Фанатизм и лидерство. Часть 1



Ниже изложенная статья была написана в 2005 году после того, как многие фанатично настроенные преданные были разочарованы падением одного санньяси, который получил статус монаха от Шрилы Нараяны Махараджа. Обожествляя положение этого монаха они считали, что он является нитья-сиддхой – вечным спутником Бога в духовном мире. Однако после того, как они узнали кто он, они разочаровались как в нём, так и в своей вере. Часть из разочаровавшихся ушли в майу (обратно в мирскую жизнь), а часть даже оставили своего дикша-гуру – Шрилу Нараяну Махараджа и ушли в другую духовную организацию.
Данная статья адаптирована для чтения таким образом, что её может читать человек даже не имеющий глубокого образования и опыта в вайшнавизме. Оригинальная версия статьи также позже будет выпущена на нашем сайте.
Многие истинные проповедники различных религиозных движений принимая учеников повсюду в мире, преследуют высокие цели. Они не хотят создавать тысячные армии бездарных учеников, они настроены на формирование армии духовных учителей общества.
Идущий за своим духовным наставником должен стремиться к его удовлетворению, к удовлетворению его желаний. Однако быть лидером в духовной жизни не так просто. Настоящий лидер – это помощник своего святого наставника, а не препятствие в духовной жизни людей. Сформированный духовный учитель – это лидер человечества, но не такой, как можно встретить повсюду, а лидер-слуга. Встать на путь духовного лидерства – великая ответственность перед Господом, которая требует большого самопожертвования. Именно об этом и о том, как непросто обрести истинное ученичество мы и поговорим в этой статье.
В одном древнем ведическом трактате сказано: «Люди, чьи мысли поглощены построением планов о наслаждении материальной жизнью, избирают своим лидером такого же слепца, привязанного к внешним объектам чувств. Такие люди лишены возможности достичь цели жизни и подлинного блага, которые заключены в служении Господу. Подобно тому, как один слепец ведет за собой другого слепца, а потом оба они сбиваются с пути и падают в канаву, так и люди, привязанные к материальным объектам, которые руководят другими такими же людьми, запутываются в прочно сплетенных сетях своей мирской деятельности и таким образом вынуждены снова и снова попадать в кабалу материальной жизни и испытывать страдания материального бытия».
Наблюдая проблемы различных духовных организаций и анализируя ситуации, в которых оказываются люди, идущие этим путём, становятся ясны многие причины этих сложностей. Фанатизм тут играет глобальную роль. Фанатизм - это религия без философии. Если человек практикует служение Богу в религиозной традиции, которая наполнена очень глубоким философским наследием, и он при этом в достаточной степени не осведомлён об основах этой традиции, то, несомненно, такой человек будет находиться на уровне фанатизма.
Философия позволяет сделать религию осмысленной. Религия многогранна так же, как многогранен мир живых существ. Ей свойственны множественные правила и строгий подход к духовному развитию личности. Если в духовной жизни человека со стороны религиозных лидеров не учитываются свобода индивидуальной воли, место, время и обстоятельства, то такой подход может начать отпугивать разумных людей, которые способны на эффективное и здоровое развитие в духовной жизни. Если мы понимаем, что организация может носить религиозно-просветительскую роль, то именно высокая квалификация духовного лидера будет главным условием в успешном развитии тех личностей, которые ставят себя в зависимость от него и от этой организации.
Рассматривая качества человека, берущего на себя ответственность вести за собой, можно заметить, что, имея внутреннюю духовную силу, он полагается не на слепое повиновение людей, титулы или обычаи, которые могут иметь место в духовной культуре так же, как и в материалистической. Он не эксплуатирует всё это ради почестей, он берёт на себя ответственность вести за собой людей к Богу, будучи неотрывно сосредоточенным на Абсолютной Истине. Благодаря такой сосредоточенности, он проявляет подлинную честность, искренность и чистоту в своих отношениях с религиозными последователями. Он никогда не проявляет неуверенности, равнодушия или эгоизма, даже наоборот: он компетентен, не наигранно заботлив и бескорыстен.
Мирская корысть – удел обусловленных душ, не способных удовлетворить духовные потребности кого бы то ни было. Настоящий преданный Бога никогда не станет позволять себе жить жизнью раба своих телесных чувств. Тенденция сохранять мирское в себе часто приводит к насилию над чужой свободой воли, насилию, которое на религиозной почве будет вершиться во имя религии. Таким образом, сектантство приводит к различным вредящим духовной жизни конфликтам и обману, где обманутыми остаются не только последователи, но и те, кто их ведёт за собой.
Когда лидер идёт на поводу неистинных интересов, то тогда находиться в духовной общине тем, кто ищет истинных духовных ценностей, становится невозможным. Корыстная атмосфера в группе претит тем людям, которые видят, что дух чистой духовной традиции и мирская заинтересованность никоим образом несовместимы. Если человек, занимающий положение лидера, находится в материальном, обусловленном положении, то это, несомненно, в соответствующей степени негативно скажется и на последователях всей общины. Разве можно, в конце концов, достичь истинного духовного вкуса, находясь под руководством нечистого преданного, в глубине сердца своего лелеющего мирские наслаждения? Один великий святой востока сказал: «Дорогие духовные братья! Усилия, наполненные материальным и корыстным, никогда не пробудят подлинных духовных чувств».
Если во главе духовной группы стоит духовно не оформившийся лидер, он рано или поздно будет обнаружен и распознан более разумными людьми, которые, скорее всего, вступят с ним в конфликт. Недостатки нельзя скрывать постоянно под маской представителя Бога. Тот, кто в таком положении будет стараться изо всех сил держаться за свою власть на занимаемом посту, своим присутствием будет просто продолжать портить атмосферу истинного духовного развития и общества, которое пытается развиваться на основе чистых возвышенных принципов. Он станет неким препятствием в том месте, где он проявляет себя как представитель Бога и своего духовного учителя, не позволяя искренне страждущим душам идти к Истине. Такой лидер - просто ходячее препятствие, мирской барьер.
Люди нередко избегают подобных «руководителей», нередко автоматически покидая и истинную духовную культуру. В таком случае несостоявшиеся лидеры берут на себя тяжёлую ответственность за то, что лишают людей шансов на духовное развитие. Простит ли Господь таких «управляющих» за то, что они делают? Лидер должен очень хорошо понимать, что на нём лежит большая ответственность за каждого человека, который желает найти духовное прибежище. Каждый духовный лидер должен уметь пожертвовать собой ради развития других в божественной преданности.
Однажды один духовный основатель более полусотни храмов по всей Индии, в 1935 году в Дакке высказал по отношению к будущим своим последователям такое пожелание: «Я хочу, чтобы каждый самоотверженный и отзывчивый преданный нашей линии был готов пролить тысячу литров собственной крови ради питания духовного тела каждого индивида в этом мире».
Смиренное положение духовного руководителя будет основой успеха для всех тех, кто движется к Господу под его компетентным руководством. Истинный лидер – это слуга, а не господин. Служить – значит проявлять смирение, быть смиренным – значит полностью предаться Господу, и святым своей традиции.
В своих молитвах многие святые многократно молятся об обретении смирения. Они понимают, что, не будучи смиреннее соломы, которую топчут ногами на дорогах, - никто не станет дорог Господу. Можно привести в пример бенгальскую молитву одного святого, который, обращаясь к великим святым своей линии, молит их о милости обрести высокое смирение:
«Если я буду считать себя святым, я никогда не стану смиренным. Мое сердце осквернится стремлением к почестям, и я, несомненно, отправлюсь в ад. Помогите мне отказаться от ложных мыслей о том, что я учитель народа, и стать вашим слугой. Позвольте мне с чистым сердцем принимать остатки вашей пищи и воду, которой омыли ваши стопы. Если я буду думать, что я выше других, и давать другим остатки своей пищи, моей духовной жизни очень скоро придет конец. Поэтому позвольте мне всегда помнить, что я просто ваш ученик, и не принимать почестей и прославления в свой адрес. Только тогда я избавлюсь от стремления к славе и почестям и смогу оказывать почтение каждому. Катаясь по земле и рыдая у ваших божественных стоп, я искренне молю вас: наделите меня способностью чисто повторять Святое Имя Господа в этом смиренном настроении».
Таким образом, современным лидерам по милости истинных святых есть на кого равняться. Недостаток у лидера такого настроения будет вносить погрешности в его руководство. Людям, принимающим на себя ответственность вести людей к Богу, по возможности нужно чаще смотреть на себя со стороны через призму наивысшей преданности и смирения перед волей Господа – соответствует ли его поведение высшему стандарту, который показали святые прошлого? Если сам лидер находится в неведении относительно присутствия у себя недостатков, то эти изъяны незаметно начнут проникать в сферу отношений между ним и теми, кто живёт под его руководством. Если лидер в определённой степени слеп, это в свою очередь породит от него наставления, которые будут содержать в себе призыв, соответственно, к слепому следованию.
Слепота - это неведение, присутствие невежества. В свою очередь присутствие невежества не позволяет нашему преданному служению быть чистым. Скверное служение не ведёт в обитель Верховного Господа. Движение навстречу Господу, требует самой высокой квалификации и высочайшей чистоты, в которой абсолютно нет места любому типу невежества.
Порицая слепоту, следует сказать, что выход из неё всё-таки возможен и, несомненно, обязателен. На начальном этапе мы обсуждаем священные писания и общаемся с более знающими преданными Бога именно для того, чтобы устранить слепоту в нашем служении Всевышнему Господу. Это наука и практика, они основаны на религиозной философии. Они становятся легче, если следовать по стопам выдающихся духовно просветлённых личностей. Образование в определённой степени заключается в том, что мы должны стараться осознать дар Господа при помощи духовной логики и философии. Следует постигать духовную науку всё глубже и глубже и, не задав вопросов, разъясняющих предмет до необходимой ясности не принимать ничего. Следует слушать очень внимательно, и ничего не принимать поверхностно и слепо.
Совершенно очевидно, что если прибегнуть к такому глубокому подходу, то он в корне вырвет фанатизм из сердца. В сектах же наоборот, наставления часто не обсуждаются, и глубокое обдумывание не поощряется, секта создаёт безотказных исполнителей, «духовных» роботов. Самодовольные авторитеты преимущественно смотрят на ситуацию субъективно. Субъективизм мышления у таких несовершенных душ зависит от того, что в центр своих деятельности и мышления они ставят своё ложное «я», а не мнение и желания Бога изложенные в писаниях и которые передаются в проповеди наставниками.
Эгоистично настроенные псевдолидеры часто плохо знают писания и естественно плохо понимают процесс образования. Поистине осознавать священное наследие Бога – значит, быть полностью свободным от ложной гордыни и поэтому желающим серьёзно обучаться духовной жизни следует очень внимательно наблюдать именно за поведением проповедников, а не только за тем, что они говорят.
Священные писания не находят своего отражения в сердце обусловленных низшей природой людей. Некоторые, обладая хорошей памятью, просто буквально цитируют тома священного наследия и, делая это – буквально упиваются своей значимостью перед неискушённой публикой. Однако есть и более бездарные лидеры, эти люди зачастую просто не помнят послания Бога.
Один христианский православный святой как-то сказал о таком забытьи, что такое случается у тех верующих, которые элементарно пренебрегают писаниями. Когда у человека внимание направлено на нечто материальное, духовное воспринимается им очень рассеянным образом. Имея такое пренебрежение к священному, человек соответствующим образом будет «благословлён» Господом из сердца. Господь находится в сердце каждого существа, именно из Него исходит память, знание и забвение. Если человеку невыгодно с материальной точки зрения или он не желает уделять своё время, чтобы сосредоточиться на духовных наставлениях, то забытье, поглотит его духовное сознание. Господь исполняет желания всех живых существ с незапамятных времён.
Вывод очевиден: если у лидера недостаёт духовного образования, знания священных писаний и понимания наследия святых прошлого, если он лишён дара Господа на обладание духовной логикой, то это приведёт к разрушающему фанатизму. Через этот процесс недобросовестные люди создают из своей организации секту.
В секте внешние цели часто маскируют под внутренние, а корысть - под милосердие. Поиск богатства и власти над паствой выдаётся за служение Истине, человечеству и духовной традиции. Нередко в секте религией пользуются как маской, чтобы прикрыть ею своё стремление к политической власти и коммерческому успеху, а иногда и просто к чувственным наслаждениям. Порой отсутствие развитого духовного разума у «старших преданных» делает их слепыми в отношении того, чем они в действительности занимаются. С искренней миной на лице и натренированно-добрыми глазами люди продолжают свою материальную жизнь, и, ласково улыбаясь каждому, ведут своих последователей вовсе не к Богу.
Людям может льстить чувство, что они заняты некой высшей формой деятельности, направленной на достижение всеобщего блага, даже если это и не соответствует действительности. Методов аутотренинга уже создано немало. Фантазии даже на духовной основе – это продолжение материального существования. Не стоит увлекаться таким губительным аутотренингом, так как может прийти такой момент, когда можно оказаться в сточной канализационной канаве и уверенно убеждать себя, что ты занимаешь самую правильную позицию в мире.
Иллюзии в духовной жизни также могут питать ложное эго, и порой ещё больше, чем в обычной жизни у мирян. Люди, не имеющие полноценной духовной квалификации, являются жертвами своего глупого представления о себе, которое они слепо несут в сферу духовного общения. Это жуткая трагедия для того общества, в котором истинные ценности подменены и перевёрнуты в обратную сторону. Всё это приводит к тому, что люди этого общества ещё больше погружаются в непролазную тьму невежества.
Болея «звёздной болезнью», псевдолидер часто сосредоточивается на своих внешних обязанностях, а не на развитии своей духовности. Не пытаясь культивировать внутреннее, он совершенствует свои тонкоматериальное и грубоматериальное тела потеряв духовную простоту и открытость. К внешним достижениям и преимуществам можно причислить занимаемое положение лидера (например, его монашеский статус), его личную репутацию (титулы), харизму, национальность (например, то, что он индус), богатство, материальные способности (сверх способности, таланты, умение хорошо и красиво рассказывать и объяснять, искусно исполнять священные гимны), большое число последователей, мирское образование и положение, которое он занимает в своей организации, физическую красоту.
Увлечение внешним всегда приводит к пренебрежению внутренним, а также к бессердечию по отношению к другим. В такой ситуации «духовные лидеры» становятся для своих фанатичных последователей чем-то вроде поп-звёзд. «Поп-звезд» мало волнуют люди, которые не входят в число его почитателей, а его наивным последователям, как правило, нет никакого дела ни до кого, кроме их идола. Фанатики всегда рады также безосновательно критиковать всех, кто не почитает их «ценности». Это лишь небольшая часть из тех последствий, которые являются результатами такого фальшивого отношения к духовной жизни.
Часто наслаждающийся славой лидер начинает «охоту» на тех, кто по своему невежеству мог бы пополнить армию его слащавых воздыхателей. Нередко случается, что у горе-лидера развивается эмоциональная форма зависимости от таких отношений с преданными-материалистами, и тогда он становится уже не в состоянии изучать духовные книги или вести молитвенную жизнь. Ему как воздух опять надо вербовать новых членов для своего клуба, которые пополнили бы его ряды. Его обожатели на первое место ставят своего кумира, совершенно не уделяя внимания тем корням, благодаря которым все получают свои духовные соки. При таком подходе форма выходит на передний план, а истинное содержание становится лишь средством служения форме. Внешне кажется, что такая преданность – это служение Богу, однако это далеко не так. Стремление к увеличению последователей ради самонаслаждения находится в одном ряду со стремлениями к деньгам и материальным чувственным наслаждениям, в этом нет, и не может быть духа истинного служения Господу.
Последствия подобной имитации духовной жизни приводят рано или поздно к разочарованию как у тех, кто собираются в слепое стадо, руководствуясь логикой глупых овец, так и у самого «пастуха». Такой путь отбрасывает далеко назад от Истины тех, кто пытается искать её.
Всё может затянуться в худшую сторону особенно тогда, когда такой лидер привыкает с годами к раболепному почитанию со стороны своих последователей и впоследствии начинает считать количество почитателей за критерий своего духовного роста. На этом уровне псевдолидер частенько уже перестаёт углублять свою духовную жизнь и прилагать усилия для дальнейшего погружения в преданное служение Богу и общение со святыми. Это становится ему уже часто не по силам, низшие энергии материального мира уже к этому времени завершили свою чёрную работу над его сознанием, совестью и волей, несмотря на то, что автоматически он может продолжать проповедовать высокие истины. Однако в такой ситуации наблюдательный и знающий человек сможет заметить различие между тем, чему учат и тем, чему следуют.
Впоследствии гордость и самодовольство начинают вершить управу над личностью ищущего дешёвой наживы и над той организацией, которой он управляет. Совершенно очевидно, что такие лидеры растят себе подобных, превращая истинную духовную традицию в очередную мирскую организацию. Секта превращается вскоре в авторитарную. Авторитарность становится нормой управления, которую впоследствии ожидают «липовые» лидеры от своих воспитанников, обучая ложным принципам новое поколение. Так начинается лжемиссия.
Неофиты обычно легко верят в то, что над каждым, кто удостоен каким-либо духовным титулом, сияет ореол чистоты и настоящего духовного опыта. При выборе истинного общения следует отстранить поверхностный подход и всегда опираться на здравый рассудок и духовное знание. Без должного внимания и при наличии наивной веры можно оказаться «на крючке» у псевдопреданного Господа, который может очень умело выдавать себя за духовного лидера, искусно играя на внешних чувствах необразованных верующих.
Не следует сохранять инфантильность в своём сердце, иначе нас может подстеречь неприятный сюрприз, который может трагическим образом привести к окончанию духовной практики в этой жизни, а возможно, и в последующих. Нам следует различать преданных Господа по их личным внутренним качествам. Также следует опираться на мнение старших духовных лидеров и истинных святых.
Ни слепое принятие, ни слепое отвержение не принесут нам истинного духовного блага. Преданность духовному авторитету, безусловно, полезна, но только при условии, если он истинный и им правильно руководствуются. Несомненно, важно получать наставления от духовных лидеров и следовать им, однако, не принимая слепо, а самостоятельно их обдумывая и самостоятельно решая, в какой степени применять их в своей жизни, учитывая обстоятельства, свою – квалификацию и квалификацию того, кому мы подчиняемся.
Конец 1 части
Ари Мардан д.