этого стиха Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа: «Бхакти-йог обретает гораздо больше, нежели те, кто изучает Веды или совершает ягью, тапасью, дану, карму и прочее. Узнав то, о чём Я тебе поведал, он достигает высшей, духовной обители».

 

    Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупад в связи с этим пишет в комментарии: «У метода сознания Кришны есть особое преимущество: преданно служа Господу, человек может подняться сразу над всеми ритуалами, предписанными для разных укладов и этапов жизни».

 

    Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж пишет в комментарии на этот стих: «Шрила Бхактивинода Тхакур приводит такие слова Кришны: "Пойдя путём бхакти-йоги, ты не лишишься благ, приносимых остальными путями. Ты обретешь всё, что люди получают, совершая ягью, тапасью, дану, развивая то или иное знание и изучая Веды, однако кроме этого ты вступишь в Моё вечное и в высшей степени трансцендентное царство".

 

    В "Шримад-Бхагаватам" (11.20.32-33) Господом утверждается следующее: "С помощью бхакти-йоги Мой преданный легко обретает всё, что садхака может получить на пути кармы, тапасьи, гьяны, вайрагьи и прочего"».

 

    Обсуждаемая питри-шраддха относится к разделу кармической деятельности, даже если в ней есть примесь бхакти. Выбрав путь бхакти и игнорируя путь кармического действия, человек может обрести гораздо больше, нежели тот, кто исправно исполняет свой мирской долг. Более того, даже если кто-то будет исполнять предписанные психофизической конституцией обязанности, не получит в конечном счёте ничего, поскольку карма не вечна и всегда исчерпаема.

 

    Шрила Бхактивинода Тхакур также показывает в «Гитавали» (Нагар-киртана, Песня 1, текст 2-3) почему человек может быть освобождён от совершения обряда шраддхи:

 

прабхура агьйайа, бхаи, маги эи бхикша

боло кришна, бхаджо кришна, коро кришна шикша


Он взывает: «Братья! Все, у кого есть вера! От имени Господа Гауранги Я прошу вас лишь об одном: повторяйте имя Кришны, служите и поклоняйтесь Кришне, следуйте Его наставлениям!»

 

апарадха-шунйа хо’йе лохо кришна-нам

кришна мата, кришна пита,кришна дхана-пран


«Повторяйте святое имя Кришны без оскорблений. Кришна — ваша мать, Кришна — ваш отец, Кришна — сама ваша жизнь!"

 

    Когда человек вступает на путь настоящего преданного служения, Шри Кришна заменяет ему всё и всех. Выполняя обязанности только перед Богом, преданный, видя в Нём отца и мать принесёт гораздо больше блага своим отцу и матери по плоти. Таким образом, связывая себя только с Ним, человек может быть совершенно свободен от необходимости совершения шраддхи. Именно поэтому Шрила Бхактивинода Тхакур говорит во 2 стихе: «Я прошу лишь об одном».

 

    Если мы знаем гуру-таттву, то обнаружим, что подлинный духовный учитель в определённом смысле заменяет нам Кришну. О его тождестве с Ним говорят стихи из «Шри гурв-аштаки» (стих 7):  сакшад-дхаритвена самаста-шастраир и «Шримад-Бхагаватам» (11.17.27):

 

ачарйам мам виджанийан наваманйета кархичит

на мартйа-буддхйасуйета сарва-дева майо гурух


Кришна сказал: «Знай, ачарья неотличен от Меня. Он не простой смертный, ибо он представитель всех полубогов».

 

    Шри Кришна Сам желает того, чтобы дживы поскорее оставили временное ради Вечного, ограниченное ради Полного. Всех ради Него одного. В «Бхагавад-гите» 18.66, Он просит:

 

сарва-дхарман паритйаджйа  мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва-папебхйо  мокшайишйами ма шучах


«Оставь всевозможные религии и просто предайся Мне. Я спасу тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

 

    В «Бхагавад-гите» 11.54 Кришна утверждает:

 

бхактйа тв ананйайа шакйа  ахам эвам-видхо 'рджуна


«О Арджуна, только преданным служением, не имеющим примесей кармы и гьяны можно постичь Меня».

 

    Если перед глубоко устремлённым к бхакти человеком стоит цель обрести связь с Шри Кришной, то тогда в его сердце само собой устранится желание совершать какие-либо обряды временного характера. Человек, предавшись только Богу и тем обязанностям, что связаны с Ним, ничего не потеряет, но обретёт ещё большее, раздав благо тем, кто с ним связан. Это высшее совершенство. Все те, кто был связан мирскими или духовными узами с вайшнавом получат сполна, даже если вайшнав не будет помнить о них, а будет всегда сосредоточен только на севе Бхагавану. Если же мирские обязанности такие как шраддха начинают покрывать наше преданное служение, то тогда это следует рассматривать как анартху. Поскольку о природе мирской социальности в амала-пуране сказано следующее:

 

тавад рагадайах стенас тават кара-грихам грихам
 таван мохо 'нгхри-нигадо йават кришна на те джанах


«Мой дорогой Господь Кришна, для тех, кто не является Твоими преданными, материальные привязанности навсегда останутся ворами, дома — тюрьмами, а любовь и забота о членах своей семьи — кандалами» («Ш.Бхагаватам» 10.14.36).

 

деварши-бхутапта-нринам питринам
на кинкаро найам рини ча раджан
сарватмана йах шаранам шаранйам
гато мукундам парихритйа картам


«Любой, кто отказался от всех мирских связей и укрылся под сенью лотосных стоп Господа, который дарует освобождение и является единственным надежным прибежищем, перестает быть должником или слугой кого бы то ни было, включая полубогов, предков, мудрецов, других живых существ, своих родственников и соотечественников» («Ш.Бхагаватам», 11.5.41).

 

    Те пять видов долга, что были перечислены в самом начале обсуждаемой темы из «Махабхараты», могут быть определены в пользу только одного Господа, поскольку Он – всё (васудевах сарвам ити), а поэтому является представителем всех джив, питов и полубогов. Именно поэтому, мы не видим в перечне 64-ёх анг бхакти указаний на совершение питри-шраддхи. Однако, не поклоняясь им, мы, тем не менее, должны их почитать как слуг Господа. Это единственно верное понимание их положения согласно их сварупе, а не временно занимаемому положению, даже если их изначальное предназначение не осознано ими. Такой целеустремлённый потомок-бхакта предав забвению все свои временные обязанности обучает на тонком уровне даже тех предков, которые забыли о своей дживера-сварупе. Он даёт им то, что они не смогли реализовать в своей обусловленной жизни посвященной бхукти – наслаждениям тела.

 

    Настоящий вайшнав живёт чистой верой. Выше питри-шраддхи стоит бхакти-шраддха понимание которой выражено в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.62) Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами:

 

шраддха-шабде вишваса кахе судридха нишчайа
кришне бхакти каиле сарва-карма крита хайа


«Шраддха это  - непоколебимая убеждённость в том, что совершая только шуддха-бхакти джива достигнет всех плодов и всех видов совершенства».

 

    Эта идея находит также своё подтверждение в «Прартхане» («Дхана мора Нитьянанда», стих 2) Шрилы Нароттама даса Тхакура, он пишет:

 

вайшнавера пада-дхули, тахе мора снана-кели,
тарпан мора вайшнавера нама


«Я освящаю своё тело пылью с лотосных стоп вайшнавов, утопая в волнах экстатического восторга. Я произношу их имена, - и мои подношения предкам совершаются сами собой».

    Цитируемая выше «Хари-бхакти-виласа», которая утверждала необходимость совершения шраддхи, в других своих стихах прославляет превосходство бхакти и необязательность почитания предков. Это выражено в нижеследующих стихах.

 

    В «Хари-бхакти-виласе» Виласа 8 (165-166), описывается слава предложения Господу бхоги. Этот стих заимствован Шрилой Санатаной Госвами из «Сканда-пураны»: «У того, кто предлагает Господу Кришне вкусную пищу, предки будут наслаждаться счастьем в течение целого дня Брахмы. О знаменитый царь, все желания того, кто предлагает Господу хороший фрукт, исполняются во время дня Брахмы».

 

    В Виласе 8 (170) используется текст «Вишну-дхармоттары»: «Райские планеты становятся достижимыми для того, кто предлагает Господу рис вместе со вкусными блюдами из овощей. В действительности, предки такого человека будут также наслаждаться бесчисленным количеством риса и овощей».

 

    В 9 Виласе (40-42) цитируется фрагмент из смрити-шастр: «Дом, в котором всегда находится чаранамрита Господа Хари, остаётся полон неистощимого богатства. Обитатели этого дома обретают благо от предложения подношения предкам в Гае.

 

    Принятие чаранамриты Господа Хари приравнивается к предложению подношения предкам; устраняет страх перед демонами, привидениями и злобными духами; уничтожает болезни, препятствия и боязнь ядовитых змей и хищных животных».

 

    В 9 Виласе (138) приводится беседа между Девадутой и Викундалой. Она изначально записана в «Падма Пуране». В ней говорится следующее: «Человек, который сажает Туласи, будет счастливо жить на райских планетах столько тысяч лет, сколько листьев и семян на деревце. Если человек просто вдыхает аромат Туласи, то предки такого человека способны подняться на спину Гаруды и вернуться на Вайкунтху».

 

    В 9 Виласе (175) сказано: «О лучшая из птиц (Гаруда), выращиванием Туласи, человек достигает результатов всех видов благотворительности, огненных жертвоприношений, повторения мантр, совершения шраддхи в Гае и тапасьи».

 

    В 9 Виласе (177): «Вайшнавы, разбивающие сад Туласи в храме Господа Кешавы, достигнут Его вечной обители вместе со своими предками».

 

    В 9 Виласе (307-310) приводится беседа между господом Брахмой и Нарадой. Брахма сказал: «О выдающийся мудрец, прославлены те, кто в этот век Кали поклоняется Господу Хари для блага своих предков. Им не нужно отдельно прилагать усилия, чтобы идти в Гаю и предлагать предкам подношения. Если Господу Хари поклоняются с целью принести благо конкретной личности, то этот человек освободится от адской жизни и достигнет высшего назначения. Те, кто строит храм Господа Хари в память о своих предках, несомненно, исполнят свой долг перед ними».

 

    В 10 Виласе (377) цитируется беседа между Кришной и Арджуной, которая находится в «Сканда Пуране»: «Предки тех, кто постоянно изучает и повторяет «Шримад-Бхагаватам» в своих домах, танцуют в экстазе, не принимая в расчёт социальные обычаи».

 

    В 10 Виласе (378-379): «О мудрый брахман, так долго, как «Шримад-Бхагаватам» с заботой хранится в доме человека, его предки наслаждаются изобилием сладкого риса, мёда и воды. Знай точно, что те, кто регулярно поклоняются «Шримад-Бхагаватам» в своих домах, уже удовлетворили всех полубогов» (Из «Сканда Пураны»).

 

    Полубоги занимают гораздо более высокое положение, нежели наши предки. Если даже деваты получают огромное благо, то что говорить о питах! В большем содержится меньшее.

 

    В 10 Виласе (435) цитируется «Сканда-пурана»: «О Нарада, если человек желает религиозности, экономического процветания, чувственного наслаждения и освобождения, то он может всегда слушать о славе Господа Хари. Благодаря такой деятельности человек получает всё».

 

    В 14 Виласе (387-388) приводится стих из «Падма Пураны» прославляющий месяц Вайшакха и севу совершаемую во время его: «Бедный человек, который не имея необходимых параферналий, поклоняется Господу Мадхаве с простым предложением цветов в месяц Ваишакха, освобождается от всех греховных реакций и освобождает от грехов сто предков в своей семье. Такой человек не будет страдать и скорбеть в течение следующих сотен тысяч рождений».

 

Вывод двух разделов

В связи с вышеприведёнными ссылками становится ясно, что чистый преданный, совершающий бхакти непрестанно и стремящийся только к одному – удовлетворению Кришны (кришна-анукул), может быть свободен от выполнения всех обрядов, что имеют узкую направленность в связи с обусловленным сознанием. Такое сознание подразумевает:

 

1) Осознание себя членом мирской семьи, как части тела отца или матери.

2) Восприятия себя как тела.

3) Восприятие предков так, как они чаще всего видят себя. Они думают о себе как о теле. А некоторые считают себя не связанными с Богом, либо связанными с Ним частично.

4) Желание блага только предкам своего узкого круга. Всех остальных умирающих он не почитает и не заботится об их вечном или временном благе.

 

Как быть тем, кто ещё не стал шуддха-вайшнавом,

 но уже (или ещё) и не является почитателем мирской дхармы?


    «Шримад-Бхагаватам» (11.20.27-30) говорит:

 

джата-шраддхомат-катхасу  нирвиннах сарва-кармасу

веда духкхатмакан каман  паритйаге 'пй анишварах

тато бхаджета мам притах шраддхалур дридха-нишчайах

джушаманаш ча тан каман  духкходаркамш ча гархайан

проктена бхакти-йогена  бхаджатомасакринмунех

кома хридайа нашйанти  сарве майи хриди стхите

бхидйате хридайа-грантхиш  чхидйанте сарва-самишйах

кшийанте часйа кармани майи дриште 'кхилатмани


Всевышний сказал: «Тот, кто развивает веру в Мои имена, качества и лилы, кто оставил привязанность к мирским и ведическим действиям и ритуалам, а также к их плодам, кто рассматривает материальное чувственное наслаждение как источник страданий, хотя всё ещё неспособен отказаться от него — такой исполненный веры преданный твёрдо убеждён в том, что все его нужды будут удовлетворены просто исполнением преданного служения. Поэтому хотя он и продолжает услаждать свои чувства, что, как ему известно, ведет к страданиям, он проклинает это наслаждение, снова и снова поклоняясь Мне. Когда такой человек, занятый самоосознанием, преданно служит Мне, как Я это описал, Я проявляюсь в его сердце и Сам уничтожаю осквернение похотью. Если человек впустит Меня в своё сердце, то недостатки уже не смогут оставаться в нём надолго, все кармические узлы развяжутся, сомнения уйдут, а его стремление к корыстной деятельности прекратится».

 

     В своей «Видват-ранджана-бхашье» Шрила Бхактивинода Тхакур пишет, используя слова Бхагавана: «Вера превращается в ништху, или полную погружённость в служение Мне, когда анартхи преданного, обретшего исключительную веру, уходят благодаря его бхаджане и общению с Моими бхактами. Бхаджана, совершаемая в общении со святыми (в садху-санге), уничтожает все грехи, и это происходит даже в том случае, если шраддха развилась ещё не полностью, если недостаёт знания таттвы и сомнения, касающиеся Божества, как объекта поклонения, всё ещё коренятся в сердце» (Цитируется из комментария Шрилы Нараяны Махараджа к «Бхагавад-гите» 8.28).

 

    Совершая лишь бхакти-абхасу и избегая по возможности греха, человек сможет изменить всё в своей жизни в лучшую сторону и избавиться от последствий пренебрежения мирским долгом, даже если выполняет бхакти не совершенным образом. Об этом сказано в «Харинама-чинтамани» (Глава 3, «Результат намабхасы») следующим образом: «Стадию намабхасы не следует недооценивать, ибо она предоставляет дживе множество благ и увеличивает её благочестие (сукрити). Поистине, намабхаса - одна из величайших добродетелей дживы. Она приносит дживе больше счастья, чем религиозность, обеты, йога, жертвоприношения и тому подобное, вместе взятое. Благодаря воспеванию святых имён джива освобождается от всех своих грехов и от действия Кали-йуги. Намабхаса величием превосходит плоды изучения всех Вед, посещения всех мест паломничества, всякой альтруистической и благочестивой кармической деятельности. Четыре цели, установленные Ведами – религиозность (дхарма), богатство (артха), наслаждение (кама) и освобождение (мокша) - достигаются воспеванием в намабхасе. Она наделена невообразимой силой, способна улучшить любое живое существо. Она дарует безграничную радость и может даже самых безнадежных поднять до возвышенной стадии осознания».

 

    Откуда у нама-абхасы такая сила? Это связано с тем, что в ней присутствует духовность, которая даже в частичном выражении выше всего сущего в материальном мире. Это утверждается в «Вамана Пуране»:

 

го-коти-данам грахане кхагасйа прайага-гангодата-калпа-васах

йагьайутам меру-суварна-данам говинда-кирттер на самам шатамшаих


«Дарение миллионов коров в солнечное затмение, жизнь в течении кальпы в Праяге, у Ганги и т.п., совершение десяти тысяч жертвоприношений и дарение золотой горы не равны даже двум сотым частицам слабейшей попытки воспевать бесконечную славу Господа Говинды».

 

    Даже неосознанное преданное служение уже улучшает положение живого существа и всех тех, кто связан с ним. Именно поэтому Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал следующее в беседе со своими учениками: «Ученик: Когда в какой-нибудь семье рождается преданная Богу душа, получает ли эта семья какое-то благо?

 

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Когда появляется великий святой, чистый преданный слуга Господа (уттама-адхикари), возвышаются сто поколений потомков и предков его семьи. Когда появляется преданный среднего уровня (мадхьяма-адхикари), возвышаются четырнадцать поколений его потомков и предков. А если появляется каништха, то возвышаются его потомки и предки в трёх поколениях» («Враджа-према» №3, стр. 21).

 

    Настоящие вайшнавы могут совершать обряд шраддхи ради новичков, а могут совсем не совершать его. Вайшнавы знают, что обряд шраддхи – мирской и бхакти от него не зависит. Доказательством этого служит фрагмент из «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» (стр. 32-33): «Когда зрелый преданный ради того, чтобы наставить и дисциплинировать обычных людей, совершает ведические ритуалы, как например, шраддху, не придавая этому особого значения, это не наносит ущерба его бхакти. Совершая подобную деятельность он знает, что бхакти от него не зависит».

 

    Также следует знать, что одной из целей обряда шраддхи является освобождение умерших от грехов и освобождение их от тел привидений, если их грехи преобладают над праведностью, но в духовной реальности никто не грешит и никто не умирает. Никто в настоящей духовной семье не становится привидением и поэтому никого не нужно в ней спасать от этой жалкой участи. Это значит, что согласно этой логике, обряд шраддхи относится к временным обрядам материального мира.

 

    Эта идея, говорящая о  том, что обряд шраддхи не имеет отношения к вечности, заимствована Гаудия-вайшнавами из Пуран. Шрила Санатана Госвами в «Хари-бхакти-виласе», Виласа 12 (69) приводит стих из «Падма Пураны», «Пушкара кханды»: «О Господь Рамачандра, если временный ритуал, такой как церемония шраддха, выпадает на Экадаши или в другой день поста, человек должен отложить его и совершить на следующий день».

 

    А также 12 Виласа (71): «Обет Экадаши – духовная деятельность, тогда как совершение церемонии шраддха – временный ритуал. Поэтому человек должен поститься на Экадаши и совершить церемонию шраддха в другой день» («Сканда Пурана»).

 

    Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, в своей книге, посвященной биографии и учению Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа (стр. 469) ставит питри-шраддху в один ряд с другими кармическими ритуалами, такими как праяшчита (ритуал очищения), шуддха-нирная (ритуал очищения), даябхага (разделение наследства и т.п. Он утверждает, что при совершении этих ритуалов благо получает сам человек, а не Бхагаван. Он пишет: «Праздники смартов, посвящённые Дурге, их методы определения экадаши, шраддхи, самскар и соответствующие им обеты - всё совершается ради материальных удовольствий или освобождения и потому обладает временной природой».

 

     Бхакти дарует все блага. Даже если человек совершает севу имея корыстные мотивы или преследуя ограниченные цели, Бог удовлетворит его желания. Об этом сказано в «Хари-бхакти-виласе», Виласа 5 (426), где приводится беседа между Ямой и Дхумракешей из «Карттика-махатмьи» (раздел «Падма Пураны»): «Шри Хари дарует освобождение тем, кто поклоняется Ему в Матхуре в форме шалаграма-шилы во время месяца Карттика. Если он поклоняется шалаграма-шиле с желанием принести благо своим предкам, то Господь освободит их, перенеся в Свою вечную обитель».

 

Окончательный вывод

    Силой бхакти-абхасы можно добиться плодов любой мирской деятельности, даже если человек не является чистым преданным. С другой точки зрения: если каништха-адхикари снова и снова планирует греховные действия не испытывая отвращения к ним, то ему лучше потратить время на дхарму по отношению к предкам, вместо того, чтобы заниматься запрещённой деятельностью.

 

    Есть три вида деятельности описанной в «Бхагавад-гите» 4.17:

  1. карма (регламентированная карма-шастрами деятельность),
  2. викарма (запрещённая шастрами деятельность),
  3. акарма (рекомендованная бхакти-шастрами духовная деятельность).

     Акарма выше всего, и лучше совершать карму, чем викарму - грех. Поэтому если преданный не активен в духовной жизни, а также в благочестивой деятельности (карме), то ему следует обязательно исполнять обряд шраддхи, чтобы у него не было времени на совершение неправедных поступков. И даже в этом случае человеку рекомендуется совершать ритуал почитания предков в согласии с указаниями вайшнавов, а не мирян. Следование предписанным кармическим действиям, человек сможет подняться над животной формой активности. Однако нет ничего лучше преданного служения Шри Кришне.

.: Вайшнавизм сегодня » Статьи