Фанатизм и лидерство. Часть 2



Фанатизм и лидерство
Часть 2
Сектантство и фанатизм неразлучны – это два брата-близнеца. Именно фанаты превращают храмы и истинные духовные сообщества в секты. Сектантство подразумевает ограничение. В сектах в первую очередь пытаются ограничить свободу верующих и подавить её за счет «нерушимого духовного авторитета» лжеучителя. Фанату-лидеру страсть как хочется побыстрее стать «священной коровой», идеалом, диктующим для всех условия, поведение и правила жизни. Для этого он специально тщательно «прорисовывает» собственную уникальность в глазах окружающих, что часто сопровождается желанием обособиться от истинных носителей духа преданности Богу, а также от мнения духовных собратьев.
В этой уникальности можно заметить попытку нарушить постепенность духовного развития, приводящую к имитации духовной жизни и смешению высших истин духовной традиции с идеями мирян, либо богоборцев. Всё это происходит из-за отсутствия смирения перед старшими преданными и стремления решать возникающие проблемы и сомнения с помощью своего собственного ограниченного разума.
Ум таких лидеров нередко говорит: «Ты же такой умный! Соглашаться с чьим-то мнением – ниже твоего достоинства! Однако ещё хуже соглашаться с теми, кто не так хорошо знает писания, как ты, и не искушён в духовной практике. Пусть даже он говорит правду, но ты не должен слушать младшего и соглашаться с ним – тебе необходимо „держать марку“».
Сектант игнорирует мнение не только равных или младших, но и пренебрегает наставлениями более развитых преданных Бога и даже не воспринимает должным образом истинных учителей. При решении дилемм или при осуществлении каких-либо замыслов сектант действует независимым образом, ему не приходит в голову соизмерять правильность своих окончательных выводов с мнением более зрелых преданных и со священными писаниями. В таком положении человек уже обособлен от цепи святых учителей прошлого, он вне милости и благословений Господа, и уже сам является Богом и творцом своей судьбы, которую нельзя назвать духовной и благоприятной для души. В действительности, тот, кто пренебрегает духовным авторитетом, основывающимся на священных писаниях, и действует по указке своих заражённых вожделением ума и разума, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели.
Отдельно в сектантстве стоит тема зависти. Зависть к более знающим и опытным преданным Господа не даёт человеку обращаться к ним за наставлениями. Ведь в таком случае придётся признать факт своей зависимости от более развитых в духовном отношении людей. А это так вредит себялюбию и желанию выглядеть лучше в собственных глазах и глазах тех, кто тебя уже в какой-то степени обожествляет. Тут ведь придётся жертвовать своим дутым статусом.
Попытка сохранять своё шаткое положение в духовной жизни порождает сепаратистские идеи и поступки. О каком духовном братстве или родстве тогда может идти речь, даже если у нас один духовный учитель? В голове жужжит навязчивая навозная муха: «Разделяй и властвуй! Отделяйся – и власть будет в твоих руках, какой-никакой, а царёк!»
Имея подобные взгляды, теряя себя как душу и постепенно лишаясь разума, эти люди легкомысленно совершают грехи, разрушающие гармонию мира. Полные чувства собственной значимости, высокомерные и опьянённые ложной гордыней, рождённой из их богатства и талантов, они напоказ занимаются так называемыми духовными предписанными обязанностями, но, в действительности, не следуют никаким духовным наставлениям в сердце.
В Бенгалии говорят, что «рыба гниёт с головы». Это означает, что духовно слабый и необразованный лидер является причиной гниения общества, которое он пытается поддерживать. Хотя само по себе духовное наследие остаётся нетленным, организация, если она развивается под руководством духовно не оформившейся личности, постепенно разлагается. Ложное взросление лидера, сопряжённое с отвердением его сердца, только лишь приближает трагическую смерть организации. Лидер – это ведущее звено, и в основном именно от него зависит живая духовная атмосфера, которой чужд застой.
Ограниченность и внутренняя стагнация руководителя лишь затрудняет поиск духовного прибежища людям, находящимся в зависимости от него. Такой лидер является камнем преткновения между Богом и искренними душами, который мешает им получить связь с миром божественного служения и счастья. Горе-лидеры ведут своих оголтелых фанатов к себе, а не к Богу.
В организациях, заражённых косностью, всё чаще можно увидеть инертность, бюрократизм, самодовольство и сопротивление переменам. Стремление занять какой-то пост, обрести титул или звание и затем во что бы то ни стало их удержать – все это делается ради подпитки ложного самомнения и является разновидностью материальной гордыни, основанной на желании провозгласить свою неоспоримую и окончательную правоту. Там, где утеряна разумная активность, можно заметить отсутствие понимания места, времени и обстоятельств, учитывая которые необходимо действовать в различных ситуациях, чтобы не нарушать важнейших принципов религиозной традиции. Учение наставников прошлого часто остаётся непонятым.
В действительности, учителя вечной религии должны быть свободными от любых шаблонов и условностей. Истинный учитель не является ни порождением, ни приверженцем какой бы то ни было механистической системы – одна лишь верность установленной доктрине или установленному методу поклонения не гарантирует того, что человек будет верен истинному духу учения. При этом ни одна система в его руках не вырождается в безжизненную условность.
Без такого понимания сектанты просто слепо гнут свою линию, имитируя попытки следовать по стопам святых прошлого. Пока лидеры-фанаты берут на себя мирскую роль старшего, чтобы поиграть в духовную жизнь, не принимая на себя серьёзной ответственности, они никогда не станут обращать внимания на какие-либо побочные эффекты своего правления. Элитизм, авторитарность, недостаток любви, сострадания и доверия, отсутствие единства и чистоты – это то, чем грешит бездумное эгоистическое властвование. Рядом с нежным ростком преданности Господу безбожно разрастаются сорняки всевозможных желаний, направленных на чувственное самоудовлетворение, и их разнообразию нет предела. Тут и стремление к освобождению, и жажда признания, и славолюбие, и желание быть объектом всеобщего почитания и так далее. Все эти признаки указывают на скорое отмирание истинной организационной структуры. В таких системах правит буква закона, а не истинный лидер-слуга, который оказывает почтение всем живым существам, не ожидая почтения с их стороны.
Святые прошлого очень жестко высмеивали такие качества у духовных лицедеев. Один великий вайшнавский святой начала девятнадцатого века говорил: «Твоя иллюзия окутала тебя настойчивым желанием иметь фальшивое признание со стороны. Однако то, чего ты так сильно жаждешь, подобно испражнениям свиньи».
К сожалению, с материальной точки зрения, недобросовестному человеку невыгодно исправлять вышеперечисленные пороки в себе, так как гораздо легче и интересней имитировать роль ведущего в духовной жизни. Ведь если начать реформировать свою жизнь, приближая её максимально к настоящим духовным стандартам, то тогда роль дутого лидера придётся оставить, а ведь на этом посту так «вкусно кормят»! Однако, если человек действительно желает избежать роли религиозного деятеля-формалиста, то ему просто необходимо присматриваться к себе, постоянно проводить самоанализ и бесконечно заниматься самосовершенствованием, помня, что именно гордыня таит в себе корень всех наших внутренних врагов. Следует знать, что даже если преданный Бога нашел в себе силы отбросить все кармические желания, победить гордыню и стремление к славе очень трудно. Именно эти коварные несовершенства являются основной причиной всех препятствий на духовной стезе. Поэтому следует с особым тщанием следить за тем, чтобы не касаться всех этих нечистот.
Следует неустанно работать над собой: стремиться быть искренним, распознавать и исправлять в себе чуждые для духовного развития мотивы, оставлять привязанности и вредные привычки и радоваться тому, что они постепенно отмирают. Мы должны меняться и превозмогать инертность и невежество. Если сознательно избегать самоанализа и работы над ошибками, то тогда обедняющие нашу душу низменные желания никогда не покинут наше сердце, и трансцендентная духовная реальность будет совершенно недостижима для нас. Тут даже не поможет повторение Святого Имени Господа, потому что если повторять Имя Бога, но при этом сознательно сохранять низменные привязанности – значит наносить оскорбление Всевышнему. Это становится ясно, когда мы видим перечень десяти оскорблений Святого Имени Бога, описанных в работах святых вайшнавов. Не уничтожив мирского сознания, невозможно достичь духовного уровня.
Человек, не желающий духовно меняться, – лишён смирения, которое в настоящей духовной жизни сопряжено с преданностью Верховной Власти. Следует всегда помнить о сути истинного смирения, которое заключается в полной и постоянной зависимости от Верховного Господа и общества Его чистых преданных.
Для иллюстрации вышесказанного можно привести слова одного индийского святого:
«Теперь, когда годы моей жизни уже подошли к концу, пролетая один за другим, я понимаю, что единственное, на что я могу опираться, так это только лишь на милость святых стоп преданных Господа. Все мои действия достойны того, чтобы их отвергли. Я обращаюсь с молитвами к тем, кто несоизмеримо выше меня, если они думают, что мне можно следовать по пути, который проложили эти святые, и позволительно изучать их наставления, чтобы они поменяли своё мнение обо мне. Только они, по своей милости, могут наделить меня нужной силой и способностью передавать их божественную энергию тому, кто глуп, невежествен и беспомощен. Тот, кто совершает служение Всевышнему Господу, всегда считает себя последним среди всех. Тот, кто понимает, что он ничтожество, возвышается до высочайшего положения истинного преданного Бога. Только тогда он может передавать другим послание великой преданности Господу».
Этот святой, имея высочайшие заслуги в своём духовном кругу, тем не менее, занимает нижайшее положение – ниже травы, растущей на дороге. Нам крайне необходимо обрести такое же внутреннее настроение истинного смирения, если мы хотим иметь реальную, а не мнимую связь с божественными слугами и Самим Верховным Господом. Обретению этой трансцендентной связи мы должны посвятить свою жизнь, заплатив за неё самую высокую цену.
Вследствие фанатизма, духовное развитие в современном обществе воспринимается большинством последователей очень дёшево, хотя, в действительности, подход к практике преданного служения Богу не должен быть легковесным. Дешёвое восприятие возвышенной цели, а также вера в то, что она может быть достигнута легко, пагубна для тех, кто ищет истинного совершенства.
На начальных этапах неофит многое понимает поверхностно, потому что не всё даётся сразу и невозможно понять все глубины духовной жизни с первых лет. Однако очень опасно, если поверхностный подход к духовной жизни культивируется более десяти лет. Такая поверхностность на руку тем, кто стремится в большом количестве коллекционировать невинных последователей, складывая себе в большой карман их деньги. Совершенно очевидно, что это грубое насилие над невежественными душами. Тот, кто требует совершать достаточно примитивные усилия в преданном служении Господу, но при этом обещает «золотые горы», – лжет своим почитателям. Такие лжепроповедники, в конечном счёте, собирают вокруг себя только недостойных людей и вместе с ними идут в преисподнюю.
Глупо стремиться дёшево получить нечто бесценное. Разве уроки этого мира не говорят о том, что за всё необходимо платить адекватную цену? Никогда не следует обманывать себя и позволять это делать другим. Пытаясь приобрести что-то очень ценное как можно дешевле, мы создаём все условия для того, чтобы нас обманули. По сути, это означает то, что мы сами хотим быть обманутыми. Если что-то стоит дорого, то мы должны заплатить за это соответствующую цену.
Фанатизм неизбежен на ранних стадиях развития личности. Если мы понимаем, что в основе фанатизма стоит невежество (а оно уходит не в один момент), то должны быть достаточно терпеливы и относиться с пониманием к тому, что происходит. Однако такое терпение не означает сохранение своей инертности. Мы не должны позволять себе и также другим десятилетиями спать на коленях иллюзорных представлений о духовной жизни.
Фанатизм, приводящий к сектантству, будет препятствием для нас до тех пор, пока у нас сохраняется невежество. В значительной степени фанатизм уйдёт тогда, когда мы приблизимся к середине духовной жизни. Это произойдёт благодаря стабильной, непрерывной преданности Богу, постижению основополагающих истин священных писаний и знакомству с препятствиями в духовной жизни. Такая победа возможна, если обратить внимание на своё личное духовное образование, которое приходит по милости Господа только через старших преданных и духовного учителя. Образование – враг фанатизма.
Также следует сделать особый акцент на этикете духовных взаимоотношений, так как его нарушение неизбежно приводит к оскорблениям. Результат оскорбительных отношений хорошо известен – это вожделение. Вожделение при неудовлетворённости порождает гнев, который в свою очередь порождает полное заблуждение. Таким образом, через совершаемые оскорбления человек снова погружается на дно, в объятия материализма, проистекающего из невежества.
Не исключено, что те, кому довелось читать этот материал, увидят в нём себя и своё положение, в котором они живут до сих пор. Пусть же всё написанное выше поможет тем, кто идёт вперёд, не сдаваясь и не соглашаясь ни на какие компромиссы, которые могли бы хоть как-то ослабить их служение Господу. Несомненно, тот, кто старается освободиться от сорняков в своём сердце, заметит, что одержать полную победу очень сложно, и, тем не менее, не следует останавливаться на половине пути, нужно идти дальше. Путь осилит только идущий.
Господь, породивший все души, изначально даровал им духовное положение Его вечного слуги, соответственно, мы должны действовать согласно этой природе. Предавая свою истинную сущность, мы теряем себя. Нам необходимо проявлять стабильность и ни за что не изменять своему духовному положению, ибо только таков единственно верный путь. Устойчивую верность своему истинному положению называют праведностью, а уход от такой позиции называют неправедностью. Именно так определяется одно и другое, и важно научиться не путать эти понятия, а чётко различать их между собой.
Ари Мардан д.